Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 44 страница



Леонтьев А. Н. Избр. психологич. -произв. Т. 1, 2. М., 1983.

Ломов Б. Ф. Системность в психологии. Москва—Воронеж, 1996.

Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. М., 1963; Т. 2. М., 1970.

Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва—Воронеж, 1995.

Павлов И. П. Поли. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1, 2. М. -Л., 1951.

Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х то­мах. Ростов-на-Дону, 1996.

Петровский В. А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.

Психология развивающейся личности/Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М., 1989.

Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. Москва—Воронеж, 1996.

Сеченов И. М. Психология поведения. Москва—Воронеж, 1995.

Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

Соловьев B. C. Соч. в 2-х томах. М., 1989.

Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Узнадзе Д. Н. Теория установки. Москва—Воронеж, 1997.

Ухтомский А. А. Доминанта. Л., 1966.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1, 2. СПб., 1868.

Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.

Франк С. Л. Душа человека. М., 1917.

Челпанов Г. И. Мозг и душа. М., 1912.

Шпет Г. Г. Психология социального бытия. Москва—Воронеж, 1996.

Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Москва-Воронеж, 1995.

Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд. М., 1974.

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. М., 1974.

Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. Москва—Воронеж, 1996.

Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.

Валлон А. От действия к мысли. М., 1956.

Джемс У. Психология. Пг., 1922.

Дильтей В. Описательная психология. М., 1920.

Коффка К. Основы психического развития. М. —Л., 1934.

Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М. —Л., 1936.

Лешли К. Мозг и интеллект. М. -Л., 1933.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. —Л., 1932.

Титченер Э. Учебник психологии. 2-е изд. СПб., 1914.

Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1935.

Уотсон Д. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925.

Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1989.

Артур Владимирович Петровский Михаил Григорьевич Ярошевский

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Редакторы Л. И. Дорогова, В. И. Евсевичев

Корректор ЕА Морозова

Компьютерная верстка В А. Кораблевой

Художественное оформление «Ин-Арт»

ЛР № 070824 от 21. 01. 93г.

Подписано в печать 24. 03. 98. Формат 60X90/16.

Печать офсетная. Гарнитура NewtonC. Усл. -печ. л. 33.

Тираж 6000 экз. Цена договорная. Заказ 1253.

Издательский Дом «ИНФРА-М»

127214, Москва, Дмитровское шоссе, 107.

Тел.: (095) 485-70-63, 485-74-00.

ОАО «Ярославский полиграфкомбинат» 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.


[1] Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1971.

 

[2] Может быть показана также возможность расширения категориального строя психологии за пределами базисного и метапсихологического уровней, что позволяет судить о предшествующих базисному уровню " протопсихологических категориях" и выстраивающихся над метапсихологическом уровнем " экстра­психологических категориях". Эта постулируемая здесь возможность реализо­вана в заключительном разделе книги, где конструируется общая категориаль­ная система психологии, включающая в себя 4 уровня (24 психологические ка­тегории).

 

[3] Совместно с В. А. Петровским.

 

[4] Вернадский В. И. О науке. Т. 1. Дубна, 1977, с. 143.

 

[5] Grmek M. D. A Plea for Freeing the Scientific Discoveries from Mith. In: On Sci­entific Discovery. Ed by M. D. Grmek, Robert S. Cohen and J. Cimino. London, 1977.

 

[6] Научное знание, как и любое иное, добыва-

 

[7] В популярной литературе описываются различные эпизоды, с которыми предание связывает открытия. Эти эпизоды один американский автор объяс­нил под формулой " три В". Имеются в виду начальные буквы английских слов: " bath" (ванна, из которой выскочил Архимед), " bus" (омнибус, на ступеньке ко­торого Пуанкаре неожиданно пришло в голову решение трудной математиче­ской задачи) и " bed" (постель, где физиологу Леви приснился опыт, доказываю­щий химическую передачу нервного импульса).

 

[8] Конечно, эти ответы формулируются не для него, но, вслушиваясь в них, он оказывается участником диалога, когда, опираясь на извлеченный из текстов ответ (который он не мог бы получить, если бы не обращался к этим текстам с собственным вопросом), не удовлетворяется им, а вступает в спор, приводит контраргументацию, продвигаясь тем самым в познании предмета.

 

[9] Выдающимся теоретиком и исследователем диалогической природы по­знания (открытой Сократом) был М. М. Бахтин, продуктивные идеи которого все еще недостаточно ассимилированы в психологии, привыкшей представлять со­знание " безголосым".

 

[10] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 158.

 

[11] См.: Шатерников М. Н. Биографический очерк И. М. Сеченова//Сеченов И. М. Избр. труды. М., 1935, с. 15.

 

[12] С целью решения этой задачи Эббингауз изобрел так называемые бессмыс­ленные слоги, что, по мнению Титченера, явилось самым выдающимся откры­тием в психологии со времен Аристотеля.

 

[13] Miiller-Freienfels R. Die Psychologie der Wissenschaft. Berlin, 1935, S. 100.

 

[14] Или цель действия в волевом акте. Предполагалось, что мыслительный и волевой акты строятся по общему принципу. Реагирование в ответ на раздра­житель нажатием на ключ (волевой акт) не отличается от реагирования словом (мыслительный акт).

 

[15] Boring Е. Eponim as Peacebo. In.: XVII International Congress of Psychology. Proceedings. Amsterdam, 1964, pp. 9-23.

 

[16] CarlyleTh. On Heroes, Hero Worship and the Heroic in History. London, 1840.

 

[17] Подробнее об этом см.: Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологиче­ская мысль. М., 1981.

 

[18] См.: Кант И. Соч. в 6-ти томах. Т. 3. М., 1964, с. 338.

 

[19] См.: Павлов И. П. Ответ физиолога психологам. - Павлов И. П. Поли. собр. соч. в 6-ти томах. 2-е изд. Т. 3. Кн. 2. М. -Л., 1951.

 

[20] Подробнее об этом см.: Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.

 

[21] Ухтомский А. А. Собр. соч. Т. 1. Л., 1950, с. 317.

 

[22] Там же, с. 258.

 

[23] Там же, с. 194.

 

[24] Павлов И. П. Письма к невесте//Москва. № 10. 1952, с. 155.

 

[25] См.: Павлов И. П. Поли. собр. соч. в 6-ти томах. 2-е изд. Т. 6. М. -Л., 1959, с. 265-267.

 

[26] См.: Ярошевский М. Г. Оппонентный круг и научное открытие//Вопросы фи­лософии. № 10. 1983, с. 49-62.

 

[27] Naturwissenschaft, 1922, S. 48.

 

[28] Reichenbach H. The Rise of Scientific Philosophy, 1954.

 

[29] Popper K. The Logic of Scientific Discovery, 1963.

 

[30] А по известной концепции К. Поппера даже к " трем мирам" - проблемно-научному, психическому и физическому.

 

[31] Так, согласно Т. Куну, кризису в науке и следующей за ним научной револю­ции (смене одной парадигмы другой) предшествует осознание " аномалий" в со­ставе научных знаний, причем это осознание " встроено в природу перцептив­ного процесса самого по себе" (Kuhn T. The Structure of Scientific Revolutions, 1962) и реализуется тем же механизмом, который действует при быстром вос­приятии неадекватных изображений (игральных карт) в тахистоскопе. Тем са­мым появление в составе научных знаний новаторских идей, несовместимых с исторически сложившейся парадигмой, объясняется универсальными особен­ностями процесса чувственного восприятия.

 

[32] Представление об " инкубации" встречается во многих теориях творческо­го процесса. Оно отражает одну из его реальных сторон, а именно подготов­ленность открытия предшествующей " автоматической" работой ума. Главная трудность, однако, заключается в том, чтобы дать причинную трактовку этой ра­боты. В противном случае подсознательное выступает в роли агента, который способен все объяснить, но сам не нуждается в объяснении.

 

[33] См.: Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб, 1993.

 

[34] Павлов И. П. Поли. собр. соч. в 6-ти томах. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1. М. -Л., 1951, с. 39.

 

[35] Там же, с. 325.

 

[36] Там же, с. 335.

 

[37] Условный рефлекс Павлов осмысливал как междисциплинарное понятие, обозначающее " такое элементарное психическое явление, которое целиком с полным правом могло бы считаться вместе с тем и чисто физиологическим яв­лением".

В России в 20-х годах все ведущие психологи (П. П. Блонский, К. Н. Корни­лов, М. Я. Басов, Л. С. Выготский) включали это понятие в состав своих концеп­ций. Выготский (1927) считал учение об условных рефлексах отраслью психо­логической науки, относя его, вопреки решительному отрицанию Павловым зоо­психологии, именно к последней.

Готовя обзор развития науки за первое послеоктябрьское десятилетие, Вы­готский считал высшим достижением советской психологии учение об услов­ных рефлексах.

 

[38] Не только американские, но и русские авторы видели в учении Павлова об условных рефлексах ветвь психологии. В частности, Л. С. Выготский в своем трак­тате " Исторический смысл психологического кризиса" относит павловскую кон­цепцию к разряду психологических систем. (См.: Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 293 и поел. )

 

[39] Подробнее об этом см.: Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский путь. Москва-Воронеж, 1996.

 

[40] Хотя он не был знаком с Сеченовым, однако всегда называл его только по имени-отчеству.

 

[41] Павлов И. П. Полн. собр. соч. в 6-ти томах. 2-е изд. Т. 1. М. -Л., 1951.

 

[42] Freud S. Collected Papers, 1. London, 1950, p. 297.

 

[43] Bonaparte M., Freud A., Kris E. (Eds). The Origins of Psychoanalysis. N. -Y., 1954, p. 275.

 

[44] По мнению главного биографа Фрейда Э. Джонса, это обстоятельство по­зволило Фрейду освободиться от комплекса, создаваемого ролью отца в бессоз­нательной жизни личности. " Евангелие" психоанализа - " Толкование сновиде­ний" - было написано через два года после кончины отца Фрейда. См.: Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997.

 

[45] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 429.

 

[46] Эпифеноменализм - учение о том, что психические акты не имеют само­стоятельной ценности и не являются причинными факторами поведения.

 

[47] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1, с. 407.

 

[48] Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950, с. 623.

 

[49] Павлов И. П. Лолн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1. М. -Л., 1951, с. 39.

 

[50] Эта установка была задана влиятельной на Западе философией позити­визма, сводящей содержание науки к непосредственному опыту субъекта (что­бы избежать бесплодного умозрения).

 

[51] Hull С. Principles of Bechavior. N-Y., 1943.

 

[52] Huxley Т. Н. On the hypothesis that animal are automata and it's history. Fort­nightly Review, 1874, p. 566.

 

[53] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1, с. 296

[54] Там же, с. 306.

 

[55] Там же, с. 298.

 

[56] Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. М., 1974.

 

[57] Особым ответвлением в гештальтпсихологии стала школа Левина, облик и авторитет которой обусловили разработка категории мотива.

 

[58] Научная психология не имеет возможности строить свой собственный язык иначе, как используя термины из других смысловых контекстов, которые при­обретают поэтому однозначно-психологическое содержание лишь в результа­те аккумуляции признаков, накапливаемых благодаря успехам конкретного ис­следования собственно психологических закономерностей. Это же относится и к термину " образ".

Существует мнение, будто образ является не психологической, а философ­ской категорией. Аналогичное мнение высказывается и в отношении категории личности, которая квалифицируется в качестве социально-исторической. Конеч­но, всякому термину присущ момент условности, конвенциональное™. Однако признание за термином психологического (или любого иного статуса) должно базироваться не на умозрительных, а на реально-научных основаниях, вытекать из действительных успехов позитивного изучения психической реальности. Чем значительнее эти успехи, тем резче демаркационная линия между конкретно-научным (в частности, психологическим) и любым иным значением терминов. Термины " образ", " действие", " чувство", " личность" и др. возникли и употреб­ляются и во внепсихологических контекстах. Научно-психологическими они ста­ли с тех пор, как благодаря построению соответствующих конкретно-научных гипотез и концептуальных схем, разработке и применению соответствующих эк­спериментальных, математических методов определенные сферы психической деятельности из объекта стали предметом научного знания.

 

[59] Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме, с. 117.

 

[60] М. De Mey. The Cognitive Paradigm. L, 1982, p. 228.

 

[61] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958, с. 30.

 

[62] Миллер Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1965, с. 15.

 

[63] Там же, с. 233.

 

[64] См.: Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964.

 

[65] Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1965, с. 379.

 

[66] См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23, с. 188.

 

[67] Как известно, подобные " случайные" опыты могут приводить к важным тео­ретическим результатам.

 

[68] См.: Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тби­лиси, 1961, с. 170.

 

[69] Это восприятие может быть как адекватным своему предмету, так и иллю­зорным, когда, например, два равных шара после установочных опытов воспри­нимаются как неравные.

 

[70] Подчеркнем еще раз, что действие не должно быть отождествлено с реак­цией, мышечным движением, операцией и другими изменениями поведения, представляющими лишь различные фрагменты живого действия, производимо­го индивидом.

 

[71] Предполагаемая понятием об установке идея организации действия во вре­мени соединяла в характеристике поведения в качестве нераздельных два мо­мента: зависимость от предшествующего состояния субъекта и прогностиче­скую ориентацию.

 

[72] Ухтомский А. А. Собр. соч. Т. 1. М., 1950, с. 125.

 

[73] Там же.

 

[74] Там же, с. 317.

 

[75] Там же, с. 306.

 

[76] Там же, с. 310.

 

[77] Этот феномен стал предметом специальной психологической разработки в концепции Фрейда о " рационализации" и концепции Л. Фестингера о когни­тивном диссонансе.

 

[78] Эмоциональный стресс. Л., 1970, с. 19.

 

[79] Это явление было известно в психофизиологии органов чувств под назва­нием " негативная адаптация", то есть падение чувствительности органа в ре­зультате длительного воздействия раздражителя. Но такая адаптация (" привы­кание" ) не соотносилась с деятельностью активирующей системы и не осмыс­ливалась в контексте проблемы и категории мотивации.

 

[80] Поскольку эмоции относятся к мотивационной сфере жизнедеятельности, их сложность (а стало быть, и подверженность организма эмоциональным рас­стройствам) также возрастает соответственно перемещению вверх по эволю­ционной шкале.

 

[81] Как пишет один из известных американских специалистов по психологии мышления Дж. Гилфорд, " ни один феномен или предмет, в отношении которого психология несет единственную в своем роде ответственность, не игнорировал­ся столь долго и не стал изучаться столь оживленно, как творчество" (Guilford J. Р. Some Theoretical Views on Creativity. " Contemporary Approaches to Psychology". Princeton, 1967, p. 419).

 

[82] Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995, с. 352.

 

[83] См.: там же, с. 344.

 

[84] Цит. по: Smith R. The Fontana History of the Human Sciences. London, 1967, p. 863.

 

[85] Даже Л. Н. Толстой, высоко оценивая Вундта, ставил его рядом с Дарвином и Сеченовым.

 

[86] Л. С. Выготский в те годы даже отважился сказать: " сверхчеловек". Но меня при подготовке к изданию соответствующего тома его собрания сочинений офи­циальный цензурный орган вынудил вычеркнуть из рукописного текста Выгот­ского этот " ницшеанский оборот" и заменить его на " новый человек" (см.: Вы­готский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1, с. 436).

 

[87] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 6. М., 1984, с. 244.

 

[88] Там же. Т. 1, с. 407.

 

[89] Там же. Т. 2. М., 1982, с. 8.

 

[90] Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996, с. 216.

 

[91] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 4. М., 1983, с. 383.

 

[92] Там же, с. 338.

 

[93] Там же, с. 335.

 

[94] Там же, с. 250.

 

[95] Там же, с. 277.

 

[96] Там же, с. 282.

 

[97] Там же, с. 379.

 

[98] Там же, с, 383.

 

[99] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 6.

 

[100] Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 51.

 

[101] Там же.

 

[102] Там же, с. 210.

[103] Там же, с, 215.

 

[104] Там же, с. 182.

[105] Там же, с. 50.

 

[106] В четырехуровневой категориальной системе, рассмотренной в заключи­тельной главе книги, личность включена в более высокий (экстрапсихологиче­ский) уровень.

 

[107] Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. Т. 1. М., 1983, с. 385.

 

[108] Данный параграф и следующий (" Л. С. Выготский о личности" ) написаны при участии В. А. Петровского.

 

[109] Ильенков Э. В. Что же такое личность? //С чего начинается личность? М., 1979, с. 216.

 

[110] Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М., 1971, с. 10.

 

[111] Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983, с. 41.

 

[112] Там же, с. 75.

 

[113] Там же, с. 144.

 

[114] Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926, с. 257.

 

[115] Там же, с. 258.

[116] Там же, с. 252.

 

[117] Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982, с. 250-260.

[118] Там же, с. 256.

 

[119] Там же, с. 257

 

[120] См.: Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности//Вопросы психологии, № 1, 1985; его же. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996, с. 506.

 

[121] Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, с. 257.

 

[122] В английском языке - только communication.

 

[123] Понятие о надсознательном уровне психической активности личности вве­дено М. Г. Ярошевским. Различие между этими двумя уровнями (подсознатель­ным и надсознательным) может быть пояснено простым примером. В процессе припоминания какого-либо события субъект воспроизводит усвоенную им преж­де информацию. В этом случае она сохраняется на подсознательном уровне. Решая же творческую задачу, личность создает новую информацию, которой прежде не существовало ни в его индивидуальном, ни в социальном опыте. Она осознается уже после того, как добыта (притом не всегда самим субъектом в ее истинном значении). В этом случае работа мысли совершается на надсознатель­ном уровне. К. С. Станиславский, а затем П. В. Симонов говорили о сверхсозна­нии, но в несколько ином смысле.

 

[124] Автор главы В. А. Петровский.

 

[125] Развитие ребенка/Под ред. А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. М., 1968, с. 130.

 

[126] Автор параграфа М. Г. Ярошевский.

 

[127] Морено Дж. Социометрия. М., 1958, с. 158.

 

[128] Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965, с. 304.

 

[129] Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти томах. Т. 9. М., 1956, с. 211-212.

 

[130] Опросник, предлагаемый группе, оценивающей данную личность.

 

[131]  " Эффективность - неэффективность" как характеристика группы высокого или невысокого уровня развития определялась по трем критериям: эффектив­ность спортивной деятельности; адекватность поведения спортсмена как об­щесоциальным, так и профессиональным нормам; создание условий для пол­ноценного развития личности.

 

[132] Психологическая теория коллектива, с. 179.

 

[133] См.: Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976, с. 133.

 

[134] Параллельно этому направлению В. Вундт также, вслед за своей идеей эк­спериментальной психологии, выдвинул план разработки " психологии народов", написал на эту тему десять пространных томов.

 

[135] Цит. по: Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983, с. 116.

 

[136] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20, с. 545.

 

[137] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 352.

 

[138] Об этом рассказано в " Павловских средах" (раз в неделю по средам Пав­лов собирал в десять часов утра сотрудников своих лабораторий для обсужде­ния результатов опытов, а также общих проблем учения о высшей нервной дея­тельности). В стенограмме одной из сред записано: " Иван Петрович рассказал об описанном Фрейдом случае излечения истерического психоза" (Павловские среды. Т. 1, с. 69).

 

[139] Более подробно см.: глава 1, параграф " Оппонентный круг"

 

[140] Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982, с. 115.

 

[141] Там же, с. 122.

 

[142] Павлов И. П. Поли. собр. соч. в 6-ти томах. 2-е изд. Т. 3. Ч. 2. М. -Л., 1951, с. 232.

 

[143] Винер Н. Кибернетика. М., 1958, с. 185.

 

[144] Вагнер В. А. Герцен как натуралист//Вестник Европы. 1914, № 9, с. 22.

 

[145]  Это место в " Биопсихологии" вызвало в 20-х годах упреки со стороны Ю. Фролова. По поводу критики Вагнером антропоморфического понимания " способности" муравьев к взаимопомощи Ю. Фролов иронически замечает, что " В. Вагнер посвящает много труда, чтобы доказать, что муравьи при совмест­ной работе не помогают друг другу, но лишь мешают! " (Фролов Ю. Физиологи­ческая природа инстинктов. 1925, с. 74). Между тем исследования Вагнера дей­ствительно показали, что муравьи тащат предмет, вовсе не сотрудничая друг с другом, а каждый сам по себе и если их работа и производит впечатление со­гласованных действий, то лишь потому, что каждый в отдельности муравей дви­гается к одной и той же цели - к муравейнику. Кажущаяся согласованность воз­никает при движении муравьев по гладкой дороге. Если же встречаются пре­пятствия, муравьи лишь мешают друг другу. Муравьи могут и помогать, и ме­шать друг другу в зависимости от обстоятельств.

 

[146] Вагнер В. А. Биологические основания сравнительной психологии (Био­психология). Ч. I и II. СПб. -М., 1910-1913, с. 38.

 

[147] Филиппченко Ю. Предмет зоопсихологии и ее методы // Новые идеи в философии. Сб. 10. 1913, с. 37.

 

[148] Вагнер В. А. Биологическое основание сравнительной психологии (Биопсихология). Ч. I и II, c. 223

[149] Вагнер В. А. Биопсихология и смежные науки. 1923, с. 25.

 

[150] Вагнер В. А. Там же, с. 25.

 

[151] Ланге Н. Н. Психология//Итоги науки. Т. VIII. 1914, с. 89.

 

[152] Там же, с. 90.

 

[153] Там же, с. 89.

 

[154] Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960, с. 369.

 

[155] См.: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1996.

[156] БСЭ. Изд. 1-е. Т. 44, с. 461.

 

[157] Автор настоящей главы, являясь учеником Г. А. Фортунатова, сохранил в своем архиве краткую запись беседы с его научным руководителем, где содер­жались разъяснения по вопросу, относящемуся к трактовке значения роли сре­ды в трудах педологов.

 

[158] Единые основания периодизации развития личности в онтогенезе выделя­ются М. С. Каганом. Ведущими для него в соответствующие периоды развития личности выступают следующие виды деятельности: общение (0-3); детское ху­дожественное творчество (3-7); познание (7-15); ценностно-ори'ентационная деятельность (13-18 лет); преобразовательная деятельность (взрослость); об­щение (старость).

 

[159] Наши термины " алгебра" и " алгоритм" (как и ряд других), пришедшие из арабоязычной науки, сохраняют память о непреходящем вкладе последней.

 

[160] Спиноза Б. Избр. произв. Т. 1. М., 1957, с. 457.

 

[161] Там же, с. 458-459.

 

[162] Там же, с. 367.

 

[163] Там же, с. 407. 16—1253



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.