Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 6 страница



X не хватает любви к себе (в хорошем смыс­ле слова). В Евангелии сказано: «Возлюби ближнего как самого себя», что предполагает естественную любовь к себе. Хоть любовь бы­вает разной, то, что может быть применимо к ближним, подходит и для обсуждаемой нами сферы — отношений мужчины и женщины. Да и психологи пишут, что если человек не любит себя, то он не может по-настоящему любить других и не позволяет другим полю­бить себя (часто себя не считая достойным люб­ви). Кстати, негативизм X — есть, может, и уход от возможной взаимности, ведь она при­знает, что не только в этой ситуации имел место «этот проклятый негативизм». У X есть «псевдолюбовь к себе» в виде потакания страс­ти, это какое-то саморазрушение, болезненное состояние. Легко сказать со стороны, но надо было поставить точку и пытаться общаться «как со всеми», и установить хорошие, может быть, приятельские отношения.

Нельзя считать, что мы выше какой-либо страсти (даже самой гнусной). А то, чтобы мы осознали нашу немощь, мы Божиим попуще­нием можем быть ввергнуты в нее, и тогда только с Его помощью мы сможем победить ее (как временами и пытается X). Она пишет, что ее не посещали ревность и зависть и признает­ся, что вслух говорила, что «выше всего этого» и давала советы. И вдруг на нее нахлынули и ревность, и зависть. Даже если это не зависть, а «тоска по тому, как у других». Это тоже страсть. Это потеря себя. X, вы не раз убежда­лись, что то, что в фантазиях воображается как какой-то загадочный, интересный, недо­ступный мир, при столкновении с реальностью оказывается банальностью и порой вызывает обратные чувства. Не исключено, что в случае с Y это могло оказаться так же (относительно его «загадочного, недоступного X мира»). К тому же интересы у вас явно разные. Даже сейчас, в этом состоянии, X отмечает, что Y — несколько примитивен, «как все» и т. д. и ми­ровоззрение у них разное. К тому же «созна­тельно становиться соучастником чьей-то не­умной, некрасивой жизни — глупое, заведомо безнадежное дело», как пишет одна женщина-психолог.

Кстати, желание «жить жизнью другого, быть на его месте, пройти его путь, растворить­ся в другом» — тоже страсть, означающая опять саморазрушение. Это и невозможно фи­зически, согласно земным законам. Мы не мо­жем полностью понять другого человека, отож­дествиться с ним. Нельзя пытаться делать это. Здоровые отношения, даже близкие, предпо­лагают какую-то долю дистанции.

Надо уважать свой мир и свой путь. Каким бы тяжелым он не был. Это ваш путь, ваш крест. Вы Господу нужны. Кстати, возможно, мало зная о скорбях X, и другие воспринимают ее со стороны так же, как и она «других». А то, что «у других все как по маслу», — так у тех свой путь. Да и все ли мы знаем о «других»?

X относится к «застревающим» (это не ди­агноз и не приговор, а возможность изменить себя). Y ушел, формально попрощавшись, у него свои дела, и, может, действительно, Y «сейчас развалился перед ТВ и уже забыл обо всем». Неужели и это не отрезвляет X? А она все страдает. Кстати, у мужчин другая психо­логия, они более психически подвижны- У них свои, мужские интересы — работа, машина, дача и др., — погружение в которые помогает «исцелиться» от безнадежного чувства.

Хорошо, что X нашла в себе силы сказать «слава Богу! » Любое разрешение ситуации — положительно, так как в любом случае это определенность. Надеемся, что для X конец послужит началом. Жизнь такова, что не зна­ешь, где найдешь, где потеряешь. И, может быть, через кажущийся плохой конец Господь оберегает X от неполезного общения, и не ис­ключено (ведь уже не раз были такие случаи в жизни X, не правда ли? ), что X когда-нибудь поймет, к чему все это было. Молитесь, как раньше: «Дай, Господи, трезвение! », хоть и будет на романтику тянуть (это искушение).

Главное, не сделать «с горя» какую-либо глупость. И не зарекаться, что ни с кем не бу­дете общаться. Откройтесь навстречу реаль­ным отношениям, но не теряя себя.

И не надо «хоронить» Y. Он жив. И, может, у него действительно все хорошо (но в любом случае это выглядит не так, как вы представ­ляете в фантазиях). Найдите силы за него по­радоваться (не вдаваясь в детали и выключив воображение). Но это уже высший пилотаж (это уже христианская любовь). Может, когда-нибудь X будет дано так относиться к ситуации (ведь и она на это надеется)».

 

А вот что пишет М. Изотова в книге «Пра­вила поведения в брачный сезон»:

 

«Вы влюбляетесь не в человека, а в ваше представление о нем. Вы смотрите на свою недоступную любовь издалека и наделяете ее сверхчеловеческими чертами. Вы думаете, что жаждете ответной любви, но если бы это слу­чилось и вам довелось приблизиться к своему идеалу, он разочаровал бы вас. В следующий раз, когда вы опять влюбитесь, посмотрите правде в глаза. Если тот, в кого вы влюблены, не выражает желания с вами общаться, зна­чит, он к вам равнодушен, если он равнодушен к вам сейчас, то вряд ли в один прекрасный день в нем вдруг вспыхнет интерес к вам. Вы все-таки на это надеетесь? Значит, вы живете фантазиями, а не реальной жизнью. Вам пора оторваться от своих мечтаний и начать жить. Не поддавайтесь искушению проводить время только в заоблачных высях! Перестаньте под­питывать свою «неземную любовь», окружая себя пустячками, которые обронил ваш ку­мир, или посещая места, где он может проде­филировать в компании подобных ему «небо­жителей»... Этот стереотип относится не толь­ко к обожанию издалека. Если у вас с кем-то роман, но вы общаетесь по интернету или меж­дугороднему телефону, а видитесь редко, зна­чит, вы склонны очаровываться тем, чего в реальности очень мало или нет вообще».

А теперь поговорим об, увы, еще более гру­стных вещах. Любовь к «звездам» или «зем­ным кумирам» — дело бесплодное, но женщи­на, выздоровев, сама может понять всю пусто­ту прежних мечтаний. Однако бывает, что «жажду любимого» в весьма замаскированном, а потому — трудно распознаваемом виде жен­щина переносит в религиозную сферу. И увя­зает крепко-накрепко. За примерами далеко ходить не надо: придите в любой храм, где служит какой-нибудь известный, чем-либо вы­дающийся батюшка, и понаблюдайте за его при­хожанками после службы. Вы удивлены, пото­му что вам кажется, что это не духовные доче­ри окружили пастыря, а безумно влюбленные фанатки — звезду эстрады? Не удивляйтесь, это действительно одно и то же. Если вы не­взначай поинтересуетесь семейным положени­ем таких усердных прихожанок, то поймете, что все они — женщины одинокие, несчастные в личной жизни. Мне при моих постоянных журналистских разъездах по приходам до­водилось встречать немало таких женщин, а с некоторыми и тесно общаться. Да, несом­ненно, душа их заражена бесплодной страстью к своему кумиру — священнику, прячущейся за благочестивыми словами «смирение, послу­шание». Надо иметь смелость посмотреть прав­де в глаза — пресловутое «послушание», про­поведуемое всем и вся верными прихожанка­ми какого-нибудь пастыря и являющееся тайным предметом их гордости, — порой не что иное, как обыкновенный фанатизм. И как охотно бежали бы, скажем, поклонницы Димы Маликова или Николая Баскова после концер­та выполнить любое желание своего кумира, так бегут бедные прихожанки исполнять ма­лейшее «благословение» батюшки после служ­бы. На которую и ходят-то зачастую только из-за священника. Выглядят такие женщины обычно неприятно — елейный голос, елейные глаза, несуразная одежда. Они вызывают со­страдание и жалость. В них явно не осталось почти ничего самостоятельного и по-женски интересного.

Да, послушание на приходе необходимо. Но не такое же! Страдают от такой «любви» в первую очередь сами батюшки. Чем извест­ней священник или старец, тем больше вокруг него толпа фанаток. Вспомним, что истерич­ные особы, увивающиеся возле отца Иоанна Кронштадтского, создали даже секту «иоани-ток». Все это очень печально.

Почему так происходит? Женщине свой­ственно отдаваться. Жених — купец, невес­та — товар. И это замечательно соответствует мужской и женской психологии. Женщина отдает себя — мужчина берет. Когда нельзя отдать себя любимому человеку, мужу, кото­рый, естественно, что-то должен отдавать взамен, женщина отдается идеалу. Причем полностью — до саморазрушения.

Казалось бы, женщина, готовая к такой самоотдаче, может найти свое призвание в вере во Христа и стать подвижницей, но и тут бес устраивает свои ловушки.

Да простят меня католики, но именно у их канонизированных святых женского пола чаще всего можно было наблюдать совершенно жен­скую страсть «невесты» к Небесному Жениху. Монахини, находящиеся в болезненной об­становке католического псевдоаскетизма, «из­немогали от любви» к Христу, Господь скло­нялся над ними, «подобно самому нежному возлюбленному». Это все не мы придумали —


это католики сами писали о своих святых. Комментарии, как говорится, излишни.

Теперь задумаемся: не слишком ли высо­кую цену платит порой женщина из-за того, что у нее все «не так, все не по-женски»? Мо­жет быть, проще предоставить все Богу и на­учиться радоваться жизни — такой, какая она есть, пусть даже и без наличия в ней мужчи­ны? Ведь выход из одиночества не обязательно в замужестве — надо просто перестать ощу­щать себя одинокой.


 

 

Часть вторая

Одна, но не одинока

 

А нужно ли вам замуж?

Брак между мужчиной и женщиной высо­ко поставлен нашим Спасителем. «Ибо оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одна плоть». В словах Спаси­теля нет лазейки для родителей, желающих управлять молодой семьей — человек уходит из родительского дома или отдаляется от са­мых близких людей, которые дали ему жизнь, растили и воспитывали, поставили на ноги, ради другого человеческого существа, пред­назначенного отныне стать частью его самого. Об этом и стоит задуматься женщине, желаю­щей во что бы то ни стало выйти замуж. Чего ради вы жаждете оставить не только роди­телей, но и все, что дал вам Господь? Во имя чего вы готовы принять в себя, в свою жизнь, в свою душу другого человека, соединившись с ним навсегда и став одной плотью? Ради того, чтобы не краснеть, когда соседка в очередной раз спросит: «Замуж еще не вышла? » Ради того, чтобы не завидовать школьной под­ружке, родившей уже второго малыша: «Вон, Светка какая удачливая... » Даже если Светка совсем и несчастлива в браке, вы все равно ей завидуете. Почему? Потому что она «исполни­ла свое женское предназначение». А верующие люди непременно добавят апостольское: «Жена спасается чадородием». Но... жена. А как же быть с девицами, так и не нашедшими себе пару, с вдовами, с брошенными женами? Нуж­но им ли непременно кидаться на поиски муж­чины?

Сплошь и рядом — ив православных, и в чисто светских изданиях — мы сталкиваемся с настоящим психологическим давлением на женщину. Эти издания изобилуют выска­зываниями наподобие «женщина должна быть замужем», «женщина обязана... » Кому долж­на? Кому обязана?

 

Ирина Е., написавшая в газету «Как жить» письмо про «эмансипе», начала свое обраще­ние к читателям газеты немного с другого — с вопроса «а всем ли нужно замуж? »

 

«Я не богослов, и за точность формулиро­вок не ручаюсь, но, насколько мне известно, в Православной Церкви считается, что «жена спасается чадородием». Это же мнение звучит в относительно недавно вышедшей книге «Дерзай, дщерь! », написанной, кстати, мона­хиней. Но возникает мысль: все ли женщины спасаются этим путем? Иногда весьма катего­рично звучит призыв, в том числе из уст свя­щеннослужителей, ко вступлению в брак и деторождению, в результате некоторые, осо­бенно начинающие церковный путь, особы женского пола ставят это единственной целью, забрасывают работу, учебу, думая только о по­иске спутника жизни, а если «не судьба», то и жизнь даром прошла. Но ведь есть и другие пути спасения для православной женщины. Кроме монашеского призвания, Бог попускает некоторым (и не только за грехи) одиночество в миру, или вдовство, или какое-либо заболе­вание, не обязательно детородной сферы, при котором создание семьи и рождение детей бы­вает противопоказано.

Другая проблема — в среде православных бытует, наверное, псевдохристианское мнение, что женщине грех работать: мол, сиди дома, занимайся домашним хозяйством и т. д. А как насчет развития и зарывания собственных та­лантов? »

Что ответить Ирине? Если мы почитаем внимательно Новый Завет, то не найдем там указания непременно быть женщине заму­жем — напротив. Если замужняя заботится об угождении мужу, то незамужняя заботится, чтобы угодить Богу, — писал Апостол. Хоро­шо, если человек женится/выходит замуж, но лучше оставаться так. Это апостольское мне­ние. Многие почему-то считают, что в этом случае речь идет о монахах и монахинях. Од­нако во времена, когда писались эти слова, не было монастырей как таковых. Практикова­лись иные формы жизни в девичестве — на­пример, институт диаконис. Диаконисы — христианки, которые несли общественное, как бы мы сейчас сказали, социальное служение. Диаконисами были не только девицы, но и вдовы. Не согрешит вдова, вторично вышед­шая замуж, но лучше ей оставаться во вдов­стве, — говорит Апостол. Речи о монашестве, как видим, не идет. Угодить Богу можно в любом призвании, если Он требует служения именно на данном тебе поприще, и сейчас, в наши дни оскудения любви, дефицита истин­но христианского отношения людей друг к дру­гу, женщина как проповедница Христа не сло­вами, а делами, может быть востребована в полной мере.

Но порой можно наблюдать такую ситуа­цию: женщина уже при деле, у нее есть замеча­тельные возможности для раскрытия Божиих даров, неважно, работает ли она в больнице или в офисе, в детском саду или в художествен­ной мастерской. Многим женщинам даровано редкое искусство общения с людьми, умение морально поддержать и реально помочь. Жен­щина верующая старается поработать Господу истинным талантом, еще требующим полного раскрытия, неверующая делает это, согласо­вываясь с законом совести (ведь душа наша, как известно, христианка), но... Люди то и дело терзают ей нервы шепотом за спиной: «Бедняжка, ей так не везет с личным... » А так ли уж и не везет?

Из книги святителя Феофана Затворника «Спасение в семейной жизни»:

«Что дочь в девицах — это не велика беда. А замужем какая радость? Только тягота, труд и нужда. Какая же она беспридельная, когда у отца и матери? Пусть живет честно и трудит­ся, и хоть всю жизнь так».

Из «Мыслей святителя Феофана Затворни­ка на церковное чтение»:

«Господь говорит, что брачный союз перво­начально Сам Бог благословил и вложил закон этот в естество наше, о тех же кои хотят не жениться, сказал: многий вместити, да вмес­тит (Мф. 19, 5 и 12). Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настоль­ко необходимым и неизбежным, чтобы не было места безбрачию. Последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения без­брачен по закону естественному, но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец нахо­дится по рождению без участия воли, стано­вится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй — естественные безбрачники. Отчего же духов­ное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не пони­мают, что естественно телу, а что естественно духу, и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным».

Человек так настроил себя на земную жизнь, что ему всегда будет чего-то не хватать. Сейчас женщине не хватает мужской любви, завтра в браке будет не доставать тепла и лас­ки, или муж окажется «тряпкой», или ребенок родится больным и жизнь пойдет напереко­сяк... Чаще всего так и случается. Почему? Да потому, что если человек не умеет довольст­воваться своим нынешним состоянием, если он чего-то страстно жаждет и о чем-то мечтает, вопреки сегодняшнему дню (который, как учат святые отцы, всегда может оказаться после­дним), то такой человек не будет до конца счастлив и доволен, даже когда получит жела­емое. Женщины могут возмутиться: ведь речь идет о таких важных вещах, как семейный уют, продолжение рода — лучше быть несчаст­ной с мужчиной, чем без него, и родить ребен­ка, пусть и не соответствующего ожиданиям, но не смотреть с завистью на чужие коляски. Да, такое мнение очень распространено, и ос­новано как минимум на двух причинах. Пер­вая, важная и сильнодействующая — мощный половой инстинкт, плюс присущий только жен­щине инстинкт материнства. И даже жажда нежного мужского сочувствия, желание при­слониться к сильному плечу и поплакать на нем — в некоторой степени одно из тонких проявлений полового инстинкта. Ведь если мама или сестра, гораздо нежнее, чём любой мужчина, вытрут ваши слезы, вы все равно останетесь неудовлетворенными, да? Вам бу­дет нужен именно мужчина. И это не грешно, это прекрасно, но все-таки это он самый и есть — половой инстинкт. «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Все так — и Бог, и данная нам Им физическая природа благословляют женщину как носи­тельницу новой жизни. Что здесь скажешь? Да только то, что инстинкты, даже важнейшие и благороднейшие, могут уже не властвовать над душой женщины-христианки, нового со­здания в Боге, если сама она не будет отдавать­ся в их власть, усиливая ее постоянными сле­зами о своей несчастной женской доле. В конце концов, каждый живет так, как сам того хо­чет. Допустим, не в вашей власти найти себе мужа, но ведь перестать нервничать и комп­лексовать на сей счет вам вполне под силу. Слова о влечении к мужу Господь говорил Еве при изгнании из Рая. Сейчас Господь вновь открыл нам двери в Рай. И если множество женщин спасаются чадородием, то почему вы уверены, что Господь именно вам не предназ­начил иной, еще более узкий — и только ваш — путь? Вспомните сонм христианских муче­ниц — они отвергали выгоднейшие партии и не чувствовали себя при этом ущербными и достойными жалости. Они шли своим путем, они проживали пусть даже короткую, но са­мую полноценную жизнь и были счастливы тем, что для других было непонятно и Непости­жимо — страданиями во имя Христа. И если во имя верности Христу вам надо немного по­страдать, обуздывая естественные инстинкты, неужели вы откажетесь? Неужели, «выскочив замуж» за первого встречного, вы рассчитыва­ете таким образом исполнить Божью волю? Ищите, молитесь, ждите, работайте над со­бой — и если ваша доля быть женой и матерью, то Господь так или иначе пришлет вам вашего суженого. Но если это не свершается столь быстро, как вам хочется, учитесь жить одна, никого не слушая и не допуская расслабляю­щей жалости к себе. В конце концов образ Марии, слушавшей у ног Христа учение Его, всегда был притягательней для всех, чем суе­тившейся об угощении Марфы (хотя и Марфа угодила Христу).

Но вот тут-то в силу вступает вторая пре­града, далеко не столь важная, как первая, и намного легче преодолимая, но которая почему-то порой оказывает сильнейшее вли­яние на роковое необдуманное решение жен­щины «хоть за кого, лишь бы пристроиться» — пресловутое общественное мнение. И речь идет уже даже не о соседках и школьных под­ругах.

Самая большая ошибка считать, что брак — цель жизни женщины. Ибо цель любой земной жизни — жизнь вечная. Что для женщины самое главное? Да то же самое, что и для муж­чины! Распознать волю Божию о себе и испол­нить ее здесь, на этой грешной земле до Страш­ного Суда. А какая она, Божья воля? Да, для женщин (не побоюсь сказать — для абсолютно­го большинства) эта воля Божия может заклю­чаться в рождении и христианском воспита­нии детей. Но сколько бы нам ни внушали, что жизнь женщины неполна без создания семьи, всегда найдутся примеры, доказывающие об­ратное. Нигде — ни в Новом Завете, ни у свя­тых отцов — вы не найдете такого утвержде­ния. Негоже быть человеку единому! — сказал Господь, сотворив Адама. Но во Христе чело­век уже не один. Дух побеждает плоть.

 

«Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научившись познавать Бога и с радос­тью и желанием следовать воле Божией — спасительной и наполняющей жизнь истин­ным содержанием. А человек может делать любую работу — от самой ничтожной до самой великой — и спасаться этим или погибать. Будешь жить для Бога и во славу Божию — вот и спасение, вот и истинный, а не эфемерный смысл жизни. И если бы была воля Божия быть тебе женой и матерью, то ты бы ею давно стала. Но сейчас, в 47 лет, твоя тоска о минув­шем не более чем искушение.

Доктор, доктор! Оглянись вокруг! Твоим больным не надо ничего передавать от твоего внутреннего содержания — они этого не пой­мут. Им нужны твоя любовь, твой профессио­нализм, и все это в Боге, в молитве о них. О каком еще невозделанном клочке своей ду­ши ты говоришь? Все у нас на месте, все Богом благословлено, а с искушениями уже давно пришла пора бороться, распознавать их и ис­коренять.

Тебе и С. и М. Божие благословение на все доброе...

... Дорогая о Господе Н.!


Живи дома с родителями и начни помогать им во всем. Приглядись к ним внимательно, они ведь уже очень нуждаются в твоей дочер­ней ласке и тепле. Как только это поймешь и почувствуешь, так и перестанешь быть оди­нокой. Господь расширит твое сердечко, и тебе от этого самой будет хорошо.

Не ищи опоры в людях, но в Боге, и Господь пошлет надежных друзей по духу.

Господь с тобою!

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)».

 

Прислушайтесь к мудрым слова отца Иоан­на. В служении Богу духовно опытный батюш­ка не делает различия между мужчинами и женщинами, адресуясь к христианской люб­ви, которая в сердце истинной женщины так или иначе всегда найдет проявление.

А теперь предлагаю вам иной взгляд — взгляд, скорее всего, неверующего психоло­га-мужчины, возмущенного давлением на женщину со стороны своих коллег, тоже жен­щин. Заранее скажу, что не во всем согласна с утверждениями уважаемого специалиста, но, может быть, что-то из приведенных ниже ут­верждений послужит вам, милые женщины, некоторым утешением, если одиночество ваше и впрямь стало казаться нестерпимым.

 

Пять иллюзий, навязанных женщинам.

«Испокон веку мужчины строили цивили­зацию, основанную на их представлениях о благополучии, порядке и счастье. Женщин убеждали (а чаще — заставляли) вопреки их интересам принять эти представления. И надо признать, мужчины в этом изрядно преуспе­ли. Сегодня многие представительницы пре­красной половины человечества даже не отда­ют себе отчета, что живут иллюзиями, которые им навязала другая, не столь прекрасная поло­вина. И, добившись такого «счастья», которое придумали мужчины для своих подруг, мно­гие женщины начинают недоумевать: неужели именно этого и хотелось от жизни? Первый шаг к подлинному счастью — освобождение от иллюзий, чуждых женской природе. А для этого в них надо сначала разобраться. Вот ка­кие представления, по наблюдениям психоло­гов, женщины неосмотрительно позаимствова­ли у мужчин:

Женщина может быть счастлива только...

 

... рядом с мужчиной. На самом деле, в пер­вую очередь самому мужчине, чтобы почув­ствовать себя комфортно, необходима женская ласка и забота. Без этого он либо «звереет», либо опускается. К тому же мужские амбиции требуют, чтобы рядом был кто-то, кто от него зависит. Иначе как чувствовать свою силу и достоинство? Умные женщины это понимают и тонко подыгрывают этим амбициям, стара­ясь не уязвить мужчину даже намеком на соб­ственное превосходство. Женщины гораздо бо­лее самодостаточны, способны сами о себе по­заботиться. Прекрасно, если рядом есть верный друг, на которого можно положиться. Но дале­ко не каждый мужчина способен составить женское счастье. При виде иного скорее дума­ется: «Какое счастье, что я не с ним! » Чаще всего та, кто ожидает, что счастье ей подарит мужчина, рискует бесплодно прождать всю жизнь. Гораздо лучше чувствует себя та, чье счастье не зависит от прихотей мужчины и даже от его наличия.

 

... если выгладит как супермодель. По на­блюдениям психологов, писаные красавицы, как правило, не чувствуют себя более счастли­выми, чем их не столь яркие подруги. Боль­шинство женщин относятся к ним ревниво и откровенно недолюбливают. Многие мужчи­ны их просто побаиваются, опасаясь рядом с ними оказаться не на высоте. К тому же муж­чины отказываются верить, что красота и ум могут ужиться в одном человеке. Зато они безотчетно приписывают красивым женщи­нам повышенную сексуальность и в этом плане бывают разочарованы тем, чем были бы впол­не довольны с менее блистательной подругой. Стремление женщины выглядеть привлека­тельно естественно, но для этого вовсе не обя­зательно быть похожей на Памелу Андерсон. Очаровательной может быть каждая, если умело используют свои индивидуальные дос­тоинства...

 

... если она молода. На самом деле свои пре­имущества есть у любого возраста. Умные люди (а о других и заботиться не стоит) умеют це­нить те достоинства, которые приходят с опытом. Молоденькими девчонками увле­каются только их неопытные сверстники да престарелые ловеласы: и те, и другие опасают­ся, что опытная женщина невысоко их оцените Стремление выглядеть моложе похвально, но особо усердствовать тут не стоит. Полюбуй­тесь на старшеклассниц, как отчаянно они пы­таются выглядеть старше!

 

... если она не обременена деловыми забота­ми. Как свидетельствуют социологические опросы, только женщины, занятые неквалифи­цированным трудом, видят свое счастье в празд­ности. Большинство женщин, занятых интерес­ной творческой работой, указывают, что не ос­тавили бы ее, даже если бы не нуждались в заработке. С другой стороны, специалистам из­вестен своеобразный «невроз домохозяйки» — ощущение одиночества, подавленности, бес­смысленности своей жизни. Так что, если вам чего-то не хватает для счастья, задумайтесь: может быть, вам нужно интересное дело?

 

... как заботливая мать замечательных де­тей. Материнская роль органична для жен­щины, но именно она часто загоняет ее в пси­хологическую ловушку. Редко бывает счастли­ва та, кто «всю себя отдала детям», ибо дети не умеют ценить такую самоотверженность. К тому же дать детям что-то полезное можно лишь тогда, когда у тебя есть что дать, когда ты сама что-то собою представляешь. А для этого необходимо уделить внимание самосовершен­ствованию.

На тему о том, как быть довольным своей жизнью, психологи исписали тонны бумаги. Но, пожалуй, никто не выразился точнее аме­риканского богослова Рейнгольда Нибура, молившего Бога: «Боже, дай мне разум и ду­шевный покой признать то, что я не в силах изменить, мужество — изменить то, что могу, и мудрость — отличить одно от другого». Пере­станьте беспокоиться о том, что не в вашей власти. Поверьте, останется еще много всего такого, к чему следует приложить свои силы. Вот тут-то и развернитесь. Только не ставьте перед собой слишком грандиозных задач и не ждите их немедленного решения. Ропщет на жизнь, как правило, тот, кто требует от нее слишком многого.

У каждого человека, думаю, свое мнение о браке, о причинах и цели союза между мужчи­ной и женщиной. И каждый человек обязан уважать мнение другого. Я, например, счи­таю, что брак логичен лишь в том случае, если двое людей не хотят жить друг без друга — значит, они должны жить вместе. В остальных случаях заключение брака теряет смысл. Но я знаю, что многие женщины не согласятся со мной, и с уважением принимаю (пускай и не разделяю) их точку зрения. Не могу согла­ситься только с одним — когда один человек навязывает свое отношение к жизни другому, порой вовсе на него не похожему. Так будем же милосердны друг к другу и поскорее пере­станем коситься на людей, в чем-то не соответ­ствующих общепринятым стандартам и на­шему личному пониманию о том, что есть пра­вильно...

 

Как примириться с одиночеством

Помните долгое обсуждение в интернете проблемы Светланы Л., которая хотела, но, по счастью, не могла решиться на брак без люб­ви? В ходе дискуссии участниками форума была затронута тема: одиночество — так ли это страшно?

Священник Борис Мерлин высказался по этому поводу: «Не могу согласиться с тем, что «одиночество, конечно, страшная и разру­шительная сила». Одинокая жизнь может быть и без чувства одиночества, если она Христа ради. Конечно, иногда наваливается «туга» сер­дечная, печаль, саможаление, ядовитое уны­ние и т. п., но, слава Богу, помощь Божия не медлит в такие моменты. Нас, Христа ради одиноких, Господь весьма ощутимо охраняет и милостиво опекает».

 

«А у меня была похожая ситуация, в меня три года был влюблен молодой человек и все время хотел на мне жениться. У меня было похожее к нему отношение, и я тоже боялась одиночества. Я рада, что так и не вышла за него замуж. Я не могу сказать, что перестала бояться одиночества, просто я смотрю на него по-другому. ОДИНОЧЕСТВО — ОТОРВАН­НОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ БОГА! И ни один чело­век не заменит вам Бога.

Меня Господь учил этому в элементарных ситуациях, когда мне нужна была помощь, я искала ее у людей и не находила. БОГ — наш самый близкий Человек, ближе его никого нет. Он всегда выслушает, Он сердцеведец, иногда исправит, иногда утешит, но всегда любя, хотя иногда Его любовь — огонь, сжигающий терние наших страстей.

Мушкина Анастасия Игоревна».

 

«Когда человек осознает свое одиночество, он вопрошает: «Кто поможет мне? » И ответ гласит: «Я сам должен помочь себе»... И зало­жен первый камень характера. А еще ответ гласит: «Господь в небесах поможет мне тем вернее, чем преданнее Ему буду я»... И зало­жен основополагающий камень живой веры. В одиночестве человек находит самого себя, силу своего характера и святой источник жизни. Когда человек постигает чужое оди­ночество, ... тогда он говорит: «Я помогу им! Братья, я помогу вам — поскольку вы одино­ки, а я знаю тягость одиночества». Сам нахо­дясь в одиночестве, человек находит своего одиноко страдающего брата и помогает ему. И как раз тут — зарождение духовной любви, братства и истинных чувств.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.