Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 9 страница



Если внимательно рассмотреть приведенные в таблице 12-. Цифры, можно заключить, что в отражении юными художниками различного содержания имеется ряд моментов, очень существен-

22 Изображение человека встречается в рисунках детей и более раннего-возраста, но они выполняются преимущественно по образцу, показанному взрос­лым, и здесь не рассматриваются. См. об этих изображениях в кн.: Менчи> н-ская Н. А. Дневник о развитии ребенка. М., 1948; а также: Болдыре­ва Ю. Н. Рисунки ребенка как материал для его изучения. — Вестник психоло­гии. Спб., 1913.

83-


иых для освещения интересующего нас вопроса. Человек так или иначе изображается детьми в 406 работах из 600, что составляет 68% всех рассмотренных работ. Сопоставление работ, содержащих изображение человека, и работ, в содержании которых человек отсутствует, проведенное с учетом возраста юных художников, дает такую картину.

Таблица 12

 

 

Процент работ у художников

  4—5 лет 6—7 лет 8—9 лет 10—11 лет 12—13 лет И— 15 лет 16—17 лег
•С человеком
Вез человека

ников. Они вызывают наибольший интерес юных художников. Очень мало они рисуют занятых какой-либо деятельностью людей моложе себя и почти совсем не пишут их портретов.

Отмечая попытки детей отобразить в своих работах человека, нельзя пройти и мимо того, что в возрасте 8—11 лет они очень любят изображать животных, а в возрасте 13—15 лет многие свои работы посвящают технике — рисуют заводы, поезда, ракеты, са­молеты, корабли. В работах, собранных нами, художники 8— 11 лет изображали животных в три с лишним раза чаще, чем ху­дожники 12—-15 лет. Художники 12—15 лет рисовали производст­венные объекты, промышленные агрегаты, машины в два с лишним раза чаще, чем делали это дети 8—11 лет.

Все эти данные полностью соответствуют особенностям личнос­ти ребенка на каждом из этапов его духовного развития. Содер­жание рисунка, акварели, скульптуры дошкольника и школьника и их исполнение всегда связаны с условиями жизни, воспитания и обучения ребенка, подростка, юноши.


 


Все эти цифры говорят о том, что человек и его деятельность

являются излюбленным сюжетом детского рисования на всех его стадиях. Однако содержание того, что в облике и делах человека вызывает наибольший интерес у юных художников, от возраста. к возрасту меняется. Для художников почти всех возрастов, чьи работы были подвергнуты анализу, характерно изображение лю­дей в движении, активно действующих. Такие работы преобла­дают среди изображений человека. Портрет в младшем школьном и подростковом возрасте занимает очень скромное место. Чита­теля не должно удивлять сравнительно большое количество «портретов», созданных дошкольниками. В этом возрасте дети в подавляющем числе случаев не видят и не могут изобразить ха­рактеристики другого человека. Хотя, нарисовав «схематично» че­ловека, они говорят затем: «Это моя мама» (мой дедушка, мой дядя и пр. ), фактически эти работы дошкольников никак не яв-. ляготся портретами конкретных людей, а изображают «человека вообще», и это изображение посвящается конкретным людям. В этом возрасте дети еще не умеют критически оценивать свою работу с точки зрения соответствия ее натуре. Лишь в старшем школьном возрасте, когда учащиеся овладевают основными эле­ментами техники изображения и у них развивается интерес к внут­реннему миру человека, к его психологии, формируется система •психологических знаний, художники все чаще обращаются к порт­ретному изображению людей. Среди рассмотренных работ число портретов, созданных художниками 16—17 лет, более чем в пять раз превосходит число портретов, созданных учащимися 15 лет. Портретное изображение становится одной из главных тем для юношей-художников, оканчивающих школу.

Следует также отметить, что в работах детей среди изображе­ний человека преобладают изображения взрослых людей и сверст-


* *

*

Громадную роль в развитии отражения ребенком действитель­ности, в развитии восприятия им людей, в формировании у него умения общественно правильно оценивать их поведение и состав­лять верное с общественной точки зрения представление о качест­вах той или иной личности играет школа.

Вопрос о том, как в годы учения в школе формируется и про­является у ребенка понимание другой личности, будет нами рас­смотрен особо. Сейчас же мы хотим осветить один из аспектов проблемы восприятия школьниками других людей. Чтобы осветить этот вопрос широко, необходимо исследовать восприятие детьми разных возрастных групп (школьных классов) сверстников, детей другого возраста, учителей, родителей, взрослых вообще. В буду­щем мы намерены изучить этот вопрос. Здесь же мы излагаем добытые в результате использования только одной методики дан­ные о восприятии школьниками разных возрастных групп хорошо знакомых им сверстников.

Материалы, раскрывающие особенности видения школьником одноклассников, были собраны в 1, 4, 5, 7, 8 и 11-классах. Так как в этих опытах применялась та же методика, что и при работе с группой взрослых — создание так называемого «словесного портрета», то появляется возможность сравнить результаты отображения сверстников взрослыми испытуемыми и учащимися школьного возраста.

Сравнение цифр таблицы 13 дает возможность увидеть три определенно проявляющиеся, тенденции:

1. С возрастом при словесном воссоздании облика восприни­маемого человека в создаваемый «портрет» все более часто вклю-


Таблица 13

 чаются в. качестве существенных признаков компоненты, образую­щие физический облик. К 21—26 годам процент фиксирований этой стороны внешности по сравнению с процентом фиксирования

и отображения ее детьми 7—8 лет воз­растает почти в 2, 2 раза.

2.                                          С возрастом при словесном вос­создании облика все более часто включаются в «портрет» другого чело-­
века описания черт его экспрессии как
существенных признаков внешности.
Процент фиксирований особенностей
экспрессии к 21—26 годам по сравне­
нию с процентом фиксирования этой
стороны учеником первого класса уве­
личивается почти в 3, 6 раза.

3,                                          С возрастом неуклонно падает включение в «портрет» воспринимае­мого человека (при решении той за­дачи, которая была поставлена перед всеми группами испытуемых) описаний элементов, образующих оформление внешности человека. Процент фикси­рований этой стороны внешности в описаниях облика воспринимаемого человека по сравнению с процентом фиксирований ее детьми 7— 8 лет падает к 21—26 годам в 14, 9 раза.

Если графически изобразить проявление этих тенденций при


отображении различных сторон внешнего облика, то получается такая картина (рис. 2).

Теперь сравним между собой данные по каждому возрасту, которые показывают, как часто тот или иной элемент, входящий во внешний облик, был включен в описание воспринимаемого чело­века каждой из групп испытуемых (табл. 14).

 Из данных таблицы 14 следует, что достигшие совершеннолетия школьники фиксируют рост воспринимаемых сверстников при опи­сании внешнего облика их в 5, 5 раза чаще, чем это делают перво­классники, отмечают телосложение в 6, 7 раза чаще, чем дети 7 — 8 лет. Школьники, кончающие школу, описывая внешность •сверстника, отмечают форму лица как существенный признак в 5, 9 раза чаще, чем это делают ученики 1-го класса. Такое же уве-


 


86


87


личение процента фиксирований имеет место и при отображении других элементов физического облика. При этом, как видно из таблицы 14, темп и «потолок» роста процента фиксирований не­одинаковы для разных компонентов. Хотя процент фиксирований различных компонентов в физическом облике нарастает и в описа­ниях, выполненных учащимися старших классов школы, однако особенно резко этот рост фиксирований многих из элементов физи­ческого облика происходит между 5-м и 8-м классами.

В то время как в 11-м классе «потолок» роста процента фикси­рований таких компонентов, как общая длина тела, достигает 93% описаний, глаза —92, волосы — 86, форма лица —71%, для дру­гих компонентов физического облика этот «потолок» значительно ниже (лоб —31% описаний, подбородок — 24, уши — 15% и т. д. ). Как увеличение процента фиксирований каждого элемента фи­зического облика, так и появление указанного «потолка» говорят о том, что в школьные годы продолжается начавшийся еще в пред-дошкольном и дошкольном возрасте процесс дифференциации от­дельных элементов физического облика и происходит переоценка в осознании степени важности каждого из них для характеристики индивидуальных особенностей внешности. То же происходит, и с отображением экспрессии. Процент «портретов», в которых описана мимика воспринимаемого сверстника, возрастает к 17—18 годам по сравнению с 1-м классом в 4 раза. Как существенные признаки внешнего облика описываются в «портретах», созданных один­надцатиклассниками, и жестикуляция, и походка, и поза, и голос, и речь. Таким образом, хотя практически человек сравнительно рано начинает читать «язык» экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразитель­ное поведение — важный признак в числе характерных индиви­дуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно. Судя по полученным данным, особенно заметные изменения проис­ходят в этом отношении с вступлением человека в старший школь­ный возраст.

Количество описаний компонентов оформления внешности вос­принимаемого сверстника испытуемыми разных групп, как мы уже показывали, в целом от 1-го к 11-му классу неуклонно падает. Однако если рассматривать фиксирование в «портретах» тех или иных особенностей оформления внешности безотносительно к ото­бражению в них физического облика и экспрессии, то по восьмой класс включительно число «портретов», в которых фигурируют те или иные элементы оформления внешности, все же очень велико. И лишь испытуемые 17—18 лет, описывая, согласно инструкции опыта, облик одноклассников, видят их таким образом, что для многих из них признаки оформления внешности оказываются не­существенными при создании «портрета».

Пока речь шла об изменениях, которые происходят в отображе­нии школьниками внешнего облика друг друга в годы учения — в 1—11-м классах. Теперь попытаемся выяснить, в чем со-


стоит то новое, что появляется при решении этой же задачи у лиц 21—26 лет, которые по сравнению со старшими школьниками де­лают еще один шаг вперед как субъекты труда, познания и обще­ния. Как уже было отмечено, в целом лица 21—26 лет Фиксируют элементы физического облика на 7, 8% чаше, чем школьники 17— 18 лет, а экспрессию —на 1, 2% реже. Выяснилось, что студенты реже, чем старшеклассники, отмечают каждый из конкретных эле­ментов физического облика и экспрессии. Это обстоятельство первоначально нас удивило, так как мы полагали, что частота отображения каждого конкретного компонента физического облика и экспрессии у студентов должна быть выше, чем в «портретах» старших школьников.

Объясняется это явление разным пониманием задачи и разни­цей способов, при помощи которых школьники, с одной стороны, и студенты — с другой, стремятся воссоздать облик другого челове­ка. Качественный анализ содержания «портретов», созданных школьниками, и «портретов», авторами которых являются студен­ты, и сличение этого содержания в каждом случае с «оригиналом» показывают, что для многих школьников при описании внешнего облика характерно стремление отобразить как можно больше эле­ментов внешности воспринимаемого, в то время как многим сту­дентам присуще стремление передать характерность, своеобразие данного облика, дать ему обобщенное описание. Конечно, и среди школьных «портретов» есть такие, в которых заметен отбор инди­видуально-своеобразных элементов облика воспринимаемого чело­века, так же как среди студенческих «портретов» встречаются такие, где явно выступает желание их авторов ничего не пропус­тить во внешности.

Вот примеры этих сильно отличающихся друг от друга по спо­собу осмысления внешнего облика и последующего его описания «портретов». Сначала приводим типичный школьный «портрет» одной из одиннадцатиклассник «Н. среднего роста, пропорцио­нального сложения. Лицо овальное. Лоб прямой. Брови черные. Когда они поднимаются, то делаются похожими на крыши доми­ков. Ресницы не очень длинные, загнуты. Глаза коричневато-зеле­ные с суживающимся к виску разрезом. Нос почти прямой, но кончик вздернут, чуть намечена горбинка, если смотреть в. про­филь. Хорошо очерчены крылышки носа. При улыбке от них бегут к подбородку две морщинки. Губы неяркие, нечеткой формы, зубы белые, ровные. Подбородок разделен надвое ямочкой. Щеки чуть розоватые; на левой скуле родинка. Уши маленькие, прижаты к голове. Волосы черные, взбитые и заколоты на затылке и также взбиты над лбом. Впереди почти до бровей спускается челка. С левой стороны она топорщится... »

А теперь образец студенческого «портрета» В. «Рост неболь­шой. Лысеющая крупная голова. Светло-русые волосы. Серого Цвета большие глаза. Взгляд чуть-чуть исподлобья. Правая бровь скорее направлена вниз. Ноздри широкие. Зубы неровные. Большие

89


толстые губы. При разговоре они не очень быстро двигаются. Речь монотонная, слова заканчиваются причмокиванием. Люби­мый жест — раскрывать ладонь при объяснении. Правая рука за­метно подвижнее левой».

Развитие восприятия внешнего облика другого человека харак­теризуется также тем, что с возрастом испытуемые отмечают боль­шее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может выделить сравнительно небольшое число признаков, указывающих на размер, контур, положение, цвет и другие особенности того или иного элемента физического облика, то старшие испытуемые видят и называют в тех же самых элементах большее число раз­личных особенностей.

Например, выпускник школы, а тем более взрослый, может характеризовать подбородок воспринимаемого человека по высо­те (низкий, средний и пр. ), по форме (. круглый, прямоугольный, треугольный), по отношению к вертикали (скошенный, выступаю­щий, прямой), отметить в нем раздвоенность, ямки, поперечную борозду и пр. У первоклассника же еще не сформированы многие понятия и образы, которые позволяют более старшим школьникам быстро осмысливать и адекватно описывать названные особенности или многие из признаков, характеризующие другие элементы фи­зического облика.

То же относится и к экспрессии. Когда младший школьник называет ее в качестве существенного признака внешности, он отмечает незначительное число форм выражения лица, глаз и пр. Когда характерность выразительного поведения воспринимаемого человека пытается описать старший школьник или совсем взрос­лый испытуемый, они подмечают в нем несравнимо большее число различных черт и оттенков.

Об этом обогащении содержания образа восприятия, выра­жающемся в том, что при отражении другого человека в каждом из элементов его внешности более развитый как субъект труда, общения и познания индивид отмечает больше признаков, очень определенно свидетельствуют результаты эксперимента, который мы провели в 5-х и 8-х классах школы.

В. этом опыте восьмиклассники и школьники пятого класса опи­сывали внешний облик одних и тех же взрослых (четырех педаго­гов-мужчин). Чтобы получить сравнимые данные, испытуемым было предложено при составлении «словесных портретов» указан­ных лиц придерживаться «схемы» облика человека, которая содер­жала перечисление восемнадцати основных компонентов внешнос­ти. (Эта «схема» была дана испытуемым перед опытом).

Сопоставление количества и характера признаков, отмечаемых школьниками 8-го класса, с одной стороны, и учениками 5-го клас­са — с другой, раскрывает во всей полноте неодинаковость осо­знания особенностей одних и тех же элементов облика этими дву­мя группами испытуемых (таблицы 15 и 16).


Цифры таблицы 15 показывают, насколько богаче становятся видение и оценка в облике человека таких признаков, как форма, относительные размеры, положение, цвет у 15-летних ребят по сравнению с 11-летними школьниками. Из таблицы 16 видно, как по мере формирования личности школьника растет вширь и вглубь осознание последним признаков, характеризующих походку чело­века, его голос, речь, мимику, жестикуляцию, осанку и позу. На­пример, к 8-му классу по сравнению с 5-м значительно увеличи­вается число случаев, когда школьники отмечают в походке вос­принимаемого человека скорость, характерную для него длину шага, давление на поверхность (тяжелая походка), сопутствующие содвижения или, останавливая внимание на речи другого чело­века, фиксируют в ней такие признаки, как отчетливость произно­шения, богатство словаря, правильность построения фраз и рас­становки ударений, скорость говорения, интонационное богатство и отдельные недостатки произношения. Но по мере формирования личности познающего субъекта у него не только развиваются спо­собности видеть все многообразие признаков, характеризующих тот или иной компонент облика воспринимаемого человека, но и различать все богатство оттенков в проявлении каждого признака в отдельности. В эксперименте, результаты которого были только что изложены, и эта особенность, характеризующая развитие у человека восприятия других людей, проявилась так же четко. От­мечая типичные для воспринимаемого человека выражения лица, описывая имеющиеся у него особенности голоса, всматриваясь и в Другие проявления его облика, восьмиклассники находят в них чаще, чем пятиклассники (см. таблицу 16), индивидуально харак­терные оттенки.


 


90


91


Лоб небольшой. Брови густые, черные.

Глаза серые.

Нос длинный. Рот небольшой.

 Наглядное представление об успехах, которые достигаются человеком по мере формирования его личности в осознании осо­бенностей облика других людей, дает сравнение «словесных порт­ретов» одного и того же человека (Н. Д. — мужчина 54 лет, рост 171 см, работает директором школы), написанных испытуемыми — восьмиклассником и учеником 5-го класса.

Автор «портрета» школьник 12 лет.

Возраст 35—40 лет. Рост 170—180 см. Фигура прямая.

Лицо бритое, чистое.

Автор «портрета» школьник 16 лет.

Возраст —лет 55—60. Рост средний, 165—168 см. Фигура плотная; несколько выдает­ся вперед живот. Лицо круглое, открытое, волевое.


пересечен

Подбородок (признаки не на­званы. — А. Б. ). Волосы черные.

Уши маленькие. Шея нормальная.

Лоб высокий, широкий, глубокими морщинами. Брови темные, с сединой, низко на­висают над глазами, у переносицы близко подходят друг к другу. Глаза большие, серые, лучистые (в уголках глаз — морщинки). Нос прямой, с большими ноздрями. Рот кажется большим из-за толстых губ. Верхняя губа выдается вперед. В уголках рта — тоже морщинки. Подбородок с едва заметной ямоч­кой, широкий, волевой. Волосы темные, почти черные, с проседью.

Уши маленькие, прижатые к голове. Шея толстая, короткая. Видна жи­ровая складка второго подбородка. Кадык выступает чуть больше обыч­ного.

Руки не очень мускулистые.

Руки сильные, мускулистые, пальцы пухлые, кисти жилистые, ладонь широкая.

Ноги прямые. Голос громкий. Речь Н. Д. — говорит краси­во. Выражение глаз и лица доброе. Походка прямая, военная. Когда говорит, лю­бит что-нибудь вертеть в ру­ках.

Одежда чистая. Любит ши­рокий морской клеш.

Ноги толстые, прямые. Голос громкий, низкий. Речь очень связная, толковая. Н. Д. объясняет все или рассказывает всегда увлекательно, интересно, живо. Немного картавит и шепеля­вит. В окончаниях -ия — ж. р. — часто не произносит и (или произно­сит очень неразборчиво). При раз­говоре изредка облизывает губы движением языка с верхней губы вниз и назад. Выражение лица суро­вое и часто доброе. Походка ровная, степенная, неторопливая. Во всех движениях чувствуется военная вы­правка. Носит прическу полубокс.

 

Одежда — темно-синий костюм в бе­лую полоску. Есть галстук. Брюки широкие. Все гладко выутюжено. На улице Н. Д. ходит в темном пальто и в зеленой велюровой шля­пе с полями.

Сравнение характеристик каждого элемента внешности одного и того же человека, даваемых младшим и старшим подростками, Убедительно выявляет развитие их восприятия. Оно выражается


 



93:


s том, что в каждом элементе внешности воспринимаемого чело­века фиксируются все новые признаки, а в них все новые оттенки.

Сравнение восприятия другого человека испытуемыми разных возрастных групп показывает далее, что по мере формирования индивида как субъекта познания возрастает степень точности от­ражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это отно­сится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий.

Рассмотрим, например, как по мере повзросления группы испы­туемых изменяется точность оценки ими роста воспринимаемого человека и его возраста.

Н. А. Горбовская предлагала трем группам школьников (уче­никам 2, 5 и 8-го классов) определять в сантиметрах рост одних и тех же лиц, с которыми испытуемые встречались и до опыта. Для школьников 2-го класса задача назвать (в сантиметрах) рост че­ловека, основываясь на восприятии, оказалась чрезвычайно слож­ной. Поэтому экспериментатор после проведения проверочной се­рии опытов для этой группы испытуемых в новом эксперименте изменил методику. Ученики 2-го класса, посмотрев на определен-. ного человека, теперь поворачивались к высотомеру и на нем пока­зывали рост того, кого они только что видели.

Сведенные вместе данные об оценке роста одних и тех же лиц тремя группами испытуемых, находящихся на разных ступенях развития, показали, что задача точно оценить рост человека пред­ставляет для индивида тем 'большую трудность, чем меньше по­следний развит в целом как личность. Чем меньше возраст чело­века, тем хуже он определяет истинную длину тела лиц, которые входят в его окружение. Если дети 8—9 лет, работая по облегчен­ной методике, при оценке роста дали 2, 9% правильных ответов, то в группе школьников 11 —12 лет правильных суждений стало уже 28, 5%. В группе испытуемых 14—15 лет процент правильных суж­дений (или с ошибкой, не превышающей ±2 см) при прямой оценке роста поднялся до 37, 2%. Чем старше были испытуемые, тем меньше они делали ошибок, выходящих за пределы ±6 см при определении роста.

Повышение точности оценки роста других людей находится в прямой связи с развитием у школьника глазомера, пространствен-•ных представлений, вычислительных навыков, а также с осозна­нием значения этого признака для характеристики облика чело­века.

С развитием индивида как личности растет точность оценки им и такого сложного компонента в облике воспринимаемого че­ловека, как возраст. Возраст наряду с другими характеристиками личности, в той или иной мере связанными с внешним обликом человека, несет индивиду также определенную информацию, вы­полняет сигнальную роль, осведомляя его о количестве жизненно­го опыта другого человека и возможном его положении в общест-


ве. Осознание этой стороны в облике воспринимаемого лица влияет на характер контакта, который устанавливается между людьми, и в случае отсутствия других внешних ориентирующих данных опре­деляет форму обращения одного человека к другому. Оценка воз­раста другого человека может косвенным образом отразить отно­шение к нему, служить косвенным показателем самооценки и взаимоотношений людей.

Карстен, изучавший «восприятие возраста»23, указывает на существование «масштабного поля», которым пользуется любой человек, устанавливая возраст другого. Масштабное поле вклю­чает в себя годы или поколения, к которым сам человек относится.. Оно имеет определенные границы, пороги, которые воспринимают­ся как детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость.

Мы не случайно назвали возраст очень сложным компонентом в облике человека.

Возраст — не только временная характеристика, его нельзя; установить без пространственных признаков. В. А. Надеждин ука­зывает, что о возрасте человека прежде всего говорят количества и расположение морщин лица и шеи, так как топографическое распространение морщин всегда соответствует возрасту24. Старе­нию сопутствуют и другие признаки: изменение пигментации кожи,, сухость и морщинистость кожи рук, атрофические изменения ног­тей, степень сношенности зубов и пр. Но, как показывают наблю­дения, если перед человеком не ставится конкретная задача вы­явить эти признаки, по которым можно с максимальным прибли­жением назвать возраст воспринимаемой личности, то он предпо­читает пользоваться методом сравнения, используя свой прошлый опыт. В таком случае приобретает большое значение не только-физический облик человека, но и оформление ею внешности, его» манеры, поведение, выразительные свойства личности.

Различия в оценке возраста испытуемыми, находящимися как личности на разных ступенях развития, в нашей лаборатории изу­чала В. Н. Куницына. Различным коллективам учащихся она пред­лагала описать внешность человека, предъявляемого или непо­средственно или на фотографии. В основной части эксперимента, где описание проводилось на основании непосредственного вос­приятия, на возрасте внимание специально не акцентировалось, и, эта деталь в инструкции преднамеренно опускалась. Это обстоя­тельство способствовало выявлению действительной значимости возрастной характеристики для испытуемых.

В качестве основных испытуемых в этом исследовании были1 взяты коллективы 7-х и 8-х классов трех школ-интернатов и ше­сти обычных школ Мурманской области и Ленинграда (всего в опытах участвовало 740 школьников). Разграничение в дальней-

23Karsten A. Wahrnehmung des Alterns. — Acta psychologica, vol. XIX, Amsterdam, 1961.

24 См.: Надеждин В. А. К семиотике возрастов: опыт числового учета ряда внешних признаков постарения. —Врачебное дело, 1926, 18—20.


95


шем анализе группы испытуемых на семиклассников и восьми­классников при небольшой, казалось бы, разнице в возрасте оправ­дано практикой школы, отмечающей качественные сдвиги в разви­тии восьмиклассников — расширение умственного кругозора, появ­ление новых интересов, касающихся прежде всего общественной жизни.

В качестве воспринимаемых лиц была использована основная группа из четырех женщин (28, 29, 33 и 62 лет), шести мужчин (32, 37, 40, 45, 54 и 56 лет), двух подростков (девочка 14 и маль­чик 15 лет) и трех учеников 4-го класса (одна девочка и два мальчика Л лет). Использование в опыте постоянной группы вос­принимаемых лиц дало экспериментатору единое основание для сравнения особенностей восприятия в различных условиях и при влиянии различных факторов. При проведении этого эксперимен­та и при анализе собранных данных учитывались: 1) степень зна­комства предъявляемой личности испытуемому (подросток видит человека в первый раз или знал его не менее года, но не имел тесного контакта, был хорошо знаком с ним и т. п. ); 2) эмоцио­нально-динамическая выразительность. В зависимости от степени ее проявления воспринимаемые лица были разделены на две груп­пы. Первая группа лиц отличалась общей подвижностью, общи­тельностью, непринужденной и естественной манерой обращения, богатством мимики и пантомимики. Для второй, наоборот, были характерны медлительность, немногоречивость, скованность дви­жения и небогатая мимика.

По данным опытов, возраст оказался значимой для подростка характеристикой воспринимаемого человека. 61% участвовавших в опыте детей указал возраст описываемого человека. Причем если в группе семиклассников на эту сторону в облике обратили внимание 49% участвовавших в опыте, то в группе восьмиклассни­ков на возраст указали 75% испытуемых. Определение возраста оказалось довольно затруднительной для подростков задачей, что видно из нижеследующих фактов.

Количество точных оценок очень небольшое (13%). Даваемые определения возраста нередко соответствовали временным пред­ставлениям подростка, отличным от временного масштаба взрос­лых людей, — «возраст средний — 24 года», «преклонный воз­раст— 38—40 лет». При установлении возраста подростки исполь­зовали слишком большие временные интервалы. Иногда эти ин­тервалы достигали 10—15 лет25. (Например, подросток мог ска­зать: этому человеку 55—70 лет. ) Отклонения на один-два года в сторону завышения или занижения действительного возраста вос­принимаемого взрослого человека были отмечены В. Н. Куницы-ной у 10% участвовавших в опыте детей, а отклонения свыше двух лет — у 20—30%. В некоторых случаях величина этого отклоне­ния достигала 10—20 лет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.