Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 1 страница



 

 

 

Марина Кравцова

 

 

ЖЕНСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО

 

Может ли оно

 

не быть трагичным?

 

.

 

УДК 159. 922. 1 ББК 88. 37 К78

 

 

УДК 159. 922. 1 ББК 88. 37 К78

 

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви Код Издательского Совета ИС 11-108-0786

 

Кравцова M. B.

К78        Женское одиночество. Может ли оно не быть тра-

гичным? — M.: Лепта Книга, 2011. — 256 с. ISBN 978-5-91173-229-5

Новая книга известного публициста Марины Крав­цовой посвящена очень актуальной проблеме. Сегод­ня в России очень велик процент женщин разных возрастов, которые по какой-либо причине одиноки и из-за этого страдают, всеми фибрами души желая обрести семью. Автор книги на реальных примерах различных жизненных ситуаций показывает, что женское одиночество совсем не обязательно бывает горьким и безнадежным, что вовсе не всем предначер­тано иметь семью и что Господь заботится о каждом своем чаде, поэтому никому не стоит отчаиваться. Автор приводит выдержки из интернет-блогов и сооб­ществ, а также письма читателей и на их основе дает советы о том, как преодолеть одиночество.

Книга адресована широкому кругу читателей.

 

УДК 159. 922. 1 ББК 88. 37

ISBN 978-5-91173-229-5

© Кравцова M. B., 2011.

© «Издательство «Лепта Книга», оформление, 2011.

Содержание

 

Предисловие................................................................ 4

Часть первая «Суженый мой, ряженый... »

Хочу, чтобы меня любили!........................................ 9

Брак по расчету? .....................................................  17

Как найти православного жениха......................... 40

«Эмансипе», или что делать

«сильной женщине»................................................ 50

Это дивное слово «Любовь».................................. 63

Учитесь любить....................................................... 77

Любовь, которой нет............................................... 93

Часть вторая Одна, но не одинока

А нужно ли вам замуж?......................................... 116

Как примириться с одиночеством....................... 129

Отрекись от одиночества!..................................... 140

Часть третья Что делать?

Смирение и низкая самооценка —

одно и то же?  .................................................... 161

Ох уж эта княгиня Марья Алексеевна!................ 178

Всегда радуйтесь!................................................... 186

Надо что-то делать! ............................................... 196

О женской красоте................................................. 217

Что нам мешает....................................................... 229

Избегайте ханжества.............................................. 236

Любите — и вас полюбят..................................... 239

 

Список литературы................................................ 243

 

 

Если хочешь быть счастливым — будь им.

Козьма Прутков

 

Предисловие

Здравствуйте, дорогие читатели! Вернее, чи­тательницы, так как эта книга написана для вас, дорогие сестры.

Я — автор этой книги — не психолог. Но писательская и журналистская работа провела меня через дома и показала судьбы, в том чис­ле — женские судьбы. Я начала задумываться о женской доле «вообще»... И сострадала: бед­ные наши сестры, как трудно идти по тернис­тому пути... Проблем много, и одна из главных женских бед — одиночество. Оно может под­стерегать человека где угодно: и в браке, и среди друзей, и даже, увы, в православной общине. В наши дни люди вообще склонны к психологическому одиночеству. Как им по­мочь? И кто поможет женщине, чувствующей себя несчастной?

Из попыток дать ответы на непростые воп­росы и родилась эта книга, тепло и с интересом принятая читательницами. Письма, содержа­щие выражения искренней благодарности ав­тору, а также вопросы о том, где купить книгу, чтобы дать прочитать или подарить ее другим женщинам, доказывали, что поднятая тема ос­тра, актуальна, что подобные разговоры сейчас очень нужны.

Впрочем, разговор разговору рознь, как и книга — книге. Когда в нашей стране на пуб­ликации религиозного содержания был снят запрет, на прилавки церковных лавок хлынул поток литературы — обильный (что хорошо), но слабо контролируемый (что малоприятно). В то время трактаты о христианском предна­значении женщины писались и переиздава­лись в таких количествах, что рождалось ощу­щение, будто других забот, кроме как поучать женщину «правильно жить», в православной жизни нет. Увы, именно поучать, ибо целью помочь современной женщине, и так уже замо­танной всеми «прелестями» современной жиз­ни, большинство учителей не задавалось. Об­личить. Снять часть вины за нынешние безоб­разия с мужчин. Но в результате и мужчины не похвалят подругу, начитавшуюся подобных книжек, ибо (в большинстве своем) хорошему они, при всей кажущейся хорошести, не учат. Потому что если книга не пропитана любовью и сочувствием к читателю — это книга непра­вославная.

Верующие женщины склонны приобретать брошюры в храмах. При этом они наивно пола­гают: раз в церкви продают, значит, написано все правильно. Но — увы! Многие из этих «творений» даже не проходят духовную цензуру.

Содержание большинства таких «духов­ных» брошюр вызывает, мягко говоря, недо­умение. Авторы их весьма напоминают героя фильма «Замороженный» с Луи де Фюнесом. Герой, разморозившись, оказывается выбро­шенным на десятки лет вперед во времени. Чтобы не травмировать его, окружающие, скрывая правду, тщательно создают вокруг бе­долаги атмосферу прошлого века.

Нечто подобное можно наблюдать и в ори­ентированной на православного читателя ли­тературе, причем в любой ее отрасли. Кажется, авторы книг были заморожены по меньшей мере пару веков назад, но разморозившись, в отличие от героя фильма, они сами закрывают себе глаза руками, дабы не видеть современной жизни, наивно играя с читателями в «наших благочестивых предков». Это было бы забавно, если бы результатами таких игр не станови­лись сломанные жизни слишком наивных чи­тателей, принявших все условия игры. Говорю об этом так жестко, потому что печальных примеров перед глазами немало.

Нет, несомненно, писать для православных людей нужно и, в частности, для женщин. Но, излагая простые истины, которые помогают человеку обрести смысл жизни, но про кото­рые он почему-то забывает, надо обращаться к конкретному читателю, а не к абстрактному, причем непременно с учетом реалий сегодняш­него дня.

Полная противоположность околобогослов-ским изданиям — так называемая «популяр­ная психология», подаваемая в книгах, где в легкой и доступной форме психологи (а иногда и журналисты, и люди искусства) объясняют женщине, почему она такая одинокая, и что ей делать, чтобы непременно выйти замуж, и что необходимо потом делать с новоприобретенным мужем. Во время работы над этой книгой у меня скопилась немалая часть серии доволь­но интересных книг для женщин под общим названием «Женский клуб». Содержание этих и подобных им изданий полностью вписывает­ся в современные реалии, но... пожалуй, даже чересчур. Прочитав многочисленные во мно­гом полезные советы, женщина, стремясь к достижению сиюминутных целей, увы, так и не найдет ответа на вопрос, а для чего ей вооб­ще все это нужно? Чтобы быть счастливой? А что такое счастье? В результате все это жен­ское психологическое воркование получает же­сткий приговор мужчины-коллеги (психолог Сергей Степанов): женщина с упоением зачи­тывается «одним из пособий, которые для та­ких, как она, написаны корыстными стервами и повествуют о том, как заарканить дикого человеческого самца, а потом кнутом и пряни­ком превратить его в послушную домашнюю скотинку». Бедная читательница, сетует С. Сте­панов, даже не отдает себе отчета, что такая литература для нее не менее оскорбительна, потому что проводит обидную идею: «В этом и есть твое, дура, единственное бабское счастье! Вцепляйся в него крепче и не выпускай! » «Мужчины над этим чтивом могут вволю поза­бавиться, хотя к веселью порой примешивает­ся обида: «За кого эти бабы нас держат?! »

С этим сложно не согласиться. Откровен-


ная пропаганда женского эгоизма, «маленьких женских хитростей» наподобие актерства и ли­цемерия, весьма характерны для большинства подобных изданий. Редко кто из их авторов может повторить за психологом Галиной Бело­зуб: «Я принципиальный противник всяческо­го соблазнения, завлекания и других, как мне думается, постыдных манипуляций». Но мы, по словам святителя Василия Великого, уподо­бимся мудрым пчелам, собирающим нектар с самых разных цветов, и извлечем все необхо­димое, нужное и полезное из книг даже с под­заголовками «Правьте миром! » — часто под такой бравадой, долженствующей привлечь массового читателя, содержатся вполне трез­вые мысли. Светские книги для женщин отли­чаются в выгодную сторону от религиозных, во-первых, тем, что в них не навязывается жестких стереотипов поведения — читатель­нице самой предлагается решать, подходит ли для нее данный совет. Во-вторых, стиль таких сочинений очень хорош — легок для восприя­тия, адресован к конкретному читателю, а не к безликой массе. В-третьих, в книгах специа­листов много фактического материала, а не только голословных утверждений, люди, их составляющие, обычно хорошо знают, о чем пишут.

Стало быть, не будет грехом сделать некий синтез, попытавшись, подобно упомянутой свя­тителем Василием Великим пчеле, извлечь по­лезное из обоего рода книг о женском предназ­начении и о поисках женского счастья.


Часть первая

«Суженый мой, ряженый... »

 

 

Хочу, чтобы меня любили!

Человек еще не создал семью. Ему тяжело. Женщине намного тяжелее, чем мужчине, так как она наиболее зависима от устойчивых мне­ний и предрассудков. Но женщина верующая не забывает о главном нашем Помощнике и Заступнике — Господе Иисусе Христе. Есть ли выход? Конечно, есть.

Итак, здравствуйте, дорогая незнакомка, вы опять загрустили, глядя из окна на женщи­ну с коляской, или слушая рассказ подруги о том, какой подарок преподнес ей муж на 8 марта? У вас есть родственники, любимые друзья, но вы мечтаете о том, что называется женским счастьем? Но отвлекитесь немного от грусти, подумайте, ответьте на странный немного вопрос — действительно ли вы всем сердцем, всей душой хотите создать семью? Готовы ли вы создать семью? А к возможным трудностям и жертвам готовы? Может быть, ваша нынешняя жизнь не так уж невыносима? «Нет, — говорите вы, — я ничего не хочу так, как создать семью, я готова и трудностям и к печальным неожиданностям, но вот уже столько лет... » Тогда прочь уныние — эту па­губную страсть, высасывающую из нас радость жизни. Не отчаивайтесь. Были женщины, которые отчаивались так же, как и вы. Оказа­лось — напрасно.

«Моей душе покоя нет, весь день я жду кого-то», — уже в который раз слушаем мы популярную песню из любимого народом филь­ма «Служебный роман». В нем, как мы по­мним, жажда героини любить и быть любимой была полностью удовлетворена, к великой ра­дости телезрителей. И многие одинокие жен­щины и девушки, читая о подобных историях в книгах, переживая за героев телевизионных мелодрам, мечтают, что и к ним когда-нибудь придет настоящая любовь. Но бывает, что по­добные ожидания оборачиваются настоящей внутренней трагедией.

Письмо из газеты-приложения к журналу «Фома»:

«Я делаю попытку немую боль вылить на бумагу. На исповеди об этом нельзя: священ­ник теряется от такой «загрузки», он ведь, в общем-то, помочь здесь не может — не его компетенция, жалость ни к чему.

Вспоминаю детство. Меня тянуло к христи­анству, нравилось приходить к стенам забро­шенного храма, нравилось прощать, но все это не было вектором жизни, это был лишь ее духовный аспект. Все свободное время отдава­лось рисованию и музыке, а все мечты были о будущем счастье, о друге жизни...

С 18 лет я в Церкви, ко всем своим бедстви­ям в ее ограде пыталась отнестись стоически — как к испытанию веры. На светскую жизнь долго не оставалось сил. Надо было немного больше любить себя, наверное. Я очень-очень ждала, что желанное и долгожданное чудо-счастье приложится к моей «духовной» жиз­ни. Не случилось чуда.

Я одинока и умираю от этого. Вообще ни один симпатичный человек на меня ни разу не посмотрел с нежностью.

Мне почти 30 лет. Я не урод, талантлива. Да, я не красавица, с кучей недостатков и комп­лексов. И меня не замечают, мне некого любить!

Что же впереди, неужели я пожалею о том, что не гуляла, не строила глазки, не вертела задом — это же будет крах всех надежд, пору­гание идеалов, конец всего!

Душа размагничивается, теряет силы, я часто становлюсь «жертвой»: нет сил проти­востоять чьей-то наглости.

Скверно, но многое церковное, некогда свет­лое, отравлено одиночеством.

Аврааму обещали исполнение чаяний — и то он страдал от ожидания, а мне, конечно же, ничего не обещано. Ответ на молитвы — жизнь, которую я бы не выбрала.

Представьте Ассоль, к которой никто не приплыл... Получается, одиночество хуже гре­ха, его не исправишь, не замолишь, оно неза­служенно и смертельно.

А то, что я не одна такая, так лучше бы одна... Это же и врагу не пожелаешь...

Вопрос один — зачем испытание выше сил, несбыточная, дикая жажда любви. Понимаю, демография, пьянство, все понимаю.

Но ни церковное творчество, ни молитвы залить этот огонь не могут, он горит 15 лет, он меня сжег...

И отчего-то стыдно глядеть людям в глаза, мне стыдно, что меня не любят, и немного стыдно молиться по той же причине. В. »

 

Вот он, первый вариант женского одиноче­ства — непереносимого, когда ничем не заме­нишь жажду любви, не погасишь сжигающего душу огня. Увы, страдающей девушке так ник­то и не ответил по существу, хотя в газете было опубликовано три ответа на ее искреннее пись­мо. А между тем ответ заложен в самом этом письме. Его автор, не захотевшая назвать свое имя, похоже, знает, что нужно делать, но не умеет и боится. Ключевая ее фраза: «Надо было больше любить себя». Прошу прощения у В. за то, что рискну сделать некоторые выводы из ее рассказа. Но даже если я ошибусь относи­тельно автора письма (тем более что рассмат­риваемое письмо было опубликовано не вчера, и у его автора все могло в жизни измениться), уверена — мои слова окажутся справедливы­ми для других женщин, оказавшихся в подоб­ной ситуации.

В. пишет: «Я не урод, талантлива», но тут нее как бы пугается хороших слов в собствен­ный адрес и признается, что она закомплексована, с кучей недостатков. Трудно рассуж­дать, не зная человека, однако В., похоже, интересная личность с богатой внутренней жиз­нью и высокими духовными потребностями. Беда в том, что она, скорее всего, просто не умеет общаться с людьми, потому что сама в себе не уверена, не думает, что людям может быть с ней интересно. Комплексы, основанные на остром неприятии в себе каких-то качеств и черт характера, конечно, никак не соотно­сятся с христианским мироощущением. Есть очень интересные и талантливые люди, кото­рым именно из-за чувства неудовлетвореннос­ти собой тяжело идти на контакт — в результа­те они не могут раскрыть все лучшее в себе перед окружающими и привлечь их внимание. И если для кого-то необщительность — нор­мальное состояние, и логично вытекающее из этого состояния одиночество не тяготит, то для людей, подобных автору приводимого здесь письма, одиночество — трагедия. Что же де­лать? Поверить, что недостатки не могут поме­шать вам гармонично общаться с окружаю­щим вас миром. Оставьте грехи для исповеди! Примите как должное, что люди могут и долж­ны любить вас такой, какая вы есть. Ведь сам Господь любит вас! Когда-то в журнале «Пио­нер» в одной детской повести я прочитала та­кую фразу: «Любовь не похвальная грамота». Давно забылось и название повести, и большинство сюжетных линий, но фраза эта врезалась в память навсегда и часто помогала мне, когда приходило искушение оценивать себя или других на предмет того, кто достоин любви, а кто нет. Ваши недостатки не помеша­ют кому-то полюбить вас. И полюбят вас, ко­нечно, не за достоинства, а просто потому что вы — это вы. Но чтобы у человека появилось хотя бы первоначальное желание начать об­щаться с вами и узнать вас лучше, надо на­учиться дарить себя людям.

Есть женщины, которые, будучи неуверен­ными в себе, не могут найти любовь и уходят в выдуманный мир женских романов или теле­сериалов. Но иногда такой формой ухода мо­жет стать, как это ни печально, и религиозная жизнь. В. пишет: «Скверно, но многое церков­ное, некогда светлое, отравлено одиночеством». Церковная жизнь уже почти раздражает де­вушку. Но почему? Быть может, потому, что самое важное в жизни человека — приобщение к Православию — В. постепенно начала ис­пользовать как ширму для личных неудач?

«Что же впереди, неужели я пожалею о том, что не гуляла, не строила глазки, не вертела задом — это же будет крах всех на­дежд, поругание идеалов, конец всего! » Инте­ресно отметить, что в церковном сознании мно­гих людей рассматриваются лишь две край­ности — либо в затворе ждать суженого, который упадет с неба, либо «вертеть хвос­том». Но, похоже, автор письма невольно лу­кавит, сама того не замечая. Она уже жалеет о прошедших годах. И совершает по меньшей мере две ошибки: жалея о том, что неконтакт­на и не умеет заинтересовать людей своим внут­ренним миром, В. сразу переводит все свои рассуждения на негатив, при этом себя оправ­дывая. Одна одна, потому что не хотела греха, не хотела «гулять». Но если бы В. (или дру­гая — еще раз прошу прощения у автора пись­ма, если ошиблась на ее счет) сказала по-дру­гому: «Неужели я пожалею о том, что не умела улыбаться людям, не умела интересно поддер­жать разговор, не умела быть всегда радост­ной, не производила впечатление сильного и благополучного человека», это бы звучало гораздо честнее... Но зачем жалеть? Это вто­рая, весьма серьезная ошибка. Надо учиться во всем искать хорошее. Надо пересмотреть свое отношение к миру. Тридцать лет — очень хороший возраст. Женщина никуда не опазды­вает. Будучи церковным человеком, занима­ясь искусством, В. наверняка обогатила свой духовный мир. Надо с благодарностью к Твор­цу пересмотреть эти годы, увидеть дары Бо­жий и, поняв, насколько вы ими богаты, на­чать действовать.

В. пишет: «Все свободное время отдавалось рисованию и музыке, а все мечты были о буду­щем счастье, о друге жизни... » То есть В. жила мечтами? Если «нам рано жить воспоминания­ми», то мечтами нам вообще жить незачем. Надо учиться пользоваться каждым днем на­сыщенно и полно. Нет, не значит — ешь, душа, пей, веселись и ни о чем не думай, но каждый день стараться проживать так, чтобы принести плод Богу. Какой? Каждый знает сам, что ему дано. Не только пение на клиросе — плод, угодный Творцу. Главное — взращивание души, по словам православной поэтессы Нины Карташевой, из маленького семечка в сердце, дабы выросло прекрасное дерево, исполненное плодов. А если этот день — наш последний, а мы его в мечтах о суженом провели? Зачем же так обеднять себя? Зачем ждать чуда, когда чуда, собственно, не требуется?

«Не случилось чуда... » А почему, собствен­но, что-то должно прилагаться к нашей жизни просто так? Это равносильно тому, что челове­ку захочется, допустим, стать актером, но вме­сто того, чтобы попытаться поступить в те­атральный институт, он будет сидеть дома и ждать, когда к нему нагрянет долгожданный режиссер. Я, например, до сих пор считаю чудом Божьим, что мои рукописи, которые я писала в стол, теперь издаются. Я настолько явственно чувствую, что меня, как несмышле­ного ребенка, ведет за руку по жизни Некто Незримый, что не могу приписывать себе свои успехи. Есть Промысел Божий. Есть святая Божья воля. Есть помощь святых по молитвам к ним. Но ведь если бы я, войдя в церковную жизнь, при этом не тронулась с места, не нача­ла бы общаться с писателями и издателями, то они и не узнали бы обо мне, верно? И чуда не случилось бы. То же самое я могу посовето­вать и женщинам, переживающим из-за проб­лем, описанных В. Из затвора (прежде всего — психологического затвора! ) нужно выходить. И как можно скорее. Не «строить глазки», не «вертеть задом», но научиться жить в обще­стве — не только церковном, но и светском. А как? Тут одним советом не ограничишься. Для этого книга и написана. Быть может, хоть одному человеку она поможет — я буду рада. А вообще-то все рекомендации примеривайте на себя, думайте. Нет одинаковых людей на земле, и то, что поможет одному, может ока­заться бесполезным для другого.

 

 

Брак по расчету?

Как бы ни тяжело было В., но в подобных целях и желаниях просматривается, по край­ней мере, какая-то определенность — девуш­ка хочет любить и быть любимой. Она не рас­сматривает замужество как цель, которой надо добиваться любой ценой. И не думает о браке по расчету.

В этой книге браком по расчету мы будем называть любой брак, созданный не по сердеч­ному влечению, а по холодному рассуждению, неважно при этом, какие выгоды видит в этом союзе невеста — материальные или психологи­ческие.

Сторонники пресловутого «стерпится — слюбится» часто приводят в пример наших предков. Дескать, в стародавние времена во всех странах браки подготавливались родите­лями, а молодые иногда до венца друг друга и не видели. Хорошо ли это было? Мы ответить не можем — в те времени не жили. Кстати, неизвестна и «статистика» измен в таких бра­ках, ведь прелюбодеяния всегда скрывались тщательнейшим образом и, понятно, мало до­ступны для исторического изучения. Не сек­рет, что среди высших слоев общества браки в большинстве случаев были лишь выгодными коммерческими или иными сделками. Помни­те картину Пукирева «Неравный брак»? Высо­комерный высохший старик со звездой на гру­ди венчается с юной цветущей девушкой. Вспо­минаю реакцию простой бабушки-уборщицы, впервые увидевшей эту картину — как бабуля охала, простодушно возмущалась, как ругала старика: «Ты кого за себя берешь-то? Правнуч­ку за себя берешь? » Вам нравится такой вот неравный брак? Мне — нисколько.

Правда заключается, однако, и в том, что мы не слишком-то похожи на предков. Помни­те, как рассуждал князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? Мол, люди в старину были проще, цельнее, как бы «об одной идее». А сейчас люди уже куда сложнее, чем во вре­мена Достоевского, вмещающие в одну голову сотни идей. И с этим необходимо считаться. Энное количество веков назад ребенок с ран­них лет получал, как бы мы сказали сейчас, совершенно иные психологические установки и к выбору спутника жизни относился несколь­ко иначе, чем мы. В наши дни поменялся не только человек как таковой — совершенно по­менялась система взаимоотношений в обще­стве. Не считаться с этим — значит сталкивать человека в пропасть, пролегающую между пат­риархальным прошлым и сегодняшним днем. То есть совершать насилие над ближним или над собственной душой.

Конечно, всегда имели место случаи, когда люди, не видевшие друг друга до венца, были вполне счастливы в браке. Этому могло быть две причины. Первое — двое чужих дотоле людей оказывались во всех отношениях совме­стимыми и могли естественным образом по­любить друг друга. Второе — они могли стать подвижниками в браке, полностью посвятив свою семью Богу. Кто сейчас дерзнет назвать себя подвижником? Кто возьмет на себя крест не по силам? Простите, сделает это только не­разумный.

Впрочем, и сейчас случается, что кто-то из супругов (или оба) вступают в брак по насто­янию родителей. Печальные последствия мо­гут быть самыми разнообразными и даже весь­ма неожиданными. Вы не поверите, но иногда результатом становится то, что женщина начи­нает... ненавидеть ребенка, рожденного в этом браке. Это не фантазии, это горькая правда. Но сейчас мы поведем речь не о родительском произволе, а о том, что женщина, боящаяся одиночества, может по собственной воле уго­дить в ловушку: «Хоть за кого, но лишь бы замуж! »

 

«Благословите, батюшка!

Вы действительно одиноки Христа ради, потому что выбрали одиночество добровольно и сознательно. Потому и Господь вам помогает и поддерживает. Слава Богу, что у вас такая вера!

Я же своими попытками бегства от одино­чества, может быть, только нарушаю волю Бо-жию о себе и иду «против рожна». Конечно, я именно «Христа ради» не соглашусь на брак с неверующим человеком. Но все-таки брак не цель жизни, а средство для более удобного достижения спасения, а у меня, боюсь, это средство незаметно становится целью.

Я понимаю, что мой страх от маловерия и неумения полностью предать себя в волю Божию. Но что делать? Я стараюсь, молюсь о вразумлении, но пока такой веры не имею. Потому так тяжело.

А об унынии вы тоже по теме говорите. Потому что уныние — частый спутник оди­ночества (а для меня — прямое следствие). Не знаю, в какой мере я его испытывала, но мне было достаточно и моей меры. Это лю­тая болезнь как души, так и тела, поражение воли, когда до отчаяния и ропота остается пол­шага, когда нельзя себе позволять принимать никакое решение, даже никакую мысль, пото­му что любая мысль и решение будут ошибоч­ными, но на это не хватает сил, потому что не можешь управлять рассудком и поэтому ка­жется, что сходишь с ума; когда нет никаких сил молиться или бороться с этим состоянием, когда вынуждена просто внушать себе: «Бог тебя любит, Бог не оставит», а даже в это внушение верится с трудом. Кажется, что на­ходишься в аду. Но у меня есть рядом близкий человек — мой духовник. Я могу позвонить и сказать ему только: «Мне очень плохо, по­молитесь за меня! », и его молитвами все про­ходит.

Я благодарна Богу, что у меня есть такой человек, который любит меня, и я его люблю. Но если бы у меня был муж, близкий мне по духу, то это состояние было бы крайне редко».

 

Это отрывок из длительной беседы, развер­нувшейся в интернете на православном фору­ме, который раньше носил название «Человек и его вера» (сейчас это форум имени апостола Андрея Первозванного, www. cirota. ru). При­вожу здесь самые интересные ответы, часть из которых была также опубликована в жен­ской православной газете «Как жить».

 

«Уважаемые форумчане! — обратилась к участникам форума девушка по имени Свет­лана Л. — Что вы думаете о возможности вступ­ления в брак (и венчании) не по любви? Допус­тимо ли и при каких условиях (благословение старца или достаточно духовника, сильное желание создать семью и т. д. )? Известны ли мнения на этот счет святых отцов или автори­тетных пастырей?

Хотелось бы получить совета и в конкрет­ной моей ситуации. Я два месяца встречаюсь с парнем, к которому у меня нет сердечной привязанности. Он мне симпатичен по своим качествам, как человек, но сердце как-то не лежит к нему. Единственное, что меня огорча­ет, — его малоцерковность (для меня это очень важно). Хотя сейчас он начал стараться: ходит на службы, начал пост соблюдать. Еще один «недостаток» — его национальность. Его отно­шение ко мне безупречно.

Как мне быть? Разорвать отношения — страшно опять остаться одной, вдруг он мне потом понравится? Продолжать встречаться — до каких пор? Не хочется делать человека не­счастным...

Шесть лет назад в такой же ситуации я предпочла отказаться от встреч. Сейчас не­много жалею».

 

Это интернет-обращение вызвало множе­ство, в общем-то, схожих откликов, в том чис­ле, и от священников. Очень важно, что люди, отвечавшие Светлане, опирались на собствен­ный жизненный опыт, и довольно интересно, что проблему Светланы близко к сердцу при­няли многие мужчины.

 

«Здравствуйте, Света. Вы затронули очень интересный и одновременно очень серьезный вопрос.

Я сам женился в 31 год — возможно, не­сколько поздновато, но все же я честно ждал свою половинку. Может, я идеализирую ситуа­цию, но я верю, что для каждого человека есть в мире именно его половинка, только как по­нять что это именно она, как не пройти мимо — вот вопрос. Дело еще и в том, что часто люди, вступающие в брак, за любовь понимают влюб­ленность, а это, на мой взгляд, совсем разные вещи. Именно о влюбленности чаще всего пи­шут романы, поэмы и стихотворения. Это чув­ство, к сожалению, часто быстро проходит. А любовь, которая соединяет людей в браке и сопутствует счастливым семейным парам всю жизнь, должна быть заботливо и кропотливо выращена. И та первоначальная влюбленность часто становится тем самым зернышком, из которого и выращивается большое и прекрас­ное чувство. Поэтому, с одной стороны, может, не стоит сильно переживать, что нет этой са­мой влюбленности, делающей людей слегка похожих на шизофреников.

С другой стороны, верующему человеку, конечно, надо стремиться жить по воле Божи-ей, тем более, когда речь заходит о таком серь­езном вопросе. Как говорила моя прабабушка моей маме: «Эх, внученька, выйти замуж не напасть — как бы замужем не пропасть». Мой духовник накануне женитьбы посовето­вал мне читать акафист Покрову Божией Ма­тери и просить Царицу Небесную о вразумле­нии. Вообще перед моей женитьбой было столько искушений, что в результате преодо­ления и переживания их у меня не осталось никаких сомнений в том, что именно эта де­вушка должна стать моей женой. Искренне желаю и вам вымолить такое же понимание. Попробуйте поговорить с духовником, а глав­ное, просите у Бога поддержки и вразумле­ния, и вот увидите, Он вам укажет, как быть. Максим Окулов».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.