Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Август 1977 6 страница



Я представил Шриле Прабхупаде Шримад Бхагаватам, Девятую Песнь, часть третью. Изучив том, он сказал:

— Наши книги ценят везде. Куда бы мы ни пошли, мы победим.

30 июня

Когда Бхакти Чайтанья Свами пожаловался, что не получает книг от ББТ, Шрила Прабхупада был очень огорчен, что Гопала Кришна задерживает печатание и распространение книг. Он сказал:

— Лучше печатать книги в двух‑ трех местах. Пусть он печатает их в Чандигархе.

Позже, утром Шрила Прабхупада послал за Бхакти Премой Свами, чтобы выяснить, почему произошла задержка в производстве книг.

Когда Шрила Прабхупада услышал детский крик, он вызвал Акшаянанду Свами и спросил у него, почему матери с детьми живут в гостинице. Шрила Прабхупада не хотел, чтобы во Вриндаване жило много женщин, особенно в гостинице, и сказал:

— Пусть лучше едут в Маяпур, там больше места.

Акшаянанда Махараджа воспользовался случаем, чтобы доложить, что PWD Это, видно, что‑ то вроде нашего архитектурного управления? не дает строить Ворота Бхактиведанты Свами, потому что до сих пор не предоставлен конструкционный проект. Это еще больше огорчило Прабхупаду.

Переводя сегодня днем, Прабхупада попросил принести его глазные капли, потому что он не видел как следует. Когда Упендра не нашел капель, были предприняты поиски по всей Вриндаване и Матхуре. Искали лекарство «Оптрикс», а также глазную ванночку.

Один преданный прислал свою ванночку, которой он сам пользовался, но Прабхупада хотел, чтобы купили новую. К несчастью, Упендра взял присланную ванночку, чтобы воспользоваться ею как образцом при покупке новой, и когда Прабхупада все‑ таки решил воспользоваться присланной ванночкой, ему пришлось промывать глаза розовой водой из маленькой серебряной катори. Он успешно с этим справился. Однако он все равно огорчился, что Упендра унес ванночку.

В конце концов Шрила Прабхупада отказался от холодных ванн и холодных растираний, которые делал ему брахмачари, считая, что они не дают эффекта. Они не дали эффекта главным образом потому, что Шрила Прабхупада напрягался из‑ за необходимости погружаться в холодную воду — процедура, которая ему совершенно не нравилась. Если бы не это, лечение, наверное, дало бы результат. Но Шрила Прабхупада не хочет никакого лекарства и никаких видов лечения, которые ему не нравятся. Он даже стал говорить о том, что не попить ли ему таблетки «Лазикс», поскольку отеки тела у него сейчас стали хуже, чем когда‑ либо.

У Шрилы Прабхупады три дня был запор. Я дал ему магнезию, от которой его ночью прослабило.

«У Картика Чандры Бозе был один друг, который сказал ему: «Ты производишь столько лекарств, а я хочу пожаловаться. Что ты можешь сделать лично для меня? » Картик Бозе ответил: «У меня три лекарства: касторка, хинин и английская соль. Все остальные лекарства — это просто бизнес». Он не любил принимать лекарства, хотя и был врачом. Когда он заболевал, он просто тихо сидел три дня и принимал одно из трех своих средств».

Когда ухудшение зрения отступило, и Прабхупада снова стал переводить, он вызвал Бхакти Чайтанью Свами и Тривикраму Свами, которых попросили приехать во Вриндавану. Тривикрама Махараджа предложил, чтобы Делийский храм присоединили к зоне Бхакти Чайтаньи Свами, и Шрила Прабхупада согласился.

— Дели — это часть северной Индии, — сказал он.

Я напомнил, что Гопала Кришна трудился изо всех сил, чтобы организовать храм в Дели, и ему, наверное, будет неприятно уходить оттуда. Но Прабхупада сказал:

— Гопала — почему он будет против? Это не сантименты. Это работа. Джи‑ Би‑ Си не действуют каждый в отдельности. Они все связаны. Пусть он сосредоточится на производстве книг. Если начнутся распри, это будет нехорошо.

Наша беседа коснулась Атал Бихари Ваджпаи, министра иностранных дел.

— Если он симпатизирует нашей деятельности, он поможет. Давайте проверим его. Но если он политик, то кто бы ни пошел к нему — он не станет помогать. Чанакья Пандита сказал, что женщинам и политикам верить нельзя. Общайтесь с политиками очень осторожно. Они могут принести больше вреда, чем пользы.

«Когда говоришь с мошенником, ты должен вдолбить ему то, что ты хочешь, десять раз».

«Один человек пошел в магазин. У него была обрита голова. Лавочник спросил его, кто умер. О, Саргал Сингх умер. И так оно шло и шло, множество людей: Саргал Сингх умер. И каждый услышавший эту весть брил голову. Потом один умный человек спросил: «А кто этот Саргал Сингх? » И тут новость понеслась назад по парампаре. Самый первый был дхоби (стиральщик), и Саргал Сингх был его осел. Вот как действуют неумные люди. Как двадцать лет назад я сказал, что они не летали на луну. В Шримад Бхагаватам написано, что нужно совершить очень много карма‑ канды, чтобы попасть туда. Как же эти негодяи могут полететь туда на машине? Надо быть шастра‑ чакшуш.

Я не изучил все Веды и Упанишады. Я читал только Бхагавадгиту и Шримад Бхагаватам».

Прабхупада процитировал Бхагавадгиту 15. 15. [и добавил]:

— Из всех йоги, свами и бхоги один я добился успеха. Это факт. Кого можно сравнить со мной? Я даю Бхагавадгиту как она есть, без всяких интерпретаций, без фальсификаций. Махаджано йена гатах са пантхах. Иначе… Вокруг столько интеллектуалов. Майявади приводят аргументы. Так что не боритесь друг с другом за сантименты и престиж. Представляйте наши непогрешимые книги.

Июль 1977

1 июля

Получив даршан Шри Шри Кришна‑ Баларамы, Шрила Прабхупада встретился с «Турией» — Элис Колтрейн. Шрила Прабхупада ответил на ее вопросы, в том числе на вопрос, сколько кругов ей повторять и можно ли повторять мантру в уме.

— Вы должны повторять двадцать четыре круга в день. Но минимум шестнадцать кругов. Повторяйте как вам удобно. Но повторять вслух лучше, потому что при этом благо получаете не только вы, но и окружающие.

Шрила Прабхупада особо подчеркнул, что не нужно ничего выдумывать. Он велел мне прочитать вслух Бхагавадгиту, 16. 23 с комментарием, в котором осуждается деятельность по прихоти. Он особенно рекомендовал ей внимательно читать книги. Было видно, что пребывание здесь ей в высшей степени по душе. Когда она ушла, Шрила Прабхупада сказал, что она очень искренна. Если бы она повторяла Святое имя и читала книги, она была бы превосходной преданной. Прабхупада был очень рад, что она пообещала вести киртану на трех предстоящих фестивалях Ратха‑ ятры. Он сказал, что это будет практическим доказательством того, как наше движение объединяет всех людей независимо от цвета кожи.

Когда во время даршана с Элис Колтрейн Шрила Прабхупада велел мне читать из Бхагавадгиты 16. 23, я не сразу смог отыскать нужный стих, и Шрила Прабхупада отругал меня за то, что я не изучаю его книги.

— Ты должен стать как опытный адвокат, который мгновенно находит ссылку на закон, чтобы выиграть дело.

Я сказал Шриле Прабхупаде, что я хотел бы читать его книги, но у меня слишком мало времени, потому что я очень сильно загружен. Шрила Прабхупада ответил требовательно:

— Ты должен найти время. Меньше ешь и спи.

Он процитировал стих, в котором говорится, как Шесть Госвами преодолели свои животные потребности.

— Это требует практики, — заключил он.

Вечером Шрила Прабхупада принял отчет г‑ на Мейера о местном управлении. Г‑ н Мейер рассказал, что в управлении было допущено много ошибок, и предложил, чтобы Акшаянанда Махараджа поменьше управлял и побольше проповедовал. Он доказывал, что храм ежемесячно несет убытки в тринадцать тысяч рупий. Шрила Прабхупада согласился с тем, что санньяси и брахмачари должны проповедовать, но, поскольку они предались, то им приходится и управлять, если их о том попросят. Поэтому они не застрахованы от ошибок. В заключение Прабхупада попросил г‑ на Мейера принять на себя управление Вриндаванским храмом и попытаться экономить деньги. Прабхупада сказал, что сам поговорит с Акашаянандой Махараджей об этих изменениях. Когда г‑ н Мейер уехал, я сказал Прабхупаде, что было бы здорово, если бы г‑ н Мейер оказался таким же, как Васудева, отчет которого о проповеди на Фиджи пришел вчера. Прабхупада ответил:

— Так и будет.

Г‑ н Мейер получит посвящение в воскресенье утром.

2 июля

«Я думал о том, как мне повезло, что я родился в семье преданных и с рождения был окружен преданными. Один мой старый друг, ему тогда было семьдесят лет, чудесный преданный, его звали Нандулал. Его жена умерла, и он в семьдесят лет женился вновь. Раньше люди женились и в восемьдесят, если у них никого не было. Он был ходатай по делам. Иногда, поскольку он был так стар, он, кланяясь, засыпал в таком положении часа на два, на три. Вчера я думал о нем. Когда я думаю о нем, я чувствую очищение. В те времена все были преданными. Маллики, хотя и содержали проституток, все же были преданными. Каждое утро, перед тем, как сесть за завтрак, они шли в храм повидать Радха‑ Говинду. Они предлагали на огромном подносе разные вкусные вещи: качори, ручи — очень хрумкие (хрустящие). И Маллики сами ничего не ели, а раздавали все это соседям. Вот какая у меня была школа. Всему, что я сейчас ввел, я научился в детстве. Я просто повторял то, чему научился тогда. Кроме написания книг, что я делаю по приказу своего Гуру Махараджи. В возрасте двенадцати лет я был инициирован профессиональным гуру, но впоследствии я отказался от него. Такого профессионального гуру надо оставить, есть такое указание. Служанки тоже имели гуру. Им платили по три рупии в месяц, и они работали в нескольких домах. Денег им не хватало, и они подрабатывали проституцией».

Я сказал, что ученикам Шрилы Прабхупады очень повезло, потому что он обеспечил их всем необходимым — прекрасные храмы, где можно жить, и книги, полные философии.

— Вы самый любящий отец, ведь Вы заботитесь о нас всеми средствами.

Шрила Прабхупада ответил:

— Потому я и стараюсь сделать все это для своих детей, ведь они способны почувствовать это.

Приготовившись подняться наверх на ночь, Шрила Прабхупада сказал:

— Всякий, кто старается сделать благо для другого, будет почтен в трех мирах. Локанам хита‑ карунау три‑ бхуване. А я стараюсь сделать благо всему человечеству. Почему бы меня не почитать?

Я только что закончил читать письмо от Питера Берваша, который прославлял Прабхупаду. Во всем мире люди признают, что дар Прабхупады людям имеет божественную природу.

3 июля

Пробудившись от ночного отдыха, Прабхупада открыл глаза и сказал:

— Они летят из Лос‑ Анджелеса. Все вы подумайте об этом. Я потом тебе скажу.

Шрила Прабхупада имел в виду вопросы, которые мы еще не решили: если мир не круглый, а является частью Джамбудвипы, которая, в свою очередь, представляет собой сердцевину гигантского лотоса Бхумандалы, то как самолеты летают из Лос‑ Анджелеса на Гавайи, в Токио и в Индию. Объяснение ученых состоит в том, что самолет облетает вокруг земли. Но согласно Шримад Бхагаватам нет планеты Земля, парящей в космосе. А есть Бхаратаварша с ее семью континентами и океанами и Гималайскими горами. Бросив этот вызов, Шрила Прабхупада снова погрузился в сон. Когда он снова проснулся, он начал объяснять ответ.

— Они просто зашорены и не могут выйти за пределы своих представлений. Они обусловлены и обречены возвращаться. Они не могут пойти дальше определенного предела.

Я сказал Прабхупаде, что мы принимаем эту точку зрения, но это не отвечает на вопрос. Прабхупада, однако, возразил, что именно отвечает.

— У вас предвзятое мнение. Вы обусловлены имеющимися представлениями о том, как все устроено.

Он сказал, что я потому не могу понять, что принимаю научные предрассудки.

— Это бык, запряженный в жернова. Он привязан и просто ходит по кругу. Каждый привязан. Они не могут выйти за предела своих представлений, и они не способны двигаться по желанию, они как бык, который не может выйти из протоптанной им канавы. Как может колодезная лягушка понять океан? Они говорят, что Гималайские горы имеют высоту восемь с половиной километров. А в Шримад Бхагаватам сказано: сто тридцать километров. Вы наврали, что были на луне. Как я могу вам верить? Вы хотите объяснить всю вселенную, но как я могу верить вам? Кто соврал однажды, будет и дальше врать. Благородный человек должен сказать: «Я не знаю». Но они не благородные люди. Они просто шалопаи. Как можно им верить? Я сам видел эту гору в Швейцарии, но вы не можете увидеть. Там разбивается много самолетов. В Шримад Бхагаватам сказано, что великие цари пересекали Гималаи. Но самолеты падают. Раньше говорили, что мир плоский. Потом Галилей сказал, что он круглый, и за это был повешен. Они не знали, и он не знал. А наше знание не меняется, потому что оно совершенно. Если есть какие‑ то перемены, значит нет совершенства.

Я рассказал Шриле Прабхупаде о моем вчерашнем опыте общения с одним банком, где у него был счет, и о том, как управляющий этого банка мошенничает. Я сказал, что по‑ моему, если он нас обманывает, то и множество других людей обмануты им. Дело было в том, что банк удерживал наши деньги еще две недели после того, как счет был закрыт, а банку было отдано приказание перевести деньги в другой банк. Мы настояли на том, что они выплатили нам проценты за то время, что они незаконно удерживали наши деньги. Шрила Прабхупада объяснил, что служащие банка хотят получить прибавку к жалованию, присваивая проценты, если клиент не возражает. Прабхупада посоветовал мне не распространяться об этом.

После обеда Шрила Прабхупада говорил снова о Планетарии. Пытаясь понять, как самолет летит из Лос‑ Анджелеса в Индию, я завел энергичную дискуссию со Шрилой Прабхупадой. Прабхупада совершенно сбил меня с толку своим замечанием:

— Ты предубежден.

Позже, уже днем, я все равно чувствовал беспокойство, в основном из‑ за своего настроения спорщика, которое я проявил раньше, во время дискуссии. Я чувствовал, что, пожалуй, оскорбительно много задавал вопросов, поэтому я вошел и принес извинения. Шрила Прабхупада сказал, что ничего страшного, мы просто дискутировали о сложном предмете. Через некоторое время Прабхупада снова позвал меня в свою комнату и сказал:

— Почему ты подумал, что я оскорблен?

Похоже, мой способ мыслить встревожил Прабхупаду. Он сказал:

— В воздухе теперь витает беспокойство. Я не могу переводить.

Эта ситуация породила чувства, которые очень трудно понять. Наверное, я смогу определить их как то, что я стал более сознающим Кришну.

Вместо того, чтобы переводить, Прабхупада велел мне позвать следующих лиц: Бхакти Прему Свами и Яшоданандану Свами. Завязался разговор, подобный тому, что Прабхупада вел со мной после обеда. Наш вопрос о том, как согласуется описание Джамбудвипы из Шримад Бхагаватам с путешествием на запад от Лос Анджелеса до Индии, оставался, похоже, без ответа. Однако Прабхупада настаивал, что мы уперлись в незначительную вещь, в «каплю воды» (прабхупадовское определение Тихого Океана).

— Вы со своей экспериментальной логикой не можете понять. Это непостижимо. Просто примите шастры. Истинное понимание приходит только по милости духовного учителя. Вы не можете втиснуть описания, данные в Шримад Бхагаватам в рамки вашего знания. Наш Нарада Муни ходил на Вайкунтху. Вернувшись он рассказал сапожнику, что там слон проходит через игольное ушко. И сапожник сказал: «О, Нараяна так велик! » А ученый брахман сказал: «Все это выдумки! » Нарада тогда спросил сапожника: «Как ты поверил, что слон может пройти через игольное ушко? » «Почему бы нет? — ответил сапожник. — Мы сидим под баньяновым деревом. На нем много плодов, и в каждом из них много семян, и из каждого семечка может вырасти огромное баньяновое дерево». Все непостижимо, а эти мошенники хотят все представить постижимым. Не гордитесь своим так называемым образованием. В нем нет никакой ценности.

Шрила Прабхупада дал нам духовное решение материального вопроса.

Раньше, днем, Прабхупада вдруг сказал:

— Я знаю, что Бхавананда Махараджа не хочет, чтобы женщины приезжали в Маяпур. Но почему? Они могут научиться прясть.

Я спросил Шрилу Прабхупаду, можно ли домохозяевам жить вместе в Маяпуре. Он ответил:

— Почему нет, если они соблюдают заповеди?

Тогда я спросил, как быть с сексуальной жизнью во Вриндаване и Маяпуре. Прабхупада сказал:

— Вриндавана для отрешенных. Но в Маяпуре можно, в рамках наших заповедей.

Сегодня г‑ н Мейер получил посвящение. Яшоданандана Свами превосходнейшим образом провел ягью, в течение получаса читая наизусть санскритские шлоки очень бегло и с прекрасным произношением. После этого Шрила Прабхупада сказал, что должен отправиться на Фиджи, чтобы присутствовать на церемонии открытия храма. После огненного жертвоприношения г‑ н Мейер с женой предстал перед Прабхупадой, который сидел в саду, и Прабхупада дал ему имя «Рамакришна даса». Прабхупада пояснил, что красота женщины проявляется в ее преданности мужу. Он привел в пример Ситу Деви. Будучи дочерью могущественного царя, она могла остаться с отцом, но предпочла отправиться в изгнание вслед за Рамой. Прабхупада также сказал, что муж должен всегда защищать жену, как Рама, Который, когда Сита была похищена, разрушил все царство Раваны.

Потом Прабхупада позвал Рамакришну и Акшаянанду Махараджу. Он попросил Рамакришну помочь с управлением и попробовать экономить деньги. Прабхупада пообещал, что Акшаянанда Махараджа не будет вмешиваться. Рамакришна горячо хотел предложить, как увеличить сбор пожертвований, но Прабхупада сказал:

— Собрать деньги не так трудно, а вот сохранить их — это требует разума. Это трудно. Я думаю, это и есть максимум. По крайней мере, для меня этот так. Мы не зарабатываем. Мы молим, а Кришна дает. Все, что мы имеем, послано нам Кришной. Теперь самое трудное — поддержать наше престижное положение. В Дели, на Лои Базаре есть пенджабский магазин. Все блюда, которые там продаются, сделаны на самом лучшем гхи. Всякий раз, как я проходил мимо, я видел там не меньше пятидесяти покупателей. Из этого вывод: если у вас хороший товар, покупатели придут.

Рамакришна Прабху предложил работать с премьер‑ министром, но Шрила Прабхупада сказал:

— Мы не хотим стать премьер‑ министром. Мы выкинули все это. Даже если нам предложат, мы не согласимся. Но мы можем вести премьер‑ министра ко благу всего мира.

«Мошенники не знают, как что делать. Как тот человек, которому приказали сделать изваяние Шивы, а у него получилась обезьяна».

«Мой Гуру Махараджа часто говорил: «Если бы я мог зачинать сознающих Крину детей, я бы зачал сотню детей». Современные люди не могут поддержать даже одного ребенка».

«Выбор политических партий. Эта сторона испражнений или та. Они думают: эти испражнения уже подсохли, они лучше».

Когда Прабхупада уже собирался отправиться наверх спать, я заметил, что хорошо менять место, даже в пределах одного дома.

— Да, даже святые мудрецы, которые жили в пещерах, поднимались на ночь в горы.

Я сказал:

— Шрила Прабхупада, вы святой нашего времени.

— Я стараюсь. Во всяком случае, я не человек «вероятности».

4 июля

Когда Прабхупада просыпается по утрам, он часто благодарит меня:

— Только благодаря твоей заботе насекомые не беспокоили меня, и я смог выспаться.

Когда он просыпается, обычно около 6 утра, он открывает глаза и смотрит на меня. Спустя какое‑ то время он протягивает руки, и я поднимаю его и сажаю. Затем я сажусь позади него и чешу ему спину, на которой видны отпечатки от лежания. В это время он обычно что‑ нибудь говорит.

Сегодня утром я рассказал ему о последнем посещении Бхаванандой Махараджей и Ачьютанандой Махараджей храма Радха‑ раманы. Пуджари сказал им, что он молится о том, чтобы в следующей жизни они получили возможность служить Радха‑ рамане. Бхавананда Махараджа не ответил, но про себя подумал: «Я молюсь, чтобы ты в следующей жизни мог проповедовать по всему миру». Прабхупада прокомментировал это так:

— Мировой судья приехал в деревню. Это был молодой человек. Деревенские жители думали, что высшее начальство — это полицейский инспектор, поэтому одна старушка благословила судью: «Дорогой мальчик, ты станешь полицейским инспектором». Я бы сказал этому Госвами в храме Радха‑ раманы: «Они уже лучше, чем ты».

Сегодня из Хайдарабада вернулись Вишвамбхара и Гунарнава. Вишвамбхара пришел после даршана, чтобы отчитаться перед Прабхупадой. Поскольку отчет был на хинди, я пошел пока в банк. Единственное, что я понял из отчета, однако, было то, что они потратили около сорока тысяч рупий на строительство нового храма и го‑ шалы, которые были не нужны. Оба здания были незакончены. Они могли бы вложить деньги в сельское хозяйство, особенно в орошение земли.

Днем приехал сын Шрилы Прабхупады, Вриндабан Чандра Де, и вечером Прабхупада позвал его. Он приехал, чтобы узнать, как будет обеспечена семья. Он беспокоились, как бы преданные после ухода Прабхупады не попросили их с квартиры, которую купил Шрила Прабхупада и в которой им было разрешено жить. Прабхупада заверил сына, что их никогда не побеспокоят и описал схему, по которой мать, двое сыновей и две дочери будут получать пожизненную пенсию.

5 июля

Когда снова пришел Вриндабан Чандра, Шрила Прабхупада сурово выбранил его за безответственность, отсутствие хороших качеств и неспособность. Его мать получила в наследство одну пятую дома на Махатма Ганди Роуд, но два ее сына, особенно М. М. (Матхура Мохан) не оказали ей покровительства, и их заставили уйти. Деньги от продажи их доли были положены в банк, и она не могла получить их. Прабхупада был в ярости, что они даже не могут защитить мать. Прабхупада объяснил, что именно поэтому он был так обеспокоен тем, что ей дали квартиру на Панчшил, потому что он знал, что они потеряют ее, не смогут распорядиться правильно. Они были очень невезучие. Прабхупада объяснил, что везение требует благочестия в прежних жизнях. Если благочестия не было, человеку не повезет, даже если он будет работать изо всех сил. Потом Прабхупада обсудил книжные дела. Вриндабан просто сидел и говорил о территории и комиссионных, но где был сам бизнес? Он практически ничего не платил, но книг набрал больше чем на двадцать пять тысяч рупий, а сейчас он толковал о том, чтобы забрать комиссионные Гаргамуни, чтобы оплатить свои счета. Прабхупада пришел в ярость и назвал его бабой, не способной ни на какое дело. Прабхупада сказал ему, что с этого дня и впредь книги будут продаваться только за наличные. Прабхупада сказал:

— Я даю тебе шанс. Если ты заплатишь, все благоприятные условия сохранятся.

После его ухода Прабхупада посетовал, что М. М. оказался таким плохим.

— Теперь он коммунист. Но все таки, говорят, что он строгий вегетарианец и поклоняется Кришне. Он был красивым, очень умным, хорошим преданным, у него было прекрасное будущее. Но после моего ухода дурное общение разрушило его. Общение чрезвычайно важно.

После обеда я прочитал Шриле Прабхупаде отчет Харикеши, который доставил Его Божественной Милости большое удовольствие. Услышав, как прославляет и благодарит его Харикеша, Прабхупада сказал:

— Люди, мои ученики благодарят меня за то, что я сделал для них. Не думаю, что это официально. Зачем бы вам был нужен нищий индиец? Это происходит потому, что вы обрели жизнь. Не думаю, что для них это просто формальность.

Вечером Шрила Прабхупада снова позвал Вриндабан Чандру и проповедовал ему. Он особенно просил его уговорить брата приехать повидаться с Прабхупадой. Было ясно, что Прабхупада очень разочарован своим старшим сыном, который обладал прекрасными качествами, но растрачивал свою жизнь попусту. Прабхупада сказал:

— Пусть он присоединится к нашему движению. Он не женат, поэтому он может присоединиться.

Прабхупада начал пересказывать истории из своей ранней семейной жизни. При этом он колебался: «Я санньяси, а это семейные дела…» Но затем Шрила Прабхупада, который есть личность абсолютно нездешняя, начал рассказывать истории, внешне проявляя при этом чувства, обычные для всех домохозяев. Подобным образом Господь Рама, Всевышний, внешне проявлял такую привязанность к Своей супруге Сите и зависимость от нее, что иногда, казалось, впадал в тоску.

Прабхупада рассказывал:

— Я ехал с ним (Матхура Моханом Де) на трамвае. Он был совсем маленьким. Это было в Бомбее. И тут появилась свадебная процессия, и он спросил: «Что это? » Я объяснил ему, что это свадьба. Тогда он спросил: «Папа, а ты тоже женат? » И все люди в трамвае засмеялись. Все вайшнавы любили его — Шридхара Махараджа, Бон Махараджа. Мой Гуру Махараджа обращался с ним как с внуком. На Джанмаштами он даже воды не пил. Он даже падал в обморок. Мои духовные братья говорили: «Иди попроси милости Гуру Махараджи». И он ходил к Гуру Махарадже, кланялся и говорил: «Гуру Махараджа, пожалуйста, дайте мне свою милость, дайте мне милость».

С чувством говоря о своем сыне Прабхупада, казалось, был охвачен этими мыслями. Показывая свою любовь, он говорил младшему сыну, Вриндабану:

— Постарайся привести его ко мне. Скажи ему, что я хочу увидеть его в свои последние дни.

Потом Прабхупада рассказывал о своей бывшей жене, какая она была верная и добрая, но совсем лишена разума. И ее испортили.

— Когда мы жили в доме моего тестя, мне выделили отдельную комнату. Как-то я пришел вечером домой. Ее мать подала мне качори и сингхары (самосы) из магазина. Я подумал: «С чего бы это? » Она сказала: «Повар сегодня заболел». Но сама она не готовила. Тогда я подумал: «Хорошо, что мы не живем здесь все время, а то ее еще больше испортили бы».

Сын Шрилы Прабхупады был весьма растроган тем, с каким чувством он говорил о его матери. В конце концов, Прабхупада оставил свою семью, чтобы принять санньясу. Шрила Прабхупада позволил себе внешне выражать обычные мирские чувства. Прабхупада всегда говорил, что отверг свою семью. Но эту неделю он посвятил заботе о них — материальной и духовной. Вриндабан спросил, будут ли еще какие‑ нибудь наставления. Прабхупада сказал:

— Постарайся поправить свое экономическое положение. Ты семейный человек, поэтому ты должен обеспечить будущее своих детей.

Два дня Прабхупада был простужен. Он принимал лекарство под названием «Пурнарнава», чтобы поскорее поправиться.

6 июля

Шрила Прабхупада позвал Вриндабан Чандру в сад и проповедовал ему полтора часа о том, что такое быть преданным. После обеда Шрила Прабхупада снова проповедовал ему.

Лондонские преданные прислали Шриле Прабхупаде кубок, сделанный из серебра и золота. Сегодня Прабхупада пил из него. Я спросил, улучшает ли он вкус питья. Прабхупада ответил:

— Материальный вкус — это сексуальная жизнь. Карми думают, что смена партнера улучшит вкус. Или что будет лучше, когда они примут новое тело. На самом деле, благодаря удаче человек находит гуру, а по милости гуру он получает Кришну. Чтобы стать удачливым, надо соблюдать заповеди. Человек сам строит свою судьбу. Но если он остается подобным животному, никакой удачи ему не видать.

Шрила Прабхупада получил письмо от Сатсварупы Махараджи, насчет будущей книги «Без Кришны ничего не удается», в которой тот предполагал покритиковать некоторых людей. Наставления Прабхупады снова указали нам линию, направление нашей проповеди:

— Думаю, что это не очень хорошая мысль. Вы должны подходить позитивно, вместо того, чтобы нападать на других. Этими нападками вы только наживете себе врагов. Мы можем критиковать устно, но не записывать этого. Давайте делом докажем, что все остальные промахнулись. Критиковать — это значит придавать значение противнику Харе Кришна. Наша критика состоит в том, что как только мы видим что‑ то вне сознания Кришны, мы отвергаем это. Негодяй хорош до тех пор, пока не начнет говорить. Это как рис — сдавите одну рисинку, и если она твердая, вы поймете, что весь рис еще не готов. Так и здесь, по одному слову «вероятно» вы можете определить, что они провалились. Есть такая бенгальская поговорка: «Если убьешь скунса, твоя рука будет дурно пахнуть», поэтому, если вы нападаете на других, то дурной запах перенесется на вас. Оставайтесь порядочными людьми. Почему я должен стараться понять философию такого‑ то? Я заранее знаю, что она бессмысленна. Я не придаю ей никакого значения. Поэтому я говорю: «Я его не знаю». Пусть ваши собеседники представят вам философию такого‑ то, и тогда вы можете разгромить ее. Давите ее ногой, иначе ваша рука будет дурно пахнуть. Другими словами, если кто‑ то произносит имя такого‑ то, вы можете спросить: «А в чем его философия? » А потом разгромить ее.

Вечером Шрила Прабхупада снова позвал Вриндабан Чандру. Вриндабан Чандра, обдумав порядок выдачи пенсии, установленный Прабхупадой, просил дополнительного содержания. Но Шрила Прабхупада вместо того стал очень жестко проповедовать, громя идею материального наслаждения.

— Невозможно достичь счастья просто при помощи денег. Стань преданным. Секрет счастья в том, чтобы не впадать в нищету и не гнаться за богатством. «Я получил наследство от отца, и я счастлив». Твой дядя по матери умер от пьянства, хотя отец оставил ему такое большое состояние. Счастье означает конец повторения рождений и смертей. Где счастье в этом мире? С младенчества до самой старости — одни страдания. Но где добавили Кришну, там есть счастье и в этой жизни, и в следующей. Это знание дается духовным учителем. Я настаиваю на этом распространении книг для тебя, потому что это служение. Это даст тебе доход, и в то же время это будет служением Кришне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.