Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 8 страница



Полковник Кобылинский вспоминал: «Когда Государь с Государыней уехали из То­больска, никто как-то не замечал старшинства Ольги Николаевны. Что нужно, всегда шли к Татьяне: «Как Татьяна Николаевна». Эта была девушка вполне сложившегося характе­ра прямой, честной и чистой натуры; в Ней отмечалась исключительная склонность к уста­новлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала, за болезнью Мате­ри, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на Его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая; любила хозяйни­чать, и в частности, вышивать и гладить белье».

Итак, заведовала распорядками в доме, лю­била хозяйничать, вышивать, гладить белье. Да еще и воспитывала младших. Но можно с уверенностью сказать, что если бы жизнь Царской Семьи не прервалась так рано, Великая княжна Татьяна не смогла бы найти полное применение своим силам и талантам только в семье, так как это была натура социально-ак­тивная. Не только распорядками в доме могла бы заведовать эта царевна, но и в определенной общественной структуре, а если бы понадоби­лось — то и в целом государстве. Женщина и власть, женщина и политика — сочетание странное, впрочем, вполне имеет право на су­ществование. Хозяйка — в случае Великой Княжны Татьяны Николаевны — понятие бо­лее широкое. Счастливое сочетание, которое почему-то обычно представляется невозмож­ным — домовитая мать семейства, хорошая супруга и... умный политик. В столь юном возрасте Татьяна Николаевна уже имела со­зревший политический кругозор, и не зря Го­сударь Император так любил с ней беседовать.

Татьяна — единственная, с кем в перепис­ке Александра Феодоровна говорит о делах, о войне, даже о том, что мучает Царицу лич­но — о распускаемой против нее клевете, дает дочери распоряжения.

Через несколько недель после начала Пер­вой мировой войны Великая княжна выступи­ла инициатором создания в России «Комитета Ея Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания вре­менной помощи пострадавшим от военных бед­ствий». Отметим, что вторая дочь Императора, занимавшая пост Почетной председательницы, несмотря на свой юный возраст, активно, «ра­зумно» и «толково», по словам А. Мосолова, участвовала в деятельности Комитета Ее име­ни и входила во все его дела. Общественная деятельность старших Великих княжон при­ветствовалась и направлялась Императрицей. Из письма Государыни супругу от 20 сентября 1914 г.: «В 4 1/2 ч. Татьяна и я приняли Нейдгарда по делам ее Комитета — первое заседа­ние состоится в Зимнем Дворце в среду, после молебна, я опять не буду присутствовать. По­лезно предоставлять девочкам работать само­стоятельно, их притом ближе узнают, а они научатся приносить пользу».

Эту же мысль Ее Величество повторила в письме от 21 октября 1914 г.: «О. и Т. сейчас в Ольгином комитете. Татьяна одна принима­ла Нейдгарда с его докладом, продлившимся целые полчаса. Это очень полезно для девочек. Они приучаются быть самостоятельными, и это их гораздо большему научит, так как приходится думать и говорить за себя, без моей постоянной помощи».

Еще одна деятельность, которой Великая княжна Татьяна Николаевна самоотвержен­но отдавала все свои силы, — это работа меди­цинской сестры.

«С трепетом просматривая в архиве дневник Великой Княжны Татьяны 1915-1916 гг., — пишет Татьяна Горбачева, — на­писанный крупным, ровным, порывистым почерком, удивлялась я необыкновенной чут­кости Великой княжны — после посещения лазаретов она записывала имена, звания и полк, где служили те люди, кому она помог­ла своим трудом сестры милосердия. Каждый день она ездила в лазарет... И даже в свои именины».

И. Степанов: «Татьяна... была шефом ар­мейского уланского полка и считала себя уланом, причем гордилась тем, что родители ее — уланы (оба гвардейских уланских полка имели шефами Государя и Императрицу). «Уланы папа» и «уланы мама», — говорила она, делая ударение на последнем «а». Госуда­рыня пишет Николаю Александровичу: «Тать­яна в восторге, что ты видел ее полк и нашел его в полном порядке».

Татьяне Николаевне, как видим, присущи были качества деловой женщины: сила воли, четкость, дисциплинированность, аккурат­ность, умение жертвовать своим временем и интересами ради дела, практический ум. Не самые плохие качества, не правда ли?

 

4. Стань нужной людям...

Если тебя я почти что не знаю —

это неважно,

Я для тебя огонек зажигаю

в сумерках каждых.

Огонек от чистого сердца,

Огонек для души, чтоб согреться,

 Для тебя, если ты одинок

Огонек...

 

Можно быть одинокой, но не чувствовать себя таковой, если найдутся люди, нуждающи­еся в вашей любви. Вспомним приведенные ранее письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — он советует женщинам даже не искать, кому нужна любовь и забота, а согре­вать огоньком своего сердца тех, кто находит­ся рядом. Но воплотить этот совет в жизнь не так уж и легко — нужно учиться быть хри­стианкой в истинном значении этого слова. Ведь нередко бывает даже так, что люди неве­рующие подают нам, считающим, что мы уже знаем о духовной жизни все, примеры не книж­ного, а живого сострадания, милосердия, про­щения и терпимости.

Наш путь един — ко Христу, но ведут по этому пути к Нему миллионы тропинок. Кото­рая из них ваша? Может быть, незамужняя женщина помогает растить и воспитывать пле­мянников, младших братьев и сестер, детей родственников. Одинокая женщина может приравнять любимую работу к отношениям в семье — обычно это происходит там, где взаимо­действие с людьми требует со стороны персона­ла тепла, отзывчивости и самоотдачи: работа в детских садах, школах, больницах, интерна­тах, домах престарелых, среди инвалидов и т. д. Такая деятельность не для всех — она требует особого призвания, особого склада характера, ведь иногда поиск своего призва­ния может привести к чему-то вовсе не эсте­тичному и не ублажающему. Вспомним пись­мо Елены Михайловны (Алены) Р., желающей примириться с одиночеством. На это письмо был дан еще один прекрасный ответ, основанный автором на собственном жизненном опыте:

 

«Алена, мне не хотелось бы в ответ на Ваш вопрос громко кричать: «Делай как я — и все будет в порядке». Судьбы одинаковыми не бы­вают, и совет другого человека всегда имеет только относительную ценность. Но, может быть, моя история вам в чем-то поможет или хотя бы развлечет.

Когда мне исполнилось 25 лет, я поняла — это кранты. Филолог, не ах какая красавица, в стране кризис, а я только что потеряла рабо­ту. Надежд — я имею в виду матримониаль­ных — не было никаких, а тяжелые пережива­ния в прошлом, заставляющие от всяких на­дежд надолго отказаться, были.

Больше всего меня мучило, что я «никому не нужна». Звучит банально, а произносить это внутри себя было страшно и мучительно. Да, мама, да, друзья, да, книги. Да, верующий человек никогда не бывает один и не должен отчаиваться. Но легче не становилось. Так ска­зать, «случайно» я оказалась в отделении дет­ской гематологии. Гематология — это лейко­зы, миеломы, гемофилия — словом то, отчего больные невыносимо страдают и умирают. Мои печали как-то ушли на второй план — мне

«повезло», мое присутствие и участие ока­залось востребовано. Я, мамина дочка, на­училась готовить диетические и вкусные уте­шения моим новым маленьким знакомым. Научилась играть в дурацкие игры, которые помогали им не плакать. Научилась не пла­кать сама, видя, как гаснет детская жизнь — не плакать до выхода за ворота больницы. Дай Боже им долгих лет жизни и здоровья, этим малышам, и упокой душеньки тех, кого спасти не удалось — эти дети меня спасли тогда. Обра­щение «мама Катя», курица мальчику Вовке в следующий раз, маленькая игрушка в карма­не «на всякий случай» — я цеплялась за все это, как утопающий за соломинку.

Знакомая монахиня мне тогда сказала: ты не думай, ты выйдешь замуж и детки у тебя будут. Я воспринимала это как утешительные сказки, не больше. «Ну и где же мой же­них? » — «Еще до Рождества увидитесь». При­дя на Рождественское богослужение, я все вер­тела головой — ну и где? А он рядом стоял, мы с ним с детства знакомы.

Сейчас я замужем, у нас маленькая дочь. Свидетелями на свадьбе были врач гематолог и мама одного из маленьких гемофиликов. Мы по-прежнему стараемся делить жизнь с теми, кому Господь привел пройти через кошмар не­излечимых болезней. И, я подозреваю, нам это общение дает еще больше, чем тем, кому мы пытаемся помочь.

Как знать, может быть, вы потому и чувст­вуете, что Ваши руки пусты, что кто-то именно от Ваших рук ждет тепла? Екатерина Скуль-ская».

 

На эту же тему — письмо от врача Ирины Александровны Шуваловой в газету «Как жить»:

 

«Я — одинокая женщина. За этими слова­ми, наверное, должны идти жалобы и вздохи, но я могу сказать еще и по-другому: я — жен­щина, которая живет одна, но при этом спо­койна и довольна. Хотя, признаюсь, было время, когда от одиночества хотелось просто плакать. Конечно, за мои сорок семь лет мне многое довелось повидать и пережить. Все было: и бурные романы, и короткое замуже­ство, но вот нормальную семью создать так и не удалось. К тем годам, когда «баба ягодка опять», я уже перегорела, мне ничего не хоте­лось. Стала утомлять работа (я врач-терапевт), уже не было ни сил, ни желания улыбаться пациентам. Когда я читала в газетах и журна­лах истории, как женщины даже за шесть­десят находят своего избранника, я не раздра­жалась и не завидовала. У меня просто была апатия, я ничего не хотела.

Но пришло горе, пробившее, наконец, мое равнодушие к жизни. Умерла мама, единствен­ный человек, который жил со мной, любил меня, заботился обо мне. Я не буду описывать первых дней, когда я должна была привыкать к тому, что мамы уже нет. Я осталась совсем одна. Но потом что-то стало со мной происхо­дить. Еще на отпевании мамы, рыдая, я стала жадно слушать то, что говорил священник о бессмертии души, о том, что мама жива на Небесах. После этого я стала ходить в церковь. Мне стало немного легче. И я начала учиться жить в одиночестве. Как мне не хватало мамы! Но при жизни я ее как бы мало замечала, не хотела порадовать лишний раз, не хотела делиться с ней переживаниями. Сколько сил ушло у меня на пустое нытье, которые можно было бы отдать маме. И я стала задумываться. Теперь мне уже было с кем поговорить от серд­ца — с Богом, Божьей Матерью, святыми, я верила, что они меня слышат. Но все-таки не хватало человеческого общения. Старые подруги давным-давно замужем, у всех семьи. Однажды я решила отправиться в паломни­ческую поездку в Троице-Сергиеву Лавру. Как там было хорошо, благодатно, тихо. Я ехала домой с миром и светом в душе. И неожидан­но в вагоне мне в голову пришла простая мысль: как это не с кем общаться? Ведь через мой кабинет каждый день проходят десятки людей! Ведь у них есть же не только больные органы, но еще и живые души. Начала я с ма­лого: стала всегда улыбаться пациентам, потом начала шутить с ними, когда нужно было — подбадривала, у частых посетителей моего кабинета всегда интересовалась, как жизнь. Некоторые женщины, такие же оди­нокие, как я, даже начинали пересказывать мне свои проблемы. А многие спрашивали, почему у меня иконка на столе. И скоро я стала слышать от моих больных: «Ой, Ирина Александровна, вы такая добрая. Вы самый чуткий врач в этой больнице». Цветы при­носили, поздравляли с праздниками. А одна пациентка, моложе меня на три года, стала в конце концов моей близкой подругой. Те­перь я всем хочу сказать: поверьте, люди, мы не одиноки».


 

 

Часть 3

Что делать?

 

Смирение и низкая самооценка —

одно и то же?

Часто психологи утверждают, что одино­кий человек сам виноват в своем одиночестве. Не могу с этим согласиться — пути Господни неисповедимы. Так что «кто виноват», мы вы­яснять не будем, а вот о том, что делать — пожалуй, подумаем. О многом мы уже погово­рили. Упомянули вскользь и о низкой само­оценке, и о неумении любить себя. Теперь по­говорим об этом подробнее, уж слишком много путаницы с этими понятиями.

Что мучает В., автора письма, с которого мы начали книгу? В. сама признается в том, что надо было больше любить себя. Такие по­нятия как «любовь к себе» и «гордыня» верую­щие постоянно путают и тем самым немало вредят себе и другим. Отождествляя смире­ние — главную христианскую добродетель — с матерью многих пороков, с тем, что психологи называют низкой самооценкой, люди порой залезают в такие дебри, что им уже никто, кроме опытного священника (а, может быть, увы, и вкупе с врачом), помочь не в силах.

Беседуя однажды с психологом Валерием Ильиным, частым гостем православных изда­ний, я спросила его:

— Не кажется ли вам, что христианское смирение часто путают с комплексом непол­ноценности?

— Да, на самом деле очень часто встречает­ся такое «уничижение паче гордости». И надо сказать, что скептическое отношение у многих людей к христианскому смирению, к христи­анской аскезе происходит не от того, что эти люди являются гонителями Христа, а потому что им не приходилось встречаться ни с насто­ящим смирением, ни с настоящей аскезой, зато много приходилось сталкиваться с тем, что за это выдается. А любой человек очень чувствует фальшь.

— Психотерапевту порой ставят в вину, что он завышает у человека самооценку, а это не согласуется со смирением.

— Если завышает, то это плохой психотера­певт. Если возвращает нормальную... Я бы взял на себя дерзость напомнить противникам вы­сокой самооценки, что человек создан по обра­зу и подобию Божию. И когда он начинает мешать себя с грязью, то тем самым мешает с грязью и этот образ и подобие. Возьмите в пример Василия Блаженного. Его никто не заподозрит в гордыне, но он с царем, перед которым падала ниц вся Россия, как разгова­ривал! Сколько было достоинства в этом свя­том! Поэтому завышенная самооценка — пло­хо. Заниженная — тоже плохо. У абсолютного большинства наркоманов и алкоголиков зани­жена самооценка...

Дабы дорогие читательницы окончательно прояснили для себя, что за состояние души названо в этой книге низкой самооценкой, ска­жу лишь, что именно в этом состоянии человек ввергается в тяжкое уныние с сопутствующей часто мыслью «Бог меня не простит! » Иуду, как известно, это ввергло в петлю — он просто стал тошен сам себе.

Приведу выдержки еще из одного интер­вью — с игуменом Евмением:

— Отец игумен, многие люди боятся свобо­ды, и оправдывают это тем, что мы можем верить только святым отцам, а к себе долж­ны относиться крайне настороженно. Среди неофитов огромное количество людей, кото­рые имеют очень заниженные представления о себе, то, что на языке психологии называет­ся «пониженной самооценкой». Как, по-Ваше-му, имеет ли такой взгляд на себя основание в Евангелии?

— Я очень часто задаю людям вопрос: «А что Христос делал с самооценкой людей? » Если мы считаем себя учениками Христа, то, прежде всего, давайте обратим внимание на то, каким образом обращался с самооценкой лю­дей наш Божественный Учитель. Повышал ее или понижал? Представьте, Христос собирает толпу простого народа: не академиков, не кан­дидатов наук, а рыбаков, земледельцев, про­стецов и говорит: «Вы — свет миру», «Вы — соль земли». Берет простого рыбака и говорит ему: «Я на тебе утвержу Мою Церковь, и врата ада не одолеют ее». Что человек при этом чув­ствует? Собственное ничтожество или собствен­ную значимость в очах Божиих?

Господь давал людям разрешение действо­вать: «дерзай! », Он не превращал людей в бес­помощные и жалкие существа, помогал людям обрести веру в собственные силы, в важность и значимость их земного предназначения, в способность каждого человека стать чудо­творцем: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17, 20).

Безусловно, Господь помогал каждому че­ловеку почувствовать собственную ценность, осознать в себе печать Божественного образа, ощутить, что каждый человек бесконечно до­рог и любим Богом. Архимандрит Софроний (Сахаров) в своей книге «Рождение в Царство непоколебимое» пишет об этом так: «Если при­нимать себя лишь за жалкое существо, то тогда легко позволить и простить себе множество всякого рода беззаконий; и в действительнос­ти, считая себя низшими существами по отно­шению ко Христу, люди (да не покажется сие неким преувеличением) отказываются следо­вать за Ним на Голгофу. Умалять в нашем сознании предвечный замысел Творца о чело­веке не есть показатель смирения, но заблуж­дение и более того — великий грех... Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане бого­словском божественное смирение есть лю­бовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца».

Если человек уверен в собственной ценнос­ти, если знает, что у него есть определенная цель, задача, для осуществления которой он родился на этой земле, то, осознавая это, он может двигаться в любом направлении. Если же на глубине сердца человек осознает себя ничтожеством, никчемностью, ничего не значащим и ничего не могущим существом, он ни на что не способен, он чувствует себя в этом мире лишним и для того, чтобы хоть как-то уйти от чувства тревоги, дискомфорта по этому поводу, он ищет сильного лидера, который будет помыкать им и распоряжать­ся им, как собственностью. И, конечно же, находит.

Господь давал людям разрешение действо­вать. Он показал пример очень позитивного настроя на жизнь, сказав, что верующему все возможно. Я думаю, что если мы в полноте доверяем Христу, мы действительно должны стремиться быть теми людьми, каковыми Господь хочет видеть нас. Нередко приходится сегодня встречать людей, настолько занятых осмыслением собственной греховности, что Христос просто уходит из восприятия челове­ка. А ведь то, что больше всего занимает мысли человека (сознательно или неосознанно), обыч­но отражается в поведении и становится явью.

Чтобы понять, чего человеку не хочется, приходиться сначала это представить. Наш ра­зум устроен так, что он начинает рассматри­вать эти образы, внутренне прослушивать сло­ва и фразы, о которых нужно «не думать», вспоминая, вновь возвращаться к тем чувствам и ощущениям, которые «нужно забыть».

Мысленное «не думать» неизбежно превра­щается в «думать» и воплощается в жизнь.

Именно поэтому так безуспешна для мно­гих людей «борьба с помыслами», они посто­янно думают о том, о чем «не надо думать», вместо того, чтобы подумать, что для них более важно и значимо. Именно последний путь ре­комендуют нам святые отцы, предлагая в слу­чае возникновения бури греховных помышле­ний обращаться в своей молитве к Богу или предаваться размышлению о Нем и чтению Священного Писания. Если же человек фоку­сируется на препятствиях на пути, они непре­менно встретятся. Если же человек ориенти­руется на радость победы, предвкушает ее пло­ды, он тем самым уже становится ближе к своей цели.

Исходя из вышеизложенного, я предлагаю людям определиться с тем, чего они на самом деле хотят, вместо того, чтобы мысленно вра­щаться по кругу бесконечного осмысления на­шей греховности. Ведь Господь наш повелел прежде всего искать Царствия Небесного и правды его, пообещав, что все остальное при­ложится само собой.

А как же покаяние? Оно необходимо для христианина. Покаяние и прощение являются мощными целительными средствами. Покая­ние — это процесс отказа от ложного ради истинного. Прощение — оставление греховно­го груза ради движения вперед, ко Христу.

Грешному человеку очень трудно принять незаслуженную милость Божию, подаваемую в прощении. Хочется «заслужить» прощение, оказаться «достойным». Поэтому одним из важнейших моментов христианской жизни мне видится смиренное, несмотря на сильное (для многих) желание самобичевания, приня­тие от Господа этого прощения, осознание себя прощенным и желание с этим чувством дви­гаться дальше по дороге собственной жизни.

Почему мне хочется отдельно упомянуть об этом? Приходилось слышать рассказ одного бывшего наркомана о пастыре, который дал ему совет не прощать себя за свои наркоман­ские грехи даже после того, как тот получил на исповеди разрешение грехов, до смерти чув­ствовать себя виноватым и неуверенным, про­стил ли Господь...

Пастырю необходимо отдавать себе отчет: ведет ли подобное усиление чувства вины к примирению с Богом и к выходу из греховно­го пленения? Вряд ли. Нередко вследствие та­кого душепопечения человек просто завязает в своей вине и опускает руки. Чаще всего оно ведет к отчаянию, унынию, депрессии, жела­нию все бросить... Кроме того, ненависть к себе, чувство вины и излишняя самокритич­ность вызывают уныние и ослабление душев­ных сил, что отнюдь не приводит человека к осознанию Радости Благой Вести Евангелия.

Безусловно, мнение великих святых очень значимо для каждого христианина. Но, к со­жалению, некоторые современные церковные издания, в которых приводятся целые подбор­ки ответов на все-все-все вопросы, вне учета контекста времени, обстоятельств, личностных особенностей вопрошавшего и отвечающего, являются для излишне простодушных людей большим соблазном. В применении святооте­ческих советов и рекомендаций к современ­ной жизни необходимо благоразумие и рас­суждение.

При этом хочется подчеркнуть, что на пер­вом месте для христианина должно стоять Евангелие. К сожалению, многие современные православные люди сегодня в большей степени сосредоточены на «концентрических кругах» третьей, четвертой степени важности: древняя иконопись, колокольный звон, знаменное пе­ние, самодержавие, ИНН. Все это, безусловно, важно, интересно, занимательно, но если при этом мы хорошо знаем и помним о том, что главное в христианстве — это Сам Христос.

Подобным увлечением для многих право­славных людей является сегодня коллекцио­нирование фотографии различных чудес и зна­мений. Но какой род ищет чудес и знамений? Как на этот вопрос отвечает Христос? Стоит задать этим восторженным женщинам неслож­ный вопрос по Евангелию, и они недоуменно пожимают плечами.

Что касается свободы и отношения к ней православного христианина, то давайте просто откроем Священное Писание. Излишний мак­симализм верующих своего времени апостол Павел останавливает простыми словами: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван... вы куплены дорогою ценою; не де­лайтесь рабами человеков» (1 Кор., 20, 23). Свобода предполагает высокую меру ответст­венности за себя, свою жизнь, свое движение ко спасению. А безответственному человеку так хочется переложить эту ответственность на кого-то, найти человека, который возьмет это «непосильное» бремя его ответственности.

Свобода духа, о которой пишет апостол Па­вел, находится в полной гармонии с послуша­нием. Но ведь послушание — это прежде всего открытость слову духовного наставника, спо­собность слышать и обучаться. Как жаль, что это слово сегодня так профанируется, нередко приходится встречаться с искаженным пони­манием послушания. Мол, ты делай, как тебе говорится, и не задумывайся, иначе — грех. Действительно, в Древних Патериках и Отеч-никах встречаются случаи, когда духоносные старцы, целиком и полностью взяв душевное попечение о человеке, понудив его к стопро­центному послушанию, в ответ могли дать пол­ноту духовности, быстрое восхождение по лест­нице духовного совершенства. Вряд ли сегодня найдутся священники, которые до конца чест­но, положа руку на сердце, способны «гаран­тировать» быстрое достижение высокого ду­ховного состояния через беспрекословное по­слушание лично себе. В наши дни, когда многие уже имеющие священный сан люди находятся в чине воцерковляющихся, умест­нее смиренное спутничество на пути ко спасе­нию, чем директивное «отсечение воли» через подчинение человека лично себе. Об этом же замечательно свидетельствует Владыка Анто­ний Сурожский в своей работе «Духовность и Духовничество»...

 

Большой фрагмент интервью, что вы сей­час прочитали, был приведен на форуме «Че­ловек и его вера» участником Вадимом Шуми­ловым в ответ на тему, открытую Ольгой Куро-вой, главным редактором газеты «Как жить». Ведь проблема отношения христианина к себе волнует многих людей, и в теме, которую мы рассматриваем в этой книге, нередко во мно­гом является определяющей.

 

«Расскажу несколько историй из жизни, — пишет Ольга Курова.

1. Одна девушка, имеющая восточную вне­шность, считала себя страшненькой. В школе ее дразнили «Китайкой», отчего Маша (назо­вем ее так) совсем закомплексовалась. Она ни­куда не ходила, все силы тратила на учебу. В студенческие годы Маша познакомилась с мужчиной на тридцать лет старше. Он ув­лекался какими-то восточными учениями, и именно ее миндалевидный разрез глаз при­водил его в восторг. Маша стала его любов­ницей (мужчина был женат). Они вместе прак­тиковали йогу и оккультизм, и в результате девушка попала на отчитку в Троице-Сергиеву лавру. После этого жутковатого опыта Маша воцерковилась. Через несколько лет она позна­комилась на Соловках с полусумасшедшим художником, которого бросила жена из-за его беспробудного пьянства. Ей было 25 лет, ему — 45. Они стали жить вместе, без венца и без регистрации в ЗАГСе (он не был на бумаге разведен с первой женой). Художнику редко удавалось продавать картины, и он жил за счет сожительницы, не отказывая себе ни в чем. Многие жалели Машу, советовали отправить «мужа» на лечение в психиатрическую боль­ницу (кроме пьянства, у него имелся диагноз «шизофрения»). В конце концов, он все же оказался в психушке. Маша искренне страда­ла. Она не верила, что ее, такую уродину, смо­жет полюбить кто-то еще.

2. Молодой человек, рыжий и очень коно­патый, также в детстве сильно страдал из-за своей внешности. Когда мальчик подрос, смыс­лом его жизни стали бесконечные донжуан­ские подвиги. Таким образом он самоутверж­дался. Даже придя в церковь, парень не смог ничего с собой поделать. «Да, я блудник! Я бабник! Я такой. А вы что, святые? » — резко заявлял он всем, пытающимся как-то на него повлиять. Кроме толпы любовниц, в его жизни не было ничего примечательного. Да он и не пытался ничего достичь, хотя обладал незау­рядным умом.

3. В храме служил алтарником замечатель­ный молодой человек. Симпатичный, прият­ный в общении, в то же время глубоко верую­щий и серьезный. О нем грезили все местные невесты. А одна певчая (назовем ее Таня), дей­ствительно страшненькая внешне: толстая, вся в прыщах, с маленькими глазками, напо­минающими поросячьи, — вдруг заявила: «Он мне нравится! » Поначалу над ней посмеи­вались, никто не верил, что у Тани есть шансы заполучить первого жениха. Но все насмешни­ки прикусили языки, когда красавец-алтар­ник через полгода сделал Тане предложение. Теперь он священник, она — матушка. Живут душа в душу, детишек растят.

4. Один молодой человек, назовем его Паша, учился в аспирантуре и преподавал в воскрес­ной школе. Получал, естественно, гроши, и жили они с матерью на ее зарплату. Но вот у мамы обострилось хроническое заболевание, и работать ей стало не под силу. Тогда Паша пришел просто с улицы в очень солидную фир­му, где у него не было ни связей, ни знакомств, и сказал: «Хочу у вас работать». Его наглости подивились, но все-таки предложили долж­ность курьера. Конечно, для парня 24 лет с престижным образованием и несколькими иностранными языками это было унизитель­но, но Паша согласился поработать курьером. Вскоре его способности оценили и повысили по службе. Через четыре года Паша стал в этой фирме третьим лицом. Теперь его мама отды­хает в Шарм-Эль-Шейхе и больше на здоровье не жалуется. На духовной жизни Паши его деловые успехи не отразились негативно: он по-прежнему усердный прихожанин одного из московских храмов.

Вопрос: почему те, кто оценивает себя дос­таточно высоко и поступает дерзновенно, избе­гает греха, и, напротив, имеющие о себе низ­кое мнение падают именно из-за этого? »

Собственно, бывает так далеко не всегда, но все же — почему так порой получается? Что же это за непонятная любовь к себе?

Люблю себя, потому что я человек. Люблю само это слово, это понятие «человек». Поче­му? Попытаюсь объяснить. Например, я пишу рассказы. Моя мама (самый любимый и стро­гий мой критик) ругает меня: «У тебя уже третий рассказ — все одно и то же. Пиши о другом». То есть плох тот творец, что делает все по готовому шаблону. А Бог — Творец всего существующего. И каждый про себя может уверенно сказать: «Нет человека точно такого же, как я». Нет человека, подобного каждому из нас. Отрицать это — умалять величие Бога как Творца. Это только на заводах продукцию штампуют один к одному. Как вы думаете, почему Христос сказал, что добрый Пастырь всех овец зовет по имени? Он знает каждого из пасомых своих «в лицо», дорожит каждым как личностью. Каждый человек неповторим для Небесного Отца. И не надо говорить, что мы «любим себя», когда мы грешим, жалуемся — «ой, мне все время не везет, ой, у меня нос картошкой, ой, кто меня, такую замуж возьмет... ». И таких «ой» набирается превели­кое множество. Когда человек грешит, он лю­бит не себя, а «тот самый мир», про который Господь сказал: «Не любите того, что в мире». Каждый раз, совершая грех, человек проявля­ет нелюбовь к себе как к Божьему творению.

БОГ ради человека — венца творения Свое­го — сотворил сначала Вселенную. БОГ сотво­рил рай ради человека. БОГ РАДИ ЧЕЛОВЕКА воплотился, стал таким, как мы кроме греха, БОГ ради нас, ради всех мытарей и разбойни­ков пошел на смерть, БОГ земную Деву поста­вил превыше Херувимов и Серафимов... Что есть человек? Мало чем удален он от ангела... Когда я еще только отходила от научного ате­изма, то все разговоры о «инопланетянах, уп­равляющих человеком» были мне глубоко омерзительны. Я и тогда уже понимала, что человек — это ЧЕЛОВЕК. И образ Христа по­том поразил безграничным милосердием и ува­жением к людям.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.