Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как был атакован 2 страница



Подходим к пирсу. Подаем швартовые. Команда, как всегда, приведена в порядок: все побриты, умылись последней водой, обмун­дирование - чистое рабочее платье. На пирсе - командующий фло­том адмирал ГОЛОВКО А., командир КПЛ контр-адмирал ВИНОГРАДОВ, все командиры ПЛ ПЛ.

Видим, что командующий что-то ругается, чем-то недоволен. Не понимаем в чем дело. Осматриваемся. За кормой - чисто. И когда осталось 8-9 метров до стенки, поняли. Командующий нас ругал за то, что мы не стреляем. На Севере был такой обычай: при входе в базу подводная лодка производит столько выстрелов, сколько потопили транспортов. " Но мы же не потопили, мы только атаковали" - отвечает командующему командир. " Вы должны были стрелять от бонов до пирса" - громко говорит командующий.

Подали трап, оркестр играет марш. Герой Советского Союза Николай Александрович ЛУНИН, командир ПЛ " К-21", сходит на пирс и четко рапортует командующему флотом о выполнении задания пар­тии и правительства - об атаке ЛК " Тирпиц" и его повреждении. Командующий обнимает командира, и они вместе все уходят на ВФКП. Оркестр что-то играет. Все бросаются к нам.

Десятки, сотни рук поднимают каждого из нас и начинают ка­чать, высоко подбрасывая вверх... и так без конца, пока страсти не утихли, пока не устали. Все поздравляют, обнимают. Кругом рассказы. Рассказы без конца... Опомнившиеся артиллеристы начи­нают стрелять в честь победы. Но им не дают отвести душу. Не до этого.

... А потом был большой поросенок. Тоже новый обычай. После подтверждения о потоплении кораблей в столовой личного состава накрывается большой стол на 100-120 человек для экипажа подвод­ной лодки и гостей. Сегодня у нас в гостях сам командующий. Ему доверено делить поросенка. Он отрезает голову и подает ее коман­диру. Уши передает акустикам ВЕСЕЛОВУ и СМЕТАНИНУ, хвост вру­чается боцману СОЛОВЬЮ. Поросячьи ноги торжественно попадают в группу мотористов и электриков.

Таков у нас тогда был обычай. Поросят растили в подсобном нашем хозяйстве и были они хорошим подспорьем к столу личного состава.

Кто, кто, а Северяне стали основными законодателями обы­чаев, которые потом утвердились на всех флотах.

Куда же рискнула выйти фашистская эскадра, которая была на­ми атакована и операцию которой мы сорвали.

В тот, 1942 год, гитлеровское командование, да и те, кто толкал Фашизм к нападению на СССР, окончательно поняли, что война для них проиграна. Здесь и оправдало себя ханжеское заявление господина ТРУМЭНА. Фашистской Германии необходимо была любая по­беда, любой ценой, в любом месте - на фронте или на море. В эти дни они поставили своей целью - разгром " союзного" конвоя и сил его прикрытия - разгромить в морском бою английскую эскадру. Союзникам же необходимы был предлог, чтобы временно прекратить движение своих конвоев в наши Северные порты. Им нужно было, чтобы немецкая эскадра обязательно вышла из своих баз на севере Норвегии. Чтобы прекратить постановки в Советский Союз, ослабить хотя бы временно нас, они согласны были даже на разгром одного из своих конвоев. Вот оно лицо империализма: " Пусть они больше убивают друг друга". Ради своих корыстных интересов, ради наживы на войне они шли, шли и планировали смерть, гибель своих же лю­дей, из состава команд транспортов и конвоев.

Немецкая разведка установила, что очередной союзный кон­вой под номером " РО-17" в составе 37 транспортов вышел из портов Исландии в наши северные порты 27 июля. Этот конвой и решено было разгромить. Но немецкое командование в своих планах не шло на большой риск. Было принято решение, что " операцию проводить только в том случае, если не будет серьезного риска встречи с крупными силами противника". Конвой " РО-17" сопровождал отряд охранения в составе б ЭМЭМ, 5 корветов, 3-х тральщиков, 3-х спа­сательных судов. Этот же конвой прикрывал ближайший отряд прикры­тия в составе 4-х крейсеров (" НОРФОЛК", " ЛОНДО", " ВИНИТА", " ВДКАЛУЗА" /. Главные силы дальнего прикрытия состояли из: 2-х ЛКЛК /" ДЮК ОФ ЙОРК" и " ВАШИНГТОН" /:, авианосца " ВИКТОРйЕС" и 9 ЭМЭМ. Итого кораблей охранения и прикрытия было 33. Грозная сила! С этой силой не могли тягаться два немецких ЛКЛК и 8 ЭМЭМ.

И все же немецкое командование пошло на риск. Может это был и не риск. Возможно, это был сговор, и история об этом все равно узнает. Немецкая эскадра вышла в море...

Как только английское адмиралтейство узнало об этом, оно приняло именно те действия, на которые немцы или рассчитывали, или об этом знали.

   Командующему английской эскадрой и командиру отряда эскорта было приказано " из-за угрозы со стороны надводных кораблей противника" оставить конвой. Капитанам транспортов рекомендовалось возвращаться в свои порты или самостоятельно следовать в Мур­манск, или в Архангельск. История никогда не простит этого. Де­сятки кораблей, сотни и тысячи людей, десятки тысяч тонн груза были представлены самим себе, а точнее подведены для разгрома, уничтожения или захвата в качестве " призов" противником.

В итоге конвой " РО-37" перестал существовать. Капитаны транспортов делали так, как им подсказывала совесть. Появились немецкие подводные лодки, надводные корабли авиация. Безза­щитный конвой стал их легкой добычей. Очень небольшая часть транспортов дошла до советских портов. Остальная, большая часть или вернулась обратно, или была потоплена немецкой авиацией и подводными лодками.

Военная армада английского флота из 30 вымпелов дрогнула перед Ю немецкими кораблями. 2 ЛК, 4 КР, I АВ, 15 ЭМЭМ позорно отступили, оставили поле боя перед силами слабее себя в 3-4 раза.

О том, что этот позорный фарс планировался, говорит тот факт, что на этот раз в составе конвоя почему-то не оказалось ни английских, ни американских транспортов. Под удар были поставле­ны суда других союзных стран. Налицо был и расчет на ослабление торгового флота иностранных, конкурирующих в судоходстве, фирм. Этот факт очень хорошо подтверждает марксистское положение о том, что война империализмом ведется ради прибылей, ради наживы, ради раздела сфер экономического, а значит и политического влияния...

Мы не знали об этих расчетах, планах. У нас был один нена­вистный враг. Это был фашизм.

На море для нас не было более ценной цели, чем Флагман не­мецкого Флота - линкор " Тирпиц". Мы его не пропустили.    Мы заста­вили хваленых немецких баронов, поджав хвост, убраться в свое волчье логово. Разве это не победа. Этот день 5 июля 1942 года вошел в историю советского флота, как день славы советских под­водников.

Потом пришел лучезарный праздник вручения наград. Подводная лодка " К-21" вернулась из очередного похода, потопив еще 2 кораб­ля противника. Командующий флотом, как и прошлый раз, лично встре­чал лодку на пирсе. Но в этот день он пришел на подводную лодку не один. С ним шел адъютант. В первое время никто не знал, что это значит.

Командир приказал построить весь личный состав на верхней палубе по большому сбору. Построить всех.

Личный состав построен. Командующий флотом здоровается. Поздравляет с успешным походом. Мы громко отвечаем нашим продол­жительным “Ура”.

Командующий свое поздравление заканчивает следующими, необычайно радостными для нас словами... " А теперь могу сообщить вам, что разведка подтвердила успешную вашу атаку по ЛК “Тирпиц". Снова еще более громкое " ура", " ура”. " Решением правительства каждый из вас награждается орденами и медалями". И опять " ура". Вот почему у адъютанта был чемодан. Это был дорогой чемодан - с орде­нами и медалями.

Медленно обходит командующий строй и лично каждому из экипа­жа вручает награду правительства, награду партии за успешную атаку ЛК " Тирпиц".

Закончилась война. Подводная лодка " К-21в стала музеем се­вероморцев.

Эти дни трудно забыть. Многие из подводников не вернулись из своих боевых последних походов. Их имена в наших сердцах навсегда.

 

                                Вместо заключения

Как это часто случается, внешне, как - будто Отечественная война началась внезапно, неожиданно. Мы знали, что будем воевать, что фашистская Германия пойдёт на авантюру. Мы не знали одного: когда они нападут на нас. Они все продумали- даже день начала войны и её окончание. Имя всё было учтено и взве­шено... Кроме одного - кроне беззаветной любви Советского народа к своему Отечеству Октября в партии Ленина. Всё выдержал советский народ и победил! Тогда мы победили не только немецкий фашизм.

В те роды мы нанесли сокрушительное окончательное поражение мировому империализму, во главе в США и его планах уничтожения Советского государства.

Мировой империализм готовит новою авантюру против нашей родины и стран социалистического лагеря. История не пошла им впрок, но пожар войны все ближе и ближе подходит к нашим границам. Мирный труд советского народа вновь может быть нарушен. И опять это будет внезапно.

Поэтому мы постоянно должны держать наше совершенное оружие в боевой немедленной готовности, чтобы по первому слову “Война” раз и навсегда покончить с империализмом и над всем миром водрузить знамя коммунизма.

В дни Отечественной войны мною вёлся дневник боевых походов, в которых я лично принимал участие.

Выше я пытался рассказать, как мы атаковали ЛК " Тирпиц". Получилось это или нет, пусть судит читатель.                                              

 

 

СПРАВКА О СЕБЕ

Рождение -1913г.

Член КПСС  - с 1939 г.

Служба - о 1934 г.

Окончил ВВМУ им. Фрунзе - 1938г.

Участник Финской войны на Северном флоте

на подводной лодке «М-176»      - 1939 – 40гг.

Участник Отечественной войны на Северной

флоте - 1941-45гг.

ПЛ «К-21»- старпом

ПЛ «М-104»-командир ПЛ

Последнее время- с 1962г. Командир УОПП КТОФ.

 

Правительственные награды: 5 орденов и 7 медалей.

 

Семья – 7 детей: 4 уже взрослые и имеют свои семьи.

 

 

                                         Данные по войне

Участвовал в атаках и потоплении ТРТР:

 

 - на «К-21»- 30000т

 

- на «М-104»/ «Ярославский комсомолец»/- 27000т.

 

Совершил боевых походов- 17

Боевых дней в море – 350.


 

                                Книжное обозрение

Иван Колышкин, конр-адмирал « Подводные лодки в Арктических водах”.

 

Издательство “ Сентрал букс”. Эдгар Янг.

 

 

     

 

 В книге, написанной живым языком, хотя может быть несколько эмоционально, что непривычно для нерусского читателя, дается всестороннее описание действий подводных лодок Советского флота в период второй мировой войны.

Эта книга представляет собой большой интерес как для широкого читателя, так и для историков.  

Историки найдут в книге подробное и обстоятельное описание блестящей атаки с успехом проведенной подводной лодки К-21 под командованием капитана первого ранга Николая Лунина против немецкого линкора “Тирпиц”.

Эта атака заставила “Тирпиц” и линкор “Адмирал Шеер” прекратить атаку несчастного конвоя П-17, хотя он был позорно брошен на произвол судьбы сопровождавшими его помощниками по приказу покойного первого лорда адмиралтейства и начальника военно-морского штаба адмирала флота сера Дедли Паундаи покойного сера Уинстона Черчеля.

Достоверность этого успеха нашим адмиралтейством принималось в те времена с некоторой долей сомнения, а ныне эти сомнения полностью рассеялись, как у адмиралтейства, так и многих английских историков, очевидно на основании свидетельств, полученных из немецких источников.

 

Книга расширяет нашу информацию, которою мы имели раньше из прежде изданной книги “С Красным флотом” командующего Северным флотом адмирала Головко, флот которого действовал в районе Мурманска и других северных портов и который противодействовал усилиям Гитлера в порабощении СССР. Она затрагивает личности и содержит некоторою долю самокритики, говорящей о том, что не все морские офицеры выдерживали напряжения, такие как Лысенко, с М-172 и капитан Малышев с Щ-422, в условиях, которые я просто не могу себе представить. Однако я должен сказать, что разделяю трудности автора в понимании того, что произошло с человеком в этом последнем случае и не могу не думать, что здесь имело место, что то вроде инсценировки, проведенной против него его новым комиссаром Тебенкиным, подобно этому историческому случаю какой известен нашему флоту как проведенный для “ острастки других”

 

    Перевод книги сделан хорошо, легко читается, хотя мне лично непонятно, почему одна глава носит название “Мы играем роль ломовых лошадей”/14стр. / Но вероятно эта не вина переводчика.

   Однако, я возражаю против практики перевода названия кораблей, в тех случаях, когда это легко сделать, вместо того что бы транскрибировать их. Думаю, что не было необходимости и к тому же это внесло путаницу. Когда название подводных лодок типа Катюша было протранскрибировано, а название подводных лодок типа «Щука» и «Малютка» было переведено на английский язык «Рика» и «Магнет», особенно если эти подводные лодки не относились к типу, который англичане называю - малая подводная лодка.

  Заключительный абзац на столько удивителен, что я хочу привести его здесь полностью.

 

Обращаясь к некоторым капитанам Северного флота контр-адмирал пишет:

Во время войны эти имена были не только в Советском союзе, но и в странах, которые были в то время нашими союзниками. К сожалению, кое-кто в этих странах принял сумасшедшую идею Гитлера о «крестовом походе» на коммунизм. Было бы полезно им посмотреть на корабли, носящие имена героев советского подводного флота. Это напоминало бы о том, что делал наш численно небольшой флот в годы войны, и помогло бы оценить военные возможности современного численно возросшего флота, сила которого не только в его вполне современной технике, но и его людях, готовых отдать жизни за свою Родину.           


Вместо вступления

 

Как это часто случается, внешне, как - будто Отечественная война началась внезапно, неожиданно. Мы знали, что будем воевать, что фашистская Германия пойдёт на авантюру. Мы не знали одного: когда они нападут на нас. Они все продумали - даже день начала войны и её окончание. Имя всё было учтено и взве­шено... Кроме одного - кроне беззаветной любви Советского народа к своему Отечеству Октября в партии Ленина. Всё выдержал советский народ и победил! Тогда мы победили не только немецкий фашизм.

В те роды мы нанесли сокрушительное окончательное поражение мировому империализму, во главе в США и его планах уничтожения Советского государства.

Американский империализм готовит новою авантюру против нашей родины и стран социалистического лагеря. История не пошла им впрок, но пожар войны все ближе и ближе подходит к нашим границам. Мирный труд советского народа вновь может быть нарушен. И опять это будет внезапно. Поэтому мы постоянно должны держать наше совершенное оружие в боевой немедленной готовности, чтобы по первому слову “Война” раз и навсегда покончить с империализмом и над всем миром водрузить знамя коммунизма.

В дни Отечественной войны мною вёлся дневник боевых походов, в которых я лично принимал участие.

                                  

 

 

                          

 

                                 350 дней под водой

             Из дневника участника Отечественной войны

                      капитана 1 ранга Лукьянова Ф. И.

 

 


                                       1941 год.

 

 

    7. 07. Досрочно закончили курсы помощников команди­ров ПЛПЛ в вместе с Коваленко, Фисановичем, Ковалевым и Галагоном завтра выезжаем в Полярное.

   11. 07. 1941 г. Сегодня прибыли в Полярное. В пути немецкие самолеты, в районе Кандалакши, пытались бомбить наш поезд. Отделались легким испугом в все вдруг почувст­вовали, что мы в самом деле, вступили в войну. Из Полярно­го мы были направлены на курсы в свой родной город.

   15. 07. 1941 г. Получил назначение на ПЛ «К-21», но так как штат старшего помощника командира был занят другом офицером, временно начал стажировку в должности дублёра старшего помощника ПЛ «К-21», где командиром был Августинович.

   Газеты в радио объявляют о сдаче наших городов, об отступлении наших войск.

   17. 07. Насмотрелся 'на первые трупы моряков с попавше­го в переделку бывшего рыболовного траулера /РТ/, которые начали использоваться командованием флота для охраны вод­ного района при входе в Кольский залив. Матросов и офице­ров с разбитого и покалеченного РТ в количестве 15 человек штабелем сложили на пирсе. Смотреть на мертвых - радости мало. Оторваны руки, ноги, изуродованные тела.

   Ночью РТ был, подвергнут артобстрелу немецкими ЭМЭМ. Несмотря на численное превосходство, РТ вступил в бой, и этот бой вел в течение 2-х ч асов, пока не подошли на выручку наш ЭМЭМ» Немецкие ЭМЭМ не приняли боя и ушли в море.

   После виденного на пирсе начал терять романтику войны. Думаю, чем всё это кончится. Когда и где мы остано­вим немцев, когда начнётся наше наступление?

   Где же наше превосходство в самолётах, танках, артиллерии?? Многое пока неясно в непонятно.

   Как стало известно из печати, вице-президент США Г. Трумен заявил в американском конгрессе " Хвалу господу богу, что немцы напали на советскую Россию. Пусть они больше уничтожают друг друга... «Если будет трудно русским, мы поможем им, если русские начнут бить немцев - мы будем помогать немцам»...

   Вступил в силу волчий закон капитализма. Они и здесь собираются наживаться на нашем горе, на вашей крови, на слезах наших жен и матерей.

  18. 07. Стоим на якоре в Оленьей губе. Начали от­работку задач 1 и 2. Лодка новая, экипаж только что недавно прибыл на ПЛПЛ. ПЛ в море еще не выходила и мы ни разу не погружались. Все эти вопросы отрабатываем. После «Малюток» ПЛ типа " К* производит неизгладимое впечатление красоты и мощи, при большом водоизмещении имеет скорость до 28-х узлов. На борту больше 20 торпед, 10 торпедных аппаратов. ПЛ может взять в специальную минно-балластную цистерну до 20 якорных мин. На палубе ПЛ и мостике установлено 4 орудия, из них 2-100 мм и 2 - 45 мм. Хочется снять шапку и поклониться за «чудо ПЛ» её конструктору, ко­торого я не знаю, и её создателям - судостроителям Ленин­градского судомеханического завода. Внутри ПЛПЛ простор, много воздуха» света. Длина ПЛ около 100 м. В первом от­секе можно, если выгрузить запасные торпеды, давать концерты, прокручивать кино для всего личного состава ПЛ. Особенно хорош дизельный отсек, где тебя поражает обилие светлых красок и устройств из нержавеющей стали.

    Хорош командирский перископ. Таких у нас еще не было. Сидя в специальном кресле, можно, не меняя положения наблюдающего поднимать и опускать перископ на любую высо­ту. Лодка способна, видимо, вести артбой с малыми корабля­ми противника и вести обстрел береговых точек из позицион­ного положения.

   С удовольствием принял назначение и с рвением при­ступил к изучению устройства ПЛ. Командир дал на все мне две недели. Маловато! Но война не терпит промедления и в войне неумелым и незнающим, наверное, попадает всех более.

Опытом я уже давно установил, что любой матрос. Любой старшина с удовольствием помогает мне в изучении ПЛ., если я обращаюсь к нему за помощью. Да так оно и должно быть, особенно на подводной лодке, где весь экипаж пред­ставляет одну семью, где незнание чего то одного из членов экипажа, может привести к аварии или к гибели ПЛ.

  Командир ПЛ. Августинович от всех требует, чтобы мы готовились плавать " без дураков", - есть на флоте такое выражение».

Настроение бодрое «Скорее бы в море, в боевой по­ход» Скорее бы сдать все задачи и бить... и бить немецко­го фашистского гада, прервавшего наш мирный труд»

Верю в вашу победу! И это дает силу, прилив энер­гии, желания в изучении ПЛ. В город увольнения с ПЛПЛ нет вообще. Все сидим на своих кораблях. Корабли и особенно ПЛ. рассредоточились по бухтам и губам. Жмёмся к крутым гранитным скалам. Все ПЛПЛ покрашенные в камуфляжную краску. По сигналу " Воздушная тревога" ПЛПЛ, где экипажи отработаны, производят срочные погружения и ложатся на грунт, под защиту слоя воды над корпусом ПЛ. Мы не отра­ботали эти погружения и поэтому постоянно держим одно из 45 мм орудий в достоянной готовности к зенитной стрельбе. Несколько раз самолёты типа " Ю-38" бомбили Полярное, Ека­терининскую гавань и соседние губы, а нам везет. Нас фа­шистские асы " не замечают!? Видимо мы удачно сливаемся со скалистым берегом?

18. 07. Лучше вчера бы я не хвалился. Сегодня в 15. 00, после обеда, когда команда только что по настояще­му начала отработку задач по плану... и всё было спокойно., вдруг из-под солнца на ПЛ начали один за другим пикировать немецкие юнкерсы. Мы их насчитали 5, может быть и меньше, что мы уже потом решили, что 5, вели по самолётам из 2-х 45 мм орудий. На мостике шум команд, стрельба и некоторая растерянность. Самолетов много и по какому из них вести стрельбу - задача?! Все командуют, все указывают цели /разные/, в результате самолеты сбросили на нас около 12 бомб и улетели без потерь.

  Лодка повреждений не имела. Ближайшие бомбы рва­лись в расстоянии до 50 метров. Все сегодня глухие. Всего расстреляли 80 снарядов. Впервые я пожалел, что мы не можем погружаться. Всё же под водой, наверное, более спокойнее.

  20. 07. Интенсивный налет на Полярное «Ю-88» В небе тысячи разрывов зенитных снарядов. В результате налёта немецкие самолёты потопили в Екатерининской гавани ЭМ «Стремительный», Замечательно то, что зенитчики «Стре­мительного» повторили легендарный подвиг матросов «Варяга» - вели стрельбу по самолетам до ухода палубы и орудий вод воду. И такой народ хотят победить! Никогда!

80. 07. Все эти дни продолжали отработку задач по­гружения, всплытия и наиболее ответственную задачу –«срочные погружения» сто значит» что корабль около 2000 т водоизмещения должен на ходу /средняя скорость переходов - 12-14 узлов - это что то около 20 км в час/ за 55-40 се­кунд уйти в подводное положение. За это время необходимо переключить все системы управления ПЛ, открыть и закрыть сотни клапанов, кингстонов» провести сотни переключений технических устройств, принять многие сотни тонн воды в цистерны /чтобы погасить плавучесть и уйти под воду/ и всё это сделать так, чтобы ПЛ сохранила управляемость и погру­жалась без аварийных кренов и дифферентов. Это практически значит, что весь личный состав должен не только знать технику, не только техника должна быть всегда исправна и в рабочем состояний, но это значит, что организация действий личного состава должна быть такова, что все эти действия необходимо сделать не более чем за эти 30 секунд. Практически при средней ско­рости самолётов противника около 500 километров в час, об­наружение самолётов в дистанции до 5 км ДЛ имеет в своём распоряжении всего около 30 секунд для того, чтобы уйти под воду. Если ПЛ будет догружаться 1-2 и более минут, она будет уничтожена.

    При срочном погружении такой большой ПЛ, как наша “Катюша" /так её любовно называют матросы/, очень опасны большие дифференты, если дифферент будет 5-6° на нос - это еще неплохо, если больше - считай, что это уже аварийный дифферент и надо принимать меры к удержанию ПЛ.

Все это мы отрабатывали. Командир дивизиона Гаджиев принял от нас задачу о хорошей оценкой я разрешил нам выход в море для совершенствования отработки л/о.

   Нам стало известно, что мы пойдём в учебный поход на 10-15 дней к Новой земле. Никаких боевых задач нам не доставили. Это несколько обижает. Мне кажется, что мы сможем уже воевать по-настоящему. Непонятно, почему командова­ние бригады нам не доверяет?, Чем мы хуже других? Да и командир у нас вам замечательный. Вместе с тем мы погрузили полный запас боевых торпед? Это, видимо, сделано на всякий случай. Не всё я понимаю! Видимо не дорос. Лодку я изучил хорошо и кажется её знаю.

   01. 03. Первый выход Баренцево море для отработки личного состава. Маршрут нашего учебного похода: Полярное-Колчуев-Вайгач, Югорский шар, Маточкин шар, Териберка-Полярное. В общем впереди поход на Новую землю. Мы сегодня все именинники. Настроение радостное. Немецкие ПЛ на нашем маршруте не ведут действий. Самолеты их, пока дальше Мурманска и Полярного не летают. В общем, впереди должен быть спокойный, хороший учебный поход. Почему-то не ощущаю грусти при расставании с родными берегами. Видимо желание воевать настолько большое, что не до переживаний, не до прощаний с родными берегами. Главное для нас сейчас - море в еще раз море. Только там, только в учебном доходе мы по-настоящему отработаем, сколотим наш дружный экипаж. Возможно, это жела­ние скорейшего выхода в море определяет еще и отсутствие в Полярном семьи, которую я и все мы отправили к своим родственникам, подальше от войны, от её ужасов. Такое приказание об отправке семей было от командования флотом, а мы это приказание все выполнили. В этом решении есть мудрость не только сохранения семьи, но мудрость чисто военного по­рядка - освободить нас от семьи, от семейных забот и переживавший для полной отдачи себя войне.

    2. 08… 07 утра.

   Прошли ночью остров Кильдин. Берега Кольского по­луострова скрылись за горизонтом. Море спокойное. Волн нет.

   Несу обязанности вахтенного офицера. На мостик вышел
командир ПЛ капитан 3 ранга Августинович. Доложил ему обстановку
 и разрешил выход личного состава на мостик после
завтрака. На мостике обычная суета. Ни самолетов, ни перископов­
 невидно. Всё настраивает на мирный год. Всё
больше и больше скапливается " курцов". Выкурившие свои
папиросы не торопятся уходить вниз - тянут время, спешат
подышать морским воздухом. Перезаряжаю сигнальный писто­лет
 случайно нажимаю на курок и делаю выстрел прямо в
ватные штаны командира ПЛ, стоящего ко мне вполоборота.
Командир подпрыгивает, произносит замысловатую " речь* в
мой адрес и мы все, в том числе и я, начинаем сообща тушить­
, начавшую тлеть вату. Забываем обо всём, смеёмся,
шутим и, конечно, произношу слова, извинениями не понима­я
 в первый момент, что произошло. Вдоль корпуса ПЛ от­
куда-то цокот ударов. пулемётных пуль и взрыв снарядов, в
воде. Все поднимаем головы и видим совершенно
рядом над головой тушу огромного 4-х моторного немецкого дальнего бомбардировщика типа " Кондор", делающего над нами разворот
для нового захода. Повторения атаки.   .
     Следуют команды: “Все вниз! ” " Срочное погружение! ”
Почему нас сегодня самолет не потопил?! Уму не постижимо.

Нам просто повезло, что самолет видимо_не имел бомб /так оно и было/. Как потом оказалось самолет возвращался после бомбежки Архангельска к моменту начала обстрела самолётом на мостике скопилось 25-30 человек экипажа и вся эта масса дружно бросилась к единственному рубочному люку, ведущему вниз в лодку. Рулевые-сигнальщи­ки ничего более умного не придумали, как стали вдруг пи­хать в плотную массу спускающихся вниз матросов, свои раскладушки, прожектор, " матюгальник, сигнальный фонарь кису с флагом и даже полушубки. Они и не могли придумать ничего оригинального, что бы еще забить плотнее пробку, образовавшуюся у рубочного люка. Сейчас проявленная ими хозяйственность оказалась преступной. Все перемешалось- и люди и вещи, и раскладушки. Мы с командиром стараемся во всю, шумим, впихиваем людей и озираемся на самолет, который завершает 3-й разворот для атаки. Бомб по-прежнему нет.

     Наконец все уходим вниз. Захлопывается люк и никак не можем погрузиться. Отказал система вентиляции носовой группы цистерн главного балласта. Ушли под воду на глубину только через 15-20 минут после нападения само­лета. Все эти тяжелые минуты ждали взрыва бомб. Такого счастья больше не будет. Кто то из экипажа родился в сорочке. События не мостике явились той первой школой, ко­торая доказала, что о противнике не следует забывать в любое время. С этого дня было запрещено выносить на мо­стик имущество рулевых-сигнальщиков и выход личного состава для курения, в количестве более чем 2-3 человек.

Разрешено было курить только в рубке, а в ночное время вообще запрещено. Каждому выходящему курить поручался свой сектор наблюдения. Да и доклад сигнальщика сокра­тили до " Самолет" перископ, корабль/ - с показом направления рукой и уходом сигнальщика вниз» До этого си­стема доклада была действительно не продуманной, /но зато - так было заведено " командными словами" /.

Например: Тов. вахтенный командир, справа по носу, 45°, в дистанции

 /столько кабельтовых/ на высоте /столько-то/ метров, курсом /таким-то/ самолет /корабль/ и. т. д. " Пока выслушаешь доклад, пройдет уйма времени и долго не понимаешь, кого тебе обнаружили сигнальщики?

   Продолжаем переход в подводном положении, отраба­тываем рулевых на горизонтальных рулях. Они сегодня рады этому и стараются во всю. Устранили неисправность в систе­ме вентиляции носовой группы цистерн главного балласта. Свободные от вахты отрабатывают борьбу за живучесть, проводят учения на боевых постах.

   В 12, 00 обед и первые 50 грамм водки перед обедом /потом эта норма была увеличена/. Многие из вас этому раду­ются, меньшинство отказывается от водки* Некоторые матросы начинают собирать /копить/ свою норму и планируют её практическое употребление с приходом в базу. Некоторые отдают свою водку другим, " другие* не отказываются. Спорим на эту тему. Я - в меньшинстве. * Посмотрим, что будет дальше. Меньшинство из нас считают, что водку давать не следует, что эта " норма" может привести к непоправимым последствиям, авариям, ошибкам и даже к более тяжелым последствиям. Дру­гое дело на сухопутном фронте. Там она просто нужна, без неё в болоте, в холоде, в окопе долго не просидишь. Мы ко­нечно, не против самой " нормы", но лучше её в море не брать, после обеда отдыхаю на диване в кают-компании. Это мое место, так как все каюты заняты. А я на ПЛ - временный человек. Читаю. Люблю читать приключенческую литературу. Люблю Жюль-Верна, Баляева, Уэлиса, а в Аэлиту я просто влюблён.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.