|
|||
УДК 159.9(075.8) ББК88 43 страницаЗдесь мы переходим к рассмотрению третьего ас-Рефлексия пекта психогнозиса, а именно к познанию того о научном знании процесса, в ходе которого добывается и используется научное знание о психике (непременно включающей, как мы отметили, когнитивный компонент). С переходом на этот уровень мы сталкиваемся с совершенно новой формой рефлексии. Это рефлексия " второго порядка", объектом которой служит не реконструкция психического мира личности в определенных научных представлениях, а сами эти представления как один из продуктов интеллектуального творчества ученых. Тут мы переместимся на другую орбиту, для движения по которой мысль нуждается в особых, непривычных для исследователя психики понятиях. Научно-психологическая мысль оборачивается на самое себя с целью справиться с совершенно особой задачей - объяснить свои источники, возможности и судьбу. В этом плане ее самопознание как рефлексия действительно совпадает с привычным смыслом этого термина, означающим " оборачивание назад". Только оборачиваясь на свое прошлое, на опыт прежних прорывов в непознанное, научное познание выясняет, на что оно способно, в чем истоки прежних успехов и просчетов, в каких условиях оно успешнее справлялось со своими исследовательскими задачами, включая ее методы познания когнитивных процессов. Последние же безотносительно к характеру их " уловленности" в имеющие свою логику сетки научного познания предполагают познавательное отношение к действительности. Игнорирование специфики этого отношения, в частности в отвергнувшем категорию образа классическом бихевиоризме, вело в западню, из которой пытался выбраться необихевиоризм в варианте, разработанном Толменом и названном когнитивным бихевиоризмом (см. выше). На следующий виток психологическую мысль вывела потребность соотнести решение психологических задач с успехами кибернетики и ее информационным подходом. Уже понятие о сигнале, зародившееся, как известно, в лоне русской науки, выступило (в отличие от понятия о раздражителе) в качестве предтечи нового объяснения детерминации взаимодействия организма со средой, включающего в качестве непременного познавательный компонент. Ведь сигнал несет информацию о каком-либо событии или явлении и в этом смысле родственен их познанию. Изучение преобразований информации в вычислительных устройствах в сопоставлении с познавательными феноменами у человека привело к появлению еще одного направления, названного когнитивной психологией. И в этом случае предполагалось изучение психогнозиса в первом значении этого термина как способа представленное™ внешних реалий в различных процессах, испытываемых субъ- ектом (запоминание, мышление и др. ), а также в его поведении. При решении этой поставленной научно-техническим прогрессом задачи произошли сдвиги в характере психогнозиса во втором значении указанного термина (имеются в виду новые познавательные средства, которые были бы пригодны для изучения психических процессов в качестве информационных решений и т. п., а не исследовательские процедуры, посредством которых удавалось изменить прежний состав научных знаний об образе или действии). Теперь научная мысль сталкивалась с иной проблемной ситуацией. Ее создал сдвиг в эволюции знаний о психике, приведший к появлению когнитивного направления как отличного от других теоретических систем. Здесь перед нами уже знакомая форма рефлексии о научном знании. Как отмечалось, она неотвратимо поворачивает вектор анализа к событиям прошлого, которые привели к нынешнему состоянию дел. Иначе говоря, главным жизненным нервом механизма самопознания науки выступает принцип, историзма. Неверно было бы думать, что здесь, в этом третьем аспекте психогностическая проблема может интересовать только историка. За любым исследователем — сознает он это или нет — стоит прошлое его науки. Разработка различных моделей, соотносящих искусственный интеллект с естественным, изучение механизма распознавания образов, их запечатления в кратковременной (в миллисекундном диапазоне времени) и долговременной семантической памяти, выделение различных блоков и регистров в познавательных и исполнительных процессах — все это предполагало сдвиги в психогнозисе, в способах его организации. Но то, что происходило в лабораториях, где зародились и быстро развивались (в противовес прежним воззрениям) концепции и методы, выступившие под именем когнитивной психологии, в свою очередь создало особый объект для психогнозиса в его третьей ипостаси. Объектом являлись не знания, приобретаемые испытуемыми в процессах распознавания образов, принятия решений и т. п. Исследователь воспитан этим прошлым и отталкивается от него, когда вступает с ним в спор. За его актуальным поиском стоит неписаная или писаная " история вопроса". Объектом этой истории служит сложная, порой трагическая, работа коллективного научного разума. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА -ЯДРО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (вместо заключения)* Основы теоретической психологии предполагают дальнейшее развитие категориального анализа. Отчасти, начало этому было положено описанием категориальной сетки, которая была приведена в вводной главе и получила развитие в последующих разделах книги, где были обозначены основные характеристики базисных психологических категорий и категорий метапсихологических. Так, категория мотива в контексте развития психологического познания приобретает сущ-ностный характер по отношению к категории ценности, в которой она проявляется, или метапсихологическая категория сознания выступает на уровне явления, сущность которого заложена в первую очередь в базисной категории " образ". В этом, как и в других, случае категория " образ" выступает как системообразующее начало. Однако было бы ошибкой зафиксировать лишь эту двучленную категориальную сетку как завершенную и конечную. Базисными и метапси-хологическими категориями не исчерпывается категориальный анализ психологического познания и его необходимо достроить, показав, что в каждой психологической категории представлено единство явления и сущности. В этом — принципиальная характеристика категориальной системы психологии. В свое время в поисках отграничения специфической предметной области психологии Н. Н. Ланге ввел понятие " психосфера", призванное охватить богатство и многоплановость феноменов этой науки. При соотносении представления Н. Н. Ланге о психосфере с фундаментальными идеями В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере возникает перспектива понять и описать подлинное место психосферы в едином пространстве, образуемом природой и социумом. По В. И. Вернадскому, биосфера представляет собой активную оболочку земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе человека) проявляется как фактор планетарного масштаба и значения. В. И. Вернадским вслед за Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом ноо- * Эта заключительная глава написана авторами книги совместно с В. А. Петровским. сфера понимается как новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и общества. Отсюда очевидно, что психосфера (сохраняя собственную уникальную предметность) интегрирует в превращенном виде процессы, совершающиеся в биосфере и ноосфере), тяготея в одних случаях к первой, в других — ко второй. Сказанное позволяет, исследуя базисные и метапсихоло-гические категории, обратиться и в пространство биосферы, в недрах которой сложились протопсихологические категории, сущностно проявляющиеся в базисном категориальном строе психологии. Вместе с тем уровень метапсихологических категорий содержит сущностные характеристики по отношению к экстрапсихологической категориальной развертке, детерминированной специфическими характеристиками ноосферы. Отсюда следует, что, к примеру, потребность (протопсихоло-гическая категория) выступает как сущность, а мотив (базисная категория) как явление, в котором эта сущность обнаруживается. В свою очередь ценность (метапсихологическая категория) проявляется в идеале — категории экстрапсихологической. Итак, мы можем представить себе категориальную систему психологического познания как своего рода сетку, образующую четыре уровня категорий: протопсихологические, базисные психологические, метапсихологические и экстрапсихологические, охватывающие в целом всю психосферу и порождающие весь понятийный аппарат психологической науки. Например, условная вертикаль " потребность — мотив — ценность — идеал" включает величайшее множество психологических понятий (влечения, желания, интерес, склонность, ценностные ориентации и т. д. ). Ниже приведена категориальная таблица, характеризующая систему построения психологического познания. Для работы с этой таблицей необходимо дать несколько предварительных пояснений собственно терминологического порядка. Трудность заключалась в том, что до сих пор психология имела дело с достаточно разрозненным набором психологических понятий, а не с собранностью их в категориальную систему. Поэтому приходилось либо создавать особый язык для обозначения, по крайней мере, некоторых из двадцати четырех категорий, что не давало бы возможность установления прямых ассоциаций с устоявшимися терминами, в которых зафиксированы эти понятия, либо использовать уже имеющиеся в психологии термины. В рамках категориальной системы " смысл" понимается как чувство ценности чего-либо для " Я", определяемое деятельностью и осознаваемое в диалоге с собой и другими. Другая категория, требующая Основные блоки категориального каркаса психологического познания пояснения, - " соучаствование". " Соучаствование" - термин, обозначающий одно из важнейших понятий, характеризующих психологические воззрения А. Н. Радищева. По А. Н. Радищеву, " соучаствование" есть условие и результат сплоченности людей; и, таким образом, категория " соучаствование" определяется прежде всего общением и в то же время несет на себе отпечаток других психологических категорий, таких, как " деятельность", " Я", " ценность", " чувство" (" человек сопечалится человеку, равно он ему совеселится" ) и др. [181] Требуется пояснить также использование категории " активность" в верхнем ряду категорий. Разумеется, активность - сквозная характеристика " нижележащих" явлений, охватываемых категориями " реакция", " действие". Но то же можно сказать о соотношениях междулюбой категорией " выше" и " ниже" в каждом столбце таблицы (зачаточно первые представлены во вторых). Говоря " активность", мы имеем в виду такие ее проявления, в которых непосредственно обозначается ее сущность: быть выходом за границы предустановленного. Она выступает перед нами в феноменах творчества, игры, риска, персонализации и др. Категория " активность" берется, таким образом, в высшем ее воплощении: как " надситуативная" деятельность, интегрирующая в себе ценности " Я", определяемая " внутренними задачами" самополагания (а они в свою очередь предполагают различение и диалог " эго" и " альтер-эго" ), движимая чувствами и ведущая к их осознанию. Что касается имеющего великий шлейф восходящих ко временам античности интерпретаций термина " логос", то он применяется здесь в близком прозрениям B. C. Соловьева смысле как осуществление объективного духовно-рационального порядка человеческого бытия. Отметим в этой связи, что некоторые термины, соответствующие элементам-категориям разрабатываемой таблицы, являются условными и в дальнейшем могут быть заменены более удачными. В приведенной выше таблице получают фактическое воплощение все три объяснительных принципа построения психологического познания, описанные ранее: принципы детерминизма, развития, системности. Принцип детерминизма. Категории каждой из вертикалей таблицы, в своей эмпирической реализации, детерминированы как " снизу", так и " сверху". Так, категория " Я" (метапсихологическая) включает в себя (в снятом виде) биологическое начало, поскольку сохраняет типологические и индивидуальные особенности нервной деятельности организма. Но в то же время приоритетной для этой категории детерминантой (если иметь в виду эмпирическое ее наполнение) выступает ноосфера, порождая бесчисленное множество вариантов человеческой индивидуальности. Таким образом, обусловленность со стороны биосферы не теряет своей силы, хотя приоритет здесь бесспорно принадлежит культурно-исторической детерминации. Принцип развития. Переход между категориями мыслится согласно схеме восхождения от абстрактного к конкретному. Протопсихо-логический ряд отвечает в известной степени идее преформизма, в нем в свернутом виде содержится все богатство, обнаруживающее себя на более высоком категориальном уровне. При этом определяю- щую роль играет та категория, которая находится непосредственно ниже по вертикали; она образует примат по отношению к категории " выше", имеющей, соответственно, характер дери вата. " Оформляющие" категории выступают в качестве условий " проращивания" возможностей, присущих категориальному ядру. Так, например, категория " ценность" является прямым развитием категории " мотив", получая свое " оформление" через категории " переживание", " отношение", " действие" и др. В логике развертки категорий представлена реальная история развития человеческого рода и конкретного индивида, как социогенеза, так и онтогенеза. Категории, выстроенные по вертикали и расположенные на четырех горизонталях таблицы, образуют узловые пункты развития психосферы. Так, категория " личность" появляется лишь на высшей ступени социо- и онтогенеза и т. п. Принцип системности. В приведенной выше категориальной сетке в полной мере представлен принцип системности, столь важный для теоретической психологии. К сожалению, многократно и на протяжении последних двух-трех десятилетий принцип системности хотя и декларировался как приоритетный для психологической науки, но так и не получил конкретных воплощений и теоретического обоснования. Небыли выделены общепсихологическиесистемообразующие признаки и принципы. Приметой системности настоящей категориальной сетки является уже сам факт реализации в ней идеи восхождения от абстрактного к конкретному (представленной положением о преформизме1 переходов между категориями разных уровней, выделением категорий, имеющих характер примата и деривата, " ядерных" и " оформляющих" категорий, участвующих в категориальном синтезе), идеи восходящего и нисходящего детерминизма (представленной положением об эмпирическом наполнении каждой из категорий со-держаниями вышележащих и нижележащих уровней, — в конечном счете граничащих с ноосферой и биосферой), идеи единства социогенеза и онтогенеза в выделении категорий и их взаимопереходов. Осталось лишь прямо указать общие механизмы системообразо-вания. В этой связи предлагается различать механизмы и соответствующие эффекты горизонтального и вертикального (синхронического и диахронического) сопряжения категорий в процессе их синтеза. Действие механизма горизонтального сопряжения категорий основано на существовании так называемых " системных качеств", объективно присущих одноуровневым элементам категориальной сетки. 1 Используя биологическую метафору, можно сказать, что в категориальном развитии реализуется единство преформизма и эпигенеза.
Подразумевается, что наряду с явным содержанием, отличающим каждую категорию " на горизонтали", в ней присутствуют, хотя и скрыто, некие содержания, обусловленные другими категориями той же " горизонтали". Возникает аналогия с принципом полного взаимодействия субстанций, сформулированного И. Кантом (все сущее в данный момент времени заключает в себе определения, присущие всему остальному, существующему в тот же момент времени). Каждая из одноуровневых категорий несет на себе " отпечаток" других категорий того же уровня. В качестве примера рассмотрим протопсихический (оггреч. " про-тос" - первый) уровень. Он представлен организмом, который выступает как субъект функций, служащих компонентами своего рода " генетической программы" всего " идущего вверх" психологического ряда. Внутренним побудителем активности организма служит потребность, вынуждающая его к работе, регулируемой сигналами о различаемых им внешних условиях и объектах удовлетворения этой потребности. Испытываемые организмом при этом состояния приобретают (прежде всего в конфликтных ситуациях) особую внутреннюю напряженность (эффективность), влияющую на ход жизнедеятельности. Все компоненты категориального среза протопсихологического уровня внутренне взаимосвязаны. Они позволяют воссоздать целостную картину этого уровня, обозначенную И. П. Павловым термином " поведение". Теоретическая психология обнажает категориальную ткань этого термина. Здесь мысль движется на самой высокой и абстрактной (какая только возможна) теоретической орбите. Но каждая категория — это предельно насыщенный сгусток мощных пластов бесчисленного множества эмпирических данных, зримых глазами экспериментаторов в сотнях лабораторий. Они могли употреблять другие слова (так, в павловской школе говорили, например, не о потребности, а о подкреплении, не о различении, а о дифференцировке, не об аффективнести, а о " сшибке" и т. п. ). Но их категориальный смысл, будучи расшифрован средствами теоретической психологии, позволяет диагностировать роль созданного в России учения о поведении в развитии категориального ствола мировой психологической мысли. В свете сказанного следует обратить внимание на два обстоятельства. Сложившаяся на почве русской науки трактовка поведения, оказав влияние на американскую психологию, приобрела в ней особую направленность, обернувшись бихевиористской версией, которая воцарилась в этой психологии на все XX столетие. Второе же обстоятельство связано с необходимостью разграничить поведение, представляющее фундаментальный протопсихический уровень жизни, и его нейромеханизмы, реконструируемые в иных, а именно физиологических, категориях'. Рассмотрение любого категориального уровня выявляет его патогенетический аспект. Если выпадает или нарушается функционирование одной из расположенных на " горизонтальной" линии категорий, системное качество категориального уровня оказывается деформированным, что сказывается на всех других его компонентах. Так, личность с нарушением ее нормальной активности, либо с утратой разума, либо неспособная к соучаствованию оказывается смещенной в область патологии. Все это позволяет видеть в категориальной системе возможности обращения не только к фило- и социогенезу, но и к патогенезу личности. При этом каждая категория, лежащая " выше" по вертикали, может рассматриваться как выявленное (посредством оформляющих категорий) системное свойство нижележащей категории, выступающей в качестве ядерной. Обращаясь к идее существования и выявления (извлечения) подобныхлатентных качеств, удается осмыслить такой признак системы, как ее целостность. Действие механизма вертикального сопряжения категорий определяется тем, что каждая " промежуточная" категория, как это уже неоднократно было показано, на вертикали представляет собой явление по отношению к категории предшествующей и сущность по отношению к категории последующей. Бытие категории в качестве явления и в то же время сущности соответствует такой характеристике системы, как иерархичность ее организации. Все сказанное не может не поставить под сомнение длившиеся десятилетиями поиски некоей " клеточки", которая, как предполагалось, должна была заключать в себе (а в своем развитии - порождать) все психические свойства, качества, процессы. Первым на бесперспективность такого подхода обратил внимание М. Г. Ярошевский в начале 70-х годов. В роли таких " клеточек" выступали: " рефлекс", " реакция", " знак", " значение", " смысл", " гештальт", " стимул-реакция", " установка", " действие", " отношение" и т. п. В ходе последующего критического рассмотрения каждая из этих " клеточек" так и не выступила единственным созидателем психического в глазах психологического сообщества, что привело к утрате этим сообществом целостной картины психического мира, к распаду научных школ и деградации их исследовательских программ. Неудивительно это упорство в поисках неуловимой " клеточки". Для психологов советского пери- 1 Этот вопрос детально освещен в монографии М. Г. Ярошевского " Наука о поведении: русский путь" (Москва-Воронеж, 1996). ода эти попытки были более чем естественны. Примером служил К. Маркс с его идеей " товара" как клеточки функционирования и развития капиталистического производства. Сегодня мы видим, что эти попытки, по крайней мере применительно к психологии, при всей их честности и добросовестности, были обречены. Основа содержательной интерпретации психосферы — это не отдельно взятая " клеточка" в ее развитии, а сложная, многоступенчатая, внутренне связанная, но качественно своеобразная система категорий, находящая источники своего развития и внутренней организации в природе и обществе. Еще раз подчеркиваем: не клеточка, даже в своем вершинном развитии, а динамическая система несводимых друг к другу категорий способна охватить и отразить в себе психический мир человека. Итак, таблицу следует рассматривать, исходя из принципов историзма и детерминизма. В предшествующем изложении была показана регулирующая роль этих принципов применительно к изучению и объяснению фактов и законов психической жизни, отображаемых в соответствующих теоретических конструкциях. Но сами эти конструкции, благодаря категориальному анализу, стали объектом специальной рефлексии, позволяющей объяснить их рождение и смену. Именно здесь перед нами выступила особая отрасль психологии, отличная от других ее отраслей и вместе с тем служащая тем стволом, ответвлениями которого они являются. Оставаясь застывшим, это древо неизбежно утратило бы свои жизненные соки. Но оно развивается как постепенно, так и радикально, преобразуя в периоды, названные Вернадским " взрывами творчества", свою структуру. Это развитие обусловлено органической связью ствола этого древа как с биосферой, так и ноосферой (и — соответственно — с науками о природе и науками о культуре и обществе). Вместе с тем научный прогресс выражен и в таком изменении его познавательных структур, которое совершается по присущей психологии собственной логике развития. Она отражает то обстоятельство, что процессы в психосфере сами приобретают детерминационное влияние на изменение живого вещества (биосферы), с одной стороны, и на развитие ноосферы — с другой. Здесь нет необходимости раскрывать понятийно каждую из двадцати четырех " ячеек" приведенной категориальной сетки. Значительная их часть получила отражение и обоснование в настоящей книге (к примеру, категории " образ", " мотив", " личность", " общение" и др. ), остальные нуждаются в развернутом научном обосновании, что не входит в задачи данной книги. На путях дальнейшей разработки теоретической психологии (" теории теорий" ) все эти категории могут получить дальнейшее раскры- тие и обнаружить органическую связь с объяснительными принципами, классическими проблемами, методологией психологии. В конечном счете теоретическая психология является определяющим началом для рассмотрения отраслей и понятийного аппарата психологической науки. Категориальный аппарат - это сложно организованный инструмент исследовательского труда. Он существует только тогда, когда работает, добывая новое знание о психической реальности. Но знание рождается не иначе как в ответ на обращенные к этой реальности вопросы. Поэтому за представляемой на социальное обозрение и зримой в качестве ориентировочной основы для практики теоретической картиной психической жизни бьется мысль, поглощенная проблемами, уровень освоения которых определяет категориальную прочер-ченность этой картины. Наряду с глобальными проблемами, о которых шла речь, поскольку от них зависит объяснение взаимосвязей психики с физическим миром и с организмом (психофизическая проблема, психофизиологическая проблема), категориальный каркас психологического познания складывается и развивается на пересечении проблемных полей, дающих научную жатву, от которой зависит степень обогащенности различных ветвей категориального древа. В ряду этих проблем: психогенетическая, ведущая от индивида к личности; психоэнергетическая с ее вектором перехода от первичных потребностей к движущим человеком ценностям и идеалам; психопраксическая, сталкивающая с необходимостью проследить спектр преобразований реактивного поведения в высшие формы активности; психогностическая, уходящая истоками в сигналы информации и восходящая к вершинам Логоса; психосоциальная, без продвижения в которой необъяснимо, почему простое различение свойств служит предпосылкой межличностных отношений, а затем - общения, переходящего в соучаствование; психоэмоциональная, в контексте которой требуется проанализировать, каким образом аффективная напряженность переливается в переживание, исполненное личностного смысла. Было бы нежелательно видеть во всем, что изложено в этой заключительной главе, лишь собственно теоретический смысл для психологии и для тех, кто ее разрабатывает и изучает. Позволительно выделить дидактическую сторону предложенной системы? Если обратиться к построению доступных нам психологических учебников и учебных пособий, то мы, как правило, имеем здесь дело с отсутствием связи между последовательно осваиваемыми психологическими дисциплинами. Так, нередко понятийный аппарат получает совершенно различную интерпретацию на разных уровнях построения учебных кур- сов. С целью преодоления этого очевидного порока традиционных учебных планов и учебников для высших учебных заведений А. В. Петровским и М. Г. ЯроШевским была предложена разработка четырехуровневой системы психологической подготовки студентов (включающая пропедевтический, базовый, практико-ориентированный, теоретический уровни). Таким образом, настоящая работа выступает в качестве ключевой для построения всей системы сквозной психологической подготовки в вузе. Вместе с тем, обращаясь к широко распространенным учебникам и учебным пособиям, мы находим в них, в сущности, несистематизированный набор глав, посвященных психологическим понятиям. Так, из текстов учебников легко исчезают, к примеру, главы: " Внимание", " Умения и навыки" и др., а появляются " Общение", " Группы" и т. п., которые до этого в учебной литературе не фигурировали. Все это является результатом отсутствия категориального подхода к построению учебных пособий и, соответственно, курсов лекций. Не исключено, что может быть создан пропедевтический учебник психологии, базирующийся на развиваемой здесь идее четырех категориальных уровней. Таким образом, студенты будут иметь возможность познакомиться с категориальным аппаратом, организующим весь строй основных психологических понятий. Данная глава имеет подзаголовок " Вместо заключения". Между тем, возможно, было бы точнее его назвать " Вместо введения", поскольку в ней, в свернутом виде, определено содержание еще не написанной - и трудно сказать, когда она будет написана, - книги " Теоретическая психология". Тогда, когда это случится, главы, составляющие содержание настоящего издания, намеренно названного " Основами теоретической психологии", будут развернуты и с необходимой полнотой представят теоретическую психологию как сложившуюся, полноценную область научного знания. Литература Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва—Воронеж, 1996. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва—Воронеж, 1996. Басов М. Я. Избр. психология, произв. М., 1975. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж, 1997. Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991. Блонский П. П. Избр. психология. произв. М., 1964. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Брушлинский А. В. О субъекте психологии. М., 1995. Вагнер В. А. Возникновение и развитие психических способностей. Л., 1924— 1929. Введение в психологию/Под ред. А. В. Петровского. М., 1996. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 1. М., 1982; Т. 2. М., 1982. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971. Кольцова В. А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской психологии. М., 1995. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925. Ланге Н. Н. Психический мир. Москва-Воронеж, 1996.
|
|||
|