Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ап­рель-май 1787 го­да. Гла­ва пер­вая



Ап­рель-май 1787 го­да

 

Гла­ва пер­вая

 

Од­ним вет­ре­ным днем 1787 го­да за обе­ден­ным сто­лом в гос­ти­ной Нам­па­ры си­дело шес­те­ро джентль­ме­нов.

Они неп­ло­хо ото­беда­ли и вы­пили ви­на. Им по­дава­ли: ог­ромный ку­сок трес­ки, фи­ле ба­раш­ка, ку­риный пи­рог, го­лубей, те­ляти­ну с хрус­тя­щим хле­бом; аб­ри­косо­вый пи­рог, мин­даль и изюм со слив­ка­ми. Мис­тер Хо­рас Тре­нег­лос из Мин­гу­за, мис­тер Рен­фрю из Сент-Аг­несс, док­тор Чо­ук из Со­ла, ка­питан Хен­шоу из Грам­бле­ра, мис­тер На­тани­эль Пирс - но­тари­ус из Тру­ро и хо­зя­ин до­ма, ка­питан Пол­дарк.

Они соб­ра­лись, что­бы одоб­рить под­го­тови­тель­ные ра­боты в У­ил-Ле­жер и ре­шить, сто­ит ли им рис­ко­вать доб­рым зо­лотом для до­бычи ме­ди. Имен­но ра­ди это­го важ­но­го де­ла мис­тер Тре­нег­лос отор­вался от сво­их гре­ков, док­тор Чо­ук - от охо­ты, а мис­тер Пирс - от ка­мина, прог­ре­ва­юще­го его по­даг­ру.

- Что ж, - про­из­нес мис­тер Тре­нег­лос, ко­торый сог­ласно сво­ему по­ложе­нию и поч­тенно­му воз­расту за­нимал мес­то во гла­ве сто­ла, - я не со­бира­юсь ид­ти на­пере­кор мне­нию спе­ци­алис­та. Мы тут всё су­дачи­ли и бол­та­ли бо­лее двух лет, и ес­ли ка­питан Хен­шоу ре­шил, что сто­ит на­чать раз­ра­бот­ку, то черт ме­ня де­ри, рис­ку­ем мы не толь­ко мо­ими, но и его день­га­ми, а ко­му, как не ему знать, что де­лать!

Пос­лы­шал­ся одоб­ри­тель­ный ро­пот и удов­летво­рен­ные пок­ря­кива­ния. Мис­тер Тре­нег­лос при­ложил ру­ку к уху, что­бы уло­вить об­рывки фраз.

Док­тор Чо­ук каш­ля­нул.

- Ес­тес­твен­но, мы все счи­та­ем­ся с опы­том ра­боты ка­пита­на Хен­шоу на шах­тах. Но ус­пех на­шего пред­при­ятия за­висит не толь­ко от раз­ра­бот­ки за­лежи. Будь так, мы бы на­чали уже две­над­цать ме­сяцев на­зад. Сос­то­яние рын­ка, вот что дик­ту­ет нам ус­ло­вия. Не да­лее как на прош­лой не­деле мне до­велось по­сетить па­ци­ен­та в Ред­ра­те, ко­торый стра­дал от на­рывов. Собс­твен­но го­воря, он не мой па­ци­ент, но док­тор Прайс соз­вал нас на кон­си­ли­ум. Бед­ня­га на­ходил­ся в ужас­ном сос­то­янии, ког­да я при­был в его вну­шитель­ный особ­няк с прек­расной подъ­ез­дной ал­ле­ей, мра­мор­ной лес­тни­цей и дру­гими дос­той­ны­ми вос­хи­щения приз­на­ками утон­ченно­го вку­са. Но сов­мес­тны­ми уси­ли­ями нам уда­лось об­легчить его сос­то­яние.

Этим джентль­ме­ном ока­зал­ся ак­ци­онер шах­ты Дол­ли-Ко­ут, и он об­молвил­ся, что ре­шено зак­рыть ниж­ние уров­ни.

Нас­ту­пило мол­ча­ние.

Мис­тер Пирс, баг­ро­вый и улы­ба­ющий­ся, про­из­нес:

- Во­об­ще-то на прош­лой не­деле до ме­ня то­же дош­ли по­доб­ные слу­хи, - он умолк на мгно­вение, по­чесав под па­риком, и док­тор Чо­ук про­дол­жил:

- Ес­ли са­мый боль­шой в ми­ре мед­ный руд­ник умень­ша­ет объ­емы вы­работ­ки, то есть ли у на­шего не­боль­шо­го пред­при­ятия пер­спек­ти­ва?

- Нам это не гро­зит, ес­ли сто­имость из­держек ос­та­нет­ся на низ­ком уров­не, - ска­зал Росс, ко­торый си­дел с дру­гого кон­ца сто­ла. Его ху­дое бла­город­ное ли­цо рас­крас­не­лось от вы­пито­го и съ­еден­но­го. От­пустив длин­ные ба­кен­барды, Росс час­тично скрыл шрам, но его кон­чик всё еще тя­нул­ся блед­но-ко­рич­не­вой бо­роз­дой вдоль ще­ки.

- Це­ны на медь мо­гут упасть и ни­же, - за­явил док­тор Чо­ук.

- Что вы из­во­лили ска­зать? В чем де­ло? - спро­сил мис­тер Тре­нег­лосс. - Я его не слы­шу, - по­жало­вал­ся он се­бе под нос. - Неп­ло­хо бы ему го­ворить гром­че.

Чо­ук, по­высив го­лос, пов­то­рил.

- Или в рав­ной ме­ре мо­гут под­нять­ся, - пос­ле­довал от­вет.

- Поз­воль­те объ­яс­нить вам мою точ­ку зре­ния, - про­из­нес Росс. - На пер­вый взгляд ны­неш­нее по­ложе­ние весь­ма не­удач­но для на­чала пред­при­ятия, боль­шо­го или ма­лого. Но не сто­ит упус­кать из ви­ду нес­коль­ко бла­гоп­ри­ят­ных для нас де­талей. Це­на на ру­ду ре­гули­ру­ет­ся спро­сом и пред­ло­жени­ем. В ны­неш­нем го­ду зак­ры­лись два круп­ных руд­ни­ка и нес­коль­ко не­боль­ших. За У­ил-Рис и У­ил-Фор­чун вско­ре пос­ле­ду­ет и Дол-Ко­ут. Это вдвое сни­зит объ­емы до­бычи в Кор­ну­ол­ле. Пос­тавки на ры­нок сок­ра­тят­ся, и це­на на медь под­ни­мет­ся.

- Су­щая прав­да, - под­дакнул ка­питан Хен­шоу.

- Я сог­ла­сен с ка­пита­ном Пол­дарком, - в пер­вый раз за­гово­рил мис­тер Рен­фрю. Он был под­рядчи­ком из Сент-Аг­несс и, сле­дова­тель­но, имел двой­ной ин­те­рес, но сих пор ро­бел пе­ред столь мно­гочис­ленным об­щес­твом джентль­ме­нов.

Го­лубог­ла­зый ка­питан Хен­шоу по­доб­ной зас­тенчи­востью не стра­дал.

- Ес­ли брать в рас­че­те на тон­ну, на­ши зат­ра­ты да­же по­лови­ны рас­хо­дов У­ил-Рис не сос­та­вят.

- Как пред­ста­вите­лю сво­их кли­ен­тов, мис­сис Жак­лин Трен­вит и мис­те­ра Окет­та, а так­же мне лич­но хо­телось бы знать, ка­кое ко­личес­тво ру­ды мы дол­жны до­быть, что­бы вый­ти на при­быль. Что вы на это ска­жете?

Ка­питан Хен­шоу по­ковы­рял­ся в зу­бах.

- За­ранее не уга­дать, сколь­ко при­были по­лучишь с про­дажи ру­ды. Ведь не сек­рет, что мед­ные ком­па­нии стре­мят­ся ску­пить сырье по де­шев­ке.

На что Росс от­ве­тил:

- Ду­маю, мы не обед­не­ем, ес­ли по­лучим по де­вять фун­тов за тон­ну.

- По­жалуй, сто­ит взгля­нуть на ва­ши чер­те­жи, - про­из­нес мис­тер Тре­нег­лос. - Где кар­та ста­рых раз­ра­боток? Так мы луч­ше вас пой­мем.

Хен­шоу встал из-за сто­ла и при­нес боль­шой сви­ток, но Росс его ос­та­новил.

- При­дет­ся стол рас­чистить.

Он поз­во­нил, и приш­ла Пру­ди в соп­ро­вож­де­нии Де­мель­зы.

Это бы­ло пер­вое по­яв­ле­ние Де­мель­зы, и она ока­залась в цен­тре мно­жес­тва лю­бопыт­ных взгля­дов. Все, кро­ме мис­те­ра Тре­нег­ло­са, ко­торый жил в сво­ем обо­соб­ленном ми­ре, зна­ли что-ли­бо из ее ис­то­рии или спле­тен о её пре­быва­нии в до­ме Рос­са. Слу­хи дав­но по­рос­ли быль­ем, но от­ми­рали не­хотя, ведь их ис­точник ни­куда не ис­чез.

Их гла­зам пред­ста­ла вы­сокая сем­надца­тилет­няя де­вуш­ка с чер­ны­ми рас­пу­щен­ны­ми во­лоса­ми и боль­ши­ми тем­ны­ми гла­зами, блеск ко­торых сму­щал, ес­ли встре­тить­ся с ни­ми взгля­дом. Блеск в гла­зах вы­давал уди­витель­ную лю­бовь к жиз­ни и по­та­ен­ную страсть, но боль­ше в ней не бы­ло ни­чего при­меча­тель­но­го.

Мис­тер Рен­фрю ук­радкой щу­рил­ся на нее бли­зору­кими гла­зами. Мис­тер Пирс, уб­рав по­даг­ри­чес­кие но­ги от гре­ха по­даль­ше, ос­ме­лил­ся под­нять свой мо­нокль, ког­да ре­шил, что Росс не ви­дит. За­тем мис­тер Тре­нег­лос рас­стег­нул вер­хнюю пу­гови­цу сво­их брид­жей, и все скло­нились к кар­те, ко­торую ка­питан Хен­шоу раз­вернул на сто­ле.

- Итак, - про­из­нес Росс. - Здесь у нас ста­рая шах­та У­ил-Ле­жер и нап­равле­ние оло­вян­ной жи­лы.

Он про­дол­жил об­ри­совы­вать по­ложе­ние, по­яс­нив, под ка­ким уг­лом бить шур­фы и дре­наж­ные штоль­ни, ко­торые про­тянут­ся от уте­са Ле­жер для от­качки во­ды из шах­ты.

- А здесь у нас что? - ткнул мис­тер Тре­нег­лос ко­рот­ким жел­то­ватым от та­бака паль­цем в уго­лок кар­ты.

- Нас­коль­ко нам из­вес­тно, здесь про­ходит гра­ница раз­ра­боток в шах­те Тре­вор­джи, - ска­зал Росс. - Все точ­ные кар­ты бы­ли уте­ряны. А это ста­рые раз­ра­бот­ки, еще тех вре­мен, ког­да мой пра­дед при­ехал в Трен­вит.

- Хм, - ска­зал мис­тер Тре­нег­лос. - Они зна­ли тог­да, что ис­кать. Да, - сог­ла­сил­ся он впол­го­лоса, - они зна­ли.

- Что вы име­ете в ви­ду, сэр? - по­ин­те­ресо­вал­ся мис­тер Ренфью.

- Что, прос­ти­те? Да будь я прок­лят, ес­ли ста­рики не до­быва­ли оло­во вот здесь и здесь. Они раз­ра­баты­вали жи­лу на Ле­жере еще до то­го, как ее наш­ли на мо­ей зем­ле. Вот что я имею в ви­ду.

- Я ду­маю, он прав, - ска­зал Хен­шоу с вне­зап­но прос­нувшим­ся ин­те­ресом.

- Ка­ким об­ра­зом это мо­жет нам по­мочь? - спро­сил мис­тер Пирс, по­чесы­ва­ясь.

- Это оз­на­ча­ет лишь то, - объ­яс­нил Росс, - что на­ши пред­ки не зря про­дела­ли весь этот путь в та­ких ус­ло­ви­ях. Они, как тог­да бы­ло при­нято, пред­по­чита­ли толь­ко са­мые нег­лу­бокие вы­работ­ки. Но они бы­ли вы­нуж­де­ны. Ес­ли они заб­ра­лись так да­леко, то, дол­жно быть, наш­ли что-то сто­ящее раз­ра­бот­ки.

- Ду­ма­ете, что это всё од­на боль­шая жи­ла, так? - спро­сил мис­тер Тре­нег­лос. - Воз­можно ли, что­бы она так да­леко тя­нулась, Хен­шоу? Из­вес­тны ли еще по­доб­ные, что тя­нут­ся так да­леко?

- Мы не зна­ем и не уз­на­ем, сэр. Сда­ет­ся мне, шли они за оло­вом, а нат­кну­лись на медь. Вот как мне ка­жет­ся. Это впол­не воз­можно.

- Я глу­боко ува­жаю древ­них, - ска­зал мис­тер Тре­нег­лос, от­кры­вая свою та­бакер­ку. - Заг­ля­ните в Ксе­нофа­на. Пло­тина. Де­мок­ри­та. Они бы­ли муд­рее нас. И нет ни­чего за­зор­но­го в том, что мы пой­дем по их сто­пам. Во что нам это обой­дет­ся, мой до­рогой маль­чик?

Росс и Хен­шоу пе­рег­ля­нулись.

- Я го­тов с са­мого на­чала и без вся­кой оп­ла­ты за­нять мес­то уп­равля­юще­го и глав­но­го каз­на­чея. А ка­питан Хен­шоу бу­дет осу­щест­влять кон­троль на на­чаль­ном эта­пе за но­миналь­ную пла­ту. Мис­тер Рен­фрю, по­лучив от сдел­ки ми­нималь­ную при­быль, снаб­дит нас инс­тру­мен­та­ми и обо­рудо­вани­ем. А я до­гово­рил­ся с бан­ком Пас­ко о под­дер­жке на­шего на­чина­ния тре­мя сот­ня­ми ги­ней для по­куп­ки ле­бедок и про­чего тя­жело­го обо­рудо­вания. Пять­де­сят ги­ней с каж­до­го пок­ро­ют на­ши рас­хо­ды за пер­вые три ме­сяца.

На мгно­вение во­цари­лось мол­ча­ние, и Росс ог­ля­дел их ли­ца, ци­нич­но слег­ка при­под­няв бровь. Он при­вел на­имень­шую из воз­можных сумм, зная, что боль­шие циф­ры вновь бы заг­на­ли пе­рего­воры в ту­пик.

- Во­семь по пять, - по­дал го­лос мис­тер Тре­нег­лос. - И три от Пас­ко, в сум­ме - семь. Семь со­тен на рас­хо­ды, с каж­до­го по пять­де­сят, как по мне - впол­не ра­зум­но, нет? Ожи­дал, как ми­нимум, сто, - и до­бавил се­бе под нос: - Не ме­нее ста, уж точ­но.

- Это толь­ко пер­вые рас­хо­ды, - за­метил Чо­ук. - Толь­ко на пер­вые три ме­сяца.

- И всё рав­но, впол­не ра­зум­но, джентль­ме­ны, - отоз­вался мис­тер Рен­фрю. - Вре­мена нын­че до­рогие. Вряд ли сто­ит рас­счи­тывать на ме­нее зат­ратное учас­тие в при­быль­ном пред­при­ятии.

- Со­вер­шенно вер­но, - ска­зал мис­тер Тре­нег­лос. - Что ж, я за то, что­бы на­чать дей­ство­вать не­мед­ленно. Го­лосу­ем под­ня­ти­ем рук или как?

- Этот за­ем из бан­ка Пас­ко, - про­цедил док­тор Чо­ук. - Это ведь оз­на­ча­ет, что нам при­дет­ся вес­ти че­рез не­го все де­ла? А что не так с У­ор­легга­нами? Раз­ве мы не мог­ли по­лучить у них луч­шие ус­ло­вия? Джордж У­ор­легган - наш близ­кий друг.

- Я и сам хо­тел за­дать этот воп­рос, сэр, - ска­зал мис­тер Пирс.

- Джордж У­ор­легган и мой друг, - от­ве­тил Росс. - Но я не ду­маю, что сле­ду­ет сме­шивать друж­бу и де­ла.

- Да, ес­ли это на­носит ущерб де­лам, - за­явил док­тор. - Но банк У­ор­легга­на - круп­ней­ший в графс­тве. И са­мый сов­ре­мен­ный. Пас­ко та­кой ста­ромод­ный, он уже со­рок лет топ­чется на мес­те. Я знал Хар­ри­са Пас­ко еще маль­чиш­кой. Он всю жизнь си­дит в сво­ем бо­лоте.

- Ду­маю, мои кли­ен­ты пред­по­лага­ли, что это бу­дет банк У­ор­легга­на, - ска­зал мис­тер Пирс.

Росс на­бил труб­ку.

Мис­тер Тре­нег­лос рас­стег­нул оче­ред­ную пу­гови­цу на брид­жах.

- А для ме­ня что один банк, что вто­рой - всё еди­но. Зву­чит-то оди­нако­во, а? Ведь в этом всё де­ло? По­лагаю, что у вас есть при­чины об­ра­тить­ся имен­но к Пас­ко, да, Росс?

- Меж­ду мной и У­ор­легга­нами, что от­цом, что сы­ном, нет враж­ды. Но для пар­тнерско­го бан­ка они уже вла­де­ют слиш­ком боль­шим чис­лом шахт. Я не хо­чу, что­бы они зав­ла­дели и У­ил-Ле­жер.

- У­ор­легга­нам не сто­ит знать о том, что вы толь­ко что ска­зали, - нах­му­рил гус­тые бро­ви Чо­ук.

- Вздор. Я не ска­зал ни­чего та­кого, что и так всем не из­вес­тно. С по­мощью сво­их ма­ри­оне­точ­ных ком­па­ний они нап­ря­мую вла­де­ют де­сят­ком шахт и име­ют круп­ные до­ли еще в де­сят­ке дру­гих, вклю­чая Грам­блер и У­ил-Плен­ти. Ес­ли зав­тра они ре­шат зак­рыть Грам­блер, то сде­ла­ют это, как зак­ры­ли У­ил-Рис. Тут нет ни­чего тай­но­го. Но ес­ли от­кро­ет­ся У­ил-Ле­жер, то я пред­почту, что­бы та­кие ре­шения ос­та­вались в ру­ках учас­тни­ков пред­при­ятия. Сом­не­ния - опас­ные друзья для че­лове­ка без вли­яния.

- Впол­не с этим сог­ла­сен, джентль­ме­ны, - нас­то­рожен­но сог­ла­сил­ся мис­тер Рен­фрю. - В Сент-Аг­несс хо­дят не­хоро­шие слу­хи от­но­ситель­но зак­ры­тия У­ил-Рис. Мы зна­ем, что она при­носи­ла не очень боль­шую при­быль, но всё же ак­ци­оне­ры по­теря­ли до­ходы, а две сот­ни шах­те­ров - ра­боту. Од­на­ко тем са­мым на У­ил-Плен­ти смог­ли уре­зать жа­лованье, пос­та­вив ра­бочих на грань вы­жива­ния, а юный мис­тер У­ор­легган по­лучил ог­ромную при­быль!

Эта речь вско­лых­ну­ла в па­мяти мис­те­ра Рен­фрю ка­кие-то горь­кие вос­по­мина­ния. Тут же все од­новре­мен­но на­чали спо­рить.

Мис­тер Тре­нег­лос пос­ту­чал по сто­лу ста­каном.

- Да­вай­те пос­та­вим это на го­лосо­вание, - прок­ри­чал он. - Это единс­твен­ный ра­зум­ный путь. Но сна­чала о шах­те. Пусть те, кто стру­сил, объ­явят об этом, преж­де чем мы про­дол­жим.

Все про­голо­сова­ли за от­кры­тие шах­ты.

- Прек­расно! Ве­лико­леп­но! - вос­клик­нул мис­тер Тре­нег­лос. - На­конец-то мы прод­ви­нулись. Те­перь воп­рос о бан­ке. Те, кто пред­по­чита­ет Пас­ко...

Рен­фрю, Хен­шоу, Тре­нег­лос и Росс бы­ли за Пас­ко, Чо­ук и Пирс - за У­ор­легга­на. Пос­коль­ку у Пир­са име­лись так­же го­лоса его кли­ен­тов, то счет вы­шел рав­ным.

- Вот прок­лятье, - про­бор­мо­тал мис­тер Тре­нег­лос. - Так я и знал, что это ад­во­катиш­ка опять пос­та­вит нам под­ножку.

Мис­тер Пирс не мог это­го не рас­слы­шать и на­пус­тил на се­бя оби­жен­ный вид.

Но на са­мом де­ле он тай­но по­ложил глаз на до­лю в до­ход­ных до­мах мис­те­ра Тре­нег­ло­са, и по­тому, уви­дев, что тот твер­до сто­ит на сво­ем, пот­ра­тил сле­ду­ющие де­сять ми­нут на то, что­бы из­вернуть­ся и прий­ти к од­ной с ним точ­ке зре­ния.

Ос­тавшись в оди­ночес­тве, Чо­ук сдал­ся, и от­сутс­тву­ющие У­ор­легга­ны бы­ли по­беж­де­ны. Росс знал, что их пред­при­ятие нас­толь­ко мел­кое, что ед­ва ли зас­лу­жива­ет вни­мания круп­но­го бан­ка, но то, что У­ор­легга­нов обош­ли, без сом­не­ния, вы­зовет раз­дра­жение Джор­джа.

Те­перь, ког­да они пре­одо­лели глав­ное пре­пятс­твие, ос­таль­ное пош­ло как по мас­лу. Ка­питан Хен­шоу по­тянул длин­ные но­ги, встал и, кив­нув Рос­су, по­дошел к бу­фету, обог­нув стол.

- Не сом­не­ва­юсь, что вы прос­ти­те мне эту воль­ность, гос­по­да. Мы си­дим за этим сто­лом, как рав­ные, мы и есть рав­ные пар­тне­ры по пред­при­ятию. Хоть я и бед­нее про­чих, моя до­ля - са­мая боль­шая, как за счет ре­пута­ции, так и из-за пя­тиде­сяти вло­жен­ных ги­ней. Так что я хо­чу про­воз­гла­сить тост. За У­ил-Ле­жер.

Ос­таль­ные вста­ли и чок­ну­лись.

- За У­ил-Ле­жер!

- За У­ил-Ле­жер!

- За У­ил-Ле­жер!

И осу­шили свои бо­калы.

На кух­не Джуд, стро­га­ющий де­ревяш­ку и мур­лы­ка­ющий лю­бимый мо­тив­чик, под­нял го­лову и при­цель­но плю­нул че­рез стол в очаг.

- Ну на­конец-то де­ло сдви­нулось. Чтоб мне про­пасть, еже­ли они не со­бира­ют­ся сно­ва от­крыть трек­ля­тую шах­ту.

- Ах ты, чер­вяк во­нючий, - бур­кну­ла Пру­ди. - Опять чуть в мое ра­гу не хар­кнул.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.