Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 17 страница



173


венной. В отношении к труду С-на. проявляет недисциплинирован­ность, и это сказывается отрицательно на качестве работы. В це­хе чувствует 'себя как в гостях. Не любит свою профессию».

«Тов. Д-н Георгий Федорович пришел из технического учили­ща токарем 5-го разряда. Это спокойный, уважительный товарищ. С профессией быстро освоился. Потребовалась. помощь наладчика только первое время. В производственном отношении это стара­тельный и настойчивый человек. Может выполнять самые слож­ные задания, но часто теряет веру в себя. Иногда дело доходит до паники. Требуется к нему особый подход, чтобы заставить его поверить в свои собственные возможности. Так было, напри­мер, с составлением комплексного титана, когда Д-н заявил: «Что Вы, товарищ А-в (автор характеристики. — А, Б. ), мне не соста­вить! » А сейчас Д-н имеет два комплексных плана и одно рац­предложение. С товарищами замкнутый и вовлечь его в какое-нибудь коллективное дело бывает трудно».

Таким образом, и в последних двух случаях в содержание име­ющегося у человека понятия о конкретной личности оказываются включенными -по преимуществу качества, раскрывающиеся в уз­ких ра. мках конкретного вида деятельности (производства) и свя­занного с ним общения.

Однако подобный ограниченный и односторонний характер складывающегося у человека впечатления о характеризуемых им лицах, к сожалению, отнюдь не мешает ему давать этим лицам обобщенную оценку. Явление, когда на основе психологической оценки. поведения человека в условиях одной деятельности 'инди­вид выносит затем оценку -. личности в целом, не замечая узости той эмпирической базы, на которую опирается его общее сужде­ние о другом человеке, в практике общения встречается чрезвы­чайно часто. У индивида в таких случаях возникает уверенность, что другого человека он знает хорошо и всесторонне, и в даль­нейшем это мнение начинает влиять на его поведение по отноше­нию к данному человеку. Естественно, это мнение может оказать­ся и часто действительно оказывается ошибочным.

Одна из 'многих положительных сторон движения бригад ком-, мунистического труда, члены которых стремятся жить, учиться и работать по-коммунистически, заключается в том, что члены их общаются друг с другом не только во время работы, но вместе отдыхают, участвуют в общественной жизни, . помогают друг дру­гу в учении, в быту. Взаимодействие членов бригад коммунисти­ческого труда развертывается, таким образом, по многим на­правлениям, 'благодаря чему у каждого из них знания о других', членах бригады таковы, что в совокупности они дают разносто­ронний, содержательный и правдивый облик товарища по бригаде.

Как духовное 'богатство индивида зависит от широты и харак­тера его связей -с действительностью, так и «богатство» форми­рующегося у него понятия о другой личности признаками, кото-

174


рые верно отражают ее содержание, . предполагает «богатство» от­ношений индивида с другими людьми.

Всесторонняя оценка другого человека как личности, фиксиро­вание людьми наиболее существенных ее характеристик (что за­висит от широты контактов этим человеком и «человековедчес-ких» способностей познающих его лиц) всегда положительно ска­зываются на качестве прогнозирования поведения этого человека в самых разнообразных ситуациях. Отбор и включение в содержа­ние формирующегося понятия о другом человеке действительно типичных черт его характера, его главных ценностных ориента­ции, отражение в этом понятии его способностей означают созда­ние совершенной модели личности этого человека, которая затем выступает как необходимое условие для последующего адекват­ного поведения по отношению к нему тех, кто такую «модель» оказался в состоянии создать.

Несовершенство такого моделирования, с которым связано не­умение психологически правильно расшифровать существо оце­ниваемой личности или каких-то сторон в ней, как правило, имеет своим следствием неоправданный выбор. мер воздействия по отно­шению к оцениваемому, малую эффективность форм контакта с ним, низкую результативность общения.

Таким образом, содержание представлений и понятий челове­ка о других людях и поведение, которое он повседневно по отно­шению к ним практикует, составляют звенья одной цепи. И зная, как человек оценивает других, что в них для него значимо, на чем он прежде всего фиксирует свое внимание, можно с большой долей вероятности предположить, как он. поведет себя, как проя­вит себя в общении с конкретным лицом. И, с другой стороны, когда старая истина «о человеке надо судить не по 'его словам, а по его делам» реализуется в 'Психологическом исследовании об­щения, она позволяет нам на основе изучения действий 'И стиля поведения человека по отношению к другим людям выявить осо­бенности, характеризующие отражение им этих людей. По тому, как в совместной деятельности с другими людьми мы ведем себя по отношению к ним, . можно с большой долей определенности ска­зать, насколько глубоко мы их понимаем и правильно оцениваем. Пример, который мы 'Приводим, нам 'Кажется, подтверждает спра­ведливость сказанного.

175


Нами были изучены стили поведения, проявившиеся при рабо­те с учащимися 7—8-х и 9—10-х классов у 22 воспитателей. По особенностям стиля руководства учащимися воспитатели условно были разделены на три группы; «автократическую», «либераль­ную», «демократическую». После этого им 'было предложено вы­полнить серию заданий, которые требовали от каждого из них: 1) назвать наиболее яркие положительные и отрицательные ка­чества (если они есть), характеризующие, . по их. мнению, под­ростков и старших школьников; 2) указать на шкале «полярных профилей», до какого уровня и какие характерологические каче-


егва развиты у большинства названных групп школьников; 3) пе­речислить, какие качества и какого уровня развития они хотели бы видеть в личности этих учащихся; 4) охарактеризовать опре­деленных учащихся из классов, в которых они работали.

Количественно-качественный анализ полученных от учителей ответов показал, что педагоги, отнесенные к «автократической» группе, сильно недооценивают развитие у учащихся, которых он характеризуют, таких качеств, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим. Одновременно у них преувеличенное представление о «сформированности» у под­ростков и старших учащихся таких качеств, как неорганизован­ность, недисциплинированность, лень, безответственность, импуль­сивность.

Воспитатели, входящие в группу «либералов» (в своих взаи­моотношениях с учащимися пассивно-уступчивые), наоборот, по­лагают, что названные выше первыми качества плюс смелость, общительность, самолюбие, 'Правдивость развиты у школьников 7—10-х. классов до высокого уровня. В отличие от воспитателей из первой группы, они, кроме того, считают, что организованность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, скромность, выдержка и настойчивость у учащихся, о которых они высказыва­лись, развиты по крайней мере до среднего уровня.

У педагогов, условно отнесенных по особенностям их стиля руководства учащимися к группе «демократов», крайностей, вы­ражающихся в сильной 'Переоценке развития у школьников 7— 10-х классов либо отрицательных, либо положительных качеств, обнаружено не было. Мнения воспитателей с «демократическим» стилем руководства, когда они высказывались о степени сформи-рованности различных качеств личности у учащихся и о желатель­ном уровне их развития, были более разнообразными и индиви­дуализированными, чем у представителей «автократической» и «либеральной» групп. Выяснилось также, что, оценивая учащихся, воспитатели с «автократическим» и «либеральным» стилями руко­водства допускают значительно больше ошибок типа «стереотипи-зация», «действие ореола» и «проецирование», чем представители «демократического» стиля, судящие о личности школьника более точно.

В научной литературе имеются и другие данные, подтверждаю­щие существование указанных зависимостей. между характером поведения человека по отношению к другим людям -и его соци­ально-психологической оценкой их личностных особенностей; эти данные были получены при изучении руководителей. производст­венных коллективов, типов врачей, родителей и т. д. 7 Все они


свидетельствуют и о том, что образ. конкретного человека, а также понятие о его личности ни в коей мере. не являются результатом анализа индивидом облика, поведения только одного этого чело­века. На них всегда так или 'иначе «работает» весь. прошлый опыт прямого и непрямого взаимодействия с людьми, накопленный и систематизированный познающим эту личность индивидом. Фор­мы поведения, которые последний 'Избирает в своем общении с конкретными людьми в настоящем, также теснейшим образом связаны с поведением, которое он практиковал по отношению к подобным людям в. прошлом.

ciometric Perceptions of Classmates and Pupils. — Journal of Educational Psycho­logy, 1956, N 47, p. 147—157.


7 Butler J. M. The Interaction of Client and Therapist. — Journal of Ab­normal and Social Psychology, 1952, N 47, p. 366—378; Crockett W. H., Meidinger T. Authoritarianism and Interpersonal Perception. — Journal of Ab­normal and Social Psychology, 1956, N 53, p. 378—382; Gronlund N. E. The General Ability to Judge Sociometric Status. Elementary Student Teachers' So-

176


ГЛАВА 9

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждо­му человеку приходится встречать новых для себя людей. Во мно­гих случаях обстоятельства складываются таким образом, что на основе одного только кратковременного восприятия мы бываем вынуждены оценивать этих людей и выбирать кажущийся лам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Что же такое первое впечатление, если попытаться более по­дробно раскрыть содержание данного понятия? Это сложный пси­хологический феномен, включающий в себя чувственный, логиче­ский и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Нако­нец, в, нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки.

Первое впечатление формируется как при специальном. наме­рении оценить 'человека с какой-то точки зрения, так и при отсут­ствии такого 'намерения.

Физиологический механизм формирования первого впечатления в основном тот же, что и механизм формирования образа, а затем и понятия о том или ином объекте. Образ человека, формирующий­ся у познающего его субъекта, выступает как совокупность 'после­довательно совершающихся и друг с другом связывающихся, смы­кающихся в единое целое рефлекторных актов, в результате кото­рых перед нами симультанно выступает познаваемый человек в многообразии ему присущих признаков.

Первое впечатление является результатом аналитико-синтети-ческой деятельности, осуществляемой совместной работой первой и второй сигнальных систем. В случае необходимости сформиро­вать обобщенное мнение о человеке на основе непродолжительного наблюдения за ним ведущую роль начинает играть вторая сигналь­ная система, которая, тесно взаимодействуя с первой сигнальной системой, определяет направление анализа и синтеза данных чув­ственного отражения.

Рефлекторные акты, результатом которых является образова-


ше первого впечатления, -особенно если его формирование подчинено определенной цели, как правило, протекают при ином уровне Активности- коры больших полушарий, чем акты, результатом кото­рых является восприятие человеком знакомых ему людей, ведущих себя, по его мнению, обычно. Это происходит потому, что в меха­низм образования первого впечатления включается ориентировоч­ный рефлекс. При появлении в классе незнакомой учительницы, при приходе в бригаду 'нового рабочего и в массе других подобных случаев эта реакция имеет место.

Физиологические и электрофизиологические исследования (П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, И. М. Фейгенберг, Хьюбел, Хенсон, Галамб'ос и др. ! ) говорят о наличии в мозге механизмов, которые реагируют не на все раздражители, а лишь на новые и на значи­мые. Прежде незнакомые человеку люди, с которыми ему пред­стоит в дальнейшем вместе работать или учиться, если говорить языком физиологии, являются для него новыми и значимыми раз­дражителями.

Как теперь установлено, ориентировочная реакция — это реак­ция на новизну, неожиданность, значимость, т. е. реакция на ко­личество и важность информации, которую несет тот или иной, сигнал данному индивиду. Чем, например, больше несоответствие между внешним обликом и поведением. нового учителя, впервые вошедшего в. класс, и тем, каким его ожидали увидеть ученики, тем большее количество информации о себе он им несет. Ориен­тировочная реакция угасает при 'Повторении сигнала, потому что последний, оставаясь физически таким же, несет индивиду все меньшее количество информации.

Ориентировочная реакция связана с развитием у человека спо­собности прогнозировать еще не наступившие события и подго­тавливаться к ним. Это прогнозирование, как выяснили Д. Н. Уз­надзе и Ф. В. Бассин2, может 'быть и неосознаваемым. Основой прогнозирования, проявляющегося при ориентировочной реакции, являются сохраняемые мозгом следы ранее полученной информа­ции, следы временных соотношений, имевших место в прошлом. Этот опыт используется не слепо, а с экстраполяцией связей, об­наруженных в одной группе явлений, на другие, похожие явления. Как сейчас выяснено, процессы вероятностного прогнозирова­ния и сличения играют важную роль в развитии того или иного эмоционального состояния и связанных с ним соматических изме­нений (И. М. Фейгенберг).

1 См.: Анохин П. К. Методологический анализ узловых проблем услов­
ного рефлекса. — В кн.: Философские вопросы физиологии высшей нервной дея­
тельности и психологии. М,, 1963; Соколов Е. Н. Вероятностная модель вос­
приятия. —Вопросы психологии, 1960, № 2;  Фейгенберг И. М. Вероятност­
ное прогнозирование в деятельности мозга, —Вопросы психологии, 1963, № 2.

2 См.: Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки.
Тбилиси, 1961; Бассин Ф. В. Сознание и бессознательное. — В кн.: Философ­
ские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963.

179


 


Впечатление, которое формируется о другом человеке у впер/ вые видящего его субъекта, определяется прежде всего особенно стями, присущими облику и поведению воспринимаемого челове­ка. Эти особенности в значительной мере направляют течение по­знавательных процессов у воспринимающего субъекта и обуслов­ливают содержание его образов восприятия. Вот эксперимент, который, как нам кажется, подтверждает высказанную мысль.

Группе взрослых испытуемых из четырнадцати человек было сказано, что в комнату, где они расположились, несколько раз войдет незнакомый им человек, и перед ними ставится задача, внимательно наблюдая за этим человеком, всякий раз после его ухода записывать впечатление, которое он у них вызовет, В -каче­стве объекта восприятия перед группой выступал двадцатишести­летний человек, обладавший выраженными актерскими. способно­стями.

В первый раз он приоткрыл дверь в аудиторию, где сидели ис­пытуемые, поискал глазами кого-то и, тихо сказав; «Простите», прикрыл дверь. В следующий раз он, войдя. в комнату, со спокой­ным выражением лица и с руками «по швам» на одну минуту замер у стола. В третий раз, появившись в аудитории, он прошел между столами, за которыми сидели испытуемые, заглянул к од­ному из них в записи, погрозил пальцем девушке, хотевшей в этот момент заговорить с соседом, потом. посмотрел в окно и удалился. Вернувшись в аудиторию снова, он мастерски начал читать, пока его не прервали, басню С. Михалкова. При следующем появлении молодого человека испытуемым было разрешено задавать ему лю­бые вопросы, кроме тех, которые требовали бы от него прямого ответа, какие черты личности он себе приписывает.

Все перерывы между названными сеансами равнялись трем минутам. Незнакомый человек был в поле зрения испытуемых в первый раз десять секунд, во второй, третий и четвертый разы — по одной минуте и в последний раз — пять минут.

Высказывания испытуемых о новом для них человеке после каждой из встреч с ним были сгруппированы в зависимости от того, относились ли они к: 1) характеристике физического обли­ка, 2) его экспрессии, 3} оформлению им своей внешности, 4) вы-.. полняемым им действиям, 5) переживаемому состоянию, 6) ка-. : чествам его личности. Седьмую группу составили высказывания " испытуемых об отношении, которое этот человек у них вызвал.

Количество высказываний испытуемых о названных сторонах облика и поведения человека, который был объектом восприятий, !, на всех стадиях знакомства с ним не оставалось неизменным. Большое число высказываний испытуемых об одних сторонах обли-; / ка и поведения молодого человека и незначительное число выска-:, зываний о других его сторонах оказались обусловленными преж- ; де всего тем, какие особенности своего облика неизвестный чело- -век проявил наиболее сильно на данной стадии. Это хорошо вид­но в предлагаемой для рассмотрения таблице.

180


\Таблица 26 Фиксирование признаков в зависимости от стадии предъявления

 

Как видно из таблицы, на первых стадиях знакомства с новым для себя человеком испытуемые отразили главным образом черты его физического облика и особенности оформления им своей внеш­ности. Это и понятно. Поведение человека, который был объектом восприятия на этих стадиях, его выразительные движения и дей­ствия были сведены к минимуму, и у наблюдавших за ним лиц оказалось в этот момент слишком мало данных для заключения. о возможных качествах его личности. Иное мы видим на четвер­той и пятой стадиях знакомства испытуемых с новым для них че­ловеком. Первая из них, напоминаем, «открыла» испытуемым этого человека как искусного декламатора, а вторая дала ряд данных для заключения о его интересах, вкусах, кругозоре, при­вязанностях. И именно на эти стадии приходятся почти все вы­сказывания испытуемых о чертах личности наблюдаемого челове­ка и о том впечатлении, которое он на них произвел. Столь же явно выступает зависимость содержания восприятия испытуемыми этого человека от богатства или бедности его экспрессии на каж­дой из стадий общения с испытуемыми. Например, при второй встрече с испытуемыми человек, бывший объектом восприятия, старался не обнаруживать своего состояния в мимике и пантоми­мике, последние специально были сведены в этой «сцене» до ми­нимума. И соответственно, воспринимая на этой стадии показы­ваемого им человека, испытуемые почти не фиксируют в своих отчетах особенностей его экспрессии.

Таблица показывает, что на последнюю стадию знакомства с новым человеком пришлось 32% высказываний испытуемых по по­воду его состояния, 59% суждений о его психических свойствах и большая часть суждений (83%), в которых испытуемые выра­жали свое отношение к новому для них человеку, также была высказана ими опять-таки на этой 'последней стадии знакомства с ним.

181


Большая обусловленность первого впечатления теми признака- ми, которые лучше всего выражены в облике воспринимаемого че- ловека, выявившаяся в изложенном эксперименте, отмечается так- же Г. Клаусом и Г. Фомэ3. Первый из названных исследователей предъявлял большим группам будущих учителей фотографии уче­ников, различавшихся степенью выразительности лиц, а второй показывал с частыми остановками (для проведения письменного опроса испытуемых) специально снятый фильм о детях, облик и поведение которых постепенно «обрастали» новыми, поддающи­мися строгому учету деталями.

Было установлено, что на содержание складывающегося у лю­дей понятия о личности впервые воспринимаемого человека влия­ют не только сила и яркость 'Проявления в его поведении опреде­ленного качества, частота, с которой это качество обнаруживает себя, но и последовательность, в которой познающие другого человека люди. получают знания о разных сторонах его лич­ности.

Значение последнего обстоятельства особенно убедительно вы­явлено в экспериментах А. Лачинсом 4. Изучая значение порядка поступающей информации о человеке в формировании впечатле­ния о нем у других людей, Лачинс давал четырем группам испы­туемых ряд описаний его поведения. Описания, предложенные одной группе, характеризовали предъявляемого для оценки чело­века как экстраверта. Сведения, сообщенные об этом же человеке другой группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного ин­траверта. Третьей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельности человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он экстраверт, а по второй — что он интраверт. Другая же группа испытуемых на основе содержания полученных ею сведений могла подумать сначала об этом человеке, что он интраверт, а затем, что он экстраверт.

После этого всем группам испытуемых Лачинс предложил об­разцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как про­явит себя в них человек, с некоторыми фактами поведения кото­рого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в котором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определил характер предсказания ими типа его поведе-, ' ния (экстравертированного или интравертированного) в различ- • ных -ситуациях. Вот результаты, которые были получены в опи­санном опыте Лачинсом:

3 С 1 a u s s G, Zur Phanomenologie der Anmutung. Wissenschaftliche Zeit-schrift. Leipzig, 1956—1957; Thorn ae H. Beobachtung von Kinder und Jugend-lichen. Base], 1954,

4Luchins A. Primary—Recency in Impression Formation. —In: C. Hov-land (ed. ). The Order of Presentation in Persuasion. Yale Univ. Press, 1957.

182


 

Хотя первое впечатление о человеке в. первую очередь определяется присущими ему особенностями, но то, каким оно будет — более обобщенным или более конкретным, полным или отрывочным, положительным или отрицательным — зависит от личности того, у кого оно формируется. Здесь действует та же закономер­ность, которая характеризует отражение человеком любого объек­та действительности: «Внешние причины действуют через посред­ство внутренних условий... Всякое психическое явление обуслов­лено в конечном счете внешними воздействиями, но любое внеш­нее воздействие определяет психическое явление лишь опосредо­ванно, преломляясь через свойства, состояния и психическую дея­тельность личности, которая этому воздействию подвергается»5.

Таблица 27

Фиксирование испытуемыми различных сторон облика человека

(абсолютные цифры)

В нашем эксперименте, о. котором рассказывалось выше, испы­туемые, впервые встретившись с новым для них человеком, отра­зили его облик и дали оценку ему как личности заметно неоди­наково. Таблица 27 показывает, насколько большими оказались индивидуальные различия в отражении тех или иных сторон обли­ка незнакомого человека.

Анализируя результаты количественной обработки отчетов ис­пытуемых о замеченных ими особенностях незнакомого человека, мы можем сказать, что они по-разному полно отразили различные стороны облика. Например, Б. и Я- назвали в два -с лишним раза

5 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1958, с. 14.

183


больше признаков в физическом облике нового человека, чем X. Зато X. намного детальнее, чем Б. и Я- и остальные испытуемые отобразил особенности экспрессии человека, бывшего объектом восприятия. Ряд испытуемых детально отразили особенности оформления внешности человека — особенности его прически, одежды, обуви и пр. Испытуемые А. и 3. назвали больше, чем другие испытуемые, психических качеств, которые, как им каза-лось, были у наблюдаемого человека. Соответственно, каждый из испытуемых, называя те или иные признаки, выделил в облике и поведении незнакомого человека разное число элементов, которые обычно входят в каждую из сторон облика. Так, например, испы­туемые Кп. и А. выделили в выразительном поведении незнакомца только мимику, Б. —'мимику и позу, X. выделил мимику, жестику­ляцию, походку, голос, дикцию.

Такой же неодинаковой была полнота, с которой испытуемые
пытались оценить развитие различных психических свойств в лич­
ности воспринимаемого ими человека. Таблица 28 показывает, о
каких качествах личности незнакомца сказал каждый из испы-,
туемых, наблюдая одни и те же его действия.

Пока излагались результаты количественного анализа отра- жения личности человека другими людьми при непродолжитель-Таблица 28 Качества, отмечавшиеся испытуемыми (по стадиям)

Примечание. Числителем обозначены стадии, на которых качестве, характеризующее данную сто­рону личности, названо испытуемым, Знаменатель обозначает число качеств, назван­ных испытуемым при характеристике данной стороны личности.

184


ном восприятии его облика и поведения, однако оценки тех черт,, которые испытуемые видели в этой личности, были разными. Одни оценивали развитие их более высоко, другие — скромнее. Одниг характеризуя развитие черт, в которых выражается отношение людям, отметили вежливость воспринимаемого человека. Другие решили, что он общителен, третьи нашли, что он откровенен, и т. п. Столь же неоднозначным было и отношение, которое воз­никло у испытуемых к «объекту» наблюдения. Шесть испытуемых отметили, 'что он симпатичен, располагает себе, приятен. На двух человек он произвел неблагоприятное впечатление. Один испы­туемый сказал, что «объект» «'симпатии к себе не пробудил, но и антипатии не вызвал». Остальные испытуемые не выразили своего отношения к нему.

Приведенных фактов, по всей вероятности, достаточно, чтобы увидеть, насколько формирование образа другого человека, харак­тер психологической интерпретации его облика и поведения и отношение, которое он к себе вызывает, зависят от личности по­знающего субъекта. Теперь возникает вопрос, какие конкретна факторы в личности субъекта определяют ход и результаты форми­рования у него впечатления о других людях.

Предыдущие главы работы были специально посвящены рас­крытию особенностей формирования понятия о другом человеке как личности. В них было показано, какое значение для этого про­цесса и его конкретных результатов имеют эталоны и оценочные стереотипы, которыми располагает человек, выступающий в ролл познающего лица; было выявлено значение ряда личностных ха­рактеристик субъекта познания и. содержания деятельности, объе­диняющей людей для оценивания ими друг друга. Все эти факто­ры действуют не только при складывании понятия о личности уже известного нам человека, но и при образовании первого впечат­ления о ранее незнакомых нам людях.

Теперь следует остановиться еще на некоторых специфических характеристиках человека, которые дают о себе знать, когда он встречается с новым для него лицом.

В очень интересном по использованным методическим приемам исследовании Штрайкленда6 было выявлено значение собствен­ного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям для выработки у него определенного мнения о них во время встречи. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые на­блюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое зада­ние с равным уровнем успешности. Однако если за действиями: одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу дру­гого они видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени 'могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вто­рым человеком у них такой связи не было. Когда во второй части

fi Cos tell о Т. W., Zalkind S h. S. (ed. ). Psychology in Administration.
N. Y., 1963, p. 14.                                                                           *У


эксперимента испытуемым было предложено сказать, который рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, онз яючти все ответили, что первый.

Дальнейшее исследование особенностей, характеризующих об/--разование впечатления о другом человеке, дало возможность уста1-новить, что в формировании этого впечатления участвует меха­низм «проецирования», заключающийся в том, что познающий --субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать. '•Феномен «проецирования» очень четко 'прослеживается в работах " Фешбака и Сингера, Мюррея, Сеарса, Ньюкома и целого ряда других исследователей.

В исследовании Фешбака и Сингера7 испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприят­ные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студен­там, составившим контрольную группу, демонстрировался кино--фильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам лич­ности этого человека, по возможности оценили его состояние. •В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более бо­язливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.