Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Август 1977 1 страница



Май 1977

1 мая

Шрила Прабхупада решил не есть манго. Раньше, как он говорит, было принято не есть манго до первого дождя. Дождя в Бомбее не будет еще месяц, а в Мадхья Прадеше — еще два месяца. Вчера я обмолвился, что чрезмерное употребление манго летом приводит к появлению гнойников.

Сегодня утром выступала прекрасная группа киртаны, и их выступление очень понравилось Шриле Прабхупаде.

— Нужно приглашать много таких групп, — сказал он, — но все они должны петь Харе Кришна. Люди с удовольствием будут жертвовать храму все необходимое, чтобы храм продолжал существовать.

Г‑ н Сетхи привел нескольких солистов и солисток группы на даршан. Они попросили Шрилу Прабхупаду сойти вниз, в храм где находились еще триста человек, членов их коллектива. Но из‑ за болезни Прабхупада не стал спускаться вниз, а вместо того стоял на балконе, давая таким образом свой даршан всем. Поскольку был вечер, мы вынесли и зажгли лампы, чтобы осветить его божественное лицо. Один старый, восьмидесятидвухлетний господин по имени Шри Мурарилал Митхал, очень смиренный, принял от Шрилы Прабхупады посвящение в харинаму.

В течение некоторого времени Шри Патит Уддхаран по просьбе Шрилы Прабхупады путешествовал по всей Индии в поисках ученого, который мог бы ясно и доступно объяснить устройство мира, как оно описано в Пятой Песни Шримад Бхагаватам. Шрила Прабхупада сказал, что он сам попытался как можно лучше объяснить этот предмет, но все же оставался неудовлетворен. Он хотел, чтобы ему представили чертеж действующей модели, которая стала бы частью маяпурского Планетария. В Мадрасе Патит встретился со Шри Агнихотрамом Рамануджей Татачхариаром и привез его в Бомбей, восхваляя его ученость. Этот господин, одетый в южно‑ индийское дхоти и с большой тилакой Рамануджа‑ сампрадаи на лбу, предложил дандават и молитвы Шриле Прабхупаде и произнес много стихов из Шримад Бхагаватам.

Затем Прабхупада задал ему два вопроса: как он понимает семь планет и что он думает о природе луны и солнца (то есть, светит луна сама или отражает свет солнца). Последователь Рамануджи начал рассказывать что‑ то о планетах и личности, но совершенно сбился. Потом он пропел еще несколько стихов из Шримад Бхагаватам. Однако когда Шрила Прабхупада спросил, сможет ли он сделать чертеж или хотя бы приступить к нему, он ответил, что это невозможно, так как ему надо посоветоваться с людьми в своем городе.

— Благословите меня, — попросил рамануджи, — и я вернусь домой и выполню Ваш приказ.

Прабхупада обратился к Патиту:

— Зачем ты привез его сюда, если он не готов делать чертеж прямо здесь?

Все происходившее отнюдь не вдохновляло. Было сомнительно, обладает ли этот господин вообще какими‑ то практическими знаниями о данном предмете. Он сам признал, что ни он, ни его друзья никогда не рассматривали Бхагаватам с научной точки зрения. Прабхупада потом заметил, что для них Бхагаватам был просто сборником историй. Хотя ранее мы пообещали возместить последователю Рамануджи стоимость авиабилета, Прабхупада посоветовал не платить ему ничего, поскольку он явился сюда просто как обманщик.

Сегодня мы узнали, что президент Джетхи не явится на наше мероприятие.

— Ничего, — сказал Прабхупада, — сами пробьемся.

2 мая

Сегодня утром разговор вращался вокруг плачевного состояния брака в нашем Обществе. Шрила Прабхупада сказал: «Поскольку и муж, и жена имели секс с другими до брака, они никогда не будут привязаны друг к другу. Менталитет женщины таков, что она будет всегда помнить своего первого мужчину. Поэтому в ведической культуре принято очень рано выдавать девушек замуж. Тогда, достигнув зрелости и почувствовав половое влечение, она начнет жить с мужем. В Индии и мужья, и жены, и дети здоровы и счастливы». Жене Прабхупады было двенадцать лет, когда ее выдали замуж за него.

Прабхупада сказал, что он исследовал менталитет западных мужчин и понял, почему они не хотят жениться. Он рассказал об одном молодом человеке, плотнике, который пришел к Шриле Прабхупаде, когда тот впервые посетил Нью‑ Йорк. В разговоре Шрила Прабхупада предложил ему жениться, но юноша ответил, что не может найти хорошей жены, что он не доверяет женщинам. Ему было удобнее иметь просто подружку.

— Если молоко можно купить на рынке, — заключил Шрила Прабхупада, — зачем держать корову?

Чувствуя, что здоровье его слабо, Шрила Прабхупада выразил свои опасения по поводу предстоящей поездки в Мадхья Прадеш. Он попросил своих секретарей высказаться по этому поводу. Когда они единодушно выразили свой протест, Шрила Прабхупада сказал, что не будет настаивать. И мы отменили программу. Сразу после этого Шрила Прабхупада решил, что я должен назначить дату путешествия в Шринагар, в Кашмир, и подготовить эту поездку. Однако во второй половине дня Его Божественную Милость посетил Шри Шриман Нараян, губернатор Гуджарата. Он высказал предположение, что здоровье Шрилы Прабхупады могло бы существенно поправиться, если бы он поехал в Ришикеш. У Джайдаяла Дальмии там было бунгало, и он, конечно, все устроил бы. Итак, Шрила Прабхупада решил немедленно отправиться в Ришикеш.

Шриман Нараян заверил нас в своей поддержке во всем, что касалось любых проблем с визами, сказав, что пригласит нас к Шри Атул Бихари Ваджпаи, новому министру иностранных дел. Сегодня был приготовлен пир по случаю явления Господа Нрисимхи, и Шрила Прабхупада настоял на том, чтобы Шриман Нараян и его семья приняли прасадам. Позже он сказал, что если заставить человека съесть прасадам, он станет несгибаемым и верным. Он велел всегда об этом помнить. Спустя некоторое время Прабхупада сам отведал праздничного прасадама. Я молился, чтобы паратхи и другие блюда не причинили ему вреда.

3 мая

Сегодня мы получили известие о том, что Джаянанда Прабху оставил тело. Когда сообщили об этом Прабхупаде, он сказал:

— Да, рано или поздно, всем нам придется уйти.

Тут из глаз Его Божественной Милости покатились слезы.

— Он был одним из лучших моих учеников. Он был первым, кто дал мне пять тысяч долларов, которые я потратил на издание «Учения Господа Чайтаньи». Он возил меня на машине, и всегда пел по дороге.

Я спросил Прабхупаду о судьбе Джаянанды.

— Он не потерян. Он будет продвигаться. Если у него остались желания чувственного наслаждения, он поднимется на высшие планеты, где будет жить, наслаждаясь, десять тысяч лет. За это время он сможет улучшить свое преданное служение и будет возвращен назад, к Богу. Или, если он не доведет свое преданное служение до совершенства, он примет рождение в очень богатой, аристократической и благочестивой семье. Но если в момент смерти он думал о Кришне, то он отправился прямиком на Кришналоку.

Я спросил Прабхупаду о явлении Кришны, и он объяснил мне, что когда Кришна является в этой вселенной, он всегда приходит на эту конкретную земную планету.

Строительство продвигается по‑ прежнему очень медленно. Сурабхи Свами все время обещает, что через пятнадцать дней прибудут новые дополнительные рабочие по мрамору.

— Он уже пятнадцать лет это обещает, — сказал Прабхупада. — Как тот профессиональный свидетель. Когда его приводили к присяге, он всегда называл один и тот же возраст — шестьдесят лет. Однажды судья сказал ему: «Ты уже шестьдесят лет говоришь один и тот же возраст». А тот ответил: «Слово мужчины неизменно». Так и Сурабхи Свами.

Прабхупаду беспокоил комар.

— И еще они говорят, что у животных нет разума. Ночью комар прилетает и находит крошечную волосяную пору и впрыскивает яд в нее, и все это в кромешной темноте.

Прабхупада объяснил, что комар не может пронзить кожу, и ему приходится находить волосяную пору.

6 мая

Прошлой ночью мы получили известие о том, что премьер‑ министр Шри Морарджи Десаи согласился на встречу со Шрилой Прабхупадой, назначив ему прийти сегодня в семь утра. Разве это правильно, что политик заставляет ачарью приходить к нему? Насколько он может быть восприимчив к проповеди, если не соблюдает даже этикет поведения со святым человеком? Шрила Прабхупада уже решил, что не пойдет, что премьер‑ министр должен сам прийти к нему. Его решение не имеет ничего общего с гордостью, просто если г‑ н Десаи не пришел сюда, то много ли он будет способен понять? Слабость здоровья Прабхупады тоже надо было принять в расчет. Поэтому вместо Прабхупады отправились Гирираджа, Амогха‑ лила, Рама‑ шраддха и я. Хотя мы пришли к г‑ ну Раджде в назначенное время, он на сорок минут задержал нас. Мы пришли в здание правительства, где нас ждал премьер‑ министр, только в 7: 25. Пообщавшись с ним пять минут, мы достигли немногого. Потом мы узнали, что он три раза спрашивал, почему мы до сих пор не приехали. Шрила Прабхупада выругал нас за то, что мы не объяснили г‑ ну Десаи причину своего опоздания. Он сказал, это была наша ошибка, что мы не сказали, что пришли вовремя, но г‑ н Раджда задержал нас. Гирирадже следовало ясно сказать г‑ ну Раджде, что Прабхупада не придет. В конце концов Прабхупада сказал, что эти люди все равно не изменили бы своего мнения.

7 мая

Примерно в 1: 30 утра мы завершили переговоры и подписали договор с Индийским Заморским Банком о банковской собственности. Тем же утром, но чуть позже мы должны были вылететь в Дели, чтобы оттуда двинуться дальше, в Ришикеш. Когда мы ехали вниз на лифте, Шрила Прабхупада сказал, что раз у Бали‑ марданы так хорошо получилось вести переговоры с банком, то он может взять на себя зону Хамсадуты Махараджи.

Когда я собирал красную папку, Прабхупада попросил взять с собой фотографию Радха‑ Расабихари. Кто сможет полностью понять взаимоотношения духовного учителя с Кришной? Прабхупада попросил Кришну остаться на этой земле и пообещал Ему, что все остальное он устроит сам. Однако храм все еще не был закончен, а Радха‑ Расабихари ждали Своего воцарения в Своем прекрасном храме. Именно задержка с установлением Божеств и была причиной того, что Прабхупада предъявлял такие требования к строительству, что они даже казались завышенными. По материальным меркам так оно и было, но ведь Прабхупада строил храм для Кришны. Он любит Кришну, а Кришну заставляют ждать. Когда Шрила Прабхупада требует, чтобы Кришну не заставляли больше ждать, он действует так из любви, а не из соображений здравого смысла.

Во время полета множество людей интересовались книгами Шрилы Прабхупады. Среди них был даже один человек из Саудовской Аравии. По этому поводу Прабхупада сказал, что теперь, когда саудовцы разбогатели, им захотелось культуры. Он часто говорит, что без культуры невозможна истинная цивилизация.

Контроль в аэропорту Дели мы прошли легко, и Прабхупада захотел сам дойти до самолета. В храме, перед гуру‑ пуджей, он почтил Божества Радха‑ Партхасаратхи.

Позже, когда ему делали массаж, из Гвалиора с докладом прибыли Свами Акшаянанда и Вишвамбхараджи. Адарш Сева Санга представляет собой вовсе не то, что рассказывал г‑ н Двиведи. Земли там раза в три меньше, чем он говорил. И вокруг живет вовсе не двадцать тысяч крестьян, а только две тысячи. Кажется, это не ст'оящий вариант.

В середине дня Прабхупада долго беседовал с Радживом Гуптой, молодым студентом, который переводит книги Прабхупады на хинди. После этой беседы и общего даршана Прабхупада очень решительно проповедовал.

Мы поехали на станцию «Старый Дели» и сели на поезд из Масоури, который прибывает в Ришикеш в 10: 30 вечера. У нас было хорошее купе. Шрила Прабхупада попросил меня остаться с ним, у него было двухместное купе. Я спал на полу. Прабхупада очень радовался поездке и сказал, что спал лучше, чем когда‑ либо в Бомбее. Однако отеки, к сожалению, усилились, особенно на стопах и лодыжках, а кроме того, теперь появились и на руках.

8 мая

В Хардваре нас встретили Гопала Кришна, Ядубара и владелец «Рекха Пресс». Хардвар оказался красивым городом, очень благочестивым, кажется, он даже больше Матхуры. Оттуда мы на машине отправились в Ришикеш. Погода была очень хорошая, просто превосходная, и было так прохладно, что Прабхупада даже набросил чадар. По дороге, говоря о тиртхах, Прабхупада сказал, что Праяг — это раджа‑ тиртха, то есть «царь святых мест», и что другого такого места нет во всех трех мирах. Оно существует с незапамятных времен, по крайней мере со времен воплощения Мохини‑ мурти. Ришикеш красив, он стоит на Ганге и окружен зелеными предгорьями. В этом месте Ганга течет очень быстро, и по берегам реки разбросаны многочисленные ашрамы.

Нас приветствовали Тривикрама Свами и Прамана Свами, которые препроводили нас на моторном катере в Сварга Ашрам. Эта гостиница Шри Д. П. Манделии — лучшая в Ришикеше, как нам сказали. Это было чудесное место, и Прабхупада был очень доволен. Он тут же приказал купить качори и джалеби и с удовольствием съел их. Потом он велел набрать воды из середины Ганги. Поскольку добывать глиняные горшки было слишком долго, я схватил термос и бросился выполнять приказ. Сплавав до середины реки и обратно, я возвратился ко времени, когда Его Божественная Милость обычно принимал массаж. Когда я вошел в его комнату, с меня капала вода. Шрила Прабхупада с большим удовольствием попил холодной, чистой воды из Ганги и тут же отрыгнул. Он сказал, что такая отрыжка есть признак того, что желудок принял воду. Потом Прабхупада велел нам набрать в ведра воды из Ганги и поставить ее на солнце, чтобы она нагрелась для омовения. Эта священная река полна благословений!

В одном из блюд, поданных на обед, оказалось слишком много гхи. Прабхупада посетовал, но не на излишек гхи, а на то, что нет перца. Он сказал, что если даже гхи слишком много, но есть перец, то проблем с пищеварением не будет. Прабхупада предложил нам нанять местного повара, чтобы он готовил для преданных. Он сказал, чтобы мы не питались в гостинице и не покупали гостиничную пищу для ежедневного питания. Вспомнив, что повар просто забыл положить перец в пищу, Шрила Прабхупада сказал, что из‑ за того, что мы много занимались сексом в прежней жизни, мы физически и умственно превратились в ноль, в безмозглое ничто. Единственная надежда для нас — это сознание Кришны, которое лежит за пределами как физического, так и ментального.

Общий даршан бывал обычно от пяти до шести часов вечера. Весть о прибытии Его Божественной Милости уже распространилась в Ришикеше, и множество людей устремилось к общению с чистым преданным. Собралось около сорока человек разных национальностей. Шрила Прабхупада рассказал о сущности Бхагавадгиты: дехино 'смин йатха дехе, а затем последовал получасовой весьма живой обмен вопросами и ответами. Ответы Прабхупады были бескомпромиссны и даже уничтожающи:

— Вы не можете этого понять, потому что вы безумцы. От вашего сострадания не больше проку, чем от попытки вылечить нарыв, дуя на него.

Слушатели расходились, пораженные силой и чистотой представителя Кришны. На следующий день народу пришло намного больше. Прабхупада приказал проводить киртаны утром и вечером. Этой гостинице не суждено было спокойно есть и спать.

9 мая

Сегодня Прабхупада командовал на кухне. У нас нет ни мозгов, ни здравого смысла, но наш милостивый учитель все же взял на себя труд наставлять нас. Когда Прабхупада увидел гору нарезанных овощей, он сказал, что этого количества хватило бы на пятьдесят человек, а не на восемь. Прабхупада сел на стул и стал руководить процессом приготовления. Он попробовал рис и дал на мягкость. Потом он приготовил чапати. При этом Прабхупада заметил, что только лентяй не умеет готовить, и рассказал историю про лентяя. Один царь решил устроить так, что все лентяи в его царстве могли бы приходить в специальный дом призрения и кормиться там. И много людей приходило туда, и все они говорили: «Я лентяй». Когда же царь велел министру поджечь дом призрения, все, кроме двоих, выбежали из горящего дома. Один из этих двоих говорил: «У меня спина нагрелась от огня». А другой отвечал: «А ты перевернись на другой бок». И тогда царь сказал: «Вот это настоящие лентяи. Накормите их! »

10 мая

Сегодня нас учили готовить новый рис. Сначала мы смешали гхи с зерном, затем добавили две части воды на одну часть риса. Потом вымачивали рис час или два, а потом варили его на медленном огне. Каждая рисинка сварилась отдельно и не слиплась с другими. Готовили Гопинатха, Ядубара и я. Прабхупада нашел наше блюдо очень вкусным. Завтра будет готовить один Ядубара. Мы все должны научиться готовить и делать это по очереди, так, что если даже один из нас будет отсутствовать, все могло бы идти своим чередом. Когда мы потренируемся несколько дней, Прабхупада научит нас готовить другие блюда. До сих пор он учил нас готовить рис, дал, чапати, ним-байган, лоуки и бади-чарчари. Чхурангхлал Агарвал, управляющий Гита Бхавана, заготовил бхоги на всех на две недели, причем без всякой просьбы с нашей стороны.

Прабхупада предложил, если не будет никаких беспокойств, переводить и днем тоже.

На вечерний даршан пришло много людей. Как и вчера, Прабхупада делал особый упор на то, что надо не искать интерпретаций, а просто следовать путем махаджан. В конце он велел мне зачитать последнее решение Верховного Суда Нью‑ Йорка, касающееся нашего общества, которое произвело большое впечатление на собравшихся.

11 мая

Шрила Прабхупада всегда в высшей степени наблюдателен и вдумчив. Мы ежедневно брали воду для питья из Ганги, но Прабхупада заметил, что стиральщик здесь же стирает одежду. Не исключено, что и помои выливают туда же, в реку. Поэтому Прабхупада выяснил, откуда берут питьевую воду местные жители, чтобы и мы могли делать то же.

К нам пришел один санньяси из Миссии Рамакришны, Белур Матх, чтобы сотрудничать с нами в проповеди на Западе. Прабхупада посоветовал ему вначале изучить наши стандарты, а потом можно будет поговорить о сотрудничестве.

Сегодня все много думали об уходе Джаянанды Прабху. Шрила Прабхупада получил дополнительные известия о том, как Джаянанда провел последние часы своей жизни. Несколько месяцев Джаянанда страдал от боли, но он не прекращал служения Господу Джаганнатхе, готовя Его Ратха‑ ятру.

В последний день боль стала такой нестерпимой, что он не мог даже повторять Святое имя. Стеная от боли, он дал понять, что не видит больше смысла в поддержании этого больного тела. В самом конце он крепко держал в руках свой маленький магнитофон, слушая, как повторяет Святые имена его духовный учитель, и так и оставил тело. Шрила Прабхупада сказал о своем любимом ученике так:

— Я горжусь таким учеником. Он умер достойно. Его смерть прекрасна, и мы все должны последовать его примеру.

Прабхупада процитировал Бхагавадгиту (8. 5) и прочитал комментарий в доказательство своей мысли. Джаянанда оправился на Вайкунтху, чтобы быть там с Кришной. Его изображение будет помещено на колеснице Ратха‑ ятры и во всех наших храмах пройдет пир в его честь, так же, как это бывает в день ухода других вайшнавов. Джая Джаянанда! Джая Джаянанда! Джая Джаянанда! Прабхупада плачет, вспоминая тебя.

12 мая

Сегодня с раннего утра Прабхупада попросил, чтобы куда бы мы ни шли, оставляли ему молоко. Сейчас это его основная пища.

Шриле Прабхупаде поднесли экземпляр книги «Совершенные вопросы, совершенные ответы». Ему очень понравилась картинка, изображающая, как гопи подталкивают Радхарани к Кришне. Он сказал:

— Женщины обычно очень ревнивы. Но здесь, в духовном мире, в основе всего лежит сева.

Вчера приходили учителя‑ последователи Махариши Махеш Йоги. Их ожидало словесное избиение со стороны Прабхупады и преданных, хотя мы не знали, что они из ашрама Махеш Йоги. Сегодня мы узнали, что Махариши сказал, что если Прабхупада чувствует себя неважно, ему следует дать себе полный отдых.

Даршаны Прабхупады с пять до шести вечера довольно быстро стали главным событием в Ришикеше. У опоздавших вообще не было шанса войти, потому что комната была не очень велика. Неудивительно, что люди рвались на эти встречи: проповедь Прабхупады повергает в изумление! Она абсолютно абсолютна! Его Божественная Милость бьет в одну точку:

— Слово Кришны надо принять «как есть».

Кришна — это стандарт, который принимают все великие ачарьи. И ни у кого не возникло даже тени сомнения в том, что Прабхупада твердо знает, что сказал Кришна. Множество санньяси‑ майявади почтительно слушали Шрилу Прабхупаду и все больше и больше проникались тем, что он говорил. В конце они встали и склонили головы к его лотосоподобным стопам. Это удивительно! Обычно майявади очень горды, каждый считает себя Нараяной, но сейчас они склонились перед Прабхупадой! Смирение Прабхупады побеждает. Прабхупада говорит:

— Да, я признаю, что я глупец.

Это напоминает случай с Чайтаньей в Бенаресе, как Он обратил майявади.

— Шрила Прабхупада, — сказал я, — Вы рассказали нам по крайней мере, десять тысяч историй.

— Да, — ответил Прабхупада. — Мой Гуру Махараджа тоже рассказывал. Бенгальцы обладают замечательным чувством юмора.

13 мая

Сегодня был экадаши, но мы совершили ужасную ошибку и ели зерно. Мы обнаружили свой промах слишком поздно. Шрила Прабхупада ругал Прадьюмну:

— Какая польза от того, что ты поехал с нами? Разве это не твоя обязанность?

Нам было приказано соблюдать экадаши на следующий день, а сегодня продолжать есть зерно. Прабхупада комментировал:

— Большие‑ большие обезьяны. Большое‑ большое брюхо.

Джентльмен, который продал землю для Гурукулы во Вриндаване, тоже приготовил обед для Прабхупады и хочет делать это ежедневно. Но Прабхупада неохотно ел пищу, приготовленную им. Он велел мне сказать этому человеку, что мы едим только то, что приготовлено учениками, но если он хочет, он может приносить бхогу, а мы здесь будем готовить.

Пришел один человек с женой и сыном и попросил посвящения. Завтра утром будет церемония. Впрочем, сын не получит посвящения, потому что в школе, где он учится, детям дают мясо.

Прабхупада сказал, что во время даршана никто не должен спорить с ним. Он спрашивал, как поклоняются Божествам в разных местах.

Прабхупада снова проявил интерес к выбору места в Кашмире. Примерное расписание выглядит так: 29 мая мы покидаем Ришикеш, останавливаемся на отдых в Нью‑ Дели 30‑ го, и 30‑ го – 1‑ го продолжаем свое путешествие в Шринагар. Пробыв там месяц мы едем во Вриндавану, где проведем июль.

14 мая

Сегодня вернулся из Чандигарха Чайтья‑ гуру и привез Шриле Прабхупаде полный ящик манго, вишен, слив, нефелиумов Толковые словари, которыми располагаю я, не сообщают ничего о litchis Перевод: нефелиум (Nephelium gen. ). Британника сообщает о рамбустане (рамбустан, рамботан и т. д. ) Nephelium lappaceum. Это, правда, не тот нефелиум, но, по крайней мере, семейство одно. Это ярко‑ красный плод с кожурой, размером с куриное яйцо. Мякоть сочная, кисловатая, вкусная. и яблок.

Как только Прабхупада увидел нефелиумы, он тут же захотел попробовать их. Он рассказал нам, что когда был мальчиком, его отец покупал нефелиумы и вешал их на стену, и маленький Прабхупада всегда выпрашивал их. Чайтья‑ гуру пригласил Прабхупаду посетить Чандигарх и Солон, и Шрила Прабхупада согласился, тем самым отменив вчерашние планы. Предположительно мы должны выехать в Чандигарх на машине 20 мая, в пятницу. Там в субботу состоится пресс‑ конференция и церемония принятия санньясы, а в воскресенье будет большая программа. Затем, 23 мая мы выедем в Солон. Чайтья‑ гуру сказал, что там намного прохладнее, чем в Ришикеше, и много прекрасных фруктов и овощей.

Чайтья‑ гуру рассказал Шриле Прабхупаде о программе в Гаудия Матхе, куда он был приглашен. Один духовный брат Шрилы Прабхупады сказал, что Прабхупада превосходный бизнесмен и учит своих учеников тому же. Прабхупада на это сказал, что многие его духовные братья завидуют ему и считают его завзятым карми.

Шриле Прабхупаде очень понравились сегодняшние экадашные блюда. Он попросил завтра снова приготовить их. Он хочет попытаться не есть зерна.

15 мая

Прошедшей ночью Шрила Прабхупада не мог ни спать, ни работать. Дул сильный ветер, знаменовавший начало сезона дождей, потом пошел дождь. Во всем Ришикеше отключили свет, и Шрила Прабхупада был лишен возможности читать и переводить Шримад Бхагаватам. Вентиляторы не работали, а окна пришлось закрыть, чтобы их не разбило ветром, поэтому в комнате было жарко, и Шрила Прабхупада не смог как следует отдохнуть. Он позвал меня в 5: 30 утра и выглядел очень слабым. Я массировал его около часа. Позже он сказал мне, что массаж принес ему большое облегчение. Большое беспокойство доставляли стиральщики, которые шлепали своим бельем прямо на ступеньках гхата. Гостиницы за рекой тоже шумели. Это место, которое совсем недавно казалось нам райским, быстро превратилось в ад. Темно, электричество выключено, ветер воет и поднимает тучи песка, и никакого покоя и тишины.

Во время даршана Прабхупада привел такой пример: если у рубашки есть рукава, а у брюк есть штанины, то значит и тело внутри этой одежды должно иметь и руки, и ноги. Так же обстоит дело и с душой и телом. Так как же можно говорить: «Ниракара»? Отставной судья перевел на хинди решение Нью‑ йоркского суда. На него произвело большое впечатление, что такое благосклонное решение было вынесено зарубежным судом.

Сегодня вечером я обратился к Прабхупаде по поводу увеличивающихся отеков на его ногах и руках. Прабхупаду это рассердило, и он сказал:

— Чего ты пристаешь ко мне с этим?

— Я думаю, это моя обязанность, — ответил я.

Прабхупада сказал:

— Это мое тело, а я не беспокоюсь.

И тут я увидел его совершенное сознание. Впрочем, спустя немного времени Прабхупада сказал:

— С материальной точки зрения, это нехороший признак. Если ты считаешь, что можешь предвидеть, как все обернется в мое отсутствие, чтобы все шло хорошо после моего ухода, составь завещание, я подпишу.

Я сказал, что всегда думал, что Прабхупада сам определяет время своего ухода из тела, а Прабхупада сказал, что все в руках Кришны. Если Кришне угодно, он может остаться здесь еще на десять‑ двадцать лет, а если Кришна захочет забрать его, он уйдет в один момент. Я сказал, что мы молим его остаться, а Прабхупада ответил, что мы многое могли бы сделать. Он добавил:

— Но я совершенно уверен, что сейчас я еще не уйду.

Я спросил, почему Кришна может забрать его, если Шримад Бхагаватам еще не закончен, и храмы в Индии еще не устроены должным образом.

— Ладно, — прервал меня он, — это очень сокровенная тема. Ты лучше подумай о завещании.

16 мая

В 1: 30 утра Шрила Прабхупада внезапно позвал меня. Из‑ под своей противомоскитной сетки он сказал:

— Как я и говорил тебе, это нехорошие симптомы. Я хочу немедленно уехать во Вриндавану. Если я умираю, то пусть это произойдет во Вриндаване. Во сколько мы выезжаем?

Я сказал, что около 6 часов. После небольшого совещания, мы решили попытаться взять билеты на этот день на поезд, прежде, чем отправиться в путь на машине. Всю ночь мы паковали вещи, а затем я прикорнул на несколько минут в гостиной Прабхупады. Прабхупада вышел в 4: 30 и сказал, что за всю ночь ему не удалось уснуть ни на минуту. Как только он ложился, у него начинался спазм сосудов сердца. В 6 утра я поехал на железнодорожную станцию в Хардвар, но лишь для того, чтобы узнать, что все билеты на утренний поезд проданы. А на дневной поезд, который отходил в час дня, заказывать билеты было нельзя. В этих условиях я не хотел рисковать, привозя сюда Шрилу Прабхупаду. Вернувшись в Ришикеш, я нашел Прабхупаду сидящим и беседующим с г‑ ном Сетхи, управляющим Ганга Даршана, в ожидании моего возвращения. Я отчитался, и мы решили назначить выезд на 10 утра. Прабхупада принял короткий массаж и омовение. С собой мы взяли только фрукты и сабудану. Sabudana. Что это, о Боже мой? Когда мы выезжали, Шрила Прабхупада очень красиво восседал в паланкине, который нес его к лодке, на которой мы должны были переправиться через Гангу. Когда Прабхупада отметил красоту Ганги, я зачерпнул для него немного воды, которой он побрызгал себе голову. Множество паломников, ожидавших на том берегу, были счастливы этим нежданным даршаном чистого преданного Господа. Кришна очень заботится о Своих чистых преданных. Как Он организовал церемонию отъезда Прабхупады, в которой приняли участие множество паломников, предлагавших ему свои поклоны! Мы посадили Прабхупаду в машину и отбыли в Дели — Прабхупада, Упендра и я, и Дамодара Пандита за рулем. Ехали мы без приключений и через четыре с половиной часа прибыли в Дели, к удивлению президента делийского храма, Бхагавата‑ ашрайи и всех преданных. По дороге Прабхупада велел нам купить какади, что‑ то вроде тонких маленьких огурцов, которые, как он сказал, уберегут нас от жажды.

Прабхупада попросил меня отменить программы в Чандигархе и Солоне. Когда я сказал, что он выглядит просто счастливым, что едет во Вриндавану, он ответил:

— Да, Вриндавана — мой дом, а Бомбей — моя контора.

Днем Прабхупада смог, наконец, отдохнуть. Когда он проснулся, перед ним стояла тарелка маха‑ прасада. Он отведал его и похвалил роскошное подношение Божествам. Впрочем, б'ольшая часть того, что он ел, застревала у него в зубах.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.