Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 10 страница



25 В старших классах этот интервал сокращается.


По данным В. Н. Куницыной, точность определения возраста зависит как от сформированности личности познающего субъекта, так и от состояния и внешнего вида воспринимаемого человека (что в свою очередь может зависеть от ряда причин: оформления внешности — одежды, прически, косметики, состояния здоровья, степени усталости, эмоционально-динамической выразительности и т. п. ) и от условий восприятия (освещенности, местоположе­ния и пр. ).

Больше всего совершается ошибок, когда некоторые признаки внешности человека не соответствуют его возрасту. Так, например, возраст 36-летнего мужчины, имеющего значительную лысину, всеми подростками был значительно завышен. Повышенная эмо­ционально-динамическая выразительность воспринимаемых лиц, наоборот, способствовала активному занижению их действитель­ного возраста.

По данным В. Н. Куницыной, повышению точности оценки воз­раста благоприятствует ряд обстоятельств. Во-первых, она связа­на с возрастом воспринимаемых лиц. Самая высокая точность была достигнута в описываемом опыте при восприятии подрост­ками ровесников (41, 5% правильных ответов), затем детей млад­шего возраста (32%). Точность оценки возраста лиц зрелого и пожилого возраста была низка (соответственно 13 и 7%). Высо­кая точность оценки возраста в первых двух случаях объясняется не только близостью, соразмерностью возраста воспринимающих и воспринимаемых, так сказать, единым масштабным полем, но и тем, что в детстве и юности каждый новый год жизни ребенка сопровождается ощутимыми изменениями его физического облика (роста, голоса). Помимо этого внешнее оформление детей часто указывает на их возраст (дошкольники, октябрята, пионеры, комсомольцы). У взрослых таких внешних ориентиров значитель­но меньше, и установить их возраст по названным признакам ока­зывается поэтому более затруднительным.

При оценке возраста взрослого человека ее точность была тем выше, чем моложе был воспринимаемый человек. Так, при опре­делении возраста двух женщин (28 и 33 лет) неправильно ответили соответственно 11, 7 и 6, 58% участвовавших в опыте ребят, воз­раста двух мужчин (40 и 55 лет) —соответственно 42, 85 и 22, 86% испытуемых. Возраст мужчин устанавливался на основании пред­ставления, возраст женщин — на основе восприятия. Точность оценки возраста испытуемыми была ниже при непосредственном восприятии и выше при определении возраста на основе представ­лений в два раза у мальчиков и в три раза у девочек. Видимо, установлению истинного возраста человека при непосредственном восприятии мешают такие факторы, как особенности оформления внешности воспринимаемого, его физическое состояние и настрое­ние, освещенность и т. п., в то время как при определении воз­раста на основе представления все эти условия нивелируются, Усредняются.


 


96


А. А. Бодале»


97


 


Число случаев правильного определения возраста человека оказалось выше (в описываемом опыте в два раза), когда этот человек был хорошо знаком испытуемым, и оно заметно упало, когда им пришлось определять возраст человека по первому впе­чатлению или устанавливать возраст малознакомого человека. Наконец, повышение количества правильных оценок возраста вос­принимаемых лиц оказалось в прямой связи с возрастом самих испытуемых. Разница в возрасте испытуемых отразилась на точ­ности их оценок в очень значительной степени.

В опыте, результаты которого здесь приводятся, девочки 8-го класса почти в два раза чаще, чем девочки-семиклассницы (14, 9 и 8, 8%), определяли возраст правильно. Различия между мальчиками 8-го и 7~го классов при определении ими возраста этих же лиц выступили менее резко. Однако и у мальчиков-восьмиклас­сников стало намного меньше определений возраста путем отнесе­ния человека к широкой возрастной группе по принципу масштаб­ного поля {«пожилой», «среднего возраста»... ). Особенно резко уве­личилось в 8-м классе число точных оценок при определении воз­раста на основе представления (в пять раз).

Таким образом, согласно данным, полученным в эксперименте В. Н. Куницыной, возраст, являясь для подростков в другом чело­веке значимой характеристикой, определяется ими со все большей степенью точности по мере формирования их как субъектов дея­тельности, как личностей.

Данные В. Н. Купицыной подтверждаются результатами иссле­дования, выполненного Н. А. Горбовской. Исследовательница пред­лагала испытуемым 8—9, 11 —12 и 15—16 лет (каждая возрастная группа состояла из десяти человек) определять возраст семи малознакомых им лиц 15, 19, 25, 32, 39, 54, 59 лет. По ее данным, доля правильных оценок возраста (или содержащих ошибку, не превышающую ±1 год) испытуемыми 8—9 лет составила 9, 8%, испытуемыми 11—12 лет — 21, 0 и школьниками 15—16 лет — 30, 3%.

Формирование индивида как субъекта труда, познания и обще­ния вызывает прогресс в отражении и оценке им не только таких сравнительно броских особенностей облика другого человека, как рост и возраст, о чем мы только что вели речь. Этот прогресс за­хватывает отражение и оценку индивидом и тех проявлений, в которых другой человек всесторонне выражает себя как личность.

36 Мы не видим противоречия в том, что испытуемые в данном исследова­нии, оценивая возраст, дали значительно больше верных ответов, чем испытуе­мые, с которыми работала В. Н. Куницына. В. Н. Куницына задачу определе­ния возраста перед испытуемыми специально не ставила. Н. А. ( Горбовская же перед началом опыта специально поставила перед ними эту цель.


ГЛАВА 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

Непременным условием превращения каждого человека в субъекта познания других людей является деятельность, включаясь в кото­рую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений. Не требует особых доказательств факт, что каждый человек познает других людей не ради праздного любопытства. Формирующиеся у него образы людей и понятия о личности служат целям регуляции его деятельности, его поведения в общественной среде — в производственном и учебном коллекти­вах, в семье, на отдыхе и пр.

Еще И. М. Сеченов отмечал, что трудовое действие в каждый момент выполнения адекватно предмету, орудиям и условиям тру­да. При нормальном ходе деятельности в развивающемся процессе общения мы наблюдаем ту же картину: поступки человека адек­ватны поведению взаимодействующих с ним людей. А для этого участники деятельности, их дела и вся ситуация общения должны быть отражены в мозгу человека, и отражение должно регулиро­вать его поведение. Не только в трудовой деятельности, при ис­пользовании орудий, нацеленных на достижение определенного ма­териального результата, но и в разных видах непосредственного взаимодействия людей друг с другом психические процессы выпол­няют функцию программирования, регулирования и контроля по­ведения одного человека по отношению к другим.

Анализируя участие ощущений и восприятий в трудовом акте, И. М. Сеченов указывал, что они являются не только системой пусковых сигналов для движения, но и меркой, образцом, в соот­ветствии с которым производится регулирование этого движения. И. М. Сеченов писал: «Чувствование повсюду имеет значение ре­гулятора движения, другими словами, первое вызывает последнее и видоизменяет его по силе и направлению» *. Эти мысли Сечено­ва имеют очень большое значение для. понимания процесса не­посредственного общения людей в различных видах деятель­ности.

Отражение индивидом других людей и регуляция его поведения по отношению к ним неотрывны друг от друга.

Исследуемые психологами (Л. М. Веккер, А. Н. Леонтьев, Ь. Ф. Ломов, Д. А. Ошанин) в системе «человек — машина» чувст­венный и логический уровни регуляции индивидом своих действий,


 


1 Сеченов И. М. Избр. произв., т. 1. М. —Л., 1952, с.


99


 


соответствующие основным формам отражения действительности 2, четко проявляются в процессе взаимодействия людей в разных видах деятельности. В любом виде непосредственного взаимодейст­вия людей эти уровни регуляции выступают в неразрывном и под­вижном единстве. Однако в зависимости от задач, содержания и условий протекания взаимодействия людей, а также и от индиви­дуальных особенностей самих общающихся может доминировать один из этих видов регуляции.

Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников этого взаимодействия в других партнерах по деятель­ности важны прежде всего те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для решения задачи деятельности. От­ражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участ­никами деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что ин­дивидуум может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, пере­живаемых им состояний, его действий, намерений, мнения и пр.

Поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаи­модействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного, игра команд на футбольном поле и т. д. ) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке прежде всего этих компонентов.

Влияние требований деятельности на характер отбора и оценки человеком особенностей внешнего облика и поведения тех, кто с ним в этой деятельности участвует, хорошо прослеживается при анализе отражения учителем ученика.

Мы предлагали 122 учителям, преподававшим в школе обще­образовательные дисциплины, словесно воссоздать облик извест­ных им учащихся {это задание учителя выполняли не на основе непосредственного восприятия определенных учащихся, а опи­раясь на представления памяти). Таким путем этой группой испы­туемых были «нарисованы» «портреты» учеников 5, 6, 7, 8, 9 и 10-го классов.

2 См.: Векке. р Л. М. Восприятие « основы его моделирования. Л., 1964; Инженерная психология. Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1964; Ломов Б. Ф-Человек и техника. Л., 1963; Ошанин Д. А. Семантическая и прагматическая функция сигнала. — Тезисы докладов на II съезде Общества психологов, вып. 3. М., 1963.


Фиксирования в облике описываемых лиц различных компо­нентов распределились в названных «портретах» так (см. таб­лицу 17).

Цифры, приведенные в таблице, хорошо показывают, что

в описываемом опыте в облике школьника учителя наиболее ярко и прочно фиксировали компоненты, относящиеся к его экспрессии, характеризующие его речь, а также входящие в оформление внеш­ности.

Таблица 17

 

Элементы облика Кол-во портре­тов, в которых дан ныл элемент назван {%) Элементы облика Кол-во портре­том, в которых данный элемент назван (%)
Рост 62, 3 Кожа 15, 6
Телосложение 46, 7 Особые приметы 4, 1
Лицо 18, 0 (анатом. )  
Лоб 1, 6 Осанка 10, 7
Брови 4, 9 Походка 1 1, 5
Нос 4„9 Поза 20, 5
Рот 0, 8 Жестикуляция 9, 0
Губы Подбородок Уши 0, 8 0, 8 0, 8 Мимика Голос Речь 59, 9 15, 6 77, 1
Глаза 37, 7 Прическа 18, 9
Волосы 30, 3 Украшения 3, 3
Шея 0, 8 Одежда* 82, 0
Плечи 1, 6 Общая подвижность 44, 3
Руки 4, 1 Соразмерность и точ- 10, 7
Зубы 0, 8 ' ность движений Манера вести себя 55, 8
    на уроке  

* В 73 случаях было отмечено обычное состояние костюма ученика.

В описываемом опыте, воссоздавая облик учащихся по памяти, испытуемые-учителя крайне неполно, фрагментарно «рисовали» физический облик школьников, фамилии которых им были назва­ны, и в то же время осанку, жестикуляцию, мимику они описыва­ли в «портретах» почти с той же частотой, что и испытуемые-пе­дагоги, которые воссоздали облик людей на основе восприятия, а походку, и особенно голос и речь, они фиксировали в «портре­тах» намного чаще, чем это делали непедагоги (походку — в три раза чаще, речь — больше, чем в восемь раз).

Говоря об учащемся, учителя обычно ярко и верно вспомина­ли, насколько грамматически правильна его речь, насколько она интонационно выразительна, богат ли у ученика словарный запас, какие в его произношении имеются недостатки и пр.

В этом эксперименте на воссоздание по памяти облика уча­щихся у учителей проявилась также тенденция указывать в «порт-

4 А. Л. Бодалев                                                                                                             *'


ретах» на обычную для школьника манеру вести себя на уроке (55, 8% «портретов»), говорить об его общей подвижности (44, 3% «портретов»), оценивать соразмерность и точность его движений (10, 7% «портретов»), отмечать типичное для данного школьника состояние костюма (59, 9% «портретов»).

Вот несколько описаний облика учащихся учителями.

«Сергей Б. — невысокий паренек, темноволосый, темногла­зый •— Макаренко назвал бы его попросту: «пацан», всегда с лу­кавой усмешкой в глазах. Чистое лицо его не совсем правильно: оно немного «редькой вверх». Но оно всегда светится такой маль­чишеской «приятцей», что, глядя на его звонкую улыбку, трудно ему не отвечать тем же. Одет он всегда скромно (насколько скромно может быть одет ученик, «закованный» в гимназические доспехи) и чисто. Пионерский галстук — постоянный его атрибут. На уроках ведет себя очень хорошо. Правда, допускает то, что свойственно многим детям его возраста (Сергей — шестикласс­ник. — А. Б. } — тянет руку вверх так, что хруст стоит (настолько велико желание отвечать)» (автор «портрета» учитель немецкого языка С. )

«Б. Шура. Внешность у девочки обычная: простое русское лицо, остренький нос, небольшие внимательные глаза, гладкие, зачесан­ные назад волосы, скромная, всегда чистая одежда. В проявлении своих переживаний она сдержанна, холодна. Движения неторопли­вые. Манера говорить бесстрастная, спокойная» (автор «портрета» семиклассницы учитель русского языка Р. )

«Валерий — широкоплечий, стройный, сильный, с уверенными жестами и движениями ученик. Его внешний вид сразу говорит о том, что Валерий, во-первых, спортсмен и что, во-вторых, он из культурной семьи. Его манеры производят хорошее впечатление: он не кричит в разговоре с товарищами, не перебивает их, его речь отличается чистотой (я имею в виду отсутствие жаргонных слов и выражений). Валерий опрятен в одежде и аккуратен со своими вещами — его учебники и тетради всегда в хорошем виде» (автор «портрета» ученика 10-го класса учитель литературы Д. )

При длительном занятии тем или иным видом деятельности тенденция отражать других людей с определенной точки зрения может стать у человека устойчивой, превратиться в профессиональ­ную привычку. Эта особенность восприятия человеком других лю­дей, связанная с основным в его жизни родом деятельности, ярко проявляется у врачей, артистов, писателей, следственных работни­ков, т. е. у всех тех, в чьей повседневной работе другой человек оказывается главной фигурой.

Не составляет исключения в этом ряду и восприятие других людей художниками-профессионалами. Основными существенными чертами объекта, от передачи которых в изображении в первую очередь зависит степень выполнения художником своей задачи, являются, как известно, форма, цвет и пространственное положе­ние. Другой человек для художника-мастера та же натура, и он


фиксирует в ней основные для целей изображения черты. У лиц, занимающихся изобразительной деятельностью, наряду с установ­кой на обычное восприятие развивается установка на восприятие для целей изображения, которая в результате накопления опыта изобразительной деятельности может превратиться в устойчивую профессиональную установку.

Об этих особенностях восприятия других людей художником убедительно говорят собранные нами материалы.

Мы предлагали студентам III и IV курсов Института живопи­си, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина «нарисовать» «сло­весные портреты» своих товарищей {инструкция для них была точно такой же, как и для нерисующих испытуемых)3. Получен­ные в этом опыте «портреты» мы проанализировали точно так же, как анализировали «портреты», авторами которых были испытуе­мые-нехудожники. В результате появилась возможность прямо сравнить восприятие другого человека нерисующими испытуемы­ми, с одной стороны, и рисующими — с другой.

Таблица 18 показывает, насколько чаще испытуемые-художни­ки фиксировали основные компоненты внешности другого челове­ка, чем выполняющие такое же задание испытуемые-нехудож­ники.

Данные таблицы- свидетельствуют, что если определенные ком­поненты внешности фиксируются художниками и нехудожниками примерно-с одинаковой частотой, то в отражении других элемен­тов различие между этими группами весьма велико. Рост, тело­сложение, лоб, брови, губы, уши, глаза, волосы и некоторые дру­гие компоненты физического облика воспринимаемых людей испы­туемые-художники фиксировали почти с такой же частотой, как испытуемые из нерисующей группы. Зато большинство остальных компонентов в физическом облике другого человека художники выделяли намного чаще, чем нехудожники. Почти в два раза чаще в группе испытуемых-художников описан подбородок, в 2, 9 ра­за — кожа, в 4, 2 раза чаще они отметили особые приметы (ана­томические).

В 7, 7 раза чаще испытуемые из «рисующей группы» выделяли в облике другого человека его руки; в 9, 2 раза чаще, чем нехудож-ники, они указывали на особенности ног, в 9, 7 раза чаще говори­ли о шее. В 15, 5 раза чаще, чем «нерисующие», художники описы­вали плечи. Столь же значительными оказались различия в отра­жении художниками, с одной стороны, и нехудожниками — с другой, большинства компонентов экспрессии воспринимаемого человека. Хотя мимику, характерную для воспринимаемых лиц, художники в излагаемом эксперименте фиксировали не чаще, чем нехудожники, однако все остальные компоненты экспрессии они включали в создаваемые ими «словесные портреты» значительно чаще, чем «нерисующие» испытуемые. Голос (и речь) они описы-

См. с. 57 настоящей работы.


 


102


103


Таблица 18

 

Элементы внешнего об­лика

Количество «портретов» (%), в которых отмечен данный элемент

нехудожники художники
i Рост
Телосложе- 56*
ние    
Лицо
Брови
Лоб
Нос
Рот
Губы
Подбородок
Уши
Глаза
Волосы
Шея 3, 3
Плечи 1, 8
Руки 3, 1
Ноги 2, 6
Зубы 9, 5
Кожа
Особые при- 7, 7
меты    
(анатом. )    
Осанка 10, 3
Походка 3, 7
Жестику- 7, 9
ляция    
Мимика
Голос и
речь    
Прическа
Одежда 6, 8
Украшения 8, 4
(приме-    
нение    
космети-    
ки и пр. )    

Таблица! 9

 

 

Количество фиксирований

X у до жест-

 

is (? пная        
специаль-   прост-    
ность формы ранст­венного пропор­ций цвета
    поло-    
    жения    
Живопис- 7, 9 5, 2 10, 4 8, 3
цы        
Графики 3, 3 3, 9 4, 2 3, 5
Скульпто- 6, 6 4, 8 7, 0 2, 5
ры        

вали в «портретах» в 2, 2 раза чаще. Жесты они отмечали в «портретах» как существенные признаки облика восприни­маемого в 2, 5 раза чаще, чем нехудожники. Осанку худож­ники отмечали в «портретах» в 3, 1 раза и походку в 11, 9 ра­за чаще, чем их описывали ис­пытуемые-нехудожники.

Испытуемые из художест­венной группы намного чаще, чем испытуемые из нехудоже­ственной группы, отображая внешний облик конкретных людей в «портретах», описыва­ли оформление внешности (при­ческу художники отмечали в 4, 6 раза и одежду в 6, 5 раза чаще, чем нехудожники}.

Помимо этого, говоря о телосложении, испы­туемые-художники, хотя и не использовали са­мый распространенный способ его оценки (ху­дощавый человек, полный человек и пр. ), все же характеризовали его в 12% «портретов», от­мечая у воспринимаемого лица длину торса от­носительно конечностей, ширину и относитель­ное развитие его грудной клетки, таза и т. п.

Приведенные цифры, нам кажется, убедительно показы­вают, что формирующаяся у студентов-художников уста­новка на фиксирование в объ­ектах сторон, важных для це­лей изображения, четко про­является и при восприятии каждым из них других людей.

Данный факт становится еще более неоспоримым, когда выясняет­ся, какие конкретно признаки испытуемые-художники предпочита­ли называть при описании как отдельных компонентов, так и обли­ка воспринимавшегося ими человека в целом.


Если принять за 100% общее число всех фиксирований различ­ных признаков облика тех людей, «словесные портреты» которых художники «рисовали», то 17, 8% составили фиксирования формы, 13, 9 — пространственного положения и 21, 6% — пропорций.

В зависимости от художественной специальности фиксирова­ния указанных признаков, а также цвета в описываемой группе испытуемых распределились, как представлено на таблице 19.

В «нерисующей» группе испытуемых соотношение фиксирован­ных ими признаков в облике воспринятых лиц было совершенно другим, а именно: форму они отметили в 12% случаев, простран­ственное положение — в 7, 9 и пропорции — в 11, 2%.

Эти цифры свидетельствуют о том, что тенденция художников к точным оценкам положения изображаемого объекта в простран­стве, к схватыванию его пропорций, формы отчетливо проявляется и при восприятии ими человека. Эти признаки для лиц, входящих в художественную группу, субъективно оказываются более важ­ными, чем для тех, кто не рисует. Совершенно естественно, что в формирующемся у художников образе другого человека его про­странственное положение, пропорции, форма имеют первостепен­ное значение, несут наибольшую сигнальную нагрузку.

Особенности, характеризующие восприятие другого человека испытуемыми-художниками, легко прослеживаются в созданных ими словесных портретах. Приведем несколько примеров.

1. «Н. невелик ростом, но и не очень мал (1, 60—1, 70), Крепкий,
коренастый, с красивой слегка вытянутой в подбородке головой.
Волосы мягкие, шелковистые, но неопределенного цвета — порой
кажутся золотистыми, а порой, особенно против света, какими-то
зеленоватыми. Самое удивительное в этом человеке —это рот, вер­
нее, губы. Красивый лукообразный разрез, обрамленный пуши­
стой, слегка вьющейся растительностью. Трудно передать словами
обычное для него выражение лица. Глаза раскосые, как у монгола,
но голубые, почти чистые. Брови широкие, но удивительно срос­
шиеся — почти в одну прямую линию. Нос тоже не короткий —
обыкновенный русский, плотный, чуть-чуть стремящийся кверху,
но все же не курносый. Красиво, очень мужественно на лице выде­
ляются скулы. Вся голова па красивой атлетической шее чем-то
напоминает «Апоксиомена, счищающего с себя грязь после борь-
бы». Самое привлекательное в нем — улыбка, ясная, лучезарная,
открывающая красивые белые. зубы. Плечи вместе с руками до­
полняют атлетический образ — крутые, с играющими плотными
бицепсами. Пальцы рук слегка плоские. Ноги с резко очерченны­
ми икрами» (автор «портрета» студент III курса графического
факультета. )

2. «Старая женщина», сутулая, в темно-коричневом платье.
Чулки и ботинки того же цвета. Воротничок у платья очень тон­
кой кружевной работы, светлого цвета. Седые коротко острижен­
ные волосы. Лицо желтое, глазницы темные, впалые. Глаза слезя­
щиеся. Очень большой нос, а подбородок срезан па нет. Рот


104


поставлен наискось, с тонкими губами. Уголки рта немного припод­няты, как будто в улыбке, скулы обозначаются резкими складка­ми. Руки сухие, с длинными пальцами. Садится на стул статично, как каменная. Походка неприятная — делает слишком большие шаги. Платье широкое, развевается складками. Голова устремлена вперед, и руки постоянно находятся где-то у рта» (автор «портре­та» студент III курса живописного факультета. )

3. «Рост выше среднего. Плечи (в сравнении с тазом) доволь­но широкие. Грудная область объемна в меру. Все части тела весомы, но не велики. Очень просты и ясны (по форме) и в боль­шой степени скромны. Голова по высоте больше, чем по ширине. Темные, гладкие, зачесанные вверх волосы еще больше подчерки­вают высоту головы. Лоб прямой, правильный, по греческому ка­нону. Подбородок несколько тяжел, выступает вперед. Уши также немного непропорциональны и крупнее (чем нужно), но на голове расположены правильно. Нос не прямой. Кончик носа слегка вздернут и также утяжелен. Хорошо «читаются» скуловые кости. Глазная щель уменьшается за счет провисания части расположен­ных над глазами мышц. Глаза темные. Словом, как и части тела, части головы у X. умеренно тяжелы. Исключение составляют лишь губы: они кажутся тонкими» (автор «портрета» студент III курса скульптурного факультета. )

Характерные для всякого подлинного художника целостность восприятия объекта изображения, точность оценок его положения в пространстве, пропорций, тонкость различения светлотных отно­шений достигают наибольшей степени развития у мастеров-порт­ретистов. Кроме того, у них, опять же под влиянием специфики их деятельности, формируется профессиональная установка на фикси­рование во внешнем облике и выразительном поведении восприни­маемого человека особенностей и признаков, в которых обнаружи­вается психологическое своеобразие личности.

Эта характерная для восприятия других людей художником черта четко выявилась и в том опыте, результаты которого мы излагали выше, но еще раньше ее неоднократно отмечали как са­ми художники4, так и ученые, специально изучавшие психологию изобразительной деятельности5.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.