Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 3 страница



Эти люди с самого начала создали право­славную семью, отличительная особенность ко­торой — ровные отношения. Кому-то может показаться, что в них есть некая холодность, но, тем не менее, это та семья, которая дей­ствительно похожа на храм. Его строительство еще не завершено, сейчас супруги только гото­вятся стать родителями, но это — настоящий христианский брак. Он угоден Господу. Л. и ее муж живут церковной жизнью, соблюдают по­сты, участвуют в Таинствах. Этот пример может оказаться полезным для тех девушек, которые уже отчаялись выйти замуж. Когда Господь видит в человеке настоящее желание трудиться, Он обязательно посещает Своим чудным Промыслом.

Священник Андрей Ов­чинников».

 

Что значит «разумно подойти к браку»? Жених найден (пусть не вами) или даже по­явился неожиданно в вашей жизни в результа­те долгих молитв, и этот человек симпатичен вам. Надо ли сразу спешить под венец? Ни в коем случае. Молодые люди из рассказа отца Андрея около года встречались и присматри­вались друг к другу. Никто не оказывал на них давления. Они молились и готовы были понес­ти труды ради созидания своего брака. Ради созидания любви в браке. Их дружба (любовь-филео, о чем мы будем говорить ниже) была проверена и выдержала проверку — мо­лодые люди нашли с Божьей помощью выход из тупика, в который, как пишет батюшка, зашли их отношения. И самое главное — они поступали в соответствии с тем, чего хотели от жизни. Им не нужна была бурная влюблен­ность, их вполне устраивала ровная, спокой­ная дружба. Любовь ли это? Я думаю, да. И это хорошо. А кому-то для вступления в брак просто необходима первоначальная пылкая влюбленность. И это хорошо. Плохо, если че­ловек ломает себя.

Так что любой женщине необходимо при­смотреться к потенциальному жениху и по­нять, тот ли это человек, с которым она готова прожить всю жизнь. Ошибкой было бы искать мужа по степени воцерковленности, подсчи­тывая, сколько раз в месяц он причащается и сколько поклонов в день бьет. Несколько лет, постоянно ходя в церковь, мы уже склон­ны воображать себя существами духовными, но человек вообще-то еще существо и душев­ное, и физическое. Отвергать эти низшие со­ставляющие, простите, — глупость неофитства, не учитывать их в браке — неуважение к Богу и выбранному вами человеку. Именно Господь сотворил нас такими, какие мы есть, это Он заложил в нас законы психологической и фи­зиологической совместимости, и верхом легко­мыслия было бы, что называется, «наплевать» на эти законы, а потом жаловаться Богу, что с мужем что-то не так. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Да-да, я встречала очень несчастливые семьи, в которых люди были искренно верующими и поначалу с ува­жением и восхищением относились к вере друг друга, влюблялись именно в веру друг друга и решали, что этого достаточно для вступле­ния в брак, а потом «Бог сделает все осталь­ное». Рушились семьи, созданные по благословению... Жизнь жестоко наказывает лю­дей за желание уйти от ответственности за свои решения. Ведь вы осознанно возложили эту ответственность за важнейший шаг в вашей жизни (от которого зависит, между прочим, и ваше спасение) на кого-то другого, не дав труда себе задуматься: тот ли человек, с кем можете жить именно вы, встанет с вами перед алтарем? Духовная лень часто приводит к трагедиям. Хуже всего, что страдали и стра­дают дети. Поэтому не торопитесь. Не думайте, что христианская любовь возникнет на пус­том месте или же вместо миража на этом месте. Не стоит особенно уповать, что Господь совме­щает несовместимое. Это было бы чудом, а требовать от Бога чудес мы, конечно, можем, но это дерзость, далеко не всегда оправданная.

 

«По-моему, соглашаться на брак надо с лю­бимым (тобою) и любящим (тебя) человеком. К сожалению, даже если вы встретите верую­щего человека, более того — воцерковленного, то одно лишь это отнюдь не гарантирует вам душевного спокойствия, взаимопонимания, взаимоуважения в браке. Может быть, вам по­кажется это странным, но тем не менее, как оказалось, возможен и такой вариант. Ведь нам приходится иметь дело с реальным челове­ком, а не с «цитатником из Библии», который всякий раз способен ответить на наш вопрос и поступить строго в соответствии с написан­ным в этой книге. Даже если человек знает верный ответ, то не всегда у него хватает сил понять и поступить именно так, как это было нам заповедано. Разумеется, из этого вовсе не следует, что перед нами плохой человек! Просто нужно понять, что перед нами ЧЕЛО­ВЕК, а не ангел во плоти, понять это и про­стить ему его человеческое несовершенство. Так вот все это сделать ПРОСТО только тогда, когда человека ЛЮБИШЬ. В этом случае ты прощаешь его как маленького ребенка (ну нельзя на него обижаться — он же маленький). А без любви вы будете сталкиваться с непони­манием друг друга даже там, где, казалось бы, и не должно возникать никаких разночтений. Любящий человек способен не замечать (сми­ряться, терпеть) многие недостатки любимого, а нелюбящий найдет эти недостатки там, где их и нет. Поэтому, если в фундамент семьи краеугольным камнем закладывается Любовь = Бог, то и устои ее будут незыблемы, а если что-то иное, то вряд ли человек при этом ста­нет счастливым в браке. О любви очень точно сказал апостол Павел (1 Кор. 13, 4-8), и если наше чувство отличается от описанного им, то мы еще не знаем, что такое любовь. Игорь М. » (Из ответа Светлане Л. на форуме «Человек его вера». )

 

Так как же все-таки найти православного жениха? И стоит ли вообще искать? Каждый сам решает для себя. Правда, о том, «что де­лать», мы еще поговорим. А о самом главном много говорить не будем. Вы уже и сами дога­дались. Самое главное — молитва.

«Однажды ко мне подошла «зареванная» молодая девушка и стала жаловаться, что у нее не складывается жизнь. Она не может найти жениха, желает выйти замуж. Я спросил ее, молится ли она об этом. Она со смущением ответила, что ей как-то неудобно тревожить Бога подобными просьбами. Мы с ней погово­рили, и я ей подсказал молиться прямо о своей нужде, своими словами и от души, но только не устанавливать сроки для Господа. В том приходе я не был целый год. Через год я вновь там появился и вспомнил ее, она уже стояла со своим супругом ужасно довольная и весе­лая. Когда она подошла к кресту, я ее тихо спросил: «Ну как? » Она живо ответила: «Все очень хорошо! » Вот как бывает. Священник Борис Мерлин».

 

 

«Эмансипе»,

или что делать «сильной женщине»

 

«... Еще одна проблема — так называемые «эмансипе». Это слово часто в среде православ­ных приобретает явно негативный оттенок. У меня есть несколько знакомых, которым уже за тридцать, они, не имея семьи, живут в оди­ночестве, соблюдая Седьмую заповедь, посе­щают Храм, участвуют в Таинствах. Все они работают, большинство неплохо зарабатывает. Но каждая из них хоть раз да столкнулась с пренебрежительно-снисходительным отноше­нием со стороны членов церковной общины, в ряде случаев — батюшек и матушек (к сожа­лению): мол, твой путь не спасительный, ты — современная женщина (слово «современная» здесь подразумевает весьма негативный отте­нок). А если она еще следит за собой (что вроде бы и не грех) и неплохо выглядит, да вместо косы или пучка носит современную стрижку с укладкой (отнюдь не вызывающую и не «зазы­вающую»), то это может вызвать значитель­ную степень презрения.

Дорогие сестры! Давайте избегать крайнос­тей и терпимо относиться к благословляемым или попускаемым жизненным путям друг дру­га. Не нам судить, и многое не от нас зависит.

Ирина Е., 29 лет, разведена».

 

Письмо, отрывок из которого вы сейчас про­читали, пришло в редакцию православной се­мейной газеты «Как жить» (где одно время довелось работать автору этой книги) в руб­рику «Откликнитесь». В этой рубрике публи­ковались письма читателей, находящихся в какой-то затруднительной ситуации или ищу­щих ответы на различные вопросы. Редакция и другие читатели старались помочь человеку разобраться в его проблеме.

 

«Дорогие сестры! Давайте избегать крайно­стей и терпимо относиться к благословляемым или попускаемым жизненным путям друг дру­га» — золотые слова! Осталось только автору письма первой испробовать свои советы и тер­пимо, а хватит сил — то и с любовью начать относиться к тем, кто, по ее великому мнению о себе, относится к ней с презрением! Уве­ряю — проблема «эмансипе» просто раство­рится в небытии!

Р. Б. Иоанн».

 

С этими словами трудно не согласиться. Однако все ли так просто? Не слишком ли привыкли мы любому человеку, жалующему­ся на что-то (или на кого-то) отвечать, как нам кажется, по-христиански: сначала сам себя смири. А если перевести с «благочестивого» на русский, то получится «сам дурак». Про­блема «эмансипе» надуманная ли? Если веру­ющая женщина, которую Бог и умом, и силой духа наделил, постоянно читает в околопра­вославной литературе, что она как-то не так сделана только потому, что на самом деле слиш­ком «хорошо сделана», захочет ли она и даль­ше общаться с братьями и сестрами по вере или все-таки станет их сторониться? Деловая женщина не женщина? А если она, скажем, — равноапостольная княгиня Ольга? Или Ека­терина Великая? Но ведь на самом деле все гораздо проще — любая женщина настолько женщина, настолько она ею себя чувствует. И руководство в фирме или звание доктора наук этому совершенно не помеха. Я знаю док­тора наук, которая пятерых детей воспитала. Так в чем же проблема? А проблема-то есть. Невыдуманная. Только православные «вос­питатели» взрослых людей не там ее ищут. Вот еще одно письмо читательницы газеты «Как жить».

 

«Я с детства была очень упорным челове­ком, сильной по характеру. Благодаря этим качествам многого в жизни удалось добиться. Я приехала в Москву из провинциального городка, поступила в престижный ВУЗ, окон­чила его с красным дипломом. Потом устрои­лась на работу в солидную фирму, через несколько лет купила квартиру. А вот личная жизнь не складывается. Нет, дело не в том, что за мной никто не ухаживает — кандидатов в мужья более чем достаточно. Но все эти муж­чины кажутся мне какими-то слабенькими, я не могу испытывать к ним уважение, тем более — любовь. В то же время сильные муж­чины вызывают у меня восхищение. Я имею в виду, сильные духом, чего-то добившиеся в жизни. Именно таков мой начальник. В него я уже давно влюблена. С начальником мы по­чти ровесники — ему 30 лет, и он не был женат. Начальник — человек верующий, у не­го есть духовник. В последнее время я заме­тила, что шеф ухаживает за молоденькой де­вушкой. Ей 19 лет, она хорошенькая, жизне­радостная. Общие знакомые рассказали, что с этой девушкой моего начальника познако­мил его духовник — батюшка переживает, что его чадо все никак не женится. Я ничего не могу с собой поделать, чувствую, что мне очень больно видеть их вместе. Особенно заде­вает то, что девушка на 10 лет меня моложе. Хотя между начальником и его подругой, как мне кажется, нет пока ничего серьезного — так, начальная стадия знакомства, прогулки и разговоры. Я точно знаю — даже если ниче­го не получится с начальником, я снова буду искать знакомства с мужчиной такого же ти­па — сильным, властным. Но их так мало среди верующих. Как быть?

Настя В., 29 лет, Москва».

 

Для начала дадим слово тем, кто захотел помочь Насте советом. Здесь мнения раздели­лись.

 

«Если она так старательно поддерживает имидж железной леди, тогда нечего ей и жало­ваться. Тут или имидж, или муж. Может, на­чальник просто боится подойти к ней, думает, вот сейчас она ка-ак двинет ему (морально, разумеется) по ушам: мол, куда вам, мужи­кам, до меня, Хозяйки Медной горы! Мужчи­ны, кстати, очень тяжело переживают отказ женщин. Принимают отказ как попытку дока­зательства своей мужской несостоятельности.

 Юлия С».

 

«Х-мм, сильная женщина... такое растя­жимое понятие. Кто что под этим понимает: для меня сильный человек — красивый духом. Впрочем, возможно она и красотой духа не обделена, но ее может спасти женственность, пусть научится быть ЖЕНЩИНОЙ, и все в жизни у нее станет на места, деловитость, борьба за жизнь значительно притупляет это важное, доминирующее свойство женщины, происходит дезориентация, которая и мужчин путает, и у женщин отбирает счастье. Надо учиться возвращаться к тому, что Бог опреде­лил нам изначально.

 Люда».

 

«Вообще это проблема. Постараюсь сфор­мулировать поточней свое мнение. Конечно, правилом является такая ситуация, когда муж обеспечивает семью, а супруга заботится о муже, о доме, короче, поддерживает «очаг». Тут вполне естественна ситуация, когда муж­чина — глава семьи. Но бывают и исключения, так называемые «семьи-перевертыши», когда жена обеспечивает семью, а вот муж при этом... Складывается по-разному. Самая свинская си­туация, когда мужик живет на всем готовом, ничего не делает даже по дому, а является неким декоративным украшением в семье. Вот такого положения дел я внутренне не при­емлю никак. Если же просто перераспределя­ются роли между мужчиной и женщиной, то это, конечно исключение из правил, но я не вижу здесь чего-либо ужасного или особо постыдного для мужчины (хотя такая ситуа­ция не по мне).

Описанная же вами ситуация на самом деле необычна... Но и ее можно разрешить. Мне думается, здесь могут быть проблемы с распре­делением функций внутри семьи — ситуация «двух медведей в одной берлоге». Но ничего нет невозможного для двух любящих сердец. Просто люди должны изначально очень внима­тельно относиться к выстраиванию своих отно­шений, стараться научиться договариваться, уступать друг другу — собственно, делать все то, что делают все супруги. А ломать себя и под кого-то подстраиваться я бы не посоветовал. Я уверен, что для каждого человека есть в этом мире своя половинка, надо просто ее дождать­ся.

Максим Окулов».

 

Как видим, в двух первых письмах рас­сматривается один аспект проблемы под на­званием «сильная женщина» — некоторый (а порой и весьма существенный) недостаток у «Хозяйки Медной горы» женственности, нежной мягкости, присущей слабому полу. Сразу скажу, что лично я не верю, что какая-ли­бо, пусть даже самая неженская деятельность может привести к такой грустной утрате. А вот изначально неправильное воспитание — да. И это, на мой взгляд, уже не просто пробле­ма — это трагедия. Чаще всего мать-деспот как дурную наследственность передает дочери мужскую жесткую хватку, высокомерное отношение к окружающим, бескомпромисс­ность, неумение смириться, если надо — под­чиниться, если надо — проявить мягкость и ласковость. У таких женщин действительно возникают большие проблемы с замужеством, а если выйти замуж «железным леди» все же удается, то нередко ее забитый муж, намаяв­шись, начинает искать утешения в обществе другой, пусть даже дурочки, зато «мягкой и пушистой». В таких случаях выход может быть только в том, чтобы женщина осознала свою проблему и попыталась справиться со своими недостатками. И для этого ей не придется ло­мать себя — ведь наклонность к деспотизму никому, даже самым сильным от Бога не дает­ся, она от греховного повреждения в людских душах укореняется. Мне кажется, что любой женщине, даже воительнице, даже Жанне д'Арк, по природе своей ничто женское не чуж­до. Надо лишь научиться выявлять это жен­ское и использовать по назначению. Рожда­ются, конечно, люди с гормональными нару­шениями, в их случае проблема сугубо обостряется, но не об этом мы ведем сейчас речь. Мы говорим о женщинах, которые рож­дены были, чтобы стать Женщинами (кстати, наличие мужчины в личной жизни вовсе не обязательно, чтобы женщина ощущала себя в полной гармонии со своим полом), но не стали ими в полной мере из-за просчетов в воспитании или других травмирующих жиз­ненных факторов. Ева была создана как по­мощница Адаму. Сотворим человеку помощ­ника, — сказал Господь. И современная Ева, будь она хоть банкиршей, хоть второй Марией Кюри, всегда будет помощницей своему Ада­му, прежде всего в сфере душевной и духов­ной, если она Женщина.

 

«Да, мужчине нужен уют в доме, и хоро­ший обед не помешает, но куда больше ему нужны ваше внимание, понимание и поддерж­ка. Но, оказывая поддержку мужу, ни на ми­нуту не забывайте, что у каждого мужчины есть заветная мечта быть главой семьи, быть главным в доме... Если в семье главенствует женщина, то, как правило, это означает, что муж «под каблуком». Представить трудно, что­бы женщину обвинили в том, что она «подкаб-лучница»... Несмотря на разговоры о равен­стве мужчин и женщин, социально-половые различия в обществе являются существенны­ми. Вспоминайте об этом всякий раз, когда вы решите отчитать своего мужа, как ребенка, унизить его достоинство при друзьях, сделать его попрошайкой в ваших сексуальных отно­шениях. Необходимо каждый день подчерки­вать мужскую сущность в вашем муже.

Но, подчеркивая мужественность, не забы­вайте о том, что и женщины и мужчины — мы все, в первую очередь, люди, и ничто чело­веческое мужчинам, так же, как и нам, не чуждо. У женщин с мужчинами гораздо боль­ше общего, чем различного. Принадлежность к тому или иному полу не исключает пережи­вание разнообразных чувств и эмоций. Ваше­му мужу может быть так же грустно и, как и вам, так же хочется пожаловаться, а иногда и поплакать. Мальчика с детских лет учат скрывать свои чувства, а иногда и демонстри­ровать чувства, совершенно противоположные тем, что они испытывают. Сентиментального, жалостливого мальчишку высмеивают, плак­су будут дразнить. Но скрывать все время свои переживания тяжело и нездорово. Будьте для своего любимого психотерапевтом. Позволяй­те ему пожаловаться вам, а при случае и по­плакать. Тем самым вы сбережете его здоровье и повысите его устойчивость к стрессам. Что выгодно и вам. Вообще все, что делаете для мужа, вы делаете для себя...

Быт — это канва семейной жизни, на кото­рой мы вышиваем узоры счастья и любви или злобы и конфликтов. В семье все-таки до сих пор присутствует разделение функций. За фи­нансовое обеспечение семьи, как правило, не­сет ответственность муж. Я хочу подчеркнуть, что не обязательно мужчина в семье должен зарабатывать больше, это не существенно. Но как глава семьи он должен планировать по­купки, поездки, сводить концы с концами. Бремя ответственности и головная боль за фи­нансы должны быть у главы семьи. На то он и глава. А вот организация быта — это женс­кая функция. Но организация быта не должна быть головной болью. И вообще слишком силь­но забивать этим голову не следует. Слишком уж погружаться в борщи да каши не стоит. Думать надо о высоком и приятном. А руками стирать, готовить, вытирать пыль...

Настоящий мужчина может быть рядом только с женственной женщиной. Прямо-таки масло масляное, скажете вы. А вы про многих своих подруг можете сказать, что они жен­ственные? Женственность — это доброта, нежность, отсутствие цинизма и пошлости, это ум, который скорее можно назвать муд­ростью. И это умение быть преданной и вер­ной, относиться к мужчине с большим уваже­нием как к господину, никогда при этом не превращаясь в служанку. Женственность — это обязательно чувство собственного достоин­ства, благодарности за то, что природа создала тебя женщиной.

Мужчина может почувствовать себя силь­ным, только если рядом слабая женщина, и мужественным, если рядом женственная женщина. Поэтому путь у нас с вами только один — это не бояться стать незащищенной, слабой и уязвимой. Молодые эмансипирован­ные леди меня при этом ехидно спрашивают: так что ж вы предлагаете обманывать, притво­ряться? Я не думаю, что в этом есть необходи­мость. В каждом из вас живет мечта стать именно такой, но вы привыкли постоянно кон­тролировать ситуацию и боитесь отказаться от этого контроля» (Галина Белозуб «Брак от рас­света до заката»).

 

Простите за такую длинную цитату, но, думаю, лучше Галины Белозуб, специалиста по семейным отношениям, помогшей уже ты­сячам людей сохранить семью, я не скажу. Ее видение ситуации, ее советы, уверена, могут быть приняты большинством женщин. Но — опять это но!.. Но правила для того и правила, чтобы из них были исключения. Вы не забыли про Настю, 29 лет, видящую личное счастье в браке только с сильным мужчиной? Мы при­вели еще один ответ на ее письмо, ответ Макси­ма Окулова. Максим не обвиняет Настю в от­сутствии женственности (из ее письма это очень трудно заключить), он оставляет ей право на силу, но при этом говорит о возможной пробле­ме распределения функций внутри семьи. И это порой действительно может стать очень сильной головной болью.

Приведем, пожалуй, самый яркий истори­ческий пример — пример императрицы Ека­терины Второй, удивительной женщины, о которой мы по сути не знаем ничего. Ибо рас­тиражированные пошлости о ее личной жизни «знаниями» назвать нельзя и с натяжкой. На самом деле это была очень «невезучая» на любовь женщина. И «невезение» это имело вполне конкретные психологические причи­ны. Тем, что называется «женственностью», великая русская царица обладала в полной мере, и современники это с охотой подтверж­дали. Она была мягкой, милой, утонченной, деликатной, веселой, очаровательной и прочее и прочее, что мы привыкли включать в поня­тие «женственность». С юности скромная прин­цесса была настроена на брак в патриархаль­ном его понимании, готова была подчиняться тому мужу и по ходу дела учиться любить того мужа, которого ей преподнесет судьба, а иначе принцессам и нельзя было. Но судьба распоря­дилась по-другому. Да, Екатерина была истин­ной женщиной, но она была еще и одной из умнейших женщин своего времени. Ум ее был сродни мужскому, и деятельность русской ца­рицы потребовала жесткой руки под мягкой перчаткой. Как сильная, умная, развитая жен­щина Екатерина тянулась к таким же мужчи­нам. Это и сделало ее несчастной. Тринадцать лет Екатерина Алексеевна прожила в граж­данском браке с Григорием Орловым, ни разу, вопреки распространенному мнению, не изме­нив ему за эти годы. Это была самая настоя­щая, глубокая обоюдная любовь. Но беда зак­лючалась в том, что граф Григорий Орлов при своем уме, образованности и силе — вернее, именно благодаря этим качествам, все-таки ощущал себя неровней своей царственной под­руге. Как ни старалась Екатерина в личных отношениях быть мягкой и покорной, Орлов чувствовал ее силу и превосходство над ним. И он оставил ее. Именно это было причиной их разрыва, очень долго мучительно переживае­мого императрицей, а вовсе не «соперник» Потемкин, ибо Потемкин появился уже по­зднее. Интересно, что Григорий Орлов женил­ся затем по большой любви на женщине моло­же на двадцать пять лет, полностью в нем растворившейся — тем самым, похоже, он из­живал комплексы, приобретенные в граждан­ском браке с императрицей.

С другим Григорием, Потемкиным, было интереснее. В нем Екатерина нашла наконец свой идеал — мужчину, который превосходил ее во многом. Потемкин был не только истин­ным рыцарем — он был государственным ге­нием. И императрица отдала ему не только сердце, но и руку. Есть предание о том, что, совершая тайное венчание, священник, дойдя до слов «Жена да боится мужа», кинул на царицу невольный испуганный взгляд. Екате­рина при этом будто бы сделала жест рукой: «так тому и быть». Правда это или нет, но этот эпизод полностью отражает отношение Екате­рины к традиционному распределению ролей в браке. Как женщина она готова была «убо­яться» Потемкина — в частной жизни она уме­ла быть покорной и терпеливой. Но прошло некоторое время, и между счастливыми супру­гами участились ссоры. «Мы ссоримся из-за власти, а не любви», — грустно писала царица мужу. Ибо, когда речь заходила о государст­венных делах, политик вытеснял из Екатери­ны женщину, она забывала о своей покорности и уже далеко не с такой легкостью шла на компромисс. Царица мучилась, потому что ей нередко приходилось со всей своей политичес­кой жесткостью «давить» на мужа, которому она хотела бы навсегда стать ласковой и по­слушной подругой. Дело кончилось полным личным разрывом — и одновременно крепким гармоничным деловым союзом на долгие годы. Потеряв Потемкина как мужа, царица при­обрела в его лице гениального сподвижника. Она сделала свой непростой выбор и навсегда потеряла надежду на личное счастье.

Сильных деловых женщин, прочитавших об этой истории и загрустивших, я могу уте­шить: какими бы масштабными ни были ваши дела, думаю, они все-таки несколько скром­нее, чем дела русской царицы. Все-таки мис­сия ее была уникальна, ради подобного можно было и своим кровным, женским пожертво­вать. Но уж если сама Екатерина Великая го­това была и уступать, и смягчаться ради люби­мого мужчины, то вам и сам Бог велел. А там, глядишь, с Его помощью, и образуется все. И вам понравится при всей силе своей быть еще немного и слабой. И мужчина все поймет и примет вас такой, какая вы есть. А любовь — она чудеса творит. Вот о любви мы сейчас и поговорим...

 

Это дивное слово «Любовь»

«Если ты когда-либо был счастлив, то это было из-за любви. Если ты сейчас несчастен, знай: это от недостатка любви... Пусть судьба его [человека] любви сложится «несчастливо», пусть его жажда любви останется неутолен­ной, его счастье все же будет живым, а его богатство — настоящим. Поэтому любовь по­добна радости, которая светит любящему, как солнечный луч, даже сквозь страдания, забо­ты, неудачи и болезни. И в одиночестве любви есть настоящее утешение, и слеза любви бла­женна. Поэтому любовь подобна радостному свету, который светит человеку изнутри и да­рит ему неиссякаемое тепло... Душа становит­ся нежной и чувствительной; она обращается с участием и пониманием ко всему свету. Поэто­му любовь подобна доброте, ибо счастливому свойственна живая потребность осчастливить всех вокруг и наслаждаться чужим счастьем, как отражением собственного... » (И. А. Ильин «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий»).

Рассуждая о браке по расчету, мы часто повторяли «любовь», «влюбленность». А что такое любовь? Думаю, тот, кто даст этому слову четкое определение, сходу и не задумыва­ясь, скорее всего, никогда не любил. Потому что любящий или любивший знает, что это чувство не подлежит точному анализу и не выражается в полной мере словами. Люблю — и все! За что люблю — не знаю, но люблю! Чужой человек становится родным и близким, словно всегда был таким. Как это происходит? Тайна...

И все-таки некоторому определению эта тайна поддается, и некоторыми словами мож­но ее обозначить. Рискнем?

Любовь, влюбленность... Разные ли это вещи? Вы, наверное, скажете «да», а я отве­чу — «как сложится». Можно ли сказать, что шестнадцатилетний Ники, наследник Россий­ского Престола, повстречавшись с двенадцати­летней принцессой Алике, сразу полюбил ее глубокой истинной любовью? Или это все-таки была юношеская влюбленность в юное и пре­красное, девственно чистое создание (над такой влюбленностью часто иронизируют, а зря! )? Но чувство это, выдержавшее пятилетнее ис­пытание, созрело и переродилось в любовь — глубокую и романтическую любовь на всю жизнь.

Романтическая любовь, по словам психоло­га Галины Белозуб, — это амбивалентное чув­ство, часто включающее в себя даже ненависть к тому, от которого ты так зависишь и в чьей власти ты находишься. По ее мнению, роман­тическая любовь — сильное чувство, требую­щее больших энергетических затрат. Психолог считает, что в совместной жизни это привело бы к значительному энергетическому истоще­нию. Недаром люди, желающие испытывать к своему партнеру сильные чувства высокого накала, вместе не живут. Они встречаются на какое-то время, а затем разбегаются на­браться сил и восстановить энергию. Такое возможно, например, для Владимира Высоц­кого и Марины Влади, но невозможно для нас, людей, живущих в одном доме и чаще всего в одной комнате. С этими утверждениями мож­но поспорить, потому что примеры людей, до самой своей смерти сохранивших именно такую романтическую любовь другу к другу* не испытывая при этом желания разбегаться «на время», можно найти не только среди зна­менитостей. Среди же людей известных самым ярким примером такой любви можно счесть опять же царевича Ники и принцессу Алике — святых страстотерпцев государя Николая Александровича и царицу Александру Феодоровну.

В 1916 году, когда жить Царской Семье оставалось около двух лет, императрица писа­ла мужу: «Я так люблю получать от тебя цве­ты, они — залог нежной любви. Не каждый муж подумает о том, чтоб послать цветы своей старой жене».

А вот выдержка из письма Николая Второ­го: «Завтра 8-е (день помолвки Царственной четы — М. К. ), мои мысли и молитвы будут с тобой, моя девочка, мое родное Солнышко». В этот памятный день 8 апреля Александра Феодоровна напишет: «В этот день, день на­шей помолвки, все мои нежные мысли с тобой, наполняя мое сердце бесконечной благодарно­стью за ту глубокую любовь и счастье, которы­ми ты дарил меня всегда, с того памятного дня — 22 года тому назад. Да поможет мне Бог воздать тебе сторицей за всю твою ласку! Да, я, — говорю совершенно искренно, — со­мневаюсь, что много жен, таких счастливых, как я, — столько любви, доверия и преданнос­ти ты оказал мне в эти долгие годы в счастье и горе. За все муки, страдания и нерешитель­ность мою ты мне так много дал взамен, мой драгоценный жених и супруг. Теперь редко видишь такие супружества. Несказанны твое удивительное терпение и всепрощение. Я могу лишь на коленях просить Всемогущего Бога, чтоб Он благословил тебя и воздал тебе за все — только Он один может это сделать».

За долгие годы супружества государь и го­сударыня не написали ни одного письма, в ко­тором бы не признались вновь и вновь в любви друг к другу с помощью самых нежных и лас­ковых слов. Думается, что подобная любовь, сохранившаяся на всю жизнь во всей своей силе, не может не поддерживаться и не взра­щиваться в духовных трудах, как и происхо­дило у царской семьи/ Об этом писала сама святая императрица Александра Феодоровна: «Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу. Муж и жена долж­ны постоянно оказывать друг другу знаки са­мого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удоволь­ствий; от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных ма­леньких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб». То, о чем пишет Александра Феодоровна, обычно и называется романтикой в любви, которая необходима во все время супружеской жизни — даже если со временем любовь стано­вится более спокойной и начинает напоминать скорее дружбу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.