Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гла­ва третья



 

Преж­де чем уй­ти, Де­мель­за по­веда­ла, что ра­нее тем днем ви­делась с Джин­ни Кар­тер, и что Джим бо­лен плев­ри­том. Но Джим с его хруп­ким здо­ровь­ем час­то ока­зывал­ся на нес­коль­ко дней при­кован­ным к пос­те­ли, и Росс не об­ра­тил на это вни­мания. Пос­ле­ду­ющие две не­дели он за­нимал­ся де­лами, свя­зан­ны­ми с от­кры­ти­ем шах­ты, и от­ло­жил ви­зит к Джи­му, по­ка не смо­жет пред­ло­жить ему впол­не оп­ре­делен­ную ра­боту. Росс не хо­тел, что­бы его пред­ло­жение ка­залось при­нуж­денным.

Биб­ли­оте­ку в Нам­па­ре от­ве­ли под кон­то­ру шах­ты, и при­выч­ная жизнь до­ма на­руши­лась, по­ка часть его при­води­ли в по­рядок и вос­ста­нав­ли­вали. Вес­ти о том, что ка­кая-то шах­та не зак­ры­ва­ет­ся, а от­кры­ва­ет­ся, раз­ле­телись быс­тро. Дом осаж­да­ли шах­те­ры, про­шагав­шие во­сем­надцать миль и го­рев­шие же­лани­ем во что­бы то ни ста­ло по­лучить ра­боту. Росс и Хен­шоу пы­тались зак­лю­чить сдел­ки, вы­год­ные для обе­их сто­рон. Они на­няли со­рок че­ловек, вклю­чая ка­пита­нов по­вер­хностных и под­земных ра­бот, ко­торые бу­дут на­ходит­ся в пря­мом под­чи­нении у Хен­шоу.

В кон­це вто­рой не­дели Росс встре­тил­ся с За­ки Мар­ти­ном и спра­вил­ся о здо­ровье Джи­ма. По сло­вам За­ки, Джим встал на но­ги, но по­ка что не вер­нулся на шах­ту, пос­коль­ку его бес­по­ко­ит ка­шель.

Росс об­ду­мывал даль­ней­шие дей­ствия, по ме­ре то­го, как прод­ви­гались де­ла. В сле­ду­ющий по­недель­ник во­семь че­ловек нач­нут де­лать дре­наж­ную штоль­ню у по­вер­хнос­ти уте­са, а пар­тия в двад­цать че­ловек при­мет­ся про­бивать пер­вый шурф. Нас­та­ло вре­мя прив­лечь по­мощ­ни­ка каз­на­чея.

- Ска­жите ему, пусть зав­тра ут­ром при­едет со мной по­видать­ся, хо­рошо? - ска­зал Росс.

- Да, - от­ве­тил За­ки. - Се­год­ня ве­чером я уви­жусь с Джин­ни и ска­жу ей, что­бы она ему пе­реда­ла. Она не за­будет.

***

Джим Кар­тер не спал и поч­ти сра­зу ус­лы­шал лег­кий стук в дверь.

Очень ос­то­рож­но, что­бы не раз­бу­дить Джин­ни и де­тей, он выс­коль­знул из пос­те­ли и на­чал со­бирать одеж­ду. Не­ча­ян­но он нас­ту­пил на ото­шед­шую по­лови­цу и нес­коль­ко се­кунд сто­ял не­под­вижно, по­дав­ляя ка­шель, по­ка мер­ное ды­хание же­ны его не ус­по­ко­ило. Тог­да он на­тянул шта­ны, ру­баш­ку и прих­ва­тил са­поги с сюр­ту­ком.

Пет­ли лю­ка обыч­но скри­пели, ког­да его при­под­ни­мали, но Джим чуть рань­ше их сма­зал, и двер­ца под­ня­лась бес­шумно. Джим уже про­лез в не­го по по­яс, как вне­зап­но раз­дался го­лос:

- Джим.

От до­сады он за­кусил гу­бу, но не от­ве­тил, воз­можно, Джин­ни прос­то раз­го­вари­ва­ет во сне. Бы­ло ти­хо. За­тем она про­дол­жи­ла.

- Джим. Ты опять ухо­дишь с Ни­ком Вай­га­сом. По­чему ты ме­ня не пре­дуп­ре­дил?

- Я знал, что ты под­ни­мешь шум.

- Ты не обя­зан ид­ти.

- Обя­зан. Вче­ра я уже по­обе­щал Ни­ку.

- Ска­жи ему, что пе­реду­мал.

- Я не пе­реду­мал.

- Ка­питан Пол­дарк хо­чет, что­бы ты ут­ром к не­му при­шёл. За­был?

- Я вер­нусь за­дол­го до рас­све­та.

- Мо­жет быть, он за­хочет дать те­бе мес­то в но­вой шах­те.

Джим от­ве­тил,

- Я не смо­гу его при­нять, Джин­ни. Это по­ка лишь раз­го­воры, да и толь­ко. И ра­ди них я не мо­гу бро­сить свою вы­работ­ку.

- Ка­кая поль­за от хо­роше­го мес­та, ес­ли при­ходит­ся по са­мый нос хо­дить в во­де, что­бы до не­го доб­рать­ся. Че­го уж удив­лять­ся, что ты каш­ля­ешь.

- Я пы­та­юсь хоть нем­но­го под­ра­ботать, а ты толь­ко и зна­ешь, что жа­ловать­ся.

- Мы спра­вим­ся, Джим. Лег­ко. Мне боль­ше­го и не нуж­но. Не та­ким спо­собом. У ме­ня ку­сок в гор­ле зас­тре­ва­ет при мыс­ли, че­го те­бе это сто­ит.

- Не та­кой уж я и пра­вед­ный.

- Я то­же. Но знаю, ка­кой ты под­верга­ешь­ся опас­ности, что­бы по­лучить его.

- Нет ни­какой опас­ности, Джин­ни, - смяг­чившись, ска­зал он. - Тре­вожить­ся не о чем. Чес­тно. Всё бу­дет в по­ряд­ке.

В дверь сно­ва ле­гонь­ко пос­ту­чали.

- Это толь­ко по­ка я не нач­ну ра­ботать, - ска­зал он. - Ты же зна­ешь. Я не бу­ду ухо­дить по но­чам, ког­да вер­нусь на свой учас­ток. Ну, всё, мне по­ра.

- Джим, - то­роп­ли­во ска­зала она. - Не хо­дил бы ты се­год­ня. Не в эту ночь.

- Ти­ше, де­тей раз­бу­дишь. По­думай о них и о том, ко­торый ро­дит­ся. Ты дол­жна хо­рошо пи­тать­ся, до­рогая Джин­ни.

- Я бы пред­почла го­лодать...

Три сло­ва проп­лы­ли вмес­те с ним в тем­ную кух­ню, но он уже ни­чего не слы­шал. Он от­крыл дверь, и в нее ужом прос­коль­знул Ник Вай­гас.

- Те­бя дол­го не бы­ло. Дос­тал се­ти?

- Всё го­тово. Бррр... хо­лод­но.

Джим на­дел сюр­тук, са­поги, и они выш­ли, Ник что-то шеп­нул сво­ей со­баке. Им пред­сто­ял до­воль­но дол­гий путь, око­ло пя­ти миль в оба кон­ца, и ка­кое-то вре­мя они шли мол­ча.

Ночь бы­ла прек­расна - звёз­дная и яс­ная, но хо­лод­ная, с мо­ря дул се­веро-за­пад­ный ве­тер. По до­роге Джим вздрог­нул и за­каш­лялся.

Их путь ле­жал на юго-вос­ток, им пред­сто­яло обой­ти де­ревуш­ку Ма­расан­вос, под­нять­ся на глав­ную до­рогу, а за­тем спус­тить­ся в пло­дород­ную до­лину. Зай­дя на зем­лю Бод­ру­ганов - проц­ве­та­ющий, но опас­ный край - они ста­ли дви­гать­ся с пре­дель­ной ос­то­рож­ностью. Ник Вай­гас шёл пер­вым, а за ним тя­нулась тень ху­дой ищей­ки. Джим шел в нес­коль­ких ша­гах по­зади них, с со­бой он нёс пал­ку дли­ной око­ло де­сяти фу­тов и са­модель­ную сеть.

Из­бе­гая до­рогу для эки­пажей, они вош­ли в не­боль­шой лес. В те­ни Ник ос­та­новил­ся.

- Прок­ля­тые звёз­ды све­тят так же яр­ко, как чет­верть лу­ны. Сом­не­ва­юсь, что мы набь­ём ме­шок.

- Мы не мо­жем вер­нуть­ся, да­же не по­пытав­шись. Мне ка­жет­ся...

- Тсс... Ти­хо.

Они при­сели в кус­тах и прис­лу­шались. За­тем дви­нулись даль­ше. Лес по­редел, и че­рез сто яр­дов де­ревья рас­сту­пились, об­ра­зуя боль­шую по­ляну ди­амет­ром в пол­ми­ли. На од­ном кон­це про­текал ру­чей, воз­ле ко­торо­го рас­по­ложи­лись за­рос­ли кус­тарни­ков и мо­лодых де­ревь­ев. Имен­но здесь фа­заны ус­тра­ива­лись на ноч­лег. Си­дящие на ниж­них вет­ках бы­ли лег­кой до­бычей для лов­ко­го че­лове­ка с сетью. Опас­ность зак­лю­чалась в том, что на дру­гом кон­це по­ляны сто­ял У­эр­ри-ха­ус, дом Бод­ру­ганов.

Ник сно­ва ос­та­новил­ся.

- Что ты ус­лы­шал? - спро­сил Джим.

- Что-то, - про­шеп­тал Вай­гас. Звёз­ды ос­ве­щали его ро­зовую лы­сину и ри­сова­ли тём­ные пят­на на ли­це. Он ка­зал­ся пад­шим ан­ге­лом. - Еге­ри. Се­год­ня на охо­те.

Нес­коль­ко ми­нут они жда­ли мол­ча. Джим по­давил ка­шель и по­ложил ру­ку на го­лову со­баки. Она дер­ну­лась, а по­том ус­по­ко­илась.

- Пёс в по­ряд­ке, - ска­зал Ник. - Ка­жет­ся, лож­ная тре­вога.

Они сно­ва дви­нулись сквозь кус­тарни­ка. По­дой­дя к краю по­ляны, они не столь­ко оза­дачи­лись воп­ро­сом, как не пот­ре­вожить еге­рей, ко­торых там, воз­можно, во­об­ще не бы­ло, а тем, как не спуг­нуть фа­занов до то­го вре­мени, ког­да уле­теть они уже не смо­гут. Та­кая свет­лая ночь мог­ла всё ус­ложнить.

Они ше­потом по­сове­щались и ре­шили раз­де­лить­ся, взя­ли по се­ти и нап­ра­вились к стае с раз­ных сто­рон. Вай­га­су, как бо­лее опыт­но­му, ид­ти приш­лось даль­ше.

У Джи­ма был та­лант дви­гать­ся бес­шумно, он шел очень мед­ленно, по­ка не уви­дел тем­ные очер­та­ния птиц, сма­хивав­шие на струч­ки сре­ди лис­твы и ниж­них ве­ток сто­яще­го впе­реди де­рева. Он раз­вернул сеть, но ре­шил дать Ни­ку еще па­ру ми­нут на тот слу­чай, ес­ли он не ус­пел пол­ностью раз­мо­тать сеть.

Он сто­ял и слу­шал, как ше­лес­тит ве­тер в вет­вях над го­ловой. Из­да­лека У­эр­ри-ха­ус ка­зал­ся тем­ной чу­жерод­ной гру­дой на фо­не ос­таль­ных мяг­ких ноч­ных кон­ту­ров. В од­ном ок­не всё еще го­рел свет. Шел уже вто­рой час но­чи, и Джим по­думал о жи­вущих там лю­дях и по­чему они не спят в та­кое поз­днее вре­мя.

Он ду­мал, о чем со­бира­ет­ся ему ска­зать ка­питан Пол­дарк. Джим был пе­ред ним в не­оп­латном дол­гу и чувс­тво­вал, что боль­ше не мо­жет при­нимать его по­мощь. Всег­да пред­по­лага­лось, что это ра­ди его здо­ровья. Ка­кая поль­за Джин­ни, ес­ли он пос­ту­пит, как его отец, и ум­рет в двад­цать шесть. Джин­ни ру­галась, что до ра­боче­го мес­та ему ежед­невно при­ходит­ся про­бирать­ся по во­де, но она не зна­ла, что они про­мока­ли нас­квозь вновь и вновь, ни ра­зу так и не об­сохнув пол­ностью. Ес­ли че­ловек не мо­жет с этим сми­рить­ся, то шах­те­ром ему быть не да­но. Сей­час он не имел де­ла с по­рохом, и за од­но толь­ко это нуж­но бла­года­рить судь­бу.

В за­рос­лях воз­ле не­го по­шеве­лилось ка­кое-то жи­вот­ное. Он по­вер­нул го­лову и по­пытал­ся его раз­гля­деть, но не смог. Де­рево за ним бы­ло кри­вым и бес­формен­ным. Су­дя по за­сох­шим листь­ям на вет­вях, мо­лодой дуб. Всю зи­му они ви­сели, ше­лес­тя на вет­ру. Не­обыч­но раз­росший­ся эк­зем­пляр.

И тут очер­та­ния слег­ка из­ме­нились.

При­щурив гла­за, Джим вни­матель­но всмот­релся. Воз­ле де­рева сто­ял че­ловек.

Зна­чит, их суб­ботнюю вы­лаз­ку за­мети­ли. Воз­можно, с тех пор каж­дую ночь еге­ри тер­пе­ливо до­жида­лись, ког­да они при­дут сно­ва. Воз­можно, его уже за­сек­ли. Нет. Но ес­ли он пой­дет даль­ше, то обя­затель­но пой­ма­ют. А что, ес­ли Ник по­явит­ся с се­вера?

Джим рас­те­рял­ся от не­об­хо­димос­ти мгно­вен­но при­нять ре­шение. За­тем он мед­ленно дви­нул­ся на­зад.

Не про­шел он и двух ша­гов, как за спи­ной раз­дался хруст трес­нувшей вет­ки. Он вов­ре­мя увер­нулся, что­бы его не схва­тили за пле­чо, и ри­нул­ся к фа­занам, бро­сив на хо­ду сеть. В ту же се­кун­ду на дру­гом кон­це по­лян­ки пос­лы­шал­ся шум дра­ки и выс­трел из муш­ке­та; вдруг весь лес ожил: крик фа­занов и ис­пу­ган­ное хло­панье крыль­ев на взле­те пе­реме­шались с го­моном дру­гих встре­вожен­ных птиц и муж­ски­ми го­лоса­ми, ука­зыва­ющи­ми, где его ло­вить.

Он вы­шел на от­кры­тое мес­то и ре­шитель­но по­бежал вдоль ручья, изо всех сил ста­ра­ясь при­дер­жи­вать­ся глу­бокой те­ни. За спи­ной он слы­шал ша­ги прес­ле­дова­телей и знал, что отор­вать­ся от них не смо­жет; у не­го силь­но ко­лоти­лось сер­дце и ста­ло труд­но ды­шать.

Он свер­нул в брешь сре­ди де­ревь­ев и по­бежал даль­ше. Те­перь он был не­дале­ко от до­ма и ви­дел, что бе­жит по обыч­ной тро­пин­ке. Здесь бы­ло тем­нее, и кус­ты меж­ду де­ревь­ями рос­ли нас­толь­ко гус­то, что по­ка бы он сквозь них про­дирал­ся, его дог­на­ли бы.

Он вы­бежал на не­боль­шую по­лян­ку, по цен­тру ко­торой сто­яли круг­лая мра­мор­ная бе­сед­ка и сол­нечные ча­сы. Здесь тро­пин­ка об­ры­валась. Он бро­сил­ся к бе­сед­ке, по­том пе­реду­мал и нап­ра­вил­ся к краю по­лян­ки, где рас­ки­нул­ся боль­шой вяз. Он вска­раб­кался на ствол де­рева, об­ди­рая ру­ки и ло­мая о ко­ру ног­ти. Ед­ва он за­лез на вто­рую вет­ку, как на по­ляну выс­ко­чили два еге­ря. Он ле­жал не­под­вижно, еле ды­ша.

Зас­тыв в не­реши­тель­нос­ти, двое муж­чин ог­ля­дыва­ли по­ляну, один из них нак­ло­нил го­лову и прис­лу­шал­ся.

-... не­дале­ко уш­ли... Пря­чут­ся... - до­нес­лось из-за де­ревь­ев.

Кра­дучись, они выш­ли на по­ляну. Один под­нялся по лес­тни­це и по­дер­гал дверь бе­сед­ки. За­пер­то. Вто­рой ото­шел на­зад и ус­та­вил­ся на круг­лую ку­поло­об­разную кры­шу. За­тем они раз­де­лились и ста­ли мед­ленно об­хо­дить по­ляну по кру­гу.

Ког­да один из муж­чин приб­ли­зил­ся к де­реву, Джим вне­зап­но по­чувс­тво­вал зна­комое пер­ше­ние в лег­ких, оз­на­ча­ющее прис­туп каш­ля. Его лоб сно­ва пок­рылся ис­па­риной.

Егерь мед­ленно про­шел ми­мо. Джим за­метил, что у не­го ружье. Ос­та­новил­ся он сра­зу за нак­ре­нив­шимся вя­зом, на это де­рево яв­но мож­но бы­ло лег­че заб­рать­ся, и на­чал всмат­ри­вать­ся в его лис­тву.

Джим глот­нул воз­ду­ха, чуть не по­пер­хнул­ся и сно­ва за­дер­жал ды­хание. Вто­рой че­ловек ог­ля­дел­ся и при­со­еди­нил­ся к сво­ему спут­ни­ку.

- Ви­дал его?

- Нет. Дол­жно быть, уб­лю­док улиз­нул.

- А дру­гих уже пой­ма­ли?

- Нет. Хо­тя я-то ду­мал, что уж это­го мы схва­тим.

- Ага.

Лег­кие Джи­ма рас­ши­рились, дей­ствуя по собс­твен­но­му ра­зуме­нию. В его гор­ле нес­терпи­мо за­пер­ши­ло, и он за­каш­лялся.

- А это еще что? - спро­сил один из прес­ле­дова­телей.

- Без по­нятия. Да­вай гля­нем.

Они дви­нулись точ­но к вя­зу, но ошиб­лись с нап­равле­ни­ем на двад­цать фу­тов, за­путав­шись в гус­том под­леске.

- Пос­той-ка тут. Пог­ля­жу, что там.

Муж­чи­на про­тис­нулся че­рез кус­ты и скрыл­ся. Дру­гой прис­ло­нил­ся к ство­лу де­рева, дер­жа ру­ку на спус­ко­вом крюч­ке ружья.

Джим вце­пил­ся в вет­ку над го­ловой в жал­кой по­пыт­ке сдер­жать ка­шель. Пот сте­кал с не­го гра­дом, и да­же по­им­ка ка­залась не та­кой уж страш­ной, как это су­дорож­ное нап­ря­жение. Его го­лова го­това бы­ла ра­зор­вать­ся, он бы от­дал ос­та­ток жиз­ни за воз­можность каш­ля­нуть.

Раз­дался треск и то­пот ша­гов, ког­да по­явил­ся вто­рой егерь, ра­зоча­рован­но чер­ты­ха­ясь.

- Ушел, на­вер­ное. Да­вай пог­ля­дим, как де­ла у Джон­со­на.

- А что нас­чет со­бак?

- А с че­го им на­чать? Мо­жет, на сле­ду­ющей не­деле его схва­тим.

Оба дви­нулись об­ратно. Но не ус­пе­ли они сде­лать и де­сяти ша­гов, как ос­та­нови­лись, ус­лы­шав жес­то­чай­ший прис­туп каш­ля над сво­ими го­лова­ми и чуть по­зади.

На мгно­вение он их встре­вожил, от­ра­зив­шись эхом от де­ревь­ев. По­том один егерь быс­тро при­шел в се­бя и по­бежал об­ратно к вя­зу.

- Спус­кай­ся! - крик­нул он. - Не­мед­ленно спус­кай­ся, а не дух вы­шибу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.