Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 11 страница



* Факт влияния профессиональной установки па формирование у индивида образа восприятия другого человека отчетливо дает себя знать и в восприятии других людей мастерами хореографии.

По нашей просьбе 19 преподавателей хореографии, занимав­шихся на курсах усовершенствования при училище им. Вагановой, также дали описания облика хорошо знакомых им лиц, руковод­ствуясь той же инструкцией, которой придерживались и испытуе­мые других групп при решении аналогичной задачи.

4 См.: Иогансон Б. В. Мастерство в живописи. М, 1952; Гра­
барь И. Э. Репин, т. 1, 2. М., 1937.

5 См.: Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной дея­
тельности. М., 1959,

106


Сравнение полученных в этой группе «портретов» с «портрета­ми», авторами которых были испытуемые, не занимавшиеся хорео­графией, показало, что хореографы чаще, чем другие люди, вос­принимая человека, фиксируют • в его облике так называемое «общее сложение», отмечают особенности его рук и ног. Они зна­чительно чаще, чем люди далеких от хореографии специальностей, обращают внимание на то, какова общая подвижность восприни­маемого человека, насколько соразмерны и ловки его движения, легок и пластичен этот человек или он угловат, неуклюж... Также намного чаще, чем испытуемые из нехудожественных групп, пре­подаватели хореографии отмечали в «словесных портретах» осо­бенности походки и давали ей эстетическую оценку.

Испытуемые-хореографы общие особенности телосложения вы­делили в облике воспринятых лиц в 63% случаев. Испытуемые из обычной группы указали на этот элемент внешности лишь в 55% «портретов». Испытуемые из последней группы обратили внимание на руки воспринимаемых ими людей в 3, 1% случаев и на ноги — в 2, 6% случаев. Стажеры-хореографы отметили эти части тела в 37% «портретов». Возрастные особенности (анатомические) в облике воспринятых лиц хореографы фиксировали в пять раз чаще, чем это делали испытуемые из обычной группы. В экспрес­сии воспринимаемых лиц испытуемые-хореографы выделяли осанку в четыре раза чаще, чем испытуемые из обычной группы (в 42% «портретов» против 10, 3). Походку они фиксировали в 11 с лиш­ним раз чаще, чем испытуемые из общей группы. В два раза чаще, чем последние, стажеры-хореографы фиксировали жесты воспри­нимаемых лиц. Мимику они отмечали также чаще, чем испытуе­мые из обычной группы (84% «портретов» против 66).

Общую подвижность воспринятых лиц испытуемые-хореографы

охарактеризовали в 32% «портретов». Высказались о физической

силе лиц, облик которых они воссоздали в «портретах», в 16% слу-

чаев. Степень соразмерности движений была отмечена этой груп-

пой испытуемых в 37% случаев, и дана общая эстетическая оцен-

ка наружности воспринятых лиц в 47% случаев.

Приводим два типичных для стажеров-хореографов «портрета».

1. «Худенькая средних лет брюнетка. Рост средний. Большие,
выразительные глаза, красивые зубы. Длинные густые волосы,
(емного вьющиеся от природы. Удлиненные кисти рук, не холеные,
го красивой формы. Стройные ноги. Держится прямо, не сутулит-
: я. Хорошая посадка головы. Несмотря на возраст, у нее фигура,
сак у мальчишки. Энергичная, стремительная походка» (автор
портрета» Я- Стаж работы в театре 20 лет. )

2. «Передо мной — молодой мужчина, среднего роста, строй-
ный, с мягкими движениями гибкого, сильного тела (способного

хореографии). Лицо приятное, чисто выбритое. Волосы светлые, с рыжинкой, даже с каким-то легким пушком. Спереди немного лысоват. Кожа лица имеет розовато-белый оттенок, как у всех очень светловолосых людей. Нос почти прямой, на конце чуть за-

107


 


гнут кверху. Губы не очень тонкие, но и не полные. На щеках ямочки. Подбородок чуть выдается вперед. Глаза голубые, под ними небольшие мешки. Руки и ноги хорошо развиты и пропор­циональны телу. Одет в спортивного покроя костюм» (автор «порт­рета» Ж. Стаж работы преподавателем хореографии 10 лет. )

Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в дея­тельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятив­ную роль, вместе с тем само оказывается под сильным влиянием этой деятельности. Следы его дают себя знать и тогда, когда люди взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях.

Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом че­ловеке и его поведении в связи с определенными причинами, вос­приятие дает личности возможность действовать целесообразно.

Заканчивая рассмотрение поставленной проблемы, мы можем сказать: восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Как и про­чие психические процессы, оно имеет познавательную и эмоцио­нально-волевую стороны. Объем и степень достоверности инфор­мации о человеке, отражением которого является его восприятие, зависят от того, какими особенностями обладает, во-первых, вос­принимаемый, во-вторых, воспринимающий человек. В-третьих, на них влияют условия, в которых человек воспринимает другого.

Если говорить о воспринимаемом человеке, то одни признаки в нем видны всем, другие — менее очевидны, третьи — прямо за­метить нельзя, и о них можно судить только предположительно, на основании косвенных данных. Но все вместе они образуют облик человека. В него входят и признаки пола, и тип конститу­ции, и возрастные признаки, и детали оформления внешности. Но­не только они определяют образ человека. Каждому присущ свой индивидуально неповторимый стиль выразительного поведения, ко­торый проявляется и в типичной для данного человека мимике лица, и в манере говорить, и в походке, и в привычной для него жестикуляции, и вообще во всей внешности человека. Стиль, рас­сматриваемый уже как индивидуально-своеобразная манера дей-ствования, которая дает себя знать при выполнении человеком фи­зической и всякой иной работы, в учении, в отдыхе, в жизни в це­лом, выражая сущность личности воспринимаемого, также может быть отражен воспринимающей личностью.

Восприятие человека человеком, вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной стороной процесса любой совместной деятельности людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде. В лю­бом акте непосредственного общения людей рельефно выступает связь формирующегося восприятия другого человека с движения-


ми 'И действиями воспринимаемого и предваряющими их или от­ветными движениями и действиями воспринимающего. Весь про­цесс, начиная с воздействия человека и кончая ответной реакцией; на него воспринимающего, представляет собой единый рефлектор­ный акт взаимодействия человека с человеком в определенной си­туации.

\J Как только та или иная особенность в облике человека, изме­нения в оттенках интонации его голоса, в позе и прочее, приобре­тут! сигнальное значение по отношению к совместной с восприни­маемым деятельности (или по отношению к последнему), чувст­вительность к ним повышается. Тонкость различения оттенков. выражения лица, позы, походки, отклонений от обычной для вос­принимаемого манеры поведения неодинакова

Это явление нельзя объяснить только многократной фиксацией всех колебаний во внешнем облике воспринимаемого человека субъектом восприятия. Эффект достигается тем, что в процессе многократного восприятия другого человека дифференцируются чувственные свойства, выступающие в качестве сигналов его «внут­реннего состояния», его «отношения» к чему-то и т. п., и различе­ние чувственных свойств «подкрепляется» результатом регулируе­мой ими деятельности (труд, учение, совместная игра, разговор' и пр. ). С. Л. Рубинштейн, говоря о формировании образа вещи у воспринимающего, указывал, что «практика как бы моделирует образ вещей»6. Это можно полностью отнести и к восприятию человеком человека. (Практика как бы моделирует образ человека. Занимаясь различными деятельностями, человек, отвечая на тре­бования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из при­сущих ему особенностей. Партнеры по деятельности по отношению-' друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник,, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр. ). В связи со всем этим не остается постоянным значение различных чувственных качеств для воспринимающего. Те из них в облике,, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных усло­виях приобретают особое значение, выступают на передний план (поскольку на них распространяется вторичное возбуждение or. актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых).

Связывание видимой манеры поведения, стиля действования воспринимаемого с предполагаемыми у него устремлениями, по­тенциальными возможностями и состояниями означает, что другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (такой-то рост, пол, фигура, лицо, глаза и пр. ), но и как личность, имеющая определенное значение для воспринимающего и ценность для дела, для общества.

Восприятие человеком других людей включается в его жизнь и вместе с ним претерпевает изменения. Но возможность измене­ния в восприятии человека человеком не исключает его относи-тельной устойчивости, соответствующей относительной устойчиво-

6 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 99.


 


108


109


ГЛАВА 6


•сти внешнего и внутреннего облика и образа поведения людей в жизни, связанных отчасти с относительным постоянством выпол­няемых каждым из них обязанностей в той среде и в то время, в которых мы привыкли их видеть. По этой причине в каждом человеке заключено побуждение к восприятию его с определенной точки зрения и к установлению к нему определенного отношения. Посредством слов, обозначающих воспринимаемого человека (ху­дожник, член бригады коммунистического труда, снайпер, стиляга, •капиталист и т. п. ), в образ его, возникающий у другого, вклю­чается обобщенное знание о данной категории людей, сложившее­ся в результате общественной практики и более или менее усвоен­ное воспринимающим этого человека субъектом.

Полнота и правильность отражения в образе восприятия основ­ных сторон облика человека, широта дифференцирования их эле­ментов, различение в каждом из них характерных признаков и •фиксирование богатства оттенков зависят от степени сформирован­ное™ личности отражающего других людей субъекта. Образ вос­приятия, который один и тот же человек вызывает у людей неоди­накового жизненного опыта, принадлежащих к различным общест­венным классам, различающихся этико-эстетическими требования­ми, представляющих различные возрастные группы, пол, профес­сии, не бывает совершенно одинаковым.

Проанализированные материалы, нам кажется, достаточно убе-дительно раскрывают. зависимость формирования образа другого человека у индивида от того, в какой степени этот индивид сфор­мирован как субъект познания и общения. Они показывают, на-•сколько тесно между собой связаны в каждый момент непосред­ственное познание индивидом другого человека и система тех представлений и понятий, в которых у этого индивида аккумули­рован и обобщен запас различных знаний о людях, приобретен-. ный как в практике прямого общения, так и из других источников..

Вместе с тем эти данные выявляют некоторые из форм лично-стных установок, формирующихся у людей в ходе жизни и прояв­ляющихся в характере осмысления ими внешнего облика челове­ка. Представляя собой сложное производное от всего опыта чело­века, от сформированных у него потребностей и выработанных в связи с ними критериев оценок облика других людей, эти «уста­новки» обусловливают лучшее видение и более быструю оценку человеком во внешности других людей одних элементов и призна­ков и худшее видение и более медленную оценку других.

Накопление личного опыта общения с людьми у познающего *их субъекта хотя и расширяет объем впечатлений о них, не обя-зательно ведет к развитию умения на основе восприятия все более •глубоко проникать в их сущность. Многое здесь зависит от того, •насколько различными как субъекты труда, общения и познания «оказываются те лица, с которыми повседневно взаимодействует [воспринимающий их человек, насколько широкого и глубокого по­нимания их требует та деятельность, которой человек занят.


Человек — живой организм и вместе с тем общественное суще­ство: в этом своем качестве он выступает как личность. Сущность человека как личности, как объекта и субъекта истории общества, говорил К- Маркс, составляет «совокупность всех общественных отношений»1. Как личность человек вступает в общение с другими людьми, как личность он проявляет себя в учении, труде, в отдыхе, как личность, как живой реальный, действующий человек, член определенного общества он воспринимается и оценивается окру­жающими его людьми. Определяющими в формировании и разви­тии личности являются конкретно-исторические условия, в рамках которых проходит ее жизненный путь, ее участие в общественной жизни и практической деятельности. Личность каждого человека своеобразна и вместе с тем ей свойственны черты, общие с Други­ми людьми, в классовом обществе — с представителями своего класса. Каждая общественно-историческая формация накладывает отпечаток на духовный облик личности. Определяясь условиями жизни и деятельности, личность сама является активным участни­ком и деятелем общественной жизни, играет действенную роль в истории общества.

Духовный облик личности представляет собой исторически складывающуюся совокупность наиболее существенных, относи­тельно устойчивых психических свойств, каждое из которых пред­ставляет собой сформированную у индивида способность законо­мерно отвечать определенными психическими деятельностями на определенные объективные воздействия.

В этой совокупности всегда четко выделяются две группы пси­хических свойств. Первая связана с побудительной {мотивацион-ной), вторая — с организационно-исполнительской стороной пси­хической регуляции поведения человека.

Это внутреннее психологическое содержание человека (его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности) обязательно выражается у него в движениях, действиях, поступ­ках. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность че­ловека, люди проникают в его внутреннее психологическое содер­жание, познают его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности.

1 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3.


111


Вместе с тем мы знаем, что связь между отношением к дейст­вительности как содержанием качества личности и способом его выражения не всегда имеет однозначный характер. Практика взаи­модействия людей и специальные исследования, особенно исследо­вания формирования качеств личности на разных возрастных эта­пах, дают нам факты, свидетельствующие о том, что способ пове­дения личности может не полностью соответствовать или вообще не соответствовать характеру отношения, имеющегося у личности к какой-то стороне действительности. Это, в частности, было выяв­лено нами при исследовании личности подростка, проведенном в одной из школ-интернатов Ленинграда. У значительного числа подростков содержательные стороны отношения к учению, коллек­тиву и товарищам, к самообслуживанию и т. п. совпадали, но вме­сте с тем, как выяснилось, эти отношения проявлялись у них че­рез способы, на которых лежала печать пути, пройденного каж­дым -из этих школьников.

Вот, например, как проявлялась «одинаковость» содержания отношения к товарищам у трех изучавшихся нами шестиклассни­ков: Вити М., Вовы М. и Вовы К. Все трое — члены дружного, жизнерадостного, инициативного и требовательного коллектива, лучшего среди первичных коллективов интерната. К шестому клас­су у них успело выработаться сходное и с точки зрения морали нашего общества правильное убеждение в том, кого можно счи­тать настоящим товарищем и как каждый из них должен посту­пать. И сами они отзывчивые, всегда готовые прийти на помощь нуждающемуся в ней однокласснику пионеры. Однако сколь раз­лично конкретное проявление этого отношения у каждого из трех подростков! Поведению, в котором повседневно проявляется отно­шение Вити М. к одноклассникам, присущи грубоватость и прямо­линейность. Для поведения Вовы М., в котором выражается его отношение к товарищам, характерны, наоборот, вежливость и так­тичность. У Вовы К-, третьего шестиклассника, содержательная сторона отношения к товарищам на таком же уровне развития,, как и у первых двух учащихся, но яркой и устойчивой особенно­стью ее проявления в повседневном поведении, при общении маль­чика со сверстниками является добродушная насмешливость, обя­зательное присутствие шутки.

Таким образом, в отношении к товарищам каждого из этих подростков при сходстве в главном все время дают себя знать другие, свойственные им характерологические качества. Эти каче­ства сравнительно стойко влияют на способ проявления отноше­ния, делая его для каждого подростка индивидуально типичным. У названных шестиклассников при совпадении содержания их от­ношения к товарищам, при одинаковости (в смысле соответствия этому содержанию) поступков, в которых это отношение реализо­валось, внешнее оформление этих поступков было неодинаковым.

В ходе дальнейшего исследования у ряда других шестикласс­ников был выявлен в общем такой же уровень содержательной

112


стороны отношения к товарищам по коллективу, как у названных подростков. Однако форма проявления содержания этого отноше­ния и у них, помимо общих признаков, формируемых у всех детей, воспитывающихся в хорошем коллективе, в каждом отдельном случае имела особенности, наблюдавшиеся только у данного кон­кретного подростка. И эти особенности, делавшие способ поведе-

! ния, в котором проявлялась содержательная сторона отношения, в каждом случае индивидуально своеобразным, развились и закре-

| пились у подростка как итог взаимодействия конкретных прямых и косвенных воздействий на него и его собственных ответов на них в прошлом.

Помимо фактов, сущность которых вкратце только что была изложена и в которых содержательная сторона отношения и спо-

|соб ее выражения относительно соответствовали друг другу, в хо-

|де исследования пришлось столкнуться с серией случаев, для кото­рых было характерно расхождение между содержательной сторо-

|ной отношения и формой ее проявления.

Наташа И. — грубая в общении с окружающими, часто недис­циплинированная, вечно всем недовольная, все в интернате гро­могласно критикующая, склонная к ссорам по пустякам школь-

|ница. Однако она оказалась большим патриотом своего коллекти­ва. Выяснилось, что она к нему сильно привязана и не хотела бы расстаться ни с одним из своих одноклассников. В то же время

|со всеми вежливый, послушный и аккуратно исполняющий все по­ручения и воспитателей, и пионерского актива Алик Б., однокласс-

|ник Наташи, коллективом не дорожит, в беседах с «посторонни­ми» зло и часто несправедливо критикует почти всех его членов и из интерната готов уйти немедленно.

В этих двух случаях речь шла о несоответствии действитель­ного отношения подростка к коллективу и способа его поведения; возможность существования такого расхождения была выявлена и при исследовании отношения шестиклассников к учению, а так-

|же и к некоторым из внеучебных дел.

Саша Б. — неорганизованный, часто нарушающий дисциплину как на уроках, так и в часы самостоятельного приготовления за­даний подросток. Он неряшливо пишет, торопится, готовя уроки, многое не доводит до конца. Всем своим поведением он как бы

[доказывает, что учение как деятельность и знания, приобретаемые при этом, ему постылы. Однако проверка этого не подтвердила.

[Оказалось, что Саша Б. активно положительно относится к уче-

|нию и у него проявляется познавательная потребность, удовлетво­ряемая им прежде всего за счет знаний, приобретаемых в процес­се учебной деятельности. Но еще до интерната мальчик был сильно

. педагогически запущен, и сейчас, на фоне более благополучных детей, выработавшийся у него в прошлом способ поведения все

|еще дает себя знать и принимается поверхностными наблюдателя­ми за доказательство отсутствия у этого подростка интереса

|к учению. '"

113


Гера К. при систематической и организованной работе над учебными предметами, большой дисциплинированности как в часы так называемой самоподготовки, так и на уроках, не обнаружил активно положительного отношения к содержанию учебной дея­тельности. Нам не удалось найти у него потребность в знаниях,, даваемых учителями и учебниками. Как оказалось, поведение это­го школьника при занятии учебной деятельностью было имитацией в действительности отсутствовавшего у него отношения, вызывае­мого другим имевшимся у него отношением (страхом перед роди­телями).

Такие же вариации связи между содержательной стороной от­ношения и способами ее выражения обнаружились при исследо­вании выполнения детьми трудовых поручений.

Лариса С. с большой тщательностью занимается уборкой клас­са, когда приходит ее очередь, добросовестно дежурит на кухне и в спальне. Воспитатель считает ее трудолюбивой девочкой и ставит в пример тем, кто отлынивает от так называемой черной работы. А в действительности Лариса — воспитанница с сильно развитыми интеллектуальными интересами не любит эту работу. Она сама говорит по этому поводу следующее: «Ненавижу ее, скучно, время зря уходит, но стараюсь, потому что без нее не обой­тись».

Валя П., наоборот, когда приходит ее очередь дежурить, под­метает пол не весь, оставляет пыль на цветах, неаккуратно укла­дывает книги в шкафу. Создается впечатление, что она нерадиво занимается данным видом труда. Но это не так. Она с удовольст­вием, как показала проверка, выполняет эту работу, но, еще не­давно очень неряшливая, она не научилась делать ее так, как давно умеют лучше ее воспитанные в этом отношении однокласс­ники. Способ выражения содержательной стороны отношения здесь значительно отстал в своем развитии.

Какие же выводы можно сделать из собранных фактов?

Прежде всего, нам кажется, нельзя упрощенно представлять себе связь между содержанием качества личности, каким является отношение, и формой его выражения. Факты в действительности свидетельствуют, что, хотя форма проявления отношения, способ поведения, через который отношение выражается, и определяются содержанием последнего, все же они имеют некоторую относитель­ную самостоятельность. И поэтому форма, способ поведения лич­ности могут и не полностью соответствовать или даже вообще -не соответствовать содержанию отношения личности к какой-то сто­роне действительности. Исходя из имеющихся фактов, есть основа­ние говорить о следующих возможных вариантах такого соотно­шения:

1. При положительном характере отношения у человека наблю­
даются и адекватные этому отношению способы поведения.

2. При отрицательном характере отношения у него наблюдают­
ся и соответствующие способы поведения. В этих двух случаях

114'


имеется полное соответствие содержания отношения и способа его выражения.

3. При положительном характере отношения способ его выра­
жения и поведение человека неадекватны такому отношению.

4. При отрицательном (или безразличном) характере отноше­
ния к чему-то человек ведет себя так, будто у него имеется к этому
объекту устойчиво положительное отношение.

В двух последних случаях содержание отношения и способ его выражения не соответствуют друг другу.

В одних случаях такое соответствие (несоответствие) оказы­вается сравнительно устойчивым, но в других может иметь место своеобразная борьба двух способов выражения содержания одно­го и того же отношения — старого, неадекватного, и нового, адек­ватного этому содержанию. И тогда оценивать подлинную сущ­ность человека бывает особенно трудно.

Несоответствие содержания какого-то отношения и способа его выражения у личности может быть также сравнительно независи­мым от других отношений, и оно же может быть и результатом; какого-то вмешательства другого отношения, также характеризую­щего личность, но более сильного. И это, конечно, тоже увели­чивает трудности адекватной оценки личности. В подобном случае необходимо проникнуть в структуру личности и устано­вить субординацию составляющих ее отношений, а это задача не­легкая.

Пока мы говорили преимущественно о том, как может соотно­ситься содержательная сторона и способ ее выражения в одном, отношении. Но раз личность представляет собой систему отноше­ний, не обойти вопроса о том, как же обстоит дело с соотношения­ми содержательных сторон и способов их выражения у личности, в целом. Исследования показывают, что в ряде случаев у человека-может наблюдаться сосуществование разных степеней развитии отношений и способов их выражения в повседневном поведении. Например, у одного и того же подростка содержание отношения к учению может соответствовать способу его выражения, а содер­жание отношения к общественной работе не соответствовать спо­собу поведения.

. Мы рассмотрели некоторые аспекты связи содержательной сто­роны отношения и способов ее выражения у человека. Сказанное,, нам кажется, позволяет понять одну из причин того, почему вос­приятие нами поведения другого человека не всегда может дать-правильную информацию о том, какое отношение к действитель­ности ему присуще. Кроме того, разные стороны личности одного и того же человека не одинаково сложны и по своей структуре и-по формам возможных проявлений, и поэтому для их познания и оценки требуется разное время. Исходя из этого предположе­ния и в подкрепление его, Тажиури, Брунер и Блейк эксперимен­тально установили, что, например, отношение человека к вещам-

115


улавливается и правильно оценивается обычно быстрее, чем отно­шение к людям2.

На характер оценки человека как личности другими влияет и то, насколько много информации этот человек вольно или неволь­но предоставляет о себе людям, для которых он оказывается в ро-ли объекта познания. Вместе с тем это количество информации о другом человеке должно быть строго определенным — иначе у окружающих его людей может сложиться о нем неадекватное представление.

По данным Саймондса и Холландера, проверенным недавно Ньюкомом, правильное понимание человека как личности обра-зуегся у.. общающихя с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. В противном случае оце-нивающие, как праивло, не могут преодолеть в себе тенденции быть снисходительными и проявляют своеобразный фаворитизм по отношению к старым знакомым или необъективность негативного характера при оценке личности своих недругов. Развитие тес­ных контактов между людьми, как оказывается, может привести и к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему, исхо­дя из устарелых представлений о его личности. В этих случаях развивается. явление, которое в психологической литературе полу­пило название «эффекта ореола».

Уже указанный факт говорит, что содержание понятия, кото­рое формируется у нас о личности того или иного человека, всегда определяется и тем, насколько мы сами сформированы как лич­ности, как субъекты труда, познания и общения.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Для процесса формирования у индивида знания другого человека как личности также характерны образование обобщений и вместе с тем опора. на ранее сформированные обобщения.

Сравнение понятий об одной и той же личности, которые фор­мируются у различных людей, раскрывает особенности «видения» -одной личностью другой. Если, например, экономист или политик, создавая понятие о типе людей, намеренно отвлекается от их инди­видуальных особенностей, схватывая лишь их социальную сущ­ность, а писатель при помощи абстрактного мышления стремится верно постичь главное в изображаемом человеке и определить кон­кретные признаки, являющиеся его наиболее полным воплощением, чтобы затем это найденное общее, единичное и особенное воссоз­дать в художественном типе, добиться «воспроизведения типичных характеров в типических обстоятельствах, то в повседневном об­щении картина формирования понятия о личности оказывается совершенно иной. В этом случае в содержание понятия личности

2Tagiuri R., Bruner J. The Perception of People. —In: G. Undzey (ed. ). Handbook of Social Psychology, vol. 2. London, 1959.


входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодейст­вия с ней. Вообще факт, когда из-за узости сферы общения и свя­занной с этой узостью ограниченностью впечатлений о человеке в понятии индивида, о познаваемой личности оказывается отра­женной лишь одна часть присущих ей качеств и не находят отра­жения остальные ее качества, в практике взаимодействия- людей является скорее правилом, чем исключением. Ошибочно думать, что в понятии, которое формируется у человека о другой личности, всегда находят выражение все действительно присущие этой лич­ности качества и отражается ее индивидуально неповторимая структура. Факты свидетельствуют, что в очень многих случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению ее на основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей (хороший специалист, слабый ученик и пр. ). При таком неполном познании в личности неизбежно остаются нерас­крытыми черты и признаки, " составляющие ее индивидуальность. Мы знаем, что уже при отражении облика и поведения другого человека одни признаки могут запечатлеваться в образе этого человека, формирующемся у познающего его индивида, ярко и точно, другие — бледно и с искажениями, третьи — не фиксиро­ваться совсем3. То же может происходить и с выделением субъек­том в личности другого человека характеризующих ее черт. Из-за этой неполноты фиксирования качеств, присущих личности, инди­вид понимает эту личность очень часто более или менее схематич­но и упрощенно. Не является подлинным пониманием и другая крайность, когда индивид отмечает в познаваемой личности бес­конечно большое число фактов поведения в разнообразных усло­виях, но не умеет подняться над ними, увидеть черты личности, в них проявляющиеся, отделить случайное от существенного.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.