Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 13 страница



Называя типы преподавателей, опрошенные нами выпускники выделяли такие типы: 1) хороший лектор, но плохой ученый (спе­циалист); 2) большой ученый (специалист), но плохой лектор; 3) большой ученый (специалист) и хороший лектор; 4) плохой лектор и посредственный ученый (специалист); 5) плохой препо­даватель (лектор), но хороший человек; 6) человек так себе, но преподаватель (лектор) хороший; 7) настоящий человек, большой ученый и хороший преподаватель. Некоторая часть отвечавших, называя типы преподавателей, руководствовалась уровнем требо­ваний, которые они обычно предъявляли студентам. Таким обра­зом, всех преподавателей они подразделяли на «добряков», «фор­малистов», «строгих, но справедливых».

Указанные представления о студентах и преподавателях, фор­мируясь у человека в условиях непосредственного взаимодействия с ними, вместе с тем участвуют в оценке этим человеком людей, ранее ему незнакомых, по также являющихся преподавателями или студентами. Такие представления выполняют в этом случае функ­цию эталонов.

Другая группа бывших выпускников ленинградских вузов, имевшая пятилетний стаж работы на предприятии, называла типы руководителей. Одни из этих молодых специалистов сказали, что, по их мнению, есть: 1) руководители, знающие производство и хо­рошие организаторы; 2) руководители, знающие производство, но плохие организаторы; 3) руководители — хорошие организаторы, но плохо знающие производство. Другие молодые специалисты раз­делили руководителей на требовательных и вежливых с подчинен­ными и требовательных, но грубых с подчиненными. Наконец, третьи, называя типы руководителей, помимо перечисленных при­знаков, важным признаком типа считали отношение человека, являющегося руководителем, к своему делу: болеет он за него или нет.

Мы привели лишь отдельные примеры классификаций, склады­вающихся у общающихся в некоторых видах деятельности. Вооб­ще же весь этот вопрос требует всесторонней и углубленной раз­работки, потому что знание подобных классификаций, различаю­щихся по разным параметрам, фактически означает постижение системы понятий и представлений, в которых оказывается акку­мулирован (отражен и так или иначе обобщен) опыт познания людей представителями различных социальных групп.

Помимо эталонов, выполняющих при познании одним челове-

128


ком другого роль «мерок», которые, образно говоря, приклады­ваются к познаваемой личности и которые дают возможность от­нести эту личность к какому-то «классу» в той системе «типов» которая у познающего субъекта сформировалась, у человека — субъекта познания других людей всегда могут быть выявлены и «наборы» качеств, которые он имеет тенденцию приписывать тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Это-явление «приписывания» познаваемой личности целых «наборов» определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней отдельным качествам к какому-то «классу» лиц было хорошо изу­чено Келли, Вайшнером и Эшом, которые экспериментально пока­зали, что за ним стоит факт так называемого «безотчетного струк­турирования личности»7. Это явление «приписывания» получила у исследовавших его ученых название «стереотипизация», а «набо­ры» качеств, которые человек «придает» познаваемой им лично­сти, соответственно были названы «оценочными стереотипами».

Впоследствии многочисленными исследователями было по­казано, что в этих стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает чело­век о каждом 'Народе, о каждом из общественных классов, о. поле, возрасте, профессии. Поскольку опыт общения каждого человека детерминирован его принадлежностью к определенному народу, общественному классу, полу, возрастной группе, профессии, то оценочные стереотипы представителей разных демографических и социальных групп наряду с чертами сходства включают в себя очень существенные и характерные различия.

Было выяснено, что «стереотипы» начинают срабатывать уже тогда, когда оцениваемые люди отличаются друг от друга только своими физическими характеристиками — наружностью (Г. Ол-порт, П. Секорд) 8. Например, Секордом было установлено боль­шое совпадение тенденций в приписывании определенных черт людям, в лицах которых можно было найти определенные характе­ристики (форма лица, расположение глаз относительно носа, ве­личина ротовой щели и т. д. ). В исследовании Секорда, где в ка­честве объектов оценки были использованы фотографии 24 муж­ских лиц, median correlation коэффициент оказался равным. 65 с рангом от. 54 до. 78 для различных оцениваемых черт. Median correlation коэффициент для женских лиц был. 59 с рангом от. 36 до. 87. Секорд объясняет эту весьма высокую однозначность в приписывании одних и тех же черт многочисленными испытуемы­ми людям с определенным складом лица действием одних и тех

7 Kelley H. H. The Warm—Cold Variable in First Impressions of Perso­nality, —Journal of Abnormal and Social Psychology, 1950, N 18, p. 431—439; Asch S. E. Forming Impressions of Personalities. —Journal of Abnormal and Social Psychology, 1946, N 41, p. 258—290.

8Allport G. W. Pattern and Growth in Personality; Secord P. Facial Features and Inference Processes in Interpersonal Perception. — In: Tagiuri R. f Petrullo L. (ed. ). Person Perception and Interpersonal Behavior. Stanford, 1965.

129


же «оценочных» стереотипов, которые были усвоены испытуемы­ми, принадлежавшими к одной национально-культурной общности (американский народ).

Д. Брунер и X. Перлмуттер, использовав в своих опытах в ка­честве испытуемых большие группы американцев, французов и немцев, с большой убедительностью установили, что суждения людей о новом для них человеке в сильной степени обусловлены имеющимися у этих людей представлениями о национально-этни­ческих группах, к которым они относили оцениваемого человека9. Если признак национальной принадлежности человека выступал. при оценке его личности на передний план, участники опыта имели •обыкновение приписывать ему черты, которые они привыкли ас­социировать с национальным характером того народа, к которо-•му, по их мнению, принадлежит оцениваемый. Вместе с тем чем. лучше участники опыта Брунсра и Перлмуттера знали народ, к которому был отнесен оцениваемый, тем реже он(и, х. арактери-. зуя человека, прибегали к упрощенным групповым стереотипам. Подтверждающие данные Брунера и Перлмуттера результаты -о роли так называемых национальных стереотипов при складыва­нии впечатления о людях в разное время были получены Э. Кент-рилом, Г. Олпортом, К. Содхи 10 и другими исследователями.

Не меньшее значение в формировании впечатления о другом 'человеке имеют «стереотипы», которые актуализируются в созна­нии оценивающего лица, когда оно располагает информацией об общественно-профессиональном статусе оцениваемой личности. •Очень яркий пример роли этой группы «стереотипов» при образо­вании оценки другого лица приводят в своем исследовании Хаир и Грюнес11. В проведенном ими опыте большая группа менедже­ров и квалифицированных рабочих, разделенная на две подгруп­пы, оценивала двух людей, из которых один был представлен пер­вой подгруппе как владелец фабрики, а другой — как рабочий. Когда этих лиц представляли второй подгруппе испытуемых, «вла­делец фабрики» стал «рабочим», а «рабочий» — «владельцем фаб­рики». Познакомившись с ними, обе подгруппы испытуемых долж­ны были назвать качества, которые, по их мнению, наверняка были у «владельца фабрики» и у «рабочего».

9 Brunei J. S., Perlmutter H. V. Compatriot and Foreigner: A Study
•oi" Impression Formation in Three Countries. — Journal of Abnormal and Social
Psychology, 1957, N 55, p. 253—260.

10 Cantril H. The Nature of Social Perception. Trans. N. Y., 1948, Ю,
p. 142—153; Allport G. Pattern and Growth in Personality; Sodhi R.
•Childrens Popular Descriptions of Other Peoples. — Proc. XVI Intern. Congr,
Psycho!. Amsterdam, 1961.

11 Ma ire M., Grunes W. Perceptual Defence Processes Protecting and
Organizing Perception of Another Personality. —Journal of Human Relations.

1950, N 3, p. 403—412; Role—Perception in Labor—Management Relations: An Experimental Approach. — In: Industrial and Labor. Relations Review, 1955, N 8(2), p. 204-216. -

130


Оказалось, что характеристики, которые давали одним и тем же людям испытуемые, входившие в две подгруппы, резко разли­чались между собой, когда оцениваемому сообщалась новая со­циальная роль. Общее впечатление о человеке было радикально иным, когда он воспринимался испытуемыми как владелец фаб­рики по сравнению со случаем, когда он был представлен им как квалифицированный рабочий. В характеристиках одного и того же человека, когда он был представлен и воспринят как владелец фабрики или как рабочий, имелись значительные различия, обус­ловленные и принадлежностью лиц, дававших характеристики, к разным социальным группам.

Аналогичные результаты, также свидетельствующие о большой роли социально-статусных «оценочных стереотипов», сформиро­ванных у человека в прошлом, в складывании у него мнения о но­вом лице, были получены и другими экспериментально исследо­вавшими этот социально-психологический феномен учеными — Брукнером, Луфтом, Форвергом и др. 12

В лаборатории ЛГУ явление стереотипизации изучала 3. Ф. Семенова. Она приглашала на телестудию рабочих, служа­щих, инженерно-технических работников, ученых, а также учащих­ся старших классов средних школ, которые выражали желание ознакомиться с работой телецентра. Там под удобным предлогом им показывалась видеозапись экспериментального выпуска «те­леновостей». Участвовавшие в эксперименте (всего их было 667 человек — 291 мужчина и 376 женщин) полагали, что они смотрят передачу, транслируемую в эфир. Одно из сообщений вы­пуска, в котором говорилось о спуске нового судна, читал человек, которого разным группам испытуемых представляли неодинаково: то в качестве ученого, то в качестве журналиста, то в качестве директора судостроительного завода, то как генерального конст­руктора и, наконец, как бригадира отличившейся бригады. Таким образом, в этом эксперименте во всех случаях оценивался один и тот же человек, который выступал с одним и тем же сообщением, но социальная роль его при «встрече» с очередной группой испы­туемых менялась.

Просмотрев теленовости, испытуемые-телезрители. по просьбе 3. Ф. Семеновой заполняли шкалу «полярные профили», в которой они должны были выразить свое впечатление о выступавшем с со­общением человеке.

Произведя статистическую обработку полученных таким путем ответов, 3. Ф. Семенова установила различия в оценочных стерео­типах, актуализировавшихся у испытуемых при восприятии одно­го и того же человека, когда этот человек выступал перед ними в разных социальных ролях. Актуализировавшиеся у испытуемых

12 Costeilo Т. W., Zalkind S h. S. (ed. ). Psychology in Administra­tion — a Research Orientation. N. Y., 1963; Forverg M. Probleme und Ergeb-nisse der Psychoiogie. Organ der Gesellschaft fur Psychologen in der DDR. Ber­lin, 1966.

131


стереотипы были не полностью одинаковыми и при восприятии и оценке личности человека в одной роли, если сами испытуемые принадлежали к группам, различным по своим социальным харак­теристикам (рабочие, служащие, инженерно-технические работни­ки, ученые, школьники старших классов). Эти различия в стерео­типах затрагивали как характер качеств, которые прежде всего усматривались в выступавшем в «теленовостях» человеке, так и оценки их выраженности в его личности испытуемыми-телезрите­лями. По данным 3. Ф. Семеновой, для каждой из привлеченных к участию в эксперименте групп испытуемых одни социальные роли оказывались более значительными, чем другие, и это вело к тому, что определенные «комплексы» качеств у одного и того же человека в первом случае ими отмечались и даже иногда объ­являлись сильно выраженными, а во втором случае испытуемые, принадлежавшие к той же самой социальной группе, их могли не назвать или назвать случайно.

Эксперимент, поставленный 3. Ф. Семеновой, одновременно показал, что социальная роль, которая приписывается человеку, сказывается не только на характере качеств, которыми наделяют воспринимающие его люди, но и на полноте и прочности усвоения ими информации, которая от этого человека исходит. Между оцен­ками человека, выступавшего с сообщением, и запоминанием со­держания этого сообщения испытуемыми 3. Ф. Семеновой были выявлены тесные и достоверные связи (коэффициенты корреляции равны 0, 845, 0, 879 и т. д. ).

Как видно из всех изложенных выше фактов, явление стерео-типизации развертывается после того, как познающий другого че­ловека субъект установит его принадлежность к какой-то социаль­ной общности, определит его социальную роль, статус и т. д. Вы­явление принадлежности познаваемого человека к какому-то «классу», «типу», «категории» людей влечет за собой создание у познающего лица установки на дальнейшее фиксирование в че­ловеке — объекте познания определенных качеств. Как выяснено психологической школой Д. Н. Узнадзе, установка может возник­нуть как на. чувственном, так и на логическом уровнях отра­жательной деятельности субъекта.

Характер воздействия разных вербальных установок, являю­щихся следствием отнесения оцениваемого человека к той или иной категории лиц, на интерпретацию личности этого человека в лаборатории социальной перцепции ЛГУ изучали В. Н. Панферов и Ю. Г. Дамаскина. В их опытах испытуемым через электронный тахистоскоп на 0, 02 секунды предъявлялись фотографии с изобра­жением человеческих лиц, среди которых на два лица (одно муж­ское и одно женское) требовалось давать характеристики. При первом предъявлении испытуемые (это были студенты универси­тета) должны были дать «свободные» характеристики на основе информации, которую они получали только от внешности данных лиц. При втором предъявлении им говорилось, что это «старосты

132


курса». При третьем предъявлении установка «староста курса» менялась на установку «хороший товарищ». При четвертом предъ­явлении установка «хороший товарищ» сменялась установкой «от­личник». При пятом, последнем предъявлении говорилось, что это «хвостисты».

Все данные, полученные В. Н. Панферовым и Ю. Г. Дамаски-ной в этом опыте, были обработаны по специально составленной классификационной матрице. Структура характеристик (интерпре­тации) включала в себя группы качеств, которые могли иметь различную вероятность определения. Сравнение вероятностей по величине осуществлялось исследователями как внутри каждого из названных выше пяти категорий интерпретаций, так и между эти­ми категориями. Качества, обладавшие наибольшими вероятно­стями внутри одного вида интерпретации, были в опыте условно названы основными, а те, которые обладали наибольшей вероятно­стью при сравнении различных видов интерпретации между собой, назывались специфическими.

При качественном анализе результатов исследования в число основных качеств было включено только пять, которые имели наи­большую вероятность определений. Число специфических качеств ограничивалось в этом исследовании условно взятым нижним пре­делом вероятности определений, равным 0, 07.

Число категорий качеств служило в описываемом опыте пока­зателем объема интерпретации. Напротив, в «свободных» интер­претациях испытуемые охватили 26 категорий качеств, по которым характеризовали предъявляемых лиц.

Наиболее характерной для свободной интерпретации оказалась высокая вероятность определений социально-групповой принад­лежности человека-объекта. Специфическими качествами выступи­ли в этом случае привлекательность внешнего облика, националь­ность и вид деятельности. Остальные 22 категории качеств обла­дали настолько малой вероятностью, что не могли быть выделены в группу специфических.

Отношение к деятельности, умственные способности, отношение •г к учебе и другим людям попали в ходе анализа в разряд качеств, весьма важных для «старосты курса». Отношение к себе также вошло в число специфических для интерпретации «старосты кур­са», что указывает на особую важность данной группы качеств. Далее для старосты, с точки зрения студентов, специфические зна­чения имели темперамент, роль в группе, наличие воли и органи­заторских способностей, участие в общественной жизни и способ­ность считаться с интересами группы, не идя у нее на поводу. Объем интерпретации «старосты курса» был равен 33.

Наиболее существенными качествами «хорошего товарища» в глазах испытуемых студентов оказались те, которые выражают отношение к людям, в частности отношение к друзьям, и вообще коммуникативные свойства человека. Для них значимым в этом случае было и отношение, которое вызывает воспринимаемый

133


у других людей к себе самому. Объем интерпретации «хороший товарищ» был в этой части опыта равен 36.

Качества общих умственных и учебных способностей оказались в опыте В. Н. Панферова и Ю. Г. Дамаскиной основными и спе­цифическими для интерпретации человека-объекта как «отлични­ка». В число определений «отличника» вошли также характеристи­ки ряда интеллектуальных потребностей и интересов. Объем интерпретации «отличник» был равен 32.

Ведущее положение в интерпретации «хвостиста» заняли в опи­сываемом эксперименте качества: отношение к деятельности, а так­же потребности и интересы вообще. Именно эти качества вошли при истолковании человека как «хвостиста» в разряд основных и специфических. Объем интерпретации в этом случае. равнялся 39.

Сравнение вышеприведенных интерпретационных матриц ука­зывает на весьма существенное участие вербальной установки в процессе восприятия и понимания человека человеком.

При свободной интерпретации личности по внешности люди в основном в первую очередь пытаются определить социально-груп­повые характеристики человека и стремятся, правда в меньшей мере, дать оценку его внешности с точки зрения эстетической при­влекательности. Испытуемые обращали внимание на националь­ную принадлежность человека-объекта и пытались охарактеризо­вать его вид деятельности. Другие свойства человека при описан­ной организации опыта также могут определяться, но с малой частотой и большой вариативностью.

Статусная определенность человека-объекта значительно рас­ширяет объем интерпретации и существенно меняет направлен­ность характеристик. Социально-психологическая установка на воспринимаемое лицо определяет комплекс свойств, которые дол­жны быть оценены субъектом в объекте. Этот комплекс и опреде­ляет структуру интерпретации человека, выполняющего ту или иную общественную функцию. Сам же комплекс детерминирован функциональной структурой деятельности, которую призван вы­полнить человек, занимающий тот или иной пост. Поэтому в ин­терпретациях человека-объекта, социальная функция которого известна воспринимающему, находят отражение качества лично­сти, необходимые для выполнения данной социальной роли.

При интерпретации лица как «старосты курса» высокую ве­роятность имели определения отношения к деятельности, хотя эта группа свойств и не является специфической для интерпретации человека как «старосты курса». Судя по тому, что отношение к деятельности определяется столь же часто еще в двух установ­ках («отличник», «хвостист»), возможно предположить, что там, где для воспринимающего четко определен вид деятельности ха­рактеризуемого человека, возрастает частота определений данной группы качеств. Возможно также и то, что для данной группы испытуемых (студентов) эти виды деятельности близки, и они осо­знали на собственном опыте важность отношения к деятельности

134


для успешного ее осуществления. Тот же факт, что отношение • к труду сказывается на результате труда, уже ни для кого не яв­ляется секретом, это доказанная истина.

Группа свойств, характеризующих умственные способности, об­ладала сравнительно высокой вероятностью и имела место во всех пяти интерпретациях. Видимо, для студентов степень выраженно­сти ума у других людей, в частности у своих товарищей, является весьма важной.

Интересно, что при интерпретации воспринимаемого лица с установкой " хвостист" испытуемые-студенты объясняли отстава­ние в учебе не столько отсутствием интеллектуальных способно­стей, сколько какими-либо привходящими причинами, в числе ко­торых наибольшей вероятностью обладало не способствующее успеху в учении отношение к деятельности.

В число мешающих учебе причин испытуемые-студенты вклю­чили широкие недифференцированные интересы и потребности, а также повышенные сексуальные потребности, отрицательное отношение к труду и легкомысленное отношение к жизни. Самый удивительный в данных опытах факт заключался в том, что по­средством словесной установки, выражающей социально-психоло­гическую сущность человека, удается изменить мнение субъектов вплоть до противоположного о целом ряде качеств личности одно­го и того же человека-объекта. И это происходит несмотря на то,, что испытуемые-студенты не только не питают крайнего антаго­низма к «хвостистам», но относятся к ним даже с некоторым со­чувствием.

Таким образом, с помощью установки можно направить отра­жательную деятельность человека, а вслед за тем, видимо, и его поведение в желаемое русло, т. е. установка может выступать как психологический механизм воздействия на человеческое отраже­ние, взаимоотношения и поведение.

Итак, мы рассмотрели некоторые общие вопросы формирования у каждого человека понятия о другой личности, проанализировали особенности обобщений, развивающихся у него в процессе взаимо­действия с другими людьми, охарактеризовали эталоны, которые,, когда они возникают у человека, выполняют для него роль «ме­рок», прикладываемых к другой личности. Мы остановились так­же и на значении так называемых оценочных стереотипов, выпол­няющих в акте познания, образно говоря, роль «одежек», в кото­рые одевает познаваемого человека познающее его лицо, после того как оно отнесло его к определенной категории людей.

Теперь мы кратко рассмотрим некоторые особенности психиче­ских процессов, наиболее заметно проявляющиеся, когда человек познает окружающих его людей.

Большое значение в формировании у человека понятийно-об­разного знания психологии других людей и в развитии у него уме­ния быстро и правильно проникать в их состояние, предугадывать их действия имеет развитие у него наблюдательности. И. В. Стра-

135


хов13, анализируя проявление наблюдательности у педагогов, а С. Р. Яикелевич — у людей разного возраста и специальности самым убедительным образом прослеживают влияние этого каче­ства на форму общения и характер контактов, которые устанавли­ваются между людьми. Названные авторы показывают различия в содержании, в форме, а также в степени действенности наблю­дательности, проявляемой разными лицами по отношению к окру­жающим их людям. С. Р. Янкелевич, кроме того, прослеживает связь между уровнем сформированности у индивида наблюдатель­ности, проявляемой по отношению к другим людям, и развитием у человека различных свойств личности.

Как показывают факты, наблюдательность, выражающаяся б умении фиксировать в поведении человека мало заметные, но психологически значимые детали, теснейшим образом связана со способностью индивида различать незначительные изменения в макро- и микроэкспрессии других людей.

Разные деятельности, в которых непосредственно взаимодейст-вуют друг с другом люди, требуют от общающихся неодинакового охвата компонентов, образующих выразительную сторону поведе­ния другого, и предполагают разную степень расшифровки их пси­хологического значения. Например, практика воспитательной ра­боты требует от лиц, непосредственно организующих воспитатель­ный процесс, высокой сенсорной культуры, проявляющейся, в ча­стности, в сильно развитом умении различать и правильно истол­ковывать очень тонкие нюансы в макро- и микроэкспрессии вос­питанников.

А. С. Макаренко прямо указывал: «Можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспита­теля. Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений» 14.

Эффект достигается тем, что в процессе многократного вос­приятия другого человека дифференцируются чувственные свой­ства, выступающие в качестве сигналов его внутренних состояний, его отношения к различным сторонам действительности и т. п., и их различение «подкрепляется» результатом регулируемой дея­тельности (совместный труд, учение, совместная игра, разговор и пр. ).

В понимании состояния другого человека очень большую роль играет степень развития у другого человека воображения. Прав был Б. М. Теплов, когда писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображе­ния перенестись в положение другого человека, мысленно стать


на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение»15.

Специфической особенностью анализируемого вида воображе­ния является то, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается у человека в ходе непосредст­венного взаимодействия его с другим человеком. Деятельность воображения в этом случае протекает па основе прямого восприя­тия человеком поступков, экспрессии, содержания речей, качества деятельности другой личности. Очень хорошо об этом специфиче­ском виде воображения, проявляющемся в общении и обслуживаю­щем его, сказал Н. П. Акимов: «... все эти короткие общения го­раздо сильнее воздействуют на нас, чем думают те люди, которые делают это общение неприятным. Причина здесь в одном качестве человека, которое является непременным для каждого чувствую­щего и мыслящего человека, — в его фантазии... Каждый человек невольно продолжает и завершает в своем воображении все мел­кие проявления его ближнего, воспринимаемые им при встречах, и на этой способности фантазирования и строятся наши «первые впечатления» и сила их воздействия на наше настроение» 16.

Способность с помощью воображения проникать в состояние другого человека формируется у человека постепенно, и развита она у разных людей неодинаково. Степень проявления воображе­ния у одного и того же человека подвержена колебаниям.

В деятельности воображения рассматриваемого вида можно, по всей вероятности, выделить несколько уровней.

Первый — низший уровень. Воображение в этом случае пас­сивно. Общаясь с другим человеком, личность проявляет своеоб­разную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям, мыслям другого человека. Актуализации соответствующих образов на ос­нове наглядных впечатлений у индивида нет. Характерные для этой ступени особенности воображения могут быть следствием за­торможенности первой сигнальной системы, ее относительной сла­бости, а также бедности выработанных у человека в прошлом связей между отражаемыми им более или менее устойчивыми чер­тами поведения людей, с одной стороны, и переживаниями, внут­ренними качествами этих людей — с другой.

Второй уровень — неупорядоченная, эпизодически проявляю­щаяся деятельность воображения. Основная особенность его — возникновение по ходу общения отдельных отрывочных представ­лений о переживаниях другого человека. Условиями развертыва­ния деятельности воображения в этом случае оказываются глав­ным образом или сильная выраженность в деятельности, в пове­дении, в экспрессии воспринимаемого человека его. состояния, или появление у индивида специального намерения. понять. пережива­ния другого человека.


 


13 См.: Страхов И. В. Очерки психологии педагогического такта. Сара­
тов, 1961.

14 Макаренко А. С. Соч., т. V. М., 1958, с. 268.

136


15 Теплов Б. М. Психология. М., 1951, с. 127—128.

16 Цит. по: Эстетика поведения. М., 1964, с. 27.

6 А. А. Бодалев


137


Третий уровень характеризуется проявлением у личности спо­собности к мысленному воссозданию особенностей переживаний другого человека не только в отдельных ситуациях, а на протяже­нии всего процесса взаимодействия с ним. Существенными при­знаками этого уровня является, во-первых, то, что «слежение» за состоянием партнера по общению, осуществляясь непроизвольно, приобретает постоянный характер; во-вторых, для этого уровня характерны свертывание процессов воображения и вместе с тем вхождение индивида в состояние другого человека сразу, «с ме­ста», в каждый момент общения с ним. На этой ступени процессы анализа и синтеза происходят на уровне как первой, так и второй сигнальных систем в соответствии с целями и особенностями об­щения.

В зависимости от того, насколько велик и систематизирован опыт общения человека с другими людьми и насколько он сам сформирован как личность, образы, мысли и чувства, которые у не­го возникают, когда он пытается представить состояние другого человека, в различной степени соответствуют действительности. В нашем исследовании обнаружилось, что у лиц, даже достаточно-интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с дру­гими людьми, воображение при взаимодействии с ними может работать недостаточно контекстно и неадекватно оценивать и вос­создавать переживания тех, с кем они взаимодействуют.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выра­женной способностью проникать во внутренний мир другого чело­века, сопереживать ему, ставить себя на его место. Эту черту как особую способность отмечал в себе О. Бальзак. В предисловии к «Фачино Кане» он указывал, что она приобрела у него остроту инстинкта: «Не пренебрегая телесным обманом, она разгадывала душу — вернее сказать, она так схватывала внешность человека,, что тотчас проникала и в его внутренний мир, она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ними самого себя... Слушая этих людей (жителей предместья. — А. Б. ), я приобщался к их жизни,, ощущал их лохмотья на своей спине и сам шагал в их рваных башмаках; их желанья, их потребности — все передавалось моей душе или, вернее, я проникал душою в их душу» 17.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.