Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 15 страница



Чтобы выявить различия в понимании другой личности людь­ми, находящимися. как субъекты труда, познания и общения на разных ступенях развития, мы предложили лицам пяти возраст­ных групп — детям 7—8 лет, детям 10—11 лет, подросткам 14— 15 лет, юношам и девушкам 16—18 лет и взрослым испытуемым 22—26 лет дать характеристику сверстникам, которых они хорошо знают. Выполняя эту задачу, каждый должен был назвать глав­ные, по его мнению, особенности личности определенных одноклас­сников (студенты называли качества личности своих товарищей по учебной группе).

Мы остановились в данном случае именно на методе «свобод­ных характеристик» по двум соображениям: выполнение испы-

149


туемыми зала-кия в такой форме позволяет быстро выявить, какие черты личности и особенности поведения кажутся ему в другом человеке главными, и, кроме того, оно дает возможность узнать, насколько у испытуемого развито умение психологически оцени­вать другую личность и видит ли он в ней уже определенные ка­чества или не идет дальше описания ее поведения.

Полученные таким образом характеристики качеств личности отдельные проявления их, на которые испытуемые указывали,, описывая своих товарищей, были подвергнуты классификаций в зависимости от того, к какой стороне личности они относились; затем подсчитывалось, как часто испытуемые каждой возрастной группы отмечают психические свойства, характеризующие ту или иную сторону другой личности.

Что же выявилось при сопоставлении данных, полученных в разных возрастных группах?

Во-первых, на протяжении дошкольного и школьного периодов жизни человека происходит постепенное увеличение числа сторон, отмечаемых и оцениваемых в личности сверстника. Во-вторых, на­блюдается рост круга 'качеств, выделяемых при характеристике каждой из сторон личности. В-третьих, с формированием человека как субъекта труда, . познания и общения изменяется значение, ко­торое 'испытуемый придает той или другой стороне личности дру­гого человека, пытаясь дать ему характеристику. В то время как одни его стороны и качества в личности сверстника фиксируются все чаще, другие стороны с возрастом выделяются и оцениваются все реже.

Чем старше возрастная группа испытуемых, участвовавших в опыте, тем чаще в их характеристиках личности, данных знако­мым сверстникам, встречаются высказывания об убеждениях и кругозоре, о способностях, называются черты, выражающие от­ношение к труду, и фиксируются качества, говорящие об особен­ностях волевого развития характеризуемой личности. Чем старше возрастная группа, тем чаще испытуемые в опыте отмечали у сверстника черты, в которых выражается отношение к самому се­бе, тем чаще они давали оценку его уму, речи. В основных груп­пах испытуемых обнаружился также рост случаев фиксирования отношений личности вообще к людям. Вместе с тем по отношению к другим сторонам и качествам личности эти же группы испытуе­мых проявили противоположную тенденцию. Так, с возрастом сокращалось число характеристик, в которых испытуемые, назы­вая главные черты личности сверстников, описывали их учебную деятельность и оценивали их отношение в целом к учению. Столь же явно наблюдается уменьшение числа случаев, когда, называя существенные особенности личности сверстника, испытуемые опи­сывают его отношение к педагогам. По мере того как группы ис­пытуемых взрослели, входившие в них лица все реже отмечали, в качестве главных особенностей сверстников их. поведение во вре­мя учебных занятий, проявление ими того или иного отношения

150


к вещам, входящим в оснащение учебного процесса, санитарно-гигиенические привычки и др.

Вместе с тем в отношении ряда особенностей личности какая-либо определенная тенденция — или ко все более частому фикси-рованию их, или, наоборот, ко все более редкому — в опытах

не проявлялась. Это прежде всего касается эмоционально-дина-мических проявлений личности, отношения к труду по самообслу-

живанию, отношения к поручениям коллектива, отношения к ро-дителям и другим членам семьи.

Отсутствие высказываний о тех или иных качествах личности

в характеристиках, даваемых сверстнику более старшим испытуе­мым, не всегда означает, что. последний не видит проявления этих качеств в поведении характеризуемого и не осознает их присутст­вия в его личности. Очень часто этот факт свидетельствует только о том, что данный испытуемый отражает личность более обоб­щенно, чем школьник младшей группы.

С ростом взаимодействия учащегося с другими людьми растут богатство и разнообразие наблюдаемых им фактов их поведения, расширяется возможность сравнения особенностей действий и по­ступков людей как в одинаковых, так и в различных обстоятель­ствах. Это означает, что у индивида непрерывно растет та кон­кретная основа, на которой у него развиваются понятия как об отдельных нравственно-психологических свойствах, так и о лич­ности другого человека в целом. Но изменения, характеризующие развитие понимания одним человеком другого, затрагивают и са­мое строение названных понятий, их структуру, о чем свидетель­ствует разная степень обобщенности тех признаков, называя ко­торые, испытуемые каждой из возрастных групп раскрывают свой взгляд на содержание той или иной личности.

Первоклассники и даже школьники 5-го класса, характеризуя хорошо знакомых им сверстников, часто еще не могут отвлечься от кажущихся им типичных для этих сверстников поступков и действий и прямо назвать качества личности, которые за этими поступками и действиями стоят. Для них эти качества являются такой абстракцией, которой они еще не овладели, поэтому они, раскрывая свое понимание конкретного человека, сплошь да ря­дом называют не свойства его личности, а особенности его пове­дения в разных обстоятельствах. При этом характер называемых ими особенностей поведения свидетельствует о том, что отбор их школьники производят не случайно, а в соответствии с усваивае­мыми ими нормами морали, в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к человеку в нашем обществе.

Обобщения одних фактов поведения сверстников и правильные заключения о качествах личности, которые они выражают, дают­ся школьнику легче, чем обобщения других фактов. Поэтому у школьников в одно и то же время может наблюдаться сосущест­вование разных уровней осмысления различных сторон личности другого человека. Раскрывая одни его стороны, школьник при-

151


водит кажущиеся ему типичными для этого человека факты по-ведения, указывает на его действия, . характеризующие личность. Но в целом при сопоставлении испытуемых разных возрастных групп выявляется постепенный переход от раскрытия содержания личности путем описания и оценки ее действий и поведения к прямым указаниям на присущие этой личности психические свой- ства и качества.

Названные различия в способах: раскрытия содержания лично-сти человека, которого испытуемые давно знают, . связаны, в част­ности, с тем, что у всех этих испытуемых неодинаково сформиро­ваны те -нравственно-психологические понятия, которые у пода­ющего других людей субъекта обычно актуализируются в созна-нии, когда он оказывается свидетелем определенных действий и поступков другой личности. Каждое из этих понятий, когда чело­век формируется как субъект познания других людей, проходит определенный путь развития. В. А. Крутецкий на стримере форми­рования моральных понятий у школьников показал, что есть ос­нование говорить по крайней мере о четырех уровнях развития понимания учащимися качеств личности2.

Первый уровень — первичное, крайне элементарное обобще­ние. Понятие только 'начинает складываться, и содержание его осознано учеником еще очень мало.

Второй уровень — понятие уже сложилось, но является еще очень неглубоким и грубым; четко оно еще не осознается и обыч­но бывает неправомерно суженным или расширенным.

Для третьего уровня характерно уже присущее ученику уме­ние дать более или менее развернутое- определение понятия, пра­вильно выделить основные признаки, составляющие его содержа­ние. Однако развитие понятий о качествах личности до данного уровня еще не гарантирует правильного анализа и оценки поведе­ния человека в свете этих усвоенных школьником понятий.

На четвертом уровне школьник полностью овладевает поняти­ем, дифференцированно и глубоко осознает его содержание. На этом уровне овладения понятием возможно детальное определе­ние того 'или иного качества личности, подкрепленное разнообраз­ными примерами и адекватным их анализом; понятие включено в систему, распространяется на круг явлений, четко отграниченных' от близких и смежных, фиксируемых в других понятиях; опери­рование понятием правильно, уверенно и подчас очень тонко.

Прослеживая у учащихся различного возраста развитие поня­тий о личности их сверстника — члена того же самого коллек­тива, что и они сами, мы пока не поднимали вопроса об индиви­дуальных особенностях, характеризующих 'понимание другой лич­ности, а между тем этот вопрос представляет большой интерес.

Личный опыт совместного труда с другими людьми и общения с ними во всех иных видах деятельности у каждого человека всег-

См.: К'рутецкий В. А., Л у кил Н. С. Психология подростка. М., 1959.


да индивидуально своеобразен, и в результате у него формирует-

ся только ему присущий взгляд на других людей и подход к ним. В этом взгляде и подходе находят выражение неповторимые чер-

ты жизненного пути каждого человека. Этот личный взгляд чело­века на других людей всегда несет, на себе печать его убеждений» сформированных у него идеалов, его характера, всей его лично­сти.

В наших опытах различия в понимании другой личности меж­ду испытуемыми одной и той же возрастной группы особенно четко прослеживаются в студенческих группах, о которых речь выше уже шла, поскольку каждый из испытуемых в этих группах давал характеристику всем остальным членам группы. Эти раз­личия касаются как количества качеств личности, отмечаемых разными испытуемыми у одних и тех же людей, так и существа тех свойств и черт, которые каждый из этих испытуемых фикси­ровал в характеризуемой личности. В ряде случаев индивидуаль­ные особенности в понимании другой личности наиболее убеди­тельно проявились в тех общих оценках, которые студент давал тому или иному сокурснику из своей группы.

Характеристики одних и тех же людей, сделанные разными студентами, отличались большим или меньшим лаконизмом. Так, например, если, скажем, студент С. фиксировал различные каче­ства личности у своих товарищей в общей сложности только 26 раз, то студентка Т. (из этой же группы) отмечала различные качества личности у этих же лиц 72 раза. Если Ф. (студент из 2-й группы) фиксировал различные качества у других участни­ков опыта 'всего 35 раз, то его товарищ К. называл их 84 раза, ан. — 102 раза, П. — 95 раз и т. д.

Разные студенты, характеризуя одних и тех же людей, пред­принимали неодинаковое число попыток дать каждому из них обобщенную оценку их личности. Для одних из них была харак­терна тенденция такую оценку производить постоянно, у других же эта тенденция выступала слабее или не проявлялась совсем. Этот факт свидетельствовал о том, что у части людей качества личности данного человека в понятии о нем фиксируются не рядо-лоложно, что среди этих качеств они обязательно выделяют веду­щее, доминирующее.

Все без исключения студенты проявляли тенденцию наиболее часто отмечать в другой личности качества, в которых проявляет­ся ее отношение к другим людям. При отображении других сто­рон личности у опрошенных студентов отмечалась заметная инди­видуальная избирательность. Так, например, студентка И. относи­тельно часто среди других фиксировала волевые качества у сту­дентов своей группы (18 раз — 25, 7% от общего числа фиксиро­ваний ею всех сторон личности); студентка О. отмечала волевые качества у этих же лиц сравнительно редко (8% от общего числа фиксирования ею всех сторон личности), во зато относительно частно она фиксировала у этих людей качества ума (13 раз —


 


152


153


26% от общего числа фиксирований). Студентка Д. довольно час­
то фиксировала у товарищей по группе отношение их к труда
(15 раз — 20, 3% от общего числа фиксирований ею всех 'Сторон
личности) и т. д.

Эта 'Наблюдаемая у каждого из опрошенных тенденция отме­чать в другом человеке более часто одни стороны и реже другие может быть объяснена прежде всего тем, что в зависимости 'от конкретных условий, в которых человек формируется как лич­ность, у него воспитывается привычка отдавать предпочтение оп­ределенным психическим. качествам и, более или менее осознавая это, считать их более значимыми в жизни, чем другие психиче­ские качества. Для одних людей такими качествами оказываются черты, выражающие отношения к труду, для других — качества ума, для третьих — воли, для четвертых — эмоционально-дина­мические качества и т. д.

Индивидуальные особенности понимания каждым человеком других людей становятся еще более видимыми при сопоставлении характера тех конкретных качеств, которые; разные испытуемые отмечали личности одних и тех же людей.

В таблице 21 показано, каким количеством конкретных ка­честв «оперировал» каждый из опрошенных студентов, когда он. оценивал своих товарищей, а также какое 'количество конкретных качеств он называл, характеризуя ту или иную сторону личности.

Из цифр таблицы видно, что, характеризуя одних и тех же людей, опрашиваемые студенты оперируют при этом. неодинако­вым числом конкретных качеств, и индивидуальные различия здесь чрезвычайно велики. Одни из студентов отмечают у своих сокурсников 38—48 качеств (Т., А. — в первой группе, Вл., К., ан. — во второй), другие же фиксируют у этих же самых людей •всего лишь 19—25 конкретных качеств (Р., Н., М., — в первой группе, Ф., X. — во второй). Остальные опрашиваемые, характе­ризуя товарищей по группе, увидели у 'них 26—37 разных ка­честв.

Если студент Р. увидел у своих товарищей лишь такие каче­ства личности, как целеустремленность, сила воли, упрямство, ум, остроумие и понимание шутки, вдумчивость, доброта, прямоду­шие, честность, мягкость, сдержанность, цинизм по отношению к себе, страстность, впечатлительность, веселость, уравновешен­ность, влюбчивость, радушие, практичность, то студентка из этой же группы Т. при характеристике этих людей «оперировала» значительно большим числом качеств.

Составляя характеристики, она назвала: трудолюбие, аккурат­ность, приветливость, доброту, ласковость, доверчивость, откро­венность, грубоватость, чуткость, внимательность, развязность, от­зывчивость, прямодушие, общительность, честолюбие, требователь­ность к себе, самолюбие, скромность, самокритичность, организо­ванность, выдержку, упрямство, целеустремленность, сильную во­лю, энергию, упорство, смелость, мягкость, ум, понимание юмора,

154


задумчивость, ревность, горячность, неуравновешенность, страст­ность, глубину чувств, мечтательность, сентиментальность.

. Таким образом, круг качеств личности, которые разные испы­туемые-студенты способны видеть в других людях, отличается » каждом случае индивидуальным своеобразием. Сравнение харак­теристик, данных разными студентами одним и тем же лицам»

показывает, что одним из них присуща тенденция отмечать у всех один и тот же сравнительно небольшой круг качеств, и характе­ристики, даваемые ими разным людям, различаются лишь тем, что в них указывается степень развития каждого из этих качеств у данного человека по сравнению с другими людьми. Для Других студентов, наоборот, характерен сравнительно широкий Круг качеств, которые они способны видеть в других людях. В ха­рактеристиках, даваемых ими каждому из этих людей, содержат­ся не только указания на сравнительно многие особенности лич­ности, но и. называются такие черты, в которых, по мнению опра­шиваемого, наиболее ярко раскрывается индивидуальное своеоб­разие характеризуемой личности.

155


У студентов не в одинаковой. степени развито также умение дифференцировать оттенки, характеризующие проявление той или иной стороны личности (отношение к труду, к другим людям к др. )- Обычно это выражается в том, что, оценивая какую-либо из сторон личности, один человек может 'назвать больше конкрет­ных качеств, в которых эта сторона 'находит выражение, чем Дру­гой человек. Так, студентка О. (первая группа), оценивая прояв-ление отношения к другим людям у девяти сокурсников, которых она характеризовала, отметила в общей сложности 16 оттенков в проявлении этого отношения, в то время как ее товарищ Р. на­звал в нем только пять оттенков. Во второй группе студент ан., оценивая это же отношение у каждого из тех, кто входил в одну с ним группу, назвал в общей сложности восемнадцать конкрет­ных форм. проявления у них этого отношения, в то время как его товарищ Ф. отметил только четыре. Студент В., излагая понима­ние личности каждого. из своих товарищей, указал на восемь кон­кретных черт (заносчивость, застенчивость, недовольство собой, самодовольство, самомнение, эгоизм, скромность, чувство собст­венного достоинства), которые говорят об отношении этих моло­дых людей к себе. Студентка Н. назвала только один вид прояв­ления такого отношения (самоуважение). Студентка А. при ха­рактеристике товарищей отмечает девять положительных и отри­цательных волевых качеств (слабоволие, . нерешительность, уп­рямство, упорство, целеустремленность, энергия, выдержка, са­мостоятельность, смелость), в то время как студент -В. называет в характеристиках лишь два качества (твердость и безволие) •и т, д. Все приведенные факты свидетельствуют о том, что каж­дый человек осознает и оценивает различные стороны одной и той же личности не одинаково успешно. Это объясняется не толь­ко тем, что поступки ; и дела характеризуемого человека всегда благоприятствуют выявлению одних его сторон и затрудняют познание других, но и тем, что сам познающий этого человека индивид своим прошлым как субъект познания других людей всегда лучше подготовлен к анализу и оценке одних сторон и ка­честв. конкретной личности и хуже — к осмысливанию других ее сторон и особенностей.


ГЛАВА 8

ВЛИЯНИЕ РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

'И ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

'НА ПОНИМАНИЕ ИМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Мы уже не раз подчеркивали в этой книге, что каждый человек становится субъектом познания других людей лишь при том не­пременном условии, что он включается в какой-то вид деятельно­сти, благодаря чему между ним и окружающими его людьми воз­никает множество определенных отношений.

Существование зависимости формирующихся у человека зна­ний о других людях, а также степени их обобщенности от особен­ностей профессиональных задач, которые человек решает по отно­шению к другим людям, в том или другом виде деятельности, рас­крывает исследование, выполненное в лаборатории социальной перцепции ЛГУ Н. Ф. Федотовой. На основе анализа характерис­тик, которые следователи дают обвиняемым, она предприняла, во-первых, попытку выяснить содержание, структуру и объем зна­ний следователя о личности обвиняемого. Во-вторых, ее интересо­вала степень зависимости содержания этих знаний от профессио­нального опыта следователя, и, в-третьих, она стремилась вы­явить связь этого содержания с типам преступления. В качестве испытуемых Н. Ф. Федотовой были привлечены следователи со стажем работы до 5 лет, от 6 до 10 лет и свыше 10 лет. Среди характеризуемых следователями лиц были 34 обвиняемых в ху­лиганстве, 35 — в убийстве, 15 — в изнасиловании, 16 — в краже и 31 — в служебных злоупотреблениях. Из материалов, собран­ных и проанализированных Н. Ф. Федотовой, нам кажется, осо­бенно заслуживают внимания те, которые отвечают на второй и третий вопросы из сформулированных Н. Ф. Федотовой в начале исследования (табл. 22).

Материалы таблицы свидетельствуют, что в содержании по­нятий о личности обвиняемого у всех следователей, независимо от стажа, преобладает оценка его отношения к труду, к людям, а также поведения во время допроса. Вместе с тем, когда обвиняе­мых характеризовали следователи, имевшие большой стаж рабо­ты, несколько увеличивался процент суждений о характере обви­няемого в целом, об его интеллекте, об особенностях его эмоцио­нальной сферы, т. е. как раз о тех особенностях, которые обычно являются основой выбора тактических приемов допроса. В груп­пе следователей с большим стажем Н. Ф. Федотовой было отме­чено и некоторое повышение процента характеристик, в которых была предпринята попытка назвать мотивы преступления.

157


Таблица 22

Соотношение между отдельными сведениями об обвиняемых в зависимости от стажа работы следователя (%)

 

Данные этого сравнения позволяют вместе с тем предполо­жить, что в процессе профессиональной деятельности у следова­телей вырабатывается 'Способность к более глубокому пониманию личности обвиняемого. Видимо, о формировании именно такой способности свидетельствует и тот факт, обнаруженный Н. Ф. Фе­дотовой, что если в характеристиках, полученных от следователей со стажем 5 лет и менее, устойчивые черты личности обвиняемого фиксируются примерно в трети всех высказываний о нем, то у следователей со стажем от 6 до 10 лет указания на эти свойства составили 42% от числа всех суждений об обвиняемом, а у сле­дователей со стажем свыше 10 лет — 45%.

Очень показательны, по нашему мнению, данные, также полу­ченные Н. Ф. Федотовой, в которых выступает зависимость содер­жания понимания следователем личности. подследственного от ти­па преступления, в котором тот обвиняется.

Сравнивая характеристики обвиняемых по типам преступле­ний (табл. 23), можно обнаружить, что доминирующими группа­ми сведений почти. во всех случаях являются отношение к труду, отношение к людям и поведение во время допросов (об этом в другой связи уже было сказано). Но наряду с ними, и это надо подчеркнуть особо, в характеристиках высок процент сведений, важных для понимания того, мог ли подследственный совершить то или иное преступление и почему. Так, специфику характерис­тик обвиняемых в хулиганстве составляют указания на черты, свидетельствующие о том или ином (чаще отрицательном) отно-

158


Таблица 23

Соотношение между сведениями в зависимости от типа преступления

обвиняемого (%)

шении к труду, другим людям. Специфику характеристик обвиняе­мых в убийстве определяет доминирующее положение 'сведений об эмоциональной сфере. Особенностью характеристик обвиняемых в •изнасиловании является увеличение количества сведений об ин­тересах и склонностях 'и об их резко выраженном отрицательном характере.

Процент таких сведений почти в два раза превышает средние данные. Специфика характеристик обвиняемых в служебных зло­употреблениях состоит в частом доминировании сведений об ин­теллекте и опыте. Сравнительно со средними данными количество свойств интеллекта, названных при характеристике обвиняемых этой группы, увеличилось в полтора раза, а число оценок опы­та —-в два с половиной раза.

Таким образом, в материалах, . которые собрала Н. Ф. Федото­ва, изучавшая особенности познания других людей 'Следователя­ми, отчетливо выступает определяющая роль деятельности в фор­мировании у ее участников знаний о людях.

Любой конкретный вид деятельности всегда требует от чело­века проявления совершенно определенных качеств личности, и, по мере того как участники этой деятельности усваивают ее за­дачи, у них создается тенденция отмечать в человеке такие ка­чества, а также соотносить уровень их развития с требованиями

159


деятельности. Таким. образом, в формирующееся у участника дея­тельности знание о личности другого человека, сотоварища no-деятельности, прежде всего включаются качества личности этого человека, наибольшему проявлению (а следовательно, и позна­нию). которых данная деятельность благоприятствует. При вклю­чении человека в другую деятельность, требующую от него актуа­лизации иных качеств, в формирующемся о «ем мнении участни­ков этой деятельности на первый план выступят новые качест­ва, а те, которые были значимы в условиях. первой деятельности, отходят на второй план или подвергаются переоценке.

Факты, собранные Н. Ф. Федотовой, показали также, что, на­блюдая за человеком, анализируя, синтезируя, обобщая инфор­мацию о нем, люди опираются на свой прежний опыт и круг тео­ретических знаний о той категории лиц, . к которой они его отнес­ли. И, как показывают те же исследования, уровень квалифика­ции человека-«оценщика» играет очень существенную роль в том, что он «увидит» в другом человеке и какой «приговор» ему вы­несет.

Это исследование свидетельствует также о том, что отмечае­мые в другой личности качества не структурируются в формирую­щемся у человека понятии о ней рядоположно. Какие из них на­чинают играть роль своего рода основы, с. которой связываются все остальные важные, по мнению оценивающего, для деятельно­сти характеристики, а какие качества занимают подчиненное по­ложение — это опять-таки связано прежде всего с требованиями деятельности, в условиях которой взаимодействуют оцениваемый и оценивающий, а, во-вторых, это, безусловно, зависит и от инди­видуальных характеристик оцениваемого. Указанный факт был специально прослежен Ю. П. Степкиньш, исследовавшим на ле­нинградском заводе им. Козицкого по нашей просьбе понимание рабочими тех качеств деятельности мастера, которые обусловли­вают его 'социально-психологическую совместимость с. коллекти­вом рабочих'.

На основании оценок рабочими девяти позитивных признаков психологической структуры деятельности мастера были выявле­ны три соотносительных уровня рассматриваемого явления. Каж­дый из них характеризуется определенными значениями и соот­ношениями оценок. Так, если на «высоком» уровне оценки рабочими умения мастера организовать работу, поддерживать трудо­вую дисциплину и знание производства близки к возможной мак­симальной, то на двух других уровнях оценки этих признаков зна­чительно ниже и достоверно отличаются от оценок признаков пер­вого уровня.

1 Этими качествами были: 1) умение организовать работу; 2) умение под­держивать дисциплину; 3} знание производства; 4) умение отстоять интересы бригады; 5) правильное решение производственных вопросов; б) оказание ква­лифицированной помощи рабочим; 7) умение советоваться с ними по производ­ственным вопросам; 8) техническая образованность; 9) доступность.


Показательно и соотношение значимостей этих признаков на каждом уровне. Если на «высоком» уровне первое место занимает уменье мастера организовать работу, а умение поддерживать дис­циплину и знание производства — соответственно второе и третье, то на «среднем» и «низком» уровнях порядок противоположный. Знание производства на «среднем» уровне занимает первое мес­то, а умение организовать работу — только третье. На «низком» yip овне ни один из этих признаков не выступает в качестве доми­нирующего. Прослеживание изменения оценок признаков от од­ного уровня к другому позволяет выявить значимость того или иного признака в психологической деятельности мастера, как она выступает в глазах подчиненных. Из рассмотренных признаков наиболее значимым является умение мастера организовать рабо­ту. Видимо, это наиболее интегральный признак психологической структуры его деятельности, ассимилирующий в себе влияние всех остальных признаков и ими опосредуемый.

Понятно, что в ходе совместной деятельности предварительно сложившееся у человека впечатление о каждом из ее участников не остается неизменным. Однако и в этом случае образ челове­ка и понятие о его личности, меняющиеся со временем у его парт­неров по деятельности, продолжают выполнять для них регулятив­ную роль, оказывая воздействие не только на дальнейшее плани­рование ими своего поведения, но и на их самооценки.

Динамика межличностного восприятия, а также те изменения, которые отмечаются в содержании. понятий о личности друг дру­га в ходе деятельности у ее участников, изучались в лаборатории ЛГУ В. В. Унгулом и Н. Ф. Федотовой. Первый прослеживал эти изменения в условиях спортивного состязания борцов, а вто­рая — при решении учащимися гомеостатических задач.

В. В. Унгул проводил свое исследование в два этапа. На пер­вом этапе он изучал изменения в содержании перцептивных об­разов. На. втором этапе исследовался вопрос точности знаний о себе и своем. противнике. В обоих случаях испытуемыми у него были студенты ленинградских вузов, занимающиеся борьбой (на первом этапе 60 человек, на втором — 48), различающиеся > по уровню спортивной квалификации и по продолжительности заня­тия этим видом спорта.

Испытуемые, которые в качестве спортивных противников встречались впервые, были разбиты на пары для спортивной борьбы, и каждому из них было предложено дважды охарактери­зовать своего противника — сначала перед поединком, а затем после его окончания. В качестве эталона при оценке точности зна­ний о противнике использовались обобщенные характеристики, данные четырьмя компетентными лицами: старшим тренером бор­ца, тренером, преподавателем по основам физической подготовки и экспериментатором.

Сравнение характеристик, данных борцами до соревнования, с характеристиками, данными друг другу по окончании схватки,


Таблица 24

Частота фиксирования спортсменами-борцами характеристик

облика противника (%)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.