Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Август 1977 3 страница



Приехал Атул Кришна Госвами из храма Радха‑ раманы. Он восславил Прабхупаду, но затем задал вопрос:

— Кто после Вас будет владеть всей этой собственностью?

Когда он ушел, Прабхупада позвал Гопала Кришну. Бхавананда и я тоже были там, и Прабхупада сказал:

— Теперь я понимаю, что все вокруг точат зубы на нашу собственность. Наше положение, наша собственность и все остальное вызывает зависть. Чтобы защитить все это, нужно очень сильное управление. Но вы все дети. Поэтому мне приходится совать нос во все дела. Между вами нет сильного человека. Из всех вас только Рамешвара имеет хоть какой‑ то разум. Теперь примите необходимые меры, чтобы все наше было в безопасности.

Было проведено собрание Джи‑ Би‑ Си и избран комитет в составе Рамешвары, Джаяпатаки, Гирираджи, Гопала Кришны, Джаятиртхи и меня, который должен был превратить все наше имущество в Индии в управляемую собственность. Доверенность на управление была предварительно составлена по образцу документа на ББТ. Мы прочитали ее Его Божественной Милости. Прабхупада был очень доволен и сказал:

— Слава будущим управителям ИСККОН.

Потом он сказал:

— Теперь я могу умереть спокойно, — и заплакал.

Днем Махамса Свами, Шридхара Свами и Яшоданандана пели киртану, а Прабхупада говорил о фермах и раздаче прасадама.

Вечером приходили Говинда Махараджа, президент Чайтанья Матха, и Кришнадаса Бабаджи. Прабхупада попросил Говинду Махараджу отдать нам Гаудия Матх в Дакке. Тот не хотел соглашаться, сказав, что ему нужно посоветоваться с сыном и братом Тиртхи Махараджи. Прабхупада не хотел его отпускать, но все равно ничего решить не удалось.

Вечером Джаяшачинандана представил Прабхупаде огорчительный доклад о делах в храме Радха‑ Дамодары. После этого Прабхупада имел беседу с Вишвамбхарой о принятии санньясы. Хотя все они являются его учениками, положиться нельзя ни на кого.

28 мая

Во время прогулки на автомобиле Прабхупада изъявил желание, чтобы его вывезли на открытое пространство. Мы возили его вверх и вниз по Бхактиведанта Свами Маргу. Ночью прошел дождь, и утро было прекрасное, и ни одного автомобиля. Шрила Прабхупада, Киртанананда Махараджа, Хридаянанда Махараджа Чайтья‑ гуру и я наслаждались атмосферой Вриндаваны, этими коровами и быками, щебетанием птиц, видом девочек, несущих на голове кувшины с водой, свадебной процессией на повозках. Потом Шрила Прабхупада попросил нас проехать через лес. Мы вспомнили, что многие астрологи предрекали Прабхупаде долгую жизнь.

После прогулки Яшоданандана Махараджа предложил свои молитвы, сочиненные в том же духе, что и раньше, и Прабхупада сказал:

— Я не имею ничего против. Мне нравится ваше общество, и во всех наших храмах — настоящая Вайкунтха. Мой Гуру Махараджа ушел в состоянии глубокого неудовлетворения. Но я — ничуть. На все воля Кришны.

Однако горячая любовь и забота преданных и их желание, чтобы он оставался с ними, тронули Шрилу Прабхупаду. Он больше не говорит с такой уверенностью о смерти, и выглядит получше. После этого разговора он поел немного твердой пищи.

Он поговорил с Джаяпатакой о некоторых своих духовных братьях из Гаудия Матха, процитировал бенгальскую поговорку, и перевел ее:

— Если кто‑ то может извлечь выгоду из дующего ветра, мимо он не пройдет. Ужас! Может быть, у тебя получится лучше? By passing wind, if there is somebody benefited, they’ll not pass.

Наш комитет встретился со Шрилой Прабхупадой и внес предложение о том, как дальше быть со счетами Шрилы Прабхупады. Он одобрил все наши предложения. Днем мы задавали Прабхупаде вопросы, и он дал нам наставления.

— Члены Джи‑ Би‑ Си назначаются пожизненно. Если найдется какой‑ то опытный и разумный человек, его можно добавить в состав в качестве дополнительного члена, но никак не взамен кого‑ то. Но если человек не соблюдает общих принципов, его нужно заменить. Я выбрал нескольких из вас, чтобы вы давали посвящения ученикам. Те, кому они дадут посвящения, станут их учениками, а моими духовными внуками. Они становятся гуру по моему приказу. Амара аджняйа гуру. Если человек не осознал себя, он не может переводить, и его не надо публиковать.

К составу Джи‑ Би‑ Си был добавлен Васудева.

В конце дня пришел Нараяна Махараджа из Гаудия Матха. Он дал несколько медицинских советов и провел киртану.

Вчера Прабхупада три раза за день поел жареной пищи. В последний из этих трех раз Бхавананда Махараджа и я попытались предостеречь Шрилу Прабхупаду. Он рассердился и сказал:

— Теперь давайте мне есть, что я захочу.

Одно из двух: «Хорошо то, что вызывает аппетит» или «Положение настолько безнадежно, что уже не важно, что я ем». Когда он начал есть, мы внимательно наблюдали за ним, и он сказал:

— Не смотрите!

Это тоже может означать одно из двух: «Не смотрите, как я убиваю себя, поедая то, что причинит мне вред» либо «Нечего смотреть на меня, когда я ем, потому что это отбивает мне аппетит». Эти различные значения можно приложить также к убийству Кришной Путаны. Потом Прабхупада сказал:

— Яд иногда может стать лекарством.

29 мая

Приехал Хари‑ шаури и сразу же присоединился к киртане. Когда он уже собирался уходить, он сказал, что пойдет и побреется. Прабхупада сказал:

— Да, а то ты стал таким красивым, прямо как Бхагавата дас, — намекая на отросшие волосы Бхагавата даса.

Прабхупада еще сказал:

— У всех всегда находятся извинения, но я не принимаю их. Это все влияние хиппизма. Семена хиппизма лежат в глубине сердца, и при первой возможности прорастают и приносят плоды. Вот смотрите: сейчас поля сухи, но как только пройдут дожди, сразу вырастет много растений. Мы должны придерживаться принципов. Если ты одеваешься так, а другой санньяси — иначе, один санньяси бреет голову, а другой отращивает волосы, люди будут думать, что у нас нет принципов. Везде пишут: «С выбритой головой».

Он привел в пример Ади‑ кешаву, который заставил людей говорить, что у нас нет принципов, когда первый вышел с длинными волосами и в костюме.

— Почему сейчас нельзя распространять наши книги с бритой головой, как много лет назад? И тилака нужна. Здесь в Индии вас не принимают всерьез. Они думают, что все это, кроме моих книг и Божеств, просто хиппизм. Все потому, что нет стандарта. Вот и Гаргамуни и Гуру‑ крипа приводят какие‑ то оправдания, но я их не принимаю.

— Вы можете петь «Шри Кришна Чайтанья» или «Джая Шри Кришна Чайтанья», но только не «бхаджа». Просто славьте этих Пятерых, и они позаботятся о вас.

Я сказал Прабхупаде, что мы устроили собрание, чтобы еще больше освободить его, но на него это не произвело никакого впечатления, и он сказал:

— Проблема в том, что у вас нет мозгов.

Сегодня днем Киртанананда Махараджа стал массировать стопы Прабхупады. Прабхупада же наставлял его:

— Кастрируйте быков, когда они молоды, тогда они будут послушными и их можно будет запрягать. Никаких машин или тракторов, которые есть не что иное, как олицетворенная смерть. Вам не нужно электричество или скоростные средства передвижения. Фермы — это важнейший проект.

Потом Киртанананда ушел.

Брахмананде Шрила Прабхупада сказал:

— Ты станешь величайшей личностью в истории Африки. Устрой ферму, раздавай прасадам и пусть люди танцуют. Я видел это в Детройте. Они приходили в наш храм, и у них были счастливые лица. Африка — это огромное поле.

Вечером Прабхупада спросил Джаяшачинандану о делах в храме Радха‑ Дамодары. Джаяшачинандана сказал Прабхупаде, что он отослал туда свою жену. Вид у Прабхупады при этом был очень недовольный. Тогда Гаргамуни Махараджа сказал, что с этого момента он сам будет следить за всеми делами, и Прабхупада сказал, что он самый подходящий для этого человек.

Ночью Прабхупада очень бранил Раджива Гупту, который просил дать ему посвящение, но не хотел обрить голову. Прабхупада особенно подчеркнул, что ученик должен быть совершенно искренним.

30 мая

Рано утром Прабхупада попросил дать ему рубашку. Акшаянанда Свами случайно надел ее задом наперед, но, когда он спросил, не исправить ли, Прабхупада ответил:

— Моя мать всегда надевала мне рубашку задом наперед, чтобы я не мог снять ее. Теперь я снова становлюсь как ребенок.

Брахмананда стал вспоминать детские игры Шрилы Прабхупады. Когда Прабхупада видел троллейбус, который движется потому, что присоединен к проводам, он думал, что если его самого присоединить к проводам, он тоже поедет. Прабхупаду развеселили эти воспоминания. Он еще вспомнил, что когда Балмер Лори рекламировал вентиляторы, он думал, что внутри вентилятора сидит дух и крутит лопасти.

Во время утренней киртаны читали стих о предании себя через служение чистому преданному. Прабхупада попросил каждого высказать свое понимание этого предмета. Потом он заговорил об анартхах — сексе и т. д. — которые совершенно не нужны для жизни.

Судама Махараджа уехал. Прабхупада подал ему руку, благословляя, и велел ему развивать свою театральную группу и возить ее по всему миру, особенно в Россию. Судама плакал и благодарил Прабхупаду, выражая свою вечную признательность духовному учителю.

Сегодня назначено посвящение новых санньяси: Чайтья‑ гуру, Гопинатха и Прем Йоги. По поводу Прем Йоги Прабхупада сказал Бхавананде Махарадже:

— Сделайте церемонию очень роскошной, чтобы он прочувствовал, что принимает санньясу.

Прем Йоги показал Шриле Прабхупаде несколько иллюстраций к Шримад Бхагаватам, Пятой Песни, и кратко объяснил их. Прабхупада был впечатлен его правильным пониманием. Прабхупада показал ему модель Маяпура и объяснил, что мы собираемся там делать. При этом Шрила Прабхупада выразил свою позицию:

— Мы должны строго следовать описаниям, данным в Бхагаватам. Поскольку мы собираемся вкладывать много кроров рупий в это дело, обязательно найдется немало желающих найти недостатки в нашем деле, поэтому «жена Цезаря должна быть вне подозрений». Все, что мог, я объяснил в моих книгах. Сейчас я уже не могу как следует работать головой. Вы, молодые люди, должны нагрузить свои мозги изучением описаний на санскрите и английском, а потом изобразить все это.

Прабхупада еще упомянул, что между этой планетой и другими планетами есть связь.

— Место этой связи находится в Швейцарии. Там есть большая гора, которая уходит вверх все выше и выше, так высоко, что ее вершины не видно. Она достигает других планет. Я видел ее.

Шрила Прабхупада очень строго отругал меня за то, что я неправильно организовал встречу с банком.

31 мая

Шрила Прабхупада сказал:

— Если в лесу есть одно благоухающее дерево, то весь лес благоухает. Хороший сын — благословение династии. Яшоматисута так хорош, что может стать благословением всех своих соплеменников.

Прошлой ночью Прабхупада наговорил перевода на треть пленки.

Сегодня трое индийских преданных приняли санньясу. Чайтья‑ гуру стал Бхакти Чайтаньей Махараджей, Прем Йоги — Бхакти Према Махараджей, а Гопинатха — Бхакти Ручи Махараджей. После церемонии все санньяси пришли в комнату Шрилы Прабхупады и устроили грандиозную киртану, а Шрила Прабхупада в экстазе поднял руки, сидя в постели.

Во время церемонии Прабхупада очень строго меня отругал, назвав меня мошенником и бутылкой на витрине (которая выглядит как лекарство, а на самом деле там просто крашеная вода). Я совершенно лишен искренности, но благодаря этой брани я смогу очиститься. Совершенно ясно, что если мы хотим освободить Прабхупаду от управления, то нам придется стать очень и очень искушенными. Сегодня, например, прибыли управляющие Пенджабского Национального Банка, и Шрила Прабхупада был вынужден вести с ними переговоры о гурукуле и банковских вкладах, потому что мы ничего в этом не смыслим.

Июнь 1977

1 июня

Сегодня утром приехал Вени Шанкар Шарма, чтобы помочь нам оформить управление собственностью. На утренней прогулке он ехал с Прабхупадой на заднем сидении, но узнав, что Шарма находится в пути уже два дня, Прабхупада велел возвращаться в храм. Причина, по которой Прабхупада отослал Шарму в храм, могла заключаться еще и в том, что он хотел по пути расслабиться.

Приехал Радха‑ валлабха, привез фотографии с выставки кукол и иллюстрации к третьей части Девятой Песни Шримад Бхагаватам. Прабхупада выглядел довольным, но ничего особенного не сказал.

Приходил Сукхананда, помощник Нараяны Махараджи и очень квалифицированно сделал Прабхупаде массаж. Прабхупада попросил его остаться на несколько дней. Он умеет ставить холодные и горячие компрессы. Но после массажа Прабхупада не стал есть больше, хотя у нас были свежие portals из Маяпура. Portals — это что? Может быть, портулак? Они уже один раз встречались.

Раньше, когда Прабхупада уезжал из Джханси, мы отдали его огромное Божество Махапрабху Нараяне Махарадже. Позднее оно было установлено в Матхура Гаудия Матхе. Нараяна Махараджа жил с Прабхупадой в храме Радха‑ Дамодара.

— Теперь мне лучше, — сказал Прабхупада. — Я пью свежие фруктовые соки. Жарко, но к полуночи жара спадает. Мне нет необходимости есть злаки, разве что иногда, и кому‑ то приходится помогать мне ходить в туалет. Я постепенно увеличу время работы над переводами.

— Есть такой бенгальский анекдот, — рассказывает Прабхупада. — «Старуха, когда умирает ее муж, и ей не с кем больше шутить, начинает подкалывать внучатого племянника». У меня есть личный опыт в этом плане. Она сидит и спокойно разговаривает, она наслаждается открытой и доверительной беседой. И я, когда вижу, как вы работаете изо всех сил, чтобы распространить это движение, я наслаждаюсь. Так что все вы прекрасные внучатые племянницы. Я теперь инвалид. Я не могу быстро двигаться туда‑ сюда, но когда вы счастливы, я тоже счастлив. В последнее время я становлюсь мрачноват, потому что мне кажется, что я бездействую. Так что, если вы будете энергично распространять это движение, вы поможете мне преодолеть эту мрачность.

Во время киртаны гурукулят Прабхупада все чаще и чаще срыгивает. Это духовные проявления. Когда читают книгу «Кришна», Прабхупада умиротворенно улыбается, выражая разнообразные чувства.

2 июня

Сегодня утром мы обратились к Прабхупаде с письмами, прося уполномочить некоторых из нас подписывать банковские чеки. Но Шрила Прабхупада сказал, что сейчас еще не время. Мы объяснили, что просто хотим избавить его от управления, но Прабхупада сказал, что это невозможно, и что он будет управлять сам до самого ухода.

Тут вошел адвокат, г‑ н Шарма. Он прочитал исправленный вариант завещания и пояснил, что ему нужно посоветоваться с другим адвокатом, поскольку речь идет о такой большой собственности. Прабхупада сказал, что хотел бы уладить все дела с доверенностью на управление прямо сейчас, но г‑ н Шарма колебался и просил дать ему хотя бы неделю. Прабхупада заключил, что для г‑ на Шармы это было бы слишком сложно и пожалуй надо отказаться от идеи управления по доверенности, и просто выполнить его завещание. Гаргамуни Махараджа заметил, что сами адвокаты были членами таких организаций, как Миссия Рамакришны, поэтому у нас могли возникнуть проблемы. В конце концов г‑ н Шарма поехал назад в Калькутту, хотя ему пришлось ехать к нам аж из самого Пури.

Когда мы снесли Прабхупаду вниз, чтобы ехать на обычную утреннюю прогулку, Шрила Прабхупада сказал:

— Скоро я смогу сам сходить вниз и гулять.

Похоже, здоровье Прабхупады поправляется.

Во время массажа Сукхананда сделал Прабхупаде холодные и горячие компрессы на живот. Прабхупаде массаж очень понравился. Только сейчас прибыл д‑ р Гхош с семьей, и мы надеялись, что Прабхупада поправится. Тот факт, что Прабхупада не выпускает управление из рук и сказал, что пусть все идет, как идет, говорит о том, что Его Божественная Милость не собирается уходить. Это также указывает на полную нашу неспособность избавить его от управления.

Приходил д‑ р Гхош, осмотрел Шрилу Прабхупаду. Помимо всего прочего он чувствует его ауру. Он поставил такой диагноз: тревога за преданных и Движение, и Прабхупада подтвердил правильность этого диагноза. Прабхупада сказал, что раньше, когда у него не было собственности, он никогда не болел. Д‑ р Гхош уверил Прабхупаду, что он будет жить, и сказал, что заберет его в Кодайканаль, где ему предстоит организовать Прабхупада‑ граму [деревню]. Прабхупада сказал, что если д‑ р Гхош сможет его вылечить, он организует деревню наилучшим образом.

3 июня

Лечение, назначенное Сукханандой и д‑ ром Гхошем, продолжается. Оно включает горячий и холодный массаж три раза в день, специальный массаж внутренних органов и т. д. Прабхупада хорошо спал и съел три с половиной пури с жаренными portals. Опять они!

4 июня

После встречи с д‑ ром Гхошем Прабхупада заговорил о поездке в Бангалор, прохладный город, а затем в Кодайканаль. Шридхара Свами сообщал, где в Бангалоре можно остановиться. Позже, за обедом, Прабхупада по секрету сообщил нам, что от массажа брахмачари он чувствовал себя лучше. Сукхананда сказал, что через полтора месяца массажа он будет в порядке.

— Я не уеду из Вриндаваны, пока не выздоровею.

Но при д‑ ре Гхоше Прабхупада говорил о Бангалоре и Кодайканале. Шрила Прабхупада очень искусен в исполнении желаний людей.

Д‑ р Гхош назвал состояние Прабхупады весьма критическим. Он сказал, что у Прабхупады такое высокое содержание мочевины в крови, что в любой момент можно ожидать комы, и она будет фатальной.

На обед Прабхупада съел две чапати. Когда днем пришел д‑ р Гхош, он измерил Прабхупаде давление и хотел назначить какое‑ то лечение, но Шрила Прабхупада очень раздражился. Когда д‑ р Гхош на минутку вышел из комнаты, Прабхупада сказал: «Они как назначат мне всего — инъекции, операции — я не хочу всего этого. Он постепенно вводит столько всего». Я видел, что Прабхупада настроен очень решительно. Он не хочет ненужного внимания к своему телу. Он просто хочет слушать кришна‑ катху и зависеть от Кришны. В прошедшие два дня киртана была остановлена из‑ за лечения. Прабхупада не привязан к идее выжить ему или умереть. Он привязан к Кришне, и если исполняя деятельность в сознании Кришны, он поправится — очень хорошо. Но он просто хочет заниматься преданным служением.

5 июня

В 4 утра Шрила Прабхупада позвал Сварупа Дамодару. Не вставая с постели он сказал, что Институт Бхактиведанты должен придерживаться принципов Бхагавадгиты. Решение экономических проблем заключается в защите коров и сельском хозяйстве, а не в развитии промышленности. Помещение бывшего банка в гурукуле можно использовать под конференц‑ зал Института. Сварупа Дамодара предложил представить Институт общественности проведением конференции по теме «Научная основа сознания Кришны» с 14 по 16 октября.

Сегодня утром д‑ р Гхош по секрету сообщил мне, что шансов на то, что Шрила Прабхупада вылечится, нет. Его внутренние органы совершенно изношены, тело забито мочевиной. Если Прабхупада не согласиться ехать в Дели, чтобы подвергнуться диализу и другим современным методам лечения — а он, конечно, ни за что не согласится — то тогда, как сказал д‑ р Гхош, нам остается только сделать его последние дни как можно более приятными: давать ему любую пищу, какую он ни пожелает, постоянно вести киртану и избавить его от тревог управления.

«В детстве мать проколола мне нос». Этот разговор начался с того, что Шрила Прабхупада попросил Брахмананду Махараджу снять кольца с его отекших пальцев. Потом Прабхупада рассказал историю Сакши Гопалы и как царица Куттака подарила Гопале серьгу для носа.

Прабхупада говорил об аппетите. Он сказал, что у бенгальцев хороший аппетит, потому что они едят рыбу.

— Когда у вас есть аппетит, рыба очень вкусна. Практически все в Индии едят ее. Правительство это поощряет. Один человек в самолете ел суп из лангуста и говорил, что это очень вкусно.

Затем Прабхупада сказал:

— Прадьюмну нашли в желудке рыбы, так что это не новость. А Камса убивал коров. Так что вы должны держать язык на привязи.

Он прочитал молитву, которую читают перед прасадом.

— Язык так необуздан, он постоянно хочет пробовать что‑ то вкусное. Поэтому мы предлагаем множество вкусных вещей Кришне, чтобы тоже получить удовлетворение.

Приходил Нараяна Махараджа, и Шрила Прабхупада вдохновенно ему проповедовал о всемирной деятельности ИСККОН. Нараяна Махараджа, ученик Кешавы Махараджи, который дал санньясу Шриле Прабхупаде, прежде много служил Шриле Прабхупаде, и у них очень теплые взаимоотношения. Когда он уходил, Шрила Прабхупада дал ему пожертвование на сева‑ пуджу Божествам.

6 июня

В последние два для автомобильные прогулки отменялись, потому что Шрила Прабхупада был так слаб, что не мог даже сидеть в машине. Поскольку он намекнул, что я не очень внимателен к нему по утрам, сегодня я пораньше подошел к нему, вместо того, чтобы пойти на мангала‑ арати. Проснувшись, Прабхупада спустился в сад, чтобы посидеть на воздухе. Там очень хорошо сидеть в зеленой беседке рядом с прохладным фонтаном в форме лотоса. Несколько преданных пели для него. Почти все Джи‑ Би‑ Си и другие санньяси вернулись каждый на свое поле проповеди. Но некоторые, услышав об ухудшении здоровья Прабхупады, возвратились из Дели. Однако сегодня Прабхупада выглядит несколько лучше — спасибо Сукхананде и д‑ ру Гхошу. Впервые за много недель отеки уменьшились так значительно. Переменные холодные и горячие компрессы и частый массаж сделали свое дело, и у д‑ ра Гхоша появилась надежда.

В саду Прабхупада увидел чучело обезьяны, повешенное там, чтобы отгонять живых обезьян. Это напомнило ему о Дарвине, и он сказал:

— Дарвин был поражен красотой павлина, но не мог объяснить ее. Он знал, что молотит чепуху.

Вернувшись в дом и слушая киртану, Прабхупада сказал, что я могу помассировать его, и что мой массаж очень хорош. Это была настоящая милость, и я принял его высказывание как приглашение проводить с ним больше времени.

Прабхупада спросил, когда он сможет увидеть Божества, и мы немедленно снесли его в кресле в алтарную, чтобы он мог увидеть Кришну и Балараму. Сидя там, под деревом тамала, он смотрел на Братьев, и слезы потоком катились по его щекам.

— Они прекрасно одеты. Здесь очень прохладно, для того я и сохранил это дерево. Сетх Бисан Чанд хотел спилить его, но я не дал. Деревьев тамала осталось не так уж много. Миряне не знают…

Через некоторое время Прабхупада велел нам пронести его по зданию гурукулы, и был весьма удовлетворен тем, что работы идут своим чередом.

Сегодня Прабхупада принимал ванну, и эта процедура ему очень понравилась. Хотя это была обычная вода из крана, ему она показалась очень освежающей. Теперь мы будем делать это трижды в день: на восходе, в полдень и на закате.

7 июня

Из‑ за вчерашнего слишком интенсивного массажа Шрила Прабхупада просыпался ночью, чувствуя большую слабость. Когда я пришел рано утром, до восхода, чтобы служить ему, он сказал, что этот массаж больше подошел бы для лошади. Так что я успокоил его мягким двухчасовым массажем всего тела, и он снова уснул. Во время массажа пошел дождь, принеся некоторое облегчение от жары, которая днем доходит до 55 градусов. Когда Прабхупада снова проснулся в 6: 30, он велел мне почесать ему спину. Затем он отправился посидеть в сад. Потом Прабхупада пошел повидаться с Кришной и Баларамой. Преданные играли на мридангах и все предлагали цветы. Хотя обычно Прабхупаде все это нравилось, сейчас я заметил, что он хотел бы просто тихо посидеть перед Кришной и Баларамой. Позже Шрила Прабхупада подтвердил мои мысли. Преданные должны быть очень внимательны к нуждам и желаниям духовного учителя.

Массаж здорово уменьшает отеки на теле Прабхупады, но аппетит и вкус все еще не вернулись.

По пути из храма Прабхупада велел поднести его паланкин к каждой из фресок, украшавших стену, которой был обнесен двор. Ему понравилась живопись, и он спросил, кто все это нарисовал. Прабхупада также оценил то, что живопись была закрыта пластиковыми и стеклянными панелями, чтобы люди не портили ее, трогая руками.

Когда Панча‑ дравида Свами и Вираха Пракаша Свами ушли, Прабхупада сказал:

— Я могу прийти и уйти, но в своих книгах я буду жить вечно.

Во время дневной киртаны, которую исполняли ученики гурукулы, Прабхупада сказал им:

— Маяпурские мальчики куда живее. Вы поете так, как будто не принимали прасадам триста лет.

Шрила Прабхупада остановил киртану Джаяшачинанданы, потому что тот пел слишком громко.

— Твои киртаны хороши для огромных скоплений людей, — сказал он и попросил петь потише.

Относительно киртаны Сварупа Дамодары Прабхупада сказал:

— Ученый искусен во всем.

Приходил юрист, г‑ н Арора, чтобы зарегистрировать завещание и подписать аффидевит.

Прабхупада решил, что лучше будет построить рядом с гурукулой конференц‑ зал, а не дхарма‑ шалу (общежитие).

— Во Вриндаване и сейчас уже довольно дхарма‑ шал, и в них трудно поддерживать чистоту.

8 июня

Проснувшись, Прабхупада сразу смотрит на свои руки. Это вошло у него в привычку.

— Они построили гигантский реактивный 474‑ ой[5], но не могут создать крошечного комара, который летает столь искусно, что никогда не попадает в аварии. Как прекрасна атмосфера Вриндаваны. Где еще можно увидеть и услышать столько птиц? На своем Западе вы слышите только звук мотора. Я хочу, чтобы у людей Запада появился шанс побывать во Вриндаване, то есть, в этом храме.

Адвокат сказал Прабхупаде, что вся Матхура интересуется его здоровьем.

— Вся Индия, — сказал я, — В газетах пишут об этом. Даже на первой полосе «Times of India».

Шрила Прабхупада велел мне прочитать статью.

— Если бы они думали, что Бхактиведанта Свами не важен, они бы не печатали этого, — сказал он.

Даршан сегодня был прекрасен. Джаяшачинандана вел преданных в мягкой киртане, а потом кресло Прабхупады ставили поочередно перед каждым из Божеств.

Сегодня уехал д‑ р Гхош, поняв, что здесь он уже мало чем поможет, раз Прабхупаду все равно лечит брахмачари. Прабхупада отказался от всех видов лечения, даже от коровьей мочи, заявив, что коровья моча помогает только когда ее применяют в огромном количестве. Он сказал, что если ему понадобится лекарство, он скажет. Он даже перестал принимать «Йогендра Рас», который принимал в течение последних десяти лет. Д‑ р Гхош выглядел несколько разочарованным, ведь ему практически не удалось полечить Прабхупаду. Он сказал, что Прабхупада пережил самую тяжелую стадию, и через неделю начнет ходить.

Очаровательный отчет пришел из Франции. Маленькая Сарасвати проповедовала в поезде: «Мы из движения сознания Кришны, мы соблюдаем заповеди — не есть мяса и не вступать в незаконные половые отношения с женщинами». Прабхупада рассмеялся и рассказал анекдот, как дочь спрашивает отца: «Папа, а ты когда был маленький, ты был девочкой или мальчиком? »

Сегодня мы спросили Прабхупаду, как он себя чувствует. Он ответил:

— Появилась надежда. До этого надежды не было.

Шрила Прабхупада с большим чувством выслушал письмо от матери Шраванананды о том, как на нее подействовало сознание Кришны. Она восхваляла Шрилу Прабхупаду за то, что он спасает американскую молодежь от ада самоубийства.

Когда Брахмананда Махараджа уезжал, Прабхупада сказал:

— Иди и спасай человеческое общество.

К Прабхупаде приезжал Джайдаял Дальмия с женой.

9 июня

Вчера вечером Шрила Прабхупада получил письмо от Вриндабана Де. От него у Его Божественной Милости разболелась голова, потому что между Вриндабаном Де и Гаргамуни Махараджей продолжалась борьба из‑ за распространения книг в Восточной Индии. В конце концов Прабхупада велел пригласить Вриндабана Де на встречу.

Проснувшись сегодня утром Прабхупада выглядел отдохнувшим. Он заявил, что если Упендра и Бхавананда смогут заботиться о нем не хуже, чем уехавший брахмачари, он непременно поправится.

Сегодня Прабхупада велел жене Пранава Гупты и Шачинандане готовить для него. Иногда перемена не повредит. Брахмачари сегодня не пришел, и у Прабхупады появилась возможность отдохнуть от лечения в течение недели.

 После обеда Прабхупада позвал меня и спросил:

— Все доктора уехали. Значит, надежды нет?

Это был очень тяжелый вопрос. Казалось, Прабхупада хочет продлить свою жизнь, но на самом деле то, что он все еще оставался с нами, было не чем иным, как его милостью, потому что он совершенно духовен. Я сказал, что у докторов есть надежда. Прабхупада сказал:

— Раз у меня нет аппетита, значит дело безнадежное.

Его Божественная Милость много и крепко спал днем и сказал:

— Хороший сон увеличивает аппетит.

Во Вриндаване стало заметно прохладнее. Прабхупада говорит, что это потому, что приближается дождь.

Во время утреннего даршана Божеств Шрила Прабхупада был очень внимателен. Он заметил, что казначей не собирает ежедневное подаяние «пранами». Он обратил внимание на дерево, умирающее, как мы позже узнали, от недостатка воды. Сколько же он всего замечает! Позже, когда он спросил меня, почему не собирается подаяние и почему умирает дерево, я ответил, что исследую эти вопросы. Однако мой ответ его не удовлетворил. Он сказал:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.