Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 39 страница



Знаменитая 7-я теорема 2-й части " Этики" " Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей" означала, что связи в мышлении и пространстве по своему объективному причинному основанию тож­дественны. Соответственно в схолии к этой теореме Спиноза указы­вает: " Будем ли мы представлять природу под атрибутом простран­ства, или под атрибутом мышления, или под каким-либо иным атри­бутом, мы во всех случаях найдем один и тот же порядок, иными сло­вами, одну и ту же связь причин, т. е. что те же самые вещи следуют друг

 

за другом" [163].

Психофизический параллелизм

Философской ориентации, противоположной спинозистской, придерживался последователь Декарта окказионалист Мельбранш (1638 - 1715). Он учил, что удостоверяемое опытом соответ­ствие физического и психического создается божественной силой. Ду­ша и тело - абсолютно независимые друг от друга сущности, поэтому их взаимодействие невозможно. Когда возникает известное состоя­ние в одной из них, божество производит соответствующее состоя­ние в другой.

Окказионализм (а не Спиноза) и был истинным родоначальником психофизического параллелизма. Именно эту концепцию принима­ет и далее развивает Лейбниц, отклонивший, однако, предположение о непрерывном участии божества в каждом психофизическом акте. Мудрость божественная проявилась, по его мнению, в предустанов­ленной гармонии. Обе сущности —душа и тело — совершают свои опе­рации независимо и автоматически в силу своего внутреннего устрой­ства, но так как они запущены в ход с величайшей точностью, то скла­дывается впечатление зависимости одного от другого. Учение о пре­дустановленной гармонии делало бессмысленным изучение телесной детерминации психического. Оно ее просто отрицало. " Нет никакой пропорциональности, — категорически заявлял Лейбниц, - между бестелесной субстанцией и той или иной модификацией материи" [164].

Единое начало физического, физиологического и психического

Психофизическая проблема стала психофи­зиологической в XVIII веке у Гартли (в мате­риалистическом варианте) и у X. Вольфа (в идеалистическом варианте). На место зави­симости психики от всеобщих сил и законов природы была поставлена ее зависимость от процессов в организме, в нервном субстрате.

Оба философа утвердили так называемый психофизиологический параллелизм. Но различие в их подходах касалось не только общей философской ориентации.

Гартли при всей фантастичности его воззрений на субстрат психи­ческих явлений (нервные процессы он описывал в терминах вибра­ций) пытался подвести физическое, физиологическое и психическое под общий знаменатель. Он подчеркивал, что пришел к своему пони­манию человека под воздействием трудов Ньютона " Оптика" и " Ма­тематические начала натуральной философии".

Уже отмечалась важная роль изучения световых лучей в неодно­кратных попытках объяснить физическими законами их распростра­нения и преломления различные субъективные феномены. Преиму­щество Гартли по сравнению с его предшественниками в том, что он избрал единое начало, почерпнутое в точной науке для объяснения процессов в физическом мире (колебания эфира), как источник про­цессов в нервной системе, параллельно которым идут изменения в психической сфере (в виде ассоциаций по смежности).

Если физика Ньютона оставалась незыблемой до конца XIX сто­летия, то " вибраторная физиология" Гартли, на которую он опирался в своем учении об ассоциациях, являлась фантастической, не имев­шей никаких оснований в реальных знаниях о нервной системе. По­этому один из его верных последователей — Д. Пристли предложил принять и дальше разрабатывать учение Гартли об ассоциациях, отбросив гипотезу о нервных вибрациях. Тем самым это учение лиша­лось телесных корреляций, как физиологических, так и психических.

Сторонники ассоциативной психологии (Дж. Милль и др. ) стали трактовать сознание как " машину", работающую по своим собствен­ным автономным законам.

Успехи физики и доктрина параллелизма

Первая половина XIX века ознаменовалась крупными успехами физики, среди которых выделяется открытие закона сохранения энергии и ее превращения из одной формы вдругую. Новая, " энер­гетическая" картина мира позволила нанести со­крушительный удар по витализму, который наделял живое тело осо­бой витальной силой.

В физиологии возникает физико-химическая школа, обусловив­шая быстрый прогресс этой науки. Организм (в том числе человече­ский) трактовался как физико-химическая, энергетическая машина. Он естественно вписывался в новую картину мироздания. Однако во­прос о месте в этой картине психики, сознания оставался открытым.

Для большинства исследователей психических явлений приемле­мой версией выглядел психофизический параллелизм.

Круговорот различных форм энергий в природе и организме оста­вался " по ту сторону" сознания, явления которого рассматривались как несводимые к физико-химическим молекулярным процессам и невыводимые из них. Имеется два ряда, между которыми существует отношение параллельности. Признать, что психические процессы способны влиять на физические, — значит отступить от одного из фун­даментальных законов природы.

В этой научно-идейной атмосфере появились сторонники подве­дения психических процессов под законы движения молекул, хими­ческих реакций и т. д. Такой подход (его сторонников назвали вуль­гарными материалистами) лишал исследования психики притязаний на изучение реальности, имеющей значение для жизнедеятельности. Его стали называть эпифеноменализмом — концепцией, согласно ко­торой психика — это " избыточный продукт" работы " машины" го­ловного мозга.

Между тем в естествознании происходили события, которые до­казывали бессмысленность такого взгляда (несовместимого и с обы­денным сознанием, свидетельствующим о реальном воздействии пси­хических явлений на поведение человека).

Биология восприняла дарвиновское учение о происхождении ви­дов, из которого явствовало, что естественный отбор безжалостно ис­требляет " избыточные продукты". Вместе с тем это же учение побуж­дало трактовать окружающую организм среду (природу) в совершенно новых терминах — не физико-химических, а биологических, соглас­но которым среда выступает не в образе молекул, а как сила, которая регулирует ход жизненных процессов, в том числе и психических.

Вопрос о психофизических корреляциях оборачивался вопросом о психобиологических.

Психофизика

В то же время в физиологических лабораториях, где объектом служили функции органов чувств, логика самих исследований побуждала признать за этими функциями самостоятельное значение, увидеть в них действие осо­бых закономерностей, не совпадающих с физико-химическими или биологическими.

Переход к экспериментальному изучению органов чувств был обу­словлен открытием различий между сенсорными и двигательными не­рвами. Это открытие придало естественнонаучную прочность пред­ставлению о том, что субъективный чувственный образ возникает как продукт раздражения определенного нервного субстрата. Сам субстрат мыслился - соответственно достигнутому уровню сведений о нервной системе - в морфологических терминах, и это, как мы видели, спо­собствовало зарождению физиологического идеализма, отрицавше­го возможность какого-либо иного реального, материального осно­вания для ощущений, кроме свойств нервной ткани. Зависимость же ощущения от внешних раздражителей и их соотношений утратила в этой концепции определяющее значение. Поскольку, однако, эта за­висимость существует реально, она неизбежно должна была вместе с прогрессом опытного исследования выступить на передний план.

Ее закономерный характер одним из первых обнаружил немецкий физиолог и анатом Вебер (см. выше), установивший, что и в этой обла­сти явлений достижимо точное значение — не только выводимое из опыта и проверяемое им, но и допускающее математическое выражение.

Как уже говорилось, в свое время потерпела неудачу попытка Гер-барта подвести под математические формулы закономерный ход пси­хической жизни. Эта попытка не удалась из-за фиктивности самого материала вычислений, а не из-за слабости математического аппара­та. Веберу же, экспериментально изучавшему кожную и мышечную чувствительность, удалось обнаружить определенное, математически формулируемое соотношение между физическими стимулами и сен­сорными реакциями.

Заметим, что принцип " специфической энергии" лишал смысла любое высказывание о закономерных отношениях ощущений к внеш­ним раздражителям (поскольку, согласно указанному принципу, эти раздражители не выполняют никакой функции, кроме актуализации заложенного в нерве сенсорного качества).

Вебер - в отличие от И. Мюллера и других физиологов, придавав­ших главное значение зависимости ощущений от нейроанатомиче-ских элементов и их структурных отношений, — сделал объектом ис­следований зависимость тактильных и мышечных ощущений от внеш­них раздражителей.

Проверяя, как варьируют ощущения давления при изменении ин­тенсивности раздражителей, он установил капитальный факт: диф-ференцировка зависит не от абсолютной разницы между величина­ми, а от отношения данного веса к первоначальному.

Сходную методику Вебер применил к ощущениям других модаль­ностей — мышечным (при взвешивании предметов рукой), зритель­ным (при определении длины линий) и др. И всюду получался сход­ный результат, приведший к понятию об " едва заметном различии" (между предыдущим и последующим сенсорным эффектом) как ве­личине, постоянной для каждой модальности. " Едва заметное разли­чие" при возрастании (или уменьшении) каждого рода ощущений яв­ляется чем-то постоянным. Но для того чтобы это различие ощуща­лось, прирост раздражения должен, в свою очередь, достигнуть изве­стной величины, тем большей, чем сильнее наличное раздражение, к которому оно прибавляется. .

Значение установленного правила, которое в дальнейшем Фехнер назвал законом Вебера (добавочный раздражитель должен находить­ся в постоянном для каждой модальности отношении к данному, что­бы возникло едва заметное различие в ощущениях), было огромно. Оно не только показало упорядоченный характер зависимости ощу­щений от внешних воздействий, но и содержало (имплицитно) мето­дологически важный для будущего психологии выводе подчиненно­сти числу и мере всей области психических явлений в их обусловлен­ности физическими.

Первая работа Вебера о закономерном соотношении между интен­сивностью раздражений и динамикой ощущений увидела свет в 1834 го­ду. Но тогда она не привлекла внимания. И конечно, не потому, что бы­ла написана на латинском языке. Ведь и последующие публикации Ве­бера, в частности его прекрасная (уже на немецком языке) обзорная статья для четырехтомного " Физиологического словаря" Руд. Вагнера, где воспроизводились прежние опыты по определению порогов чувствительности, также не привлекли внимания к идее математической зависимости между ощущениями и раздражителями.

В то время эксперименты Вебера ставились физиологами высоко не из-за открытия указанной зависимости, а в силу утверждения опыт­ного подхода к кожной чувствительности, в частности, изучения ее порогов, варьирующих по величине на различных участках поверх-

ности тела. Это различие Вебер объяснял степенью насыщенности со­ответствующего участка иннервируемыми волокнами.

Веберова гипотеза о " кругах ощущений" (поверхность тела пред­ставлялась разбитой на участки-круги, каждый из которых снабжен одним нервным волокном; причем предполагалось, что системе пе­риферических кругов соответствует их мозговая проекция)[165] приобре­ла в те годы исключительную популярность. Не потому ли, что она была созвучна доминировавшему тогда " анатомическому подходу"?

Между тем намеченная Вебером новая линия в исследовании пси­хического: исчисление количественной зависимости между сенсор­ными и физическими явлениями — оставалась неприметной, пока ее не выделил и не превратил в исходный пункт психофизики Фехнер.

Мотивы, которые привели Фехнера в новую область, были суще­ственно иными, чем у естественнонаучного материалиста Вебера. Фехнер вспоминал, что сентябрьским утром 1850 года, размышляя о том, как опровергнуть господствовавшее среди физиологов материа­листическое мировоззрение, он пришел к выводу, что если у Вселен­ной — от планет до молекул — есть де стороны — " светлая", или ду­ховная, и " теневая", или материальная, то должно существовать фун­кциональное отношение между ними, выразимое в математических уравнениях. Если бы Фехнер был только религиозным человеком и мечтателем-метафизиком, его замысел остался бы в коллекции фи­лософских курьезов. Но он в свое время занимал кафедру физики и изучал психофизиологию зрения. Для обоснования же своей мисти-ко-философской конструкции он избрал экспериментальные и ко­личественные методы. Формулы Фехнера не могли не произвести на современников глубокого впечатления.

Фехнера вдохновляли философские мотивы: доказать в противо­вес материалистам, что душевные явления реальны и их реальные ве­личины могут быть определены с такой же точностью, как и величи­ны физических явлений.

Разработанные Фехнером методы едва заметных различий, сред­них ошибок, постоянных раздражений вошли в экспериментальную психологию и определили на первых порах одно из главных ее на­правлений. " Элементы психофизики" Фехнера, вышедшие в 1860 го­ду, оказали глубокое воздействие на все последующие труды в обла­сти измерения и вычисления психических явлений — вплоть до на­ших дней. После Фехнера стали очевидными правомерность и пло­дотворность использования в психологии математических приемов обработки опытных данных. Психология заговорила математическим языком - сперва об ощущениях, затем о времени реакции, об ассо­циациях и о других факторах душевной деятельности.

Выведенная Фехнером всеобщая формула, согласно которой ин­тенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих мате­матических мер. В дальнейшем обнаружилось, что указанная форму­ла не может претендовать на универсальность. Опыт показал грани­цы ее приложимости. Выяснилось, в частности, что ее применение ограничено раздражителями средней интенсивности и к тому же она действительна не для всех модальностей ощущений.

Разгорелись дискуссии о смысле этой формулы, об ее реальных основаниях. Вундт придал ей чисто психологическое, а Эббингауз -чисто физиологическое значение. Но безотносительно к возможным интерпретациям Фехнерова формула (и предполагаемый ею опытно-математический подход к явлениям душевной жизни) стала одним из краеугольных камней новой психологии.

Направление, зачинателем которого являлся Вебер, а теоретиком и прославленным лидером — Фехнер, развивалось вне общего русла физиологии органов чувств, хотя на первый взгляд оно как будто от­носилось именно к этому ответвлению физиологической науки. Объ­ясняется это тем, что закономерности, открытые Вебером и Фехне­ром, реально охватывали соотношение психических и физических (а не физиологических) явлений. Хотя и предпринималась попытка вы­вести эти закономерности из свойств нервно-мозгового аппарата, но она носила сугубо гипотетический, умозрительный характер и свиде­тельствовала не столько о действительном, содержательном знании, сколько о потребности в нем.

Сам Фехнер делил психофизику на внешнюю и внутреннюю, по­нимая под первой закономерные соответствия между физическим и психическим, под второй — между психическим и физиологическим. Однако зависимость второго плана (внутренняя психофизика) оста­лась в контексте трактовки установленного им закона за пределами опытного и математического обоснования.

Мы видим, таким образом, что своеобразное направление в изу­чении деятельности органов чувств, известное под именем психофи-

зики и ставшее одной из основ и составных частей нарождавшейся в качестве самостоятельной науки психологии, представляло область, от­личную от физиологии. Объектом изучения психофизики являлась си­стема отношений между психологическими фактами и доступными эк­спериментальному контролю, варьированию, измерению и вычисле­нию внешними раздражителями. Этим психофизика принципиально отличалась от психофизиологии органов чувств, хотя исходную психо­физическую формулу Вебер и получил, экспериментируя над кожной и мышечной рецепцией. В психофизике деятельность нервной систе­мы подразумевалась, но не изучалась. Знание об этой деятельности не входило в состав исходных понятий. Корреляция психических явле­ний с внешними, физическими, а не с внутренними, физиологически­ми агентами оказалась при существовавшем тогда уровне знаний о те­лесном субстрате наиболее доступной сферой экспериментальной раз­работки фактов и их математического обобщения.

 Псизофизический монизм

Трудности в осмыслении отношений между физической природой и сознанием, реально назревшая потребность в преодолении дуализма в трак­товке этих отношений привели на рубеже XIX — XX веков к концепциям, девизом которых стал психофизический мо­низм.

Основная идея заключалась в том, чтобы представить вещи при­роды и явления сознания " сотканными" из одного и того же матери­ала. Эту идею в различных вариантах излагали Э. Мах, Р. Авенариус, В. Джемс.

" Нейтральным" к различению физического и психического мате­риалом является, согласно Маху, сенсорный опыт, то есть ощущения. Рассматривая их под одним углом зрения, мы создаем понятие о фи­зическом мире (природе, веществе), под другим же углом зрения они " оборачиваются" явлениями сознания. Все зависит от контекста, в который включают одни и те же компоненты опыта.

Согласно Авенариусу, в едином опыте имеются различные ряды. Один ряд мы принимаем за независимый (например, явления приро­ды), другой считаем зависимым от первого (явления сознания).

Приписывая мозгу психику, мы совершаем недопустимую " ин-троекцию", а именно вкладываем в нервные клетки то, чего там нет. Образы и мысли нелепо искать в черепной коробке. Они находятся вне ее.

Предпосылкой такого взгляда являлось отождествление образа ве­щи с нею самою. Если их не различать, то, действительно, становит­ся загадочным, каким образом все богатство познаваемого мира мо­жет разместиться в полутора килограммах мозговой массы.

В этой концепции психическое было отъединено от двух важней­ших реалий, без соотнесенности с которыми оно становится мира­жом, — и от внешнего мира, и от своего телесного субстрата. Бесперс­пективность такого решения психофизической (и психофизиологиче­ской) проблемы доказана последующим развитием научной мысли.

Физический раздражитель как сигнал

Переход от физической трактовки отношений между организмом и средой к биологической породил новую картину не только организма, жизнь которого (включая ее психические фор­мы) отныне мыслилась в ее нераздельных и из­бирательных связях со средой, но и самой среды. Воздействие среды на живое тело мыслилось не по типу механических толчков и не по типу перехода одного вида энергии в другой. Внешний раздражитель приобретал новые сущностные характеристики, обусловленные по­требностью организма в адаптации к нему.

Наиболее типичное выражение это получило в появлении поня­тия о раздражителе-сигнале. Тем самым место прежних физических и энергетических детерминант заняли сигнальные. Пионером вклю­чения в общую схему поведения категории сигнала как его регулято­ра был И. М. Сеченов (см. выше).

Физический раздражитель, воздействуя на организм, сохраняет свои внешние физические характеристики, но при его рецепции спе­циальным телесным органом приобретает особую форму. Говоря се­ченовским языком — форму чувствования. Это позволяло интерпре­тировать сигнал в роли посредника между средой и ориентирующим­ся в ней организмом.

Трактовка внешнего раздражителя как сигнала получила дальней­шее развитие в работах И. П. Павлова по высшей нервной деятельно­сти. Он ввел понятие о сигнальной системе, которая позволяет орга­низму различать раздражители внешней среды и, реагируя на них, приобретать новые формы поведения.

Сигнальная система не является чисто физической (энергетиче­ской) величиной, но она не может быть отнесена и к чисто психиче­ской сфере, если понимать под ней явления сознания. Вместе с тем сигнальная система имеет психический коррелят в виде ощущений и восприятий.

Ноосфера как особая оболочка планеты

Новое направление в понимании отношений между психикой и внешним миром наметил В. И. Вернадский.

Важнейшим вкладом Вернадского в мировую науку явилось его учение о биосфере как осо­бой оболочке Земли, в которой активность включенного в эту обо-

лочку живого вещества является геохимическим фактором планетар­ного масштаба. Отметим, что Вернадский, отказавшись от термина " жизнь", говорил именно о живом веществе. Под веществом было принято понимать атомы, молекулы и то, что из них построено. Но вещество мыслилось до Вернадского как абиотическое или, если при­нять его излюбленный термин, как косное, лишенное признаков, от­личающих живые существа.

Отвергая прежние воззрения на отношения между организмом и сре­дой, Вернадский писал: " Неттой инертной безразличной, с ним не свя­занной среды для живого вещества, которое логически принималось во внимание при всех наших представлениях об организме и среде: ор­ганизм — среда; и нет того противопоставления: организм — природа, при котором то, что происходит в природе, может не отражаться в ор­ганизме, есть неразрывное целое: живое вещество биосфера" [166].

Этот знак равенства имел принципиальное значение. В свое вре­мя И. М. Сеченов, восприняв кредо передовой биологии середины XIX века, отверг ложную концепцию организма, обособляющую его от сре­ды, тогда как в понятие об организме должна входить и среда, его со­ставляющая. Отстаивая в 1860 году принцип единства живого тела и среды, Сеченов следовал программе физико-химической школы, ко­торая, сокрушив витализм, учила, что в живом теле действуют силы, которых нет в неорганической природе.

" Мы все — дети Солнца", — сказал Гельмгольц, подчеркивая зави­симость любых форм жизнедеятельности от Солнца как источника ее энергии. Иной смысл придавал принципу единства организма и сре­ды Вернадский, учение которого представляло новый виток разви­тия научной мысли. Вернадский говорил не о ложном понимании ор­ганизма (как Гельмгольц, Сеченов и др. ), а о ложном понимании сре­ды, доказывая тем самым, что в понятие среды (биосферы) должны входить и организмы, ее составляющие. Он писал: " В биогенном то­ке атомов и связанной с ним энергии проявляется резко планетное, космическое значение живого вещества, ибо биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникают космическая энергия, космические излучения и прежде всего луче­испускание Солнца" [167].

Биогенный ток атомов в значительной степени и создает биосфе­ру, в которой происходит непрерывный материальный и энергетиче­ский обмен между образующими ее косными природными телами и заселяющим ее живым веществом. Порождаемая мозгом как транс­формированным живым веществом деятельность человека резко уве­личивает геологическую силу биосферы. Так как эта деятельность ре­гулируется мыслью, то личностную мысль Вернадский рассматривал не только в ее отношении к нервному субстрату или окружающей ор­ганизм ближайшей внешней среде (как натуралисты всех предшест­вующих веков), но и как планетное явление. Палеонтологически с по­явлением человека начинается новая геологическая эра. Вернадский согласен (вслед за некоторыми учеными) называть ее психозойской.

Это был принципиально новый, глобальный подход к человеческой психике, включающий ее в качестве особой силы в историю земного шара, придающий истории нашей планеты совершенно новую, осо­бую направленность и стремительные темпы. В развитии психики усматривался фактор, ограничивающий чуждую живому веществу кос­ную среду, оказывающий давление на нее, изменяющий распределе­ние в ней химических элементов и т. д. Как размножение организмов проявляется в давлении живого вещества в биосфере, так и ход геоло­гического проявления научной мысли давит создаваемыми им орудия­ми на косную, сдерживающую его среду биосферы, создавая ноосферу, царство разума. Очевидно, что для Вернадского воздействие мысли, со­знания на природную среду (вне которой сама эта мысль не существу­ет, ибо она в качестве функции нервной ткани является компонентом биосферы) не может быть иным, как опосредованным орудиями, со­зданными культурой, включая средства коммуникаций.

Термин " ноосфера" (от грен, " нус" - разум и " сфера" - шар) был введен в научный язык французским математиком и философом Э. Леруа, который совместно с другим мыслителем Тейяром де Шар-деном различал три ступени эволюции: литосферу, биосферу и ноо­сферу. Вернадский (называвший себя реалистом) придал этому по­нятию материалистический смысл. Не ограничившись высказанным задолго до него и Тейяра де Шардена положением об особой геологи­ческой " эре человека", он наполнил понятие " ноосфера" новым со­держанием, которое черпал из двух источников: естественных наук (геология, палеонтология и т. д. ) и истории научной мысли.

Сопоставляя последовательность геологических наслоений архе-озоя и морфологических структур отвечающих им форм жизни, Вер­надский указывает на процесс усовершенствования нервной ткани, в частности мозга. " Без образования мозга человека не было бы его на­учной мысли в биосфере, а без научной мысли не было бы геологиче­ского эффекта — перестройки биосферы человечеством" [168].

Размышляя по поводу выводов анатомов об отсутствии существен­ной разницы между мозгом человека и обезьяны, Вернадский замечал: " Едва ли это можно иначе толковать, как нечувствительностью и не­полнотой методики. Ибо не может быть никакого сомнения в сущест­вовании резкого различия в тесно связанных с геологическим эффек­том и структурой мозга проявлениях в биосфере ума человека и ума обезьян. По-видимому, в развитии ума человека мы видим проявления не грубо анатомического, выявляющегося в геологической длительно­сти изменения черепа, а более тонкого изменения мозга... которое свя­зано с социальной жизнью в ее

 

исторической длительности" [169].

Переход биосферы в ноосферу, оставаясь природным процессом, приобретал вместе с тем, согласно Вернадскому, особый историче­ский характер, отличный от геологической истории планеты.

К началу XX века стало очевидно, что научная работа способна из­менить лик Земли в масштабах, подобных великим тектоническим сдвигам. Пережив небывалый взрыв творчества, научная мысль про­явила себя как сила геологического характера, подготовленная мил­лиардами лет истории жизни в биосфере. Приобретая форму, говоря словами Вернадского, «вселенскости», охватывая всю биосферу, на­учная мысль создает новую стадию организованности биосферы.

Научная мысль изначально исторична. И ее история, согласно Вер­надскому, - не внешнее и рядоположенное по отношению к истории планеты. Это меняющая ее в самом строгом смысле геологическая си­ла. Как писал Вернадский, созданная в течение геологического вре­мени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечест­ва. Вновь создавшийся геологический фактор - научная мысль - ме­няет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты.

В истории же научного познания особый интерес вызывал у Вер­надского вопрос о субъекте как движущей силе научного творчества, о значении личности и уровня общества (политической жизни) для развития науки, о самих способах открытия научных истин (особен­но любопытно, считал он, изучить тех лиц, которые делали открытия задолго до их настоящего признания наукой). " Мне кажется, — писал Вернадский, — изучая открытия в области науки, делаемые независи­мо разными людьми, при разной обстановке, возможно глубже про­никнуть в законы развития сознания в мире" [170]. Понятие о личности и ее сознании осмысливалось ученым сквозь призму его общего подхо­да к мирозданию и месту, которое занимает в нем человек. Размыш­ляя о развитии сознания в мире, в космосе, во Вселенной, Вернадский относил это понятие к категории тех же естественных сил, как жизнь и все другие силы, действующие на планете. Он рассчитывал, что путем обращения к историческим реликтам в виде тех научных открытий, которые были сделаны независимо разными людьми в раз­личных исторических условиях, удастся проверить, действительно ли интимная и личная работа мысли конкретных индивидов совершает­ся по независимым от этой индивидуальной мысли объективным за­конам, которые, как и любые законы науки, отличают повторяемость, регулярность.

Движение научной мысли, по Вернадскому, подчинено столь же строгим естественноисторическим законам, как смена геологических эпох и эволюция животного мира. Законы развития мысли не опре­деляют автоматически работу мозга как живого вещества биосферы.

Недостаточно и организованной корпорации ученых. Необходима специальная активность личности в процессах преобразования био­сферы в ноосферу. Именно эту активность, энергию личности Вернад­ский считал важнейшим фактором происходящей в мироздании пре­образовательной работы. Он различал бессознательные формы этой ра­боты вдеятельности сменявшихдругдруга поколений и формы созна­тельные, когда из векового бессознательного, коллективного и безлич­ного труда поколений, приноровленного к среднему уровню и пони­манию, выделяются " способы открытия новых научных истин".

С энергией и активностью личностей, владеющих этими способа­ми, Вернадский связывал ускорение прогресса. При его " космиче­ском" способе понимания мироздания под прогрессом подразумева­лось не развитие знание само по себе, но развитие ноосферы как из­менений биосферы и тем самым всей планеты как системного цело­го. Психология личности оказывалась своего рода энергетическим на­чалом, благодаря которому происходит эволюция Земли как косми­ческого целого.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.