Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 9 страница



Расскажу немного о себе, себя не любив­шей. Чем сильнее я была в себе не уверена, чем была «скромнее», тем больше раздражали меня люди, тем меньше я любила их. А как тут любить? Все время казалось, что они только и делают, что критикуют и высмеивают про себя мою манеру держаться, говорить, мою внешность и т. д. Но почему, собственно? Чем я хуже? Вывод: я неудачница, поэтому мир отвратен и люди злы. Дело в том, что застенчи­вый человек чаще всего когда-то был затюкан (учителями, родителями, одноклассниками, кем угодно). Сможет ли он адекватно воспри­нимать окружающий мир, если не переступит через свою «затюканность»? Неуверенность в себе и даже застенчивость — и есть обратная сторона гордыни. Иначе зачем человеку посто­янно смущаться, думать, что он что-то делает не так? Неужели он воистину уверен, что все только на него и смотрят, думают лишь о том, как он выглядит, как говорит и прочее? Не­которым нездоровьем отдает такое поведение. Так же, впрочем, как и «американская» де­монстративная наглость. Эти противополож­ные, на первый взгляд, вещи имеют общие корни. А сняло мою «застенчивость» и «неувереность» как рукой, когда я пришла в Право­славие. Я поняла, что Бог меня создал такой, какая я есть, и что нужно любить себя, кроме грехов. Теперь я счастлива, и вокруг меня мно­го достойных людей. Впрочем, этому еще по­могли врожденные свойства характера. Но есть просто характеры другие — тихие, спокойные. У таких людей нормальная самооценка, не за­ниженная. Вы, наверное, уже поняли, что са­мооценка — это не есть нечто математическое, определяемое по 5-10-бальной шкале, это со­стояние души, ее взаимоотношения с миром.

Старая как мир, такая простая истина — люби других и не будешь одинок. Но мне ка­жется, что кто-то из вас, дорогие читательни­цы, поморщится при этих словах и, может быть, безнадежно вздохнет: «Полюби ближ­них» да «полюби», а как их полюбишь, когда все тошно и в душе вой? » Как полюбить? На­чать с себя. Как любить себя, такую грешную? Любить себя — значит проносить через всю жизнь Пасхальную радость. Сознавая свою цен­ность как человеческого существа. Любить жизнь и радоваться жизни. Радоваться, что относительно каждого из нас у Господа есть Свой замысел.

Однажды мне случайно попался на глаза тест «Сладкое одиночество», в котором были такие слова: «Тебе известны разные вкусы оди­ночества, как горького, так и такого, которое можно усладить. Ты на добром пути к тому, чтобы успешно управлять собой в те минуты, когда вокруг тебя никого нет. Ты еще времена­ми называешь это пустотой, но все чаще заме­чаешь, что это иллюзия, потому что в этой пустоте всегда кто-то есть. Ты учишься этого кого-то замечать, ценить и любить. Этот кто-то — ты».

Почему мы неинтересны сами себе? Потому что не понимаем, какой огромный мир зало­жен внутри нас. Наши слабости и ошибки — путь духовного роста, если относиться к этому правильно. Каяться в грехах — совсем не то, что постоянно казнить себя за них, забыв о чистой радости сердца, легкого после испове­ди. Если постоянно говорить себе, что мы мерз­кие и гадкие, то точно так же постепенно при­учатся воспринимать нас окружающие. Уве­ряю вас — при таком отношении к жизни счастливо выйти замуж будет очень трудно, даже если вы этого сильно хотите. Святые от­шельники плакали о своих грехах — это были люди, изначально удаленные от мира, и что такое был их святой покаянный плач, мы свои­ми малоочищенными сердцами вряд ли пой­мем. Но совершенно точно — это не были на­доедливые и нескромные сетования перед каждым встречным-поперечным: «Ах, какой я плохой». Вы же собираетесь строить жизнь в миру, с любимым человеком. Истинное сми­рение молчаливо, покаяние отдается Богу. А для людей, которые рядом, женщину ничего так не красит, как ясное, доброе и светлое восприятие жизни. Радость меняет наш вне­шний облик, уверенность в Божьей любви дает уверенность в собственной нужности для этого мира. На исповеди душе дается освобождение. Освободите и вы свою душу для вольного поле­та, зная при этом, что будете падать еще не раз. Главное — иметь духовную силу и желание вовремя подняться.

 

«Вы, как и любой другой человек, имеете право состоять из достоинств и недостатков. И если вы включаете, ассимилируете и добро, и зло в вашей сущности, то это реальный взгляд на себя, и это здоровье. Если же отвергаете часть себя или, хуже того, ненавидите в себе что-то, то это невроз. Невротик, к сожалению, не способен на безусловную любовь. Это не ваша вина, не ваша беда, а это ваша проблема, с которой нужно работать. Над бедой плачут, вина вас съедает изнутри, а вот осознанная проблема — это конструктивно. Путь к близости с другим человеком обязательно проходит через любовь к себе, реальной. Ведь для того чтобы открыться другому человеку, нужно быть открытой для себя...

Открыть себя и полюбить себя. Это не так легко, как кажется, потому что в каждом из нас живет детский страх, что плохую девочку никто не любит.

Не хотелось бы, чтобы вы поняли, что лю­бовь к себе — это нетребовательность, что это допущение лжи, предательства, необязатель­ности и т. д. » (Г. Белозуб «Брак от рассвета до заката»).

Один умный человек сказал мне слова, ко­торые я запомнила на всю жизнь: не надо считать, что все люди смотрят только на тебя и думают только о тебе. Да, действительно, у окружающих нас людей много других забот, чтобы только и делать, что выискивать в нас недостатки. Но мы сами можем постоянно о них напоминать, изводя близких и коллег своей самокритикой. Но повторим — истинное смирение молчаливо.

Нужно избегать мнительности. Случается, что нам все время кажется, что люди плохо о нас подумали, хотя ничего подобного в дей­ствительности не было. Помню, однажды мой друг довольно резко и односложно сказал мне, что занят, когда я позвонила ему. Я целый час переживала из-за этого. Но перезвонив через час, услышала такое сердечное обращение, что весь вечер потом у меня было очень хорошее настроение от искренних добрых слов. Надо помнить, что иногда негативное отношение че­ловека направлено вовсе не на вас, а вызвано какими-то проблемами. А вы просто попались под горячую руку. Прощайте и смиряйтесь — мы все не святые.

Самый большой наш жизненный крест — это мы сами, и если мы не становимся мгновен­но хорошими, то и это надо понести без раздра­жения и ненависти к себе. Это и есть смирение.

 

Ох уж эта княгиня

Марья Алексеевна!

Предположим, вы правильно восприняли все вышесказанное и решили изменить отно­шение к жизни. Итак, что же делать? Первое: успокоиться. По-христиански: смириться. Перестать стесняться одиночества. Слова о том, что «женщина не будет до конца счастлива, если не создаст семью», научитесь воспри­нимать с улыбкой. Найдя подобные высказы­вания в какой-либо книге, сразу же отклады­вайте ее, особенно если книга религиозного содержания: уж кому-кому, а верующим стыд­но не знать, что в конце концов живем мы не для земного счастья, а для Царствия Божия. А оно — «внутрь нас есть» и вряд ли зависит от непременного наличия мужчины в вашей жизни. Не стесняйтесь без спутника посещать гостей, выставки, просто гулять по любимым местам. Не разрешайте людям слишком долго распространяться на тему вашей личной жизни, если вам это неприятно. Всегда можно отве­тить вежливо, с улыбкой, но при этом так, что ответ ваш отобьет охоту у бесцеремонных лю­дей портить вам настроение. Главное — сами ни портите его никому: ни себе, ни людям. Самое важное сейчас для вас — избавиться от ложного чувства стыда. Стыд «за то, что меня никто не любит», как показывает нам письмо одинокой девушки В., может даже стать серьезным препятствием в религиозной жиз­ни. Стыдно становится даже молиться! Конеч­но, краснея из-за того, что «все уже, а я ни­как», вы можете просто не заметить в себе то, из-за чего действительно надо бы краснеть. Не заметите, как развиваются неприятные чер­ты характера, какие-то важные грехи так и останутся неисповеданными.

И если у вас есть в жизни что-то, что (вы чувствуете) придает ей смысл — не бубните в ответ на вопрос «да разве ты счастлива без мужика? » что-то вроде «ну, по-своему — да! » Будьте уверены в себе — слава Богу за все! Подумайте — ведь у вас есть целый мир.

Стыдиться одиночества перед людьми — грех, поскольку суетному мирскому мнению мы придаем до неприличия большое значение. Оборотная сторона такого стыда — греховное самолюбие.

Психолог Диля Еникеева пишет в книге «Одинокая женщина ищет»: «Оглядка на «ста­рушек у подъезда», сплетниц на работе и им подобных людей, мнение которых не должно ничего значить, и боязнь осуждения типичны для людей с низкой самооценкой. На чужой роток, как известно, не накинешь платок, всем угодить невозможно, всегда найдется кто-то, кому это не нравится. Опасения, «что станет говорит княгиня Марья Алексеевна», мнение света и престарелых дам, — все это было акту­ально в прошлом веке. Сплетни задевают толь­ко того, кто их боится и болезненно реагирует на них.

Всем этим людям, которые являются сто­ронними наблюдателями нашей жизни, по большому счету на нас глубоко наплевать. Осуждение — это не конструктивная критика, не стремление помочь вам что-то исправить, стать лучше. Пользы от него никакой, а на­строение может испортиться, если брать в голо­ву все, что говорят ваши соседи, коллеги и даже подруги. Сплетничая и осуждая кого-то, они заполняют пустоту и бессмысленность собст­венной жизни.

Завидует и осуждает только тот, кто ощу­щает собственную неполноценность и таким образом хочет противопоставить себя объекту осуждения: смотрите, как я выгодно от нее отличаюсь, я намного лучше! В каждой сплет­не, осуждающей реплике заложен подтекст, который подразумевает, что тот, кто осуждает, себе никогда ничего подобного не позволит. Умный человек никогда не судит других, он руководствуется известной заповедью «не суди да не судим будешь» и принимает других лю­дей такими, какие они есть, понимая, что каж­дый человек полон и достоинств, и недостатков.

Мать еще одной моей пациентки, после того, как соседка ей как-то ехидненько сказала: «А что это твоя Оленька все время на улице с мальчиками болтается, ты уж пригляди за ней, сейчас, сама знаешь, молодежь ка­кая... » — обвинила дочь в «распущенности», стала контролировать каждый ее шаг, запре­щала даже разговаривать с мальчиками, про­вожала в школу и из школы. В итоге та вырос­ла с задержкой психосексуального развития, не умела общаться с противоположным полом и в конце концов стала типичной старой девой. До сорока лет прожила вдвоем с матерью, а та, хоть и сокрушалась, что она не вышла замуж, но в душе была рада-радешенька, что дочь осталась с ней.

Так что даже очень близкие люди могут быть эгоистичными, сами того не подозревая, или давать советы, исходя из собственных пред­ставлений и опасений, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна». Уж очень роди­телям хочется, чтобы о детях окружающие не сказали ни одного плохого слова. Но ведь хорошего-то соседки обычно не говорят, а по­судачить, посплетничать, дать «совет» якобы из самых лучших побуждений — это пожалуй­ста. Причем сами «советчики» могут быть да­леко не примером для подражания, но тем не менее они считают себя вправе вмешиваться в чужую жизнь. Недаром раньше был такой анекдот — «у нас страна советов».

Если значение комплексов переоценивать, то есть придавать им слишком большое значе­ние, то они закрепятся, а если с ними не бо­роться, то останутся на всю жизнь».

В другой книге Диля Еникеева пишет о том, как раньше общественное мнение под­спудно давило на незамужнюю девушку (жен­щину). Стоило ей на какое-то время выпасть из поля зрения знакомых, как те при встрече спрашивали: «Ну как, замуж-то еще не выш­ла? » В самом вопросе, в интонациях собесед­ника (а особенно собеседниц) проскальзывало снисходительное отношение и даже злорад­ство — мол, вековать тебе, голубушка, одной, с твоими-то запросами (или внешними данны­ми). Приятельницы, делясь подробностями семейной жизни, взирали на незамужнюю под­ругу с оттенком превосходства, дескать, что ты знаешь о настоящей жизни?!. Некоторые зна­комые уже не раз успели сбегать замуж и вновь строили матримониальные планы. Мать горест­но вздыхала и сочувственно поглядывала на дочь, периодически намекая, как хорошо иметь внуков... Родственники или коллеги порыва­лись выступить в качестве свахи и предлагали познакомить «с одним приличным неженатым молодым человеком», очевидно, полагая, что перезрелая девица не в состоянии найти мужа. В организациях, где сотрудники ездили в за­гранкомандировки, незамужняя женщина была категорически «невыездной» — а вдруг она окажется морально неустойчивой и совра­тит коллегу или, не дай Бог, заведет роман с иностранцем, а тот окажется шпионом, или она выйдет за него замуж и не пожелает вер­нуться на родину?! Начальник на работе по­глядывал на нее вожделенно, лелея мечты сде­лать своей любовницей. Коллеги шептались, что она имеет виды на босса или делает карье­ру «через постель», хотя для этого не было никаких оснований.

В общем, незамужняя женщина ощущала собственную уязвимость и даже ущербность и втайне мечтала если уж не обрести в лице мужа защиту, то хотя бы обзавестись штампом в паспорте, который избавит ее от унизитель­ных оправданий и разъяснений сочувствую­щим и ехидничающим, почему она не заму­жем.

Если выйти замуж все же не получалось, то женщина чувствовала себя «неполноцен­ной» — другие почему-то умудряются побы­вать, а ей не удается. Не помогали и ее завере­ния, что она ищет достойного спутника жизни. «Ну-ну, — усмехались ей в лицо. — Ищи. Только потом поздно будет».

 

«Считалась, что если девушка (женщи­на), — рассказывает дальше Диля Еникеева, — не вышла замуж до 25 лет, то дальше ее шансы уменьшаются с катастрофической быстротой. «Кто тебя, перестарка, возьмет? » — как-то ехидно спросила мою 28-летнюю приятель­ницу коллега с работы. Сама она замужем за алкоголиком, не вылезала из долгов, периоди­чески являлась с синяками и жаловалась на своего пропойцу-мужа, но тем не менее ощу­щала свое превосходство. Кстати, моя при­ятельница потом ушла из этой конторы, вмес­те с двумя подругами организовала фирму, привлекла сотрудников-мужчин, а в 34 года вышла за весьма интересного и весьма небед­ного человека, родила ребенка и счастлива. Чего не скажешь о многих других, которые вышли замуж «своевременно».

На женщин подспудно давило и сознание, что нужно вовремя заводить детей. Гинеколо­ги стращали нас, что в 25 лет роженица уже считается старородящей. Ну и что? Я в свое время была пациенткой Центра охраны здоро­вья матери и ребенка почти два года с переры­вами — вначале одна операция, потом другая. И видела там десятки женщин-рожениц са­мого разного возраста, в том числе и тех, кому за сорок, и все благополучно разрешились от бремени... »

Не обращайте внимание на злословие! Но и не действуйте по принципу «зелен вино­град». Это производит болезненное впечат­ление на окружающих. В том, что хочется замуж, нет ничего постыдного или противоес­тественного — иногда и такие простые вещи женщинам надо втолковывать. Но если жен­щине стыдно из-за того, что она одна, если она переживает из-за неустроенной личной жизни, то порой бывает склонна скрывать свои пере­живания. Особенно преуспевают в такой конс­пирации чувств женщины религиозные, у кото­рых всегда «под рукой» и пророчества, и свя­тые отцы. Например, одна моя знакомая совершенно серьезно внушала мне, что сейчас замуж выходить нельзя — скоро конец света, надо думать о вечном, а не о временном. Это дама уже немолодая, у которой, к несчастью, очень тяжело складываются отношения с му­жем, психологически она одинока. Другая верующая женщина восклицает: «Слава Богу, я не замужем! » — с такой интонацией, что непременно хочется переспросить: «А отчего такая радость? » Для кого-то, может быть, личная свобода — действительно счастье, но в этом случае радость слишком уж наигран­ная. Эта женщина-катехизаторша тоже уже немолода, вариант занять себя хорошим делом у нее не проходит, потому что к избранному поприщу — учить людей закону Божию — у нее нет ни малейшего призвания. Я была свидетельницей того, что девочки-старше­классницы, которым преподавательница на­говорила что-то о преступности любви и не­желательности для женщины замужества, за глаза посмеивались над ней и верно определи­ли: «Это потому что она сама не замужем и никогда не имела детей».

Женщины-эмансипе также склонны кон­статировать: «брак — ерунда, пережиток прош­лого», «я самодостаточна». Может быть, вы-то и самодостаточны, но брак это, извините, не ерунда — ерундой и глупостью люди назовут эти слова и будут правы. Не все женщины, которые говорят, что не понимают, зачем необ­ходимо стремиться замуж, действительно так думают. Те, которым и впрямь не нужно за­муж, не пропагандируют устранение институ­та брака как такового, они спокойно и серьезно занимаются своим делом, не устраивая спек­таклей. Конечно, не стоит хныкать и раски­сать, но для чего же стыдиться того, чего вовсе незачем стыдиться?

 

Всегда радуйтесь!

Оторвитесь от переживаний и обратите вни­мание: вокруг вас — Божий мир! Он очень разный. Он святой и грешный. Он прекрасный и отвратительный. Он счастливый и печаль­ный. А вы — его часть. И вы ему непременно для чего-то нужны такая, какая вы есть. Неда­ром Господь вызвал вас из небытия. Подумай­те, зачем вы нужны миру, не бойтесь искать, и этот интереснейший поиск избавит вас от уныния и иллюзии одиночества.

«Всегда радуйтесь! — наставлял христиан Апостол. Правда, при этом прибавлял: Непре­станно молитесь». По многим толкованиям не­престанная молитва — это постоянное памято­вание о Боге. А когда человек помнит о Боге, в его сердце загорается надежда. Если же вы постоянно грустны, скучны и сами записали себя в неудачники, надежда меркнет, и смысл жизни искажается. Полюбуйтесь, как выгля­дят пессимисты со стороны.

 

«Женщины-неудачницы редко находят по­вод для веселья, даже успехи их не воодушев­ляют. Они жалуются, что не умеют радоваться приятным событиям и жизни вообще, и говорят, что им всегда тяжело. В любом событии они видят только негативную сторону и склон­ны преувеличивать ее. Все положительное в своей жизни они не замечают или не уделяют ему должного внимания...

Чрезмерно переживая мелкие или мнимые неприятности, женщины-пессимистки крайне тяжело переносят реальные психические трав­мы. Любое несчастье, уход мужа, возлюблен­ного они переносят крайне болезненно. Даже когда в этом нет никакой ее вины, такая жен­щина склонна во всем корить себя. Она терзает себя мыслями, что если была другой, то небла­гоприятный исход можно было бы предотвра­тить. Она постоянно думает о случившимся, анализирует прошлые взаимоотношения и на­ходит в них все больше подтверждений собст­венной никчемности тому, что она сама во всем виновата, никому не нужна, что ее никто не любит и никогда не полюбит. В таких случаях пониженный фон настроения может трансфор­мироваться в депрессию с идеями собственной виновности и даже попытками самоубийства, и тогда уже требуется помощь психиатра»

(Диля Еникеева «Одинокая женщин ищет»).

 

Грустная картина, не правда ли? А если вы узнали себя в этом портрете, что делать? Пси­хиатр советует:

«Для нормальной самооценки нужно время трезво и объективно относиться к себе. Рядом с вами есть женщины, которые в чем-то превосходят вас — более красивые, более обаятельные, более умные, более удачли­вые, более интеллигентные, более образован­ные. Ну и что? Почему лишь на этом основа­нии нужно считать себя хуже их? Невозможно быть лучше всех, равно как невозможно воб­рать в себя все положительные качества. Иде­альных людей не бывает, и не нужно стремить­ся к идеалу. Вы такая, какая есть, и полюбите себя такой. Женщина, которая не любит себя, не может внушить любовь к себе. Вы ничем не хуже других, вы отличаетесь от них, вы индивидуальность».

Эти советы обращены ко всем женщинам. Но у христиан все-таки есть идеал, к которому нужно стремиться. Наш идеал — Богочеловек. Именно стремление подражать Христу облада­ет чудесным свойством: с искренним прибли­жением к Нему человек не обезличивается, но, освобождаясь от наносного и ненужного в сво­ем характере, познает себя как создание Бо-жие. Для окружающих в этом человеке прояв­ляется все лучшее, люди начинают тянуться к христианину. При этом человек начинает видеть свои грехи, но ощущение собственной грешности не бросает христианина в пропасть отчаяния, напротив, рождает стремление ис­коренять пороки в себе и мудрость не осуждать их в других.

Увы, так не всегда получается, хотя долж­но быть именно так. Но если вы подвержены печали, унынию и неуверенности, отнеситесь к этим малоприятным качествам вашего ха­рактера как к злейшим врагам и начните с ними беспощадную войну.

Начните применять такое мощное оружие против мрачности, как улыбка. Есть люди, которые, кажется, вообще не умеют улыбать­ся. Присмотритесь к себе, не из таких ли вы? Может быть, у вас всегда строгое выражение лица, и вы ему еще всеми силами придаете «неотмирность», которая нисколько не сви­детельствует о вашей праведности, но только отпугивает людей? Или, может быть, вы не обладаете чувством юмора и вообще просто уродились застенчивой тихоней и домоседкой? Но ведь это не снимает с вас обязанности быть благодарной Творцу за саму вашу жизнь. А как можно благодарить за то, чем вы недо­вольны? У человека довольного совсем другое выражение лица.

Это одно из важнейших умений — умение искренне улыбаться людям. Сейчас, когда так много негатива наваливается на нас отовсюду и мощнейшим прессом давит на психику, улы­баться — просто наша обязанность. Заставляя себя улыбаться, вы уже не сможете огрызнуть­ся на того, кто толкнул вас в автобусе. У вас и тон изменится. Улыбка поможет успокоить­ся в любой ситуации, грозящей нервотрепкой, спокойствие поможет внимательней и сердеч­ней отнестись к человеку. Со временем внима­ние и сердечность станет доброй привычкой. Изменится и отношение окружающих к вам. Хотя об этом лучше не думать — как поде­лилась опытом на форуме диакона Андрея Кураева женщина по имени Людмила: «К этому вопросу я подхожу с другой позиции. На осно­вании высказывания святых отцов, старцев, а потом путем «научного тыка» я пришла к выводу, который стараюсь претворять в жизнь, и он вполне себя оправдывает, прино­ся душевный мир. Старцы говорили, что и зло может принести человеку пользу и добро — вред, по тому, как человек этим грамотно рас­порядится и применит к себе. Первое и главное условие: никогда ничего от человеков не требо­вать, и не ждать — ни хорошего отношения, ни понимания, ни ласки, ничего того, что че­ловек втайне желает, хотя желает справедли­во, ибо так устроен, но... достигается это дру­гим путем. Первое: не надо считать, что кто-то тебе что-то должен, нужно давать, давать щед­ро, постоянно, искренне, обволакивать челове­ка своей любовью, вниманием, участием, про­щать, терпеть. На такое не откликнется разве что «дуб дубом», совсем бесчувственный чело­век, и опять же, это делать не с целью, а во имя цели, во имя христианских заповедей».

Кто из нас не помнит милую детскую песен­ку: «От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».

 

«Как-то (в студенческие развеселые годы) мне пришлось летом поработать официанткой в небольшом южном кафе, — рассказывает журналист Мария Изотова. — Директор кафе, человек добрый и опытный, понимал толк в своем деле. И он мне сказал: «Единственное, что я от вас требую, — это улыбка. Вы должны улыбаться каждому, кто к нам зайдет». Я при­няла его требование в штыки. «Кому это нуж­но? — говорила я. — Ведь любая неискрен­ность сразу распознается. Фальшивая улыбка только отталкивает, а не располагает к себе! » Но директор был непреклонен. Фальшиво там или как-нибудь по-другому, но официантка обязана улыбаться. Наконец я сдалась.

Поначалу мне приходилось себя перела­мывать, мои улыбки были сродни чему-то из разряда гримас. Но вот что удивительно: боль­шинство посетителей на мои «дежурные» про­явления теплоты отвечали улыбками самыми неподдельными!.. Возможно, виной их друже­любия были южное море и пляжный загар, но с каждый днем мне улыбалось все легче и легче.

А чем больше я улыбалась, тем лучше ста­новилось мое настроение и тем искренней ста­новились мои улыбки. И наконец я поймала себя на том, что улыбаюсь уже не только в кафе, а и по дороге к нему, и еще раньше — только встав с постели. Это было чудесное лето, о котором я до сих пор вспоминаю с теплым щемящим чувством.

Подумайте, что вам мешает улыбаться? Ваша природная, как вы говорите, застенчи­вость? «Сначала надо бы справиться с ней, — думаете вы, — сначала надо бы научиться дер­жаться с людьми легко и свободно, а уж затем можно заняться и тренировками своих лице­вых мышц... » Но, знаете, любой человек физи­чески способен улыбаться, как бы он ни был застенчив, это неопровержимый и медициной подтверждаемый факт. Так что не ждите, пока у вас изменится характер, улыбайтесь! И по­степенно ваша застенчивость исчезнет сама со­бой. Ей просто будет неуютно рядом с вашей улыбкой».

В этой же книге «Правила поведения в брач­ный сезон» Мария Изотова советует: «Чем ве­селее вы поглядываете на жизнь, тем больше вероятность того, что кто-то захочет разделить это настроение с вами. Если вы интересны себе, то будете интересны другим. Если ваши глаза лучатся энергией, дружелюбием и любопыт­ством, от желающих присовокупить свою «долю» праздника к вашей не будет отбоя...

На горнолыжном курорте «мужчины ре­шительно не давали Наталье проходу. Меня же, такую спортивную, рядом с ней никто не замечал. Это обстоятельство сильно меня оза­дачило. Понаблюдав какое-то время за проис­ходящими, хорошенько обдумав увиденное, я пришла к выводу, что мужчин привлекает в моей подруге именно то, за что и сама я ее люблю: ее неистощимая жизненная энергия, неуемное жизнелюбие и отменное чувство юмо­ра. Она получает огромное удовольствие от все­го, чем занимается, и на лице ее, кажется, навек прописались блестящие, дружелюбные и внимательные глаза. Я ни разу не видела ее унылой или раздражительной. Никаких комп­лексов по поводу своей фигуры она не испыты­вала, держалась с горнолыжниками уверенно и свободно, все видели, что она собою вполне довольна — довольна именно в том качестве, какова она есть. И все окружающие тянулись к ней, все и всегда были рады видеть ее и хотели быть с нею».

 

«Дружелюбие выражается в жестах или в словах. Дружелюбие без выражения пропада­ет втуне. Научитесь демонстрировать свое хоро­шее отношение — а для начала научитесь быть снисходительным к людям, — советует Елена Кабанова, автор другой книги для женщин на вечную тему «как стать счастливой». — Жес­тикуляция, которая свойственна человеку доб­рому и открытому: улыбка, руки, повернутые ладонями вверх, внимательное выражение лица при разговоре с другим человеком.

Говорить можно на разные темы: хвалить детей, домашних любимцев, цветы в горшках или иные «слабости» собеседника, спрашивать о здоровье, о том, как тот провел отпуск, о домомодстве или садоводстве. Словом, обо всем, что интересно собеседнику. Любую тему легко узнать, расспрашивая человека, как тот про­вел выходные...

Юмор спасет нас даже в, казалось, безвы­ходных ситуациях. Сохраняя нам душевное здоровье и молодость, он дает второй шанс об­рести счастье. Если к неблагоприятному окружению относиться с пафосом и надры­вом — всех распугаешь. Люди сами видят отрицательные стороны реальности. Им прият­но посмотреть на свой мир по-новому, с юмором и приязнью. Подарите им такую возможность».

«Не зря мы так любим оптимистов — ря­дом с ними жизнь кажется легче, а пробле­мы — легче. А поскольку мир без проблем — это тот самый Эдем, в который каждый из нас стремится, оптимисты кажутся нам обитате­лями райского сада. С ними хочется дружить и общаться. Чтобы подарить окружающим ра­дость жизни, вовсе не обязательно носить де­кольте, подмигивать и облизываться. Флирт не в этом, а в умении хорошо относиться к себе и к другим людям»

(Елена Кабанова «Флир­туйте правильно»).

 

Наше счастье внутри нас! Чтобы хорошо жить с кем-то, научитесь, прежде всего, хоро­шо жить с собой. Если мы вспомним самых известных русских святых XIX века — време­ни, когда люди стали куда как нервно реагиро­вать на окружающее и начинали путаться в элементарных вещах, — то не найдем сурово­сти в открытых этим людям подвижниках. Во времена, когда уже ощущалось приближе­ние великих несчастий, святые, служившие Богу, одним своим видом вселяли в людей на­дежду и радость. Вспомним батюшку Серафи­ма Саровского с его знаменитым на всю Россию приветствием «Радость моя! » Однажды монах Саровского монастыря впал в глубокое уныние и просил другого монаха прогуляться с ним, чтобы хоть как-то развеяться. По пути иноки встретили батюшку Серафима. Святой старец прозрел, какое мучительное чувство точит душу бедного монаха, и воскликнул: «Радость моя, нет нам дороги унывать! » От слов старца Серафима, от одного его вида, источающего свет и любовь, унывающий монах взбодрился, и печаль оставила его. А вспомним оптинских старцев, вспомним святителя Феофана Затвор­ника, как открыты они были для всех, как умели подбодрить в трудную минуту, да и шут­кой при случае не брезговали. А ведь всегда радоваться по апостольской заповеди ох, как трудно!

 

«Учитесь в настоящем неприятном для вас событии найти и позитивные моменты. Наши несчастья могут содержать в себе скрытое счас­тье. Ведь недаром говорят, что все, что делает­ся, — к лучшему, — обращается к молодым женщинам Галина Белозуб. — Я прожила дольше вас и твердо знаю, что настоящее и будущее часто соотносятся, как фотография и ее негатив. И то, что сейчас в настоящем на негативе отобразилось как черное, на фотогра­фии будет выглядеть как белое. Ищите пре­имущества вашего положения и вы обязатель­но найдете их!.. Твое счастье зависит только от тебя. Потому что оно внутри тебя. И нет его ни под столом, ни под стулом. Если ты будешь ждать, что кто-то составит твое счастье, то рискуешь прождать всю жизнь. Никто ничего не может сделать за тебя в практике духовной работы. Либо ты учишься нести ответствен­ность за свою жизнь и топаешь в правильном направлении прямиком к счастью, т. е. гармо­нии души, либо у тебя все время кто-то вино­ват в том, что тебе плохо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.