|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А. А. Бодале» 6 страница1. Выяснить, какие элементы внешнего облика и с какой часто 2. Установить, как изменяется отражение этих элементов обли 3. Проследить, как в зависимости от возраста испытуемых, 4. Выявить индивидуальные отличия в восприятии людьми друг Восприятие человека взрослыми людьми. 50 взрослых испытуемых, которых мы разделили на пять групп по десять человек в каждой, на основе непосредственного восприятия дали 450 описаний внешнего облика (каждый испытуемый описал внешность девяти человек, входивших с ним в одну группу). Основные элементы внешности человека представлены в этих описаниях очень неравномерно. Если принять за 100% общее число фиксирований испытуемыми всех элементов внешности, то отражение элементов физического облика составляет 82, 5%, экспрессии — 13, 6, оформления внешности — 3, 9%. Различные элементы внешнего облика человека отображены в «портретах» также не одинаково часто. Если все эти элементы расположить в ряд в зависимости от того, в каком количестве описаний каждый из них был назван, то получается такая последовательность (табл. 2). Таким образом, воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки при словесном воссоздании внешности отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей для большинства испытуемых они выполняют 1 Термин «словесный портрет» употребляется нами не в том значении, в каком его применяют криминалисты. В криминалистике «словесный портрет» — описание признаков внешности человека с помощью определенной и специально разработанной терминологии. В нашей работе «словесный портрет» — описание внешности человека любым испытуемым, который этого человека воспринимает. Таблица 2
роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связывают другие элементы, если они отличаются какими-то характерными для воспринимаемого человека особенностями. Как мы увидим позже, названные элементы начинают играть роль таких главных опорных элементов лишь с определенного момента формирования познающего субъекта как личности. Совершенно очевидно, что важными признаками во внешнем облике являются также общий контур тела и форма лица воспринимаемого человека. Роль их как опознавательных признаков в практике общения велика. Тем не менее в «портретах» они выделяются испытуемыми не в первую очередь. Из особенностей, характеризующих экспрессию воспринимаемого человека, чаще всего выделяется мимика (общее выражение лица, глаз другого человека), реже отмечается типичная для человека поза и еще реже другие особенности выразительного поведения. В отличие от признаков, характеризующих физический облик или оформление внешности, особенности выразительного поведения включаются испытуемыми в «портреты» часто по памяти. Ни походку, ни голос, ни речь, ни некоторые из жестов тех, чей облик нужно было воспроизвести, испытуемые в момент опыта не вос, -принимали, тем не менее некоторые, используя результаты прошлых наблюдений за этими людьми, отметили в их облике и названные признаки. После опыта эти испытуемые пояснили, что в их сознании облик описываемых обязательно связывается и с названными особенностями выразительного поведения. Поэтому они отме- чают наиболее типичное для воспринимаемого человека выражение лица, позу, особенности походки, любимые жесты, характерную для него манеру говорить. Вот несколько примеров фиксирования в облике человека подобных признаков. Все они взяты из «портретов» одного и того же человека, Владимира П., нарисованных его товарищами по группе. «Поза чуть усталая. Обычно одна рука в кармане, другая засунута за пиджак. Говорит медленно, тихо». «... Привычка закусывать губу... Походка с разворотом носков внутрь, немного меланхоличная манера движения... » «Очень вялый, частое выражение недовольства проявляется в характерной мимике и позе... мимикой своего лица владеет, часто используя это, и поэтому иногда выражение лица не соответствует внутреннему состоянию». «Когда увлекается, начинает сильно жестикулировать и лицо становится очень выразительным». Воссоздавая облик участницы опыта П., испытуемый Л. отмечает, что она «четко очерченные маленькие губы любит сжимать в трубочку, когда на минуту над чем-то задумывается». Испытуемый Б., создавая «портрет» участника опыта У., замечает: «... для речи У. характерен лаконизм. Часто, произнеся фразу, он оставляет рот слегка открытым... » и т д. Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на основе восприятия «портрет» человека существенно отличает моделирование облика хорошо знакомых людей от моделирования испытуемыми облика тех, кого они видят впервые. Это, в частности, подтверждается таким фактом: испытуемым 1-й группы наряду с заданием словесно воссоздать облик друг друга было предложено в другом опыте «нарисовать» «портреты» десяти совершенно незнакомых им людей. В этом случае черт экспрессии в облике было отмечено и названо в 8, 5 раза меньше, чем при выполнении первого задания. Сравнение описания внешности разных людей, созданных одними и теми же испытуемыми, выявляет различие в образах, которые формируются у испытуемых при отражении этих людей. Таблица 3 показывает, какие элементы внешности в ходе опыта были отмечены у каждого из тех, кто выступал в роли объекта восприятия в 1-й группе. Цифры в таблице, далее, говорят, сколько испытуемых отметило данный элемент в облике того или иного участника опыта. Если не забывать, что максимально возможное число фиксирований каждого элемента внешности в облике одного человека в описываемом опыте равнялось девяти, то ясно, что, помимо главных опорных опознавательных признаков (рост, глаза, волосы), во внешности почти каждого из воспринимавшихся людей имеются определенные элементы, которым «повезло», так как их отобразили в описаниях облика этого человека все или по крайней мере большинство испытуемых, и есть элементы, которые привлекли внимание немногих. Например, у Д. «везучими» элементами облика оказались мимика и нос, у Б. — форма лица, у Л. — волосы и телосложение и т. д. 59 Таблица 3
Это сходство в образах восприятия конкретных людей одними и теми же испытуемыми, выражавшееся б подчеркивании многими определенных черт, обусловливается особенностями, присущими внешности объектов восприятия. Видимо, в значительной степени действием этого же фактора объясняется и различие в восприятии испытуемыми разных людей; в облике одних воспринимаемых испытуемые отмечают большее число элементов и характеризующих их признаков, чем в облике других. При прочих равных условиях большинство людей во внешнем облике человека быстрее отмечают особенности, которые оказываются отклонением от «образцов» облика, принятых этими людьми за норму. При отражении испытуемыми одних и тех же людей ярко проявляются отличия, характеризующие индивидуальную манеру видения. Внимательный анализ данных, показывающих, сколько раз-каждый из испытуемых отметил тот или иной элемент во внешности остальных девяти участников опыта, дает возможность проследить, какие элементы в облике других людей для данного испытуемого оказываются более, а. какие менее существенными. Прежде всего при отражении физического облика проявляется характерная только для данного испытуемого тенденция чаще выделять и больше подчеркивать одни элементы облика и меньше другие. В табл. 4, где показано, сколько раз тот или иной элемент в облике одних и тех же людей назвал каждый из испытуемых Таблица 4
60 1-й группы, эта тенденция хорошо прослеживается. Например, испытуемый Ч. часто отмечал рост, нос, глаза, но довольно редко •отмечал форму лица и рот воспринимаемого и вовсе не фиксировал в «портретах» уши, зубы и цвет кожи. В табл. 5 на основе анализа данных табл. 4 прослежено, как упомянутая тенденция в восприятии физического облика проявилась у каждого испытуемого 1-й группы, какие элементы он фик-. сировал хорошо (не менее чем в 70% «портретов»), какие удовлетворительно (не более 30%) и какие плохо (0% «портретов»), Таблица 5
Таким образом, у испытуемых выявилась стойкая тенденция отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни элементы и совсем или почти не фиксировать другие. Чтобы проверить степень устойчивости этой тенденции, характеризующей восприятие людьми физического облика друг друга, нами была использована дополнительная методика. Испытуемым через тахи-стоскоп предъявлялась состоящая из 20 карточек серия контурных изображений человеческого лица. В каждом изображении лица недоставало каких-то двух основных элементов, например глаз и рта, волос и носа, контура лица и бровей (лишь одно изображе- ние содержало все основные элементы, характерные для лица). Всмотревшись в изображение лица, показываемое в окошечка тахистоскопа, каждый из испытуемых должен был сказать, чего в этом лице не хватает. В течение всего эксперимента2 каждое изображение лица предъявлялось в течение 0, 75 секунды. Постоянной в опытах была и освещенность. Экран тахистоскопа располагался от испытуемого на расстоянии 1, 2 метра. Во время опыта подбородок испытуемого опирался на специальную подставку. Всего в опытах участвовало 20 человек (1-я и 2-я группы испытуемых). В общей сложности от них было получено 1230 оценок лиц. Результаты этих опытов свидетельствуют, что испытуемые чаще отмечали отсутствие тех элементов лица, на которые они обычно обращали внимание при создании «словесных портретов». Воспринимая схематические изображения лиц, в каждом из которых отсутствовали каких-то два основных элемента, испытуемые в подавляющем большинстве случаев из-за краткости времени экспозиции изображения успевали отметить отсутствие в лице какого-то одного из двух элементов. Для всей группы испытуемых в целом элементами лица, отсутствие которых они фиксировали чаще, были: а) форма лица —73% предъявлений, б) волосы — 72; в) глаза — 69, 5% предъявлений. Отсутствие других элементов на лице испытуемые замечали реже: отсутствие рта они заметили в 42, 2% случаев, носа —в 38, 6, ушей — в 34, 3, бровей — в 27, 2% случаев. Таким образом, при восприятии изображений лиц, в которых отсутствовало по два элемента, форма лица, волосы и глаза оказались для испытуемых более сильно действующими компонентами лица, чем рот, нос, уши, брови. Пока речь шла об особенностях восприятия, характеризующих группу испытуемых в целом. Но в излагаемом исследовании были выявлены и индивидуальные отличия в восприятии изображений лиц, аналогичные тем, которые имели место при создании испытуемыми «словесных портретов» друг друга. Эти различия заключались в том, что для каждого из испытуемых (в данном случае эксперимент проводился с 1-й группой) была характерна своя тенденция фиксировать почти без пропусков и с малым числом ошибок наличие или отсутствие в лице одних элементов и намного реже отмечать наличие или отсутствие других. Представление о такой тенденции дает таблица 6. В ней показано, отсутствие каких частей лица в схематическом изображении каждый из участников опыта замечал хорошо (дал не меньше 70% правильных
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|