Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 6 страница



1. Выяснить, какие элементы внешнего облика и с какой часто­
той отображены испытуемыми в созданных ими «портретах». Отме­
чавшиеся испытуемыми во внешнем облике людей особенности
были разделены на три группы. Они характеризовали: а) физи­
ческий облик; б) выразительное поведение; в) оформление внеш­
ности.

2. Установить, как изменяется отражение этих элементов обли­
ка человека в зависимости от возраста испытуемых.

3. Проследить, как в зависимости от возраста испытуемых,
точнее от степени развития их как субъектов труда, познания и
общения в целом меняется характер восприятия ими других людей.

4. Выявить индивидуальные отличия в восприятии людьми друг
друга при применении описанной выше методики.

Восприятие человека взрослыми людьми. 50 взрослых испы­туемых, которых мы разделили на пять групп по десять человек в каждой, на основе непосредственного восприятия дали 450 описа­ний внешнего облика (каждый испытуемый описал внешность де­вяти человек, входивших с ним в одну группу).

Основные элементы внешности человека представлены в этих описаниях очень неравномерно. Если принять за 100% общее число фиксирований испытуемыми всех элементов внешности, то отраже­ние элементов физического облика составляет 82, 5%, экспрессии — 13, 6, оформления внешности — 3, 9%.

Различные элементы внешнего облика человека отображены в «портретах» также не одинаково часто. Если все эти элементы расположить в ряд в зависимости от того, в каком количестве описаний каждый из них был назван, то получается такая последо­вательность (табл. 2).

Таким образом, воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, взрослые испытуемые выделяют прежде всего рост, глаза (цвет), волосы (цвет), мимику (выражение глаз и лица), нос, особенности телосложения человека. Все другие признаки при сло­весном воссоздании внешности отмечаются реже. Рост, цвет глаз и волос являются в глазах взрослых наиболее значимыми отличи­тельными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей для большинства испытуемых они выполняют

1 Термин «словесный портрет» употребляется нами не в том значении, в ка­ком его применяют криминалисты. В криминалистике «словесный портрет» — описание признаков внешности человека с помощью определенной и специально разработанной терминологии. В нашей работе «словесный портрет» — описание внешности человека любым испытуемым, который этого человека воспринимает.


Таблица 2

 

Элементы внеш-

него облика

Кол-во портретов, в которых

данный элемент назван

Элементы внеш-

него облика

Кол-во портретов, в кото-

рых данный элемент назван

       
абс. цифры %   кбс. цифры %
Рост 378 Поза (осанка) 10, 3
Глаза (цвет) . 343 Зубы 9, 5
Волосы {цвет} Голос и речь
Мимика Косметика, ук- 8, 4
Лицо рашения    
Нос и пр.    
Телосложение Жестикуляция 7, 9
Губы Особые приме- 7, 7
Лоб ты (анатом. )    
Брови Кожа
Подбородок Одежда 6, 8
Рот Походка 3, 7
Прическа Шея 3, 3
Уши Руки ЗД
      Ноги 2, 6
      Плечи 1, 8

роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связы­вают другие элементы, если они отличаются какими-то характер­ными для воспринимаемого человека особенностями. Как мы увидим позже, названные элементы начинают играть роль таких главных опорных элементов лишь с определенного момента фор­мирования познающего субъекта как личности. Совершенно оче­видно, что важными признаками во внешнем облике являются также общий контур тела и форма лица воспринимаемого чело­века. Роль их как опознавательных признаков в практике обще­ния велика. Тем не менее в «портретах» они выделяются испытуе­мыми не в первую очередь.

Из особенностей, характеризующих экспрессию воспринимае­мого человека, чаще всего выделяется мимика (общее выражение лица, глаз другого человека), реже отмечается типичная для чело­века поза и еще реже другие особенности выразительного поведе­ния. В отличие от признаков, характеризующих физический облик или оформление внешности, особенности выразительного поведения включаются испытуемыми в «портреты» часто по памяти. Ни по­ходку, ни голос, ни речь, ни некоторые из жестов тех, чей облик нужно было воспроизвести, испытуемые в момент опыта не вос, -принимали, тем не менее некоторые, используя результаты прош­лых наблюдений за этими людьми, отметили в их облике и назван­ные признаки. После опыта эти испытуемые пояснили, что в их сознании облик описываемых обязательно связывается и с назван­ными особенностями выразительного поведения. Поэтому они отме-


чают наиболее типичное для воспринимаемого человека выражение лица, позу, особенности походки, любимые жесты, характерную для него манеру говорить.

Вот несколько примеров фиксирования в облике человека по­добных признаков. Все они взяты из «портретов» одного и того же человека, Владимира П., нарисованных его товарищами по группе. «Поза чуть усталая. Обычно одна рука в кармане, другая засунута за пиджак. Говорит медленно, тихо». «... Привычка закусывать губу... Походка с разворотом носков внутрь, немного меланхолич­ная манера движения... » «Очень вялый, частое выражение не­довольства проявляется в характерной мимике и позе... мимикой своего лица владеет, часто используя это, и поэтому иногда выра­жение лица не соответствует внутреннему состоянию». «Когда увлекается, начинает сильно жестикулировать и лицо становится очень выразительным». Воссоздавая облик участницы опыта П., испытуемый Л. отмечает, что она «четко очерченные маленькие губы любит сжимать в трубочку, когда на минуту над чем-то за­думывается». Испытуемый Б., создавая «портрет» участника опыта У., замечает: «... для речи У. характерен лаконизм. Часто, произ­неся фразу, он оставляет рот слегка открытым... » и т д.

Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на основе восприятия «портрет» человека существенно отличает моделирова­ние облика хорошо знакомых людей от моделирования испытуе­мыми облика тех, кого они видят впервые. Это, в частности, под­тверждается таким фактом: испытуемым 1-й группы наряду с зада­нием словесно воссоздать облик друг друга было предложено в другом опыте «нарисовать» «портреты» десяти совершенно незна­комых им людей. В этом случае черт экспрессии в облике было отмечено и названо в 8, 5 раза меньше, чем при выполнении первого задания.

Сравнение описания внешности разных людей, созданных одни­ми и теми же испытуемыми, выявляет различие в образах, которые формируются у испытуемых при отражении этих людей. Таблица 3 показывает, какие элементы внешности в ходе опыта были отме­чены у каждого из тех, кто выступал в роли объекта восприятия в 1-й группе. Цифры в таблице, далее, говорят, сколько испытуемых отметило данный элемент в облике того или иного участника опыта.

Если не забывать, что максимально возможное число фиксиро­ваний каждого элемента внешности в облике одного человека в описываемом опыте равнялось девяти, то ясно, что, помимо глав­ных опорных опознавательных признаков (рост, глаза, волосы), во внешности почти каждого из воспринимавшихся людей имеются определенные элементы, которым «повезло», так как их отобразили в описаниях облика этого человека все или по крайней мере боль­шинство испытуемых, и есть элементы, которые привлекли внима­ние немногих. Например, у Д. «везучими» элементами облика ока­зались мимика и нос, у Б. — форма лица, у Л. — волосы и тело­сложение и т. д.

59


Таблица 3

 

Элементы внешнего об- лика

Количество испытуемых, отметивших данный элемент внешности

у участника опыта

  Ч.

п. | ш.

д. Ф. Г. л. Е. Б. У.
Рост
Телосложе-
ние                    
Лицо
Лоб
Брови _
Нос _
Рот
Губы
Подборо- I
док                    
Уши _
Глаза
Волосы
Шея _ . —
Зубы
Кожа __,
Прочие эле-
менты                    
Мимика
Жестику- __
ляция                    
Походка
Поза
Голос и
речь                    
Прическа
Одежда — - „—
Косметика, __
украше-                    
ния и пр.                    
Всего отме-
чено эле-                    
ментов                    

Это сходство в образах восприятия конкретных людей одними и теми же испытуемыми, выражавшееся б подчеркивании многими определенных черт, обусловливается особенностями, присущими внешности объектов восприятия. Видимо, в значительной степени действием этого же фактора объясняется и различие в восприя­тии испытуемыми разных людей; в облике одних воспринимаемых испытуемые отмечают большее число элементов и характеризую­щих их признаков, чем в облике других. При прочих равных усло­виях большинство людей во внешнем облике человека быстрее от­мечают особенности, которые оказываются отклонением от «образ­цов» облика, принятых этими людьми за норму.


При отражении испытуемыми одних и тех же людей ярко про­являются отличия, характеризующие индивидуальную манеру ви­дения. Внимательный анализ данных, показывающих, сколько раз-каждый из испытуемых отметил тот или иной элемент во внеш­ности остальных девяти участников опыта, дает возможность про­следить, какие элементы в облике других людей для данного ис­пытуемого оказываются более, а. какие менее существенными.

Прежде всего при отражении физического облика проявляется характерная только для данного испытуемого тенденция чаще вы­делять и больше подчеркивать одни элементы облика и меньше другие. В табл. 4, где показано, сколько раз тот или иной элемент в облике одних и тех же людей назвал каждый из испытуемых

Таблица 4

 

Элементы

внешнего об-

лика

Количество фиксирований данного элемента испытуемым

Ч. п. Ш. д. Ф. Г. Л. Е. Б. У.
Рост
Телосложе-
ние                    
Лицо
Лоб . —
Брови _
Нос
Рот __
Губы I . —
Подбородок
Уши — - _— __ „
Глаза S
Волосы
Шея . __  . ___   ___   ___   .
Зубы __
Кожа _ . _ ___   _
Прочие эле- __
менты                    
Мимика 1
Жестикуля-' _    
ция                    
Походка . — ___   _- г ______   . ___  .
Поза __ , __   ___   ___  
Голос и
речь                    
Прическа I о ___  
Одежда ___   ___   . __  . Т ___   ___   ___     ___  
Косметика  
__  и пр.                    
Общее коли-
чество фик-                    
сирований                    
элементов                    
облика                    

60


1-й группы, эта тенденция хорошо прослеживается. Например, испытуемый Ч. часто отмечал рост, нос, глаза, но довольно редко •отмечал форму лица и рот воспринимаемого и вовсе не фиксиро­вал в «портретах» уши, зубы и цвет кожи.

В табл. 5 на основе анализа данных табл. 4 прослежено, как упомянутая тенденция в восприятии физического облика прояви­лась у каждого испытуемого 1-й группы, какие элементы он фик-. сировал хорошо (не менее чем в 70% «портретов»), какие удовле­творительно (не более 30%) и какие плохо (0% «портретов»),

Таблица 5

 

 

Испы­туемый

Элементы физического облика, выделяемые

хорошо удовлетворительно плохо
Ч. рост, нос, глаза форма лица, рот уши, шея, зубы, кожа
      (цвет)
п. рост, форма лица, тело- лоб,, брови, нос, подбо- рот, губы, уши, зубы,
  сложение, волосы родок, глаза, шея кожа (цвет)
ш. рост, телосложение, гла- брови рот, уши, шея, зубы,
  за, волосы, лоб   кожа (цвет)
д. рост, форма лица, нос, лоб, рот, подбородок брови, уши, шея, зу-
  глаза, волосы   бы, кожа (цвет)
ф. рост, лоб, нос, рот, гла- телосложение, форма ли- брови, подбородок,
  за, волосы, уши ца, губы шея, зубы, кожа
      (цвет)
г. телосложение, волосы лоб, губы, глаза, шея брови, нос, рот, под-
      бородок, уши, зубы,
      кожа (цвет)
л. форма лица телосложение, нос, под- лоб, брови, рот, уши,
    бородок, глаза, волосы шея, зубы, кожа
      (цвет)
Е. глаза, волосы телосложение, лоб, нос, брови, рот, губы.
    подбородок, зубы уши, шея, кожа
      (цвет)
Б. глаза брови, рот, подбородок, лоб, уши, шея, зубы
    волосы, кожа (цвет)  
У. рост, телосложение, фор- брови, подбородок, уши, шея, кожа (цвет)
  ма лица, нос, губы, зубы  
  глаза, волосы    

Таким образом, у испытуемых выявилась стойкая тенденция отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни эле­менты и совсем или почти не фиксировать другие. Чтобы прове­рить степень устойчивости этой тенденции, характеризующей вос­приятие людьми физического облика друг друга, нами была ис­пользована дополнительная методика. Испытуемым через тахи-стоскоп предъявлялась состоящая из 20 карточек серия контурных изображений человеческого лица. В каждом изображении лица недоставало каких-то двух основных элементов, например глаз и рта, волос и носа, контура лица и бровей (лишь одно изображе-


ние содержало все основные элементы, характерные для лица). Всмотревшись в изображение лица, показываемое в окошечка тахистоскопа, каждый из испытуемых должен был сказать, чего в этом лице не хватает.

В течение всего эксперимента2 каждое изображение лица предъявлялось в течение 0, 75 секунды. Постоянной в опытах была и освещенность. Экран тахистоскопа располагался от испытуемо­го на расстоянии 1, 2 метра. Во время опыта подбородок испытуе­мого опирался на специальную подставку. Всего в опытах участ­вовало 20 человек (1-я и 2-я группы испытуемых). В общей слож­ности от них было получено 1230 оценок лиц. Результаты этих опытов свидетельствуют, что испытуемые чаще отмечали отсутст­вие тех элементов лица, на которые они обычно обращали внима­ние при создании «словесных портретов».

Воспринимая схематические изображения лиц, в каждом из которых отсутствовали каких-то два основных элемента, испытуе­мые в подавляющем большинстве случаев из-за краткости времени экспозиции изображения успевали отметить отсутствие в лице какого-то одного из двух элементов. Для всей группы испытуемых в целом элементами лица, отсутствие которых они фиксировали чаще, были: а) форма лица —73% предъявлений, б) волосы — 72; в) глаза — 69, 5% предъявлений. Отсутствие других элементов на лице испытуемые замечали реже: отсутствие рта они заметили в 42, 2% случаев, носа —в 38, 6, ушей — в 34, 3, бровей — в 27, 2% случаев. Таким образом, при восприятии изображений лиц, в кото­рых отсутствовало по два элемента, форма лица, волосы и глаза оказались для испытуемых более сильно действующими компонен­тами лица, чем рот, нос, уши, брови.

Пока речь шла об особенностях восприятия, характеризующих группу испытуемых в целом. Но в излагаемом исследовании были выявлены и индивидуальные отличия в восприятии изображений лиц, аналогичные тем, которые имели место при создании испы­туемыми «словесных портретов» друг друга. Эти различия заклю­чались в том, что для каждого из испытуемых (в данном случае эксперимент проводился с 1-й группой) была характерна своя тенденция фиксировать почти без пропусков и с малым числом ошибок наличие или отсутствие в лице одних элементов и намного реже отмечать наличие или отсутствие других. Представление о такой тенденции дает таблица 6. В ней показано, отсутствие каких частей лица в схематическом изображении каждый из участ­ников опыта замечал хорошо (дал не меньше 70% правильных



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.