|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. А. Бодале» 9 страницаЕсли внимательно рассмотреть приведенные в таблице 12-. Цифры, можно заключить, что в отражении юными художниками различного содержания имеется ряд моментов, очень существен- 22 Изображение человека встречается в рисунках детей и более раннего-возраста, но они выполняются преимущественно по образцу, показанному взрослым, и здесь не рассматриваются. См. об этих изображениях в кн.: Менчи> н-ская Н. А. Дневник о развитии ребенка. М., 1948; а также: Болдырева Ю. Н. Рисунки ребенка как материал для его изучения. — Вестник психологии. Спб., 1913. 83- иых для освещения интересующего нас вопроса. Человек так или иначе изображается детьми в 406 работах из 600, что составляет 68% всех рассмотренных работ. Сопоставление работ, содержащих изображение человека, и работ, в содержании которых человек отсутствует, проведенное с учетом возраста юных художников, дает такую картину. Таблица 12
ников. Они вызывают наибольший интерес юных художников. Очень мало они рисуют занятых какой-либо деятельностью людей моложе себя и почти совсем не пишут их портретов. Отмечая попытки детей отобразить в своих работах человека, нельзя пройти и мимо того, что в возрасте 8—11 лет они очень любят изображать животных, а в возрасте 13—15 лет многие свои работы посвящают технике — рисуют заводы, поезда, ракеты, самолеты, корабли. В работах, собранных нами, художники 8— 11 лет изображали животных в три с лишним раза чаще, чем художники 12—-15 лет. Художники 12—15 лет рисовали производственные объекты, промышленные агрегаты, машины в два с лишним раза чаще, чем делали это дети 8—11 лет. Все эти данные полностью соответствуют особенностям личности ребенка на каждом из этапов его духовного развития. Содержание рисунка, акварели, скульптуры дошкольника и школьника и их исполнение всегда связаны с условиями жизни, воспитания и обучения ребенка, подростка, юноши.
Все эти цифры говорят о том, что человек и его деятельность являются излюбленным сюжетом детского рисования на всех его стадиях. Однако содержание того, что в облике и делах человека вызывает наибольший интерес у юных художников, от возраста. к возрасту меняется. Для художников почти всех возрастов, чьи работы были подвергнуты анализу, характерно изображение людей в движении, активно действующих. Такие работы преобладают среди изображений человека. Портрет в младшем школьном и подростковом возрасте занимает очень скромное место. Читателя не должно удивлять сравнительно большое количество «портретов», созданных дошкольниками. В этом возрасте дети в подавляющем числе случаев не видят и не могут изобразить характеристики другого человека. Хотя, нарисовав «схематично» человека, они говорят затем: «Это моя мама» (мой дедушка, мой дядя и пр. ), фактически эти работы дошкольников никак не яв-. ляготся портретами конкретных людей, а изображают «человека вообще», и это изображение посвящается конкретным людям. В этом возрасте дети еще не умеют критически оценивать свою работу с точки зрения соответствия ее натуре. Лишь в старшем школьном возрасте, когда учащиеся овладевают основными элементами техники изображения и у них развивается интерес к внутреннему миру человека, к его психологии, формируется система •психологических знаний, художники все чаще обращаются к портретному изображению людей. Среди рассмотренных работ число портретов, созданных художниками 16—17 лет, более чем в пять раз превосходит число портретов, созданных учащимися 15 лет. Портретное изображение становится одной из главных тем для юношей-художников, оканчивающих школу. Следует также отметить, что в работах детей среди изображений человека преобладают изображения взрослых людей и сверст- * * * Громадную роль в развитии отражения ребенком действительности, в развитии восприятия им людей, в формировании у него умения общественно правильно оценивать их поведение и составлять верное с общественной точки зрения представление о качествах той или иной личности играет школа. Вопрос о том, как в годы учения в школе формируется и проявляется у ребенка понимание другой личности, будет нами рассмотрен особо. Сейчас же мы хотим осветить один из аспектов проблемы восприятия школьниками других людей. Чтобы осветить этот вопрос широко, необходимо исследовать восприятие детьми разных возрастных групп (школьных классов) сверстников, детей другого возраста, учителей, родителей, взрослых вообще. В будущем мы намерены изучить этот вопрос. Здесь же мы излагаем добытые в результате использования только одной методики данные о восприятии школьниками разных возрастных групп хорошо знакомых им сверстников. Материалы, раскрывающие особенности видения школьником одноклассников, были собраны в 1, 4, 5, 7, 8 и 11-классах. Так как в этих опытах применялась та же методика, что и при работе с группой взрослых — создание так называемого «словесного портрета», то появляется возможность сравнить результаты отображения сверстников взрослыми испытуемыми и учащимися школьного возраста. Сравнение цифр таблицы 13 дает возможность увидеть три определенно проявляющиеся, тенденции: 1. С возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека в создаваемый «портрет» все более часто вклю- Таблица 13 чаются в. качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик. К 21—26 годам процент фиксирований этой стороны внешности по сравнению с процентом фиксирования и отображения ее детьми 7—8 лет возрастает почти в 2, 2 раза. 2. С возрастом при словесном воссоздании облика все более часто включаются в «портрет» другого чело- 3, С возрастом неуклонно падает включение в «портрет» воспринимаемого человека (при решении той задачи, которая была поставлена перед всеми группами испытуемых) описаний элементов, образующих оформление внешности человека. Процент фиксирований этой стороны внешности в описаниях облика воспринимаемого человека по сравнению с процентом фиксирований ее детьми 7— 8 лет падает к 21—26 годам в 14, 9 раза. Если графически изобразить проявление этих тенденций при отображении различных сторон внешнего облика, то получается такая картина (рис. 2). Теперь сравним между собой данные по каждому возрасту, которые показывают, как часто тот или иной элемент, входящий во внешний облик, был включен в описание воспринимаемого человека каждой из групп испытуемых (табл. 14). Из данных таблицы 14 следует, что достигшие совершеннолетия школьники фиксируют рост воспринимаемых сверстников при описании внешнего облика их в 5, 5 раза чаще, чем это делают первоклассники, отмечают телосложение в 6, 7 раза чаще, чем дети 7 — 8 лет. Школьники, кончающие школу, описывая внешность •сверстника, отмечают форму лица как существенный признак в 5, 9 раза чаще, чем это делают ученики 1-го класса. Такое же уве-
86 87 личение процента фиксирований имеет место и при отображении других элементов физического облика. При этом, как видно из таблицы 14, темп и «потолок» роста процента фиксирований неодинаковы для разных компонентов. Хотя процент фиксирований различных компонентов в физическом облике нарастает и в описаниях, выполненных учащимися старших классов школы, однако особенно резко этот рост фиксирований многих из элементов физического облика происходит между 5-м и 8-м классами. В то время как в 11-м классе «потолок» роста процента фиксирований таких компонентов, как общая длина тела, достигает 93% описаний, глаза —92, волосы — 86, форма лица —71%, для других компонентов физического облика этот «потолок» значительно ниже (лоб —31% описаний, подбородок — 24, уши — 15% и т. д. ). Как увеличение процента фиксирований каждого элемента физического облика, так и появление указанного «потолка» говорят о том, что в школьные годы продолжается начавшийся еще в пред-дошкольном и дошкольном возрасте процесс дифференциации отдельных элементов физического облика и происходит переоценка в осознании степени важности каждого из них для характеристики индивидуальных особенностей внешности. То же происходит, и с отображением экспрессии. Процент «портретов», в которых описана мимика воспринимаемого сверстника, возрастает к 17—18 годам по сравнению с 1-м классом в 4 раза. Как существенные признаки внешнего облика описываются в «портретах», созданных одиннадцатиклассниками, и жестикуляция, и походка, и поза, и голос, и речь. Таким образом, хотя практически человек сравнительно рано начинает читать «язык» экспрессии и пользоваться им в своем общении с окружающими, однако тот факт, что выразительное поведение — важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика, осознается постепенно. Судя по полученным данным, особенно заметные изменения происходят в этом отношении с вступлением человека в старший школьный возраст. Количество описаний компонентов оформления внешности воспринимаемого сверстника испытуемыми разных групп, как мы уже показывали, в целом от 1-го к 11-му классу неуклонно падает. Однако если рассматривать фиксирование в «портретах» тех или иных особенностей оформления внешности безотносительно к отображению в них физического облика и экспрессии, то по восьмой класс включительно число «портретов», в которых фигурируют те или иные элементы оформления внешности, все же очень велико. И лишь испытуемые 17—18 лет, описывая, согласно инструкции опыта, облик одноклассников, видят их таким образом, что для многих из них признаки оформления внешности оказываются несущественными при создании «портрета». Пока речь шла об изменениях, которые происходят в отображении школьниками внешнего облика друг друга в годы учения — в 1—11-м классах. Теперь попытаемся выяснить, в чем со- стоит то новое, что появляется при решении этой же задачи у лиц 21—26 лет, которые по сравнению со старшими школьниками делают еще один шаг вперед как субъекты труда, познания и общения. Как уже было отмечено, в целом лица 21—26 лет Фиксируют элементы физического облика на 7, 8% чаше, чем школьники 17— 18 лет, а экспрессию —на 1, 2% реже. Выяснилось, что студенты реже, чем старшеклассники, отмечают каждый из конкретных элементов физического облика и экспрессии. Это обстоятельство первоначально нас удивило, так как мы полагали, что частота отображения каждого конкретного компонента физического облика и экспрессии у студентов должна быть выше, чем в «портретах» старших школьников. Объясняется это явление разным пониманием задачи и разницей способов, при помощи которых школьники, с одной стороны, и студенты — с другой, стремятся воссоздать облик другого человека. Качественный анализ содержания «портретов», созданных школьниками, и «портретов», авторами которых являются студенты, и сличение этого содержания в каждом случае с «оригиналом» показывают, что для многих школьников при описании внешнего облика характерно стремление отобразить как можно больше элементов внешности воспринимаемого, в то время как многим студентам присуще стремление передать характерность, своеобразие данного облика, дать ему обобщенное описание. Конечно, и среди школьных «портретов» есть такие, в которых заметен отбор индивидуально-своеобразных элементов облика воспринимаемого человека, так же как среди студенческих «портретов» встречаются такие, где явно выступает желание их авторов ничего не пропустить во внешности. Вот примеры этих сильно отличающихся друг от друга по способу осмысления внешнего облика и последующего его описания «портретов». Сначала приводим типичный школьный «портрет» одной из одиннадцатиклассник «Н. среднего роста, пропорционального сложения. Лицо овальное. Лоб прямой. Брови черные. Когда они поднимаются, то делаются похожими на крыши домиков. Ресницы не очень длинные, загнуты. Глаза коричневато-зеленые с суживающимся к виску разрезом. Нос почти прямой, но кончик вздернут, чуть намечена горбинка, если смотреть в. профиль. Хорошо очерчены крылышки носа. При улыбке от них бегут к подбородку две морщинки. Губы неяркие, нечеткой формы, зубы белые, ровные. Подбородок разделен надвое ямочкой. Щеки чуть розоватые; на левой скуле родинка. Уши маленькие, прижаты к голове. Волосы черные, взбитые и заколоты на затылке и также взбиты над лбом. Впереди почти до бровей спускается челка. С левой стороны она топорщится... » А теперь образец студенческого «портрета» В. «Рост небольшой. Лысеющая крупная голова. Светло-русые волосы. Серого Цвета большие глаза. Взгляд чуть-чуть исподлобья. Правая бровь скорее направлена вниз. Ноздри широкие. Зубы неровные. Большие 89 толстые губы. При разговоре они не очень быстро двигаются. Речь монотонная, слова заканчиваются причмокиванием. Любимый жест — раскрывать ладонь при объяснении. Правая рука заметно подвижнее левой». Развитие восприятия внешнего облика другого человека характеризуется также тем, что с возрастом испытуемые отмечают большее количество признаков в выделяемых ими частях лица, тела, экспрессии воспринимаемого человека. Если первоклассник может выделить сравнительно небольшое число признаков, указывающих на размер, контур, положение, цвет и другие особенности того или иного элемента физического облика, то старшие испытуемые видят и называют в тех же самых элементах большее число различных особенностей. Например, выпускник школы, а тем более взрослый, может характеризовать подбородок воспринимаемого человека по высоте (низкий, средний и пр. ), по форме (. круглый, прямоугольный, треугольный), по отношению к вертикали (скошенный, выступающий, прямой), отметить в нем раздвоенность, ямки, поперечную борозду и пр. У первоклассника же еще не сформированы многие понятия и образы, которые позволяют более старшим школьникам быстро осмысливать и адекватно описывать названные особенности или многие из признаков, характеризующие другие элементы физического облика. То же относится и к экспрессии. Когда младший школьник называет ее в качестве существенного признака внешности, он отмечает незначительное число форм выражения лица, глаз и пр. Когда характерность выразительного поведения воспринимаемого человека пытается описать старший школьник или совсем взрослый испытуемый, они подмечают в нем несравнимо большее число различных черт и оттенков. Об этом обогащении содержания образа восприятия, выражающемся в том, что при отражении другого человека в каждом из элементов его внешности более развитый как субъект труда, общения и познания индивид отмечает больше признаков, очень определенно свидетельствуют результаты эксперимента, который мы провели в 5-х и 8-х классах школы. В. этом опыте восьмиклассники и школьники пятого класса описывали внешний облик одних и тех же взрослых (четырех педагогов-мужчин). Чтобы получить сравнимые данные, испытуемым было предложено при составлении «словесных портретов» указанных лиц придерживаться «схемы» облика человека, которая содержала перечисление восемнадцати основных компонентов внешности. (Эта «схема» была дана испытуемым перед опытом). Сопоставление количества и характера признаков, отмечаемых школьниками 8-го класса, с одной стороны, и учениками 5-го класса — с другой, раскрывает во всей полноте неодинаковость осознания особенностей одних и тех же элементов облика этими двумя группами испытуемых (таблицы 15 и 16). Цифры таблицы 15 показывают, насколько богаче становятся видение и оценка в облике человека таких признаков, как форма, относительные размеры, положение, цвет у 15-летних ребят по сравнению с 11-летними школьниками. Из таблицы 16 видно, как по мере формирования личности школьника растет вширь и вглубь осознание последним признаков, характеризующих походку человека, его голос, речь, мимику, жестикуляцию, осанку и позу. Например, к 8-му классу по сравнению с 5-м значительно увеличивается число случаев, когда школьники отмечают в походке воспринимаемого человека скорость, характерную для него длину шага, давление на поверхность (тяжелая походка), сопутствующие содвижения или, останавливая внимание на речи другого человека, фиксируют в ней такие признаки, как отчетливость произношения, богатство словаря, правильность построения фраз и расстановки ударений, скорость говорения, интонационное богатство и отдельные недостатки произношения. Но по мере формирования личности познающего субъекта у него не только развиваются способности видеть все многообразие признаков, характеризующих тот или иной компонент облика воспринимаемого человека, но и различать все богатство оттенков в проявлении каждого признака в отдельности. В эксперименте, результаты которого были только что изложены, и эта особенность, характеризующая развитие у человека восприятия других людей, проявилась так же четко. Отмечая типичные для воспринимаемого человека выражения лица, описывая имеющиеся у него особенности голоса, всматриваясь и в Другие проявления его облика, восьмиклассники находят в них чаще, чем пятиклассники (см. таблицу 16), индивидуально характерные оттенки.
90 91
Наглядное представление об успехах, которые достигаются человеком по мере формирования его личности в осознании особенностей облика других людей, дает сравнение «словесных портретов» одного и того же человека (Н. Д. — мужчина 54 лет, рост 171 см, работает директором школы), написанных испытуемыми — восьмиклассником и учеником 5-го класса.
Автор «портрета» школьник 16 лет. Возраст —лет 55—60. Рост средний, 165—168 см. Фигура плотная; несколько выдается вперед живот. Лицо круглое, открытое, волевое. пересечен
Лоб высокий, широкий, глубокими морщинами. Брови темные, с сединой, низко нависают над глазами, у переносицы близко подходят друг к другу. Глаза большие, серые, лучистые (в уголках глаз — морщинки). Нос прямой, с большими ноздрями. Рот кажется большим из-за толстых губ. Верхняя губа выдается вперед. В уголках рта — тоже морщинки. Подбородок с едва заметной ямочкой, широкий, волевой. Волосы темные, почти черные, с проседью. Уши маленькие, прижатые к голове. Шея толстая, короткая. Видна жировая складка второго подбородка. Кадык выступает чуть больше обычного.
Руки сильные, мускулистые, пальцы пухлые, кисти жилистые, ладонь широкая.
Ноги толстые, прямые. Голос громкий, низкий. Речь очень связная, толковая. Н. Д. объясняет все или рассказывает всегда увлекательно, интересно, живо. Немного картавит и шепелявит. В окончаниях -ия — ж. р. — часто не произносит и (или произносит очень неразборчиво). При разговоре изредка облизывает губы движением языка с верхней губы вниз и назад. Выражение лица суровое и часто доброе. Походка ровная, степенная, неторопливая. Во всех движениях чувствуется военная выправка. Носит прическу полубокс.
Одежда — темно-синий костюм в белую полоску. Есть галстук. Брюки широкие. Все гладко выутюжено. На улице Н. Д. ходит в темном пальто и в зеленой велюровой шляпе с полями. Сравнение характеристик каждого элемента внешности одного и того же человека, даваемых младшим и старшим подростками, Убедительно выявляет развитие их восприятия. Оно выражается
93: s том, что в каждом элементе внешности воспринимаемого человека фиксируются все новые признаки, а в них все новые оттенки. Сравнение восприятия другого человека испытуемыми разных возрастных групп показывает далее, что по мере формирования индивида как субъекта познания возрастает степень точности отражения им признаков облика воспринимаемых людей. Это относится как к отражению и оценке испытуемыми черт физического облика, особенностей оформления внешности человека, так и его выразительного поведения, выполняемых им действий. Рассмотрим, например, как по мере повзросления группы испытуемых изменяется точность оценки ими роста воспринимаемого человека и его возраста. Н. А. Горбовская предлагала трем группам школьников (ученикам 2, 5 и 8-го классов) определять в сантиметрах рост одних и тех же лиц, с которыми испытуемые встречались и до опыта. Для школьников 2-го класса задача назвать (в сантиметрах) рост человека, основываясь на восприятии, оказалась чрезвычайно сложной. Поэтому экспериментатор после проведения проверочной серии опытов для этой группы испытуемых в новом эксперименте изменил методику. Ученики 2-го класса, посмотрев на определен-. ного человека, теперь поворачивались к высотомеру и на нем показывали рост того, кого они только что видели. Сведенные вместе данные об оценке роста одних и тех же лиц тремя группами испытуемых, находящихся на разных ступенях развития, показали, что задача точно оценить рост человека представляет для индивида тем 'большую трудность, чем меньше последний развит в целом как личность. Чем меньше возраст человека, тем хуже он определяет истинную длину тела лиц, которые входят в его окружение. Если дети 8—9 лет, работая по облегченной методике, при оценке роста дали 2, 9% правильных ответов, то в группе школьников 11 —12 лет правильных суждений стало уже 28, 5%. В группе испытуемых 14—15 лет процент правильных суждений (или с ошибкой, не превышающей ±2 см) при прямой оценке роста поднялся до 37, 2%. Чем старше были испытуемые, тем меньше они делали ошибок, выходящих за пределы ±6 см при определении роста. Повышение точности оценки роста других людей находится в прямой связи с развитием у школьника глазомера, пространствен-•ных представлений, вычислительных навыков, а также с осознанием значения этого признака для характеристики облика человека. С развитием индивида как личности растет точность оценки им и такого сложного компонента в облике воспринимаемого человека, как возраст. Возраст наряду с другими характеристиками личности, в той или иной мере связанными с внешним обликом человека, несет индивиду также определенную информацию, выполняет сигнальную роль, осведомляя его о количестве жизненного опыта другого человека и возможном его положении в общест- ве. Осознание этой стороны в облике воспринимаемого лица влияет на характер контакта, который устанавливается между людьми, и в случае отсутствия других внешних ориентирующих данных определяет форму обращения одного человека к другому. Оценка возраста другого человека может косвенным образом отразить отношение к нему, служить косвенным показателем самооценки и взаимоотношений людей. Карстен, изучавший «восприятие возраста»23, указывает на существование «масштабного поля», которым пользуется любой человек, устанавливая возраст другого. Масштабное поле включает в себя годы или поколения, к которым сам человек относится.. Оно имеет определенные границы, пороги, которые воспринимаются как детство, отрочество, юность, молодость, зрелость и старость. Мы не случайно назвали возраст очень сложным компонентом в облике человека. Возраст — не только временная характеристика, его нельзя; установить без пространственных признаков. В. А. Надеждин указывает, что о возрасте человека прежде всего говорят количества и расположение морщин лица и шеи, так как топографическое распространение морщин всегда соответствует возрасту24. Старению сопутствуют и другие признаки: изменение пигментации кожи,, сухость и морщинистость кожи рук, атрофические изменения ногтей, степень сношенности зубов и пр. Но, как показывают наблюдения, если перед человеком не ставится конкретная задача выявить эти признаки, по которым можно с максимальным приближением назвать возраст воспринимаемой личности, то он предпочитает пользоваться методом сравнения, используя свой прошлый опыт. В таком случае приобретает большое значение не только-физический облик человека, но и оформление ею внешности, его» манеры, поведение, выразительные свойства личности. Различия в оценке возраста испытуемыми, находящимися как личности на разных ступенях развития, в нашей лаборатории изучала В. Н. Куницына. Различным коллективам учащихся она предлагала описать внешность человека, предъявляемого или непосредственно или на фотографии. В основной части эксперимента, где описание проводилось на основании непосредственного восприятия, на возрасте внимание специально не акцентировалось, и, эта деталь в инструкции преднамеренно опускалась. Это обстоятельство способствовало выявлению действительной значимости возрастной характеристики для испытуемых. В качестве основных испытуемых в этом исследовании были1 взяты коллективы 7-х и 8-х классов трех школ-интернатов и шести обычных школ Мурманской области и Ленинграда (всего в опытах участвовало 740 школьников). Разграничение в дальней- 23Karsten A. Wahrnehmung des Alterns. — Acta psychologica, vol. XIX, Amsterdam, 1961. 24 См.: Надеждин В. А. К семиотике возрастов: опыт числового учета ряда внешних признаков постарения. —Врачебное дело, 1926, № 18—20. 95 шем анализе группы испытуемых на семиклассников и восьмиклассников при небольшой, казалось бы, разнице в возрасте оправдано практикой школы, отмечающей качественные сдвиги в развитии восьмиклассников — расширение умственного кругозора, появление новых интересов, касающихся прежде всего общественной жизни. В качестве воспринимаемых лиц была использована основная группа из четырех женщин (28, 29, 33 и 62 лет), шести мужчин (32, 37, 40, 45, 54 и 56 лет), двух подростков (девочка 14 и мальчик 15 лет) и трех учеников 4-го класса (одна девочка и два мальчика Л лет). Использование в опыте постоянной группы воспринимаемых лиц дало экспериментатору единое основание для сравнения особенностей восприятия в различных условиях и при влиянии различных факторов. При проведении этого эксперимента и при анализе собранных данных учитывались: 1) степень знакомства предъявляемой личности испытуемому (подросток видит человека в первый раз или знал его не менее года, но не имел тесного контакта, был хорошо знаком с ним и т. п. ); 2) эмоционально-динамическая выразительность. В зависимости от степени ее проявления воспринимаемые лица были разделены на две группы. Первая группа лиц отличалась общей подвижностью, общительностью, непринужденной и естественной манерой обращения, богатством мимики и пантомимики. Для второй, наоборот, были характерны медлительность, немногоречивость, скованность движения и небогатая мимика. По данным опытов, возраст оказался значимой для подростка характеристикой воспринимаемого человека. 61% участвовавших в опыте детей указал возраст описываемого человека. Причем если в группе семиклассников на эту сторону в облике обратили внимание 49% участвовавших в опыте, то в группе восьмиклассников на возраст указали 75% испытуемых. Определение возраста оказалось довольно затруднительной для подростков задачей, что видно из нижеследующих фактов. Количество точных оценок очень небольшое (13%). Даваемые определения возраста нередко соответствовали временным представлениям подростка, отличным от временного масштаба взрослых людей, — «возраст средний — 24 года», «преклонный возраст— 38—40 лет». При установлении возраста подростки использовали слишком большие временные интервалы. Иногда эти интервалы достигали 10—15 лет25. (Например, подросток мог сказать: этому человеку 55—70 лет. ) Отклонения на один-два года в сторону завышения или занижения действительного возраста воспринимаемого взрослого человека были отмечены В. Н. Куницы-ной у 10% участвовавших в опыте детей, а отклонения свыше двух лет — у 20—30%. В некоторых случаях величина этого отклонения достигала 10—20 лет.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|