Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 4 страница



Как известно, все рецепторные процессы: отбор и поиск ин­формации, настройка, прослеживание, гаптика и т. д. — протека-

О Рахилло И. Московские встречи. М., 1962, с. 16.

6 Цит. по: Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина. М., 1963, с. 399.


 


34


35


ют активно. Эта активность характерна и для зрительного вос­приятия человека человеком. И. М. Сеченов высказал мысль, что зрительное восприятие человека предполагает активные «ощупы­вающие» движения глаза, и эти движения — такой же необходи­мый компонент зрительного восприятия, как и отражение зри­тельного образа на сетчатке. Эта мысль была экспериментально подтверждена рядом исследователей, в частности А. Л. Ярбусом. Он показал, что объект, изображение которого падает на непо­движную точку сетчатки, перестает восприниматься уже через 2-3 секунды. Для устойчивого зрительного восприятия объекта необходимо перемещать изображения по сетчатке, что достигается с помощью микро- и макроскопических движений глаз7. _ В. П. Зинченко и Б. Ф. Ломовым было установлено, что макро­движения глаз являются составной частью механизма отражения пространственных признаков объектов: их формы, величины, по­ложения и пр. 8 На первой стадии установления перцептивного образа человека с помощью макродвижений глаз осуществляется наводка. рецепторов на воспринимаемого человека и определяется его местоположение в поле восприятия. Кроме того, макродвиже­ния глаз выполняют функции построения, измерения, 'Контроля и коррегирования. В траектории движения глаз воспринимающего субъекта воспроизводится, хотя и с отклонениями, контур любого объекта, в том числе и человека. Б процессе такого «обследова­ния» объекта в нем, как правило, выделяются «конструктивные» точки, относительно которых оцениваются все остальные элемен­ты контура. Можно думать, что при отражении внешнего облика другого человека в условиях обычного общения роль таких «кон­структивных» точек выполняют глаза. Исследования показывают, что взгляд субъекта восприятия постоянно возвращается к глазам партнера по общению.

Пониманию многих существенных моментов формирования чувственного образа содействуют попытки осветить процесс вос­приятия с позиций вероятностной теории. Согласно этой теории, восприятие — сложный активный процесс, основанный на после­довательном просмотре отдельных деталей объекта с выделением точек, несущих наибольшую информацию, отведением неправиль­ных гипотез и получением определенного синтеза наиболее ин­формативных точек, который в итоге и позволяет заключить о ха­рактере воспринимаемого объекта При восприятии знакомого предмета и в обыЧных условиях этот процесс оказывается более

7 См.: Я р б у с А. Л. Исследование закономерностей движения глаз в про­
цессе зрения. —ДАН СССР, 1954, т. XVI, № 4.

8 См.: Зинченко В. П. Движение глаз и формирование образа. —Во­
просы психологии, 1958, № 5; Л о м о в Б. Ф. Человек и техника.

9 В rune г I. On perceptual readiness. — Psychol. rev., 1957, vol. 54, № 2;
Соколов E. H. Вероятностная модель восприятия. — Вопросы психологии,
I960. № 2; Лу-р; ия А. Р. Мозг человека и. психические процессы. — В кн.: Фи­
лософские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии.
М., 1963.

36


или менее свернутым. Но при отражении незнакомого объекта или при необычности условий сразу же проявляются сложная структура и развернутость во времени процесса восприятия.

Восприятие человека человеком характеризуется осмыслен-ностью. Посредством слов, которыми обозначают воспринимае­мого (колхозник, член бригады коммунистического труда, ученый, капиталист и т. п. ), в образ его включается обобщенное знание о данной категории людей, сложившееся в результате обществен­ной практики и более или менее усвоенное воспринимающим субъектом.

Как свидетельствуют факты, значение слова в формировании восприятия человека может быть очень большим. Мы показывали поочередно 58 взрослым испытуемым фотографии девушки-стар­шеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого мужчины. Испытуемые, видевшие каждую из фотографий в тече­ние пяти секунд, должны были словесно воссоздать облик чело­века, которого они только что рассматривали.

Перед каждым показом одной и той же фотографии группам испытуемых давались разные установки. Так, одной группе испы­туемых, перед тем как показать фотографию молодой женщины, мы говорили: «Сейчас вам будет показана фотография учитель­ницы», а другой: «Сейчас вы увидите портрет артистки». Перед предъявлением фотографии молодого человека одну группу испы­туемых мы предупреждали, что они увидят портрет героя, а вто­рой группе испытуемых, прежде чем показать эту же фотографию, говорили, что на ней изображен преступник и т. п.

От испытуемых было получено 224 отчета 10 о восприятии ими названных выше лиц. Анализ содержания дает основание разде­лить «нарисованные» испытуемыми словесные «портреты» на три группы. К первой мы отнесли «портреты», содержание которых в большой мере было обусловлено установкой. Во вторую группу мы объединили «портреты», содержание которых свидетельство­вало о том, что на восприятие человека испытуемым установка не действовала и формирование его всецело шло под влиянием тех особенностей, которые были присущи воспринимаемой натуре. И, наконец, третью группу в описываемом опыте составили «порт­реты», содержание которых говорило о борьбе установки и «на­туры» в момент, когда у испытуемого формировался образ чело­века, изображенного на фотографии.

Вот образцы «портретов», отнесенные нами соответственно к 1, 2 и 3-й группам.

1. Портреты, свидетельствовавшие о том, что испытуемый, воспринимая изображение человека, всецело был во власти уста­новки, созданной у него перед показом фотографии:

«Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отры-

Четверо испытуемых дали отчет о восприятии ими только двух портретов.

37


ва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед» (автор «портре­та» И. Установка — преступник).

«Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно оде­тый, непричесанный. Можно думать, что, до того как стать прес­тупником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд» (автор «портрета» К. Установка — преступник).

«Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это ге­рой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма (одет в клетчатую рубашку}» (автор «портрета» Г. Установка — герой).

«Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят ис­подлобья. Губы сжаты, чувствуются душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое» (автор «портрета» М. Установка — герой).

«Портрет мужчины примерно 50—53 лет. Открытое лицо, круп­ные черты. Седые, вернее, седеющие волосы; лоб выпуклый с го­ризонтальными складками морщин. Очень выразительные глаза, какие обычно бывают у умных проницательных людей. Вокруг глаз множество морщинок, придающих лицу немного лукавое вы­ражение. Так и кажется, что этот человек при встрече обязатель­но начнет с шутки. Нижнюю часть лица не помню. Запомнились руки небольшие, нерабочие, покрытые волосами. Портрет писате­ля... Мне кажется, что это лицо человека, любящего детей и пи­шущего для них. Судя по непринужденному виду, он привык по­зировать, наверное, это известный писатель. Еще раз хочется под­черкнуть, что наиболее запоминаются в портрете глаза. Человек с такими глазами, должно быть, хорошо знает и любит жизнь, людей... » (автор «портрета» В. Установка — писатель).

«Человек лет шестидесяти, лысый, с папиросой в руке. Черты лица крупные, правильные. Голова большая, лоб высокий и ши­рокий, настоящий лоб ученого. Взгляд и выражение лица ученого говорят о том, что он напряженно и мучительно решает какую-то проблему» (автор «портрета» Д. Установка — ученый).

2. «Портреты», которые говорят о том, что на часть испутые-мых установка не оказала заметного влияния:

«Продолговатое, с крупными чертами лицо, застывшее в силь­ном напряжении, плотно сжаты крупные, выпяченные губы (осо­бенно нижняя). Взгляд обращен вверх. Глаза светлые, округлые. Волосы рассыпаны по голове шапкой. Лицо обращено влево» (автор «портрета» П. Установка — герой).

«Мужчина лет сорока. Лицо утомленное. Лохматая шевелюра. Брови тоже лохматые. Глаза смотрят немного вверх и влево. Нос «картошкой». Губы очерчены довольно резко — скептические. Подбородок мягкий, толстый. Ворот рубашки расстегнут. В вы­резе ворота — короткая морщинистая шея» (автор «портрета» М. Установка — преступник).

38


«Лысый мужчина лет 55—60. Высокий гладкий лоб, умные глаза; нос с горбинкой, небольшие, резко очерченные губы. Суро­вые складки идут от носа книзу. Под подбородком рука, в кото­рой зажата папироса. Черный костюм» (автор «портрета» Н. Ус­тановка -— писатель).

«Яркий цветной платок (крупные красные цветы) с кистями (сельский). Лицо красивое, улыбающееся, слегка продолговатое. Красивые белые зубы. Глаза прищурены. Брови черные, тонкие. Лоб высокий. Волосы светлые, спереди волнистые. Блондинка» (автор «портрета» М. Установка — учительница).

3. «Портреты», содержание которых говорит о борьбе «уста­новки» и «натуры» при формировании у испытуемого образа вос­приятия:

«Милое женское лицо. Оно очень выигрывает в обрамлении цветного, по-крестьянски повязанного платка. Румянец, белые зу­бы, веселая улыбка говорят о хорошем здоровье, жизнерадостнос­ти, благожелательном отношений к людям. Она любит детей и старается научить их тому, что знает сама. Дети, несомненно, ее любят также... Однако настораживает определенная нарочитость одежды, цветной деревенский платок и ярко накрашенные губы... Трудно представить, что человек со столь отчетливо выраженной демонстративностью живет богатой внутренней жизнью. У нее есть запас знаний, и основы культуры не чужды ей. Но мне ка­жется, что как только она выйдет замуж, заведет семью, детей, то мгновенно исчезнет ее столь демонстративно выпячиваемый оптимизм и проявятся имеющиеся у нее негативные черты харак­тера» (автор «портрета» О. Установка учительница).

«Взлохмаченные волосы, неправильный нос, широко открытые глаза. Выражение какое-то удивленное. Одежда — вязанный сви­тер, клетчатая рубашка. Возможно, это поляк или чех — участник подпольной группы во время войны. Волосы седые, всклокочен­ные, не ухаживает за ними. По-моему, это все же не реальный герой, а артист в какой-то роли, может быть и не героической» (автор «портрета» К. Установка — герой).

Количественно полученные в излагаемом эксперименте «порт­реты» распределяются по названным трем группам следующим образом: 1-я группа — 79 «портретов» (35, 3%); 2-я группа — 121 «портрет» (54%); 3-я группа — 24 «портрета» (10, 7%).

Дальнейший анализ полученных в ходе опыта «портретов» показал, что всех принявших участие в этом эксперименте испы­туемых можно разделить на три группы. Первую группу соста­вили испытуемые, у которых при восприятии и оценке всех четы­рех лиц «сработала» установка. Таких испытуемых оказалось 9. Во вторую группу вошли испытуемые, которые при восприятии этих же четырех лиц полностью следовали натуре. Этих испытуе­мых было 10 человек. Ни в одном «портрете», полученном от них, влияние установки не проявилось. Испытуемые, отнесенные нами к третьей группе, при восприятии одних лиц оказывались под

39


сильным влиянием установки, а при восприятии других — натуры. Эта группа была наиболее многочисленной. В нее, по результатам опыта, вошли 35 человек (64, 8% всех участвовавших в этом опыте).

Возникает вопрос, как объяснить. различия между испытуемы­ми, воспринимавшими одни и те же лица? Мы считаем эти разли­чия в восприятии следствием того, что испытуемым присущи не­одинаковые специальные типы высшей нервной деятельности. Для испытуемых, на восприятие которых значительно повлияла уста­новка, характерно относительное преобладание второй сигнальной системы. У испытуемых, воссоздавших «портреты» с натуры, от­носительно преобладала первая сигнальная система. И, наконец, у испытуемых, на которых при восприятии одних лиц установка действовала, а в других случаях не влияла вовсе, относительного преобладания второй, либо первой сигнальной системы не было. Эти испытуемые по всем данным относились к так называемому среднему типу. Победа словесной установки или «натуры» при формировании образа восприятия человека свидетельствовала о том, в какой из сигнальных систем у испытуемого быстрее и устойчивее происходит образование и актуализация нервных свя­зей и какая из них играет преобладающую. роль в детерминации реакции.

И описанные и подобные им факты показывают, что в осмыс­ленности восприятия проявляется взаимодействие двух сигнальных систем, передача возбуждения из одной сигнальной системы в другую.

Мы видим таким образом, что благодаря слову в образ вос­принимаемого человека включается содержание, не данное непо­средственно, чувственно. Оно может действительно характеризо­вать воспринимаемого, а может быть совсем ему и не присуще.

Особенности облика и поведения воспринимаемого человека и изменения в них, фиксируемые в момент восприятия, не жестко определяют поведение отражающего их человека, потому что их воздействие опосредуется всем опытом воспринимающего, его «внутренним миром», преследуемыми им целями. Никогда не спо­собный абстрагироваться от них субъект восприятия обычно свя­зывает внешний облик, манеру поведения и стиль действования другого человека с определенными устремлениями, вкусами, мо­ральными принципами, актуальными, а иногда и потенциальными возможностями воспринимаемого. Таким образом, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических качествах (такой-то рост, пол, возраст, фигура, лицо, глаза и пр. ), но и как личность, занимающая определенное положение в обществе и иг­рающая ту или иную роль в жизни как воспринимающего, так и V общества.

При восприятии индивидом объектов действительности, в том числе и человека, может иметь место как обобщенное, так и диф-ференцировавное узнавание. Интересные данные, относящиеся


характеристике обобщенного узнавания человека, были полу­чены Э. Н. Алферовой".

На экране телевизионной установки она предъявила испытуе­мым изображения лица, предмета и сложного сюжета. Электрон­ный счетчик ПС-10 000 «Флокс» регистрировал количество зри­тельной информации, поданной на экран в момент узнавания. Этот показатель являлся величиной порога узнавания изобра­жения.

По данным Э. Н. Алферовой, порог узнавания лица у всех групп испытуемых (в ее опытах в этой роли выступали учащиеся 1, 3, 5, 7 и 9-го классов и группа взрослых) оказался значительно ниже порога узнавания изображения несложного контура вазы.

Наиболее высокие индивидуальные показатели при узнавании Э. Н. Алферова опять-таки получила от испытуемых, когда они воспринимали изображение лица.

Значительные различия в порогах узнавания (в случае обоб­щенного узнавания) лица и прочих объектов объясняются прежде всего неодинаковым ожиданием каждым из испытуемых изобра­жения лица и изображения других предметов. Большее ожидание появления именно лица (или фигуры человека) является субъек­тивным выражением объективного факта вероятности сигнала. Лицо человека, другой человек — это обычно наиболее часто вос­принимаемые большинством людей объекты отражения.

Наш сотрудник В. Н. Панферов, пользуясь тахистоскопической методикой предъявления испытуемым фотографий человеческих лиц, попытался установить величину порогов узнавания челове­ческого лица и его отдельных элементов. В опыте были использо­ваны изображения лиц (мужских и женских), снятых в фас и в профиль, а также структуры: овал, верх и низ лица и глаза.

В опытах В. Н. Панферова порог узнавания лица на фотогра­фии оказался равным 0, 03 секунды. Элементом, несущим наиболь­шую информацию при опознавании лица в описываемом опыте, были волосы и вообще верх головы. Испытуемые выделяли их в изображении лица в первую очередь, и порог их узнавания ока­зался лежащим в пределах 0, 03—0, 04 секунды. Интервалы поро­гов при узнавании других черт лица оказались равны:

 

  Порог Средний
  узнавания порог
Лоб —0, 04—0, 11 0, 06
Брови —0, 05—0, 13 0, 09
Глаза —0, 05—0, 14 0, 08
Уши —0, 04—0, 23 0, 09
Нос —0, 08—0, 3 0, 1
Губы Подбородок —0, 06—0, 24 —0, 06—0, 34 0, 14 0, 12

11 См.: Алферова Э. Н. Об измерении порогов зрительного узнавания у школьников, —Вопросы психологии, 1962, № 6.

41


Таким образом, в этом опыте довольно отчетливо выявилось направление, в котором идет рассматривание лица, а именно сверху вниз, от волос до губ. Верх головы, волосы в первый мо­мент рассматривания лица становятся своеобразной точкой от­счета.

Наиболее устойчивое различение пола рассматриваемого в та-хистоскопе лица наступало в описываемом эксперименте при экс­позиции 0, 05 секунды, хотя начиналось оно уже на уровне порога узнавания лица. Адекватное улавливание выражения лиц, которые были взяты в обычном (нейтральном) положении, отмечалось уже при экспозиции ОД секунды. Средняя же величина порогов располагалась в интервале 0, 19—0, 26 секунды.

Попытку исследовать дифференцированное узнавание пред­принял В. И. Киреенко 12. Испытуемым художественной и нехудо­жественной групп в его опытах показывались фотографии людей. Испытуемые, внимательно рассмотрев их, должны были затем найти те же самые лица на таблице из ста фотографий. При этом в ряде случаев лица на таблице были сняты в новом ракурсе, при другом освещении и пр.

Общей характерной особенностью испытуемых художественной группы явилось быстрое запечатление изображения и относитель­но продолжительное его сохранение. Подобный факт отмечал в свое время и И. П. Павлов. Художники, писал И. П. Павлов, «могут ясно, иногда до степени галлюцинации, представлять себе предметы и явления, например, художники пишут портреты по памяти, настолько отчетливо они представляют себе свою модель. Поэтому у них многое происходит, как при реальных раздражите­лях» 13.

Для испытуемых с относительным преобладанием второй сиг­нальной системы целостное схватывание лиц оказалось затрудни­тельным; у ряда испытуемых нехудожественной группы наблюда­лось анализирующее восприятие с осмыслением отдельных приз­наков и черт лица.

В целом эксперимент на узнавание лиц по фотографиям, про­веденный В. И. Киреенко, выявил -существование больших индиви­дуальных различий, особенно четко выступающих, когда сокра­щается время, даваемое на восприятие лица, которое затем надо найти в группе из многих лиц и в другом ракурсе.

Перспективную попытку объяснить механизм таких процессов, как узнавание человека в лицо при шести степенях свободы про­ективных изменений его изображения на сетчатке, узнавание б данном человеке представителя того или иного народа и т. д., •мы находим в работах Н. А. Бернштейна и. Отнеся эти процессы

12 См.: Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной дея­
тельности. М., 1959.

13 Павловские среды, т. I. M., 1949, с. 238.

14 См.: Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их со­
отношение с кибернетикой.


к категории процессов мозгового моделирования, Н. А. Бернштейн использует идею И. М. Гельфанда и М. Л. Цетл-ина о «хорошо организованных функциях» 15 для объяснения принципов, которы­ми руководствуется мозг при разбивке признаков объекта на су­щественные и несущественные.

В актах восприятия, прежде всего в восприятии формы, и во всевозможных актах обобщения имеет место организация оп* ределяющих переменных, подобная той, которая была обнаружена при анализе механизмов цикличных навыковых актов. Это ука зывает на то, что и мозговому активному моделированию в про­цессах восприятия лица и фигуры человека свойственна природа этих замечательных функций 16.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по от­ношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, на­чальник, партнер по команде, артист, зритель, лектор, слушатель и пр. ). В связи со всем этим не остается постоянным значение сигнализирующих их чувственных качеств для воспринимающего. На первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных ус­ловиях приобретают особое значение. Так происходит потому, что на это качество распространяется вторичное возбуждение от актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых. Восп­риятие чувственных признаков, которые сигнализируют о других особенностях, присущих воспринимаемому человеку, благодаря отрицательной индукции тормозится. Они как бы отодвигаются на второй план. В других условиях, когда восприятие прежде заторможенных чувственных признаков и сигнализируемых ими внутренних свойств воспринимаемого приобретает большее зна­чение, оно растормаживается, но зато тормозится восприятие при­знаков, бывших перед этим на первом плане. Образно говоря, наблюдается смена сторон, граней внешнего и проявляющегося в нем внутреннего облика человека, которые в связи с целью, преследуемой воспринимающим субъектом и его состоянием, прежде всего попадают в поле зрения и доминируют в формирую­щемся у него образе этого человека.

В науке было предпринято несколько попыток эксперимен­тально изучить отмеченную особенность моделирования облика другого человека познающим его индивидом. Ряд исследователей изучали этот феномен в связи со значением подкрепления. Ч. В. Снайдер и Ф. В. Снайдер записали на пластинку два голоса, которые одновременно читали разные предложения. Испытуемый, прослушав эту запись, должен был через 10 секунд воспроизвести услышанное им. Показания его с целью последующей обработки

15 ГельфандИ. М., Цетлин М. Л. О некоторых способах управления сложнейшими системами. —Успехи математических наук, 1962, т. 17, вып.   

16 См. с. 28 настоящей. работы.


 


42


43


в свою очередь записывались на магнитофонную ленту17. Ч. Снайдер и Ф. Снайдер нашли, что лица, участвовавшие в их опытах, воссоздали речь человека, восприятие голоса которого подкреплялось положительно, значительно полнее и точнее, чем речь человека, голос которого подкреплялся отрицательно. В по­токе голосов испытуемые воспринимали «поощряемый» голос как «фигуру» и «наказываемый» голос как «фон».

Джексон, используя тахистоскоп, предлагал испытуемым в те­чение 7з секунды смотреть на одно из двух изображений извест­ных им лиц. Испытуемый называл имя лица, а экспериментатор указывал, правильно он определил лицо или ошибся. И далее в зависимости от результата испытуемый получал награду или же подвергался штрафу. После ста предъявлений одиночных изоб­ражений лиц испытуемому демонстрировалась в серии из 32 предъявлений двуликая фигура, составленная из изображений лиц, которые до этого показывались независимо друг от друга 1S. Испытуемые в этих опытах проявили тенденцию воспринимать по­ощряемые лица как счастливые, приятные, улыбающиеся и т. п., в то время как лица, за которые испытуемый подвергался штра­фу, часто воспринимались как мартышкообразные, тупые, грубые. Комментируя этот факт, Джексон указывает, что изменения в не­произвольной оценке испытуемыми выражения одних и тех же лиц говорят о том, что подкрепление участвует в конструировании восприятия.

Исследования динамики «фигура — фон» в связи с характером подкрепления различных элементов предъявляемого сложного раздражителя, когда в качестве такового выступали человечес­кие лица, были осуществлены также Шефером и Мерфи19 и Мессиком и Соллей20. Проанализировав результаты своих экспе­риментов, они делают вывод, что подкрепляемое лицо в подавля­ющем числе случаев воспринимается как «фигура». Действие от­рицательного подкрепления в их опытах не было однозначным. Оно резко различалось по результатам в зависимости от того, была ли это начальная или конечная стадия опыта. Шефер и Мерфи пишут, что пороги восприятия лиц, связываемых с наказа­нием, варьировали от индивидуума к индивидууму в более ши­роких пределах, чем пороги восприятия этими же индивидуумами лиц, связываемых с наградой. По утверждению указанных авто­ров, неодинаково четкое восприятие испытуемыми лиц, по-разному подкрепляемых, было связано и с уровнем развития индивидуума.

" Snyder F. W., Snyder С. W. The effects of-reward and punishment on auditory perception. —J. psychol., 1956, N 41, p. 177—184.

18 Jackson D. N. A further examination of the role of autism in a visual
figure-ground relationship. —J. psychol., 1954, N 38, p. 339—357.

19 Schafer R., Murphy G. The role of autism in figure-ground relation­
ship -J- exp. psychol., 1943, N 32, p. 335-343.

20Solley Ch., Murphy G. Development of the perceptual worm. N. Y., I960, p. 265—274.

44


0 то же время в их опытах дети 5—8 лет проявили сравнительно стойкую тенденцию воспринимать в двуликом изображении «по­ощряемое» лицо как «фигуру» и «наказываемое» лицо как «фон», взрослые такой явной тенденции не обнаружили. Вместе с тем на всех возрастных уровнях проявились большие индивидуальные различия б степени и способе воздействия на восприятие, или, как говорят исследователи, на структурирование испытуемыми действующего на них стимула, «аффекта», вызванного в одних случаях поощрением, а в других — наказанием. Этот «аффект», как несколько раз подчеркивают названные авторы, — важная переменная в обусловливании того, что в воспринимаемом будет играть роль «фона» и что будет «фигурой».

К названным работам примыкает исследование Януша Рей-ковски, который прямо попытался выяснить влияние эмоциональ­ного возбуждения на восприятие человеком человека21. Источни­ком эмоционального возбуждения в опытах Рейковски была об­становка, предшествующая экзамену. Испытуемые перед самым экзаменом встречались с незнакомым им человеком, с которым вели короткую беседу, касающуюся анкетных данных и реакций на экзаменационную обстановку. После окончания экзамена ис­пытуемые студенты заполняли вопросные листки, обозначая с по­мощью шкалы черты внешнего и внутреннего облика лица, встре­ченного перед экзаменом. На следующий день испытуемые, поль­зуясь той же шкалой, оценивали другого, также совершенно не­знакомого им человека. Испытуемые были разделены на две груп­пы. Одна встречалась с личностью А перед экзаменом (экзамена­ционная обстановка), а с В — во время тестового испытания (тестовая обстановка), вторая группа встречалась с В перед экзаменом, а с Л — в тестовой обстановке.

Благодаря такой процедуре А и В получили две группы харак­теристик: характеристики, сделанные испытуемыми, находящими­ся в состоянии эмоционального возбуждения, и характеристики, сделанные испытуемыми, когда возбуждение у них вообще не про­являлось или проявлялось в небольшой степени. Разница между этими группами характеристик одних и тех же лиц указывала на влияние, какое имело эмоциональное возбуждение на восприя­тие людей.

Статистически обработанные результаты эксперимента позво­лили Рейковски выявить в восприятии других людей человеком, находящимся в состоянии эмоционального возбуждения, опреде­ленную тенденцию. Эта тенденция выражается в более низкой оценке привлекательности воспринимаемого лица, в оценке этого лица, как менее дружески расположенного, а его настроения, как более худшего. Величина перцептивной реакции была различной У разных лиц.

21 Reykowski J. Stan Emocjonalnego Napizcia Aspostrzeganic Studia Psychologiezne. Warszawa, 1963, N 4, ss. 153—175.

45


При всей оправданности темы исследования Рейковски в нем имеются неясные положения. Например, как следует не раскрыто, что понимается под тем состоянием, которое вызывает перцептив­ную реакцию, исследуемую в работе. То, что определено как сос-• тояние эмоционального возбуждения, представляет собой чрезвы­чайно сложное явление. Оно включает и предэкзаменационное и послеэкзаменационное волнение. А последнее не может быть оди­наковым у всех участников опыта, потому что экзамены они сдают с разным результатом. В исследовании не 'Проверено, как влияет эффект первой встречи с новым знакомым на вторичное восприя­тие его, не выявлены различия в восприятии человека возбужден­ными людьми, отличающимися друг от друга возрастом, полом, степенью самоконтроля, уровнем культуры и пр.

Обнаруженные исследователем особенности «моделирования» испытуемыми физического облика человека, . впервые встреченного перед началом экзамена, и характер прогнозирования ими его внутреннего облика вызваны тем, что знакомство с этим челове­ком произошло в аудитории, в которой вот-вот должен был на­чаться экзамен, и этот человек воспринимался испытуемыми как потенциальное препятствие к достижению желаемого ими резуль­тата на экзамене.

Выяснению влияния «аффекта», или, если говорить точнее, от­ношения на восприятие человеком человека, помимо названных работ, посвящены также работы В. Виттрайха и К. Готтшальдта.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.