|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. А. Бодале» 10 страница25 В старших классах этот интервал сокращается. По данным В. Н. Куницыной, точность определения возраста зависит как от сформированности личности познающего субъекта, так и от состояния и внешнего вида воспринимаемого человека (что в свою очередь может зависеть от ряда причин: оформления внешности — одежды, прически, косметики, состояния здоровья, степени усталости, эмоционально-динамической выразительности и т. п. ) и от условий восприятия (освещенности, местоположения и пр. ). Больше всего совершается ошибок, когда некоторые признаки внешности человека не соответствуют его возрасту. Так, например, возраст 36-летнего мужчины, имеющего значительную лысину, всеми подростками был значительно завышен. Повышенная эмоционально-динамическая выразительность воспринимаемых лиц, наоборот, способствовала активному занижению их действительного возраста. По данным В. Н. Куницыной, повышению точности оценки возраста благоприятствует ряд обстоятельств. Во-первых, она связана с возрастом воспринимаемых лиц. Самая высокая точность была достигнута в описываемом опыте при восприятии подростками ровесников (41, 5% правильных ответов), затем детей младшего возраста (32%). Точность оценки возраста лиц зрелого и пожилого возраста была низка (соответственно 13 и 7%). Высокая точность оценки возраста в первых двух случаях объясняется не только близостью, соразмерностью возраста воспринимающих и воспринимаемых, так сказать, единым масштабным полем, но и тем, что в детстве и юности каждый новый год жизни ребенка сопровождается ощутимыми изменениями его физического облика (роста, голоса). Помимо этого внешнее оформление детей часто указывает на их возраст (дошкольники, октябрята, пионеры, комсомольцы). У взрослых таких внешних ориентиров значительно меньше, и установить их возраст по названным признакам оказывается поэтому более затруднительным. При оценке возраста взрослого человека ее точность была тем выше, чем моложе был воспринимаемый человек. Так, при определении возраста двух женщин (28 и 33 лет) неправильно ответили соответственно 11, 7 и 6, 58% участвовавших в опыте ребят, возраста двух мужчин (40 и 55 лет) —соответственно 42, 85 и 22, 86% испытуемых. Возраст мужчин устанавливался на основании представления, возраст женщин — на основе восприятия. Точность оценки возраста испытуемыми была ниже при непосредственном восприятии и выше при определении возраста на основе представлений в два раза у мальчиков и в три раза у девочек. Видимо, установлению истинного возраста человека при непосредственном восприятии мешают такие факторы, как особенности оформления внешности воспринимаемого, его физическое состояние и настроение, освещенность и т. п., в то время как при определении возраста на основе представления все эти условия нивелируются, Усредняются.
96 А. А. Бодале» 97
Число случаев правильного определения возраста человека оказалось выше (в описываемом опыте в два раза), когда этот человек был хорошо знаком испытуемым, и оно заметно упало, когда им пришлось определять возраст человека по первому впечатлению или устанавливать возраст малознакомого человека. Наконец, повышение количества правильных оценок возраста воспринимаемых лиц оказалось в прямой связи с возрастом самих испытуемых. Разница в возрасте испытуемых отразилась на точности их оценок в очень значительной степени. В опыте, результаты которого здесь приводятся, девочки 8-го класса почти в два раза чаще, чем девочки-семиклассницы (14, 9 и 8, 8%), определяли возраст правильно. Различия между мальчиками 8-го и 7~го классов при определении ими возраста этих же лиц выступили менее резко. Однако и у мальчиков-восьмиклассников стало намного меньше определений возраста путем отнесения человека к широкой возрастной группе по принципу масштабного поля {«пожилой», «среднего возраста»... ). Особенно резко увеличилось в 8-м классе число точных оценок при определении возраста на основе представления (в пять раз). Таким образом, согласно данным, полученным в эксперименте В. Н. Куницыной, возраст, являясь для подростков в другом человеке значимой характеристикой, определяется ими со все большей степенью точности по мере формирования их как субъектов деятельности, как личностей. Данные В. Н. Купицыной подтверждаются результатами исследования, выполненного Н. А. Горбовской. Исследовательница предлагала испытуемым 8—9, 11 —12 и 15—16 лет (каждая возрастная группа состояла из десяти человек) определять возраст семи малознакомых им лиц 15, 19, 25, 32, 39, 54, 59 лет. По ее данным, доля правильных оценок возраста (или содержащих ошибку, не превышающую ±1 год) испытуемыми 8—9 лет составила 9, 8%, испытуемыми 11—12 лет — 21, 0 и школьниками 15—16 лет — 30, 3%. Формирование индивида как субъекта труда, познания и общения вызывает прогресс в отражении и оценке им не только таких сравнительно броских особенностей облика другого человека, как рост и возраст, о чем мы только что вели речь. Этот прогресс захватывает отражение и оценку индивидом и тех проявлений, в которых другой человек всесторонне выражает себя как личность. 36 Мы не видим противоречия в том, что испытуемые в данном исследовании, оценивая возраст, дали значительно больше верных ответов, чем испытуемые, с которыми работала В. Н. Куницына. В. Н. Куницына задачу определения возраста перед испытуемыми специально не ставила. Н. А. ( Горбовская же перед началом опыта специально поставила перед ними эту цель. ГЛАВА 5 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ Непременным условием превращения каждого человека в субъекта познания других людей является деятельность, включаясь в которую человек оказывается связанным с этими людьми множеством определенных отношений. Не требует особых доказательств факт, что каждый человек познает других людей не ради праздного любопытства. Формирующиеся у него образы людей и понятия о личности служат целям регуляции его деятельности, его поведения в общественной среде — в производственном и учебном коллективах, в семье, на отдыхе и пр. Еще И. М. Сеченов отмечал, что трудовое действие в каждый момент выполнения адекватно предмету, орудиям и условиям труда. При нормальном ходе деятельности в развивающемся процессе общения мы наблюдаем ту же картину: поступки человека адекватны поведению взаимодействующих с ним людей. А для этого участники деятельности, их дела и вся ситуация общения должны быть отражены в мозгу человека, и отражение должно регулировать его поведение. Не только в трудовой деятельности, при использовании орудий, нацеленных на достижение определенного материального результата, но и в разных видах непосредственного взаимодействия людей друг с другом психические процессы выполняют функцию программирования, регулирования и контроля поведения одного человека по отношению к другим. Анализируя участие ощущений и восприятий в трудовом акте, И. М. Сеченов указывал, что они являются не только системой пусковых сигналов для движения, но и меркой, образцом, в соответствии с которым производится регулирование этого движения. И. М. Сеченов писал: «Чувствование повсюду имеет значение регулятора движения, другими словами, первое вызывает последнее и видоизменяет его по силе и направлению» *. Эти мысли Сеченова имеют очень большое значение для. понимания процесса непосредственного общения людей в различных видах деятельности. Отражение индивидом других людей и регуляция его поведения по отношению к ним неотрывны друг от друга. Исследуемые психологами (Л. М. Веккер, А. Н. Леонтьев, Ь. Ф. Ломов, Д. А. Ошанин) в системе «человек — машина» чувственный и логический уровни регуляции индивидом своих действий,
1 Сеченов И. М. Избр. произв., т. 1. М. —Л., 1952, с. 99
соответствующие основным формам отражения действительности 2, четко проявляются в процессе взаимодействия людей в разных видах деятельности. В любом виде непосредственного взаимодействия людей эти уровни регуляции выступают в неразрывном и подвижном единстве. Однако в зависимости от задач, содержания и условий протекания взаимодействия людей, а также и от индивидуальных особенностей самих общающихся может доминировать один из этих видов регуляции. Обычно в ситуациях непосредственного взаимодействия людей всегда решается какая-то определенная задача. И для каждого из участников этого взаимодействия в других партнерах по деятельности важны прежде всего те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для решения задачи деятельности. Отражение этих компонентов в облике и поведении друг друга участниками деятельности включает два взаимосвязанных момента: во-первых, непосредственное различение и опознание их среди других компонентов облика и в общей картине поведения и, во-вторых, интерпретацию того психологического содержания, которое, как кажется участникам деятельности, заключено в этих компонентах-сигналах и имеет отношение к решаемой задаче. Понятно, что индивидуум может получать информацию о другом человеке не только путем непосредственного восприятия его внешнего облика и поведения, но и через речь. В этом случае слова выступают как код реальных признаков внешнего облика другого человека, переживаемых им состояний, его действий, намерений, мнения и пр. Поскольку в каждом конкретном виде непосредственного взаимодействия людей (общение педагога и школьника, контакт врача и больного, игра команд на футбольном поле и т. д. ) для решения задачи деятельности имеют значение определенные компоненты облика и поведения, у общающихся лиц создается установка на отражение и осмысливание в другом человеке прежде всего этих компонентов. Влияние требований деятельности на характер отбора и оценки человеком особенностей внешнего облика и поведения тех, кто с ним в этой деятельности участвует, хорошо прослеживается при анализе отражения учителем ученика. Мы предлагали 122 учителям, преподававшим в школе общеобразовательные дисциплины, словесно воссоздать облик известных им учащихся {это задание учителя выполняли не на основе непосредственного восприятия определенных учащихся, а опираясь на представления памяти). Таким путем этой группой испытуемых были «нарисованы» «портреты» учеников 5, 6, 7, 8, 9 и 10-го классов. 2 См.: Векке. р Л. М. Восприятие « основы его моделирования. Л., 1964; Инженерная психология. Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1964; Ломов Б. Ф-Человек и техника. Л., 1963; Ошанин Д. А. Семантическая и прагматическая функция сигнала. — Тезисы докладов на II съезде Общества психологов, вып. 3. М., 1963. Фиксирования в облике описываемых лиц различных компонентов распределились в названных «портретах» так (см. таблицу 17). Цифры, приведенные в таблице, хорошо показывают, что в описываемом опыте в облике школьника учителя наиболее ярко и прочно фиксировали компоненты, относящиеся к его экспрессии, характеризующие его речь, а также входящие в оформление внешности. Таблица 17
* В 73 случаях было отмечено обычное состояние костюма ученика. В описываемом опыте, воссоздавая облик учащихся по памяти, испытуемые-учителя крайне неполно, фрагментарно «рисовали» физический облик школьников, фамилии которых им были названы, и в то же время осанку, жестикуляцию, мимику они описывали в «портретах» почти с той же частотой, что и испытуемые-педагоги, которые воссоздали облик людей на основе восприятия, а походку, и особенно голос и речь, они фиксировали в «портретах» намного чаще, чем это делали непедагоги (походку — в три раза чаще, речь — больше, чем в восемь раз). Говоря об учащемся, учителя обычно ярко и верно вспоминали, насколько грамматически правильна его речь, насколько она интонационно выразительна, богат ли у ученика словарный запас, какие в его произношении имеются недостатки и пр. В этом эксперименте на воссоздание по памяти облика учащихся у учителей проявилась также тенденция указывать в «порт- 4 А. Л. Бодалев *' ретах» на обычную для школьника манеру вести себя на уроке (55, 8% «портретов»), говорить об его общей подвижности (44, 3% «портретов»), оценивать соразмерность и точность его движений (10, 7% «портретов»), отмечать типичное для данного школьника состояние костюма (59, 9% «портретов»). Вот несколько описаний облика учащихся учителями. «Сергей Б. — невысокий паренек, темноволосый, темноглазый •— Макаренко назвал бы его попросту: «пацан», всегда с лукавой усмешкой в глазах. Чистое лицо его не совсем правильно: оно немного «редькой вверх». Но оно всегда светится такой мальчишеской «приятцей», что, глядя на его звонкую улыбку, трудно ему не отвечать тем же. Одет он всегда скромно (насколько скромно может быть одет ученик, «закованный» в гимназические доспехи) и чисто. Пионерский галстук — постоянный его атрибут. На уроках ведет себя очень хорошо. Правда, допускает то, что свойственно многим детям его возраста (Сергей — шестиклассник. — А. Б. } — тянет руку вверх так, что хруст стоит (настолько велико желание отвечать)» (автор «портрета» учитель немецкого языка С. ) «Б. Шура. Внешность у девочки обычная: простое русское лицо, остренький нос, небольшие внимательные глаза, гладкие, зачесанные назад волосы, скромная, всегда чистая одежда. В проявлении своих переживаний она сдержанна, холодна. Движения неторопливые. Манера говорить бесстрастная, спокойная» (автор «портрета» семиклассницы учитель русского языка Р. ) «Валерий — широкоплечий, стройный, сильный, с уверенными жестами и движениями ученик. Его внешний вид сразу говорит о том, что Валерий, во-первых, спортсмен и что, во-вторых, он из культурной семьи. Его манеры производят хорошее впечатление: он не кричит в разговоре с товарищами, не перебивает их, его речь отличается чистотой (я имею в виду отсутствие жаргонных слов и выражений). Валерий опрятен в одежде и аккуратен со своими вещами — его учебники и тетради всегда в хорошем виде» (автор «портрета» ученика 10-го класса учитель литературы Д. ) При длительном занятии тем или иным видом деятельности тенденция отражать других людей с определенной точки зрения может стать у человека устойчивой, превратиться в профессиональную привычку. Эта особенность восприятия человеком других людей, связанная с основным в его жизни родом деятельности, ярко проявляется у врачей, артистов, писателей, следственных работников, т. е. у всех тех, в чьей повседневной работе другой человек оказывается главной фигурой. Не составляет исключения в этом ряду и восприятие других людей художниками-профессионалами. Основными существенными чертами объекта, от передачи которых в изображении в первую очередь зависит степень выполнения художником своей задачи, являются, как известно, форма, цвет и пространственное положение. Другой человек для художника-мастера та же натура, и он фиксирует в ней основные для целей изображения черты. У лиц, занимающихся изобразительной деятельностью, наряду с установкой на обычное восприятие развивается установка на восприятие для целей изображения, которая в результате накопления опыта изобразительной деятельности может превратиться в устойчивую профессиональную установку. Об этих особенностях восприятия других людей художником убедительно говорят собранные нами материалы. Мы предлагали студентам III и IV курсов Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина «нарисовать» «словесные портреты» своих товарищей {инструкция для них была точно такой же, как и для нерисующих испытуемых)3. Полученные в этом опыте «портреты» мы проанализировали точно так же, как анализировали «портреты», авторами которых были испытуемые-нехудожники. В результате появилась возможность прямо сравнить восприятие другого человека нерисующими испытуемыми, с одной стороны, и рисующими — с другой. Таблица 18 показывает, насколько чаще испытуемые-художники фиксировали основные компоненты внешности другого человека, чем выполняющие такое же задание испытуемые-нехудожники. Данные таблицы- свидетельствуют, что если определенные компоненты внешности фиксируются художниками и нехудожниками примерно-с одинаковой частотой, то в отражении других элементов различие между этими группами весьма велико. Рост, телосложение, лоб, брови, губы, уши, глаза, волосы и некоторые другие компоненты физического облика воспринимаемых людей испытуемые-художники фиксировали почти с такой же частотой, как испытуемые из нерисующей группы. Зато большинство остальных компонентов в физическом облике другого человека художники выделяли намного чаще, чем нехудожники. Почти в два раза чаще в группе испытуемых-художников описан подбородок, в 2, 9 раза — кожа, в 4, 2 раза чаще они отметили особые приметы (анатомические). В 7, 7 раза чаще испытуемые из «рисующей группы» выделяли в облике другого человека его руки; в 9, 2 раза чаще, чем нехудож-ники, они указывали на особенности ног, в 9, 7 раза чаще говорили о шее. В 15, 5 раза чаще, чем «нерисующие», художники описывали плечи. Столь же значительными оказались различия в отражении художниками, с одной стороны, и нехудожниками — с другой, большинства компонентов экспрессии воспринимаемого человека. Хотя мимику, характерную для воспринимаемых лиц, художники в излагаемом эксперименте фиксировали не чаще, чем нехудожники, однако все остальные компоненты экспрессии они включали в создаваемые ими «словесные портреты» значительно чаще, чем «нерисующие» испытуемые. Голос (и речь) они описы- См. с. 57 настоящей работы.
102 103
Таблица! 9
вали в «портретах» в 2, 2 раза чаще. Жесты они отмечали в «портретах» как существенные признаки облика воспринимаемого в 2, 5 раза чаще, чем нехудожники. Осанку художники отмечали в «портретах» в 3, 1 раза и походку в 11, 9 раза чаще, чем их описывали испытуемые-нехудожники. Испытуемые из художественной группы намного чаще, чем испытуемые из нехудожественной группы, отображая внешний облик конкретных людей в «портретах», описывали оформление внешности (прическу художники отмечали в 4, 6 раза и одежду в 6, 5 раза чаще, чем нехудожники}.
Приведенные цифры, нам кажется, убедительно показывают, что формирующаяся у студентов-художников установка на фиксирование в объектах сторон, важных для целей изображения, четко проявляется и при восприятии каждым из них других людей. Данный факт становится еще более неоспоримым, когда выясняется, какие конкретно признаки испытуемые-художники предпочитали называть при описании как отдельных компонентов, так и облика воспринимавшегося ими человека в целом. Если принять за 100% общее число всех фиксирований различных признаков облика тех людей, «словесные портреты» которых художники «рисовали», то 17, 8% составили фиксирования формы, 13, 9 — пространственного положения и 21, 6% — пропорций. В зависимости от художественной специальности фиксирования указанных признаков, а также цвета в описываемой группе испытуемых распределились, как представлено на таблице 19. В «нерисующей» группе испытуемых соотношение фиксированных ими признаков в облике воспринятых лиц было совершенно другим, а именно: форму они отметили в 12% случаев, пространственное положение — в 7, 9 и пропорции — в 11, 2%. Эти цифры свидетельствуют о том, что тенденция художников к точным оценкам положения изображаемого объекта в пространстве, к схватыванию его пропорций, формы отчетливо проявляется и при восприятии ими человека. Эти признаки для лиц, входящих в художественную группу, субъективно оказываются более важными, чем для тех, кто не рисует. Совершенно естественно, что в формирующемся у художников образе другого человека его пространственное положение, пропорции, форма имеют первостепенное значение, несут наибольшую сигнальную нагрузку. Особенности, характеризующие восприятие другого человека испытуемыми-художниками, легко прослеживаются в созданных ими словесных портретах. Приведем несколько примеров. 1. «Н. невелик ростом, но и не очень мал (1, 60—1, 70), Крепкий, 2. «Старая женщина», сутулая, в темно-коричневом платье. 104 поставлен наискось, с тонкими губами. Уголки рта немного приподняты, как будто в улыбке, скулы обозначаются резкими складками. Руки сухие, с длинными пальцами. Садится на стул статично, как каменная. Походка неприятная — делает слишком большие шаги. Платье широкое, развевается складками. Голова устремлена вперед, и руки постоянно находятся где-то у рта» (автор «портрета» студент III курса живописного факультета. ) 3. «Рост выше среднего. Плечи (в сравнении с тазом) довольно широкие. Грудная область объемна в меру. Все части тела весомы, но не велики. Очень просты и ясны (по форме) и в большой степени скромны. Голова по высоте больше, чем по ширине. Темные, гладкие, зачесанные вверх волосы еще больше подчеркивают высоту головы. Лоб прямой, правильный, по греческому канону. Подбородок несколько тяжел, выступает вперед. Уши также немного непропорциональны и крупнее (чем нужно), но на голове расположены правильно. Нос не прямой. Кончик носа слегка вздернут и также утяжелен. Хорошо «читаются» скуловые кости. Глазная щель уменьшается за счет провисания части расположенных над глазами мышц. Глаза темные. Словом, как и части тела, части головы у X. умеренно тяжелы. Исключение составляют лишь губы: они кажутся тонкими» (автор «портрета» студент III курса скульптурного факультета. ) Характерные для всякого подлинного художника целостность восприятия объекта изображения, точность оценок его положения в пространстве, пропорций, тонкость различения светлотных отношений достигают наибольшей степени развития у мастеров-портретистов. Кроме того, у них, опять же под влиянием специфики их деятельности, формируется профессиональная установка на фиксирование во внешнем облике и выразительном поведении воспринимаемого человека особенностей и признаков, в которых обнаруживается психологическое своеобразие личности. Эта характерная для восприятия других людей художником черта четко выявилась и в том опыте, результаты которого мы излагали выше, но еще раньше ее неоднократно отмечали как сами художники4, так и ученые, специально изучавшие психологию изобразительной деятельности5.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|