Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 38 страница



На примере подросткового возраста можно было бы показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конку­рирующих для него по своей значимости. Успешная интеграция вод­ной из них (например, в школьном драматическом кружке или в ге­терогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сочетаться с дезинтеграцией в уличной компании, в которой он до этого без трудностей прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергаются в другой, где доми­нируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, и это бло­кирует возможности успешного интегрирования в ней.

Следует подчеркнуть, что потребность бытьличностью в этом воз­расте приобретает отчетливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позволяющие ему вписы­ваться, например, в круг дружеской компании сверстников, зачастую не соответствуют требованиям учителей, родителей и вообще взрос­лых, которые отодвигают его на стадию первичной адаптации. Мно­жественность, легкая сменяемость и содержательные различия рефе­рентных групп, тормозя прохождение фазы интеграции, создают вме­сте с тем специфические черты психологии подростка, участвуют в формировании психологических новообразований. Устойчивую по­зитивную интеграцию личности обеспечивает вхождение ее в группу высшего уровня развития.

Процесс развития личности в коллективах - специфическая осо­бенность юности, по своим временным параметрам выходящая за гра­ницы старшего школьного возраста, который может быть обозначен как период ранней юности. Адаптация, индивидуализация и интег­рация личности в коллективе обеспечивает становление зрелой лич­ности человека и является условием формирования самого коллек­тива. Органическая интеграция личности в высокоразвитой группе, таким образом, означает, что характеристики коллектива выступают как характеристики личности (групповое как личностное, личност­ное как групповое). Впрочем, все то, что сказано об адаптации, ин­дивидуализации и интеграции юноши, развивающегося в коллекти­ве, может быть воспроизведено применительно к его вхождению в криминальную группу. В такого рода группе опосредствующим фак­тором выступают принципиально иные ценности и цели. Это ведет к формированию многих негативных личностных черт.

Теперь можно построить третью обобщенную модель развития лич­ности и его периодизации в онтогенезе, имея в виду самую общую картину ее становления как социально зрелого человека. В этом слу­чае мы конструируем многоступенчатую схему периодизации, выде­ляя эры, эпохи, периоды и фазы формирования личности (рис. 5).

Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну " эру восхож­дения к социальной зрелости". Эта эра не завершается периодом ран­ней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продол­жается на последующих этапах онтогенеза, где и осуществляется ор­ганическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономиче­ски, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека.

Если представить социальную среду в ее глобальных характери­стиках как относительно стабильную и помнить о том, что целью об­щественного воспитания постоянно остается развитие личности, то

Рис. 5. Возрастная периодизация развития личности

весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдви­нутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фа­зы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое - адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Протяженные во времени, они выступают как макрофазы разви­тия личности в пределах одной эры, обозначаемые нами как три эпо­хи: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (ин­теграция). Именно таким образом ребенок в конце концов превра­щается в зрелую самостоятельную личность, дееспособную (ту, что де-

 

мографы обозначают как единицу " самодеятельной" части населения страны), готовую к воспроизводству и воспитанию нового человека, к продолжению себя в своих детях. Третья макрофаза (эпоха), начи­наясь в школе, выходит за ее хронологические пределы, отрочество выступает как эпоха перелома, обострения противоречий.

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкрет­ной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп. Периоды в свою очередь подразделяются на фазы (здесь уже микро­фазы) развития личности. Эпоха детства — наиболее длительная мак­рофаза развития личности — охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха отро­чества и период подросткового возраста совпадают. Эпоха юности и период ранней юности в свою очередь частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками пребывания в школе). Для первой макрофазы (эпохи детства) характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализации, для второй (эпоха отрочества) — индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха юности) — пре­валирование интеграции над индивидуализацией.

Предложенная А. В. Петровским концепция развития личности в онтогенезе и его периодизация опирается на богатый опыт конкрет­ных исследований и не противоречит полученным на их основе вы­водам. Вместе с тем она выдвигает новые задачи для изучения, к при­меру, специфических особенностей критических (но не обязательно кризисных) фаз индивидуализации внутри каждого возрастного пе­риода. Эта концепция позволяет понять действие социально-психо­логических закономерностей, соответствующих типу и уровню раз­вития группы, доминирующих на разных ступенях онтогенеза. Она открывает возможности эффективного педагогического воздействия на референтных лиц, " значимых других".

Данная концепция открывает пути осмысления и соотношения де­терминант развития личности, складывающихся в общностях, в ко­торые оказывается не только последовательно, но и параллельно включен ребенок, задержек и застоя развития личности на фазе адап­тации или индивидуализации, принимающих в отдельных случаях па­тологический характер, и многих других.

Теоретическую основу социально-психологической гипотезы раз­вития личности составляет принцип деятельностного опосредство-вания межличностных отношений, последовательно примененный при разработке теории личности и межличностных отношений.

Наиболее существенным в изложенном выше теоретическом под­ходе к развитию личности и построению его возрастной периодиза­ции является обращение к социальной психологии, оказавшееся эв-

ристичным для решения проблем психологии развития. Здесь, как и во многом другом, интеграция научных отраслей, которые до некото­рых пор не находили возможностей для успешной " стыковки" и не всегда осознавали ее необходимость, открывает новые перспективы развития каждой из них в отдельности и психологической науки как единого целого.

Часть V

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

Глава 15. Психофизическая проблема

Монизм, дуализм и плюрализм

В бесчисленных попытках определить природу психических явлений всегда — в явной или не­явной форме - предполагалось понимание их взаимоотношений с другими явлениями бытия.

Вопрос о месте психического в материальном мире различно ре­шался приверженцами философии монизма (единства мироустрой­ства), дуализма (исходящего из двух различных по своей сущности начал) и плюрализма (считающего, что имеется множество таких пер­воначал).

Соответственно, мы уже знакомы с первыми естественнонаучны­ми воззрениями на душу (психику) как одну из частных трансформа­ций единой природной стихии. Таковы были первые воззрения древ­негреческих философов, представляющих эту стихию в образе возду­ха, огня, потока атомов.

Также возникли попытки считать единицами мира не веществен­ные, чувственно зримые элементы, а числа, отношения которых об­разуют гармонию космоса. Таковым являлось учение Пифагора (VI век до н. э. ). При этом следует учесть, что единое вещество, слу­жащее основой всего сущего (в том числе души), мыслилось как жи­вое, одушевленное (см. выше — гилозоизм), а для Пифагора и его шко­лы число вовсе не было внечувственной абстракцией. Космос, им об­разованный, виделся как геометро-акустическое единство. Гармония сфер для пифагорейцев означала их звучание.

Все эти свидетельствует, что монизм древних имел чувственную окраску и чувственную тональность. Именно в чувственном, а не аб­страктном образе утверждалась идея нераздельности психического и физического.

Что касается дуализма, то наиболее резкое, классическое выраже­ние он получил у Платона. В своих полемических диалогах он раздвоил все, что только возможно: идеальное и материальное, ощущае­мое и мыслимое, тело и душу. Но не в противопоставлении чувствен­ного мира зримому, чувств разуму состоит исторический смысл пла­тоновского учения, его влияния на философско-психологическую на­уку Запада, вплоть до современной эпохи. Платоном была открыта проблема идеального. Доказывалось, что у разума имеются совершен­но особые, специфические объекты. В приобщении к ним и заключа­ется умственная деятельность.

В силу этого психическое, обретя признак идеальности, оказалось резко обособленным от материального. Возникли предпосылки для противопоставления идеальных образов вещей самим вещам, духа — материи. Платон преувеличил одну из особенностей человеческого сознания. Но только тогда она стала заметной.

Наконец, следует сказать о плюрализме.

Так же как уже в древности сложились монистические и дуалисти­ческие способы понимания отношений психики к внешнему матери­альному миру, зародилась идея плюрализма. Сам же термин появился значительно позже. Его предложил в XVIII веке философ X. Вольф (учи­тель М. В. Ломоносова), чтобы противопоставить монизму. Но уже древ­ние греки искали взамен одного " корня" бытия несколько. В частно­сти, выделялись четыре стихии: земля, воздух, огонь, вода.

В Новое время в учениях персонализма, принимающего каждую личность за единственную во Вселенной (В. Джемс и др. ), доминиру­ющими стали идеи плюрализма. Они раскалывают бытие на множе­ства миров и, по существу, снимают с повестки дня вопрос о взаимо­связи психических и внепсихических (материальных) явлений. Со­знание тем самым превращается в изолированный " остров духа".

Реальная ценность психики в единой цепи бытия — это не только предмет философских дискуссий. Отношение между тем, чтоданосо-знанию в форме образов (или переживаний), и тем, что происходит во внешнем физическом мире, неотвратимо представлено в практике научных исследований.

Душа как способ усвоения внешнего

Первый опыт монистического понимания отно­шений душевных явлений к внешнему миру при­надлежит Аристотелю. Для предшествующих уче­ний психофизической проблемы вообще не суще­ствовало (поскольку душа представлялась либо со­стоящей из тех же физических компонентов, что и окружающий мир, либо она, как это было в школе Платона, противопоставлялась ему в качестве гетерогенного начала).

Аристотель, утверждая нераздельность души и тела, понимал под последним биологическое тело, от которого качественно отличны все остальные природные тела. Тем не менее оно зависит от них и взаи­модействует с ними как на онтологическом уровне (поскольку жиз­недеятельность невозможна без усвоения вещества), так и на гносео­логическом (поскольку душа несет знание об окружающих ее внеш­них объектах).

Выход, найденный Аристотелем в его стремлении покончить с дуа­лизмом Платона, был воистину новаторским. Его подоплекой служил биологический подход. Напомним, что душа мыслилась Аристотелем не как единое, а как образуемое иерархией функций: растительной, жи­вотной (говоря нынешним языком — сенсомоторной) и разумной. Основанием для объяснения более высоких функций служила самая элементарная, а именно растительная. Ее он рассматривал в достаточ­но очевидном контексте взаимодействия организма со средой.

Без физической среды и ее веществ работа " растительной души" невозможна. Она поглощает внешние элементы в процессе питания (обмена веществ). Однако внешний физический процесс сам по себе причиной деятельности этой растительной (вегетативной) души быть не может, если бы к этому не было расположено устройство организ­ма, воспринимающее физическое воздействие. Прежние исследова­тели считали причиной жизнедеятельности огонь. Но ведь он спосо­бен возрастать и разрастаться. Что же касается организованных тел, то для их величины и роста " имеются граница и закон". Питание про­исходит за счет внешнего вещества, однако оно поглощается живым телом иначе, чем неорганическим, а именно благодаря " механике" целесообразного распределения.

Иначе говоря, душа есть специфический для живой организации способ усвоения внешнего, приобщения к нему.

Эту же модель решения вопроса о соотношении физической сре­ды и обладающего душой организма Аристотель применил к объяс­нению способности ощущать. Здесь также внешний физический пред­мет ассимилируется организмом соответственно организации живо­го тела. Физический предмет находится вне его, но благодаря деятель­ности души он входит в организм, особым образом запечатлевая не свое вещество, а свою форму. Каковой и является ощущение.

Главные трудности, с которыми столкнулся, следуя этой страте­гии, Аристотель, возникли при переходе от сенсомоторной (живот­ной) души к разумной. Ее работа должна была быть объяснена теми же факторами, которые позволили бы применить приемы, новатор­ски справиться с загадками питания и ощущения.

Подразумевалось два фактора — внешний по отношению к душе объект и адекватная ему телесная организация. Однако объектам, " ас­симилируемым" разумной частью души, свойственна особая природа. В отличие от предметов, действующих на органы чувств, они ли­шены вещественности. Это — общие понятия, категории, умствен­ные конструкты. Если телесность органа чувств самоочевидна, то о телесном органе познания внечувственных идей ничего неведомо.

Аристотель стремился понять активность разумной души не как уникальное, ни с чем не сопоставимое явление, а как родственное об­щей активности живого, ее частный случай. Он полагал, что прин­цип перехода возможности в действительность, то есть активации внутренних потенций души, имеет одинаковую силу как для разума, постигающего общие формы вещей, так и для обмена веществ в рас­тениях или ощущения физических свойств предмета органом чувств.

Но отсутствие вещественных предметов, адекватных деятельности ума, побудило его допустить существование идей (общих понятий), подобных тем, о которых говорил его учитель Платон. Тем самым он, переходя вслед за Платоном на позицию дуализма, обрывал детерми­нистское решение психофизической проблемы на уровне животной души с ее способностью обладать чувственными образами.

За пределами этой способности внутренние связи психической функции с физическим миром обрывались.

Трансформация учения Аристотеля в томизме

Учение Аристотеля о душе решало биологические, естественнонаучные задачи. В эпоху средневековья оно было переписано на другой, отвечающий интересам католичества язык, со­звучный этой религии.

Самым популярным переписчиком стал Фома Аквинский, книги которого под именем томизма были канонизированы церковью. Ти­пичной особенностью средневековой идеологии, отражавшей соци­альное устройство феодального общества, являлся иерархизм: млад­ший существует ради блага старшего, низшие — ради высших, и толь­ко в этом смысле мир целесообразен. Иерархический шаблон Фома распространил на описание душевной жизни, различные формы ко­торой размещались в ступенчатом ряду - от низшего к высшему. Каж­дое явление имеет свое место.

В ступенчатом ряду расположены души — растительная, животная, разумная (человеческая). Внутри самой души иерархически распола­гаются способности и их продукты (ощущение, представление, по­нятие).

Идея " ступенчатости" форм означала у Аристотеля принцип раз­вития и своеобразия структуры живых тел, которые отличаются уров­нями организации. В томизме части души выступали как ее имманен­тные силы, порядок расположения которых определяется не естест­венными законами, а степенью близости к Всевышнему. Низшая часть души обращена к бренному миру и дает несовершенное познание, высшая обеспечивает общение с Господом и по его милости позволя­ет постигать порядок явлений.

У Аристотеля, как мы отмечали, актуализация способности (дея­тельность) предполагает соответствующий ей объект. В случае расти­тельной души этим объектом является усваиваемое вещество, в слу­чае животной души — ощущение (как форма объекта, воздействую­щего на орган чувств), разумной — понятие (как интеллектуальная форма).

Это аристотелевское положение и преобразуется Фомой в учение об интенциональных актах души. В интенции как внутреннем, ум­ственном действии всегда " сосуществует" содержание — предмет, на который она направлена. (Под предметом понимался чувственный или умственный образ. )

В понятии об интенции имелся рациональный момент. Созна­ние - не " сцена" или " пространство", наполняемое " элементами". Оно активно и изначально предметно. Поэтому понятие об интен­ции не исчезло вместе с томизмом, но перешло в новую эмпириче­скую психологию, как функциональное направление выступило про­тив школы Вундта.

Важную роль в укреплении понятия об интенции сыграл австрий­ский философ Ф. Брентано, выступивший в конце XIX века со сво­им, отличным от вундтовского, планом преобразования психологии в самостоятельную науку, предмет которой никакой другой наукой не изучается (см. выше).

Будучи католическим священником, Брентано изучил психологи­ческие сочинения Аристотеля и Фомы. Однако Аристотель считал ду­шу формой тела — и применительно к ее растительным и сенсорным функциям - сопряженной с физическим миром (телами внешней при­роды). Интенция сознания и предмет, который с ней сосуществует, обрели характер духовных сущностей. Тем самым психофизическая проблема была " закрыта".

Обрацение к оптике

Новое содержание психофизическая проблема приобрела в контексте успехов естественнонаучной мысли в области оптики, соединившей эксперимент с матема­тикой. Этот раздел физики успешно разрабатывался в эпоху средневековья как арабоязычными, так и латиноязычными ис­следователями. В границах религиозного мировоззрения они, поста­вив душевное явление (зрительный образ) в зависимость от законов, объективно действующих во внешнем мире, возвращались к психо­физической проблеме, снятой с повестки дня томизмом.

Наряду с трудами Ибн аль-Хайсама важную роль в укреплении этого направления сыграло учение о " перспективе" Роджера Бэкона (ок. 1214-1294).

Оптика переключала мысль с биологической ориентации на фи­зико-математическую. Использование схем и понятий оптики для объяснения того, как строится изображение в глазу (то есть психиче­ский феномен, возникающий в телесном органе), ставило физиоло­гические и психические факты в зависимость от общих законов фи­зического мира. Эти законы — в отличие от неоплатонической спеку­ляции по поводу небесного света, излучением (эманацией) которого считалась человеческая душа, — проходили эмпирическую проверку (в частности, путем использования различных линз) и получали ма­тематическое выражение.

Трактовка живого тела (по крайней мере одного из его органов) как среды, где действуют физико-математические законы, была прин­ципиально новым ходом мысли, которого не знала античная наука. Независимо от степени и характера осознания его новизны и важно­сти самими средневековыми естествоиспытателями в структуре на­учно-психологического мышления произошло необратимое измене­ние, исходной точкой которого являлось понимание сенсорного акта (зрительного ощущения) как физического эффекта, строящегося по законам оптики. Хотя имелся в виду лишь определенный круг фено­менов, связанных с функцией одного из органов, объективно начи­налась интеллектуальная революция, захватившая вдальнейшем всю сферу психической деятельности, до самых высших ее проявлений включительно.

Конечно, выяснить пути движения световых лучей в глазу, особен­ности бинокулярного зрения и т. д. очень важно, чтобы объяснить ме­ханизм возникновения визуального образа. Но какие основания ви­деть в этом нечто большее, чем выяснение физических предпосылок одной из разновидностей рецепции?

Независимо оттого, претендовали ли Ибн аль-Хайсам, Роджер Бэ­кон и другие на это большее, входила ли в их замыслы общая рекон­струкция исходных принципов для объяснения психических процес­сов, они положили начало такой реконструкции. Опираясь на опти­ку, они преодолевали телеологический способ объяснения. Движение светового луча в физической среде зависит от свойств этой среды, а не направляется заранее данной целью, как это предполагалось в от­ношении движений, совершающихся в организме.

Работа глаза считалась образцом целесообразности. Вспомним, что Аристотель видел в этой работе типичное выражение сущности жи­вого тела как матери и, организуемой и управляемой душой: " Если бы глаз был лживым существом, душою его было бы зрение". Зрение, которое ставилось в зависимость от законов оптики, переставало быть " душой глаза" (в аристотелевской трактовке). Оно включалось в но­вый причинный ряд, подчинялось физической, а не имманентно-би­ологической необходимости.

В качестве выражения принципа необходимости издавна высту­пали математические структуры и алгоритмы[159].

Но сами по себе они недостаточны для детерминистского объяс­нения природы, о чем свидетельствует история пифагорейцев и нео­пифагорейцев, платоников и неоплатоников, школы, в которых обо­жествление числа и геометрической формы уживалось с откровенной мистикой. Картина радикально изменялась, когда математическая не­обходимость становилась выражением закономерного хода вещей в физическом мире, доступном наблюдению, измерению, эмпириче­скому изучению, как непосредственному, так и использующему до­полнительные средства (которые приобретали смысл орудий экспе­римента, например оптические стекла).

Оптика и явилась той областью, где соединились математика и опыт. Сочетание математики с экспериментом, ведя к крупным до­стижениям в познании физического мира, вместе с тем преобразовы­вало и структуру мышления. Новый способ мышления в естествозна­нии изменял характер трактовки психических явлений. Он утверж­дался первоначально на небольшом " пятачке", каковым являлась об­ласть зрительных ощущений.

Но однажды утвердившись, этот способ, как более совершенный, более адекватный природе явлений, уже не мог исчезнуть.

Механика и изменение понятий о душе и теле

Возникший в эпоху научной революции XVII века образ природы как грандиозного механизма и преобразование понятия о ду­ше (которая считалась движущим началом

жизнедеятельности) в понятие о сознании как прямом знании субъ­екта о своих мыслях, желаниях и т. д. решительно изменили общую трактовку психофизической проблемы.

Здесь необходимо подчеркнуть, что мыслителями этого периода проблема, о которой идет речь, действительно рассматривалась как отношение между психическими и физическими процессами с тем, чтобы объяснить место психического (сознания, мышления) в мироз­дании, в природе в целом. Лишь один мыслитель, а именно Декарт, не ограничился анализом соотношений между сознанием и физиче­ской природой, но попытался сочетать психофизическую проблему с психофизиологической, с объяснением тех изменений, которые претерпевают в организме физические процессы, подчиненные законам механики, порождая " страсти души".

Впрочем, для этого Декарту пришлось покинуть область чисто фи­зических явлений и спроектировать образ машины (то есть устрой­ства, где законы механики действуют соответственно конструкции, созданной человеком).

Другие крупные мыслители эпохи представляли соотношение те­лесного и духовного (психического) в " космических масштабах", не предлагая продуктивных идей о своеобразных характеристиках жи­вого тела (как продуцирующего психику устройства) в отличие от не­органического. Поэтому в их учениях психофизическая проблема не отграничивалась от психофизиологической.

Гипотеза психофизического взаимодействия

Отнеся душу и тело к принципиально различным областям бытия, Декарт попытался объяснить их эмпирически очевидную связь посредством гипо­тезы взаимодействия. Чтобы объяснить возмож­ность взаимодействия этих двух субстанций, Де­карт предположил, что в организме имеется орган, обеспечивающий это взаимодействие, а именно так называемая шишковидная железа (эпифиз), которая служит посредником между телом и сознанием (см. выше). Эта железа, по Декарту, воспринимая движение " живот­ных духов", в свою очередь способна благодаря колебанию (вызван­ному акцией души) воздействовать на их чисто механическое тече­ние. Декарт допускал, что, не создавая новых движений, душа может изменять их направление, подобно тому как всадник способен изме­нить поведение коня, которым он управляет. После того как Лейб­ниц установил, что во всех находящихся в динамическом взаимодей­ствии телах остается неизменным не только количество (сила), но и направление движения, аргумент Декарта о способности души спон­танно изменять направление движения оказался несовместимым с фи­зическим знанием.

Реальность взаимодействия между душой и телом была отвергнута воспитанными на картезианском учении Спинозой, окказионалиста­ми, Лейбницем. Спиноза приходит к материалистическому монизму, Лейбниц — к идеалистическому плюрализму.

Новаторская версия Спинозы

Признав атрибутивное (а не субстанциональное) различие между мышлением и протяжением и вместе с тем их нераздельность, Спиноза постули­ровал: " Ни тело не может определять душу к мыш­лению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к по­кою, ни к чему-либо другому (если только есть что-нибудь другое? )[160].

Убеждение в том, что тело движется или покоится под воздействи­ем души, сложилось, согласно Спинозе, из-за незнания, к чему оно способно так таковое, в силу одних только законов природы, рассмат­риваемой исключительно в качестве телесной. Тем самым вскрывал­ся один из гносеологических истоков веры в способность души про­извольно управлять поведением тела, а именно незнание истинных возможностей телесного устройства самого по себе.

" Когда люди говорят, — продолжает Спиноза, — что то или другое действие тела берет свое начало от души, имеющей власть над телом, они не знают, что говорят, и лишь в красивых словах сознаются, что истинная причина этого действия им неизвестна и они нисколько это­му не удивляются" [161].

Эта атака на " красивые слова", подменяющие исследование ре­альных причин, имела историческое значение. Она направляла на по-искдействительных детерминант человеческого поведения, место ко­торых в традиционных объяснениях занимала душа (сознание, мысль) как первоисточник.

Акцентируя роль причинных факторов, присущих деятельности те­ла самого по себе, Спиноза вместе с тем отвергал тот взгляд на детер­минацию психических процессов, который в дальнейшем получил имя эпифеноменализма, учения о том, что психические явления - это при­зрачные отблески телесных. Ведь психическое в качестве мышления является, согласно Спинозе, таким же атрибутом материальной суб­станции, как и протяженность. Потому, считая, что душа не опреде­ляет тело к мышлению, Спиноза утверждал также, что и тело не мо­жет определять душу к мышлению.

Чем был мотивирован этот вывод? Согласно Спинозе, он вытекал из теоремы: " Всякий атрибут одной субстанции должен быть пред­ставлен сам через себя" [162].

А то, что справедливо в отношении атрибутов, то справедливо и в отношении модусов, то есть всего многообразия единичного, кото­рое соответствует тому или иному атрибуту: модусы одного не заклю­чают в себе модусов другого.

Душа как вещь мыслящая и тело как та же самая вещь, но рассмат­риваемая в атрибуте протяженности, не могут определять друг друга (взаимодействовать) не в силу своего раздельного бытия, а в силу включенности в один и тот же порядок природы.

И душа и тело определяются одними и теми же причинами. Как же они могут оказывать причинное влияние друг на друга?

Вопрос о спинозистской трактовке психофизической проблемы нуждается в специальном анализе. Ошибочным, по нашему мнению, является взгляд тех ученых, которые, справедливо отклоняя версию о Спинозе как стороннике (и даже родоначальнике) психофизическо­го параллелизма, представляют его в качестве сторонника психофи­зического взаимодействия.

В действительности Спиноза выдвинул чрезвычайно глубокую, оставшуюся во многом непонятой не только его, но и нашими совре­менниками идею о том, что имеется лишь одна " причинная цепь", одна закономерность и необходимость, один и тот же " порядок" и для вещей (включая такую вещь, как тело), и для идей. Затруднения возникают тогда, когда спинозистская трактовка психофизической проблемы (вопроса о соотношении психического с природой, физи­ческим миром в целом) переводится на язык психофизиологической проблемы (вопроса о соотношении психических процессов с физио­логическими, нервными). Тогда-то и начинаются поиски корреляций между индивидуальной душой и индивидуальным телом вне всеоб­щей, универсальной закономерности, которой неотвратимо подчи­нены и одно и другое, включенные в одну и ту же причинную цепь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.