Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 8 страница



переход к качественно новой форме отражения объективной реаль­ности, предшествуют формы отражения действительности, свойст­венные животным. В эту действительность, отражаемую животным, входит не только «мертвая» природа, но и живые существа и, в частности, особи того вида, к которому принадлежит данное жи­вотное. Отражение их оказывается важным компонентом регуля­ции поведения животного. Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей развития отражения ребенком других людей, позна­комимся кратко, как отражают друг друга высшие животные.

Н. А. Тих в фундаментальном труде «Стадная жизнь обезьян и средства их общений в свете проблемы антропогенеза» е анализи-РУет особенности восприятия обезьянами друг друга. Исследова­тельница тщательно прослеживает, как развивается у детенышей-обезьян различение живых существ, дифференциация ими оттен­ков мимики и пантомимики обезьян стада, рассматривает развитие отношений детеныша к взрослым членам стада.

См.: Тих Н. А. Стадная жизнь обезьян и средства их общения в свете проблемы антропогенеза. Автореф. дис. на соиск. учен, степени докт биолог. ааУк. Л., 1950.


 


72


73


На второй неделе жизни детеныш уже отличает движущиеся предметы от неподвижных, но мать среди других самок он в это время не различает и может прицепиться к первой попавшейся обезьяне. В конце первого месяца наблюдается дифференцировка в отношении к своей матери и другим обезьянам, а также к лю­дям. О появлении такого различения обычно говорит поведение детеныша. Маленькая обезьянка, которая до этого совершенно спокойно входила в. контакт с любым -из окружающих, в один пре­красный день начинает проявлять энергичное сопротивление, когда ее хочет взять один человек, и, наоборот, охотно тянется к дру­гому.

Узнавание происходит с первого беглого взгляда. Главное вни­мание при этом обезьяна обращает на лицо. Н. А. Тих отмечает, что обезьяна часто фиксирует лицо взглядом, вероятно, проверяя правильность выбора. Всякие изменения лица человека вызывают у маленькой обезьяны яркую эмоцию страха. Животное перестает узнавать человека, если он появится в необычном головном уборе, изменит прическу, наденет очки. Б человеке детеныш прежде всего выделяет голову, а в ней глаза, на которые особенно обра­щает свое внимание.

Интересно ведут себя детеныши гамадрилы, рассматривая фо­тографии обезьян своего вида. Сначала у них отмечается агрес­сия — судорожное позевывание и хлопанье ртом, а затем... дремо­та, переходящая в сон. Трехчетырехмесячный детеныш хорошо различает ближайшее окружение своей матери от остальных чле­нов стада. Об этом свидетельствует все его поведение. Он охотно подходит к тем самкам, которые часто объединяются с его ма­терью, и избегает тех членов стада, которые с ней' враждуют* Вожака группы детеныши отличают уже на пятом-шестом месяце жизни. Они относятся к нему с явно выраженным страхом, ста­раются обойти его подальше, не попадаться ему на глаза с кор­мом.

У детенышей обезьян развивается очень высокая чуткость к эмоциональным состояниям и их выражению. Н. А. Тих приводит в своей работе многочисленные факты, которые показывают, что обезьяны чувствительны не только к жестам, окрикам, но и к взгляду, к молчаливому отворачиванию, к еле заметным даже для человека движениям друг друга. Способность к такому различе­нию оттенков экспрессии у детенышей обезьян развивается посте­пенно и формируется в связи с условиями их жизни в стаде. Каж­дый детеныш постоянно получает шлепки за действия, вызываю­щие неодобрение старших. Однако с возрастом таких физических мер воздействия на детеныша обрушивается все меньше. Трех-четырехмесячной обезьяне достаточно одного угрожающего взгля­да со стороны взрослого, чтобы привести ее < в состояние паниче­ского страха.

Изучая особенности стадного образа жизни обезьян, Н. А. Тих показала, что для них характерно внимательное отношение каждо-


го члена сообщества к положению и поведению других. Перемеще­ния, группировки, каждое новое проявление в звуках или жесты отдельных обезьян неизменно вызывают внимание у всех. Эти из­менения постепенно научаются фиксировать и различать и дете­ныши. Выработка у обезьяны такой способности к фиксации место­положения других обезьян, к различению изменений в их экспрес­сивном поведении — совершенно необходимое условие ее жизни в стаде и регуляции поведения в соответствии с требованиями среды.

Развитие ребенка — с момента появления на свет и до зрелос­ти — есть формирование его как члена общества. В ходе формиро­вания ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до высших форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому.

Восприятие человека человеком развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребностей в общении, познании и в труде. Известно, что в конце первого — начале второго месяца жизни у ребенка появляются специфиче­ские формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, что свидетельствует о выделении им взрослого из окружающей обста­новки.

Н. Л. Фигурки и М. И. Денисова 7 описали эту форму реагиро­вания на взрослого человека, назвав ее комплексом оживления. Природа этой реакции научно убедительно еще не раскрыта. Д. Б. Эльконин, например, считает, что она является особым эмоциональным состоянием, возникающим благодаря тому, что общение ребенка со взрослым часто подкрепляется пищей, прием которой вызывает положительные эмоции8. Вследствие совпаде­ния во времени положительно-эмоционального состояния ребенка с появлением рядом с ним ухаживающих за ним взрослых у него формируется положительная эмоционально-двигательная реакция, выражающаяся в улыбке и зрительном сосредоточении на лице Другого человека, интенсивном и быстром вскидывании ручек и переборе ножек.

Е. К- Каверина, специально исследовавшая реакции ребенка на голос человека, отмечает, что в период появления ориентиро­вочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители реак­ции ребенка на человека и на предметы совершенно одинаковы.

7 Фигурны Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей
в возрасте от рождения до одного года. М., 1949.

8 См.: Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.


 


74


75


Положительная эмоциональная реакция именно на лицо человека образуется постепенно9.

Положительное эмоциональное реагирование на взрослого яв­ляется, с одной стороны, показателем того, что у ребенка возникла потребность общения со взрослым, лежащая в основе всего даль­нейшего психического развития ребенка, а с другой — косвенным образом свидетельствует о роли развивающегося у ребенка вос­приятия другого человека. Оно оказывается совершенно необходи­мым актом проявления и удовлетворения потребности в общении.

А. В. Ярмоленко специально изучала сравнительную привле­кательность различных предметов и человека для младенцев пер­вого полугодия жизни и время внимания к различным объектам10. Она установила, что уже в первом полугодии жизни ребенок все более и более выделяет взрослого человека из других предметов. В то время как на протяжении от 4-го до 6-го месяца длительность сосредоточения его на неподвижном зрительном раздражителе возрастает, по средним данным, с 26 до 37 секунд, сосредоточение на неподвижном человеке возрастает с 34 до 111 секунд, т. е. в три раза; сосредоточение на движущемся зрительном раздражите­ле в этот период возрастает с 41 до 78 секунд, а на двигающемся человеке — с 49 до 186 секунд, т. е. почти в четыре раза. Если сосредоточение на звучащем перемещающемся предмете за это же время возрастает в три раза, то сосредоточение на говорящем, на­ходящемся в движении человеке увеличивается в пять с лишним раз.

Помимо более устойчивой по сравнению с другими предметами фиксации внимания на человеке у ребенка на смену пассивному рецептивному контакту приходит активный рецептивный контакт со взрослым. Так, А. Валлон отмечает, что на шестом месяце среди прочих реакций простая фиксация (без дополнительных жестов) лиц других людей занимает 50%; на седьмом же месяце число таких реакций снижается до 26%, в то время как число реакций с жестами по отношению к другому человеку возрастает на 41%. Между седьмым и двенадцатым месяцами жесты, направленные на других людей, встречаются в 4 раза чаще, чем в первое полуго­дие, и превосходят на одну треть число жестов, имеющихся у де­тей на втором году жизни и.

М. Ю. Кистяковская указывает, что уже в возрасте от 3 до 6 месяцев у ребенка возникает избирательное отношение ко взрос­лым. Трехмесячный ребенок выделяет свою мать из окружающего, а шестимесячный начинает отличать чужих от своих. Если трех-четырехмесячные дети улыбаются и оживляются на обращенный

9 См.: Каверина Е. К- О развитии, речи у детей первых двух лет жиз­
ни. М., 1950.

10 См.: Ярмоленко А. В. К предыстории потребности общения у малого
ребенка. —Учен. зап. ЛГУ, 1957, № 244.

11 Данные Валлона приводятся по кн.: Эльконин Д. Б. Детская психологи" *.
М., I960, С. 75.


к ним разговор любого взрослого, то пяти-шестимесячные дети при приближении и обращении к ним чужого человека, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут « громко расплакаться. Во втором полугодии ребенок мо­жет уже наблюдать за детьми и взрослыми, . находящимися в поле его зрения 12.

Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, обстоятельно исследовавшие развитие ребенка на первом году жизни, пишут, что до года улыбка появляется у ребенка почти исключительно на человеческое лицо или голос. Двигательная реакция на звук возникает прежде всего на человеческий голос, потом уже на другие звуки. Крик (испуг) в ответ на зрительные воздействия впервые появляется при диффе­ренцировании человеческого лица (знакомого) от близкого к нему раздражителя (чужой человек или маска) Ч

Таким образом, на первом году жизни ребенка устанавливают­ся и усложняются связи между ним и взрослыми. Приведенные факты говорят и об 'интенсивности, с какой развивается способ­ность ребенка выделять из окружающей обстановки сначала близ­ких, а затем и новых людей, а также дифференцировать их наи­более наглядные признаки.

Благодаря значению, которое имеет взрослый в жизни ребенка, в процессе взаимодействия с ним ребенок все тоньше дифференци­рует особенности, составляющие внешний облик другого человека, и осваивает значение изменений, которые в нем происходят. В свя­зи с изменением роли взрослых по отношению к ребенку, возмож­ности которого к самостоятельному действованию непрерывно растут, взрослые открываются ребенку со все новых сторон. Пере­давая ребенку общественно выработанные специфически человече­ские способы употребления тех или иных предметов, взрослый все более выступает для ребенка не только как средство удовлетворе­ния основных потребностей, но главным образом как носитель ре-• чевых форм общения и общественного опыта действий с предмета­ми, которыми овладевает ребенок, и как организатор, руководитель его ориентировки во все расширяющемся предметном мире. Поэто­му ребенок выделяет взрослого из всей совокупности элементов ситуации как ее центральное звено.

Однако, прослеживая этапы формирования навыков общения у ребенка, следует помнить о воспитательной роли в развитии первичной ориентировки в людях, грубого различения их состояний и выработки социальных способов контакта не только близких ре­бенку взрослых, но и тех взрослых и детей, с которыми ребенок общается в яслях, детском саду, во дворе и т. п. В этом случае

12 См.: Кистяковская М. Ю. Воспитание детей первого года жизни в
яслях и домах ребенка. Автореф. дне. на соиск. учен, степени канд. биолог,
наук. М., 1946.

13 См.: Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения
детей в возрасте от рождения до одного года.


 


76


77


резко увеличивается круг лиц, с которыми ребенок связан. Он сталкивается с необходимостью дифференцировать их, выделять в них сходное и различное. Благодаря увеличению видов деятель-, ностп, в которых пришедший в детское учреждение ребенок взаимо­действует с людьми, у него расширяется возможность видеть по­следних в новых ролях, и, таким образом, ребенок делает еше один шаг в познании других людей.

Очень большое значение в познании ребенком человека имеет овладение речью. Употребление имени и связывание с ним образа конкретного человека и каких-то действий, выполняемых им, являются ярким показателем развития отражения ребенком дру­гих людей. У ребенка появляется способность обобщать ощущения, возникающие при взаимодействии с определенным человеком. Уг­лублением познания ребенком других людей является переход от называния взрослых в зависимости от выполняемых по отношению к нему функций (мама, папа, няня), к различению людей по внеш­ним (возрастному и половому) признакам и особенно переход к использованию в разговоре местоимений для обозначения окру­жающих. Сознательное употребление ребенком местоимений в разговоре означает переход от представления о другом человеке к мысли о нем.

Уже при наличии сенсорной речи дети в ответ на вопросы могут правильно показывать на глаза, нос, уши, руки, ноги и другие части тела человека. В процессе дальнейшего овладения речью, как пишет П. Р. Чамата, дети способны не только показывать части тела человека, но. и называть их, определять функции и т. д. 14 В 3—4 года, а иногда и раньше, дети могут соотносить поступки и действия человека с его личностью. Это отчетливо показывают ответы детей на вопросы: «Кто это сделал? Почему он это сделал? »

Слово включается в восприятие благодаря связям, образую­щимся между непосредственно воспринимаемыми особенностями облика или проявлений другого человека и содержанием слова, по механизму «возбуждения второго порядка». Включение слова в восприятие человека совершается в ходе индивидуального разви­тия, В процессе овладения речью у ребенка устанавливаются вре­менные связи между тем или другим человеком из его окружения и обозначающими их словами, между позой, выражением лица, жестом и их словесным обозначением. Таким образом, в систему корковых связей, являющуюся нейродинамической основой образа другого человека, включается новый компонент — второсигнальные связи. Зрительный образ другого человека обогащается за счет содержания, закрепленного в обозначениях человека, черт его внешности и различных проявлений. Смысловое содержание слова соединяется с чувственным образом человека. При этом смысловое содержание, вошедшее в восприятие человека как компонент, на-

14 См.: Чамата П. Р. Вопросы самосознания личности в советской пси­хологии. —Психологическая наука в СССР, т. II. М., 19S&.


•чикает в подавляющем числе случаев осознаваться как содержа­ние воспринимаемого человека, а не как содержание слова. Чув­ственное содержание образа человека становится носителем. пси­хологического индивидуально-личностного содержания. Человек начинает выступать в восприятии другого как лицо, обладающее не только непосредственными чувственно данными 'Свойствами, но •и сигнализируемыми ими психическими свойствами.

Общаясь с близкими взрослыми людьми, а затем и с людьми из более широкого окружения, дети учатся дифференцировать от­тенки экспрессивного поведения и по ним «читать» переживаемое человеком состояние. Об этом свидетельствуют проявления ма­ленькими детьми сочувствия, страха, радости и иных переживаний в соответствии с экспрессивной картиной поведения близкого им человека.

Понимать значение выразительного поведения других людей дети учатся постепенно. Т. А. Репина, исследовав восприятие до­школьниками выразительной стороны рисунка, раскрыла ряд осо­бенностей отражения ими экспрессии15.

В качестве наглядного материала Т. А. Репина предъявляла детям трех — семи лет репродукции картин эмоционального содер­жания. При этом в картинах одной группы эмоции передавались главным образом мимикой и жестами изображенного человека. В других картинах, кроме мимики и позы изображенного лица, имело место более сложное выражение эмоции: раскрывались взаимоотношения персонажей друг с другом или их отношение к окружающим предметам.

Т. А. Репина установила, что легче всего дошкольниками в кар­тине воспринимается эмоциональное содержание, непосредственно переданное в мимике изображенных персонажей. Восприятие же эмоционального переживания, выраженного в позе и жестах героя или через изображение взаимоотношений персонажей, представ­ляет значительные трудности, особенно для детей младшего до­школьного возраста.

Воспринимая переживания персонажа, выраженные в мимике, дошкольники легче всего схватывают мимику радости и гнева. Выражение грусти, печали изображенного на картине персонажа для понимания дошкольников более трудно. Установить характер эмоции, выраженной через взаимоотношения изображенных персо­нажей и ситуаций, оказалось для дошкольников наиболее слож­ной задачей. Здесь выявились три уровня восприятия: 1) не пони­мается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет; 2) пра­вильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается; 3) дети осознают сюжет картины и правильно воспринимают ее эмоциональное содержание. Третья ступень восприятия становится доминирующей только у детей старшего дошкольного возраста.

15 См.: Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной1 стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги. — Вопросы психоло­гии, I960, № 5.


 


78


79


Наблюдения за тем, как дети смотрят кинофильмы, телевизион­ные передачи, спектакли, подтверждают, что Т. А. Репина верно отметила особенности восприятия дошкольниками выразительного поведения людей и оценки переживаемых ими чувств.

Выявлению того, что именно дети разного возраста отражают в другом человеке, что в его внешнем облике для них значимо, что в формирующемся у них образе выдвигается на первый план, а что до времени оказывается в тени, способствует изучение подража­ния, игры и художественного творчества детей.

Многофазовый процесс подражания, как показал И. М. Сече­нов, начинается с того, что у субъекта, наблюдающего за дейст­виями другого, складывается образец этих действий, «мерка для подражания». А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, В. А. Просецкий выявили и исследовали этапы подражания16. Этапы эти тако­вы: а) безусловнорефлекторное подражание новорожденного17; б) малосознательное подражание младенца отдельным звукам, движениям, переходящее в конце младенческого возраста в под­ражание словам и действиям с предметами; в) дальнейшее вос­произведение движений и действий взрослого, а также все уча­щающееся отражение и воспроизведение преддошкольником целых фрагментов деятельности и жизни взрослых и их речи; г) игры-подражания на следующих ступенях развития ребенка; д) созна­тельное неигровое подражание, когда оно становится по преиму­ществу мотивированным и избирательным.

С развитием второй сигнальной системы слово, следуя перво­начально за процессом подражания, фиксируя его результат, затем существенным образом его перестраивает, придавая ему обобщен­ный и сознательный характер.

По тому, что. нового появляется в движениях, действиях, словах ребенка при сопоставлении с окружающими его образцами, мож­но в определенной мере судить о том, что он видит в людях и их делах, слышит в их речах, как улавливает их настроения, хотя, конечно, насколько осознает он все это — вопрос особый. В пред-дошкольном возрасте вторая сигнальная система проходит началь­ный этап своего развития, первая же сигнальная система уже достаточно развита для отражения и воспроизведения движений, аналогичных движениям взрослых. Поэтому, подражая, ребенок может подчас воспроизвести систему движений, не улавливая за­висимости между действием и его результатом. Но это не снимает факта, что ребенок отразил и отобразил определенные социально значимые движения — жесты, выражение лица, действие с предме­том — другого человека и тем самым сделал шаг вперед не только

16 См.: Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., I960;
Ковалев А. Г. Психология личности. Л-, 1963; Просецкий В. А. Пример
как один из факторов формирования личности. Доклады на совещании по пси­
хологии личности. М., Ш56.

17 По мнению А. -В. Запорожца, на самых ранних ступенях развития по­
дражание отсутствует.


в овладении социально принятыми формами поведения, но и? продвинулся в познании другого человека.

В дошкольном возрасте подражание ребенка может более или менее сильно отличаться от действия, которое он копирует. Однако-и в этом случае подражанию предшествует отражение и запечат-ление ребенком содержания, связанного с обликом, деятельностью» и поведением взрослых и сверстников, отражение уже не отдель­ных действий, предложений и небольших фрагментов поведения,.. а сравнительно сложных цепей их, многокомпонентных по составу способов выражения отношения другого человека к лючям и ве­щам. Это фактически означает, что анализ поведения другого че­ловека поднялся у ребенка на более высокую ступень, а также усложнился и синтез выделяемых в этом поведении элементов.

В деятельности подражания школьника для нас существенно* то, что на смену копированию внешнего поведения старших и сверстников приходит подражание их внутренним качествам, их чертам характера. Это опять-таки свидетельство того, что позна­ние школьником другого человека продвинулось еще дальше.

Кого избирает учащийся в качестве образца для подражания,. а кого отвергает, что в этих людях привлекло его в наибольшей? степени, а мимо чего он проходит, чего не видит — все это показа­тель не только моральной зрелости или незрелости школьника, но-одновременно показатель степени развития у него умения диффе­ренцировать различные стороны внешнего облика и формы пове­дения людей и расшифровывать их психологическое содержание.

Формой активного отражения ребенком облика, поведения и деятельности людей является игра. А. А. Люблинская, Д. Б. Эль-конин, разрабатывавшие проблему игры, показали, что в игровых: действиях ребенка содержание жизни и деятельности взрослых от­ражается в определенной последовательности18. Играя, ребенок: входит в такие сферы жизни людей, отражает такие их стороны, которые вне игры ему еще не доступны. В специфических условиях игры через действие с предметами ребенок «входит» в человече­ские отношения. Ребенок воспроизводит в игре образ другого чело­века, и каждое игровое действие оценивается и товарищами па* игре и самим дошкольником с точки зрения соответствия этого дей­ствия образу. В результате такого сопоставления в игре собствен­ного облика и поведения и облика и поведения взрослого, образ-которого он воспроизводит, у ребенка развивается осознание внеш­них и внутренних особенностей другого человека.

Особенности отражения человека детьми раскрываются в ху­дожественном творчестве, в частности в изобразительной деятель­ности детей. Отражение действительности в рисунках детей разно­го возраста неодинаково. Запечатлевая в продуктах своего твор­чества действительность, ребенок в зависимости от возраста и

18 См.: Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. М„. 1959; Эльконин Д. Б. Детская психология.


80


•уровня развития отражает различные ее стороны с разной сте­пенью активности. Отражая в рисунке, скульптуре, акварели, графике реальность, ребенок одни ее стороны запечатлевает более •часто и подробно, другие стороны действительности ребенок ото­бражает реже и менее детально, третьи — не замечает совсем. Со­держание работ детей на так называемую свободную тему позво­ляет увидеть, что в окружающей действительности ребенку инте­ресно в каждый момент, что вызывает у него эмоциональный ••отклик и осмысливается.

По тому, какое место в содержании этих работ занимает чело­век, какие стороны в нем юные художники стараются отобразить, можно в определенной мере судить, что в окружающих людях -сильнее всего запечатлевается детьми того или иного возраста, на чем особенно задерживается их взор, что в воспринимаемом чело-веке осознается ими больше, что меньше, а что не осознается •совсем.

Среди психологов было распространено мнение, что все дети •рисуют главным образом людей. Наиболее четко эта мысль была •выражена Г. Кершенштейнером . В. Вундт полагал, что в изобра­зительной деятельности детей существует определенная стадиаль­ность: на первой ступени преобладает изображение детьми чело­века; на второй ступени дети наиболее часто изображают в своих рисунках животных, на третьей ступени кроме человека и живот­ных ребенок охотно изображает и другие предметы20. Этим ут-. верждениям противостоит мнение Е. И. Игнатьева. Совсем недав-1но, статистически обработав большое число детских рисунков на -свободную тему, он пришел к выводу, что из четырех объектов действительности — человек, животное, растение и строение — человек изображается как городскими, так и сельскими школьни­ками реже всего21.

Однако Е. И. Игнатьев сделал этот вывод, проанализировав рисунки лишь школьников. При этом он не указывает начальный -и конечный возраст юных художников, работы которых были им изучены. Он не указывает также количества рисунков своих учени­ков по годам их обучения в школе. Кроме того, остается неясным, чем руководствовался Е. И. Игнатьев, относя содержание рисун­ков к той или иной категории, если это 'были рисунки со сложным •содержанием. Поэтому вопрос о том, какое место занимает чело­век в детских рисунках, насколько часто дети отображают его по сравнению с другими объектами действительности остается пока открытым.

Вместе с тем остается фактом: дети на всех ступенях возраст-. ного развития, как только выучиваются держать карандаш и ле-

13 См.: Кершенштейнер г. Развитие художественного творчества ре--бенка. М., 1914.

20 См.: Вундт В. Фантазия как основа искусства. Спб., 1914.

21 См.: Игнатьев Е, И. Психология изобразительной деятельности детей.
М., 1961.


пить из пластилина, сначала с помощью взрослых, а потом и сам? з в своем творчестве отображают человека. Не претендуя на реше­ние указанного выше вопроса, так как для этого нужны более об­ширные материалы, чем мы смогли собрать, мы проанализировали содержание шестисот работ (рисунок, акварель, скульптура, резьба по дереву, графика), выполненных юными художниками в возрасте 4—17 лет22. В зависимости от содержания рассматриваемые рабо­ты были разделены на семь групп: 1) пейзаж (природа); 2) инду­стриальный пейзаж; 3) животные; 4) люди действующие (в огра­ниченном пространстве — в комнате, у станка, на физкультурной площадке и пр. ); 5) люди позирующие (портрет); 6) иллюстрации к сказкам; 7) натюрморт. Далее работы юных художников, от­несенные к той или иной группе, были распределены по подгруп-

Таблица 11

 

 

 

Содержание работы

Процент работ художников

Всего работ данного содер­жания

4-5 леь 16-17
Природа                          
а) с человеком 4, 4 3, 6 6, 2 1, 5 4, 8 4, 8 3, 6 7, 4 17, 5 9, 6
б) без человека 5, 4 4, 2 3, 6 7, 2 3, 7 3, 5 4, 8
Пейзаж индустри-                          
альный                          
а) с человеком 5, 4 8, 4 10, 8 6, 0 23, 4 3, 7
б) без человека 4, 4 5, 4 4, 2 8, 4 3, 6 3, 6 10, 8 18, 5 _
Животные                          
а) с человеком 1, 8 6, 2 8, 4 7, 2 1, 8 7, 4 3, 5 . _  .
6} без человека 12, 6 8, 6 20, 4 22, 8 1, 8 3, 6 3, 7 9, 6
Люди действую- 25, 8 22, 8 32, 8 33, 4 36, 4 39, 6 38, 8 29, 7
щие                          
Люди позирующие 13, 2 21, 4 10, 4 2, 0 4, 5 4, 8 3, 6 14, 4 9, 0 14, 8
Иллюстрации                          
к сказкам                          
а) с человеком 8, 8 12, 6 8, 6 3, 4 6, 0 ,  . 3, 7 __   __  
б) без человека 17, 0 9, 0 10, 4 1, 5 3, 4 3, 6 3, 7 _  , __  
Натюрморт 4, 4 ~~ 1, 5 1, 2 2, 4 3, 6 1, 8 3, 7 3, 5

пам. Характер этих подгрупп виден в таблице 11, где в процентах выражены данные анализа собранных работ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.