Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 42 страница



Так как Белл описал свое открытие в трактате, предназначенном для узкого круга лиц, оно некоторое время оставалось малоизвест­ным и стало общенаучным достоянием лишь после того, как незави­симо от Белла к аналогичным выводам пришел французский физио­лог Ф. Мажанди. Закономерный переход нервного импульса по аф­ферентным нервам через спинной мозг на эфферентные нервы полу­чил имя закона Белла—Мажанди. Его сравнивают по значению для физиологии с открытием кровообращения Гарвеем. Постепенно скла­дывается представление о локализации рефлекторных путей, на осно­ве которого созревает классическое учение о рефлексе как принципе работы спинномозговых центров — в отличие от высших отделов го­ловного мозга.

Наиболее последовательно это учение было развито английским врачом М. Холлом и немецким физиологом И. Мюллером в 30—40-х годах XIX века.

Холл выразил дуалистическое представление о нервной деятель­ности в четкой анатомической схеме. Организм рассекался на части, одна из которых считалась работающей только под воздействием внешней стимуляции и детерминированной в своей работе законо­мерным сцеплением звеньев нервного механизма, другая ставилась в зависимость от спонтанных психических сил. Одна локализовалась в спинном мозге, другая — в головном.

Люди с естественнонаучным складом ума восторженно приняли понятие о рефлексе именно потому, что оно позволяло отказаться от далее неразложимого психического принципа (души, чувства, созна­ния, воли) как источника двигательной активности организма. Теперь же оказывалось, что, изгнав этот принцип из сферы элементарных рефлексов спинного мозга, авторы новой физиологической схемы пе­реместили его в головной мозг. В результате организм рассекался на две половины, управляемые различными законами.

Между тем мысль о том, что по законам рефлекса работают цент­ры не только спинного, но и головного мозга, все прочнее входила в научное сознание. В 1844 году последователь Прохазки английский врач Лейкок сделал в Британском обществе сообщение о необходи­мости распространить принцип рефлекса вслед за спинным мозгом на деятельность головного. Нервные узлы внутри черепа, указывал он, реакции на внешние впечатления должны управляться законами, тождественными тем, которые управляют действиями спинного моз­га и тех узлов, которые у низших животных аналогичны им.

Однако знание о том, каков механизм работы высших нервных цен­тров при переходе чувственных впечатлений в движения мышц, не имело под собой никаких экспериментальных оснований. Оно могло только гипотетически постулироваться (тогда как подобный переход на уров­не спинного мозга опирался на проверенную опытом модель рефлек­торной дуги). Если объяснение рефлекса связью нервов вовсе не нуж­далось в обращении к психике (сознанию, душе), то иначе обстояло де­ло с изучением органов чувств. Это направление исследований также определялось " анатомическим началом". Продукты работы органов чувств — ощущения — трактовались как эффект возбуждения нервной ткани, которая тем самым оказывалась их последней детерминантой.

Именно таковыми рисовались эти продукты физиологам, лидером которых стал И. Мюллер, предложивший теорию специфической энергии органов чувств.

Внешний стимул пробуждает скрытую в нервном волокне энер­гию. В силу этого возникает феномен, который осознается как ощу­щение. Под влиянием " анатомического начала" эта теория оставляла без внимания два важнейших аспекта работы органов чувств: их связь с органами движений и их зависимость от свойств внешнего объекта. Важность обоих этих аспектов отмечали, критикуя Мюллера, другие физиологи (Белл, Пуркинье, Вебер, Штейнбух).

Но в состав научного знания эти аспекты прочно вошли лишь поз­же, когда на основе эксперимента Гельмгольц перешел к объяснению построения пространственного образа среды зрительной системой (включающей как сенсорные, так и глазодвигательные компоненты). Традиционные воззрения на телесный субстрат психических явлений радикально изменялись. Однако сколько-нибудь надежного знания о главном органе психики — головном мозге — все еще приобрести не удалось.

Один из выдающихся физиологов эпохи Карл Людвиг считал, что экспериментально изучать головной мозг равносильно тому, как пы­таться раскрыть механизм часов, стреляя в них из ружья. Заняться та­кой " стрельбой" отважился, как мы уже отмечали, искавший ответ на вопросы, касающиеся сознания и воли, русский ученый И. М. Се­ченов. Работая в Париже, в лаборатории Клода Бернара, он, прове­ряя в эксперименте свою гипотезу о способности центров головного мозга задерживать движения мышц, открыл так называемое централь­ное торможение.

Переход к нейродинамике

Благодаря открытиям И. М. Сеченова наметился переход от психоморфологического понимания отношений между мозгом и психикой (согласно которому существуют корреляции между одним из участков мозга и одной из психических функций) к картине динамики нервных про­цессов: возбуждения и торможения.

Изучение нейродинамики коренным образом изменило представ­ления о физиологической подоплеке психических процессов. Одна­ко оно не могло преодолеть господствовавший веками дуалистиче­ский образ мысли, которому не было другой альтернативы, кроме ре-дукционизма (сведения психических процессов к физиологическим), неизбежно влекшего к эпифеноменализму (для которого психическое не более чем праздный эффект активности нервной ткани).

Как дуализм, так и редукционизм могли быть преодолены лишь при условии преобразования не только системы представлений о нейросубстрате психики, но и о самой психике как деятельности, ко­торая опосредована этим субстратом (и превращается без него в ви­тающую над организмом бестелесную сущность). Важнейшим дости­жением русской научной мысли стал переход к новой стратегии объ­яснения психофизиологических корреляций. Смысл перехода опре­делил отказ от установки на локализацию " нематериального" созна­ния в материальном веществе мозга и перевод анализа психофизио­логической проблемы в принципиально новый план, а именно в план исследования поведения целостного организма в природной и социальной " применительно к человеку" среде. Пионером такой пе­реориентации и стал Сеченов.

Сигнальная функция

Дело Сеченова продолжил И. П. Павлов. В его пробах опоры на физиологическое учение о нейросубстрате с целью естественнонаучного и строго объективного объяснения психики имелось несколько направлений.

Отметим по крайней мере четыре: а) обращение к нейродинамике процессов возбуждения и торможения; б) трактовка временной связи, которая образуется в головном мозге при выработке условного рефлекса как субстрата ассоциации, — понятие, которое являлось основой само­го мощного направления в психологии, успешно развивавшегося, как мы знаем, и до приобретения ею статуса самостоятельной науки; в) об­ращение к связи коры больших полушарий с подкорковыми структу­рами при анализе сложнейших мотиваций, где невозможно отделить соматическое от психического; г) учение о сигнальных системах.

Во всех случаях Павлов искал способы приблизить научную мысль к решению сверхзадачи, в которой ему виделась высшая цель гранди­озной программы выработки условных рефлексов у собаки. Эту цель он в своей программной речи, озаглавленной " Экспериментальная психология и психопатология на животных", сформулировал следующим образом: " Полученные объективные данные, руководясь подобием или тождеством внешних проявлений, наука перенесет рано или поздно и на наш субъективный мир и тем сразу и ярко осветит нашу столь таин­ственную природу, уяснить механизм и жизненный смысл того, что за­нимает человека более всего, - его сознание, муки его сознания" [173].

Павловское учение революционизировало нейронауку. Однако в трактовку природы сознания оно первоначально никаких инноваций не вносило.

Сознание понималось им тогда как " субъективный мир", как не­посредственная данность, иначе говоря, по-декартовски. Поэтому, ре­шительно критикуя дуализм, разъявший сознание и мозг, он позитив­ного, конкретно-научного объяснения их нераздельности долгое вре­мя предложить не мог. Между тем предпосылки такого объяснения содержало обращение Павлова (вслед за Сеченовым) к сигналу как детерминанте поведения.

Сигнальная функция присуща как нервному, так и психическим уровням организации поведения, являясь, тем самым, основанием на­дежного " брака" физиологии с психологией, о котором страстно меч­тал И. П. Павлов.

Уникальность сигнала в том, что он интегрирует физическое (бу­дучи внешним раздражителем, выступающим в особой, превращен­ной форме), биологическое (являясь сигналом для нервной системы организма) и психическое (выполняя присущую психике функцию различения условий действия и управления им). Именно в этом пла­не понятие о сигнальных системах, введенное Павловым, открывало новые подходы к психофизиологической проблеме.

Так, уже первая сигнальная система " двулика". В физиологическом плане " действительность сигнализируется почти исключительно толь­ко раздражениями и следами их в больших полушариях, непосред­ственно переходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма" [174].

В психологическом же плане - " это то, что мы имеем в себе как впе­чатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды" -[175].

При переходе к человеку формируется вторая сигнальная система в виде речевых сигналов (слов). С ней психофизиологическая актив­ность организма приобретает три " лика". Источником вторых сигна­лов служит не физическая среда, а знаковая система языка, заданная человеческому организму объективно, социальной средой его бытия.

Вместе с тем в самом этом организме вторая сигнальная система обо­рачивается, говоря павловскими словами, работой все той же нервной ткани. Наконец, речевые знаки вводят в материю больших полуша­рий свою " душу" в виде неотчленимых от них значений — сгустков народной мысли. Таково было последнее слово Павлова.

Но им вовсе не исчерпываются те принципиальные инновации, которые безотносительно к тому, как это самим Павловым осознава­лось, радикально меняли потенциальный вектор поисков продуктив­ных решений древнейшей проблемы, касающейся связи души и тела.

С одной стороны, зависимость сознания и воли от мозга, с дру­гой — воздействия психических состояний (посредством мозга) на ор­ганизм веками служили важнейшей темой философско-психологиче-ских раздумий и объяснений. Очевидно, что подпочву этих раздумий создала соотнесенность двух понятийных схем: схемы мозга как мате­риального объекта и представлений о бестелесном сознании (о кото­ром думалось на совершенно другом языке). Прогресс в научном по­знании нейросубстрата неизмеримо превосходил по своим темпам и масштабам научное знание о психических функциях этого субстрата.

Уже первые шаги в открытии роли коры головного мозга как но­сителя психических функций вызвали широкий резонанс, притом за пределами узкого круга анатомов. Огромную популярность приобре­ла френология (ее изобретателем стал Ф. А. Галль). Предполагалось, что в различных участках головного мозга локализованы раздельные психические способности (даже такие, как совесть, сострадание и др. ). Дело дошло до того, что, знакомясь, люди ощупывали друг у друга " шишки" черепа, надеясь тем самым получить своего рода психоло­гический портрет собеседника. (Кстати, говорят, что этим одно вре­мя увлекался Маркс. ) Если применительно к анатомии работы Галля стали важным событием (прежде считалось, что психика проистекает из мозговых желудочков), то применительно к психике человека Галль и его последователи придерживались весьма наивных, житейских представлений о сложнейших личностных и социальных феноменах, ища для них локальные " зоны" на карте мозга.

Через несколько десятилетий бурное развитие морфологии мозга, а также патологии позволило описать тонкое клеточное строение раз­личных участков коры. Опять же соблазнительным представилось зам­кнуть на этих участках психическую функцию (для каждого из них свою). Но если прежде речь шла о таких сложнейших феноменах, как, например, сострадание или совесть, то теперь заговорили о более кон­кретных " центрах письма" (Экснер), " идеации" (Шарко) и др. Во всем этом направлении схема психики по-прежнему соотносилась с дан­ными морфологии.

Дальнейший путь разработки этого психоморфологического на­правления пошел в сторону изучения роли ствола мозга — ретикуляр­ной формации (Магун, Джаспер, Моруцци) и уровня отдельных пер­вичных клеток (нейронов) и их синаптических связей (Лорентеде Но, Экклз и др. ). Причем если прежде главный интерес был сосредоточен на изучении зависимости психики от ее телесных механизмов, то те­перь становятся популярными поиски " пунктов", где дух влияет на тело (Экклз и др. ).

Какими бы блестящими благодаря использованию современной техники ни были достижения, касающиеся устройства и функций нервных центров, нейронов, синапсов, в объяснении проблемы от­ношений между духовным и телесным существенного выхода на но­вый исследовательский уровень не просматривалось. Попытки тако­го выхода с учетом новых веяний в понимании состава и структуры психологического познания предпринимались в России под влияни­ем представлений Выготского. Его ближайший сподвижник А. Р. Лу-рия, занявшись нейропсихологией, отстаивал созвучные идеям Пав­лова и Ухтомского представления о сложных формах динамической локализации функций, о том, что материальным субстратом психи­ческой деятельности человека служат социально заданные, знаково опосредованные функциональные органы центральной нервной си­стемы[176].

Речь шла о том, что под мозговым субстратом психики следует по­нимать не " точки" или " зоны", а динамические структуры или рабо­чие констелляции различных зон. " Накладывать" же на этот субстрат (в детали его анализа, выявленные школой А. Р. Лурия при изучении патологических изменений в работе головного мозга, мы не вдаемся) и размещать по его — этого субстрата — системам связей следует, со­гласно данной версии, высшие психические функции (термин Вы­готского).

Следуя за Выготским, школа Лурия изменила многие традицион­ные воззрения на высшие и элементарные формы психической дея­тельности, на их развитие на различных возрастных этапах, но по су­ти своей она не вышла за пределы освященного традицией воззрения на соотношение между двумя рядами жизненных явлений: физиоло­гических и психических — и, тем самым, на рассматриваемую здесь психофизиологическую проблему.

Проблема, которую мы обсуждаем, изначально и неизменно мыс­лилась, условно говоря, диадически. Иначе говоря, любые подступы к ней предваряла казавшаяся незыблемой вера в принципиальную раз­дельность двух " миров": внешнего (объективного, телесного) и внут­реннего (субъективного, духовного, психического). Каждый из них постигался в собственной категориальной сетке.

Различие сеток и создавало проблему отношений между этими ми­рами. Немало мыслительной энергии ученых было вложено в различ­ные попытки справиться с ней. Неудачи на этом пути дали некото­рым философам повод отнести саму задачу объяснения взаимозави­симости мозга и психики к разряду псевдопроблем. Тем не менее кон­кретно-научное изучение каждого из членов " диады" успешно про­должалось.

Существенно обогатилась за десятилетия после Павлова картина строения и работы головного мозга[177]. Многие выводы самого Павло­ва, которые он считал чуть ли не аподиктическими, справедливо при­шлось вычеркнуть из списка его достижений. Некогда, отправляясь в новый поиск, он подчеркивал незыблемость созданной задолго до не­го концепции рефлекторной дуги как " единственно научной в этой области" [178]. И тут же добавлял, что " этому представлению уже пора из первобытной формы перейти в другую, несколько более сложную ва­риацию понятий и представлений" [179].

Эта более сложная форма (условный рефлекс), как нам известно, вызвала мощный категориальный взрыв, хотя фактический материал павловской школы устарел. Но новые категории (сигнала, подкреп­ления потребности, торможения и др. ) стали основополагающими для науки о поведении. Тем самым в научный оборот вводилась новая ког­нитивная структура, отличная от двух других: а) от " картины" нейро-субстрата психики, б) от того, как вписывается в эту " картину" сама психика. Эта особая структура выступила в качестве нередуцируемой ни к физиологии, ни к психологии, но внутренне связанной с обои­ми научными предметами.

Таким образом, вырисовывалась необычная перспектива осмыс­ления психофизиологической проблемы. Взамен диады на арене ис­тории познания появлялась триада: организм — поведение - психи­ка. Специально следует подчеркнуть, что первым звеном выступал именно организм как целостное образование в единой системе его не­разлучных взаимосвязей со средой, а не сам по себе головной мозг как орган восприятия, переработки и передачи информации. На это в дан­ном контексте следует обратить особое внимание, поскольку во множестве проб решения психофизиологической проблемы с позиции реф­лекторной теории (да и не только с этой позиции) отношение психики к мозгу трактовалось таким образом, чтобы придать психике (созна­нию) роль центрального звена между " входом" (воздействие раздра­жителя) и " выходом" (ответная мышечная реакция) телесного меха­низма. Отсюда и регулярно применяемый оборот: " рефлекторная дея­тельность мозга", тогда как в действительности сила и пафос рефлек­торной схемы в том, что утверждается акт поведения, в котором пред­ставлена в нераздельности целостная система " организм — среда".

Любая попытка видеть психическое в образе центрального ком­понента рефлекторной дуги ведет к его отрыву от непосредственной включенности в контакт со средой, как со стороны " входа", так и со стороны " выхода". Но тогда оно - это психическое - неизбежно ока­зывается замкнутым в черепной коробке. И любая попытка объяс­нить его отношение к телесному субстрату оборачивается хорошо из­вестными из истории мысли доктринами дуализма, редукционизма, взаимодействия, параллелизма и проч.

Переход от " диадической" схемы к " триадической" предполагает не прямое включение психологической системы в нейрофизиологи-ческую, а опосредованное поведением. Уже отмечалось, что поведе­ние постигаемо как особая реальность (онтологически) благодаря со­зданному руками физиологов, но имеющему собственную структуру категориальному аппарату. Наряду с языком физиологов и языком психологов сложился язык, термины которого передают информацию отом слое жизнедеятельности, который получил благодаря И. П. Пав­лову имя " поведение". Это открыло путь к тому, чтобы " переводить" психологические понятия (образ, мотив, действие и др. ) не на язык физиологов (нейродинамика, функциональная система и др. ), а на язык поведения (сигнал, потребность, условный рефлекс и др. )[180]. И только благодаря этому " поведенческому" языку, служащему по­средником между процессами в сознании и в нейросубстрате, забрез­жила перспектива решения одной из коренных, быть может, и самой загадочной проблемы нашей науки - психофизиологической.

Система " организм - среда" является истинным субстратом пси­хики. Формула " рефлекторная деятельность мозга" изначально ведет в ложном направлении, она побуждает, например, в различных пав­ловских схемах корковой нейродинамики, давно занесенных в архив

 (например, об аналитико-синтетической деятельности коры), " лице­зреть" материальный коррелят умственных операций (например, ана­лиза и синтеза).

Психосфера — это преобразованная биосфера, а не идентичная ей сущность. На уровне человека она приобретает признаки ноосферы как оболочки планеты, неидентичной по составу и строю оболочкам мозга, с которыми имеет дело нейрофизиология.

Глава 17. Психогностическая проблема

От природы психического неотъемлем такой его признак, как по­знавательное отношение к миру. От уровня элементарных чувствова­ний до высших форм психической активности, от непосредственно воспринимаемых явлений до самых фантастических ее порождений, казалось бы, отрешенных от всего земного, в ней представлено зна­ние о внеположных этой активности предметах — реальных либо вы­мышленных. Изучением различных ипостасей знания заняты многие науки (философия, социология, культурология и др. ). Для психоло­гии оно явлено в категории образа (см. выше) как одного из блоков целостной категориальной структуры этой науки, неотделимого от других ее составляющих (действия, мотива, отношения, личности).

Контуры проблемы

Тем самым вырисовываются контуры психогностической проблемы. (Ее обозначение произведено от грей. " гнозис" — познание. ) Поле ее исследований это по­знавательные процессы (ощущение, восприятие, вооб­ражение, мышление) и их продукты (чувственные и умственные об­разы) как феномены, которые рассматриваются исходя из основных объяснительных принципов психологии: детерминизма, системности и развития с целью выяснить, во-первых, причинные факторы, кото­рые их порождают и регулируют, во-вторых, историю стадиального преобразования этих феноменов и, в-третьих, их функцию в общей системе жизни субъекта. Исторический опыт свидетельствует, что их аналитическое изучение неизбежно вело к расширению проблемно­го поля психогнозиса. Эпицентром этого поля служила категория об­раза. Его разработка неизбежно вводила в круг представлений об ее содержании данные, относимые кдругим категориям. Так, например, была открыта зависимость образа от действия как формирующей его детерминанты. Это выявилось уже на уровне сенсорики. Движения руки строят осязательный образ, движения глаз — зрительный и т. д. Мотив в свою очередь весьма избирательно — в зависимости оттого, что человеку нужно, — влияет (осознанно или неосознанно, но это уже другой вопрос) на оценку самой " ткани" образа. Это же относит­ся к характеру представленности предметного содержания образа в межличностном контексте, в сетке социальных отношений. И конеч­но же, тогда, когда это содержание приобретает личностный смысл, оно для данного субъекта, при всей объективной независимости от него, впитывает особые, заданные своеобразием жизни этого субъек­та краски. Сказанное проливает свет на появление в составе психо­логического знания концепций и гипотез, сосредоточенных не толь­ко на образе как таковом, но и на широком спектре его взаимоотно­шений с другими фрагментами психической организации, представ­ленными в различных компонентах категориального аппарата пси­хологии.

Философский подтекст данной проблемы, указывающий не наме­сто психики среди других явлений бытия (психофизическая пробле­ма), не на ее отношение к телесному субстрату (психофизиологиче­ская проблема), а на характер представленности объектов психиче­ской активности в ее собственном строе и составе, пронизан остро конфликтными отношениями между различными составляющими этого подтекста, прежде всего - идеалистической и материалистиче­ской ориентациями. Для первой — объект существует не иначе как в формах деятельности познающего его субъекта. Согласно второй — чувственный опыт, его преобразование в рациональные " сценарии" гнозиса возможны только потому, что независимая от этого опыта и этих форм действительность (природная и социальная) служит осно­вой ее воссоздания (согласно диалектическому материализму — ак­тивного отражения) в том, что конституирует психику.

В течение столетий на проблеме психогнозиса были сосредоточе­ны усилия философских умов. Ее в первую очередь обсуждали под углом зрения ценности знания, поиска в нем того, что открывает че­ловеку " истинный мир" в отличие от знания недостоверного (" мне­ния" ). В ряде концепций изданные чувственного опыта стали возла­гать вину за иллюзорное знание. Кроме того, от рационального зна­ния наряду с тем, что считалось " мнением", отграничивалась также и вера. Конечно, все эти порожденные философской мыслью раз­граничения имели психологическую подоплеку. Выделение ступеней и форм познания, переходов от одних к другим, изучение иллюзий, источников веры и другие темы, открытые философской наукой, в дальнейшем определили исследовательские искания и находки пси­хологов. Удельный вес этих тем в общем ансамбле идей психологии как науки, имеющей собственное лицо, достаточно велик. Более то­го, нетрудно убедиться, что этот вес существенно превосходит науч­ные сведения о других темах. Для этого достаточно открыть любой учебник психологии. Информация о различных познавательных про­явлениях жизнедеятельности субъекта полнее и надежнее, чем о дру­гих ее проявлениях, в особенности когда речь идет о сознании.

Обратим внимание на то, что сама этимология термина " созна­ние" предполагает сосредоточенность на знании, на гнозисе. Из ска­занного следует неотвратимая изначальная включенность психогно­стической проблемы в любую теоретическую систему психологии.

Знание о психическом

Однако здесь перед нами только один аспект этой проблемы, у которой имеются два других. Говоря о психическом, следует иметь в виду принципиаль­но важный вопрос о способах приобретения знаний, о том психическом, которое непременно включает когнитивный ком­понент (то есть знание). К уникальным характеристикам психики (в тех случаях, когда мы переходим на уровень человека) относится из­вестное каждому из собственного опыта различие между внутренни­ми и внешними ее проявлениями. Первые — неотчуждаемы от пережи­вающего их субъекта. Они открыты ему благодаря особой способно­сти к самонаблюдению и самоотчету. Своеобразие этой способности стало предметом изучения древних философов (Плотин, Августин), заговоривших о поворачиваемое™ души от внешних объектов к себе самой. В дальнейшем сложилось понятие о рефлексии (отлот. " реф­лексия" — обращение назад), которая выступила в качестве особой разновидности гнозиса. Она отлична от других его разновидностей направленностью на обзор и анализ субъектом своего духовного мира, его зримого " внутренним оком" (интроспекцией) наличного состава.

В истории учений о рефлексии автором поворот-Субъективное ной (после Августина) ее трактовки выступил и объективное Декарт. К нему восходит прочно утвердившееся в последующей психологии представление о реф­лексии как наидостоверном способе постижения фактов и природы сознания. И первые теоретические системы, от которых ведется ле­топись психологии в качестве самостоятельной науки, строясь на ин­троспекции, разработали специальные методики ее культивирования с тем, чтобы жестко отграничить собственное содержание сознания (в его чистой культуре) от тех его содержаний, которые включают зна­ние о внешних объектах. Приверженцы подобного варианта психо­гнозиса претендовали на то, что именно им удастся получить подлин­но научные сведения о " материи", из которой соткан уникальный предмет психологии. Однако в противовес их методу, названному субъективным, научно-психологическое знание обогащалось за счет объективного метода. Ведь, по существу, наблюдение извне опреде-

ляло житейский психогнозис, поскольку вопреки мудрости, гласящей, что " чужая душа — потемки", человек выживает в своей среде только благодаря тому, что способен познать поведение других людей, ин­терпретируя по внешне наблюдаемому внутренние мотивы и цели это­го поведения.

Дискуссии по поводу объективного метода побудили к детальному анализу его своеобразия применительно к психологии. Задачи научно­го психогнозиса столкнулись с необходимостью отвергнуть точку зре­ния философии позитивизма, согласно которой объективное - это не­посредственно наблюдаемое в виде " чувственных данных", без " при­меси" различных теоретических " метафизических" соображений. Ведь объективное противоположно субъективному, а все теоретические кон­струкции исходят именно от субъекта. Между тем развитие точного зна­ния во всех науках показало, что истины, которые открывают челове­ческому уму объективную (независимую от него) природу вещей, их закономерный ход и механизмы, добываются не иначе как благодаря работе этого ума. Отправляясь от непосредственно наблюдаемых явле­ний, он способен проникнуть в их скрытые от поверхностного взгляда существенные связи только косвенным, опосредствованным путем. Как говорил один автор, психологу здесь приходится действовать подобно сыщику, идущему по следам, позволяющим ему раскрыть преступле­ние, которого он не видел. Все дело, однако, в том, что наряду со " сле­дами", оставленными изучаемым субъектом в виде продуктов его дея­тельности, психолог-исследователь сам организует эти " следы" с по­мощью специальных научных методов. (Это делает его позицию более выигрышной, чем, например, позиция историка. ) Он использует спе­циально созданные методы: наблюдения, эксперимента, опроса, тести­рования и др. Они позволяют выстраивать знание, наделенное призна­ками научности, отличное от житейских понятий о душевных явлени­ях, хотя, как сказано, и эти понятия имеют своим источником приоб­ретаемое в общении с другими, стало быть, включающее преимущест­венно то, что почерпнуто в объективном познании реакций и поступ­ков этих других. Поэтому порой хорошими психологами называют лю­дей, которые наделены житейской мудростью. Этот житейский психо­гнозис не следует смешивать с научным. Последний имеет свои осо­бые признаки, которые и позволяют поставить психологию в разряд научных дисциплин.

Как мы видели в предшествующем изложении, эти признаки " за­писывались" в свод представлений, адекватных кодексу науки, в ре­зультате усилий многих поколений не только философов, но и есте­ствоиспытателей, врачей, других специалистов, прежде чем в конце концов появились профессиональные психологи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.