Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 12 страница



Обязательным компонентом мыслительного процесса, направ­ленного «а. постижение сущности того или 'иного конкретного че­ловека как личности, являются актуализация в сознании познаю­щего субъекта психологических знаний, накопленных им в ходе взаимодействия с людьми, опора на обобщения, сформировавшие­ся у субъекта при познании других людей. Роль обобщений, в ко­торых у индивида аккумулированы его впечатления от личных встреч с людьми в прошлом, всегда так или иначе сплавленные со знаниями о людях, полученными им из других источников (кни­ги, устные рассказы, кино, телевидение и пр. ), в познании им каж­дого определенного человека очень значительна. Вынося оценку особенностям личности нового для него человека, индивид на такие обобщения опирается постоянно, хотя они и не всегда могут быть верными. Вообще система понятий и общих представлений, в ко­торой у каждого человека оказывается запечатленным его опыт

3 См. с. 57 этой книги.


 


116



 


общения с людьми и познания их в прошлом, как показывают на­блюдения, содержит, во-первых, обобщения, которые правильно фиксируют устойчивые зависимости между особенностями внешне­го облика, формой поведения людей, с одной стороны, и обычно стоящими за ними качествами личности — с другой. Во-вторых, в эту систему всегда входят обобщения, которые в действительно­сти отражают лишь случайные связи. Наконец, в ней могут найти какое-то место «обобщения», фиксирующие связи там, где их нет вовсе. У разных людей доля каждого из этих видов обобщений в системе знаний, в которой запечатлен их опыт познания челове­ка, не одинакова.

Нами были опрощены разные люди (пенсионеры, рабочие, сту­денты, школьники), которые должны были сказать, имеют ли они. обыкновение связывать психические качества людей с особенностя­ми их внешности, и в случае положительного ответа на этот вопрос привести примеры таких имеющихся, по их мнению, отношений. Оказалось, что, несмотря на то что наукой показана ошибочность так называемой физиогномики, френологии и не подтверждена пра­вильность учения Кречмера о типах конституции и связи их с опре­деленными чертами характера, среди людей имеют хождение идеи, в свое время фигурировавшие в названных концепциях. Из 72 опрошенных, например, девять человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, семнадцать, человек сказали, что люди с большим лбом — умные, три чело­века полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный: характер, четырнадцать человек считали, что полные люди обла­дают добродушным характером, два человека сказали, что тол­стые губы свидетельствуют о большой сексуальности. Пять чело­век утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием всеми командовать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг к другу глазами очень вспыльчивы. Пять человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы. Двое утверждали, что, если у человека большой рот, «владелец»-его — шутник и насмешник, а если у него тонкие, бескровные гу­бы, он — ханжа и ему присуща скрытность. Один из опрошенных сказал, что, по его мнению, постоянно приоткрытый рот — при­знак глупости. Далее было установлено, что если во внешности, воспринимаемого человека оказывается какая-то из названных осо­бенностей, которую воспринимающий субъект еще раньше начал связывать с определенной чертой характера, типом личности и пр.,. то эта связь включается в формирующийся у него образ человека. «Житейские обобщения», на которые, часто не осознавая это­го, опираются в повседневном общении люди, вынося оценку ново­му для себя человеку, исследовал также Г. Олпорт4. Он предла­гал большим группам испытуемых по первому впечатлению оце-


вивать качества личности до эксперимента незнакомых им людей и обнаружил тенденцию воспринимать людей, носящих очки или с высоким лбом, как более умных, заслуживающих доверия, при­лежных, видеть в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, ответственно относящихся к своему слову; вос­принимать улыбающиеся лица более умными, а владельцев их — дружелюбнее настроенными по отношению к другим людям. По­мимо названных найдены и другие оценочные тенденции, которые, хотя они довольно часто проявляются в практике общения людей, заключают в себе также лишь небольшую долю достоверности. Олпорт считает, что у большинства людей такие оценки образуют­ся как следствие легкой ассоциации идей. Люди, носящие очки, могли повредить свои глаза в учении, люди с высоким лбом имеют •большое пространство для мозга и т. п. Конечно, подобные «обоб­щения» — свидетельства психологической необразованности тех, у кого они возникают, следствие односторонности и плохого ана­лиза ими собственного опыта общения, но эти тенденции — реаль­ный факт, и изучать их необходимо.

Вместе с тем на оценку, даваемую человеком познаваемой лич­ности, оказывают влияние и обобщения, в которых у него запе­чатлеваются наблюдаемые им в жизни связи между способами поведения людей и их отношениями к различным сторонам дей­ствительности.

Э. Холл в очерке «Наш безмолвный язык»5, опираясь на свои наблюдения особенностей общения у разных народов, направляет внимание читателя на анализ фактора, мимо которого часто 'Про­ходят психологи, но который в процессе общения проявляется и может влиять на восприятие собеседниками друг друга, на возни­кающие при этом эмоциональные переживания и представления о качествах личности собеседника. Речь идет о так называемом «ocultos» («невидимом»), или, проще, об обычаях устанавливать и поддерживать контакты (деловые, дружеские и иные), приня­тых у данного народа и усвояемых каждым новым поколением. В статье, в частности, говорится о том, что у каждого народа существует свое представление о дистанции, которая должна раз­делять собеседника. Но утверждению автора, типичная для янки дистанция, разговаривающего с другим взрослым мужчиной на деловую тему и в деловой обстановке, равняется приблизительно двум футам. Для взрослых жителей латиноамериканских стран это расстояние кажется непомерно большим, так как они усвоили принятую в их странах привычку во время разговора подходить к собеседнику почти вплотную. Эдвард Холл «сталкивал» в дело­вом разговоре до этого незнакомых коренных граждан своей стра­ны и типичных представителей стран Латинской Америки, и раз­ница в «привычных» дистанциях при разговоре немедленно ска­зывалась: один во время беседы, иногде не осознавая этого,

5 Hall E. Т. Our Silent Language. —Science Digest, 1962, vol. 52, N 2.


 


Allport G. W. Pattern and Growth in Personality, N. Y., 1961.


119


118


стремился приблизиться к собеседнику, а второй все время ото­двигался от него. И во многих случаях, разбираясь в своем пер­вом впечатлении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он назойливый... претендует на уста­новление близких отношений, а представитель латиноамериканских стран также искренне полагал, что янки высокомерен, холоден, слишком официален. А все дело было в несхожести привычных расстояний для ведения разговора.

В упоминаемом очерке описываются и другие виды «ocultos», которые у одного народа не такие, как у других (отношение к вре­мени, к завязыванию знакомств и т. д. ). Э. Холл не стремился в этом очерке к научной убедительности, но он правильно обра­щает внимание на то, что обычаи народа или общественной груп­пы, к которым принадлежит человек, непременно «говорят свое слово», когда у него складывается впечатление о новом для него человеке.

Из-за узости практики общения, недостаточной научной воору­женности человек, взаимодействуя с другими людьми, в подобных случаях не может определить, какие же чувственные признаки во внешнем облике познаваемого человека и его поведении действи­тельно содержат информацию о качествах характера этого чело­века, об испытываемом им состоянии, а какие такой сигнальной нагрузки не несут. Умозаключения о внутренних качествах людей в таких случаях осуществляются на основе случайных ассоциаций внешнего сходства фактически совершенно различных людей, сов­падения явлений во времени и пространстве, не связанных между собой причинно-следственными отношениями.

Но, помимо «обобщений» указанного характера, при познании других людей и самого себя у каждого человека постоянно фор­мируются обобщения, которые верно фиксируют связь между осо­бенностями поведения личности и ее внутренним миром. Человек может их и не осознавать, но они тем не менее также всегда «ра­ботают», когда он анализирует и оценивает поведение другой лич­ности. На такого рода обобщения человек в ходе своего повседнев­ного общения с другими людьми главным образом и опирается.

У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требо­вания к другим людям и образуются воплощающие эти требова­ния более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям. Одновременно у него скла­дываются и требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в тОм или ином виде деятельности. Соотвётствённо этим требова­ниям у него возникают и определенные «эталоны», с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию... При этом указанный процесс вовсе не сводится лишь к образова­нию эталонов, в которых находит выражение представление чело­века о людях, наиболее полно отвечающих названным требова-

120


ниям, например о высоконравственной личности, о настоящем учи­теле, о блестящем специалисте, образцовом руководителе и т. д. Как показывают факты, у индивида вместе с тем формируются «представления-образцы» о людях, которые отвечают этим требо­ваниям в меньшей степени или совсем не соответствуют (надеж­ный, но не блестящий работник, средний ученик, посредственный актер, плохой учитель, руководитель-бюрократ, рабочий-рвач и т. д. ).

Все эти «эталоны», формирующиеся у индивида в процессе сов­местной деятельности его с другими людьми, по мере развития этой деятельности и с изменением самого индивида как личности, постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, ста­новятся все более обобщенными. Однако это не меняет их функ­ции в процессе познания людьми друг друга, и для взрослого че­ловека, как прежде для дошкольника, они выполняют роль «мер­ки», которую он прикладывает к личности, так или иначе проявляющей себя в труде, в общении, в познании.

Названные «эталоны», используемые индивидом при оценке тех или иных людей, отличаются от научных понятий о типах людей и от типических образов искусства. Прежде всего это отличие в пу­тях их создания. Научные понятия о типах людей и типические образы, создаваемые искусством, это всегда плод творческого тру­да, сознательно подчиняемого решению определенных задач. Фор­мирование «эталонов», которыми человек пользуется при оценке личности, хотя неизбежно и определяется многочисленными влия­ниями общества, для самого человека оказывается в большинстве случаев стихийным процессом, и он может и не сознавать, что у него формируются те или другие «эталоны» и что они всегда «говорят свое слово», когда он оценивает другую личность.

Как и понятия о типах личности, создаваемые наукой, рас­сматриваемые «эталоны» также являются результатом анализа и синтеза человеком получаемых им при взаимодействии с людьми впечатлений. Они тоже представляют собой какую-то ступень от­влечения от индивидуального, в них нередко находят выражение черты тех общественных групп, представители которых составляют окружение человека. Вместе с тем на формировании этих «эта­лонов», этих «мерок», которые используются человеком при оцен­ке окружающих его людей, в очень сильной степени сказывается его личный опыт труда, познания и общения.

Наиболее отчетливо зависимость характера эталонов от лично­го опыта труда, познания и общения выступает при сравнении оце­нок, даваемых одной и той же личности людьми с резко противо­положными взглядами на обязанности человека в обществе (например, если мы сравним оценки, даваемые личности ударника коммунистического труда, тунеядцем, который не умеет и не хочет трудиться, и сознательным тружеником, для которого обществен­но полезная работа стала внутренней потребностью).

В эталонах, складывающихся у человека, прежде всего из-за

121

, А. Бодалев


ограниченности его личного опыта общения, не всегда могут найти отражение существенные для той или иной группы людей призна­ки. Приписывая отмечаемые у ограниченного числа людей при­знаки личности всем остальным представителям группы, к которой относятся эти люди, человек никогда не гарантирован от ошибки «поспешное обобщение». Из числа существенных сторон, харак­теризующих определенную группу лиц, человек может выделить и абсолютизировать лишь какую-то одну. Б этом случае форми­рующийся у него эталон неизбежно будет страдать схематизмом. Не только в оценке, даваемой личности, но и в тех эталонах, с ко­торыми человек эту личность сравнивает, прежде чем вынести ей ту или иную оценку, находят выражение идейная зрелость чело­века, его умение объективно фиксировать главное в окружающих, его людях.

Конкретные попытки исследования содержания «эталонов» и их проявления у лиц, обладающих неодинаковым жизненным опы­том, находящихся как личности на разных ступенях развития, бы­ли предприняты в нашей лаборатории В. Н. Куницыной, В. М. Сен-ченко и Г. Г. Финиковой.

Эти работы показывают, что «эталоны», актуализирующиеся у человека при оценке им другой личности, отличаются различной степенью обобщенности и выступают в различных формах. Это может быть образ конкретного человека, являющийся в глазах индивида персонифицированным носителем того или иного поло­жительного или отрицательного качества или группы качеств. Это может быть и более обобщенный образ «хорошего мальчика»» «руководителя», «героя», «лентяя» и др. Это, наконец, могут быть уже сложившиеся в предшествующем опыте человека понятия о типах личности и характерной для каждого из них совокупности качеств, а также о поведении человека, обладающего этими каче­ствами.

Исследования показывают, что степень обобщенности эталонов, используемых человеком при оценке поведения и психических ка­честв личности, растет по мере того, как сам человек формируется как субъект труда, познания и общения. Этот рост хорошо про­слеживается, когда сравниваются «эталоны», имеющиеся у лиц, разного возраста. Например, Г. Г. Финиковой выяснено, что у пер­воклассника с его еще небольшим опытом общения и малым запа­сом знаний о людях, полученных из различных источников, а так­же неумением мыслить не наглядно-образно, содержание «этало­нов» (Финикова выясняла содержание «эталонов» «добрый человек», «рассеянный человек», «злой человек» и некоторых других) очень узко, элементарно и конкретно. Первоклассники, раскрывая: их содержание, неизменно приводили тот или иной пример, харак­теризующий поведение людей, или ссылались на конкретных лю­дей из своего окружения, а иногда указывали на какого-то героя из сказки. Лишь позже, с появлением на жизненном пути школь­ника новых людей, обладающих неодинаковым физическим обли-

122


ком, но совершающих одинаковые действия и поступки и, наобо­рот, внешне похожих, но по-разному себя ведущих, а также с на­коплением у него знаний об оценках, даваемых авторитетными для него взрослыми поведению этих людей и качествам личности, которые они при этом проявляют, происходит постепенный рост обобщенности эталонов.

Для каждого школьника характерен какой-то период, в тече­ние которого связывание определенного физического облика и внутренних качеств человека сосуществует в его сознании со складывающимся у него убеждением в том, что о чертах личности человека надо судить не по его наружности, а по делам, по по­ступкам. Указанная особенность очень четко была, например, выявлена у подростков В. Н. Куницыной. Она предлагала 43 уча­щимся 7-го класса ответить, какого человека они считают добрым, умным, злым, рассеянным, жестоким. По характеру ответов В. Н. Куницыной пришлось разделить подростков на четыре груп­пы. В первую группу она включила учащихся, у которых все выше­названные качества связываются исключительно с внешним (часто только с физическим) обликом человека. Учащиеся, отнесенные ко второй группе, характеризуя личность, отмечали в ней и опреде­ленные черты физического облика и в то же время называли ха­рактерные, по их мнению, для личности с таким качеством осо­бенности поведения. Подростки, объединенные в третьей группе, говоря о том, какими они представляют людей, обладающих одним из перечисленных свойств, совершенно не касались их физического облика и вообще их внешности и называли только особенности их дел, поступков,  поведения. . Б последнюю, четвертую группу В. Н. Куницына отнесла подростков, у которых одни из названных качеств всецело связывались с определенным физическим обликом человека, а другие раскрывались исключительно через указание на поступки, мысли и чувства, которые кажутся этим подросткам типичными для людей, в личности которых доминирует какое-либо из названных качеств 6.

Развитие содержания эталонов, связанное с изменениями в лич­ности тех, у кого эти эталоны формируются, было прослежено также В. М. Сенченко. Использовав статистические методы, он выявил основные направления перестройки «эталола советского солдата» в группах испытуемых, которые охватывали возрасты от младшего дошкольного до старшего школьного и, кроме того, включали солдат всех лет службы, а также офицеров, имевших 5 и более лет командирского стажа.

Вычислив показатели абсолютной вероятности включения раз­личных признаков в интересовавший его эталон представителями каждой из групп испытуемых, В. М. Сенченко убедительнейшим образом показал, что в эталоне солдата у младших дошкольников

На основании данных опыта В. Н. Куницына к первой группе отнесла' 30% участвовавших в выполнении этого задания подростков, ко второй, третьей и четвертой — соответственно 29, 26 и 15% испытуемых подростков.

123


главенствующее положение занимают признаки оформления внеш­ности (форма, снаряжение, оружие}. Старшие дошкольники почти столь же часто, как признаки оформления внешности, начинают включать в эталон солдата признаки телосложения (роет, величи­на фигуры и некоторые другие). В главах учащихся 1-го класса значение двух названных групп признаков для солдата сохраняет­ся, однако первоклассники часто включают в его эталон функцио­нальные характеристики стреляет из автомата, водит танк, лежит в окопах, пускает ракеты и т. п. ). В следующих возрастных группах учащихся содержании эталона солдата обогащается качества­ми, относящимися к воле, а также к мотивам поведения. Особенно сильно волевые качества личности выявляются в эталонах солдата подростками.

В дальнейшем в содержании эталонов солдата резко изменяет­ся соотношение групп признаков. Уже у семиклассников, по дан­ным В. М. Сенченко, заметно снижается доля признаков, относя­щихся к оформлению внешности, и столь же сильно возрастает фиксирование признаков, свидетельствующих о характере советского соладата. В старших классах эти характерологические при­знаки в эталонах солдат начинают играть ведущую роль. Эталоны солдата, имеющиеся у самих солдат, особенно старослужа­щих, отличаются большей представленностью в них помимо ха­рактерологических качеств, в которых выражается отношение к большим социальным институтам и к воинскому труду, коммуни­кативных черт личности, се контактности с другими, развитости чувства товарищества и др. В структуре групп признаков, которые В. М. Сенченко были обнаружены при анализе эталонов солдата, имевшихся у строевых офицеров со стажем, в качестве очень зна­чимой группы признаков выступили обобщенные умении и навы­ки, а также отвечающие определенным критериям знания, которые делают человека, именуемого солдатом, действительно солдатом. Эти признаки по частоте фиксирования у этой группы испытуемых заняли место сразу после характерологических качеств

Факты, собранные В. М. Сенченко, показывают, таким обра­зом, что развитие «эталонов», начавшееся у человека в пору до-школьного детства, продолжается не. только в школьном возрасте, но и в пору юности и во все последующие годы его жизни,

У всех людей в связи с тем конкретным видом деятельности, которой они по преимуществу заняты, и характером общения глав­ным образом с определенными категориями люден, помимо этало­нов, относимых к большим группам людей, формируются специаль­ные, частные эталоны, имеющие более ограниченное приложение. У каждого человека, воплощаясь в образно-понятийную форму, развиваются «эталоны» плохого и хорошего учителя, рабочего студента, руководителя, родителя и т. д. При частом общении с определенной категорией людей: с рабочими, колхозниками, учащимися, спортсменами, руководителями, врачами — у человека развивается более дифференцированное понимание типов лиц, пред-

124


ставляющих данную деятельность, профессию, специальность, воз­раст, пол и т. д., и соответственно увеличивается число оценочных эталонов. При этом у каждого человека, как правило, наблюдает­ся сосуществование эталонов, различающихся степенью соответст­вия их содержания сущности тех людей, оценке которых эти эта­лоны служат. В то время как в содержании одних эталонов, сло­жившихся у человека, сущность определенной категории людей воплощена в полной мере и они хорошо выполняют функцию «мер­ки» при оценке новых лиц, в содержании других эталонов типич­ные особенности какой-то группы людей оказываются запечатленными с большими искажениями или даже не фиксируются вовсе. И эти последние эталоны, актуализируясь у субъекта при взаимодействии его с другими людьми, не способствуют правильной оценке тех лиц, к которым они прилагаются субъектом. Такое неодинаковое соответствие содержания эталонов, формирующихся у личности, в действительности является, как правило, результатом того, что у каждого человека в ходе жизни при общении с разными группами людей обычно накапливается неравновеликий и неравноценный запас впечатлений.

Например, у школьника опыт общения со сверстниками растет обычно интенсивнее, чем опыт взаимодействия с представителями других возрастов. Соответственно формирование правильных эталонов у него при познании сверстников происходит быстрее, чем развитие эталонов, актуализирующихся в процессе общения представителями других возрастов. У учителя, проработавшего всю жизнь с младшими школьниками, образуются обобщенные и вместе с тем точные эталоны, в которых находят отражение существенные с точки зрения учителя, особенности наиболее распространенных вариаций личности младших школьников. В то же время у него, вследствие ограниченности опыта общения со старшими школьниками могут сформироваться эталоны, которые в своей совокупности лишь в самой небольшой мере отразят многообразие вариаций личности старших школьников. Разную степень объективности эталонов и большее или меньшее соответствие их всех тому многообразию основных вариаций личности, которое есть в действительности, легко можно обнаружить у любого человека по отношению к различным категориям людей.

Широкий и разнообразный опыт общения с людьми является важным, но не единственным условием успешного формировании объективных и дифференцированных эталонов, используемых при оценке, той или иной личности. Труд человека на различных попри­щах, деятельность, направленная на познание различных сторон действительности, вооружают его такими знаниями, которые, хотя подчас и не заключают в себе информации о психологии других людей, тем не менее могут облегчить более глубокое проникнове­ние в нее. Занимаясь непосредственно тем или другим видом тру­да, человек действенно познает требования, которые этот труд предъявляет работнику; у него накапливается знание о трудностях,


которые приходится преодолевать, решая те или иные задачи, и т. д. В процессе личного участия в труде у человека вырабаты­ваются собственные эталоны успешного или неуспешного освоения требований участниками трудового процесса и преодоления ими трудностей. В зависимости от того, насколько далеки от этих эта­лонов результаты труда познаваемых им людей, человек предпо­лагает у последних сформированность одних качеств и отсутствие других. Личный труд человека способствует, таким образом, раз­витию у него «меры», которую он начинает прилагать к другим

людям.

При оценке индивидом отдельных актов поведения, а также и всей личности человека у него актуализируются обобщения, обра­зовавшиеся не только в процессе общения с различными людьми, но и непосредственно с этим человеком. Повседневное общение ведет к тому, что наиболее часто фиксируемые способы поведения в разных ситуациях также начинают выполнять для индивида роль эталонов при оценке им действий этого человека в последующем. Действие таких индивидуальных эталонов проявляется ярко, на­пример, тогда, когда поступки и манера поведения знакомого нам человека в данный момент расходятся с тем, что мы привыкли видеть у него раньше, и мы думаем о нем: это на него не похоже или он перестал быть самим собой.

Совершенно ясно, что признаки внутреннего облика и поведе­ния человека, которые роднят его со всеми другими людьми, ха­рактеризуют его как представителя определенной группы лиц, отличают от всех других людей и придают его личности индиви­дуальное своеобразие, не отделены друг от друга «китайской сте­ной». Общее и особенное существует в единичном и через единич­ное. Но всегда каждая из групп этих признаков в одной и той же личности может быть абстрагирована при необходимости харак­теристики человека под определенным углом зрения. Соответствен­но и общечеловеческие, и групповые, и индивидуальные эталоны, формирующиеся у каждого человека, взаимопроникают друг в друга и при оценке им личности актуализируются в теснейшей связи друг с другом.

Хотя для образования «индивидуальных эталонов» требуется прежде всего накопление у человека впечатлений о поведении кон­кретных людей, однако формирование этих эталонов всегда обу­словлено знанием общечеловеческих и групповых норм поведения и представлении о том или другом типе личности, которые уже успели сложиться у индивида в прошлом.

Исследование содержания эталонов, которые актуализируются при оценке лиц, выполняющих различные социальные функции, а также обладающих тем или иным социальным положением, у типичных представителей различных социальных общностей является по всем данным одним из важных направлений в разра­ботке психологии познания людьми друг друга. Знание этих эта­лонов дает возможность заранее предвидеть, как в главном будет

126


оценен данным лицом какой-то конкретный человек, если этому лицу известна принадлежность оцениваемого к людям, объединяе­мым на основании каких-то общих у них признаков в одну и ту же группу.

Установление устойчивых зависимостей между содержанием и структурой оценочных эталонов и такими, например, характеристи­ками субъекта восприятия, как его пол, возраст, профессия, позво­ляет затем с большой долей вероятности предугадывать направле­ния развития процесса оценивания одной личностью другой лич­ности и намеренно использовать это знание при решении задач воспитания, организации психотерапии, а также в ходе примене­ния так называемых средств массовых коммуникаций.

Формирование у каждого человека все новых эталонов по мере установления у него контактов со все новыми категориями лиц и накопления -все новых впечатлений о них теснейшим образом связано с одновременно развертывающимся у человека процессом классифицирования познаваемых людей на основе установления сходства и различия в их личностных характеристиках на более или менее определенные группы.

В одних случаях такая классификация производится человеком с целью решения той или иной задачи и с начала и до конца осу­ществляется сознательно. В других случаях она развертывается стихийно.

Мы знаем, например, что А. С. Макаренко, исходя из опреде­ленных критериев, подразделял своих воспитанников на актив, гниющий актив, резерв актива, здоровый пассив, «болото» и «шпа­ну». Точно так же учителя в школе одних учащихся относят к силь­ным ученикам, других — к «середнячкам», третьих — к «слабым учащимся» и т. д.

Мы попросили девяносто двух выпускников вузов Ленинграда ответить, существуют ли, на их взгляд, определенные типы студен­тов и преподавателей. После того, как все они дали на этот вопрос утвердительный ответ (каждый из них отвечал без свидетелей), перед ними была поставлена задача перечислить эти типы.

Называя «типы студентов», выполнявшие эту часть задания выпускники пользовались неодинаковыми основаниями, относя сту­дентов к различным группам. Одни из отвечавших делили всех студентов на две категории: на пришедших в вуз по призванию и не по призванию. Другая группа отвечавших утверждала, что существуют четыре типа студентов: 1} студент, гармонично соче­тающий учение и общественную работу; 2) студент — большой общественник, у которого учение на втором плане; 3) студент — «академист», признающий только учение и «бегающий» от общест­венных поручений; 4) студент, формально относящийся и к уче­нию, и к общественной работе. Третья группа опрошенных выпуск­ников в качестве основания деления студентов на определенные категории избрала регулярность и систематичность их учебной работы в течение года, и, таким образом, сю были названы сту-

127


денты, занимающиеся серьезно постоянно, и студенты, в полную силу работающие только во время экзаменационной сессии. Была, наконец, группа отвечавших, которые полагали, что есть все осно­вания выделить тип студента с широкими разносторонними позна­вательными интересами, тип студента с узким интересом, прояв­ляющимся только к тому, что непосредственно связано с приобре­таемой специальностью, и тип студента, вовсе лишенного познава­тельных интересов и занимающегося ради диплома.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.