|
|||
А. А. Бодале» 11 страница* Факт влияния профессиональной установки па формирование у индивида образа восприятия другого человека отчетливо дает себя знать и в восприятии других людей мастерами хореографии. По нашей просьбе 19 преподавателей хореографии, занимавшихся на курсах усовершенствования при училище им. Вагановой, также дали описания облика хорошо знакомых им лиц, руководствуясь той же инструкцией, которой придерживались и испытуемые других групп при решении аналогичной задачи. 4 См.: Иогансон Б. В. Мастерство в живописи. М, 1952; Гра 5 См.: Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной дея 106 Сравнение полученных в этой группе «портретов» с «портретами», авторами которых были испытуемые, не занимавшиеся хореографией, показало, что хореографы чаще, чем другие люди, воспринимая человека, фиксируют • в его облике так называемое «общее сложение», отмечают особенности его рук и ног. Они значительно чаще, чем люди далеких от хореографии специальностей, обращают внимание на то, какова общая подвижность воспринимаемого человека, насколько соразмерны и ловки его движения, легок и пластичен этот человек или он угловат, неуклюж... Также намного чаще, чем испытуемые из нехудожественных групп, преподаватели хореографии отмечали в «словесных портретах» особенности походки и давали ей эстетическую оценку. Испытуемые-хореографы общие особенности телосложения выделили в облике воспринятых лиц в 63% случаев. Испытуемые из обычной группы указали на этот элемент внешности лишь в 55% «портретов». Испытуемые из последней группы обратили внимание на руки воспринимаемых ими людей в 3, 1% случаев и на ноги — в 2, 6% случаев. Стажеры-хореографы отметили эти части тела в 37% «портретов». Возрастные особенности (анатомические) в облике воспринятых лиц хореографы фиксировали в пять раз чаще, чем это делали испытуемые из обычной группы. В экспрессии воспринимаемых лиц испытуемые-хореографы выделяли осанку в четыре раза чаще, чем испытуемые из обычной группы (в 42% «портретов» против 10, 3). Походку они фиксировали в 11 с лишним раз чаще, чем испытуемые из общей группы. В два раза чаще, чем последние, стажеры-хореографы фиксировали жесты воспринимаемых лиц. Мимику они отмечали также чаще, чем испытуемые из обычной группы (84% «портретов» против 66). Общую подвижность воспринятых лиц испытуемые-хореографы охарактеризовали в 32% «портретов». Высказались о физической силе лиц, облик которых они воссоздали в «портретах», в 16% слу- чаев. Степень соразмерности движений была отмечена этой груп- пой испытуемых в 37% случаев, и дана общая эстетическая оцен- ка наружности воспринятых лиц в 47% случаев. Приводим два типичных для стажеров-хореографов «портрета». 1. «Худенькая средних лет брюнетка. Рост средний. Большие, 2. «Передо мной — молодой мужчина, среднего роста, строй- хореографии). Лицо приятное, чисто выбритое. Волосы светлые, с рыжинкой, даже с каким-то легким пушком. Спереди немного лысоват. Кожа лица имеет розовато-белый оттенок, как у всех очень светловолосых людей. Нос почти прямой, на конце чуть за- 107
гнут кверху. Губы не очень тонкие, но и не полные. На щеках ямочки. Подбородок чуть выдается вперед. Глаза голубые, под ними небольшие мешки. Руки и ноги хорошо развиты и пропорциональны телу. Одет в спортивного покроя костюм» (автор «портрета» Ж. Стаж работы преподавателем хореографии 10 лет. ) Таким образом, восприятие людьми друг друга, выполняя в деятельности, которая их объединяет, осведомительную и регулятивную роль, вместе с тем само оказывается под сильным влиянием этой деятельности. Следы его дают себя знать и тогда, когда люди взаимодействуют в иных, чем эта деятельность, условиях. Создавая устойчивый образ и фиксируя изменения в этом человеке и его поведении в связи с определенными причинами, восприятие дает личности возможность действовать целесообразно. Заканчивая рассмотрение поставленной проблемы, мы можем сказать: восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Как и прочие психические процессы, оно имеет познавательную и эмоционально-волевую стороны. Объем и степень достоверности информации о человеке, отражением которого является его восприятие, зависят от того, какими особенностями обладает, во-первых, воспринимаемый, во-вторых, воспринимающий человек. В-третьих, на них влияют условия, в которых человек воспринимает другого. Если говорить о воспринимаемом человеке, то одни признаки в нем видны всем, другие — менее очевидны, третьи — прямо заметить нельзя, и о них можно судить только предположительно, на основании косвенных данных. Но все вместе они образуют облик человека. В него входят и признаки пола, и тип конституции, и возрастные признаки, и детали оформления внешности. Ноне только они определяют образ человека. Каждому присущ свой индивидуально неповторимый стиль выразительного поведения, который проявляется и в типичной для данного человека мимике лица, и в манере говорить, и в походке, и в привычной для него жестикуляции, и вообще во всей внешности человека. Стиль, рассматриваемый уже как индивидуально-своеобразная манера дей-ствования, которая дает себя знать при выполнении человеком физической и всякой иной работы, в учении, в отдыхе, в жизни в целом, выражая сущность личности воспринимаемого, также может быть отражен воспринимающей личностью. Восприятие человека человеком, вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной стороной процесса любой совместной деятельности людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде. В любом акте непосредственного общения людей рельефно выступает связь формирующегося восприятия другого человека с движения- ми 'И действиями воспринимаемого и предваряющими их или ответными движениями и действиями воспринимающего. Весь процесс, начиная с воздействия человека и кончая ответной реакцией; на него воспринимающего, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия человека с человеком в определенной ситуации. \J Как только та или иная особенность в облике человека, изменения в оттенках интонации его голоса, в позе и прочее, приобретут! сигнальное значение по отношению к совместной с воспринимаемым деятельности (или по отношению к последнему), чувствительность к ним повышается. Тонкость различения оттенков. выражения лица, позы, походки, отклонений от обычной для воспринимаемого манеры поведения неодинакова Это явление нельзя объяснить только многократной фиксацией всех колебаний во внешнем облике воспринимаемого человека субъектом восприятия. Эффект достигается тем, что в процессе многократного восприятия другого человека дифференцируются чувственные свойства, выступающие в качестве сигналов его «внутреннего состояния», его «отношения» к чему-то и т. п., и различение чувственных свойств «подкрепляется» результатом регулируемой ими деятельности (труд, учение, совместная игра, разговор' и пр. ). С. Л. Рубинштейн, говоря о формировании образа вещи у воспринимающего, указывал, что «практика как бы моделирует образ вещей»6. Это можно полностью отнести и к восприятию человеком человека. (Практика как бы моделирует образ человека. Занимаясь различными деятельностями, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Партнеры по деятельности по отношению-' друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник,, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр. ). В связи со всем этим не остается постоянным значение различных чувственных качеств для воспринимающего. Те из них в облике,, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение, выступают на передний план (поскольку на них распространяется вторичное возбуждение or. актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых). Связывание видимой манеры поведения, стиля действования воспринимаемого с предполагаемыми у него устремлениями, потенциальными возможностями и состояниями означает, что другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (такой-то рост, пол, фигура, лицо, глаза и пр. ), но и как личность, имеющая определенное значение для воспринимающего и ценность для дела, для общества. Восприятие человеком других людей включается в его жизнь и вместе с ним претерпевает изменения. Но возможность изменения в восприятии человека человеком не исключает его относи-тельной устойчивости, соответствующей относительной устойчиво- 6 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957, с. 99.
108 109
•сти внешнего и внутреннего облика и образа поведения людей в жизни, связанных отчасти с относительным постоянством выполняемых каждым из них обязанностей в той среде и в то время, в которых мы привыкли их видеть. По этой причине в каждом человеке заключено побуждение к восприятию его с определенной точки зрения и к установлению к нему определенного отношения. Посредством слов, обозначающих воспринимаемого человека (художник, член бригады коммунистического труда, снайпер, стиляга, •капиталист и т. п. ), в образ его, возникающий у другого, включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате общественной практики и более или менее усвоенное воспринимающим этого человека субъектом. Полнота и правильность отражения в образе восприятия основных сторон облика человека, широта дифференцирования их элементов, различение в каждом из них характерных признаков и •фиксирование богатства оттенков зависят от степени сформированное™ личности отражающего других людей субъекта. Образ восприятия, который один и тот же человек вызывает у людей неодинакового жизненного опыта, принадлежащих к различным общественным классам, различающихся этико-эстетическими требованиями, представляющих различные возрастные группы, пол, профессии, не бывает совершенно одинаковым. Проанализированные материалы, нам кажется, достаточно убе-дительно раскрывают. зависимость формирования образа другого человека у индивида от того, в какой степени этот индивид сформирован как субъект познания и общения. Они показывают, на-•сколько тесно между собой связаны в каждый момент непосредственное познание индивидом другого человека и система тех представлений и понятий, в которых у этого индивида аккумулирован и обобщен запас различных знаний о людях, приобретен-. ный как в практике прямого общения, так и из других источников.. Вместе с тем эти данные выявляют некоторые из форм лично-стных установок, формирующихся у людей в ходе жизни и проявляющихся в характере осмысления ими внешнего облика человека. Представляя собой сложное производное от всего опыта человека, от сформированных у него потребностей и выработанных в связи с ними критериев оценок облика других людей, эти «установки» обусловливают лучшее видение и более быструю оценку человеком во внешности других людей одних элементов и признаков и худшее видение и более медленную оценку других. Накопление личного опыта общения с людьми у познающего *их субъекта хотя и расширяет объем впечатлений о них, не обя-зательно ведет к развитию умения на основе восприятия все более •глубоко проникать в их сущность. Многое здесь зависит от того, •насколько различными как субъекты труда, общения и познания «оказываются те лица, с которыми повседневно взаимодействует [воспринимающий их человек, насколько широкого и глубокого понимания их требует та деятельность, которой человек занят. Человек — живой организм и вместе с тем общественное существо: в этом своем качестве он выступает как личность. Сущность человека как личности, как объекта и субъекта истории общества, говорил К- Маркс, составляет «совокупность всех общественных отношений»1. Как личность человек вступает в общение с другими людьми, как личность он проявляет себя в учении, труде, в отдыхе, как личность, как живой реальный, действующий человек, член определенного общества он воспринимается и оценивается окружающими его людьми. Определяющими в формировании и развитии личности являются конкретно-исторические условия, в рамках которых проходит ее жизненный путь, ее участие в общественной жизни и практической деятельности. Личность каждого человека своеобразна и вместе с тем ей свойственны черты, общие с Другими людьми, в классовом обществе — с представителями своего класса. Каждая общественно-историческая формация накладывает отпечаток на духовный облик личности. Определяясь условиями жизни и деятельности, личность сама является активным участником и деятелем общественной жизни, играет действенную роль в истории общества. Духовный облик личности представляет собой исторически складывающуюся совокупность наиболее существенных, относительно устойчивых психических свойств, каждое из которых представляет собой сформированную у индивида способность закономерно отвечать определенными психическими деятельностями на определенные объективные воздействия. В этой совокупности всегда четко выделяются две группы психических свойств. Первая связана с побудительной {мотивацион-ной), вторая — с организационно-исполнительской стороной психической регуляции поведения человека. Это внутреннее психологическое содержание человека (его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности) обязательно выражается у него в движениях, действиях, поступках. Воспринимая движения, действия, поступки, деятельность человека, люди проникают в его внутреннее психологическое содержание, познают его убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности. 1 Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 3. 111 Вместе с тем мы знаем, что связь между отношением к действительности как содержанием качества личности и способом его выражения не всегда имеет однозначный характер. Практика взаимодействия людей и специальные исследования, особенно исследования формирования качеств личности на разных возрастных этапах, дают нам факты, свидетельствующие о том, что способ поведения личности может не полностью соответствовать или вообще не соответствовать характеру отношения, имеющегося у личности к какой-то стороне действительности. Это, в частности, было выявлено нами при исследовании личности подростка, проведенном в одной из школ-интернатов Ленинграда. У значительного числа подростков содержательные стороны отношения к учению, коллективу и товарищам, к самообслуживанию и т. п. совпадали, но вместе с тем, как выяснилось, эти отношения проявлялись у них через способы, на которых лежала печать пути, пройденного каждым -из этих школьников. Вот, например, как проявлялась «одинаковость» содержания отношения к товарищам у трех изучавшихся нами шестиклассников: Вити М., Вовы М. и Вовы К. Все трое — члены дружного, жизнерадостного, инициативного и требовательного коллектива, лучшего среди первичных коллективов интерната. К шестому классу у них успело выработаться сходное и с точки зрения морали нашего общества правильное убеждение в том, кого можно считать настоящим товарищем и как каждый из них должен поступать. И сами они отзывчивые, всегда готовые прийти на помощь нуждающемуся в ней однокласснику пионеры. Однако сколь различно конкретное проявление этого отношения у каждого из трех подростков! Поведению, в котором повседневно проявляется отношение Вити М. к одноклассникам, присущи грубоватость и прямолинейность. Для поведения Вовы М., в котором выражается его отношение к товарищам, характерны, наоборот, вежливость и тактичность. У Вовы К-, третьего шестиклассника, содержательная сторона отношения к товарищам на таком же уровне развития,, как и у первых двух учащихся, но яркой и устойчивой особенностью ее проявления в повседневном поведении, при общении мальчика со сверстниками является добродушная насмешливость, обязательное присутствие шутки. Таким образом, в отношении к товарищам каждого из этих подростков при сходстве в главном все время дают себя знать другие, свойственные им характерологические качества. Эти качества сравнительно стойко влияют на способ проявления отношения, делая его для каждого подростка индивидуально типичным. У названных шестиклассников при совпадении содержания их отношения к товарищам, при одинаковости (в смысле соответствия этому содержанию) поступков, в которых это отношение реализовалось, внешнее оформление этих поступков было неодинаковым. В ходе дальнейшего исследования у ряда других шестиклассников был выявлен в общем такой же уровень содержательной 112 стороны отношения к товарищам по коллективу, как у названных подростков. Однако форма проявления содержания этого отношения и у них, помимо общих признаков, формируемых у всех детей, воспитывающихся в хорошем коллективе, в каждом отдельном случае имела особенности, наблюдавшиеся только у данного конкретного подростка. И эти особенности, делавшие способ поведе- ! ния, в котором проявлялась содержательная сторона отношения, в каждом случае индивидуально своеобразным, развились и закре- | пились у подростка как итог взаимодействия конкретных прямых и косвенных воздействий на него и его собственных ответов на них в прошлом. Помимо фактов, сущность которых вкратце только что была изложена и в которых содержательная сторона отношения и спо- |соб ее выражения относительно соответствовали друг другу, в хо- |де исследования пришлось столкнуться с серией случаев, для которых было характерно расхождение между содержательной сторо- |ной отношения и формой ее проявления. Наташа И. — грубая в общении с окружающими, часто недисциплинированная, вечно всем недовольная, все в интернате громогласно критикующая, склонная к ссорам по пустякам школь- |ница. Однако она оказалась большим патриотом своего коллектива. Выяснилось, что она к нему сильно привязана и не хотела бы расстаться ни с одним из своих одноклассников. В то же время |со всеми вежливый, послушный и аккуратно исполняющий все поручения и воспитателей, и пионерского актива Алик Б., однокласс- |ник Наташи, коллективом не дорожит, в беседах с «посторонними» зло и часто несправедливо критикует почти всех его членов и из интерната готов уйти немедленно. В этих двух случаях речь шла о несоответствии действительного отношения подростка к коллективу и способа его поведения; возможность существования такого расхождения была выявлена и при исследовании отношения шестиклассников к учению, а так- |же и к некоторым из внеучебных дел. Саша Б. — неорганизованный, часто нарушающий дисциплину как на уроках, так и в часы самостоятельного приготовления заданий подросток. Он неряшливо пишет, торопится, готовя уроки, многое не доводит до конца. Всем своим поведением он как бы [доказывает, что учение как деятельность и знания, приобретаемые при этом, ему постылы. Однако проверка этого не подтвердила. [Оказалось, что Саша Б. активно положительно относится к уче- |нию и у него проявляется познавательная потребность, удовлетворяемая им прежде всего за счет знаний, приобретаемых в процессе учебной деятельности. Но еще до интерната мальчик был сильно . педагогически запущен, и сейчас, на фоне более благополучных детей, выработавшийся у него в прошлом способ поведения все |еще дает себя знать и принимается поверхностными наблюдателями за доказательство отсутствия у этого подростка интереса |к учению. '" 113 Гера К. при систематической и организованной работе над учебными предметами, большой дисциплинированности как в часы так называемой самоподготовки, так и на уроках, не обнаружил активно положительного отношения к содержанию учебной деятельности. Нам не удалось найти у него потребность в знаниях,, даваемых учителями и учебниками. Как оказалось, поведение этого школьника при занятии учебной деятельностью было имитацией в действительности отсутствовавшего у него отношения, вызываемого другим имевшимся у него отношением (страхом перед родителями). Такие же вариации связи между содержательной стороной отношения и способами ее выражения обнаружились при исследовании выполнения детьми трудовых поручений. Лариса С. с большой тщательностью занимается уборкой класса, когда приходит ее очередь, добросовестно дежурит на кухне и в спальне. Воспитатель считает ее трудолюбивой девочкой и ставит в пример тем, кто отлынивает от так называемой черной работы. А в действительности Лариса — воспитанница с сильно развитыми интеллектуальными интересами не любит эту работу. Она сама говорит по этому поводу следующее: «Ненавижу ее, скучно, время зря уходит, но стараюсь, потому что без нее не обойтись». Валя П., наоборот, когда приходит ее очередь дежурить, подметает пол не весь, оставляет пыль на цветах, неаккуратно укладывает книги в шкафу. Создается впечатление, что она нерадиво занимается данным видом труда. Но это не так. Она с удовольствием, как показала проверка, выполняет эту работу, но, еще недавно очень неряшливая, она не научилась делать ее так, как давно умеют лучше ее воспитанные в этом отношении одноклассники. Способ выражения содержательной стороны отношения здесь значительно отстал в своем развитии. Какие же выводы можно сделать из собранных фактов? Прежде всего, нам кажется, нельзя упрощенно представлять себе связь между содержанием качества личности, каким является отношение, и формой его выражения. Факты в действительности свидетельствуют, что, хотя форма проявления отношения, способ поведения, через который отношение выражается, и определяются содержанием последнего, все же они имеют некоторую относительную самостоятельность. И поэтому форма, способ поведения личности могут и не полностью соответствовать или даже вообще -не соответствовать содержанию отношения личности к какой-то стороне действительности. Исходя из имеющихся фактов, есть основание говорить о следующих возможных вариантах такого соотношения: 1. При положительном характере отношения у человека наблю 2. При отрицательном характере отношения у него наблюдают 114' имеется полное соответствие содержания отношения и способа его выражения. 3. При положительном характере отношения способ его выра 4. При отрицательном (или безразличном) характере отноше В двух последних случаях содержание отношения и способ его выражения не соответствуют друг другу. В одних случаях такое соответствие (несоответствие) оказывается сравнительно устойчивым, но в других может иметь место своеобразная борьба двух способов выражения содержания одного и того же отношения — старого, неадекватного, и нового, адекватного этому содержанию. И тогда оценивать подлинную сущность человека бывает особенно трудно. Несоответствие содержания какого-то отношения и способа его выражения у личности может быть также сравнительно независимым от других отношений, и оно же может быть и результатом; какого-то вмешательства другого отношения, также характеризующего личность, но более сильного. И это, конечно, тоже увеличивает трудности адекватной оценки личности. В подобном случае необходимо проникнуть в структуру личности и установить субординацию составляющих ее отношений, а это задача нелегкая. Пока мы говорили преимущественно о том, как может соотноситься содержательная сторона и способ ее выражения в одном, отношении. Но раз личность представляет собой систему отношений, не обойти вопроса о том, как же обстоит дело с соотношениями содержательных сторон и способов их выражения у личности, в целом. Исследования показывают, что в ряде случаев у человека-может наблюдаться сосуществование разных степеней развитии отношений и способов их выражения в повседневном поведении. Например, у одного и того же подростка содержание отношения к учению может соответствовать способу его выражения, а содержание отношения к общественной работе не соответствовать способу поведения. . Мы рассмотрели некоторые аспекты связи содержательной стороны отношения и способов ее выражения у человека. Сказанное,, нам кажется, позволяет понять одну из причин того, почему восприятие нами поведения другого человека не всегда может дать-правильную информацию о том, какое отношение к действительности ему присуще. Кроме того, разные стороны личности одного и того же человека не одинаково сложны и по своей структуре и-по формам возможных проявлений, и поэтому для их познания и оценки требуется разное время. Исходя из этого предположения и в подкрепление его, Тажиури, Брунер и Блейк экспериментально установили, что, например, отношение человека к вещам- 115 улавливается и правильно оценивается обычно быстрее, чем отношение к людям2. На характер оценки человека как личности другими влияет и то, насколько много информации этот человек вольно или невольно предоставляет о себе людям, для которых он оказывается в ро-ли объекта познания. Вместе с тем это количество информации о другом человеке должно быть строго определенным — иначе у окружающих его людей может сложиться о нем неадекватное представление. По данным Саймондса и Холландера, проверенным недавно Ньюкомом, правильное понимание человека как личности обра-зуегся у.. общающихя с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. В противном случае оце-нивающие, как праивло, не могут преодолеть в себе тенденции быть снисходительными и проявляют своеобразный фаворитизм по отношению к старым знакомым или необъективность негативного характера при оценке личности своих недругов. Развитие тесных контактов между людьми, как оказывается, может привести и к тому, что субъект будет с опозданием фиксировать или даже вообще не замечать изменения во внутреннем мире другого человека и строить свое поведение по отношению к последнему, исходя из устарелых представлений о его личности. В этих случаях развивается. явление, которое в психологической литературе полупило название «эффекта ореола». Уже указанный факт говорит, что содержание понятия, которое формируется у нас о личности того или иного человека, всегда определяется и тем, насколько мы сами сформированы как личности, как субъекты труда, познания и общения. Всякое мышление совершается в обобщениях. Для процесса формирования у индивида знания другого человека как личности также характерны образование обобщений и вместе с тем опора. на ранее сформированные обобщения. Сравнение понятий об одной и той же личности, которые формируются у различных людей, раскрывает особенности «видения» -одной личностью другой. Если, например, экономист или политик, создавая понятие о типе людей, намеренно отвлекается от их индивидуальных особенностей, схватывая лишь их социальную сущность, а писатель при помощи абстрактного мышления стремится верно постичь главное в изображаемом человеке и определить конкретные признаки, являющиеся его наиболее полным воплощением, чтобы затем это найденное общее, единичное и особенное воссоздать в художественном типе, добиться «воспроизведения типичных характеров в типических обстоятельствах, то в повседневном общении картина формирования понятия о личности оказывается совершенно иной. В этом случае в содержание понятия личности 2Tagiuri R., Bruner J. The Perception of People. —In: G. Undzey (ed. ). Handbook of Social Psychology, vol. 2. London, 1959. входят, как правило, лишь те качества, которые человек, исходя из своего опыта общения с людьми и познания их, успел в этой личности рассмотреть в конкретных условиях своего взаимодействия с ней. Вообще факт, когда из-за узости сферы общения и связанной с этой узостью ограниченностью впечатлений о человеке в понятии индивида, о познаваемой личности оказывается отраженной лишь одна часть присущих ей качеств и не находят отражения остальные ее качества, в практике взаимодействия- людей является скорее правилом, чем исключением. Ошибочно думать, что в понятии, которое формируется у человека о другой личности, всегда находят выражение все действительно присущие этой личности качества и отражается ее индивидуально неповторимая структура. Факты свидетельствуют, что в очень многих случаях познание человеком другой личности сводится к отнесению ее на основании оценки ее поведения и действий лишь к определенной категории людей (хороший специалист, слабый ученик и пр. ). При таком неполном познании в личности неизбежно остаются нераскрытыми черты и признаки, " составляющие ее индивидуальность. Мы знаем, что уже при отражении облика и поведения другого человека одни признаки могут запечатлеваться в образе этого человека, формирующемся у познающего его индивида, ярко и точно, другие — бледно и с искажениями, третьи — не фиксироваться совсем3. То же может происходить и с выделением субъектом в личности другого человека характеризующих ее черт. Из-за этой неполноты фиксирования качеств, присущих личности, индивид понимает эту личность очень часто более или менее схематично и упрощенно. Не является подлинным пониманием и другая крайность, когда индивид отмечает в познаваемой личности бесконечно большое число фактов поведения в разнообразных условиях, но не умеет подняться над ними, увидеть черты личности, в них проявляющиеся, отделить случайное от существенного.
|
|||
|