Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 40 страница



Термин " ноосфера" означал такое состояние биосферы — одной из оболочек нашей планеты, — при котором она приобретает новое качество благодаря научной работе и организуемому посредством нее труду. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что эта сфера, по представлениям Вернадского, изначально пронизаналич-ностно-мотивационной активностью человека.

Глава 16. Психофизиологическая проблема

Отношение психики (души) к организму, к своему телесному суб­страту с древних времен являлось объектом обсуждения при объяс­нении природы человека. Притом на уровне не только теоретических представлений, но и практики, прежде всего - медицинской. Глав­ным фактором жизни, как телесной, так и психической, было при­знано кровообращение. Это учение разрабатывалось в Вавилоне, Египте, Китае, Индии.

Понятие о пневме

Очень древним является также понятие о пневме — особом, подобном разогретому воздуху тон­чайшем веществе, проносящемся по кровенос­ным сосудам, но отличном от крови и выполняющем функции носи­теля психических актов.

Вспомним, что понятие о пневме играло огромную роль в воззре­ниях людей не только древнего мира, но и средневекового общества. На нем зиждились философские системы. Оно широко использова­лось как древневосточными религиями, так и христианским бого­словием. Сугубо гипотетический характер понятия о пневме, его не-проверяемрсть эмпирическими средствами создавали предпосылки для фантастических взглядов и суеверий. Вместе с тем нельзя забы­вать и о том, что в античном обществе научный опыт коснулся (при­том весьма поверхностно) лишь морфологического субстрата нервно-психических явлений. Понятие о пневме удовлетворяло в течение многих веков потребность естественнонаучной мысли в том, чтобы уяснить природу материального носителя душевных процессов. В ме­дицинских кругах пневма мыслилась как факт, а не как теория.

Представление о пневме у древних было чем-то напоминающим современные представления о паре в локомотиве: законами ее рас­ширения и сжатия объяснялась жизнь как механическая система ра­боты. При этом, однако, необходима существенная оговорка: пневма мыслилась как носитель души в различных ее разновидностях, как органических (если пользоваться современным термином), так и пси­хических. Поэтому термин " механизм" применительно к древнему способу объяснения нельзя употреблять без оговорки, без учета того, что истинно механическое объяснение стало возможно лишь в эпоху, когда развитие производства обусловило принципиально новое, стро­го механическое понимание причинности, до которого мысль древ­них подняться не смогла.

Тем не менее понятие о пневме, для которого " моделью" служило движение теплого воздуха, вносило " физическую" струю (в соответ­ствии с особенностями античной физики) — в отличие от " организ-менного" подхода, более телеологического, чем физический (над ко­торым, однако, также довлел телеологизм). Мнение о том, что пси­хическое есть пневма, поддерживалось безотносительно к философ­ским соображениям о функциях, выполняемых ею в мироздании. Как только были открыты нервы (это произошло в эллинистический период), их немедленно начали считать каналами для пневмы. Пред­ставления о пневме стали прообразом будущего нервного процесса.

Учение о темпераментах

В медицинских кругах зародилось также учение о темпераментах. Различными пропорциями в о смеси основных жидкостей объяснялись индиви­дуально-психологические различия между людь­ми. Область индивидуальных различий изучалась в связи с потребно­стями медицины, в схемах которой большую роль играло определе­ние зависимости заболеваний от строения тела.

Люди разделялись, исходя из идеи о преобладании одной из жид­костей в общей их смеси, на несколько типов. Китайские медики вы­деляли три главных типа, греческие - четыре.

По дошедшим до нас сведениям, первым из греческих философов, развивших учение о четырех темпераментах, был Эмпедокл (предло­живший схему построения мира из четырех элементов, или " корней" ). Равномерностью смеси четырех элементов или преобладанием в ней одних элементов над другими, величиной, связью и подвижностью этих элементов он объяснял уровень умственных способностей и ха­рактерологические особенности личности. Так, считалось, что люди, элементы которых слишком малы и слишком тесно примыкают друг к другу, обладают порывистостью и берутся за многое, но вследствие быстроты движений крови делают мало. Сообразительность или ту­пость сходным образом ставились в зависимость от смешения и дви­жения основных частиц.

Эмпедокл был непосредственно связан с одной из греческих ме­дицинских школ. Формулы, касающиеся всего космоса, врачам при­ходилось переводить на свой язык, чтобы использовать их соответ­ственно тому, что говорило эмпирическое наблюдение.

Школа Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н. э. ), известная нам по так называемому " Гиппократову сборнику", рассматривала жизнь как из­меняющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встре­чаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет пси­хические функции. Но единое материальное начало в качестве осно­вы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единое, то он никогда не болел бы. А если даже и будет болеть, то необходимо, чтобы и исцеляющее средство было единым.

Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, заменялось учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь жел­тая и желчь черная).

С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темперамен­тах, которое, однако, в " Гиппократовом сборнике" не изложено. Лишь

в книге " О священной болезни" различаются в зависимости от " пор­чи" мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основания, ибо сам прин­цип объяснения соответствовал Гиппократову учению.

То, что школа Гиппократа сделала объектом естественнонаучного анализа проблему индивидуальных различий, было обусловлено не чисто медицинскими, но более глубокими причинами, от которых са­ми медицинские интересы являлись производными.

Поворот греческой мысли ко всему, что касается человека, отра­зил глубокие изменения в общественной жизни греков периода рас­цвета рабовладельческой демократии, когда повысилась ценность че­ловеческой личности, ее жизни и свободы (конечно, речь идет о сво­бодных гражданах полисов). На проблеме индивидуальности сосре­доточивается и врачебное мышление, выработавшее новые нормы и принципы подхода к больному.

Реальная активизация личности побуждала исследовать характер ее связей с природным и социальным мирами. Соотношение этих двух миров становится одним из главных теоретических " сюжетов" эпо­хи. Он встречается и у Гиппократа. Приводя в качестве примера образ жизни некоторых азиатских народов в книге " О воздухах, водах и ме­стностях", он доказывал, что обычай может изменить природу орга­низма. Это были первые попытки обсудить вопрос о соотношении со­циального и биологического в человеке.

Мозг или сердце – орган души

Гуморальная направленность мышления древне греческих медиков вовсе не означала, что они игно рировали строение органов, специально предназ­наченных для выполнения психических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между со­бой две теории — " сердцецентрическая" и " мозгоцентрическая".

Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегре­ческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI век до н. э. ), который при­шел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических опера­ций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий " идут к глазным впадинам две узкие дорожки". Полагая, что ощущение воз­никает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.

Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строе­ния мозга, а это в свою очередь стало возможным благодаря накопле­нию эмпирических фактов. Но ощущения, по Алкмеону, - исходный пункт всей познавательной работы. " Мозг доставляет (нам) ощущение слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших не­поколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)" [171].

Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощу­щений, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах в отли­чие от знания об ощущениях не могло опереться на анатомо-физио-логический опыт.

Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.

Из медицины эти представления перешли в философию. Нужно, однако, иметь в виду, что, как в те времена, так и впоследствии, ре­шение вопроса о телесной локализации психики непосредственно за­висело не только от анатомических знаний, но и от философско-пси-хологических представлений. Платон, разделивший душу на три ча­сти, соответственно искал для каждой из них свой орган. Идеально-умственную часть (разум) он помещал в голове (руководствуясь со­ображением о том, что она ближе всего к небесам, где пребывает цар­ство идей), " гневливую" (мужество) - в груди, а чувственную (вож­деление) - в брюшной полости.

Открытие Алкмеоном мозга как органа психики в течение несколь­ких столетий рассматривалось только как гипотеза. Аристотель, ко­торый сам прошел превосходную медицинскую школу в Северной Гре­ции, возвращается к " сердцецентрической" схеме. Мозг, по его мне­нию, не орган психики, а аппарат, охлаждающий, регулирующий жар крови. Будучи фантастическими со стороны физиологической, пред­ставления Аристотеля вместе с тем вносили совершенно новый мо­мент в трактовку центрального органа психической деятельности.

«общее чувствилище»

Аристотелю принадлежит понятие об " Общее чувствилище", воспринятое последующей физиологией и медициной и всерьез обсуждавшееся вплоть до XIX века. Согласно Аристотелю, для актуализации чувственных образов вещей (а с этого начинается, какой полагал, сен-сомоторная деятельность организма) необходимо, чтобы тело обла­дало двумя специальными устройствами: органами чувств и централь­ным органом. Благодаря деятельности центра познаются общие ка­чества, которые косвенно воспринимаются нами при каждом ощу­щении, таковы движение, покой, фигура, величина, число, единство. Важнейшей операцией центра является, далее, различение ощуще­ний: " Невозможно различить посредством отдельных чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого, но и то и другое должно быть яс­ным чему-нибудь единому" (Аристотель). Какова же природа этого центра, где лежат жизненные корни " общего чувствилища"? Они ухо­дят, по Аристотелю, в область прямых связей организма со свойства­ми среды (сухим и влажным), ибо центральный орган является одно­временно и органом осязания. Тело представляет собой среду, при­росшую к осязающему органу, через нее возникают ощущения во всем их разнообразии.

Аристотелевская гипотеза об " общем чувствилище" направляла в дальнейшем работу физиологов, искавших в центральной нервной си­стеме отделы, в которых оно могло бы быть локализовано.

Механизм ассоциаций

С Аристотелем связана также первая попытка определить физиологический механизм ассоциаций. Он полагал, что душа обладает способностью посредством центрального ощущающего органа — " общего чувстви­лища" — восстанавливать в органах чувств в уменьшенном виде сле­ды прежних движений, а стало быть, и прежних впечатлений в том порядке, в каком они производились внешними объектами.

Запечатление образа предмета он объяснял тем, что движение, воз­никшее в органе, не исчезает сразу же, но сохраняется (застаивает­ся). Иногда ему противодействует другое движение, способное устра­нить сохранившийся след. Движения могут быть сходными, проти­воположными и следующими одно за другим, что и служит основа­нием для разграничения видов ассоциаций: по сходству, контрасту и временной последовательности. При большой прозорливости этих до­гадок они носили совершенно умозрительный характер и поэтому, ко­нечно, не смогли продвинуть позитивное знание о физиологическом субстрате психического.

Существенных успехов в опытном изучении этого субстрата доби­лись два врача, работавшие в Александрии в III веке до н. э., — Геро-фил и Эразистрат, которым принадлежит ряд крупных анатомических открытий, и прежде всего открытие нервов. До них нервы не отлича­ли от связок и сухожилий. Александрийские врачи производили вскрытие человеческих тел (что в дальнейшем категорически запре­щалось). Это позволило им детально описать устройство мозга и дру­гих органов.

В вопросе об органе " животной души" оба александрийца разо­шлись с Аристотелем и вернулись к Алкмеону. Но у Алкмеона еще не было дифференцированного подхода, тогда как александрийцы счи­тали, что " животная душа" локализуется в определенных частях моз­га. Герофил главное значение придал мозговым желудочкам. И это мнение удерживалось много веков. Эразистрат же обратил внимание на кору, связав богатства извилин мозговых полушарий человека с его умственным превосходством над другими животными. Эразистрату принадлежит также открытие различия между чувствительными и дви­гательными нервами. Это различие, вскоре забытое, было вновь от­крыто в XIX веке.

Успехи врачей-александрийцев были обусловлены сопоставлени­ем анатомических данных о строении нервной системы с экспери­ментальным изучением зависимости функций от раздражений и раз­резов различных частей мозга.

Филопон (VI век н. э. ) сообщает об опытах, в которых путем раз­дражения оболочек мозга вызывались двигательные параличи и по­теря чувствительности. Имеются сведения, что опыты ставились и над живыми людьми (приговоренными к казни преступниками).

Использовав опыт александрийских врачей и последующей меди­цины, древнеримский врач Гален (II векн. э. ) синтезировал достиже­ния античной философии, биологии и медицины в детально разра­ботанную систему.

Органами души он признал мозг, сердце и печень. Каждому из ор­ганов приписывалась одна из " психических" функций соответствен­но разделению частей души, предложенному Платоном: печень — но­ситель вожделений, сердце - гнева и мужества, мозг - разума. В моз­гу главная роль отводилась желудочкам, в особенности заднему. Здесь, по Галену, производится и хранится высший сорт пневмы, соответ­ствующий разуму, который является существенным признаком чело­века, подобно тому каклокомоция (имеющая свою " душу", или пнев-му) типична для животных, а рост (опять-таки предполагающий осо­бую пневму) — для растений.

Нервная система представляет ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живет самостоятельной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Они служат ощущению и движению. Гален различал: а) чувствительные, " мягкие" нервы, идущие к органам ощу­щений, и б) связанные с мышцами, " твердые" нервы, посредством которых выполняются произвольные движения.

Кроме автоматизмов сердца, сосудов и других внутренних систем, все остальные движения Гален считал произвольными. Мышца при­водится в движение нервом посредством проносящейся по нему пси­хической (душевной) пневмы. Зависимость любого мышечного дви­жения, связанного с моторным нервом, от участия психического фак­тора души казалась безусловной не только Галену, но и всем поколе­ниям после него, пока не был открыт механизм рефлекса.

Развитие психофизиологических представлений в античном мире приостановилось на уровне, запечатленном системой представлений

Галена. От этого уровня, с использованием достижений арабоязыч-ной культуры, научному знанию об организме предстояло продолжить свое дальнейшее развитие лишь через полтора тысячелетия.

Значение проблем, открытых в период анитичности

Завершая обзор представлений древних о материальном субстрате деятельности души

 (то есть представлений, внутренне связанных с психофизиологической проблемой), обратим

внимание на следующее обстоятельство. Если иметь в виду только фактические позитивные знания в этой области, то есть эмпирические открытия, вошедшие в общий комплекс совре­менных научных истин, то они крайне скудны и касаются исключи­тельно анатомии организма.

Физиологические объяснения опирались на фиктивные понятия, каковым, например, являлось понятие о пневме — вещественном но­сителе жизненных и психических явлений. Но при всей его фанта­стичности этот термин отражал реальную потребность мысли в том, чтобы постичь динамику совершающихся в материальном субстрате изменений. От пневмы ведет свое происхождение учение о " живот­ных духах" как потоках проносящихся по телу с огромной быстротой частиц, подобных потокам разогретого воздуха. В Новое время эти частицы были подведены под законы механики и до конца XVIII века выполняли в умах естествоиспытателей и врачей ту функцию, кото­рую взяло на себя в дальнейшем понятие о нервном процессе. И то, что для взгляда, чурающегося исторического подхода, может пока­заться мифологическим конструктом, являлось результатом напря­женной работы естественнонаучной мысли и непременной предпо­сылкой ее дальнейших успехов.

Психологические поиски древних шли впереди анатомо-физио-логических находок. Более того, сами физиологические схемы порож­дались запросами психологической мысли, исходившей из общего принципа зависимости души от организма. Учение о локализации ду­ши в различных частях организма возникло после того, как в составе самой души были вычленены различные " части".

Чтобы физиологически объяснить психологию, нужно сперва иметь психологию. И это остается верным применительно не только к древней эпохе, когда и физиологии-то, по существу, не было, но и ко всем последующим фазам научного прогресса.

Аристотель не пришел бы к своим умозрительным (фантастическим) рассуждениям о " пневматическом" механизме ассоциаций, если бы сначала не выделил сами ассоциации как особые формы запоминания и воспроизведения. Это же относится и к аристотелевскому понятию об " общем чувствилище" как главном психическом " центре".

В течение многих веков анатомы и физиологи подыскивали для этого центра место в организме исходя из психологических сообра­жений о том, что деятельность отдельных органов чувств сама по себе недостаточна для познания общих качеств вещей, для сопоставления ощущений различных модальностей и т. д.

Учение о физиологической основе темпераментов опять-таки от­правлялось от психологической типологии, связанной с интересами медицинской практики. Ведь все построения относительно элемен­тов (" соков" ), образующих тип, были насквозь умозрительными, ибо являлись не обобщением фактов, а производной учения о четырех " корнях" всего существующего (в греческой философии).

Тонкий психологический анализ привел Демокрита к различению четырех вкусовых качеств — сладкого, соленого, кислого и горького. Через две с лишним тысячи лет экспериментальная психология в по­исках основных чувственных элементов пришла к такому же выводу. Но Демокрит не ограничился феноменологией ощущений. Он искал их материальный субстрат в различии структуры атомов (сладкий вкус он считал порождением относительно больших круглых атомов, со­леный - атомов с острыми углами и т. д. ). Описание различий в ато­мах было совершенно спекулятивным, тогда как описание различных вкусовых ощущений соответствовало реальности.

Вправе ли мы, однако, прийти к выводу о том, что испытание вре­менем выдержали лишь те мнения, которые касались психологиче­ских фактов (ощущений, ассоциаций), тогда как выработанные древ­ними греками физиологические представления не имеют никакого значения для современного научного мышления?

Такой вывод нетрудно сделать, если рассматривать указанные фи­зиологические представления сами по себе, безотносительно к катего­риальной функции, которую они выполняли в общем движении науч­ных идей. Если же учесть эту функцию, то окажется, что принципи­альные подходы древних не так уж далеки от современных проблем, дискуссий и поисков. Установка древних на выяснение физиологиче­ской (органической) основы психики в принципе являлась правиль­ной. Наивно выглядят их ответы. Но вопросы, поставленные ими, со­храняют свою актуальность. И, кто знает, быть может, наши ответы по­кажутся в не столь отдаленном времени еще более наивными тем, кто выработает новые решения, отвечая на все те же вопросы, которые впер­вые осмыслил и над которыми столетиями бился древнегреческий ум. Проблема отношений психических процессов к нейрогумораль-ным остается по-прежнему одной из самых острых.

Учение о локализации психических функций, несмотря на успехи нейрофизиологии, нейрогистологии, нейропсихологии и других дисциплин, вооруженных электронными микроскопами, телеметриче­скими и биохимическими методами, электронно-вычислительными машинами и другой новейшей экспериментальной аппаратурой, со­держит в настоящее время еще больше белых пятен, чем в античные времена.

Конечно, представления о физиологическом механизме ассоциа­ций существенно преобразовались по сравнению с аристотелевским движением потоков пневмы. Но и сегодня о динамике нервных (или нейрогуморальных) процессов в мозгу при актах запоминания и вос­произведения по ассоциации (не говоря о более сложной — смысло­вой памяти) известно очень мало. Проблема же, поставленная Ари­стотелем, находится в центре интересов многих самых современных лабораторий, изучающих нейрофизиологию и биохимию памяти.

Демокритовский подход к ощущениям состоял не только в " атоми-зации" сенсорной сферы. Поисками исходных ингредиентов " материи" или " ткани" сознания занялась в XIX веке структуралистская психо­логия Вундта-Титченера, которая оказалась в тупике именно потому, что представляла ощущения не по-демокритовски, не как эффекты фи­зических воздействий на воспринимающий орган, а по Беркли и Юму - как первичные феномены сознания. От этой чисто психологи­ческой линии отличалось психофизиологическое направление, искав­шее не элементы сознания в их мнимой первозданности, а нервные эле­менты, от функционирования которых зависит возникновение ощу­щений. На этом втором пути были экспериментально установлены мно­гие факты. Выяснилось, например, что не вся поверхность языка оди­наково чувствительна к веществам, вызывающим разграниченные Демокритом вкусовые качества, что некоторые ощущения, считавши­еся вкусовыми, в действительности следует отнести за счет обоняния.

Демокрит искал ответ на вопрос, который до него ни перед кем не возникал и который и сегодня — в век тончайших физико-химиче­ских и кибернетических методов — остается столь же актуальным, как и тогда, когда основным орудием натуралиста было наблюдение.

Вопрос этот звучит так: каковы отношения между качеством ощу­щений и структурными особенностями вызывающего их внешнего ма­териального источника? Вряд ли кто-либо отважится утверждать, что психология располагает сегодня конкретно-научным решением это­го вопроса, тем более применительно к таким ощущениям, как вку­совые. Однако сформулирован он был в общем виде именно так, как и сегодня его понимает научная психология, — в отличие от тех доктрин, для которых (начиная от " физиологического идеализма" Ио­ганна Мюллера) у ощущаемых качеств не существует иного объектив­ного коррелята, кроме структуры самого органа чувств.

Что касается еще одного важнейшего приобретения древней пси­хологии — учения о темпераментах, то порожденные им понятия " хо­лерик", " флегматик", " меланхолик" и " сангвиник" продолжают жить и в современном языке, что, конечно, было бы невозможно, если бы они не подкреплялись реально наблюдаемыми различиями челове­ческих типов.

В период античности зародилась идея о том, что несколько исход­ных телесных признаков образуют - при различных сочетаниях -основные типы (или комплексы) индивидуальных различий между людьми. Эта идея остается руководящей для современных концеп­ций в области дифференциальной психологии. Можно подставлять различные значения под термин " исходные признаки" и использо­вать для их диагностики любые экспериментальные и математические методики, но общий смысл этих операций будет состоять в следова­нии той же категориальной схеме, которую выработали Гиппократ и другие древние медики. Напомним, что И. П. Павлов соотносил свое учение о типах высшей нервной деятельности с учением Гиппократа.

Древнюю теорию темпераментов отличала еще одна особенность. Как мы помним, за основные элементы организма принимались жид­кости (" соки" ). Этой точке зрелия созвучна устанавливаемая совре­менной наукой зависимость темперамента от желез внутренней сек­реции, от " химизма" тела (а не только от его устройства или свойств нервной системы).

Категориальный подход ориентирует на то, чтобы отчленить ин­вариантное в научной деятельности от тех теоретических построений, в которых оно выступает в конкретную эпоху, в неповторимых исто­рически преходящих обстоятельствах. Мы имели возможность убе­диться, что, хотя основные категории научно-психологического мыш­ления в античный период еще не сложились, именно тогда были от­крыты проблемы, остающиеся центральными для современной пси­хологии.

Механизм и новое объяснение отношений души и тела

Научная революция XVII века, как мы уже знаем, утвердила принципиально новое объяснение живого тела. Оно было освобождено от влияния души как организующего его деятельность принципа и стало мыслиться как своего рода машина, работающая по общим законам механики. Что касается психики, то она выступала в двух вариантах: либо как тождественная сознанию (то есть знанию субъекта о своих мыслях, волевых актах и т. д. ), либо как представленная в неосознаваемых фор­мах. Попытки объяснить ее отношение к " машине тела" породили три воззрения на психофизиологическую проблему, к которым в различных вариантах склонялись мыслители последующих веков. Мы уже упоминали об этих вариантах — порождениях эпохи торжества механистического воззрения на природу. Это психофизиологическое взаимодействие (Декарт), психофизиологический параллелизм (Лей­бниц) и психофизиологическое тождество (Гоббс).

Начнем с анализа воззрений Декарта. Как уже отмечалось, ему при­надлежало открытие рефлекторной природы поведения. Перед гла­зами Декарта был опыт объяснения работы сердца в категориях меха­ники. Это привело к открытию Гарвеем кровообращения как деятель­ности, которая совершается автоматически, а не регулируется душой.

По идейно-научной значимости, однако, психофизиологическая теория Декарта не только не уступала учению Гарвея, но и в извест­ном отношении еще в большей степени укрепляла принцип детерми­низма. Труды Гарвея утверждали этот принцип применительно к од­ной из внутриорганических функциональных систем, тогда как Де­карт распространил его на взаимоотношение живых существ с внеш­ним миром, на процесс поведения, открыв тем самым эру внедрения новой методологии в самую сложную сферу жизнедеятельности. От­сутствие сколько-нибудь достоверных данных о природе нервного процесса вынудило Декарта представить его по образцу процесса кро­вообращения, знание о котором приобрело надежные опорные точ­ки в опытном исследовании. Декарт полагал, что по движению серд­ца и крови как по первому и самому общему, что наблюдают в живот­ных, можно легко судить и обо всем остальном.

Нервный импульс мыслился как нечто родственное - по составу и способу действия — процессу перемещения крови по сосудам: пред­полагалось, что наиболее легкие и подвижные частицы крови, отфиль-тровываясь от остальных, поднимаются согласно общим правилам ме­ханики к мозгу. Потоки этих частиц Декарт обозначил старинным тер­мином " животные духи", вложив в него содержание, вполне соответ­ствовавшее механической трактовке функций организма. " То, что на­зываю " духами", есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро" [172].

Хотя термин " рефлекс" у Декарта отсутствует, основные контуры этого понятия намечены достаточно отчетливо. Считая деятельность животных, в противоположность человеческой, машинообразной, от­мечал И. П. Павлов, Декарт установил понятие рефлекса как основ­ного акта нервной системы.

Рефлекс означает отражение. Под ним у Декарта разумелось отра­жение " животных духов" от мозга к мышцам по типу отражения све­тового луча.

В этой связи напомним, что понимание нервного процесса как род­ственного тепловым и световым явлениям имеет древнюю и разветв­ленную генеалогию (сравните представления о пневме). Пока физиче­ские законы тепла и света, проверяемые опытом и имеющие матема­тическое выражение, оставались неизвестными, учение об органиче­ском субстрате психических проявлений находилось в зависимости от учений о душе как целесообразно действующей силе. Картина начала изменяться с успехами физики, прежде всего оптики. Достижения Ибн аль-Хайсама и Р. Бэкона уже в период средневековья подготавливали вывод о том, что сфера ощущений (имеются в виду зрительные ощу­щения) находится в зависимости не только от потенций души, но и от физических законов движения и преломления световых лучей.

Понятие о способностях души шло от еще полной наивного теле-ологизма биологии, понятие же о движении света — от нарождавшей­ся неаристотелевской физики, где взамен телеологии (с ее представ­лением о стремлении к цели) вырабатывались каузальные способы объяснения. Но чтобы законы оптики приобрели истинно детерми­нистскую интерпретацию, потребовалась новая механика.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.