Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 3 страница



17 А11 р о г t G. W. Pattern and growth in personality. N. Y., 1961.

24


верждать, как это делает Олпорт, что голос сочетается с типом личности как целым, значит выдвигать совершенно неправильное положение. Если рассматривать личность как ансамбль психичес­ких свойств, таких, как характер, _являющийся обобщенной и закрепленной совокупностью побуждений, регулирующих поведе-ние, и как способности, представляющие собой закрепленную в индивиде систему обобщенных психических деятельностей, то голос никак не может быть показателем типа личности.

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. Как мы знаем, и устной и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость го­ворения, длина ф. раз, типичные для него конструкции предложе­ний, использование прилагательных, наклонений глаголов, упот­ребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.

Исследователи Сабин и Вильяме интересовались, как люди, слушая голос, могут «конструировать» личность говорящего. Они записали на ленту магнитофона 38 фраз, произнесенных разными людьми неодинаковым тоном. Например, одно из предложений было выкрикнуто человеком среднего возраста: «Очень хорошо, ребята, выходите и покажите им! », другое было произнесено «хныкающей маленькой девочкой», крикнувшей: «Кто-то сломал мою куклу! », третье — человеком, сказавшим: «Я люблю сидеть у огня и читать — читать стихи» 18. Эти записи были воспроизве­дены перед различными группами испытуемых. Последние должны были указать возраст, пол, род занятий каждого из говоривших и высказать предположение об особенностях их личности и о ситу­ации, в которой произнесена данная фраза. Хотя соответствие содержания ответов действительности было нулевым, так как все вышеназванные фразы были сказаны или студентами или зрелыми актерами, степень совпадения оценок, данных испытуемыми про­слушанным репликам, была очень высокой. Например, прослушав первую фразу, 90% отвечающих решили, что ее произнес тренер, обращаясь к футболистам перед выходом их на поле.

Авторы этого исследования, исходя из анализа полученных материалов, считают, что определенно можно говорить о положи­тельной корреляции в ответах у женщин между частотой оценки ими возраста и частотой приписывания лицам, произносившим различные фразы, соответствующих социальных ролей. У мужчин исследователи нашли положительную корреляцию между частотой представления ими социальной роли и социальной ситуации.

Lindzey G. (ed. ). Handbook of social psychology, London, 1959.

25


В своем исследовании Сабин и Вильяме предприняли также попытку установить корреляцию между оценкой испытуемым личности того, кто произносил ту или иную фразу, и качествами личности испытуемого.

Работа Сабина и Вильямса, таким образом, показывает, что если жизненный опыт данной группы людей в основном одинаков, то сходными будут восприятие ими определенных фраз и пред­ставления о тех, кто эти фразы произнес, и о том, в какой обста­новке они были произнесены.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос в общении играют роль опознавательного признака, кри­миналистика, когда другие способы не эффективны, используя технику, находит нужных ей людей «по голосу» и по «особеннос­тям речи». Вот один из таких случаев. В Западной Германии преступник, похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил «выкупить» сына. Отец поставил об этом в извест­ность полицию. Все его последующие телефонные разговоры с вы­могателем были записаны на магнитофонную пленку. Большая группа специалистов по научной фонетике и диалектам, познако­мившись с этими записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он не принадлежит к образован­ным слоям населения, что в его; речи преобладает диалект Рейнско-Рурской области, хотя встречаются и выражения, свойствен­ные говору германского юго-запада. Впоследствии их вывод под­твердился. По радио несколько раз передавали магнитную запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь ' установить его личность по голосу. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось содержанием разговора, а было приковано иск­лючительно к особенностям речи, криминалисты сделали монтаж, включающий в себя повторение одних и тех же фраз и оборотов. Шесть [радиослушателей узнали голос и назвали имя человека, его владельца. Указанный ими человек действительно оказался тем преступником, которого искали ! Э.

Исследователи, например Г. Олпорт, опираясь на собранные факты, полагают, что присущие каждому человеку временные и устойчивые состояния наиболее адекватно и тонко выражаются, как правило, одним-двумя способами экспрессии. Для одного та­ким выделяющим личность способом оказываются характерные изменения в выражении глаз, для другого — движения рук, для третьего — изменения в походке и позе, для четвертого — голос и т. д. Это утверждение верно лишь отчасти, ибо ученый не принял во внимание значение силы переживания в связи с тем или иным событием в жизни человека. Как известно, в зависимости от зна­чения события для личности и степени сохранения контроля над своими движениями возбуждение может охватывать большее или меньшее число областей экспрессии.

См.: Ваксберг А. Преступник будет найден. М., 1963.

26


Эта зависимость в определенной мере прослеживается в ис­следовании Гельма, который пытался установить различия в характере мимических проявлений в зависимости от интенсив­ности аффективных состояний и того, в какой мере воздействие затрагивает наиболее существенные стороны личности. Когда /аффектогенное воздействие затрагивает человека менее серьезно / (не колеблет его социальную позицию, не изменяет мнения, сло-> ждавшегося о нем у авторитетных для него людей, и т. п. ), его аффективные проявления выражаются свободнее как в мимичес­ком, так и в речевом плане. Когда же воздействия затрагивают человека более глубоко, более личностно и колеблют, как ему кажется, его жизненную позицию, начинается видимое и осознан­ное владение собой, что отражается на характере мимики и пан­томимики. Гельм пишет по этому поводу: «Просто «нормальный» аффективный процесс выражается непосредственнее и понятнее, чем управляемый аффект средней интенсивности»20.

Изучению механизмов выразительного поведения людей пос­вящено очень много исследований31. После классических работ И. П. Павлова была сделана не одна попытка осмыслить выра­зительное поведение и формирование выразительных движений с позиций рефлекторной теории. П. В. Симонов, П. М. Якобсон, опираясь на новейшие факты, полученные как в их лабораториях, так и другими исследователями, при разработке общей теории эмоций анализируют и их двигательный момент: жесты, мимику, интонацию22. В эмоциях, имеющих сложную рефлекторную струк­туру, двигательные и вегетативные компоненты связаны между собой самым тесным образом. Двигательные компоненты при возникновении эмоционального возбуждения играют роль функ­ционального стержня, вокруг которого формируется целостный рефлекторный акт. Эффекторное осуществление эмоционального акта ведет к торможению центральных образований, а задержка эффектор ной деятельности усиливает эмоциональное возбуждение. Большое значение в развитии выразительных движений имеет подражательный рефлекс, при помощи которого у человека в дет­ские годы складывается и вырабатывается сложное индивидуаль­ное и социальное поведение.

Сравнительно недавно Н. А. Бернштейн попытался объяснить механизм походки, тембр голоса, произношение, почерк, исполь­зуя новейшие данные физиологии и кибернетики23. Он специаль-

30 Helm J. Op. cit, p. 75.

51 См.: Дарвин Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Собр. соч., т. III. М., 1908; Якобсон П. М. Психология чувств; Dun lap К. The role of eye-muscles in the expression of emotions. — Genet, psychol. Monogr., 1927, N 3.

22 См.: Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмо­
ций. М., 1962; Якобсон П. М. Проблема психологии эмоций. —В кн.: Психо­
логическая наука в СССР, т. 2. М., 1960.

23 См.: Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии. и их со­
отношение с кибернетикой.

27


но выделял факт, характерный для каждого из совершаемых че­ловеком повторных навыковых движений, — «существенное сходство, т. е. равенство, по одной части имеющихся признаков при отсутствии конгруэнтности и размещаемость по другой, обыч­но метрической части признаков в вариационные ряды»24. Для объяснения этого явления Н, А. Бернштейн использовал матема­тическую идею, выдвинутую И. М. Гельфандом и М. Л. Цетли-ным и заключающуюся в приложении к разбираемому вопросу класса функций большого количества переменных, обозначаемых авторами как «хорошо организованные функции»25. «Влияние существенных переменных на небольших интервалах, — пишет Н. А. Бернштейн, — может в значительной степени маскироваться вмешательством сильно вариативного эффекта несущественных переменных, но в итоговом результате форма и протекание функ­ции определяются прежде всего существенными переменными»26. Определяющие закодированные в мозгу черты циклического на-выкового акта типа походки, письма реализуются, по мнению Н. А. Бернштейна, как продукт существенных переменных, а метрические признаки, каждый из которых дает вариационные ряды, — как результат влияния несущественных переменных.

Помимо признаков, образующих физический облик человека и его- выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки, с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может говорить о деятельности человека (военная форма, рабочий комбинезон), о его национальной принадлежности (на­циональный костюм), служить дополнительным признаком воз­раста, свидетельствовать о вкусах и привычках и т. д. От оформ­ления облика человека, следовательно, также зависит ('больше или меньше) характер впечатления, которое складывается о нем у вос­принимающих его людей. В зависимости от деятельности, соеди­няющей людей, и от особенностей личности самих общающихся этот компонент внешности в одних случаях осознается больше, в других меньше. Оформление внешности человека оценивается, как правило, окружающими его людьми с позиций усвоенных имиэтико-эстетических норм.

Среди факторов, влияющих на развитие общения, внешность и выразительные движения человека могут занимать и занимают важное место. Вместе с тем ясно, что громадную роль в общении

24 Там же, с. 315.

25 Функция хорошо организована, если можно разгруппировать ее аргумен­
ты на «существенные» и «несущественные» переменные и если все аргументы
стойко сохраняют свою принадлежность к тому или другому подклассу (см,:
Гельфанд И. М., Цетлин М. Л. О некоторых способах управления слож­
нейшими системами. — Успехи математических наук, 1962, т. 17, вып. 1).

26 Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их соотно­
шение с кибернетикой, с. 316.

28


выполняют отражение и психологическая интерпретация людьми* тех движений партнеров, которые совершаются в связи с задача­ми, вытекающими из совместно выполняемой ими деятельности. Между тем во многих руководствах по психологии фактически1 высказывается взгляд, что информационное значение для субъ­екта восприятия 'имеют лишь речь и экспрессивные движения — мимика и пантомимика, выражающие состояние и отношение партнера по деятельности. Все прочие движения человека почему-то не принято рассматривать с точки зрения их информационного значения, которое они имеют для других людей. Но ведь ясно,, что положение тела человека в пространстве относительно гори­зонтали и вертикали, движения, им совершаемые, а также поло­жение отдельных частей тела относительно друг друга и тела в целом и движения этих частей не только сигнализируют другим людям об эмоциональном состоянии человека. Они дают инфор­мацию о намерениях воспринимаемого человека, о выполняемой им работе, о владении им определенными навыками, о степени развития у него тех или других привычек, о его возрасте и т. д. Чтобы адекватно отразить и правильно оценить выразительные движения партнера, познающий индивидуум должен обладать оп­ределенным опытом. Интерпретация и оценка всех названных дви­жений и действий также зависят от опыта познающего субъекта.

Движения и действия составляют поведение человека. В него входят и поступки — акты объективно и субъективно мотивиро­ванного поведения, которые имеют значение для окружающих людей и нравственно-психологические последствия для совершив­шей поступок личности27. Воспринимая движения, действия, пос­тупки, деятельность человека, люди проникают в их внутреннее психологическое содержание, познают убеждения, потребности,. интересы, чувства, характер, способности личности.

Непосредственно наблюдая внешнюю сторону поведения дру­гого человека, воспринимающий его индивид в меру своего уме­ния «читает» на основе контекста людских отношений выражае­мое в этом поведении психологическое содержание. С. Л. Рубин­штейн пишет об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т. е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл" получающегося таким образом текста в кон­тексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окру­жающими у нас вырабатывается определенный более или менее

27 Подробный анализ сущности и проявлений личности не входит в задачу данного исследования. Научное освещение проблемы личности в целом, а также и отдельных вопросов, входящих в эту проблему, дается в работах. Б. Г. Ананьева, Л. И. Анциферовой, Л. И. Божович, А. В. Веденова, А. Г. Ко­валева, В. Н. Колбановского, В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова. А. Н. Леон­тьева, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Самарина, Б. М. Теплова, Е. В. Шороховой, В. А. Ядова и других ав­торов.

29


автоматически функционирующий психологический подтекст к их

поведению»28.

В повседневных, ставших привычными для нас жизненных си­туациях, когда нет надобности глубоко проникать в смысл поведе-; ния окружающих нас людей, в истинные мотивы их действий, процесс, раскрывающий действительное психологическое содержа­ние их поведения, свернут. Но стоит другому человеку отойти от «само собой разумеющейся» манеры поведения или небезразлич­ному для нас лицу «огорошить» необычным для него поступком, как процесс интерпретации их поведения выдвигается на перед­ний план. Мы не просто регистрируем внешнюю сторону их по­ведения, а пытаемся психологически объяснить их поступки, для чего порой начинаем дополнительно наблюдать за ними.

Особенность, на которую обратил внимание С. Л. Рубинштейн, •чрезвычайно существенна для понимания процесса познания людьми друг друга, в жизни, и границы, в пределах которых она дает себя знать, очень широки. Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, отклик на происхо­дящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык сле­довать общающийся с ним субъект, последний обычно проявляет своеобразное «равнодушие» к. психологии другого. Он, так ска­зать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого че­ловека «психология» такая же, как и у него. И только когда об­раз жизни, манера вести себя, реагирование на происходящие со­бытия, внешний облик человека отходят от тех «образцов», кото­рые в глазах общающегося с ним являются выражением «нормы», последний от регистрации внешней стороны поведения познавае­мого человека переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого •человека как личность. При этом он всегда сталкивается с опре­деленными психологическими трудностями, которые являются, с одной стороны, следствием сложности познаваемой личности, а с другой —- вызваны неизбежной ограниченностью познаватель­ных возможностей самого субъекта познания.

Внешняя сторона отдельно взятых поступков, как правило, не определяет однозначно их внутреннее психологическое содер­жание, и это превращает процесс познания индивидом другой личности в решение им психологической задачи, на которую он может дать как правильный, так и неправильный ответ.

В сознании советского человека развито убеждение, что каче­ствам личности, содержание которых отвечает требованиям ком­мунистической морали, соответствуют определенные формы выра­жения этого содержания, определенные способы поведения лич­ности. И, наоборот, качествам, содержание которых расходится

28 Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, с. 180.


с требованиями коммунистической морали, в свою очередь соот­ветствуют другие, также сравнительно определенные способы по­ведения. И такое убеждение в общем правильно, потому что дей­ствительно в состав качества личности входит, с одной стороны, известная система потребностей, интересов, чувств субъекта, оп­ределяющая его отношение к действительности, с другой стороны,, способы поведения, являющиеся средством и формой осуществле­ния этих потребностей, интересов, принципов. Однако связь между содержанием качества и способом его выражения не всегда имеет однозначный характер. Практика взаимодействия людей и спе­циальные исследования, особенно исследования формирования ка­чества личности на разных возрастных этапах, дают нам факты,, свидетельствующие о том, что способ поведения личности может не полностью соответствовать или вообще не соответствовать име­ющемуся у личности отношению к какой-то стороне действитель­ности. Это, в частности, было выявлено нами в прежних работах при исследовании личности школьника29.

Возможные виды связи между содержанием качества личнос­ти, с одной стороны, и способом, формой проявления его в пове­дении личности — с другой, между мотивом и поступком личнос­ти широко освещены также в работах Л, И. Божович, А. В. Ве-денова, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и ряда других иссле­дователей.

-9 См.: Б од алев А. А. I) Об отношении и способе его выражения у под­ростка. — В кн.: Материалы конференции психологии обучения и воспитания. Киев, 1961; 2) О понимании школьника воспитателями и проектировании ими развития его личности. — Тезисы докладов на II съезде Общества психологов* вып. 2, М., 1963.


. 30


ГЛАВА 3

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ (характеристика процесса)

Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого челове­ка, являются ощущение, восприятие, представление, мышление.

Чтобы раскрыть процесс познания человека человеком, надо проследить особенности формирования образа человека и понятия о нем как о личности у взаимодействующего с ним индивидуума. Чувственный образ, который является первой ступенью позна­ния, формируется в процессе построения изображения. Образ че­ловека, как и любое изображение, представляет собой совокуп­ность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека. В самом общем смысле это есть соотношение подобия или сходства. Оно характеризуется общностью модальности эле­ментов обоих множеств и общностью принципа их пространствен­но-временной упорядоченности1. Хотя конкретные механизмы формирования чувственного образа изучены еще недостаточно, од­нако данные, которыми располагает к настоящему времени наука, позволяют утверждать, что он является эффектом рефлекторных актов воспринимающей системы.

Материалы исследований Б. Г. Ананьева, Л. М.. Веккера, *. Б. Ф, Ломова, Е. Н. Соколова, А. Л. Ярбуса и других показывают, ' что восприятие как рефлекторная деятельность представляет собой сложнейшую систему специфических для каждого рецептора безусловных и условных рефлексов, для которых характерны сложные динамические отношения. Анализаторы, участвующие в актах восприятия, являются афферентно-эфферентными систе-, мами. Действуя рефлекторно и трансформируя и передавая сиг-' налы с периферии в центр, они сами настраиваются так, чтобы-лучше отбирать поступающую из внешнего мира информацию.. После действия раздражителя на рецептор возникает рефлектор-? " ная перестройка в функционирующей системе, в результате чего изменяется последующее восприятие раздражителя2.

Психическое изображение человека, как и любое другое пси­хическое изображение, характеризуется предметностью, )которая

! См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. Л., 1963.

2 См.: Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., 1960; Век-кер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964; Инженерная психология. Под. ред. А. Н. Леонтьева. М.., 1964.


рассматриваемом случае заключается в том, что свойства обли­ка человека отражаются в образе как принадлежащие человеку, т е. как свойства этого человека. Психическому изображению человека присущи и такие особенности, характеризующие отра­жение индивидуумом действительности, как объективированность и субъективность, как целостность и структурность.

И. М. Сеченовым было показано, что основой целостности и структурности восприятия является отражение формы (и контура) предмета, которая, являясь «раздельной гранью двух реальнос­тей», выделяет его из окружения и выражает единство строения предмета как целого3. Очертание лица, общий силуэт тела явля­ются важнейшими опознавательными признаками человека для воспринимающих его людей.

Многочисленными исследованиями установлено, что целостный
образ возникает постепенно и становление его связано с прост­
ранственно-временными условиями, в которых человек отражает
объект. Действие этих условий всегда сказывается и на формиру­
ющемся у нас образе другого человека. Например, по имеющимся
данным, люди с нормальным зрением в условиях хорошей ви­
димости выделяют человека из окружения, когда этот человек
находится от них на расстоянии 2 километров. На расстоянии 1
километра они видят общий контур, человека. На расстоянии 700
метров индивидуум воспринимает движение рук и ног другого
человека, на расстоянии 400 метров он видит головной убор,
на расстоянии 300 метров — голову и плечи, овал" лица, цвет

одежды. На расстоянии 200 метров человек выделяет лицо, кисти рук, на расстоянии 60 метров — различает глаза, нос, пальцы, на расстоянии 20 метров — всего человека.

В условиях меньшей видимости показатели восприятия чело­века на расстоянии оказываются иными. Например, в пасмурный зимний день, начав наблюдать за приближающимся человеком, когда он находился на расстоянии 350 метров, и закончив наблю­дение, когда он приблизился на расстояние 20 метров, группа ис­пытуемых из 26 человек показала такие результаты (см. табл. 1). Комментируя данные таблицы 1, необходимо отметить, что для отражения испытуемыми каждого из названных признаков всегда был характерен определенный путь развития. В излагаемом опыте все испытуемые преувеличили рост человека, находившегося от них на большом расстоянии. Наблюдая за человеком на расстоя­нии 350 метров, все испытуемые сначала утверждали, что он одет во все черное. Различение цвета каждого из элементов внешнего облика воспринимаемого человека происходило неодновременно. Цвета элементов внешности, относившейся к верхней половине фигуры воспринимаемого человека, распознавались раньше, чем Цвета элементов внешности, относившихся к нижней половине фигуры. В облике медленно приближавшегося к испытуемым че-

3 См.: Сеченов И. М. Избр. произв., т. 1. М. —Л., 1952.

33


Таблица 1

 

 

Элементы внешнего облика

Расстояние, на котором дан правильный ответ, м

лучший результат худший результат средний результат
Отсутствие пальто
Цвет главных    {верх, половина тела) ПО
предметов верх- (нижн. половина
ней одежды       тела)      
Овал лица
Отсутствие перчаток
Расстегнутый пиджак
Вид верхней одежды НО
Отсутствие голова, убора 203  
Рост
Джемпер ПО
Основные элементы лица
Цвет волос 113    
Прическа 20,
Расцветка джемпера
Цвет обуви
Улыбка
Рубашка черная
Рисунок на джемпере
Лоб, глаза, нос (относит, величина их) 80'
Авторучка в нагрудном кармане и зна-
чок на лацкане пиджака      
Пуговицы на рубашке

ловека в первую очередь правильно воспринимался цвет крупных компонентов и деталей.

Аналогичные результаты нами были получены при таких же условиях и в другой группе испытуемых.

Психологически изменения зрительного образа в условиях пос­тепенного изменения расстояния между объектом наблюдения и наблюдателем были изучены М. Д. Александровой и Б. Ф. Ло­мовым 4. В этих исследованиях процесс становления зрительного образа при отражении человека человеком специально не изу­чался, однако фазы процесса становления образа предмета, уста­новленные названными исследователями, имеют место и при вос­приятии людьми друг друга, когда их разделяет большое расстоя­ние. Исследователи выделяют в процессе становления зрительного образа пять фаз. На первой из них имеет место грубое различение общих пропорций объекта и его положения. Эту фазу сменяет

4 См.: Александрова М. Д. О качественной характеристике простран­ственных порогов, зрительного восприятия. — Учен. зап. ЛГУ, 1953, № 147; Ло­мов Б. Ф. Человек и техника. В экспериментах, по изучению названного вопро­са участвовали М. А. Дмитриева, Л. Фоменко, Л. Баранова, Б. Максимов.


фаза «мерцающей» формы. Для третьей фазы характерно грубое различение основных деталей. Прежде всего вычленяются наибо­лее крупные детали вне зависимости от того, где они расположе­ны. Если детали примерно равны, то раньше всего воспринима­ются детали, . расположенные сверху и справа. Различение ниж­них частей отстает от различения верхних. На этой фазе харак­терные части контура хотя и отмечаются, но еще нет адекватного отражения их взаимоотношений. На четвертой фазе наблюдается глобально-адекватное восприятие. На пятой фазе образ становится дифференцированным. Контур объекта отражается в полноте его деталей.

Большое значение в формировании образа человека имеет ра­курс, в котором обычно видят этого человека воспринимающие лица. Факты показывают, что разница в росте между восприни­мающим и воспринимаемым оказывает влияние на формирую­щийся образ. О примерах такого влияния пишет И. Рахилло: «Ма­яковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяже­лую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычных пропорций, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьют­ся и не могут найти эту неуловимую и характерную для выраже­ния лица поэта значительность — они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство).

А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется стран­ным, совсем не резко выраженного, а даже наоборот — мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, чело­вечности и ощущения скрытой силы, огромные выразительные \лаза» 5.

'-* Восприятию человека человеком присуща и такая черта, как константность. Несмотря на изменения в освещенности, удален­ности от наблюдателя, образ воспринимаемого человека остается относительно постоянным. Как отметил Селфридж, «человеческие лица как зрительные комплексы подвергаются увеличению, пере- \ косу, вращению, их контуры могут быть подчеркнуты или размы­ты, и все же они остаются теми же лицами» 6. Работы, осуществ­ленные в нашей стране и за рубежом, показали, что, не будучи абсолютным свойством, константность, подобно целостности и структурности, не является изначальным свойством и возникает в процессе формирования образа восприятия: образ становится константным лишь по мере все более тонкого различения элемен­тов контура.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.