Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 41 страница



В ее категориях движение огненно-светового вещества внутри ор­ганизма (" животных духов", ведущих свою родословную от пневмы) смогло быть представлено как строго механическое. Правда, уже под­ход с позиций оптики лишал смысла обращение к душе как объясни­тельному началу. Ведь отражение материальных частиц —носителей психики - от мозга так же не нуждается для своей реализации в душе, как не нуждается в этом отражаемый от поверхности световой луч. Но механика позволила привязать отражение к конструкции, стать на почву реального взаимодействия компонентов телесной машины.

Понятия о рефлексе - результат внедрения в психофизиологию мо­делей, сложившихся под влиянием принципов оптики и механики. Распространение физических категорий на активность организма по­зволило понять ее детерминистически, вывести из-под причинного воздействия души как особой сущности.

Согласно Декартовой схеме внешние предметы действуют на пе­риферические окончания нервных " нитей", расположенных внутри нервных " трубок". Нервные " нити", натягиваясь, открывают клапа­ны отверстий, ведущих из мозга в нервы, по каналам которых " жи­вотные духи" устремляются в соответствующие мышцы, и те в резуль­тате " надуваются". Тем самым утверждалось, что первая причинадви-гательного акта лежит вне его: то, что происходит " на выходе" этого акта, детерминировано материальными изменениями " на входе".

Декартовская трактовка мышечной активности была непосред­ственно связана с общими коренными сдвигами во всем строе кате­горий новой физики. Прежнее понятие о силе несло на себе печать непосредственно переживаемого мышечного напряжения, отражаю­щегося в самосознании субъекта как нечто первичное, далее нераз­ложимое. Это впитавшее элементы субъективизма понятие применя­лось к объяснению физических процессов во внешнем мире. Теперь же работа мышцы определялась исходя из закономерностей механи­ки, открытых на внешних материальных объектах.

Движение " животных духов" заполняло в концепции Декарта не­достающее звено между внешними толчками и изменениями в пове­дении органических тел. Благодаря включению этого звена не оста­валось пробелов в цепи причин и следствий, образующих механизм природы. Доказывалось, что общее количество движения в мире со­храняется неизменным и жизнедеятельность органов не может нару­шить этот закон.

Основой многообразных картин поведения Декарт считал " дис­позицию органов". Он понимал под этим не только анатомически фиксированную нервно-мышечную конструкцию, но и ее изменение. Последнее происходит, по Декарту, в силу того, что поры мозга, ме­няя поддействием центростремительных нервных " нитей" свою кон­фигурацию, не возвращаются (из-за недостаточной эластичности) в прежнее положение, а делаются более растяжимыми и, сохраняя сле­ды прежде испытанных воздействий, придают току " животных духов" новое направление.

Автомат не способен изменять свое поведение, свою конструкцию под влиянием внешних стимулов. Декарт же строил проекты " маши­ны", рефлексы которой перестраиваются благодаря опыту. Эти про­екты являлись чисто умозрительными, но они важны как выражение общих тенденций научной мысли XVII века. Идея машинообразно-сти поведения уже тогда приобрела важный эвристический смысл. Она расценивалась как ключ к научному объяснению не только тех дей­ствий, которые производятся автоматически благодаря самой кон­струкции " нервной машины", но и действий вариативных, изменчи­вых, приобретаемых в опыте.

Древнее разделение движений на непроизвольные и произвольные приобрело после Декарта новый смысл. Большая часть мышечных ак­тов, считавшихся прежде произвольными и объяснявшихся участием целесообразно действующей души, перемещается теперь в группу пси­хических (чисто механических), рефлекторных; произвольные же дви­жения отделяются от них по критерию воздействия на телесное поведение осознаваемого (стало быть, представленного в самосознании, в рефлексии субъекта) волевого стремления (воления, хотения) и тем самым признаются только за человеком.

Вся нервно-мышечная физиология последующих веков находилась под определяющим воздействием Декартовой схемы. В течение дли­тельного исторического периода представление о машинообразном характере всех органических отправлений, включая и те, посредством которых мышцы живых существ реагируют на внешние влияния, слу­жило компасом для исследования строения и функций нервной си­стемы. После Декарта стало очевидно, что объяснять нервную дея­тельность силами души равносильно обращению к этим силам для объяснения работы какого-либо автомата, например часов. И сегод­ня можно присоединиться к словам известного английского физио­лога Фостера, который писал, что если мы будем читать между его (Декарта) строчек, если мы на место субтильных флюидов поставим молекулярные изменения, которые мы называем нервным импуль­сом, если мы на место трубок с их клапанным устройством поставим современную систему нейронов, связь которых детерминирует про­хождение и эффект нервных импульсов, Декартово объяснение ока­жется не совсем отличным от того, которое мы даем сегодня.

Но нервная система производит не только двигательные акты. И, представляя ее по образцу автомата, Декарт имел в виду не только детерминистическое истолкование мышечных реакций, до того считав­шихся произвольными. Он стремился поставить в возможно более проч­ную причинную зависимость от телесного механизма то, что относи­лось к области душевных явлений, найти для этих явлений материаль­ные эквиваленты, первичные по отношению к феноменам сознания.

В системе Декарта как таковой не расчленены объяснения, отно­сящиеся к мышечной сфере, с одной стороны, к определенному кру­гу явлений психической сферы - с другой. Но с целью адекватной исторической оценки такое разграничение необходимо провести, учи­тывая последующую эволюцию понятия о рефлексе, в ходе которой в определенный исторический период оно стало считаться чисто фи­зиологическим, относящимся только к переходу нервного импуль­са — через центры — с афферентного пути на эфферентный.

Между тем у Декарта понятие о рефлексе с самого начала строи­лось как психофизиологическое. Предполагалось, что между " вход­ными" и " выходными" путями действуют те механизмы, которые осознаются душой в виде ощущений, представлений и чувств. Ощу­щения и представления не являются у Декарта рефлексами, но воз­никают и существуют только как определенные телесные состояния машинообразно реагирующего на внешние толчки организма.

Вопрос о том, какова миссия Декарта в истории научных представ­лений о психике и ее нейромеханизмах, служил предметом непрек­ращающихся дискуссий до тех пор, как Гексли в 1874 году указал, что ряд положений, составляющих основу и сущность современной фи­зиологии нервной системы, был полностью выражен и проиллюст­рирован в трудах Декарта.

В список этих положений Гексли включил следующие: органом ощущений, эмоций и мыслей является мозг; мышечная реакция по­рождается процессами в примыкающем к мышце нерве; ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувства с моз­гом; движения в сенсорных нервах отражаются на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт); вызванные посред­ством сенсорного нерва движения создают в веществе мозга готов­ность вновь производить такое же движение.

После выступления Гексли приоритет Декарта в разработке кар­динальных психофизиологических проблем становится общепризнан­ным.

Принцип " животного автоматизма" оказывается для естествоис­пытателей путеводной нитью. Вместе с тем указанный принцип из-за недостатка конкретно-научных знаний был выражен в такой морфо-физиологической схеме, которая содержала немало умозрительного, а то и просто фантастического. Девизом нового естествознания было опытное изучение реальных причин явлений. Вполне понятно поэ­тому, что и Декартова схема принималась постольку, поскольку она служила руководством к экспериментальному исследованию нервно-мышечных функций. В ходе этого исследования обнаружился произ­вольный характер некоторых допущений. В результате отдельные де­тали конструкции отпали, но остов ее, выдержав опытную проверку, сохранился и укрепился.

К произвольным элементам, в частности, относилась гипотеза о " животных духах". Нельзя было доказать, опираясь на наблюдение и эксперимент, существование в организме особого вещества, которое объединяло бы деятельность нервной и мышечной систем, а также служило физиологическим носителем ощущений, восприятий и дру­гих психических актов. И все же гипотеза о " животных духах" упорно держалась в естествознании до конца XVIII века в различных вариан­тах и под различными именами, удовлетворяя до поры до времени потребность в понятии, которое указывало бы на материальный ха­рактер нервного процесса.

Напротив, мнение Декарта о шишковидной железе как центре, с помощью которого сознание непосредственно воздействует на тело, не встретив сочувствия, было отвергнуто и заменено другими, более близкими к опыту представлениями о районах центральной нервной системы, в границах которых осуществляется психическая деятель­ность.

Особое значение для последующего развития физиологии имела экспериментальная проверка поначалу кажущегося второстепенным утверждения Декарта о том, что объем мышцы при ее сокращении увеличивается. Опытное доказательство ошибочности этого взгляда принципиально трансформировало понимание природы нервно-мы­шечной реакции, что в свою очередь повлекло за собой далеко иду­щие изменения категориального строя биологического мышления.

Понятие о раздражимости

Опроверг мнение Декарта об увеличении объема мышцы английский врач и натуралист Глиссон (1597—1677). Притом опроверг экспе­риментально. Тем самым ставилась под сомнение вся концепция о " животных духах", трактовавшая сокращение мыш­цы как приток некоторого количества вещества.

Способность мышцы производить в ответ на стимуляцию " внут­реннее жизненное движение" Глиссон обозначил термином " раздра­жимость". В отличие от Декарта, который разработал понятие о реф­лексе, но еще не ввел соответствующего термина, Глиссон не только сформулировал понятие о раздражимости, но и обозначил его новым термином.

Глиссоном была высказана в первом приближении чрезвычайно плодотворная гипотеза о специфическом характере детерминации жизненных явлений. Вслед за сторонниками Декартовой линии он исходил из причинной обусловленности деятельности органа внеш­ними раздражениями. Но если механицисты не придавали значения своеобразию этой деятельности по отношению к материальным усло­виям, ее вызывающим, то Глиссон выдвинул на первый план в детер­минации процесса жизни те новые свойства, которые возникают на уровне органической природы.

Считая мышечное волокно обладающим способностью раздра­жаться, Глиссон полагал, что эта способность, данная живой ткани имманентно и потенциально, актуализируется только в результате раз­дражения, то есть под действием внешних физических факторов.

Глиссона воодушевлял в его обширных экспериментальных рабо­тах философский замысел, отличный от замысла Декарта и его про­должателей, а именно — чуждая механистическому естествознанию идея развития, возникновения новых качеств в жизни природы. Глис­сон упрекал натуралистов в том, что они не проследили, как природа развивается от неорганической к растительной и животной. Его соб­ственное открытие раздражимости подтверждало возможность естественнонаучного объяснения фактов органической жизни, несводи­мых к механическому перемещению частиц.

Уровень развития естествознания в XVII веке еще не позволил от­крыть вслед за раздражимостью другие свойства органической мате­рии и продолжить начатое Глиссоном заполнение пропасти между дву­мя намеченными Декартом полюсами: механизмом природы и само­сознающей мыслью.

Учение о нервных вибрациях и бессознательная психика

Новая веха в учении о психике как продукте работы " нервной машины" связана с попыткой Гартли представить эту машину в качестве действующей на принципах, открытых Ньютоном. Здесь перед нами еще один прецедент воздей­ствия физических идей на объяснение динами­ки психических процессов.

Такое воздействие мыслилось опосредованным физиологическим устройством организма. Почерпнув в физике гипотезу о вибрациях, Гартли изобрел модель, которая объясняла поведение в целом, в его причинных связях с внешней средой. Это позволило включить пси­хику в единый ряд, который охватывал общий цикл жизнедеятельно­сти организма — от восприятия вибраций во внешней среде через виб­рации мозгового вещества к вибрациям мышц.

Перед нами весь спектр коренных и для современной науки во­просов о нейродинамике психической деятельности. Они сформули­рованы на языке XVIII века. Но от этого не стали менее значимыми. При отсутствии каких бы то ни было позитивных знаний о природе нервных процессов Гартли сумел выдвинуть ряд физико-физиологи­ческих гипотез, родственных по своему смыслу современным иска­ниям. Ведь все гартлианское учение о вибрациях ставит целью опре­делить нейродинамические, а не чисто морфологические эквивален­ты психических процессов, выявить функциональные, телесные фак­торы, ответственные за различия в модальностях, силе, качестве сен­сорных процессов и их преобразованных копий - идей.

Равно ошибочными были бы два предположения: а) считать, что система Гартли — это прямой перенос в психологию одной из естест­веннонаучных гипотез с целью выведения психологических законо­мерностей из физических; б) считать, что гипотеза вибраций заим­ствована из физики с целью проиллюстрировать закономерность, установленную и помимо нее, придать этой закономерности види­мость строго естественнонаучного обоснования.

Гартли действительно находился под влиянием ньютоновского строя идей. Он подчеркивал, что ставит целью применить к изуче­нию сознания метод, которому следовал Ньютон, — метод дедукции принципов из явлений. Гартли действительно опирался на соображе­ния, высказанные Ньютоном в связи с критикой традиционной кон­цепции " животных духов". Но решал Гартли задачи, выдвинутые ло­гикой развития категориального строя психологии, а не оптики или механики. Важнейшей среди этих задач являлось преобразование взгляда на психическое как тождественное совокупности осознавае­мых субъектом феноменов, то есть декарто-локковской концепции сознания.

Сточки зрения этой концепции все, что совершается за предела­ми сознания, относится к области физиологии. Напомним, что Лей­бниц первым выступил против этого воззрения, противопоставив ему учение о бессознательной душе. Гартли называет имя Лейбница вслед за именем Декарта как автора, образ мыслей которого ему близок. Но Лейбниц, разрабатывая понятие о бессознательном, выводил его из природы души, тогда как для Гартли такое решение было непри­емлемо. Он искал материалистическое объяснение процессов, кото­рые не представлены в сознании, но вместе с тем детерминируют его работу. Лейбниц называл эти процессы малыми перцепциями, обра­зующими тот айсберг, незначительная вершина которого открывает­ся уму при наблюдении за собственной деятельностью. Гартли на­звал эти процессы чувствованиями. Они складываются, по Гартли, в объективной системе отношений, то есть независимо от рефлексии, и сама деятельность рефлексии, с его точки зрения, является их про­изводной.

Либо душа, либо нервная система — третьего не дано. Схема Гарт­ли была не " настоящей", а воображаемой физиологией мозга. Но в условиях XVIII века она объясняла объективную динамику психиче­ских процессов, не обращаясь вслед за Лейбницем к душе как объяс­нительному понятию.

Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и ма­лые. Последние возникают в белом веществе головного мозга как ми­ниатюрные копии (или следы) больших вибраций в черепно-мозго­вых и спинномозговых нервах. Учение о малых вибрациях объясняло возникновение идей в отличие от ощущений, а тем самым от всего " внутреннего мира", единственным строительным материалом кото­рого, согласно Гартли, служат идеи. Поскольку же первичными счи­тались большие вибрации в нервной системе, возникающие под воз­действием на нее " пульсаций" внешнего эфира, " внутренний мир" идей выступал как миниатюрная копия реального взаимодействия ор­ганизма с миром внешним.

Однажды возникнув, малые вибрации сохраняются и накаплива­ются, образуя " орган", который опосредствует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм в отличие от других физических объектов становится обучающейся системой, име­ющей собственную историю.

Основа обучаемости - память - способна запечатлевать и воспро­изводить следы прежних воздействий. Она для Гартли — общее фун­даментальное свойство нервной организации, а не один из психиче­ских познавательных процессов (каковой оказалась память в некото­рых современных классификациях).

В схеме Гартли запечатлелась назревшая объективная потребность (продиктованная логикой развития научного познания) преодолеть дуализм Декарта, разъявший материальную субстанцию организма и спиритуальную субстанцию души. Успехи естественнонаучного иссле­дования телесного субстрата жизни (начиная от открытия Глиссоном раздражимости) говорили о присущих живому телу свойствах, несво­димых ник разряду автоматических движений (подобных работе сер­дечной мышцы), ни к сознанию и воле.

Постепенно в структуре научного мышления возникли три разря­да явлений: а) физические, б) психические, но лишенные признаков сознательности и произвольности и в) чисто сознательные и произ­вольные.

Первым отобразило эти изменения учение Лейбница о " малых пер­цепциях" как форме неосознаваемой психики. Гартли (по собствен­ному признанию) следовал за Лейбницем с тем существенным отли­чием, что объяснял неосознанные и непроизвольные реакции рабо­той нервной системы, а не активностью духовных монад.

Объясняя вслед за Декартом поведение целостного организма, ре­акции которого, будучи вызваны колебаниями внешнего эфира, пе­реходят в вибрации чувствительных нервов и посредством вибраций больших полушарий завершаются вибрациями мышц, Гартли стал ав­тором второй, после Декарта, схемы рефлекса. В отличие же от Де­карта Гартли охватил своей схемой поведение в целом, не оставляя за ее пределами сознание и волю. Они также рисовались имеющими свой особый нервно-мышечный эквивалент.

И декартовская, и гартлианская схемы носили умозрительный ха­рактер. Конечно, они не были игрой ума, лишенной опоры в науч­ном опыте. Но это был создававший новый строй мышления опыт физики Декарта и Ньютона. Успехи же эмпирического изучения жи­вых субстратов вносили существенные коррективы. Об этом уже го­ворилось в связи с открытием раздражимости.

Ряд других открытий, которыми славен XVIII век, углублял есте­ственнонаучное объяснение жизненных функций, которые во все прежние века относились за счет действий неземного, восходящего к

Всевышнему, бестелесного агента - души. Открывались естественно­научными методами особые свойства нервной ткани.

Самый крупный физиолог XVIII века - Галлер - вводит такие по­нятия, как мышечная сила, нервная сила, " темные (неосознанные) вос­приятия". Они указывали на свойства организма, столь же доступные объективному изучению, как и другие атрибуты материи. Правда, за пределы сенсомоторного уровня, к высшим проявлениям работы ор­ганизма богобоязненный швейцарец Галлер выйти не отважился.

Это стало делом французских философов. Первым выступил Ла-метри, ставший на путь самоотверженной борьбы с верой в бессуб­стратное сознание.

Разделение рефелекса и принципа материальности обусловленности поведения

Ламетри считал себя преемником Декарта, полагая, будто разграничение последним двух субстанций представляло всего лишь " стилистическую хитрость", придуманную для обмана теологов. Вдохновленная идеями Декарта-физика работа по изучению органи­ческих основ поведения не прошла для философского материализма даром.

Распространив (в своем посвященном Галлеру трактате " Чело­век - машина", само название которого звучало как боевой лозунг) принцип машинообразности на человеческое поведение, Ламетри свел картезианское " мышление" к телесной субстанции, понятой не столько по-декартовски, сколько по-галлеровски.

Галлер в объяснении свойств организма не решился идти далее при­знания за материальным телом способности ощущать и реагировать. Мышление и волю он по-прежнему относил к бессмертной душе. Но французские материалисты, исходя из сенсуалистических посылок (" Нет ничего в мышлении, чего бы не было в чувствах", - учил Локк), отстаивали иной взгляд. Они доказывали, что нет таких умственных процессов, которые живое тело не могло бы произвести в силу своей материальной организации.

Этот вывод, для современной психологии аксиоматический, в XVIII веке означал бесстрашное разрушение тысячелетних догм, по­лемика вокруг которых приобрела в накаленной атмосфере предре­волюционной Франции политический характер.

И хотя естественнонаучный опыт еще не проник за пределы раз­дражимости и чувствительности организма, идеи французских мате­риалистов побуждали к строго причинному объяснению всех психи­ческих функций безостаточно.

Естествознание XVIII века еще не могло решить эту задачу. Но она была поставлена. Здесь, однако, назревала коллизия. У Декарта поведение телесной машины характеризовалось как сплошь рефлектор­ное (за исключением тех человеческих действий, иррегулярность ко­торых ставилась в зависимость от непротяженной субстанции созна­ния). Полностью подчинялось рефлекторному принципу и вибраци­онное устройство Гартли.

У Ламетри, Кабаниса и других последователей Декарта-физика со­знание трактовалось как свойство материальной организации. По Ла­метри, человек — это машина, которая чувствует, думает, сознает, а не только перемещается в пространстве. Но является ли детерминация ее психически регулируемого поведения по своему типу рефлекторной?

В решении этого вопроса наметилась тенденция, однозначно вы­раженная Кабанисом: считать рефлекторными только те действия, в которых сознание не участвует. Кабанис различал три уровня актив­ности организма: рефлекторный, полусознательный, сознательный (волевой). На высшем уровне включается головной мозг, рефлектор­ные же акты — продукт нижележащих отделов нервной системы. Тем самым разделялись два понятия: о материальной обусловленности по­ведения и об его рефлекторной природе, то есть понятия, которые для Декарта совпадали.

Принципу рефлекса — неотвратимого перехода внешнего воздей­ствия в мышечное движение — считался теперь подчиненным только элементарный предсознательный уровень поведения. В представле­нии о поуровневой организации нервной деятельности отразились как неврологический опыт, так и новые эволюционные идеи, изменяв­шие направленность биологического мышления. Организм тракто­вался как система органов, представляющих в индивиде весь эволю­ционный ряд. Преемственность между органами нервной системы вы­ражена, согласно Кабанису, в том, что низшие центры при отпадении высших способны реагировать самостоятельно. Такой самостоятель­ной бессознательной реакцией нервных центров и является рефлекс.

Возвращение к рефлексу как акту целостного поведения

С переориентацией на биологию трактовка рефлекса претерпевала категориальные изменения. В наиболее определенной форме их отразило учение чешского врача, анатома и

психофизиолога И. Прохазки (1749-1820).

Если у Декарта и Гартли модель рефлекса строилась на принципах фи­зики, то у Прохазки она получила биологическое основание.

Прохазке принадлежит третья — после Декарта и Гартли — попыт­ка представить работу целостного организма как основанную на реф­лекторном принципе. К новому синтезу Прохазка пришел не сразу. Ему приходилось преодолевать аналитические установки школы Гал-лера, которая, выдвинув понятия о мышечной силе, нервной силе, " темных восприятиях", расчленила мышечные, нервные и психиче­ские явления, но не смогла выработать объединяющую их концеп­цию. Потребность же в синтезе неотвратимо назревала.

Понятие о нервной силе выражает у Прохазки единый принцип объяснения всех явлений, производимых нервной системой, - как Мышечных, так и психических. Нервная сила, подобно ньютоновской силе тяготения, носит всеобщий характер. Она " энергетическое" на­чало, заменившее представление о " животных духах", " флюидах", " анимальных и витальных частицах", вибрациях и других гипотети­ческих процессах. Нервная сила лежит и в основе поведения орга­низма. Однако, указывая на энергетику этого поведения, она не мо­жет объяснить его механизм. Для решения этой задачи Прохазка об­ращается к понятию о рефлексе, которое им преобразуется.

Самое важное заключалось не в новом представлении о локализа­ции, а в положении о том, что все нервно-психические функции под­чинены общей закономерности. Обе части " сенсоциума" — психиче­ская и телесная - действуют по закону самосохранения, обеспечива­ют переход внешнего впечатления в целесообразное движение.

Рефлекс, по Прохазке, вызывается не любым внешним раздражи­телем, но только таким, который превращается в чувствование. Чув­ствование же повсеместно, независимо от того, становится оно ак­том сознания или нет, имеет одно и то же общее значение " компаса жизни".

Идея неразрывной связи организма с внешней природой выводи­лась первоначально из принципов механистического мировоззрения. Так, Декарт исходил из принципа сохранения количества движения. Этот закон не мог бы претендовать на универсальность, если бы жи­вое тело творило из себя силы. Оно, согласно Декарту, и не творит их, но безостаточно зависит в своем поведении от внешних тел.

Прохазка также исходил из идеи тотальной зависимости организ­ма от природы, его неразрывной связи с ней. Однако в качестве осно­вания этой связи и зависимости у него выступает не закон сохране­ния количества движения, а закон самосохранения живого тела, ко­торый выполняется только при условии осуществления избиратель­ных реакций на воздействия внешней среды. Такого рода реакции в свою очередь предполагают способность различать свойства внешнего мира и оценивать их по отношению к потребностям организма. Эта способность и есть психическое.

Тем самым учение о рефлекторной природе поведения было обо­гащено рядом новых идей: понятиями о биологическом назначении этой структуры (биология, а не механика), о пригодности ее для ана­лиза всех уровней психической деятельности (монизм, а не дуализм),

о детерминирующем влиянии чувствования (утверждение активного участия психики в регуляции поведения, а не эпифеноменализм).

Важным нововведением Прохазки являлась его трактовка чувство­вания как " компаса жизни". Во всех случаях, когда предпринимались попытки вывести психические процессы из деятельности рефлектор­ного устройства (Декарт выводил из этой деятельности страсти — эмо­ции, ощущения, представления, а Гартли - также абстрактное мыш­ление и волю), психическое соотносилось с возможностями этого устройства самого по себе, но не с особенностями внешней среды, в которой оно действует. В результате психическое оказывалось только следствием телесного автоматизма, но никогда — причиной.

Свой главный труд Прохазка назвал " Физиология, или Учение о че­ловеке". Но этот труд не сводился к тому, что в дальнейшем стали на­зывать физиологией человека. Перед нами антропологическое учение, в содержании которого представлен естественнонаучный анализ пси­хической деятельности, базирующийся на рефлекторном принципе.

Признание за этой деятельностью причинного значения с точки зрения естественнонаучного опыта (а не свидетельств самосознания) говорило о новых тенденциях, которые привели через полвека к пре­вращению психологии в самостоятельную науку, имеющую собствен­ную категориальную " сетку", отличную от физиологической.

«Анатомическое начало»

Фигура Прохазки возвышается на рубеже XVIII и XIX веков. Его синтетическая концепция охватывала жизнедеятельность целостного организма. Од­нако естественнонаучная опора этой теоретической концепции была узка. Конкретных методик исследования рефлектор­ных актов еще не существовало. Реальный прогресс наметился в на­правлении экспериментального изучения анатомической структуры этих актов. В физиологии нервной системы воцарилось " анатомиче­ское начало". Детерминирующей становится аналитическая установ­ка, только на этот раз связанная с поисками не различных сил, а раз­личных структур. Любопытно, что Прохазка, будучи сам выдающим­ся анатомом, считал, что анатомия бессильна раскрыть механизм реф­лекса.

Между тем именно анатомическое изучение нервной системы со­здало предпосылки для дальнейшего развития и укрепления рефлек­торной концепции. Одним из пионеров такого изучения был англий­ский невролог Чарльз Белл (1774-1842). В 1811 году он опубликовал частным образом и распространил в кругу своих друзей трактат, фор­мулировавший идею о новой анатомии мозга.

Новая анатомия мозга строилась на гипотезе о том, что раздель­ности нервных элементов соответствует раздельность функций. Белл

открыл различие функций задних и передних корешков спинномоз­говых нервов. Только при раздражении передних наблюдалось мы­шечное сокращение. Это открытие превратило понятие о рефлексе в естественнонаучный факт. Догадку о различной функции корешков задолго до Белла высказывали многие. Белл экспериментально уста­новил это различие. Пройдет некоторое время, и в учебниках физио­логии появится " рефлекторная дуга".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.