|
|||
Август 1977 2 страница— Еда практически закончилась, — сказал Прабхупада. — Я молил Кришну избавить меня от еды и сна, и вот это случилось. А совокупляться и защищаться я прекратил уже давно. Теперь со всей этой животной деятельностью покончено. Высказывание Прабхупады: — Мы хотим иметь немного людей, но избранных, а не толпу. 17 мая Сегодня утром мы отбыли во Вриндавану — Шрила Прабхупада, Упендра, Гопинатха и я. Дамодара Пандита вел машину. Когда мы подъезжали, Гунарнава, который поджидал нас на мотоцикле, рванулся вперед, чтобы предупредить всех в храме. Когда мы свернули с шоссе Агра – Дели, Прабхупада заметил новый дорожный указатель: «Бхактиведанта Свами Марг». Перед Кришна‑ Баларам Мандиром нас приветствовала грандиозной киртаной большая толпа преданных. Был там и Яшоданандана Махараджа. Прабхупаду отнесли в даршана мандап, где он предложил поклоны двум Господам: Кришне и Балараме. Божественные братья улыбаясь смотрели на Своего возлюбленного преданного. Затем Прабхупаду отнесли в его комнату для даршанов, и все преданные тоже пришли туда. Ученики гурукулы произнесли на санскрите славословия, Яшоданандана Махараджа провел церемонию омовения стоп и арати. Шрила Прабхупада коротко сообщил об ухудшении своего здоровья. Он сказал, что приехал во Вриндавану потому, что если ему предстоит умереть, он хотел бы умереть здесь. Многие преданные плакали, видя Прабхупаду таким ослабленным. Получив даршан, все, за исключением нескольких преданных, ушли. Одним из оставшихся был г‑ н Бозе, сын Бхакти Прадипа Тиртхи Махараджи, первого санньяси Гаудия Матха, который был очень близок к нашему Прабхупаде. Это Б. П. Тиртха Махараджа наградил Прабхупаду титулом «Кави». Ныне его сын, оставив семейную жизнь и государственную службу, жил в нашем ашраме. Сначала Прабхупада сказал ему: — Тебе не подходит этот образ жизни. Но г‑ н Бозе выразил твердую решимость, и Прабхупада сказал: — У тебя очень хорошая семья, так что есть надежда… Прабхупада сказал, что г‑ н Сетхи, управляющий Сварга Ашрама и Ганга Даршана в Ришикеше, говорит, что наше движение твердо, а «Трансцендентальная Медитация» — просто обман. Я знал, что г‑ ну Сетхи очень нравится, что все утверждения Прабхупады всегда подкреплены шастрами, и он видит, что наши люди калибром отличаются от тех хиппи и молодых индийских оппортунистов, которых привлекал Махеш Йоги. К тому же даже судья Нью‑ йоркского суда, хотя и был совершенно уверен в истинной природе нашего движения, тоже не смог бы вынести такое решение после первого же дня слушаний. Прабхупада сказал: — Мы достигли этого положения, потому что всегда следовали наказу моего Гуру Махараджи. На обед Прабхупада съел только маленький кусочек сыра. Разговор неожиданно коснулся привидений. Я спросил, в каком именно «доме Маллика» являлось привидение. Он ответил, что в доме Локанатхи Маллика. — Этот дом известен как дом с привидением. Локанатх умер, а пасынок его жены постепенно привел здание и землю в упадок. Но жена Локанатхи обратилась в Суд Высшей инстанции, с жалобой: «Я принадлежу к уважаемому роду Малликов, а сейчас я лишилась всего». Суд серьезно отнесся к ее жалобе и постановил, чтобы марварцы, которые приобрели дом, отдали ей в пожизненное пользование половину собственности. Впоследствии этот пасынок стал посещать дом в виде привидения». Потом Прабхупада рассказал, как он снимал дом с привидениями в Лакнау. — Я не боюсь привидений, я надежно защищен от них. В Англии тоже много привидений. В большинстве своем привидения злы, иногда они даже убивают. Иногда их видят в отхожем месте, иногда они сидят на колоннах. Человек может избавить своих предков от жизни в теле привидения, предложив «пинду». В Маяпуре были привидения‑ мусульмане, но теперь их нет. Пение Харе Кришна изгоняет привидений. Я предложил Прабхупаде давать ему отчет о разных видах деятельности. Он сказал: — Да, ты будешь моими глазами. Поздно вечером Прабхупада спросил, почему Сурабхи Свами не пришел выразить ему почтение. Прабхупада сказал, что, наверное, поскольку в Бомбее он отругал почти всех свами, Сурабхи Свами это огорчило, и он стал проявлять неуважение. Подумав о Бомбее, Прабхупада расстроился и сказал: — Я так старался сделать все, что надо. Теперь, если Божества не установят должным образом в моем присутствии, для меня это будет удар. Прабхупада велел нам полить водой балконы наверху, чтобы охладить дом. Он велел также поставить его кровать и письменный стол на воздухе. Поскольку Упендра не смог этого сделать, Прабхупада позвал меня и сказал: — Ты должен полностью избавить меня от управления. Я заметил в ответ, что Прабхупада, похоже, огорчается, если его не ставят в известность о чем‑ то, но он сказал, что лучше не сообщать ему обо всем. Тут он стал очень серьезным и сказал: — Считай, что я умер. Хотя он часто говорит о смерти, кажется, сейчас я должен действительно представить, как мы будем управлять всем, так, как если бы Прабхупады уже не было, потому что если мы не сделаем этого, он никогда не получит облегчения. В эту ночь Прабхупада спал мало из‑ за сердцебиения. 18 мая Прабхупаду посетил Прем Йоги, который прочитал несколько статей Прабхупады и решил, что сможет принести какую‑ то пользу в проектировании Планетария. Он сказал Прабхупаде, что он йог и готов отдать свою жизнь и молодость Прабхупаде. Прабхупада был очень тронут такими чувствами, но отказался. Прабхупада хочет, чтобы я иногда готовил пир в храме Радха‑ Дамодары 19 мая — Никто не любил меня так, как мой отец, — сказал Прабхупада. — Иногда, когда ему нужно было меня наказать, он извинялся, говоря, что это его долг. «Даже отец Чайтаньи Махапрабху наказывал Его, так что не обессудь». Сегодня утром Шрила Прабхупада ездил на прогулку, чтобы подышать свежим воздухом, и его это очень освежило. Усевшись на заднее сиденье, он вдохнул свежий утренний воздух Вриндаваны и с облегчением закрыл глаза. Веранду переделывают в приемную. Прабхупаде очень не понравилось, что собираются снести уже имеющиеся стены. Касательно обманщиков‑ подрядчиков, он сказал: — Грех не только обманывать. Грех также и допускать, чтобы тебя обманывали. Я и мои ученики с таким трудом собирали эти деньги, а теперь они будут пущены на ветер. Я не могу этого стерпеть. Сегодня днем мы запустили кондиционер в гостиной Прабхупады, и это очень поправило положение. Прабхупада сказал, что большинство людей во Вриндаване не имеют кондиционеров и прекрасно обходятся без них. Однако если мы привыкли к определенным условиям, мы не должны пытаться изменить их наскоком. Нельзя пытаться стать отрешенным искусственно. Отрешенность приходит с пониманием. Шрила Прабхупада получил письмо от Гирираджи. Он предлагает Шриле Прабхупаде полные любви молитвы, особенно молитву из Шримад Бхагаватам, 7. 9. 28. Прабхупаде очень нравятся письма от Гирираджи. Он закрывает глаза и упивается каждым словом. Он так любит Гирираджу за его верную службу. Гирираджа не знает страха, даже если его жизни угрожает опасность. Он никогда не отказывался от трудного служения, но оставался всегда хладнокровным и сосредоточенным единственно на желании Шрилы Прабхупады, а не на своих желаниях. Йе ятха мам прападьянте тамс татхаива бхаджами ахам. Прабхупаде принесли прасадам из храма Радха‑ Дамодары. Прабхупада взглянул на него. Когда я спросил, положить ли ему чего‑ нибудь, он ответил: — Я уже отведал. В конце дня Прабхупада принял омовение до пояса. Вечером пришел Шри Сита Рам Сингх, член Парламента от Бихара, с семьей. Прабхупада немедленно напал на узколобых политиков. Затем он обрушился на политиков, проповедующих ненасилие, которое, как они говорят, описано в Гите. Это была философия, начало которой положил Ганди. Прабхупада сказал, что в самом первом стихе Гиты говорится: юютсавах, то есть, «жаждущие боя». О каком ненасилии речь? Прабхупаду нисколько не волнует чужое мнение. Он просто проповедует абсолютное знание и при этом обрушивается на любые иллюзии, совершенно не щадя чувства собеседника. Раньше он прослушал статью «Длинная рука Закона уловила Милость Господа Нитьянанды», которую написал Сакши Гопала дас Брахмачари. Сакши Гопала очень искусно защищал нас в суде в Лондоне, и дело против нас было закрыто. Прабхупаде очень понравилось, что наши люди могут говорить в суде лучше профессиональных юристов. 20 мая Сегодня утром я ходил на лекцию Яшодананданы Махараджи. После лекции я поделился со Шрилой Прабхупадой впечатлениями, сказав, что среди прочего Яшоданандана критиковал ложных гуру. Шрила Прабхупада этого не одобрил и сказал, что мы должны быть позитивными и рассказывать о настоящих гуру. — Склонность к критике непривлекательна. Мы сами должны быть идеальны. Потом он спросил, почему Яшоданандана и Гуру даса и другие санньяси носят длинные волосы (хотя они брились всего три‑ четыре недели назад). Он усмотрел в этом их склонность снова стать хиппи. Днем к Прабхупаде приходил Сетх Бисен Чанд, он велел мне прочитать ему отчет об участии преданных в судебном процессе в Лондоне. Вечером Шрила Прабхупада спросил Акшаянанду Махараджу: — Ты готов инициировать учеников? Я хочу отойти от дел. Акшаянанда ответил, что вместе с приказом Прабхупады приходит и сила исполнять его, поэтому он готов. Поздно ночью Прабхупада сказал Гопинатхе: — Теперь я во Вриндаване, поэтому ничего страшного, если я умру. Мы‑ то живем в роскоши, но множество людей здесь живут в нищете, только для того, чтобы умереть во Вриндаване. 21 мая Во время утренней прогулки на автомобиле мы ехали мимо строящегося холодильного комбината. Я спросил, не собираются ли хранить в нем мясо. Владелец был из «Банке‑ Бихари» — Почему бы и нет? — Ответил Прабхупада. — Для многих семей «Банке‑ Бихари» — единственный источник дохода. Кондиционер в гостиной приносит желанное облегчение от дневного жара. Прабхупада велел перенести свою кровать в центр комнаты, и отдыхал там после обеда. Проснувшись он вызвал меня и сказал, что отчет о проповеди в Дакке очень вдохновил его. Только что он получил письмо от Джаяпатаки Свами из Дакки. Прабхупада был очень доволен, что люди охотно принимают нас. Джаяпатака Свами славил Прабхупаду и начинал свое письмо с того, что с нашим приходом у людей после долгих лет мусульманского владычества появилась новая надежда в жизни. Как же милостив Прабхупада, что по всему миру дарует людям духовный подъем! Прабхупада улыбнулся с закрытыми глазами и сказал: — У меня нет другого мотива. Я думаю только о том, как сделать людей счастливыми. Я сказал: — Прабхупада, вы великий враг современной цивилизации. — О да, — признался он. — Я величайший враг современной цивилизации. Я объявил ей войну. Днем Прабхупада велел мне сделать смотр его альмире. Ему скучно было присутствовать при этом, но он настоял на своем присутствии, чтобы ответить на возможные вопросы. Он всегда исполняет свой долг. Среди корреспонденции было письмо от Бхагавата даса из Бхубанешвара. Не хватало денег. Прабхупада дал те же рекомендации, что так часто давал уже в письмах. Здание не так важно, как киртаны и раздача прасада. Если деньги появятся, здание можно построить и позже. День был очень жаркий, и Прабхупада сильно страдал от жары, даже поднявшись на крышу. Пока Вишвамбхара растирал ему ноги, он велел мне массировать ему область сердца со стороны груди и со стороны спины, с небольшим количеством масла. К тому времени, как я закончил, у меня сложилось впечатление, что Прабхупада уже не так сильно хочет жить, как в Бомбее. Я видел, что он изо всех сил старался поправиться начиная с Маяпура, но все попытки заканчивались ничем. После Бомбея и Ришикеша он начал стремительно слабеть. Я видел, что пребывание в теле, которое работает так ужасающе плохо, страшно утомляет его. Ему было бы гораздо легче оставить это тело и соединиться с Господом Кришной. Только по своей беспричинной милости он оставался с нами так долго. 22 мая Когда я заступил на свою смену в 4 утра, Акшаянанда Свами сидел перед Прабхупадой, повторяя джапу. Прабхупада тоже сидел. Я тоже уселся и начал повторять джапу. Прабхупада попросил нас повторять громче. Через некоторое время я по собственному почину стал растирать ему грудь, потому что раньше он говорил, что массаж всегда хорош. Его тело очень истончилось, и теперь я чувствовал твердый узел у него в животе. После прогулки на автомобиле я решил поговорить с Прабхупадой. Я честно и открыто сказал, что его состояние ухудшается. Мы обсудили его здоровье, ценность докторов и лекарств и диету. Прабхупада сказал, что с точки зрения медицины, болезнь его в почках. И еще проблема была в том, что у него не было аппетита, и пища не переваривалась. Он сказал, что у Шридхары Махараджи была такая же болезнь, и он вылечил ее тем, что приняв пищу, через некоторое время вызывал рвоту. Таким образом ему удавалось извлекать пользу из пищи, пока она была еще в желудке. Только я вышел, как Прабхупада снова позвал меня и сказал: — Есть два пути: пытаться выжить или готовиться к смерти. Лучше приготовиться к худшему. Сделай так, чтобы три‑ четрые человека непрерывно вели киртану и читали Шримад Бхагаватам. А я попытаюсь немного поесть. Парикшит Махараджа даже воды не пил. Я напомнил Прабхупаде о завещании. Он согласился. Несколько человек из нас должны подписаться в качестве свидетелей. — Ты сам знаешь, где лежат все бумаги и счета. Я напомнил ему, что Бхавананда Махараджа просил позвать его, если состояние Прабхупады ухудшится. Прабхупада согласился и добавил: — На самом деле все преданные должны прийти. Затем он поправился: — Все старшие преданные. Прабхупада сказал: — Когда мой Гуру Махараджа готовился к операции по поводу грыжи, он написал маленькое завещание на клочке бумаги. Но Тиртха Махараджа забрал его и никто этого завещания так и не увидел. Но для завещания вполне достаточно клочка бумаги. Потом он не пошел на эту операцию. У него было подозрение, что доктора подкупили, чтобы он убил его. Постоянная киртана и чтение Шримад Бхагаватам продолжались сегодня с 6 до 10 утра и с 3 до 9 вечера. Прабхупада сидел с закрытыми глазами, погруженный в киртану. Сегодня он часто повторяет: «бхаваушадхач чхотра‑ мано‑ 'бхирамат» — «лекарство от болезни материального существования, дарующее наслаждение уму и слуху». У меня возникло ощущение, что это и есть единственное лекарство. Я пообещал Прабхупаде, что ни одного письма ему больше не прочту, и ни одного посетителя не пущу. Как долго он мечтал об этом — чтобы его не беспокоили! Но для того, чтобы это наконец случилось, ему понадобилось сильно заболеть. Я вижу, какое облегчение ему приносит это освобождение от проблем. Но умом он все равно беспокоится обо всем. — Что там с храмом Радха‑ Дамодары? — спросил он. — Джаяшачинандана поехал в Дели, но завтра вернется на квартиру. — Почему Гуру даса отдал ключ Гаурачанду? Это ведь лучшие комнаты, и они могут попытаться использовать их. Если он захочет, он может жить со своей женой в кухне, но не в моей комнате. Сегодня вечером после киртаны Прабхупада сказал: — Это не обычная болезнь. Это смертельно, никто от нее не выздоравливает. Но по милости Кришны все возможно. Если Кришна захочет, человек выживет, но если нет — это будет невозможно. Потом он заговорил о «Брахма‑ самхите», «ананда‑ чинмая‑ раса». Наше движение полно этой расы. Спустя некоторое время он сказал: — Я могу еще говорить, или, если Кришна захочет, тогда — что я успел дать, то и будет всё. Как безгранично желание Прабхупады говорить о Кришне! Кажется, Прабхупада чувствует облегчение от того, что отказался от борьбы за жизнь. Я чувствую, что хотя наступает время скорби, я не могу скорбеть, а наоборот, счастлив, видя, что Прабхупада наконец смог думать только о Кришне. Сегодня после обеда он продиктовал свое завещание: — Члены Джи‑ Би‑ Си должны принять на себя ответственность за все Общество. Каждый храм должен управляться тремя уполномоченными. Каждый храм является доверенной собственностью. Система управления должна оставаться такой же, как сейчас. Нет необходимости что‑ либо менять. Деньги, положенные на мое имя в различных банках, должны быть использованы для Общества и становятся собственностью Общества. Существуют несколько депозитов, с которых будет выплачиваться пожизненная пенсия членам моей бывшей семьи (моя жена, Вриндабан Де, М. М. Де), и с которых нельзя брать деньги до конца их жизни, но после их смерти деньги должны вернуться в Общество. Вся собственность, оформленная на мое имя, принадлежит Обществу». 23 мая Проснувшись сегодня, Прабхупада процитировал стих, в котором говорится, что материалисты считают, что это тело — всё, потому что только поддерживая тело в должном состоянии, можно наслаждаться собственностью и совершать религиозные обряды. Но преданный считает, что всякий, кто верит в тело — просто осел или корова. — Кто же прав? — спросил он, взглянув на меня. — Ночью я думаю, что умру сейчас же. А утром — что буду жить вечно. У меня уже терпения не хватает. Я всегда был слабым, с детства. Меня беспокоила и тревожила каждая мелочь. Поэтому я не мог наслаждаться семейной жизнью. Я терпеть ее не мог. Но я думаю, это было только к лучшему. Шрила Прабхупада подчеркивает: — Ваша любовь после моего ухода будет проверена тем, насколько вы сможете следовать этим наставлениям. У нас есть имя, и люди ощущают наш вес. Надо это поддерживать. Чтобы не получилось, как в Гаудия Матхе. После ухода Гуру Махараджи столько ачарий выискалось... А мы выиграли столько важных дел в судах. Прошедшей ночью дул легкий ветерок. Прабхупада сказал, что это говорит о приближении бури с градом. Я сказал: — Я сегодня утром смотрел на Кришна‑ Балараму и думал, сколько чудес совершил Кришна. Не будет очень уж удивительным, если Он сейчас оставит вас жить. А Баларама поддерживает все творение. От Него не убудет, если Он передаст Вам немного силы. Мы все можем так молиться Кришне и Балараме, чтобы Они спасли Вас. Мы не очень‑ то много значим, но Они могут все же прислушаться к нам. — Нет, — ответил Прабхупада. — Все вы — чистые преданные, не имеющие никаких побочных мотивов. В три часа дня Шрила Прабхупада подписал свое завещание, и Упендра, Гопинатха и я засвидетельствовали это. Во время киртаны Прабхупада дважды велел Яшоданандане Махарадже не петь «бхаджа» перед «Шри Кришна Чайтанья». Это потому что есть разные неистинные группы, которые так поют? Прабхупада велел петь «Джая Шри Кришна Чайтанья». Ближе к вечеру пришли жена и сын Гаурачанда Госвами. Раньше Прабхупада говорил, что они должны более тщательно служить ему, когда он находится в храме Радха‑ Дамодары. Я позволил им только поклониться издалека, поскольку Прабхупада отдыхал. Когда я доложил Его Божественной Милости, что они здесь, Прабхупада спросил, как пища была предложена его изображению, и потом разозлился на меня. День за днем я откладывал поход в храм, пока Прабхупада не попросил меня пойти и поготовить там на кухне. Он сказал, что мы не должны ждать от них полных тарелок подношений. Я сказал, что думал, что мы платим им деньги именно для этой цели. — Ты слишком много думаешь, — отрезал Прабхупада. — Ты легко говоришь: «Я понял», — и так же легко забываешь. Мы должны сами готовить для себя, и небольшую часть каждого блюда откладывать, чтобы они предлагали их. Ты мой личный секретарь. Ты должен отвечать за все, а ты говоришь, что понял, хотя на самом деле ничего не понял. Это очень плохо. Сначала пойми все, потом скажи «да», а потом действуй». Я ответил: — Я глупец. Прабхупада сказал: — Это неприемлемо. Я понял, что должен стать значительно более сознательным и просто немедленно выполнять его указания. Я поклялся пойти завтра в храм и лично все проконтролировать. Прабхупада сказал: — Да, введи Джаяшачинандану должным образом во все дела. 24 мая Ночная работа по переводу постепенно сходит на нет, потому что Прабхупаде все труднее дается любое напряжение. Он сказал Упендре, что когда он берется за перевод, у него начинается сердцебиение. Ранним утром было облачно. Такая погода называется здесь «андхи». На бенгали она называется «кал ваисакхи». Иногда она порождает циклоны. Это говорит о греховности нашего времени. Утром прибыли Бхавананда и Джаяпатака Махараджи. Вчера приехали Тривикрама Свами, Прамана Свами и Джагатгуру Свами. Бхавананда Махараджа тут же начал все мыть и благоустраивать для Прабхупады. Он не поехал на утреннюю прогулку, а предпочел вместо этого остаться и привести в порядок комнаты Прабхупады. Эта любовная преданность — единственное, что может спасти Прабхупаду. Он сказал Бхавананде, что надежды нет. — Я могу только умереть. Но только если Кришна захочет. Джаяпатака отчитался о проповеди в Бангладеш. Новое изложение сознания Кришны произвело большое впечатление на мусульман. Прабхупада всем этим очень заинтересовался, потому что всего несколько поколений назад эти люди были индусами. В этой части страны люди более склонны к преданности. В Бангладеш мы хотели приобрести недостроенный храм Гаудия Матха. Похоже, они были готовы передать его нам. Вопрос был только в том, согласится ли Гаудия Матх сотрудничать здесь с нами. Прабхупада не смог есть. Его желудок совершенно неподвижен. По велению Прабхупады мы отправились в Радха‑ Дамодара Мандир, чтобы подготовить комнаты его бхаджан‑ кутира. Мы получили у Гаурачанда Госвами ключ, и Ядубара и Прамана Госвами стали готовить, как мы научились делали это в Ришикеше. Прабхупада замечательно нас натренировал. Это было так чудесно — устраивать киртану, готовить подношение Прабхупаде, а потом почитать прасадам. Прабхупада спросил меня, удобна ли мне новая приемная. И я понял, как добр Прабхупада. Много дней он терпел стук над ухом, чтобы сделать мое служение более удобным. Кода Прабхупада услышал о Радха‑ Дамодаре, он сказал, что снова перейдет туда, как только подключат воду. Приехал Гопала Кришна. Прабхупада тут же набросился на него за то, что он медленно печатает книги. Слишком много рукописей стояли в очереди на публикацию. Нечего было прикрываться деньгами. Прабхупада сказал: — Какой смысл экономить деньги, если у тебя нет товара? Публикуй все по любой цене. По этому и другим признакам я заключил, что Прабхупада настаивает на этом почти до преувеличения, чтобы мы могли осознать приоритеты. Он хотел показать нам, как надо поступать. Икшваку Прабху посетил Кодайканаль и прогостил у д‑ ра Гхоша десять дней. Д‑ р Гхош строил дом из пятнадцати комнат специально для Прабхупады, но, узнав от нас, что Прабхупада может не приехать, приостановил строительство. Сейчас при упоминании о д‑ ре Гхоше, который был не только всемирно известным врачом, но и личным преданным Шрилы Прабхупады, в глазах Прабхупады появился едва заметный отблеск надежды. Хотя ранее мы отказались от всякой медицинской помощи и лечения, сейчас он пожелал, чтобы д‑ р Гхош лечил его. — Если д‑ р Гхош сможет подлечить меня, Я отправлюсь с ним в Кодайканаль, чтобы лечиться дальше. Итак, мы написали письмо д‑ ру Гхошу, прося его приехать немедленно. 25 мая Во время нашей утренней прогулки на автомобиле мы стали свидетелями гонок с «полноприводной» собакой. Собака бежала рядом с нашей машиной полтора километра, и при этом постоянно лаяла и выла. Шрила Прабхупада пояснил настроение собаки: — «Ты не остановился, не послушался моей команды». А человек в автомобиле думал, насколько н превосходит эту собаку, сидя в своем автомобиле, но на самом деле они заняты одним и тем же. Днем преданные провели киртану. Атрея Риши привез из Ирана спелые фрукты, и Прабхупада с удовольствием пил свежий апельсиновый сок. Судя по сходству многих слов, иранцы были арьянами. Раньше большинство из них были религиозны. Женщины там необычайно красивы и ходят, полностью закрывая тело и лицо. До начала религиозной жизни этого народа, иранцы вступали в половые отношения даже со своими матерями. Сейчас большинство иранцев осовременились, стали пить алкоголь и совершать другие совершенно неприемлемые поступки. Они держали у себя дома овец и ели их. На рынке там можно было приобрести гигантские чапати — до метра диаметром. Эти чапати были очень мягки и вкусны. Следом прибыли Рупануга, Ади‑ кешава и Балаванта. Рупануга пришел во время трехчасовой смены. Прабхупада спросил его, что он думает об идее устроить выставку кукол в Вашингтоне. Пришел Сварупа Дамодара и показал Прабхупаде рукопись трех статей, доказывавших истинность сознания Кришны научно и математически. Прабхупада был очень доволен. Когда в 4: 30 пришел Ади‑ кешава, Прабхупада сиял. Прабхупада с удовольствием выслушал его отчет о результатах судебных решений относительно индийцев во всем мире. Еще прибыл Дхриштадьюмна Махараджа. Вечером собралось много преданных, и Джаяшачинандана провел удивительнейшую киртану. Прабхупада спросил, придет ли д‑ р Гхош. Но уже после этого он сказал Бхавананде Махарадже, что надежды нет. —Симптомы очень плохие, —сказал он. — Я укажу тех санньяси, которые станут ачарьями. Во время киртаны и чтения Шримад Бхагаватам Прабхупада то сидел, то лежал. Ложе его стояло в центре комнаты, и Шрила Прабхупада был окружен учениками. Я видел, что присутствие множества любящих учеников очень вдохновляет Шрилу Прабхупаду. Может быть Кришна услышит искренние молитвы всех преданных и сохранит жизнь нашему любимому духовному учителю. Утром я посылал Икшваку позвонить д‑ ру Гхошу. Мы разослали телеграммы по всем нашим храмам с просьбой молиться за Шрилу Прабхупаду и вести круглосуточную киртану. Ночи были тяжелыми для Прабхупады. Он не мог переводить, потому что усилие, которое он совершал, произнося слова, вызывало у него сердцебиение. Сон его также прерывался сердцебиениями. Я предложил устроить так, чтобы несколько преданных всю ночь вели киртану, и мы начали это делать. Двое преданных непрерывно массировали Прабхупаду, причем один массировал область сердца, чтобы успокоить его. Когда Прабхупада проснулся, он посмотрел на меня и сказал: — Теперь я или умру или съем четыре чапати. 26 мая Ранним утром Прабхупада говорил о том, какую важную роль играет добрая жена в жизни мужа. Он вспоминал свою тетю, которая так славно заботилась о его дяде, хотя он вовсе не был богат. Приехал Гуру‑ крипа Махараджа с цветами и фруктами из Таиланда. Киртанананда Махараджа привез молочные продукты из Новой Вриндаваны. Рамешвара Махараджа представил новое издание трехтомника о Кришне. Прибыли также Хридаянанда Махараджа, Панча‑ дравида Махараджа, Джагадиша, Гирираджа, Бали‑ мардана и Чайтья‑ гуру. Когда вошел Гирираджа с первой группой киртаны, Прабхупада просиял и стал расспрашивать о Бомбее. Когда эту группу сменила группа Киртанананды и Рамешвары, Прабхупада беседовал с ними целый час. Ему очень понравился рассказ об издании трехтомника «Кришна» и то, что теперь так много американцев узнали о Кришне. Он говорил о Новой Вриндаване и Новой Варшане и о том, как счастливы их жители. Он отметил, что распространение книг должно удвоиться. И под конец он послушал чтение двух глав «Кришны». Во время массажа я пришел к Прабхупаде. — Вы обсудили, как вести дела? — спросил меня он. Я ответил, что в завещании говорится, что все должно идти, как идет. Я спросил, где он хотел бы, чтобы покоилось его тело. — Как я могу сказать, где я оставлю тело? — ответил он. — Тело ачарьи натирают солью и хоронят в земле, а не сжигают. Я спросил: — Где поместить Ваше тело? — Я скажу. Обед Прабхупады состоял из фруктов, привезенных со всей земли. Но Прабхупада съел очень мало. Он попил апельсинового сока из Яффы и отведал пури из Новой Вриндаваны. Похвалил Куладри Прабху, как хорошо он всему научился. 27 мая Вчера Прабхупада попросил преданных, которые пели в его комнате: — Не уходите от меня. Я спросил: — Вам лучше? — Да, мне чуть лучше. Продолжайте давать мне это лекарство [пение Святого имени]. Сегодня утром он сказал, что клубнично‑ смородиновый сироп, который Гаргамуни привез из Махабалешвара, принес ему облегчение. Всю ночь напролет преданные пели для Прабхупады. Он сказал, чтобы с девяти вечера до полуночи сделали перерыв, чтобы никто не пел. Рупануга Прабху сочинил молитву к «Высшим силам», чтобы Они позволили Прабхупаде остаться в этом мире. Шрила Прабхупада похвалил его. Это было в 3 утра. Затем Прабхупада пожелал послушать статьи из вашингтонской газеты о депрограмматорах. Прабхупада очень сердился, что Гопала Кришна до сих пор не закончил издание на хинди. Строго отругав Гопалу, Прабхупада сказал: — Я не могу больше. Неужели ты не видишь, что когда я думаю об этом, я забываю, что болен, и начинаю говорить слишком громко. Ты убиваешь меня. Как мусульмане, которые перережут глотку козлу и ждут, пока вытечет кровь. Если ты не хочешь убивать меня так мучительно, иди и закончи это издание.
|
|||
|