Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 43 страница



Здесь мы переходим к рассмотрению третьего ас-Рефлексия пекта психогнозиса, а именно к познанию того о научном знании процесса, в ходе которого добывается и исполь­зуется научное знание о психике (непременно включающей, как мы отметили, когнитивный компонент). С перехо­дом на этот уровень мы сталкиваемся с совершенно новой формой рефлексии. Это рефлексия " второго порядка", объектом которой слу­жит не реконструкция психического мира личности в определенных научных представлениях, а сами эти представления как один из про­дуктов интеллектуального творчества ученых. Тут мы переместимся на другую орбиту, для движения по которой мысль нуждается в осо­бых, непривычных для исследователя психики понятиях. Научно-пси­хологическая мысль оборачивается на самое себя с целью справиться с совершенно особой задачей - объяснить свои источники, возмож­ности и судьбу. В этом плане ее самопознание как рефлексия действи­тельно совпадает с привычным смыслом этого термина, означающим " оборачивание назад". Только оборачиваясь на свое прошлое, на опыт прежних прорывов в непознанное, научное познание выясняет, на что оно способно, в чем истоки прежних успехов и просчетов, в каких условиях оно успешнее справлялось со своими исследовательскими задачами, включая ее методы познания когнитивных процессов. По­следние же безотносительно к характеру их " уловленности" в имею­щие свою логику сетки научного познания предполагают познаватель­ное отношение к действительности. Игнорирование специфики это­го отношения, в частности в отвергнувшем категорию образа класси­ческом бихевиоризме, вело в западню, из которой пытался выбрать­ся необихевиоризм в варианте, разработанном Толменом и назван­ном когнитивным бихевиоризмом (см. выше). На следующий виток психологическую мысль вывела потребность соотнести решение пси­хологических задач с успехами кибернетики и ее информационным подходом. Уже понятие о сигнале, зародившееся, как известно, в лоне русской науки, выступило (в отличие от понятия о раздражителе) в качестве предтечи нового объяснения детерминации взаимодействия организма со средой, включающего в качестве непременного позна­вательный компонент. Ведь сигнал несет информацию о каком-либо событии или явлении и в этом смысле родственен их познанию.

Изучение преобразований информации в вычислительных устрой­ствах в сопоставлении с познавательными феноменами у человека привело к появлению еще одного направления, названного когнитив­ной психологией. И в этом случае предполагалось изучение психо­гнозиса в первом значении этого термина как способа представлен­ное™ внешних реалий в различных процессах, испытываемых субъ-

ектом (запоминание, мышление и др. ), а также в его поведении. При решении этой поставленной научно-техническим прогрессом задачи произошли сдвиги в характере психогнозиса во втором значении ука­занного термина (имеются в виду новые познавательные средства, ко­торые были бы пригодны для изучения психических процессов в ка­честве информационных решений и т. п., а не исследовательские про­цедуры, посредством которых удавалось изменить прежний состав на­учных знаний об образе или действии). Теперь научная мысль стал­кивалась с иной проблемной ситуацией. Ее создал сдвиг в эволюции знаний о психике, приведший к появлению когнитивного направле­ния как отличного от других теоретических систем. Здесь перед нами уже знакомая форма рефлексии о научном знании. Как отмечалось, она неотвратимо поворачивает вектор анализа к событиям прошло­го, которые привели к нынешнему состоянию дел.

Иначе говоря, главным жизненным нервом механизма самопоз­нания науки выступает принцип, историзма. Неверно было бы думать, что здесь, в этом третьем аспекте психогностическая проблема может интересовать только историка. За любым исследователем — сознает он это или нет — стоит прошлое его науки. Разработка различных мо­делей, соотносящих искусственный интеллект с естественным, изу­чение механизма распознавания образов, их запечатления в кратко­временной (в миллисекундном диапазоне времени) и долговремен­ной семантической памяти, выделение различных блоков и регист­ров в познавательных и исполнительных процессах — все это предпо­лагало сдвиги в психогнозисе, в способах его организации. Но то, что происходило в лабораториях, где зародились и быстро развивались (в противовес прежним воззрениям) концепции и методы, выступив­шие под именем когнитивной психологии, в свою очередь создало особый объект для психогнозиса в его третьей ипостаси. Объектом являлись не знания, приобретаемые испытуемыми в процессах рас­познавания образов, принятия решений и т. п. Исследователь воспи­тан этим прошлым и отталкивается от него, когда вступает с ним в спор. За его актуальным поиском стоит неписаная или писаная " ис­тория вопроса". Объектом этой истории служит сложная, порой тра­гическая, работа коллективного научного разума.

КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА -ЯДРО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

(вместо заключения)*

Основы теоретической психологии предполагают дальнейшее раз­витие категориального анализа. Отчасти, начало этому было положе­но описанием категориальной сетки, которая была приведена в ввод­ной главе и получила развитие в последующих разделах книги, где бы­ли обозначены основные характеристики базисных психологических категорий и категорий метапсихологических. Так, категория мотива в контексте развития психологического познания приобретает сущ-ностный характер по отношению к категории ценности, в которой она проявляется, или метапсихологическая категория сознания вы­ступает на уровне явления, сущность которого заложена в первую оче­редь в базисной категории " образ". В этом, как и в других, случае категория " образ" выступает как системообразующее начало. Одна­ко было бы ошибкой зафиксировать лишь эту двучленную категори­альную сетку как завершенную и конечную. Базисными и метапси-хологическими категориями не исчерпывается категориальный ана­лиз психологического познания и его необходимо достроить, пока­зав, что в каждой психологической категории представлено единство явления и сущности. В этом — принципиальная характеристика кате­гориальной системы психологии.

В свое время в поисках отграничения специфической предметной области психологии Н. Н. Ланге ввел понятие " психосфера", призван­ное охватить богатство и многоплановость феноменов этой науки. При соотносении представления Н. Н. Ланге о психосфере с фундаменталь­ными идеями В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере возникает пер­спектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом. По В. И. Вернадско­му, биосфера представляет собой активную оболочку земли, в кото­рой совокупная деятельность живых организмов (в том числе челове­ка) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения. В. И. Вернадским вслед за Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом ноо-

* Эта заключительная глава написана авторами книги совместно с В. А. Петровским.

сфера понимается как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фак­тором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь за­конов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в био­сфере и ноосфере), тяготея в одних случаях к первой, в других — ко второй. Сказанное позволяет, исследуя базисные и метапсихоло-гические категории, обратиться и в пространство биосферы, в недрах которой сложились протопсихологические категории, сущностно про­являющиеся в базисном категориальном строе психологии. Вместе с тем уровень метапсихологических категорий содержит сущностные ха­рактеристики по отношению к экстрапсихологической категориальной развертке, детерминированной специфическими характеристиками но­осферы. Отсюда следует, что, к примеру, потребность (протопсихоло-гическая категория) выступает как сущность, а мотив (базисная кате­гория) как явление, в котором эта сущность обнаруживается. В свою очередь ценность (метапсихологическая категория) проявляется в иде­але — категории экстрапсихологической. Итак, мы можем представить себе категориальную систему психологического познания как своего рода сетку, образующую четыре уровня категорий: протопсихологиче­ские, базисные психологические, метапсихологические и экстрапси­хологические, охватывающие в целом всю психосферу и порождающие весь понятийный аппарат психологической науки. Например, услов­ная вертикаль " потребность — мотив — ценность — идеал" включает величайшее множество психологических понятий (влечения, желания, интерес, склонность, ценностные ориентации и т. д. ).

Ниже приведена категориальная таблица, характеризующая сис­тему построения психологического познания.

Для работы с этой таблицей необходимо дать несколько предвари­тельных пояснений собственно терминологического порядка. Труд­ность заключалась в том, что до сих пор психология имела дело с до­статочно разрозненным набором психологических понятий, а не с со­бранностью их в категориальную систему. Поэтому приходилось ли­бо создавать особый язык для обозначения, по крайней мере, не­которых из двадцати четырех категорий, что не давало бы возмож­ность установления прямых ассоциаций с устоявшимися терминами, в которых зафиксированы эти понятия, либо использовать уже име­ющиеся в психологии термины.

В рамках категориальной системы " смысл" понимается как чув­ство ценности чего-либо для " Я", определяемое деятельностью и осоз­наваемое в диалоге с собой и другими. Другая категория, требующая

Основные блоки категориального каркаса психологического познания

пояснения, - " соучаствование". " Соучаствование" - термин, обозна­чающий одно из важнейших понятий, характеризующих психологи­ческие воззрения А. Н. Радищева. По А. Н. Радищеву, " соучаствова­ние" есть условие и результат сплоченности людей; и, таким обра­зом, категория " соучаствование" определяется прежде всего обще­нием и в то же время несет на себе отпечаток других психологических категорий, таких, как " деятельность", " Я", " ценность", " чувство" (" человек сопечалится человеку, равно он ему совеселится" ) и др. [181]

Требуется пояснить также использование категории " активность" в верхнем ряду категорий. Разумеется, активность - сквозная харак­теристика " нижележащих" явлений, охватываемых категориями " реакция", " действие". Но то же можно сказать о соотношениях меж­дулюбой категорией " выше" и " ниже" в каждом столбце таблицы (за­чаточно первые представлены во вторых). Говоря " активность", мы имеем в виду такие ее проявления, в которых непосредственно обо­значается ее сущность: быть выходом за границы предустановленно­го. Она выступает перед нами в феноменах творчества, игры, риска, персонализации и др. Категория " активность" берется, таким обра­зом, в высшем ее воплощении: как " надситуативная" деятельность, интегрирующая в себе ценности " Я", определяемая " внутренними за­дачами" самополагания (а они в свою очередь предполагают разли­чение и диалог " эго" и " альтер-эго" ), движимая чувствами и ведущая к их осознанию.

Что касается имеющего великий шлейф восходящих ко временам античности интерпретаций термина " логос", то он применяется здесь в близком прозрениям B. C. Соловьева смысле как осуществление объ­ективного духовно-рационального порядка человеческого бытия.

Отметим в этой связи, что некоторые термины, соответствующие элементам-категориям разрабатываемой таблицы, являются условны­ми и в дальнейшем могут быть заменены более удачными.

В приведенной выше таблице получают фактическое воплощение все три объяснительных принципа построения психологического по­знания, описанные ранее: принципы детерминизма, развития, си­стемности.

Принцип детерминизма. Категории каждой из вертикалей табли­цы, в своей эмпирической реализации, детерминированы как " снизу", так и " сверху". Так, категория " Я" (метапсихологическая) включает в себя (в снятом виде) биологическое начало, поскольку сохраняет типологические и индивидуальные особенности нервной деятельно­сти организма. Но в то же время приоритетной для этой категории детерминантой (если иметь в виду эмпирическое ее наполнение) вы­ступает ноосфера, порождая бесчисленное множество вариантов че­ловеческой индивидуальности. Таким образом, обусловленность со стороны биосферы не теряет своей силы, хотя приоритет здесь бес­спорно принадлежит культурно-исторической детерминации.

Принцип развития. Переход между категориями мыслится соглас­но схеме восхождения от абстрактного к конкретному. Протопсихо-логический ряд отвечает в известной степени идее преформизма, в нем в свернутом виде содержится все богатство, обнаруживающее се­бя на более высоком категориальном уровне. При этом определяю-

щую роль играет та категория, которая находится непосредственно ниже по вертикали; она образует примат по отношению к категории " выше", имеющей, соответственно, характер дери вата. " Оформляю­щие" категории выступают в качестве условий " проращивания" воз­можностей, присущих категориальному ядру. Так, например, катего­рия " ценность" является прямым развитием категории " мотив", по­лучая свое " оформление" через категории " переживание", " отноше­ние", " действие" и др.

В логике развертки категорий представлена реальная история раз­вития человеческого рода и конкретного индивида, как социогенеза, так и онтогенеза. Категории, выстроенные по вертикали и располо­женные на четырех горизонталях таблицы, образуют узловые пункты развития психосферы. Так, категория " личность" появляется лишь на высшей ступени социо- и онтогенеза и т. п.

Принцип системности. В приведенной выше категориальной сетке в полной мере представлен принцип системности, столь важный для теоретической психологии. К сожалению, многократно и на протя­жении последних двух-трех десятилетий принцип системности хотя и декларировался как приоритетный для психологической науки, но так и не получил конкретных воплощений и теоретического обосно­вания. Небыли выделены общепсихологическиесистемообразующие признаки и принципы. Приметой системности настоящей категори­альной сетки является уже сам факт реализации в ней идеи восхожде­ния от абстрактного к конкретному (представленной положением о преформизме1 переходов между категориями разных уровней, выде­лением категорий, имеющих характер примата и деривата, " ядерных" и " оформляющих" категорий, участвующих в категориальном синте­зе), идеи восходящего и нисходящего детерминизма (представленной положением об эмпирическом наполнении каждой из категорий со-держаниями вышележащих и нижележащих уровней, — в конечном счете граничащих с ноосферой и биосферой), идеи единства социо­генеза и онтогенеза в выделении категорий и их взаимопереходов.

Осталось лишь прямо указать общие механизмы системообразо-вания. В этой связи предлагается различать механизмы и соответству­ющие эффекты горизонтального и вертикального (синхронического и диахронического) сопряжения категорий в процессе их синтеза.

Действие механизма горизонтального сопряжения категорий осно­вано на существовании так называемых " системных качеств", объек­тивно присущих одноуровневым элементам категориальной сетки.

1 Используя биологическую метафору, можно сказать, что в категориальном развитии реализуется единство преформизма и эпигенеза.

 

Подразумевается, что наряду с явным содержанием, отличающим каждую категорию " на горизонтали", в ней присутствуют, хотя и скры­то, некие содержания, обусловленные другими категориями той же " горизонтали". Возникает аналогия с принципом полного взаимодей­ствия субстанций, сформулированного И. Кантом (все сущее в дан­ный момент времени заключает в себе определения, присущие всему остальному, существующему в тот же момент времени). Каждая из од­ноуровневых категорий несет на себе " отпечаток" других категорий того же уровня.

В качестве примера рассмотрим протопсихический (оггреч. " про-тос" - первый) уровень. Он представлен организмом, который вы­ступает как субъект функций, служащих компонентами своего рода " генетической программы" всего " идущего вверх" психологического ряда. Внутренним побудителем активности организма служит по­требность, вынуждающая его к работе, регулируемой сигналами о различаемых им внешних условиях и объектах удовлетворения этой потребности. Испытываемые организмом при этом состояния при­обретают (прежде всего в конфликтных ситуациях) особую внутрен­нюю напряженность (эффективность), влияющую на ход жизнедея­тельности.

Все компоненты категориального среза протопсихологического уровня внутренне взаимосвязаны. Они позволяют воссоздать цело­стную картину этого уровня, обозначенную И. П. Павловым терми­ном " поведение". Теоретическая психология обнажает категориаль­ную ткань этого термина. Здесь мысль движется на самой высокой и абстрактной (какая только возможна) теоретической орбите. Но каж­дая категория — это предельно насыщенный сгусток мощных пластов бесчисленного множества эмпирических данных, зримых глазами эк­спериментаторов в сотнях лабораторий. Они могли употреблять дру­гие слова (так, в павловской школе говорили, например, не о потреб­ности, а о подкреплении, не о различении, а о дифференцировке, не об аффективнести, а о " сшибке" и т. п. ). Но их категориальный смысл, будучи расшифрован средствами теоретической психологии, позво­ляет диагностировать роль созданного в России учения о поведении в развитии категориального ствола мировой психологической мыс­ли. В свете сказанного следует обратить внимание на два обстоятель­ства. Сложившаяся на почве русской науки трактовка поведения, ока­зав влияние на американскую психологию, приобрела в ней особую направленность, обернувшись бихевиористской версией, которая во­царилась в этой психологии на все XX столетие. Второе же обстоя­тельство связано с необходимостью разграничить поведение, пред­ставляющее фундаментальный протопсихический уровень жизни, и

его нейромеханизмы, реконструируемые в иных, а именно физиоло­гических, категориях'.

Рассмотрение любого категориального уровня выявляет его пато­генетический аспект. Если выпадает или нарушается функциониро­вание одной из расположенных на " горизонтальной" линии катего­рий, системное качество категориального уровня оказывается дефор­мированным, что сказывается на всех других его компонентах. Так, личность с нарушением ее нормальной активности, либо с утратой разума, либо неспособная к соучаствованию оказывается смещенной в область патологии.

Все это позволяет видеть в категориальной системе возможности обращения не только к фило- и социогенезу, но и к патогенезу лич­ности.

При этом каждая категория, лежащая " выше" по вертикали, может рассматриваться как выявленное (посредством оформляющих катего­рий) системное свойство нижележащей категории, выступающей в ка­честве ядерной. Обращаясь к идее существования и выявления (извле­чения) подобныхлатентных качеств, удается осмыслить такой признак системы, как ее целостность. Действие механизма вертикального со­пряжения категорий определяется тем, что каждая " промежуточная" категория, как это уже неоднократно было показано, на вертикали пред­ставляет собой явление по отношению к категории предшествующей и сущность по отношению к категории последующей. Бытие категории в качестве явления и в то же время сущности соответствует такой харак­теристике системы, как иерархичность ее организации.

Все сказанное не может не поставить под сомнение длившиеся де­сятилетиями поиски некоей " клеточки", которая, как предполагалось, должна была заключать в себе (а в своем развитии - порождать) все психические свойства, качества, процессы. Первым на бесперспек­тивность такого подхода обратил внимание М. Г. Ярошевский в нача­ле 70-х годов. В роли таких " клеточек" выступали: " рефлекс", " реак­ция", " знак", " значение", " смысл", " гештальт", " стимул-реакция", " установка", " действие", " отношение" и т. п. В ходе последующего критического рассмотрения каждая из этих " клеточек" так и не вы­ступила единственным созидателем психического в глазах психоло­гического сообщества, что привело к утрате этим сообществом цело­стной картины психического мира, к распаду научных школ и дегра­дации их исследовательских программ. Неудивительно это упорство в поисках неуловимой " клеточки". Для психологов советского пери-

1 Этот вопрос детально освещен в монографии М. Г. Ярошевского " Наука о поведении: русский путь" (Москва-Воронеж, 1996).

ода эти попытки были более чем естественны. Примером служил К. Маркс с его идеей " товара" как клеточки функционирования и раз­вития капиталистического производства. Сегодня мы видим, что эти попытки, по крайней мере применительно к психологии, при всей их честности и добросовестности, были обречены. Основа содержа­тельной интерпретации психосферы — это не отдельно взятая " кле­точка" в ее развитии, а сложная, многоступенчатая, внутренне свя­занная, но качественно своеобразная система категорий, находящая источники своего развития и внутренней организации в природе и обществе.

Еще раз подчеркиваем: не клеточка, даже в своем вершинном раз­витии, а динамическая система несводимых друг к другу категорий способна охватить и отразить в себе психический мир человека. Итак, таблицу следует рассматривать, исходя из принципов историзма и детерминизма. В предшествующем изложении была показана регу­лирующая роль этих принципов применительно к изучению и объяс­нению фактов и законов психической жизни, отображаемых в соот­ветствующих теоретических конструкциях. Но сами эти конструкции, благодаря категориальному анализу, стали объектом специальной реф­лексии, позволяющей объяснить их рождение и смену.

Именно здесь перед нами выступила особая отрасль психологии, отличная от других ее отраслей и вместе с тем служащая тем стволом, ответвлениями которого они являются. Оставаясь застывшим, это дре­во неизбежно утратило бы свои жизненные соки. Но оно развивается как постепенно, так и радикально, преобразуя в периоды, названные Вернадским " взрывами творчества", свою структуру. Это развитие обусловлено органической связью ствола этого древа как с биосфе­рой, так и ноосферой (и — соответственно — с науками о природе и науками о культуре и обществе). Вместе с тем научный прогресс вы­ражен и в таком изменении его познавательных структур, которое со­вершается по присущей психологии собственной логике развития. Она отражает то обстоятельство, что процессы в психосфере сами при­обретают детерминационное влияние на изменение живого вещества (биосферы), с одной стороны, и на развитие ноосферы — с другой.

Здесь нет необходимости раскрывать понятийно каждую из двад­цати четырех " ячеек" приведенной категориальной сетки. Значитель­ная их часть получила отражение и обоснование в настоящей книге (к примеру, категории " образ", " мотив", " личность", " общение" и др. ), остальные нуждаются в развернутом научном обосновании, что не входит в задачи данной книги.

На путях дальнейшей разработки теоретической психологии (" тео­рии теорий" ) все эти категории могут получить дальнейшее раскры-

тие и обнаружить органическую связь с объяснительными принци­пами, классическими проблемами, методологией психологии. В ко­нечном счете теоретическая психология является определяющим на­чалом для рассмотрения отраслей и понятийного аппарата психоло­гической науки.

Категориальный аппарат - это сложно организованный инстру­мент исследовательского труда. Он существует только тогда, когда ра­ботает, добывая новое знание о психической реальности. Но знание рождается не иначе как в ответ на обращенные к этой реальности во­просы. Поэтому за представляемой на социальное обозрение и зри­мой в качестве ориентировочной основы для практики теоретической картиной психической жизни бьется мысль, поглощенная проблема­ми, уровень освоения которых определяет категориальную прочер-ченность этой картины.

Наряду с глобальными проблемами, о которых шла речь, посколь­ку от них зависит объяснение взаимосвязей психики с физическим миром и с организмом (психофизическая проблема, психофизиологиче­ская проблема), категориальный каркас психологического познания складывается и развивается на пересечении проблемных полей, даю­щих научную жатву, от которой зависит степень обогащенности раз­личных ветвей категориального древа. В ряду этих проблем: психоге­нетическая, ведущая от индивида к личности; психоэнергетическая с ее вектором перехода от первичных потребностей к движущим чело­веком ценностям и идеалам; психопраксическая, сталкивающая с не­обходимостью проследить спектр преобразований реактивного пове­дения в высшие формы активности; психогностическая, уходящая ис­токами в сигналы информации и восходящая к вершинам Логоса; пси­хосоциальная, без продвижения в которой необъяснимо, почему про­стое различение свойств служит предпосылкой межличностных от­ношений, а затем - общения, переходящего в соучаствование; психо­эмоциональная, в контексте которой требуется проанализировать, ка­ким образом аффективная напряженность переливается в пережива­ние, исполненное личностного смысла.

Было бы нежелательно видеть во всем, что изложено в этой заклю­чительной главе, лишь собственно теоретический смысл для психо­логии и для тех, кто ее разрабатывает и изучает. Позволительно выде­лить дидактическую сторону предложенной системы? Если обратить­ся к построению доступных нам психологических учебников и учеб­ных пособий, то мы, как правило, имеем здесь дело с отсутствием свя­зи между последовательно осваиваемыми психологическими дисцип­линами. Так, нередко понятийный аппарат получает совершенно раз­личную интерпретацию на разных уровнях построения учебных кур-

сов. С целью преодоления этого очевидного порока традиционных учебных планов и учебников для высших учебных заведений А. В. Пет­ровским и М. Г. ЯроШевским была предложена разработка четырех­уровневой системы психологической подготовки студентов (включа­ющая пропедевтический, базовый, практико-ориентированный, те­оретический уровни). Таким образом, настоящая работа выступает в качестве ключевой для построения всей системы сквозной психоло­гической подготовки в вузе.

Вместе с тем, обращаясь к широко распространенным учебникам и учебным пособиям, мы находим в них, в сущности, несистематизи­рованный набор глав, посвященных психологическим понятиям. Так, из текстов учебников легко исчезают, к примеру, главы: " Внимание", " Умения и навыки" и др., а появляются " Общение", " Группы" и т. п., которые до этого в учебной литературе не фигурировали. Все это яв­ляется результатом отсутствия категориального подхода к построению учебных пособий и, соответственно, курсов лекций. Не исключено, что может быть создан пропедевтический учебник психологии, бази­рующийся на развиваемой здесь идее четырех категориальных уров­ней. Таким образом, студенты будут иметь возможность познакомить­ся с категориальным аппаратом, организующим весь строй основных психологических понятий.

Данная глава имеет подзаголовок " Вместо заключения". Между тем, возможно, было бы точнее его назвать " Вместо введения", по­скольку в ней, в свернутом виде, определено содержание еще не на­писанной - и трудно сказать, когда она будет написана, - книги " Те­оретическая психология". Тогда, когда это случится, главы, состав­ляющие содержание настоящего издания, намеренно названного " Основами теоретической психологии", будут развернуты и с необ­ходимой полнотой представят теоретическую психологию как сложив­шуюся, полноценную область научного знания.

Литература

Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва—Воронеж,

1996.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.

Москва—Воронеж, 1996.

Басов М. Я. Избр. психология, произв. М., 1975. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж,

1997.

Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991.

Блонский П. П. Избр. психология. произв. М., 1964.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Брушлинский А. В. О субъекте психологии. М., 1995.

Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Л., 1924— 1929.

Введение в психологию/Под ред. А. В. Петровского. М., 1996.

Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982; Т. 2. М., 1982.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988.

Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.

Кольцова В. А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии. М., 1995.

Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925.

Ланге Н. Н. Психический мир. Москва-Воронеж, 1996.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.