Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 2 страница



«Уважаемая Светлана!

Я хочу посоветовать вам не спешить с при­нятием какого-либо решения (тем более никто от вас этого не требует). На самом деле если нет того зерна (влюбленности), из которого часто (или нечасто) вырастает любовь, то очень труд­но закрывать глаза на многие недостатки дру­гого человека, а это необходимо в семейной жизни. И многие пары сейчас, когда женятся, не испытывая хоть малейшего чувства влюб­ленности, искушают Господа, чересчур уповая на свои скудные силы. Люди, по одному метко­му сравнению, похожи на дикобразов, кото­рые, пытаясь обнять друг друга, только боль­ше и больше колются. И когда одна моя знако­мая молодая девушка, еще нисколько не пострадав в жизни, не ощутив в себе сил тер­петь (увы, это неизбежно, если нет влюбленно­сти... ) другого человека, заранее смирившись со многим, что может произойти, мечтала об общеизвестном «стерпится-слюбится», не «же­лая сделать человека несчастным», — я в свое время ей посоветовал не торопиться. Того же желаю и Вам. Игорь Комков».

 

«Света! У вас, как я понял, нет любви, влюбленности, а есть лишь симпатия и страх перед одиночеством в будущем. Мне приходи­лось встречать в жизни случаи, когда одиноче­ство есть и в семье, где отсутствует любовь или хотя бы уважение. А это, может быть, еще страшнее. У вас не та ситуация, когда люди друг без друга не могут жить, как не могут не дышать. Поэтому возникают разные вопросы, ответы на которые могут повлиять на правиль­ное решение.

Например, если он малоцерковен, то он не­верующий или адепт другой религии или кон­фессии? Если он другой национальности, то давно ли он живет в России, в Москве, на­сколько погружен в родную вам культуру? Не в прописке ли только дело? Согласны ли Вы, чтобы Ваши дети росли в семье, где роди­тели, возможно, так и не достигнут взаимной любви? Да и другие вопросы возникают. Нуж­но в этом попробовать разобраться: стоит ли рисковать и насколько вы готовы принять си­туацию возможного недостижения желаемого результата? Ответить на разные подобные во­просы так или иначе нужно самой себе или с помощью других, но все равно самой себе.

Правильнее, мне кажется, все-таки прини­мать человека таким, какой он есть или не принимать вовсе, а не надеяться на то, что вы сможете его исправить в том, что для вас не­приемлемо. Вам хотелось бы, чтобы вашу суть кто-то ломал? Пытаться исправлять человека в меру нужно, но не переставая при этом по­мнить, что в лучшем случае вы всегда посред­ник, главное же — все в воле Божией и самого того человека.

Мне от души хочется вам сказать: посту­пайте так, чтобы не жалеть об этом в будущем. Представьте и ощутите, как можете, будущее, и, слушая свое сердце, спросите честно себя: «Буду ли я потом об этом жалеть? » Ведь и жизнь должна быть, по возможности, про­жита так, чтобы не жалеть о ней при переходе в мир иной. Игорь Истоков».

 

У меня, дорогие читательницы, порой со­здается впечатление, что к «стерпится-слю­бится» (с женской стороны) мужчины отно­сятся нетерпимее, чем сами женщины. Неко­торые женщины так мечтают об уютном доме, о детях, о тихой семейной жизни, что готовы вручить свою жизнь любому человеку, желаю­щему вступить в брак. У мужчин — иначе. Они в большинстве своем хотят, чтобы жена любила. Не терпела, не вымучивала любовь, а именно любила. Но вот думают ли об этом потенциальные невесты, которые хотят решить проблемы своего одиночества за счет других? Да-да, милые девушки и женщины, не оби­жайтесь. Я вас прекрасно понимаю и сочув­ствую вам. Но коли вы решили «уж замуж невтерпеж! », то вряд ли задумываетесь — а такой ли я подарок, чтобы мой муж, если все-таки не «стерпится» и не «слюбится», му­чился всю жизнь с моим нетерпением и моей нелюбовью? А дети? А родные, ваши и мужа, которые поверили вашим заверением, что все у вас будет хорошо? Светлана Л. все-таки подумала и о другом человеке — не сделает ли она его несчастным? Но на все уговоры не торопиться с замужеством поначалу отве­чала так:

 

«Спасибо, что отозвались... Я сама не знаю, как поступить. Сейчас мне кажется, что мне нетрудно будет нести крест несчастливого супружества (если любовь так и не придет), потому что сейчас меня сильнее пугает оди­ночество. А кто знает, как будет на самом де­ле? И сделаю несчастной и себя, и другого человека.

Если бы духовник мне ответил однозначно, я бы и не стала писать на форум. Он предоста­вил мне самой решать, продолжать ли ходить на свидания. А вот относительно свадьбы он мне дал совет: без любви не соглашаться. Я думаю, мой батюшка считает, что в этом случае я буду несчастна, а я так не считаю. И потом он не понимает, что если я останусь одна, то это для меня тоже несчастье. Света».

 

Заметили? «Мне» нетрудно будет нести крест несчастливого супружества... А мужу? «Меня» пугает одиночество... А то, что другого человека вы ввергнете в одиночество, вас не волнует? В самое страшное — одиночество вдвоем? Недаром священники быстро и горячо отозвались на это сообщение Светланы.

 

«Светочка! Вы только вслушайтесь в эти страшные слова — «несчастливое супру­жество»... И вообще, когда вам кажется, что какой-то крест вам нетрудно понести, очень крепко подумайте, прежде чем его на себя брать (если он уже не оказался на ваших плечах). Решать вам — это ваша жизнь (не как соб­ственность, но как дар Божий). У каждого может все сложиться совершенно особым об­разом, но... Одиночество ужасно, и все же его произвольно прервать можно, а брак — нет. А потом... Вдруг вы встретите того, кого полю­бите? Вдруг обстоятельства так сложатся, что вам невозможно будет в силу обстоятельств не видеть этого человека? Вдруг и у него возникнет к вам чувство? Врагу злейшему не пожелаете... И у меня, по правде сказать, не сложилось чувство, что вы себя хорошо знаете.

А ведь вам крупно повезло с духовником. И не думайте, пожалуйста, что он не понимает, как вам плохо. Просто знает, что одиночество в семье страшнее одиночества в уединении. Потому что в семье подсознательно и непроиз­вольно настраиваешься на отдачу, на близость. Даже если сам не собираешься согреть и «под­ставить плечо». И когда это непроизвольное ожидание упирается в отсутствие какой-то необъяснимой, но чрезвычайно важной связи, пустота ощущается невыразимая. А интимная близость с нелюбимым человеком как выпол­нение некой «повинности»?.. Выдержит ли ваша психика это? Выдержит ли ваша право­славная совесть? Предполагаю, что об этом и беспокоится ваш духовник, повидавший за свою пастырскую жизнь множество несчаст­ных браков. Священник Игорь Прекуп».

 

 

«Дорогая Светлана!

Отвечу вам словами пословиц русского на­рода: «Жениться — не лапоть надеть», «Кто хочет жениться, тому ночь не спится», «Поп руки свяжет и голову свяжет, а сердца не свя­жет! », «Не мил свет, когда милого нет», «Лю­бить тяжело; не любить тяжелее того», «От того терплю, кого больше люблю», «Неволь­ная женитьба не веселье».

Мое мнение, возможно, ошибочное, так как я целибат (т. е. я не жил семейной жизнью) — по любви. Священник Борис Мерлин».

 

Что делает с женщинами страх одиночест­ва! А ведь чаще всего он внушенный, наду­манный. Не говорю неискренний — нет, впол­не реальный, страшный, терзающий душу страх. Но этот страх — следствие неумения обращаться со своей жизнью. И — как я уже говорила выше — страх эгоистический. Свет­лана по крайней мере встречалась с кандида­том в женихи, присматривалась к нему, поде­лилась сомнениями с духовником и братьями-сестрами во Христе. А у других женщин уже и сомнений нет. Замуж! Скорее! За первого встречного!

 

«Спешу вас предостеречь от боязни одино­чества, взамен поспешного замужества. Выйдя за человека не по сердечному велению, вы не только себя сделаете несчастной, но и (! ) ваших ближних: все, кто вас знает, будут затронуты так или иначе.

На моих глазах (не в Москве) православная христианка вышла замуж за моего друга, по­спешив (в немалой степени из-за упреков и боязни остаться одинокой) и, разойдясь с мужем спустя три года, после рождения ребен­ка, разрушила мирную жизнь не только свою и мужа, но и своих родных, которые вынужде­ны ее содержать, в то время как им пора на пенсию. Евгений Семенов».

 

К этим словам нечего добавить. К сожале­нию, подобное повторяется не раз и не два. Повторяются ошибки. Ошибки, в основе которых лежат черты, которые вообще у со­временных людей проявляются нередко: ин­фантильность, неумение понять себя, защитить себя от страхов, уязвимость перед упреками и пересудами (не человекоугодие ли это? ), в не­котором роде безответственность.

 

Приведу еще один ответ Светлане. И снова от мужчины.

 

«Моя будущая жена любила меня почти с того момента, как увидела, я же полюбил ее лишь спустя год, после того как мы стали встречаться. И то это произошло уже в тот момент, когда мы решили расстаться. Так что не торопитесь. Я понимаю — возраст, желание иметь детей и все такое. Но не придумывайте себе побочных мотивов, в том числе религиоз­ных, чтобы вступить в брак без любви и стать несчастной. Тем более кавказцы — люди горя­чие и искренние, он вам не простит лжи. По­времените, может быть, вы полюбите, и не заморачивайтесь особенно с религиозным вли­янием на него — в данной ситуации это самооб­ман. Главное любовь. Сергей Федоров».

«Одиночество — это ведь не только когда с тобою рядом кого-то нет. Это может быть и состоянием души. Маркес, например, гово­рил, что человек совершенно одинок и что одиночество — существенная часть челове­ческой натуры.

Одиноким можно чувствовать себя и в кру­гу близких друзей, и в кругу любящей тебя семьи. Мне кажется, все зависит от собствен­ной «настроенности» на одиночество, от спо­собности или неспособности быть «открытым» «закрытым» для других, от степени доверия и доверительности. И воспринимать одиноче­ство можно по-разному. Один священник писал: «Я привык к одиночеству. Я на него обречен... » Но, тем не менее, не воспринимал это как трагедию, т. к. всегда был не один, а с Богом. Все это очень индивидуально.

О влюбленности я речь вообще не вела, это чувство преходящее, на мой взгляд, и далеко не у каждого оно перетекает в любовь.

 

«Носить тяготы друг друга» важно в любом браке (христианском или нет). И в любом бра­ке это невозможно без любви. У нас с мужем брак невенчанный (значит, нехристианский? ), т. к. он абсолютно неверующий человек. Но тягот за 32 года оба «натягались» — мало не покажется. Так же было и у моих родителей: мама — верующая, папа — нет, а 53 года эти самые тяготы носили (включая войну). Потому что любили друг друга. Кстати, мама почти перед смертью мне рассказывала, что она вы­ходила замуж, не испытывая особой любви к папе, он ей просто нравился. И лишь после рождения первенца и скорой его смерти полю­била мужа, т. к. ее сердце просто не могло не ответить на ту любовь, заботу и понимание, которые она ощущала и видела от него после этой утраты.

Но это было другое время, а следовательно, и воспитание, другие люди, а значит, и другие чувства, похожие на нынешние, но в то же время отличные от них. Ведь старики недаром сетуют: «вот, в наше время... » или «мы были не такие... ». Так оно и есть: и время, и они сами были другими. А поэтому распространять их опыт — дело неблагодарное, лучше все же вы­ходить замуж по любви, если есть цель создать семью, родить и воспитать детей. А по симпа­тии и уважению — это на закате жизни соеди­нить «два одиночества», чтобы не скучно было и было кому пресловутый стакан воды подать. Светлана М».

 

Каким же оказался итог этой важной и интересной беседы в интернете? Светла­на Л. пришла к определенному решению:

 

«Духовник предоставил мне самой решать, как поступать в данной ситуации, но принять решение мне мешало множество противоречи­вых чувств, в которых я никак не могла разоб­раться. Относительно допустимости брака без любви у нас с духовником были совершенно разные мнения, и потому мне хотелось узнать взгляд на этот вопрос других людей. И что же? В этом вопросе — почти полное единодушие.

Я соглашаюсь, что была не права, и это благо­даря всем, кто откликнулся.

Так что тема открыта не зря.

Спаси всех вас, Господи!

С уважением, Свет­лана».

 

А мы продолжим разговор о браке без люб­ви. И посмотрим, что пишут о браках по рас­чету (любому! ) психологи, порой так справед­ливо, а порой очень даже напрасно ругаемые православными читателями. Ведь через каби­неты психологов проходят тысячи людей с по­хожими проблемами. Вы скажете, что у верую­щих людей другая жизнь и врачи — душ и телес — другие. А я возражу, что не замечаю особой разницы между образом жизни неверу­ющих и большинства верующих людей. Те же самые ошибки, те же самые (если не большие! ) проблемы. Почему так происходит — тема не для этой книги. Но раз уж так происходит (чего, конечно, быть бы не должно), то обра­тимся к советам специалистов. А психологи согласны со священниками в том, что прежде чем создать семью, «семь раз отмерь — один раз отрежь». И пишут о так называемых «фа­садных» браках. Что это такое?

«Девушка выходит замуж не потому, что хочет выйти замуж и создать семью, — утвер­ждает Галина Белозуб в книге «Брак от рассве­та до заката», — а потому, что она не хочет быть не замужем. В этом случае, ее усилия направлены не на созидание, не на достиже­ние, а на избежание. Деятельностью человека могут руководить два мотива: мотив достиже­ния и мотив избегания. Девочка может хорошо учиться в школе, потому что ей это нравится и она хочет получить поощрение, а может и по­тому, что боится наказания. Так же и в заму­жестве.

Неоднократно на консультациях я слышу от молодых привлекательных барышень: «Я не могу точно сказать, люблю я своего буду­щего мужа или нет. Хочу ли я с ним создать семью? Но я точно знаю, что я боюсь остаться одна». Выходя замуж, такие барышни не стре­мятся к счастью, а лишь стараются избежать дискомфорта. Быть не замужем — это стыдно, это не одобряется общественным мнением. И чтобы избежать этого неодобрения, девушка выходит замуж. Как вы понимаете, работает мотив избегания неудач. То есть, нет нацелен­ности на создание семьи. И замужняя жен­щина занимается оформлением «фасада». Ее беспокоит не то, как они с мужем живут, а то, как выглядит их пара. Супруги не стремятся к созиданию близости и доверия. Не обустраи­вают свой дом изнутри, я имею в виду не инте­рьер, а душевную жизнь. Им главное казаться, а не быть».

«Если вы одна, то испытываете чувство оди­ночества, и это действительно очень тягостное чувство. Но если, пытаясь спастись от одино­чества, вы поспешите выйти замуж за челове­ка, который вам не подходит, то вам не станет легче. Чаще бывает наоборот, проявляются проблемы, по сравнению с которыми прежнее состояние, когда вы были свободны, кажется вам раем земным. Самое печальное, что в не­удачном браке от чувства одиночества вы не избавитесь.

Когда вы одна, по крайней мере, есть надеж­да, что рано или поздно вы встретите человека по душе. А когда вы замужем за человеком, который вам не подходит, шансы встретить другого значительно уменьшаются. А даже если и встретите, то у вас не будет возможнос­ти узнать его получше и понять, что он именно тот, кто вам нужен...

Одинокой и несчастной может быть и кра­савица, и замужняя женщина. Супружеские узы не являются лекарством от одиночества. Лучше уж быть одной, чем мучиться с мужем, который вас не любит, не считается с вами, не понимает вас и понимать не собирается» (Диля Еникеева «Одинокая женщина ищет»).

Не правда ли, выводы психологов довольно точно совпадают с тем, что советовали Светла­не Л. священники и участники православного форума? Об этом же писала и журналистка Мария Изотова в весьма любопытной книге «Правила поведения в брачный сезон»: «Жить с человеком, который вам чужд по своей сути, — все равно что жить в тюрьме, только проблем и забот при этом возникает гораздо больше; жить с посторонним тебе человеком — значит чувствовать себя еще более одинокой, чем по-житейски будничном одиночестве; жа­лость — плохая замена любви; любовь и стра­дание вовсе не являются синонимами... »

Люди разучиваются любить. Горько, если они даже и не пытаются приступить к этой сложной и благодатной науке. Еще хуже, ког­да верующие пытаются идти в жизни по пути наименьшего сопротивления и оправдывают лень своей души религиозными мотивами. А ведь проблема эта — «замуж за первого встречного», — к сожалению, очень актуаль­на. Как вы думаете, почему так участились разводы даже в среде православных? Конечно же, из-за необдуманности такого важного шага, как женитьба/замужество. Молодые (а порой и не очень молодые) люди легко впадают в две крайности: принимают преходящую страсть за вечную любовь или...

 

«Моей младшей дочке 31 год. Она у нас добрая, хозяйственная, симпатичная, зараба­тывает хорошо, да вот незадача — засиделась в девках. А недавно нашелся жених. Вроде приличный молодой человек, в храм ходит (там и знакомились), на год старше, женат не был. Но дочка его не любит. Замуж за него согласна идти только потому, что боится больше никого не встретить, «остаться вековушкой». И мне жених не нравится, кажется неприятным, эго­истичным, себялюбивым. Я дочке советую все же подумать, а она — ни в какую. Свадьба, и точка. А стерпится-слюбится потом. Все-таки в наше время женились по любви. Мне дочку жалко: я же вижу, что она и в щечку-то поце­ловать его не может без отвращения. Может ли из такого брака выйти что-то путное? Нина Ивановна».

 

Это сообщение опять же с форума «Человек и его вера». А ведь не зря беспокоится за дочку Нина Ивановна! И участники форума это отме­тили.

 

«Ученые утверждают, что если отвращение идет на физическом уровне (я не думаю, что этот жених просто на физиономию уродлив), это несовместимость биохимическая, и это один из объективных знаков, что сии два человека несовместимы есть. Ибо даже эмоции наши сплошь биохимические реакции. А между про­чим, ей от этого отвратительного человека де­тей иметь и женщиной становиться... Нет, ду­маю это совсем не то, что нужно...

Второе скажу: я до 27 лет была уверена, что останусь старой девой, хотя у меня и был воз­дыхатель. Но этого человека я также не могла в щеку поцеловать без отвращения, хотя он тоже был христианином и к тому же очень много для меня как брат во Христе сделал... Он предлагал мне выйти за него замуж триж­ды, но я не согласилась. И вот результат: в 27 лет я встретила совсем другого человека (аккурат после того, как отказалась от мысли быть замужем вообще). И теперь я жена и нарадоваться не могу своим мужем! Хотя у нас и не все так уж гладко, ибо мы оба фанатичны и упрямы, а принадлежим разным конфессиям. Но даже религиозные вопросы (весьма болезненные) Господь дает нам решать без потерь добрых отношений друг с другом, Слава Господу! Хотя всем известно, что рели­гиозные проблемы самое надежное средство разрушить брак. Но сей милостью Господней, что мне этого человека подарила, я, не кривя душой, могу назвать себя счастливой.

Третье: если у Господа есть план сделать вашу дочь супругой и женой, у Него есть для нее и жених! Но этот кандидат что-то не очень на такового похож. Ибо, читая Евангелие, воз­никает впечатление, что Господь не в пример милосерден и очень заинтересован в том, чтобы у нее и у ее детей была благополучная, любящая, красивая семья, ведь будучи хрис­тианкой, она и ее семья должны быть письмом о мудрости, красоте и любви Божией в этом мире (2 Кор. 3, 3) «Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога Жи­ваго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». Итак, ваша дочь (при­чем с мужем) должна быть Божьим примером замечательной во всех отношениях настоящей любящей и дружной семьи. Таков план Госпо­день о вашей дочери, ЕСЛИ Он планирует сде­лать ее женой (и матерью).

Четвертое: если у Господа нет плана сде­лать ее женой, то ни вам, ни ей этого бояться не стоит. Ибо на собственном опыте скажу, с тех пор как я стала женой, служить и душой и телом Господу здесь, на Земле, мне стало гораздо сложнее, и возможностей таковых теперь у меня меньше, о чем, в общем, даже можно бы пожалеть. А посему прав апостол Павел, говоря: «... Есть разность между за­мужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7, 33). Это действительно так и, буду­чи замужем, так же много угождать Богу, как не будучи замужем, не получается. Ни вре­мени, ни сил у меня теперь на это недостаточно в полной мере.

Вывод: ваша дочь выигрывает гораздо боль­ше, если не выйдет замуж за этого кандидата. Фотиния».

 

Женщина высказала вполне разумное за­мечание. «В наше время, — отметила она, — при нашем воспитании «стерпится-слюбится» не для всех подходит: если сейчас нет терпения ждать, то откуда потом возьмется терпение жить с нелюбимым человеком долгие годы (осо­бенно с неприятным, эгоистичным и себялю­бивым)? »

 

А следующее сообщение содержит вполне конкретный совет:

 

«Уважаемая Нина Ивановна. Вы пишете: «И мне жених не нравится, кажется неприят­ным, эгоистичным, себялюбивым». Вот вы и почти ответили на собственный вопрос. Даже не с точки зрения «любви до гроба», а с праг­матической позиции мирного сосуществования подумайте, можно ли быть с таким под одной крышей? Главное же то, что дочь ваша думает и чувствует. Не то важно, что она «засиделась в девках», а то, что ей с этим человеком жить.

Каждый день. В радости и в горе. В здравии и болезни. Я вас очень прошу, не давите на нее. Я сама вышла замуж, когда некоторые мои одноклассницы-однокурсницы уже успели дважды развестись, и совершенно не жалею об этом.

Кроме того, ваш «кандидат», видно, всеми печенками-селезенками чует, что дочке не­пременно НУЖНО замуж. Пусть дочь изменит психологический подход. «Я тут на дороге валяюсь, никому не нужная, подберите меня, пожалуйста, я в хозяйстве на что-нибудь сгожусь» — отставить подобные настроения! Возможно, когда предполагаемый жених уви­дит, что его «примеривают», оценивают и впол­не реально могут «забраковать», то сам забе­гает по струнке. Ему ведь хочется добрую, хо­зяйственную, финансово благополучную сим­патичную жену, то есть вашу дочь. Сам-то он уж не мальчик (если ровесник вашей дочери), и потенциальные невесты его со всех сторон на куски тоже не разрывают и в очередь не строятся.

Надеюсь, что вы сможете извлечь пользу из того, что я вам написала. Всех благ.

Шуть Лариса Олеговна».

 

Надеюсь, милые читательницы, что и вы сможете извлечь пользу из приведенных в этой главе советов, если жизнь столкнет вас с этой непростой проблемой — с искушением браком по расчету.

 

Как найти православного жениха

Но может быть, вы уже решили, что я, заручившись поддержкой священников, пси­хологов и просто опытных людей, советую всем девицам выходить замуж не иначе, как по пыл­кой любви? Да еще с первого взгляда... Конеч­но же, это не так. Ситуации могут быть сколь угодно различными. Не должно быть только их поспешного и эгоистичного разрешения.

А ведь как часто верующая девушка хочет «выскочить» замуж за первого встречного... православного. Именно потому, что «мужи­ка-то можно найти», а вот «мужика верую­щего» да еще и православного... Бесспорно, религиозное единство супругов очень важно. Возможна ли настоящая близость между ве­рующим и неверующим, между представите­лями разных религий, если о самом главном, определяющим и мировоззрение, и смысл, и стиль жизни, двое людей говорят на разных языках? В это трудно поверить. Есть, конечно, и исключения, когда двое убежденных пред­ставителей разных конфессий прекрасно су­ществуют вместе, сумев найти общий язык (и мы приводили выше свидетельство об этом одной счастливой супруги), но вообще-то та­кие браки обычно очень трудны. Однако и най­дя спутника жизни «по вере», можно страшно «вляпаться».

Принято считать, будто единая вера на­столько соединяет людей, что два самых раз­ных человека, ничего общего, кроме религии, не имеющих, рано или поздно преодолеют все несоответствия — ради главного соответствия. Это, к сожалению, не так. «Православный» мужчина — не тождественно «мой мужчина». В предыдущей главе довольно много говори­лось об этом. Сейчас же мы с вами говорим немного о другом. Некоторым (довольно на­ивным или просто новоночальным) христиан­кам порой кажется, что если мужчина верую­щий — значит он кладезь всяческих добро­детелей. А если еще и на лицо не противен... Вот тут-то и скрыта ловушка. Знаете ли вы, сколько жен стонет оттого, что муж «воцерковился»? Казалось бы, живи теперь да радуйся: верующим стал, так пить не будет, бить не будет, ласковым станет, заботливым, и зажи­вет семья в мире и согласии. Но не тут-то было! Если раньше супруг хоть что-то в дом прино­сил, то теперь, бросив «мирскую» работу, де­лает не весть где какие-то «Божьи дела», жену и детей не кормит, все свободное время посвя­щает богомыслию и молитве (чаще всего — на диване с брошюркой полеживая). Жена и дети лишний раз не подойди — рычит на них: спасаться, мол, мешаете. Да еще и супру­гу упрекает: не хочешь ты, дескать, меня убо­яться. Неважно, что в доме я только для мебе­ли, что ты и работаешь, и детьми, и домом занимаешься. Я — муж сиречь глава. Уразу­мела? Жена в этом случае уразумевает лишь то, что пора срочно забирать детей, пока с голоду не умерли, и отправляться на поиски другого мужа, не такого «благочестивого».

Карикатура? Увы, ничуть. Ради справед­ливости скажу, что такой «воцерковленной» может стать и жена. И мужу в такой ситуации не легче, а детям так и совсем плохо.

«По долгу службы» я побывала на многих приходах и заметила странную закономер­ность: те немногие молодые мужчины, что находятся при храме постоянно, нередко про­изводят впечатление людей не от мира сего. Как правило, они добры, приветливы, актив­ны, но... не от мира сего, и все тут. Они не женаты. Трудно совмещать постоянную работу в храме с обязанностью зарабатывать на жизнь семье. Трудно совмещать привычку во всем следовать слову батюшки с мужской инициа­тивой и ответственностью. Эти люди счастли­вы. Они нашли свое место в жизни. Но место это — не рядом с женщиной.

Разумеется, я не утверждаю такой глупос­ти, что верующий мужчина не может быть полноценным супругом. Но не каждый может быть и полноценным. А если и полноценным, то не вашим. Поэтому на сладкие речи озабо­ченных вашим счастьем непрошеных совет­чиков — «ох, такой верующий, такой бого­мольный... и не женат, между прочим» — не реагируйте как на непременный сигнал к дей­ствию. Вы, конечно, можете и познакомиться с «ангелом во плоти», если вам это интересно, но поначалу без серьезных намерений. А там будущее покажет. Но вообще-то будьте поосто­рожней со сватовством.

Сватовство в наши дни. Анахронизм? В ка­кой-то мере да. Но каждый человек вправе относится к этому по-своему. Конечно, право­славным людям нередко может помочь свя­щенник. Он знает внутренние потребности при­хожан, ему исповедующихся, может что-то подсказать своему духовному чаду. Но только подсказать. Решение должны принимать вы. Ни на кого нельзя перекладывать ответст­венность за свою личную жизнь. Ни на кого! Мудрый, опытный духовник никогда не будет требовать людей жениться «за послушание». Некоторые священники вообще стараются дер­жаться подальше от сватовства, говоря, что «священник не должен быть сводней». Опыт­ные батюшки предостерегают и от младостарцев, которые внушают нам «стерпится-слю­бится» с тем, кого они (именно они! ) нам из­брали в жены/мужья. Против этого предосте­регал священников и Святейший Патриарх Алексий П. Но если вы, не желая думать, «за послушание» безответственно ставите себя на одну доску с учениками великих аскетов и подвижников, беспрекословно внимающих каждому слову учителя, то в случае полного краха семейной жизни будет виноват не муж ваш, не родители, не священник — только вы сами. Я не писала бы об этом, если бы у меня на глазах не произошла печальная история распада семьи молодого священника, если бы не рассказывали мне друзья о других похожих невеселых историях...

Однако рассказывали и другое. О том, как батюшка (или «сваты») «находили» жениха или невесту, и все складывалось как нельзя лучше. Даже без особой первоначальной влюб­ленности. Но это доказывает лишь то, что же­них и невеста разумно подошли к будущему браку. Вам может показаться, что я противоре­чу сама себе, говоря то о чувствах, то о разуме. Но дело в том, что и любовь бывает разной. Иногда не сразу и определишь, что это любовь. Вот, пожалуйста, пример из жизни:

 

«Когда молодые девицы жалуются на то, что почти невозможно найти православного жениха, мне вспоминается чудесный пример из жизни одной прихожанки, у которой, как казалось окружающим, совсем не было шансов выйти замуж. Ей было уже около двадцати девяти лет, и она носила пятьдесят шестой размер одежды. Только, как говорят в народе, человек предполагает, а Бог располагает. Л. была девушкой благочестивой, она жила цело­мудренной жизнью, была единственным ре­бенком в семье, но отец с матерью никогда даже не напоминали ей о том, что надо выхо­дить замуж. Может быть, потому, что мать с отцом просто не хотели отпускать от себя свое утешение.

Однажды после исповеди Л. робко спроси­ла: «Батюшка, а мне нужно замуж? » Священ­ник благословил девушку молиться о том, чтобы Господь послал ей мужа, и сам старался поддерживать ее и молитвой, и словом. Но молодые люди, с которыми ее пытались знако­мить, со свойственным молодости простоду­шием говорили, что ей из-за ее полноты вряд ли удастся выйти замуж. Батюшка посовето­вал Л. каждый день читать акафист Казанской иконе Божьей Матери. Однажды священника, к которому Л. ходила на исповедь, пригласили освятить квартиру. Ее жильцами были мать с сыном. За чаем они разговорились, и батюш­ка узнал, что мама очень хотела бы видеть сына женатым человеком. Сыну было около тридцати лет, он был верующим. Священник предложил ему познакомиться с крестной сво­его сына (той самой Л. ), и он согласился. Моло­дые люди договорились встречаться по вече­рам после храма. Стали ходить друг к другу в гости. Так продолжалось около года. За это время Л. сильно похудела. Но в какой-то мо­мент их отношения зашли в тупик. Видимо, взрослым людям не так просто изменить сло­жившийся уклад жизни. А Л. очень хотелось иметь семью. Тогда батюшка понял, что дол­жен как-то помочь ситуации разрешиться, и посоветовал им вместе съездить к его соб­ственному духовному отцу. Опытный духов­ник сразу увидел желание девушки понести труды семейной жизни, и она ему очень понра­вилась. А ее спутнику он сказал так: «Молись, и Господь все устроит». Л. продолжала читать акафист, и вот на Фоминой неделе после Пасхи Л. обвенчалась со своим женихом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.