|
|||
А. А. Бодале» 19 страница⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 196 несовершенному диагнозу, к неправильному предсказанию и неумелому лечению» 1. Задача хорошего знания людей стоит всегда и перед руководителями производственных коллективов, администраторами и организаторами. Они должны постоянно изучать кадры и ясно представлять себе сильные и слабые стороны каждого члена того коллектива, которым они руководят. В решениях нашей партии красной нитью проходит мысль о необходимости учета психологии людей при работе с ними. Чем бы ни был занят, какой бы специальностью ни обладал коммунист, он прежде всего должен иметь дело с людьми, знать и понимать их и уметь к каждому из них подойти. В ходе строительства -коммунизма достигаются все новые высоты в развитии производства, науки, в подъеме технической к общей грамотности народа, его культурного уровня. Между людьми создаются подлинно коммунистические общественные отношения (экономические, трудовые, идеологические, социально-психологические, семейные и т. д. ). В личности строителя коммунистического общества происходят глубочайшие изменения. Моральный1 и идейный облик человека, складывавшийся на протяжении тысячелетий в условиях недостатка материальных благ, нищеты масс, эксплуатации трудящихся, все дальше уходит в прошлое. Человек, строящий коммунизм, изменяется и как объект, и как субъект познания. Массовое. занятие физкультурой, а также широкое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих нервно-психическое здоровье, приводят к постепенному совершенствованию физического облика как младшего, так и среднего и старшего поколения людей. Развитие в людях коммунистической целеустремленности, внутренней собранности, душевной бодрости и оптимизма,, формирование в них уважения и доверия к человеку закономерно' вызывают у все большего числа людей изменения в экспрессии закрепляя одни ее оттенки и 'проявления и затормаживая другие. С исчезновением пережитков прошлого в сознании все реже встречаются люди, не желающие и не умеющие трудиться, не ценящие общенародного достояния, равнодушно или хамски-высокомерна относящиеся к другому человеку. Таким образом, по мере строительства коммунистического общества одни вариации личности в? окружении каждого человека постепенно исчезают, но все чаще каждый человек будет встречать людей, внутреннее содержание и дела которых полностью отвечают требованиям морального кодекса строителей коммунизма. Эти изменения, происходящие в облике и внутреннем мире советских людей, необходимо сказываются на содержании тех образов и понятий, которые формируются у познающего этих людей человека. 1 Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы, Избр. соч., т. П. М., 1954, с. 377. 197 Но советский человек меняется не только как объект, но и как субъект познания. Обогащение и усложнение его внутреннего мира необходимо влияет на отражение им других людей. Формирующиеся у него коммунистические идеалы, духовное богатство, моральная чистота сказываются на содержании и уровне тех оценок, которые он дает окружающим его людям. «Другой человек» — это товарищ по общему делу. Его облик, личность, поступки, судьба становятся предметом действенного интереса каждого гражданина Советской страны. И иначе не может быть: поведение в соответствии с принципом: «Человек человеку — друг, товарищ -и брат» обязательно предполагает наличие у каждого стремления к хорошему знанию другой личности, к верному пониманию ее внутреннего мира, ее потребностей и возможностей. Широкое и глубокое внедрение этого принципа в практику повседневного общения и совместной деятельности советских людей потребует и будет сопровождаться непрерывным подъемом не только политической и общефилософской образованности их, но и невиданным ранее повышением уровня грамотности граждан нашей страны в -сфере человековедения. В ходе строительства коммунистического общества связи отдельного человека с другими людьми будут неуклонно развиваться, становиться богаче, шире. Это будет означать создание объективных условий для формирования у каждого человека разносторонних, содержательных и правдивых представлений о людях, которые являются его товарищами по общму делу. Оглавление Предисловие.............................................................................................................. 3 Глава!. Познание человека человеком как научная проблема. . 5 Глава 2. Человек как объект познания.............................................. 16 Глава 3. Восприятие человека человеком {характеристика процесса) 321 Глава 4. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия че Глава 5. Профессиональные особенности восприятия человека чело Глава 6. Общие особенности понимания людьми друг друга. . 111 Глава 7. Возрастные и индивидуальные особенности понимания че Глава 8. Влияние рода деятельности и положения человека на по Глава 9. Формирование первого впечатления о другом человеке. 178 Заключение. . ............................................................................................. 193, Бодалев Алексей Александрович ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ Зав. редакции Г. С. Ливанова Редактор В. П. Пазилова Художник А. А. Кущенко Художественный редактор М. Ф. Евстафуева Технический редактор 3. С. Кондрашова Корректоры И. А. Муимикова, С. Ф. Будаева Тематический план 1982 г. № 20 ИБ № 14Н Сдано в набор 30. 07. 81 Подписано к печати 04. 01. 82. Л-80502. Форма: бОХЭО'/ю. Бумага тип. № I. Гар-«итура Литера туркая. Высокая печать. Усл. печ. л. 12. 50. Уч. -изд. л. 14, 39. Ти-раж. 20000 экз. Заказ № 197. Цена 1 р. 20 к. Изд. Л1» 1909. Ордена «З'Н. ак Почета». издате-тьстыо Московского университета. 103009, Москва;, ул. Герцена, 5/7. Типография ордела. «Зи. ак Почета» издательства МГУ. Москва, ЛеН'Ин<; ви« горы
|
|||
|