Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 4 страница



Действительно, чаще в удачном браке про­исходит то, о чем пишет Галина Белозуб в книге «Мы выбираем, нас выбирают»: супру­жеская любовь претерпевает изменения, и из любви добрачной романтической превращает­ся в любовь-дружбу. В Библии супружеская любовь называется любовь-филео (любовь, ос­нованная на дружбе). Между супругами в счас­тливом браке устанавливаются доверительные, более стабильные и спокойные отношения, чем до брака.

От себя добавлю, что нередко именно лю-бовь-филио, любовь-дружба, становится при­чиной брака, особенно в зрелом возрасте. Вспомним рассказ священника Александра Овчинникова. Но что бы ни лежало в основе того, что мы называем любовью, любовь всег­да, прежде всего — великий труд души.

И все же — что такое любовь? Кинодрама­тург и режиссер Каринэ Фолиянц пишет: «Лю­бовь — это тайна. Она насколько поглощает, становится такой неотступной, представляет­ся такой грешной, что заставляет человека стыдиться своей, истерзанной этим чувством жизни... Как разобраться в этом безбрежном океане чувств, как понять самой — чего ты хочешь от человека, который тебе мил? Как, наконец, получить достойный ответ на затра­ченные силы, муки и ожидания?..

Конечно, готовых рецептов на вопрос, как быть любимым и как охранить любовь — не существует». Но все же мы с православ­ными и даже не очень православными иссле­дователями этого чудесного, непонятного — и страшного таки порой! — чувства, попытаем­ся разобраться в том, что доступно нашему скудному уму.

Любовь и страсть... Одно ли это и тоже? В зарождающейся любви, неочищенной еще дол­гим опытом совместного существования, мо­жет присутствовать страсть, но в страсти как основном чувстве очень мало или, чаще всего, вообще нет любви.

В книге с несколько легкомысленным названием «Приручи любимого» Каринэ Фо­лиянц рассказывает две истории: любви и страсти.

Наташа и Алексей поженились рано — сра­зу после школы. В двадцать лет у них было уже двое детей. Родились двойняшки — Ирочка и Лариса. Все шло прекрасно, была своя квар­тира. Алексей работал. Наташа с удовольстви­ем занималась домашними делами. А потом случилось страшное. Алексея сбила машина. И молодой красивый человек лежал прико­ванным к постели. И, что гораздо страшнее, он был приговорен медициной к пожизненной немощи и неподвижности. Трагедия, разра­зившаяся в семье, не сломила Наташу. Ни од­ного дня она не сомневалась в том, что останет­ся с мужем. Хотя все, кто знали ее — подруги, бывшие учителя, соседи, — настаивали на том, что рано или поздно ей надо будет устраивать свою женскую судьбу.

— Пойми, — говорили они сострадательно и доброжелательно, — ты еще девчонка, а он калека! Неужели так и пройдет твоя моло­дость? Посмотри на себя — ты же красавица, на тебя все на улице заглядываются.

Это было правдой. Наташа очень хороша собой. Но, кроме красивого лица, у нее пре­красная душа.

— Я однажды уже сделала свой выбор, — сказала она как отрезала.

И больше не один «доброжелатель» не по­смел открыть рта.

Восемь лет Наташа самоотверженно уха­живала за Лешей. Восемь лет! Росли девочки.

Она работала, почти не встречалась ни с кем из друзей — просто было некогда! А главное, Наташа не верила врачам, которые лечили Алексея. Она все время пыталась найти такого специалиста, который бы мог поставить ее лю­бимого на ноги. И нашла! То, как верила она в исцеление мужа, то, как беззаветно и предан­но она служила семье, не могло пройти даром! Алексей встал на ноги. Он чувствует себя пол­ноценным человеком. И, конечно, в этом за­слуга Наташи. Женщины, которая умеет лю­бить!

Человек часто черпает свои силы в любви, не задумываясь над этим, словно не замечая — откуда они берутся. Даже неразделенная лю­бовь, как это ни странно, может быть счастли­вой — ибо это чувство чаще всего бескорыстно и созидательно.

Но как бы ни была прекрасна любовь, надо помнить, что она величина непостоянная. И того, что она сегодня есть, совсем не следует, что она будет всегда. Любовь может цвести, а может и умирать. Однако в любом случае умение любить — высшая человеческая спо­собность. Это, без сомнения, творческая способность души, которая лежит в основе че­ловеческих возможностей.

А увлечение? Да, это сильная, всепоглоща­ющая тяга к другому человеку. Но человек, переживающий увлечение, не способен, в от­личие от любящего, на жертву.

Приступая к истории страсти, принятой за любовь, Каринэ Фолинц пишет, что нельзя провести резкую границу между любовью, влюбленностью и увлеченностью. Особенно в молодости, тем более в ранней юности. Влюб­ленность часто незаметно может перерасти в любовь. А может и не перерасти. Только время поставит все на свои места и назовет своими именами. Но всегда нужно говорить об отличии любви и страсти, поскольку в на­шем сознании мы часто объединяем эти два понятия. И напрасно. Что же есть страсть?

Страсть — ключевое слово русской литера­туры серебряного века. Это — «солнечный удар» (определение великого писателя, наше­го классика Ивана Бунина). Но речь идет, ко­нечно же, не о литературе, а о жизни.

Мы потому часто путаем эти разные поня­тия (любовь и страсть), что наивно предполага­ем: последняя может длиться всю жизнь. Это — одна из основных, наиболее часто встречаю­щихся женских ошибок.

Ольга была уверена, что влюблена в Вади­ма. Она рассказывала всем, как любит его. Но что говорить! Главное — это человеческие поступки, только по ним можно судить о чув­ствах и намерениях человека. Ольга безум­ствовала, потому что Вадим не подавал ника­ких признаков ответного чувства. По вечерам, потеряв всякую гордость, она стояла у подъез­да его дома в надежде, что он обратит внима­ние и заговорит с ней.

Наконец однажды ей удалось пригла­сить его к себе домой. Но Вадим недолго про­был у нее в гостях и, быстро распрощавшись, ушел.

После его посещения Ольга показывала подругам сохраненную недокуренную сига­рету, оставленную в пепельнице. Она часто звонила ему и молчала в трубку. Она похудела, потеряла всякий интерес к жизни, перестала общаться с подругами, забросила учебу. Весь мир был сконцентрирован на Вадиме. Вер­нее — на стремлении заполучить его, сделать «своим».

И — о чудо, небо услышало молитвы несча­стной! Он сдался. Стал приходить к Ольге все чаще. Они стали неразлучны.

И что же Ольга? Ощутила ли она свое счас­тье в полной мере? Нет! Очень скоро он стал ей безразличен. Как? Ведь больше года она «со­хла» по нему, плакала, уверяла всех в том, что это — неземное чувство и жить она без Вадима не может!

Когда Вадим сделал ей предложение, Ольга расхохоталась ему в лицо. Нет, она не собира­ется жить с ним! Все подруги Ольги были нема­ло удивлены: «Ты же любила его! » — «Да, любила, а теперь разлюбила! »

Он стал доступен, а значит — неинтересен!

Перед нами образец не любви, а страсти. Захваченная этим прежде не ведомым чув­ством, молодая девушка растравляла себе душу безразличием к ней предмета ее страсти. Она стала фетишисткой, собирая его платки и окур­ки сигарет. Но как только это «неземное суще­ствование» постепенно перешло в земное — то есть в нормальные встречи, знакомство с его родителями, совместное времяпрепровожде­ние, — страсть Ольги угасла. Любви не было! Не было ничего светлого и созидательного. Все это время она только разрушала себя. Свою жизнь. Свои силы. Здоровье. И не только свое здоровье, но и здоровье близких людей: вместе с Олей не спала, переживала и мучилась ее мать. Разрушительная сила — признак не люб­ви, а именно страсти!

Страсть — это своего рода безумие! Автор книги «Приручи любимого» делает вывод, вполне сочетающийся с православным миро­воззрением. Каринэ Фолиянц предупреждает нас, что надо уметь отличать страсть от любви. Надо уметь быть готовой к тому, что каждая из вас хоть раз в жизни может переболеть этой болезнью. Страсть — это желание обладать! И она, увы, часто оказывается чувством разру­шительным. Поэтому, прежде всего, надо уметь разграничивать любовь и желание. Желание — стремление обладать, оно означает включение объекта желания в нашу жизненную сферу и превращение его в часть нас самих. Именно поэтому желание умирает после того, как оно удовлетворено. Его осуществление равно смер­ти. Желание пассивно.

И наоборот, любовь проникнута активным началом. Мы стремимся к объекту и пребыва­ем в нем.

Трудно не согласиться с Каринэ Фолиянц, что душа человека, иссушенная страстью, на­поминает комнату больного, в которую не по­ступает свежий воздух. Выходя же из этого исступления, мы испытываем чувство, близ­кое к пробуждению, освобождению от плена. Поистине — страсть похожа на гипноз.

С болезнью сравнивал любовную страсть святитель Феофан Затворник, причем, заме­чал он, больному порой самому до безумия хочется мучиться этой болезнью. Да и в любом значении слово «страсть» в христианском зву­чании имеет негативный смысл — страсти раз­рушают душу, отдаляют человека от Бога.

Теперь, дорогие читательницы, вы, конеч­но, спросите: как же отличить одно от другого? Но здесь, кажется, все ясно: время — лучший помощник. Паки и паки повторю, что у каждо­го человека своя судьба и на всех советов не хватит, но жизнь показывает, что умение сдер­жать себя, чтобы не броситься в брак как омут (частенько ведь и так бывает: вглубь с головой и — конец), желание проверить свои чувства, добрачная дружба вместо добрачного секса, — все это помогает понять и оценить и себя, и избранника. Настоящая любовь преодолеет все искушения — страсть истомит душу и по­тухнет. На собственном опыте, опыте моих под­руг и знакомых знаю, что примерный срок такого испытания чувств — год. Чего только за этот год не откроется! Иногда, правда, и истинно любящим людям приходится бороть­ся с искушениями. Подсунет, например, бес наивной Наташе Ростовой вместо благородно­го князя Андрея коварного Анатоля. Но на то и испытательный срок, чтобы проходить его вдвоем, пытаясь проникнуть в духовный мир избранника, учась выстраивать гармонию в от­ношениях, да заодно и понять, будете ли вы терпеть, скажем, у своего принца привычку курить, от которой он никак не избавится, или же станете устраивать ему постоянные скандалы из-за того, что вас тошнит от запаха сигарет. Поверьте, нет ничего прекрасней, чем познавать внутренний мир любимого чело­века, а вместе с тем и учиться терпеть малень­кие слабости друг друга. Но в испытательный срок могут открыться и слабости большие — пьет жених, руку на вас поднимает или стре­ляет глазами направо и налево. Вы, положим, его любите, но рассчитайте силы, прежде чем становиться добровольной мученицей его по­роков — пьянства, жестокости и донжуанства. Все-таки спросите себя: а надо ли это мне?

Может случиться и так, что это вы «проко­литесь». За год — обязательно проколитесь, если есть в чем. И окажется, что не так уж и хочет жениться человек на женщине, склон­ной биться в истерике по пустякам или слиш­ком стремящейся к власти над ним или, наобо­рот, постоянно уныло глядящей ему в рот. Горько, конечно. Но, подумайте, если он обна­ружит в вас что-то для себя неприемлемое, уже став вашим мужем, разве не горше будет? Зато у вас появится возможность осознать свои ошибки с тем, чтобы учиться их не повторять.

Поэтому всегда важно не спешить. Разве не бывает такого, что примерно через год обще­ния с любым человеком (с новым другом/под­ругой, коллегой, шефом и прочее) мы порой удивляемся: надо же, я думала, он такой-то, а он этакий! Почему так происходит? Что нам говорит на этот счет наука о человеческой ду­ше — психология?

Галина Белозуб в книге «Мы выбираем, нас выбирают» обращает внимание именно на это: люди жалуются на свою половину, что до свадь­бы он или она были прямо-таки совсем дру­гими людьми, а после произошла такая пере­мена... Правда, при этом вспоминают: «Вот, недаром меня мама (подруга) предупрежда­ла... » Почему же люди не видят того, что для других очевидно? Во-первых, потому что пери­од влюбленности — это период измененного сознания. Эмоции так мастерски отключают наш разум, что мыслительный процесс не идет — нет никакого разумного анализа и синтеза, а есть один сплошной полет. И если Каю Снежная Королева добавила в сердце льдинку, и глаза его стали слишком трезвыми, то у влюбленного вместо сердца поистине «пла­менный мотор». И соответственно, на глазах розовые очки. «Потом-то уровень гормонов сни­зится, и очки разобьются, и мы с вами посмот­рим трезво на своего избранника, и тогда-то и подумаем: «Боже, как же он изменился! А ведь мама говорила... Как же я этого раньше не видела... »

Все верно. К тому же, сердце человеческое способно рождать такие противоречивые и за­путанные чувства, с таким множеством оттен­ков и нюансов, оно может окрашивать эти чув­ства так ярко и причудливо, что запутаться вслед своему сердцу немудрено. Для этого и желательно любящим сердцам получше уз­нать друг друга. И вот что еще важно: опреде­лите, что вам необходимо в будущем муже, а что ни при каком раскладе не будет вас устра­ивать. Это поможет удержаться от ошибки, если вы будете ослеплены страстью.

Журналист Мария Изотова рассказывала в книге «Правила поведения в брачный сезон»: «Сегодня я понимаю: мой брак не сложился не только потому, что я не готова была стать чьей-то женой. Он не состоялся еще и потому, что, выходя замуж, я понятия не имела, с ка­ким мужем мне, хотя бы теоретически, удаст­ся ужиться, а с каким не удастся ни в коем случае.

Человек, с которым вы хотите связать судь­бу, может быть и умницей, и красавцем, и заботливым партнером, и удачливым биз­несменом, но... Но вам, к примеру, рядом ну­жен кто-то совсем другой. В силу каких-то оригинальных свойств именно вашего непрос­того характера».

Поэтому, если вы одиноки, то не ленитесь и не проводите все время у окна, ожидая суже­ного на белом коне или черном «Мерседесе». У вас столько работы! Да какой работы... Са­мой трудной, но и самой интересной. Познать себя. И еще — научиться любить.

 

Учитесь любить

Вообще-то получается парадокс. Некоторые современные моралисты только и делают, что ставят знак равенства: любовь = блуд. Откуда это? Такое чувство, что некоторые религиоз­ные учителя жизни, сами того не подозревая, льют воду на мельницу наших так называемых либералов от морали. Поскольку и те, и другие детей учат один к одному, что любовь = секс. Только первые пугают: «блуд — это самое страшное и ужасное, что с вами может слу­читься, запритесь скорей по домам, как бы чего не вышло, и старайтесь даже не глядеть на людей противоположного пола». Вторые со­блазняют: «секс — это самое кайфовое и самое важное в жизни занятие, занимайтесь этим как можно чаще». Как вы думаете, к кому прислушается в массе своей молодежь? Сомне­ваюсь, что вы сильно задумались над ответом.

Но я все-таки не верю, что молодые люди разучиваются любить. Не может быть такого, хотя бы потому, что любовь — извечное чув­ство, которое зарождается в сердцах часто по­мимо и вопреки... Помните песенку из фильма: «Где встретишь ты ее, не знаешь наперед — темны пути любви». И судьбы любви темны. И любовь, зародившаяся в подворотнях и раз­веселых тусовках, может стать не менее чистой и святой, чем любовь, встретившаяся человеку в православном храме. Вы не верите? Тогда по­знакомьтесь, например, с историей из газеты «Как жить» о любви, «которая не умирает».

 

«Когда Андрей и Катя познакомились, им обоим было по 16, и он и она происходили из обычных советских семей среднего достат­ка. Подростковый протест против родитель­ского авторитета и попытка вырваться из при­вычного «детского» мира бросили их на улицы в молодежные тусовочные компании с их шум­ной и пустой кутерьмой, неизменно приобща­ющей всех приходящих от детских шалостей к греховной грязи «взрослой» жизни. На од­ной из подобных тусовок они и познакоми­лись, полюбили друг друга и стали близки.

Их роман длился пару месяцев до тех пор, пока однажды Катя, позвонив Андрею, не ска­зала, что ждет ребенка. У каждого бывают в жизни моменты роковой нерешительности: неожиданность известия, породившая смяте­ние, отсутствие условий — все это привело к тому, что Андрей, которому только что ис­полнилось 17 лет, не смог разделить груз от­ветственности.

Их пути разошлись: они больше никогда не встречались, не созванивались, не слышали ничего друг о друге от знакомых. Вскоре каж­дый из них распрощался с тусовочной жиз­нью — Андрей после того, как на его глазах, находясь под действием наркотика, покончил с собой его друг, Катя — так как готовилась к рождению ребенка. Они закончили среднюю школу, Андрей поступил в педагогический, Катя — в медицинское училище.

В институте Андрей познакомился с Мари­ной — видной целеустремленной девушкой.

Между ними возникла глубокая привязан­ность, и молодые люди решили пожениться. Марина даже переехала к Андрею жить, на­столько твердым было их решение. Однако, в силу разных внешних препятствий, их свадь­ба откладывалась раз от разу. Так, например, когда они были в гостях у друзей накануне того дня, на который был назначен поход в ЗАГС, хозяйский бульдог совершенно нео­жиданно съел паспорт Марины. Восстановле­ние растянулось на несколько месяцев, на про­тяжении которых молодые люди обоюдно убедились в том, что не подходят друг другу и расстались.

Шло время. В жизни Андрея случилось нео­бычайное событие — он пришел к Богу. Нача­лось все с того, что он попал в бригаду строите­лей, работающих над восстановлением храма. Так простое желание подработать послужило первым толчком, приоткрывшим дверь в боль­шой и настоящий мир веры. Не переставая быть самим собой, Андрей стал совсем иным, он словно обновился, и этот новый светлый человек с замиранием сердца совершал первые шаги на пути духовной жизни: первый пост, первая Исповедь, первое Причастие, первая Пасха! А с какой радостью он принял клиросное послушание, став одним из певчих! Через все это происходило его вхождение в жизнь Церкви и приобщение жизни Божественной.

Как то нередко бывает у только что обра­тившихся, Андрей какое-то время всерьез раз­думывал о принятии монашества, но его ду­ховник строго-настрого приказал выбросить эти мысли из головы.

Новая жизнь была не без трудностей и не без труда: Андрей учился прощать, преодоле­вать греховные привычки, бросил курить, стал мягче в обхождении с людьми. В этот период жизни Андрей все чаще стал вспоминать Катю. Что с ней? Где она? Родила ли? Разыскав как-то на клочке пожелтевшей бумаги телефон, Андрей, собравшись с духом, позвонил. Отве­тили новые хозяева — прежние съехали боль­ше года назад, не оставив адреса. Иначе найти было невозможно, ведь молодые люди не зна­ли даже фамилии друг друга! Андрей смирил­ся, но свою первую девушку не забыл и регу­лярно поминал в молитвах.

И вдруг как-то днем раздался звонок. Голос Кати совсем не изменился. Она звонила, чтобы попросить у Андрея его фотографию для их дочки Любы, которой скоро должно было ис­полниться два года. Он сразу же согласился, они встретились и с первого же взгляда поня­ли, что всегда любили друг друга. И в этой любви все вдруг случилось просто и легко: и первая встреча с Любой, и знакомство с Ка­тиными родителями, совместное крещение Любы, предложение Кате... Для будущей се­мьи нужно было найти работу, жилье, справ­ляться с новыми хлопотами, приличествую­щими главе семьи — но это уже не страшило, и с помощью Божией все устроилось: через четыре месяца Андрей и Катя сочетались за­конным браком, а еще чуть позже обвенча­лись. Ради работы Андрею пришлось оставить институт, но это его нисколько не опечалило — по его словам, совершенствоваться в педагоги­ческих навыках каждый день у себя дома и интересней, и ответственней.

И вот уже четвертый год они все живут дружной семьей в любви и согласии. В храме нередко можно видеть их втроем, и для многих их знакомых эта история является ярким под­тверждением того, что Господь ведет предназ­наченных друг другу людей к совместному сча­стью самыми разными путями и через любые испытания.

Василий Львов, г. Воронеж».

А вот еще одна любовная история, до удив­ления напоминающая сюжеты романтических романов и пьес о влюбленных, которым из-за социального неравенства препятствуют соеди­ниться жестокосердые родители. Нечто подоб­ное может вполне произойти и в наше время. Впрочем, у нас сейчас тоже царит неравенство в обществе — не столько социальное, сколько финансовое.

 

«Мне неизвестно, как именно и где они познакомились. Я буду говорить лишь о том, что знаю, как знакомый наших героев. Так случилось, что по Промыслу Божию несколько лет назад молодой семинарист и юная дочь «нового русского» полюбили друг друга.

Зимними утрами в заиндевевшем вагоне ранней электрички на Сергиев Посад краса­вица Лиза куталась в шубку и думала о встре­че с Дмитрием — очень одаренным, искрен­ним, внимательным человеком, разносторонне образованным и при этом обаятельно простым и интересным в общении, с которым всегда так легко... Нечастые встречи кирпичик за кирпи­чиком складывали основание чувства, более глубокого, чем симпатия и более прочного, чем юношеская влюбленность. Робко сплетались пальцы рук, крепко сплетались сердца. Скоро-стало ясно: они будут вместе всегда, и не мо­жет никак быть иначе. Однако «новый рус­ский» папа Лизы думал на сей счет прямо противоположным образом; он был твердо убежден, что этому нищему семинаристу не место рядом с его единственной дочерью. Ни­какие уговоры Лизы не возымели действия. Пристально глядя Дмитрию в глаза, папа спо­койно сообщил, что если он не отстанет от его дочери, то его (Дмитрия) очень скоро найдут в канализации с простреленной головой, и что ему (папе) это будет стоить недорого.

Это было тяжелым ударом для влюблен­ных, опечаленный Дмитрий вынужден был признать серьезность доводов и попросил раз­решения наедине попрощаться с Лизой. Папа снисходительно разрешил. Для прощального разговора молодые люди вышли на лестнич­ную клетку и тут же, не медля ни секунды, Лиза в халате и тапочках сбежала с возлюб­ленным.

Тайно от родителей они обвенчались и рас­писались. Венчал друг Дмитрия по семинарии. В снятой на три недели замызганной смежной комнатушке на окраине прошел их медовый месяц. Дальше жить молодым было негде, и пришлось Лизе вернуться в свою комнату с дядей-соседом. Брак их «новый русский» папа не признал и опасность над новоиспеченным зятем не только не исчезла, но даже усили­лась: Лизин крутой дядя, ветеран чеченской войны, имел четкие указания«проучить» Дмитрия, если он будет замечен рядом с Ли­зой. Дальнейшая жизнь новых мужа и жены протекала по законам конспирации: сложная система тайных сигналов и хитроумной маски­ровки обрамляла все их встречи, пару раз за­конном мужу даже приходилось прятаться в шкафу у своей законной жены!

Возможно, об этом забавно читать, но лич­но переживать это было отнюдь не забавно. Проблемы серьезные, и разрешились они не в одночасье и не по мановению волшебной па­лочки. Требовалось много терпения, любви и веры. Рукоположение Дмитрия вынудило его тестя отказаться от вздорных планов распра­вы, а рождение дочери — и вовсе «признать» зятя. Постепенно отношения с родственника­ми наладились. Супругам удалось найти квар­тиру; служа в нескольких местах и занимаясь преподаванием, отец Димитрий смог получать достаточно, чтобы прокормить семью...

С тех бурных пор прошло несколько лет. Отец Димитрий служит, работает, пишет ста­тьи, ведет обширную деятельность. В семье уже двое детей, и ни один не остается без вни­мания. Господь благословляет спокойствием и достатком этот дом. И что самое прекрасное — ярко сияет сохраненная и преумноженная лю­бовь у его обитателей. Ни огонь, ни вода, ни медные трубы, ни лишения, ни достаток не нанесли никакого ущерба этой открытой светлой любви, и, наверное, в нашей истории это главное чудо, плод их единой непреклон­ной воли быть вместе — во исполнение слов Писания, говорящих, что единство любящих супругов превыше кровных уз родства (Быт. 2, 24, Мк. 10, 8). Конечно, подлинная красота этой удивительной истории известна только самим ее героям, но хочется верить, что и наш краткий рассказ смог показать, что настоящая любовь сильнее каких бы то ни было препят­ствий — с помощью Божией» («Как жить», № 19).

 

Да любовь, конечно же, существует. Другое дело, что она чаще всего не похожа на сказку а-ля Барбара Картленд, где романтическая кра­савица в голубом платье непременно находит свою половинку в виде мужественного и пре­красного графа, барона или носителя еще ка­кого-нибудь титула. Но здесь уже все зависит от вас, нужен ли вам обязательно сказочный принц с миллионом алых роз или вы согласны на кого-нибудь поскромнее. Первое, кстати, вполне имеет право быть, но тогда уж женщи­на определенно не должна жаловаться на оди­ночество и разочарование — принцев сейчас явный дефицит, а потому за принца иногда может быть принят некий самозваный претен­дент на трон вашего сердца. Сколько же слез потом будет пролито! Но может быть, вы поста­раетесь и разглядите принца в обычном чело­веке? Попробуйте. И тогда любой слесарь Вася, если вы его полюбите и он полюбит вас, станет вашему сердцу дороже всех коронованных особ всего мира.

Кстати, о коронованных особах. Корона не поможет, но и не помешает в семейной жиз­ни, если у супругов есть любовь и понимание своего мужского/женского предназначения. Святая царица-мученица Александра Феодо-ровна была очень счастлива в супружестве, но счастье это далось ее семье, благодаря боль­шим духовным трудам. Сама императрица по­нимала, что одной любви для гармоничного брака недостаточно — далеко не всегда любовь может так облагородить человека, что в нем перестанет действовать эгоизм. «По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в бра­ке может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха. Только пра­вильная и мудрая жизнь в браке поможет до­стичь идеальных супружеских отношений.

Первый урок, который нужно выучить и исполнить, это терпение. В начале семейной жизни обнаруживаются как достоинства ха­рактера и нрава, так и недостатки и особеннос­ти привычек, вкуса, темперамента, о которых вторая половина и не подозревала. Иногда ка­жется, что невозможно притереться друг к дру­гу, что будут вечные и безнадежные конфлик­ты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни сливаются в одну, более благород­ную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое.

Еще один важный элемент в семейной жиз­ни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого ве­ликого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересо­ваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затрудне­нии, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе при­носить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не говорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения. Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя.

Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того, чтобы сдержать­ся, произносится неумное, неосторожное сло­во — и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась ма­ленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неваж­но, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никог­да не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются. Они всегда готовы и уступить, и извиниться».

Слова эти написала женщина, которую муж до конца жизни называл не иначе как «мое родное любимое солнышко, дорогая жена». Значит, Александра Феодоровна знала, о чем рассуждала: «Одно слово охватывает все — это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни, о долге, и когда мы присталь­но и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо».

Кто может рассказать о любви лучше, чем женщина? Суть женской натуры уже давным-давно определяется этим словом. Нет, совсем не потому, что мужчины меньше в ней нужда­ются — может быть, они нуждаются в тепле и заботе — в лучших проявлениях любви — еще больше, чем женщины. И не потому, что мужчина якобы не способен на глубокие чув­ства, — еще как способен! — а потому, что в женщине, благодаря природному предназна­чению к материнству, очень сильно стремле­ние согреть, окружить заботой и вниманием того, кого любишь. И при этом в женской натуре присутствует та трогательная незащищен­ность, жажда «опереться на сильное плечо», которая и побудила Апостола призвать мужей к тому, чтобы греть и питать жену как соб­ственную плоть и обращаться с супругой как с немощнейшим сосудом. Но есть люди, кото­рые, как пишет Галина Белозуб, очень боятся «плена чувств». «Я хотела бы любви, но не могу сказать, что остро нуждаюсь в ней, — говорят некоторые женщины и добавляют: Ведь если я нуждаюсь в любви, то сразу же попадаю в зависимость от другого человека! А быть зависимой — это страшно! » Почему такие странные заявления исходят от жен­щин? — спрашивает психолог. И отвечает: лишь потому, что они не избалованы этим чув­ством в жизни. И еще: жажда неудовлетворен­ной любви всегда имеет другую сторону — непоколебимый эгоизм!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.