Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{235} К. Есенин Мейерхольд-кинозритель



Всеволод Эмильевич Мейерхольд часто брал меня с собой в кинотеатры, расспрашивал о моих детских и отроческих впечатлениях, говорил о своих — и некоторые его суждения, реплики остались в памяти. Я попытался собрать их в этих коротких заметках, — может быть, они помогут понять, что нравилось Мейерхольду в фильмах тридцатых годов.

 

Кинотеатр «Ударник». Общественный просмотр «Горячих денечков» (режиссеры А. Зархи и И. Хейфиц). В. Э. Мейерхольду очень понравился Николай Черкасов в роли Лошака — он прямо-таки «смаковал» игру молодого актера, громко смеялся и во время демонстрации фильма и после, твердо уверяя окружающих, что трюки Черкасова в «Горячих денечках» — смеющаяся лошадь, сцена с яблоками в школе — выдуманы им самим. Пришелся по душе Мейерхольду и финал фильма — сад, падающие яблоки. По-профессиональному позавидовал яркому режиссерскому решению финала, хотя фильм в целом его энтузиазма не вызывал.

 

Кинофильм «Чапаев» вышел премьерой в октябрьские дни 1934 года. Поначалу вторым экраном… И только потом — оглушительный успех. Я смотрел картину в первый же день проката. Мейерхольд — немного спустя. В те дни Мейерхольд ставил в Ленинграде «Пиковую даму» и «мотался» между Москвой и Ленинградом. Однажды Всеволод Эмильевич взял меня с собой в Ленинград.

В соседнем купе оказался режиссер Сергей Васильев. Мейерхольд с ним не был знаком. Васильев представился и попросил: «Мне очень интересно знать ваше мнение о картине». Разговор о фильме получился продолжительным. Всеволоду Эмильевичу очень понравился Шкурат, игравший роль денщика Потапова. Он {236} вообще любил актеров сочной характерности, впечатляющей физической «фактурности». Шкурат как раз был таким актером, причем «фактура» его была добротно-крестьянской, и это сразу бросилось в глаза Мейерхольду. А Кмит — Петька пришелся по душе настолько, что Всеволод Эмильевич решил пригласить его в театр. История приглашения была довольно продолжительной, не знаю, почему оно осталось без последствий. Были долгие телефонные звонки, разговоры, но где-то дело затормозилось. В разговоре с Васильевым Мейерхольд хвалил сцену, где Чапаев, раскладывая на столе картофелины, говорит о поведении командира в бою. Понравился ему выстрел Петьки — Кмита в воздух: «Тихо, граждане, Чапай думать будет! » — и многое другое.

 

В том нее «Ударнике» мы с мамой и отчимом, с сестрой Татьяной Есениной смотрели «Под крышами Парижа». Помню, что, несмотря на общую не слишком благоприятную оценку фильма, Мейерхольд был очень растроган уличными сценами, в которых вокруг бродячих музыкантов-жуликов собиралась толпа, принимавшая участие в импровизированном хоре. Эти сцены действительно, пожалуй, лучшие в картине. Мейерхольд говорил, что они «пахнут настоящим Парижем».

Чаплиновские «Новые времена» на него произвели очень сильное впечатление. Помнится, он даже просто погнал меня смотреть эту картину. А вот «Огни большого города» упрекал в сентиментальности. И снова испытывал удовольствие от чаплиновских находок.

С удовольствием пересказывал кому-то из домочадцев сцену, в которой Чаплин, разъезжая по ночному городу с пьяным «другом-миллионером», просит его править машиной поаккуратнее. «Разве я правлю? » — спрашивает в ответ миллионер, который, оказывается, вовсе и не держал руль, а жестикулировал в разговоре. Очень нравилась Всеволоду Эмильевичу эта миниатюрная находка, и его рассказ о ней я слышал не раз.

Смотрели мы вместе с ним и «Петера». Франческа Гааль не могла не понравиться. А поскольку весь фильм — это Франческа Гааль, то, поругивая некоторую слащавость картины, Мейерхольд в общем был очарован ею. Особенно ему понравилась сцена превращения героини Гааль в мальчика. Появление веснушек на лице артистки — довольно забавно обыгранный трюк, а Мейерхольд {237} любил и ценил неожиданные режиссерские находки, смаковал их. Весьма честолюбивый, он мог искренне одобрить, признать находку, удачу, оригинальный прием любого другого режиссера, артиста, будь то в театре или в кино.

 

Как-то Всеволод Эмильевич и Зинаида Николаевна привезли из заграничной поездки киносъемочный и проекционный аппаратики системы «Пате-беби». То были простенькие камеры, работавшие на пленке с одной перфорационной дырочкой посередине кадра. Вместе с аппаратиками были привезены и катушки с пленкой и несколько «микро-короткометражных» фильмов производства той же фирмы. Это были отрывки из картин с участием Чаплина, Гарольда Ллойда, каких-то неизвестных нам «боевиков». Кино «на дому» в то время, в конце двадцатых — начале тридцатых годов, было редкостью и очень нравилось отчиму. Несколько лет, пока не расшатался механизм аппарата, домашние вечера с приглашением гостей заканчивались «на закуску» просмотрами фильмов. Десятки раз Гарольд Ллойд бежал по крышам вагонов поезда, стремительно приближающегося к тоннелю, десятки раз Чаплин выплескивал миску супа в физиономию своего мрачного соседа по тюремной столовке. Эта сцена по требованию зрителей прокручивалась по нескольку раз.

Были среди привезенных картин сцены боя быков, охоты на пантеру. Сценку с пантерой Мейерхольд очень любил и «пугал» ею гостей. Там была впечатляющая сцена прыжка пантеры на человека. В конце концов «пантеру» заездили раньше других картин.

Из пленок, снятых по-кинолюбительски за границей, ничего не получилось. Только одна — прогулка Всеволода Эмильевича и Зинаиды Николаевны по вечернему Парижу, прогулка с поцелуями и улыбками — совсем коротенькая сценка, была удачно проявлена и демонстрировалась на домашних вечерах для самых близких и благожелательных знакомых.

 

Смотрел я с Всеволодом Эмильевичем «Александра Невского» и разговаривал с ним об этом фильме.

«Александр Невский» — это Эйзенштейн, Прокофьев, Охлопков, Дмитрий Орлов — люди, близкие Мейерхольду. Филы.: он принял почти безоговорочно. Помню и телефонные {238} разговоры по поводу картины и разговоры за столом. Изредка Мейерхольд бормотал под нос и дирижировал музыкой, сопровождающей эпизод боя на Чудском озере. И снова он «смаковал» актерскую игру. Андрей Абрикосов — Гаврила Олексич очень импонировал ему своей, как он говорил, «глыбистостью», чернобровой мужской удалью. Вспоминая Абрикосова, Мейерхольд испытывал почти физическое удовольствие. Вновь и вновь возвращался к сценической и кинематографической природной одаренности артиста, рассказывал, как он представляет себе Абрикосова в той или другой роли из пьес А. Н. Островского.

Последний фильм, который я видел вместе с Всеволодом Эмильевичем, — «Щорс». Не только видел, но и был на диспуте о фильме, на котором Мейерхольд выступал с речью.

Мейерхольд, надо сказать, периодически «влюблялся» в актеров. Так он был по-режиссерски влюблен в Евгения Самойлова.

Е. Самойлов еще в 1937 году репетировал главные роли в Театре имени Вс. Мейерхольда в пьесах «Наташа» Л. Сейфуллиной и «Одна жизнь» Е. Габриловича по роману Н. Островского «Как закалялась сталь». Тогда же Самойлов стал завсегдатаем нашего дома, принимал участие во всяких импровизированных вечеринках.

Фильм «Щорс» был интересен и дорог Мейерхольду авторством Александра Петровича Довженко, его друга. Мейерхольд смотрел эту картину несколько раз (и я с ним). Всеволод Эмильевич шумно одобрял сочные довженковские кадры, интересные режиссерские решения отдельных эпизодов. Не раз он рассказывал и пересказывал сцену, в которой Боженко после порки сына протягивал ему чарку — «запыть». Потом, в недолгих еще оставшихся Мейерхольду днях, это «запыть» стало его «домашним» словом.

На диспуте после общественного просмотра «Щорса» сообщение о том, что слово имеет Всеволод Эмильевич Мейерхольд, было встречено громовой овацией. Все встали. Аплодисменты продолжались несколько минут. Мама сказала: «Он сейчас плохо будет говорить…» Действительно, ораторствовал Мейерхольд часто не лучшим образом. Вот и в тот день, горячо похвалив Довженко и исполнителей главных ролей, он вдруг сказал резко диссонирующую фразу: «Довженко в “Щорсе” показал нам, что воевать весело…».

{239} Слова «весело» и «воевать» не могут стоять рядом. Зал притих. А Мейерхольд, поняв, что он оговорился, долго распутывал положение, в котором оказался из-за неудачной фразы, и, хотя он все же «свел концы с концами», пояснил, в чем он видит «веселость» довженковской войны, — аплодировали ему в конце гораздо менее оживленно, чем при выходе на сцену. «Вот всегда у него так», — сказала Зинаида Николаевна.

Впрочем, весенний вечер, в который мы окунулись, выйдя из зала, заставил Всеволода Эмильевича забыть ораторскую неудачу. Дома, в Брюсовском переулке, он с Самойловым весело отметил успех фильма.

 

С Довженко Всеволода Эмильевича связывала прямо-таки трогательная дружба. Помнится, как во время гастролей театра в Киеве Всеволод Эмильевич, Зинаида Николаевна, моя сестра Таня и я вместе с А. П. Довженко и Ю. И. Солнцевой ездили к Днепру, гуляли. Мейерхольд много и очень оживленно беседовал с Довженко. Помню, еще в самом начале тридцатых годов Мейерхольд убеждал меня непременно посмотреть довженковский «Арсенал», — он был очень высокого мнения об этой работе режиссера.

Мейерхольд ревниво следил за успехами своих учеников. Очень многое его разделяло с И. А. Пырьевым, но намечавшийся уже тогда, в тридцатых годах, самобытный почерк этого кинорежиссера импонировал Всеволоду Эмильевичу. Во всяком случае, в разговорах он довольно часто напоминал о том, что Пырьев его ученик, первый исполнитель одной из главных ролей в «Лесе» (Буланов), и говорил об этом с оттенком гордости.

Эйзенштейн был для него просто «Сережа». Не скажу, чтобы в моей памяти запечатлелось много встреч Всеволода Эмильевича с ним, но одна до сих пор очень ярко стоит перед мысленным взором. В день шестидесятилетия Мейерхольда в нашем доме было очень многолюдно, шумно и весело. В импровизированном концерте «русскую» танцевали А. В. Нежданова и С. М. Эйзенштейн. Мейерхольд всегда с восхищением смотрел на величественную Нежданову. Она и на этот раз царственно «плыла» по небольшому кругу, а вокруг нее «козликом» комически ходил Эйзенштейн. Эта пара сорвала бурные аплодисменты…


[1] Мейерхольд В. Э. Переписка 1896 – 1939. М., «Искусство», 1976, с. 104 – 105. Далее при ссылках на это издание оно называется Переписка.

[2] Рох Ю. Архитектурная хроника. — «Аполлон». Спб., 1910, № 7 (апр. ), с. 33 и 34 раздела «Хроника» (имевшего самостоятельную нумерацию страниц).

[3] Цит. по: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Сост., ред. текстов и комментарии А. В. Февральского. Ч. 1. М., «Искусство», 1968, с. 221 – 222. При дальнейших ссылках издание называется Двухтомник.

[4] Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13‑ ти т., т. 1. М., Гослитиздат, 1955, с. 283.

[5] Эдуар де Макс — видный французский актер, исполнитель одной из главных ролей в пьесе Д’Аннунцио «Пизанелла», поставленной Мейерхольдом в Париже в 1913 году. — А. Ф.

[6] Leida J. Kino. A History of the Russian and Soviet Film. London, 1960, p. 58 – 59.

[7] Abensour G. Meyerhold à Paris. — «Cahiers du monde russe et sovietique», vol. V, № 1, 1964, Janvier – mars, p. 9.

[8] Так, Леонид Андреев писал: «Новый театр будет театром психологическим. Новая драма исключительным содержанием своим будет иметь: психе» (Андреев Л. Н. Письма о театре. — Лит. ‑ худож. альманахи изд‑ ва «Шиповник», кн. 22. Спб., 1914, с. 275). — А. Ф.

[9] Хроника. — «Любовь к трем апельсинам. Журнал доктора Дапертутто». Спб., 1914, № 3, с. 90.

[10] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 629, л. 10.

[11] Там же, ед. хр. 721, л. 1.

[12] Студия. — «Любовь к трем апельсинам», Пг., 1914, № 4 – 5, с. 94 – 95.

[13] Бонди Ю., Мейерхольд Вс., Соловьев Вл. Огонь. — «Любовь к трем апельсинам», Пг., 1914, № 6 – 7, с. 35 – 36 и 55.

[14] Волков Н. Мейерхольд, т. 2. М. ‑ Л., «Academia», 1929, с. 388.

[15] Под именем Гаррисона в России был известен датский актер Вальдемар Псиландер. — А. Ф.

[16] Под словом «инсценировка» Мейерхольд в дореволюционный период подразумевал постановку, работу режиссера над воплощением пьесы на сцене и, соответственно, сценария на экране. — А. Ф.

[17] В. Э. Мейерхольд о кинематографе. — Журн. «Театральная газ. », М., 1915, № 22 (31 мая), с. 7. Перепеч.: Двухтомник, ч. 1, с. 316.

[18] К. С. Станиславский писал о новом искусстве. — «Искусство кино», 1963, № 1, с. 34.

[19] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 284, л. 10 – 20 и 23 – 31.

[20] Мейерхольд Вс. «Портрет Дориана Грея». — В кн.: Из истории кино. Документы и материалы. Вып. 6. М., «Искусство», 1965, с. 24. Лекция опубликована в записи О. А. Болтянской. Далее при ссылках на эту лекцию будет в скобках указываться Лекция и страницы этого издания. В 60 – 70‑ х годах лекция напечатана в переводах на английский, итальянский и французский языки.

[21] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 284, л. 32 и 36.

[22] Московская хроника. — Журн. «Театральная газ. », М., 1915, № 31 (2 авг. ), с. 15.

[23] Коонен А. Страницы жизни. М., «Искусство», 1975, с. 215.

[24] Никулин Л. Первые шаги. (Из воспоминаний). — «Искусство кино», 1957, № 11, с. 86.

[25] Левицкий А. Рассказы о кинематографе. М., «Искусство», 1964, с. 81 – 82, 85, 93. При дальнейших ссылках на эту книгу страницы будут указываться в скобках после цитат.

[26] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8‑ ми т., т. 7. М., «Искусство», 1960, с. 133.

[27] Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., «Искусство», 1963, с. 303.

[28] Левицкий замечает (в другом месте главы): «Многое, что на репетициях говорил Всеволод Эмильевич, я записывал» (с. 94). Поэтому его передаче слов Мейерхольда можно доверять.

[29] Страницы экрана. «Портрет Дориана Грея». — Журн. «Театральная газ. », М., 1915, № 45 (8 ноября).

[30] Кулешов Л., Хохлова А. 50 лет в кино, М., «Искусство», 1975, с. 30.

[31] Тугендхольд Я. Театр или кинемо-театр. — «Сев. записки», Пг., 1915, № 11 – 12, с. 225 – 226.

[32] Разумный А. У истоков… Воспоминания кинорежиссера. М., «Искусство», 1975, с. 58.

[33] В. Э. Мейерхольд. [Заглавие]. — «Сине-фоно», М., 1915, № 16 – 17 (27 июня), с. 59.

[34] Гинзбург С. Указ. соч., с. 304.

[35] Там же, с. 304.

[36] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 284, л. 34.

Первое изменение происходит после того, как Дориан оттолкнул Сибиллу. — А. Ф.

[37] Там же, л. 30 – 31.

[38] На съемках. «Портрет Дориана Грея». — Журн. «Театральная газ. », М., 1915, № 29 (19 июля), с. 17.

[39] Бином. «Эра» и «Сильный человек». (Вместо некролога). — «Кино-газета», М., 1918, № 12 (март), с. 2.

[40] Лихачев Б. С. Материалы к истории кино в России (1914 – 1916). — Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 3. М., Изд‑ во АН СССР, 1960, с. 79.

[41] В. Э. Мейерхольд. — «Сине-фоно», М., 1915, № 16 – 17 (27 июня), с. 59 – 62.

[42] Машков Ф. К выступлению Мейерхольда в кинематографе. — «Проэктор», М., 1915, № 3 (1 ноября), с. 11 – 12.

[43] Мир экрана. «Портрет Дориана Грея». — «Раннее утро», М., 1915, 1 ноября.

[44] Кинохроника. — «Театр», М., 1915, 1 и 2 ноября; газ. «Время», М., 1915, № 425. Цит. по «Сине-фоно», 1915, № 3 (20 ноября); Кинотеатр. «Портрет Дориана Грея». — «Новости сезона», М., 1915, 8 и 9 ноября; Кинохроника. — «Рампа и жизнь», М., 1915, № 46 (15 ноября).

[45] Страницы экрана. «Портрет Дориана Грея». — Журн. «Театральная газ. », М., 1915, № 45 (8 ноября), с. 14 – 15.

[46] Среди новинок. «Портрет Дориана Грея» по роману Оскара Уайльда в постановке В. Э. Мейерхольда. — «Кине-журнал», М., 1915, № 21 – 22 (12 ноября), с. 77 – 78.

[47] По-видимому, имеется в виду спектакль, в котором играет Сибилла Вэн. — А. Ф.

[48] Хроника. — «Кине-журнал», М., 1915, № 23 – 24 (19 дек. ), с. 102 – 103.

[49] Наша пресса. — «Экран России». М., 1916, № 1 (передовая статья помечена 18 марта), с. 9 – 11.

[50] «Портрет Дориана Грея». — «Сине-фоно», М., 1915, № 2 (1 ноября), с. 48. (Нумерация этого журнала начиналась с октября и переходила на следующий год. ). Перепеч.: Кинообзор. Московская «Кинопечать». — «Кинематограф», Пг., 1915, № 1, с. 16.

[51] Т‑ во Тиман, Рейнгардт, Осипов и Ко. «Портрет Дориана Грея». — «Проэктор», М., 1915, № 3 (1 ноября), с. 13 – 14.

[52] Вермель С. Искусство кинематографии. (К инсценировке «Портрета Дориана Грея». ) — «Искусство», Пг., 1917, № 1 – 2 (6 – 7), с. 31.

[53] «Портрет Дориана Грея». — «Живой экран», Ростов-на-Дону, 1916, № 19 – 20 (20 ноября), с. 28.

[54] Leyda J. Op. cit., p. 81.

[55] Режиссер. Где же искать истинный путь? — «Кино-газета», М., 1918, № 6 (февр. ), с. 7.

[56] Хрисанф Х. Тень мастера. (Заметы в записной книжке). — «Театральная Москва», 1922, № 50 (25 – 30 июля), с. 6.

[57] Херсонский Х. Страницы юности кино. Записки критика. М., «Искусство», 1965, с. 90.

[58] Гинзбург С. [Предисловие]. — В кн.: Из истории кино. Документы и материалы. Вып. 6. М., «Искусство», 1965, с. 16.

[59] Юткевич С. В. Э. Мейерхольд и теория кинорежиссуры. — «Искусство кино», 1975, № 8, с. 75.

[60] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 1134, л. 11.

[61] Там же, ед. хр. 739.

[62] Пшибышевский С. Сильный человек. М., изд. «Польза» В. Антик и Ко, 1912, с. 44.

[63] Там же, с. 76.

[64] Пшибышевский С. Святая пуща. М., изд. «Польза» В. Антик и Ко, [б. д. ], с. 293.

[65] Здесь и далее использованы материалы кн.: Волков Н. Мейерхольд, т. 2, с. 433 – 442.

[66] Хроника, — «Сине-фоно», М., 1916, № 17 – 18 (31 июля), с. 69.

[67] «Русская золотая серия объявляет…». — «Сине-фоно», М., 1915, № 1 (15 окт. ), с. X.

[68] Экран. Хроника. — Журн. «Театральная газ. », М., 1916, № 40 (2 окт. ), с. 14.

[69] Хроника. Новости экрана. — «Сине-фоно», М., 1916, № 2 – 3 (ноябрь), с. 55.

[70] Хроника. Новости экрана. — «Сине-фоно», М., 1916, № 13 – 14 (апрель — май), с. 57.

[71] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 625, л. 72 – 92 и ед. хр. 626, л. 332 – 339.

[72] Хроника. — «Обозрение театров», Пг., 1917, № 3564 (13 окт. ), с. 10.

[73] Журн. «Театральная газ. », М., 1917, № 52 (24 дек. ), посл. стр.; Хроника. Новости экрана. — «Сине-фоно». М., 1918, № 1 – 2 (янв. – февр. ), с. 31; о «большом успехе» «Сильного человека» сообщал и журнал «Кино-труд», М., 1918, № 1 (апр. ), с. 8.

[74] Вряд ли упреки Мейерхольда в адрес Левицкого были справедливы. Более обоснованной представляется причина их разногласий, указанная С. С. Гинзбургом в его «Кинематографии дореволюционной России» (с. 304): «Во время съемок произошел конфликт между очень резким и нетерпимым Вс. Мейерхольдом, который видел в операторе только техника, и А. Левицким, отличавшимся столь же непокладистым характером и отстаивавшим свои права художника», — А. Ф.

[75] Слово «пьеса» в то время иногда применялось и к кинофильму. — А. Ф.

[76] Мейерхольд у экрана. — Журн. «Театральная газ. », М., 1916, № 32 (7 авг. ), с. 15. Отрывки из этой беседы — в московском «Театре» от 6 августа и в петроградских «Биржевых ведомостях» от 9 августа. Перепеч. (с двумя сокращениями) в Двухтомнике, ч. 1, с. 317.

[77] Юткевич С. Указ. соч., с. 75 – 76.

[78] Там же, с. 76.

[79] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 607, л. 18.

[80] Государственные высшие режиссерские мастерские, затем преобразованные в Государственные высшие театральные мастерские, существовавшие в 1921 – 1922 годах и руководимые Мейерхольдом.

[81] Бином. «Эра» и «Сильный человек». (Вместо некролога). — «Кино-газета», М., 1918, № 12 (март), с. 2 – 3.

[82] Пшибышевский С. Сильный человек, с. 8.

[83] Автор заметки, видимо, не знал о существовании фильма «Портрет Дориана Грея». — А. Ф.

[84] Пьер О. Кинематограф. «Splendid Palace» и «Форум», — «Биржевые ведомости», веч. вып., Пг., 1917, 12 окт.

[85] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 626, л. 230.

[86] Кинематограф. — «Биржевые ведомости», Пг., 1916, 13 авг.

[87] Блок А. Собр. соч. в 8‑ ми т., т. 8. М. ‑ Л., Гослитиздат, 1963, с. 482.

[88] Блок А. Записные книжки. 1901 – 1920. М., «Худож. лит. », 1965, с. 320.

[89] Веригина В. Воспоминания. «Искусство», Ленингр. отд. 1974, с. 193.

[90] Москва. Новости экрана. — «Сине-фоно», М., 1916, № 8 (29 февр. ), с. 66.

[91] Это, как и последующие приводимые здесь письма Мейерхольда к Сологубу, хранится в Ленинграде, в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР (ф. 289, оп. 3, № 452).

[92] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2129, л. 74. Тетерников — настоящая фамилия Сологуба.

[93] Хроника. Новости экрана. — «Сине-фоно», М., 1916, № 13 – 14 (31 мая), с. 45.

[94] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2129, л. 75.

[95] Мейерхольд имеет в виду П. Г. Тимана и его жену, принимавшую близкое участие в делах фирмы. — А. Ф.

[96] См. об этом в кн.: Февральский А. Первая советская пьеса. «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. М., «Сов. писатель», 1971, с. 56.

[97] Цит. по публикации: Среди печати. — «Рампа и жизнь», М., 1917, № 23 – 24 (11 июня), с. 11 – 12.

[98] Сологуб Ф. Наблюдения и мечты о театре. — «Рус. мысль», М. и Пг., 1918, кн. 1 – 2 (янв., февр. ), отд. II, с. 1 и 17.

[99] Сологуб Ф. Собр. соч., т. 18. Творимая легенда. Роман. Часть первая. Капли крови. Спб., «Сирин», 1914, с. 3. Далее при цитатах из романа в скобках будут указываться части романа (римскими цифрами) и страницы.

[100] Holthusen S. Fedor Sologubs Roman-Trilogie (Tvorimaja legenda). Mouton & Co. — ’s Gravenhage, 1960, S. 33.

[101] Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. М. ‑ Л., Гослитиздат, 1934, с. 292.

[102] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2129, л. 79.

[103] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 313, л. 11 – 17. Извлечение из них опубликовано в статье: Февральский А. Неизвестные фильмы Вс. Мейерхольда. — Из истории кино. Документы и материалы. Вып. 10. М., «Искусство», 1977, с. 177 – 179.

[104] Ш. Художник или конструктор. Татлин оформляет Островского. — «Сов. искусство», М., 1934, 17 сент.

[105] Кут А. Возвращение к живописи. На вечере худ. В. Татлина. — «Веч. Москва», 1933, 10 янв.

[106] Хроника. — Газ. «Искусство», М., 1919, 1 февр.

[107] См.: Февральский А. Первая советская пьеса. «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского, с. 127.

[108] Александр Яковлевич Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. М. ‑ Л., «Искусство», 1960, с. 185. Письмо Мейерхольда, о котором упоминает Головин, не обнаружено.

[109] Воронова О. Шадр. М., «Мол. гвардия», 1969, с. 47.

[110] Справочный отдел. — «Театр и искусство», Пг., 1918, № 1 (7 янв. ), с. 3.

[111] Н. Г. Студия экранного искусства. — «Театр и искусство», Пг., 1918, № 14 – 15 (5 мая), с. 133 – 154.

[112] Центр. гос. архив РСФСР, ф. 2306, оп. 27, № 1 и 2.

[113] В ЦГАЛИ хранится черновой автограф Алейникова «В поисках языка киноискусства» — это его воспоминания о Мейерхольде, глава из задуманной им книги «Записки кинематографиста» (ф. 2734, оп. 1, ед. хр. 28; данная цитата — л. 35). При дальнейших ссылках на эту рукопись в скобках будут указываться только номера листов.

[114] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2224, л. 1.

[115] Миронов В. В. Э. Мейерхольд в Новороссийске. — «Новороссийский рабочий», 1961, 21 мая.

[116] «Известия Рев. ком. г. Новороссийска», 1920, 9 апр.

[117] В ранний период советской кинематографии писали и говорили «фильма» — в женском роде, по-видимому, по аналогии со словами «кинокартина», «кинолента», хотя во всех других языках существовало слово мужского рода «фильм». — А. Ф.

[118] Обзор деятельности подотдела искусств. — «Известия», Новороссийск, 1920, 7 мая.

[119] Съезд рабочих и поселян Черноморского округа. 4‑ й день, 26 июня. Вечернее заседание. Доклад тов. Мейерхольда. — «Красное Черноморье», Новороссийск, 1920, 30 июня.

[120] Юткевич С., Эйзенштейн С. Восьмое искусство. Об экспрессионизме, Америке и, конечно, о Чаплине. — «Эхо», М., 1922, № 2, 7 ноября, с. 20 – 22. Перепеч.: «Сов. экран», 1975, № 20, с. 18 – 19.

[121] «Стальной путь». (Беседа с Вс. Мейерхольдом). — «Веч. Москва», 1925, 25 июня.

[122] Моск. обл. архив Октябрьской революции и социалистического строительства, ф. 3700, оп. 1, д. 17, ч. 2, л. 56 – 57 об. — Дальнейшие ссылки на материалы этого фонда даются в тексте без указания названия архива и номера фонда.

[123] Hibben P. The Movies in Russia. — «The Nation», New York, 1925, November 11, vol. 121, № 3149.

[124] Театр Мейерхольда в кино. — «Веч. Москва», 1925, 28 авг.

[125] См. заметку: Мейерхольд на фабрике Севзапкино. — «Нов. веч. газ. », Л., 1925, 19 сент.

[126] Арнштам Л. Иоганн Бах и «Броненосец “Потемкин”». — В кн.: Броненосец «Потемкин». М., «Искусство», 1969, с. 311.

[127] По кинотеатрам. «Кино-Мейерхольд». — «Кино», М., 1927, 26 июля.

[128] Приведено в кн.: Арлазоров М. Протазанов. М., «Искусство», 1973, с. 193.

[129] Леонидов О. Работа над «Белым орлом». — «Белый орел». [Буклет]. М., Теакинопечать, 1928, с. 7.

[130] ЦГАЛИ, ф. 2734, оп. 1, ед. хр. 68.

[131] Центр. парт, архив, ф. 538, оп. 3, д. 104, л. 44 и 60.

[132] А. М. Вс. Мейерхольд на съемке. Три народных артиста и один губернатор. — «Кино», М., 1928, 15 мая.

[133] «Глаза актера — его главное средство выразительности (так учил нас еще на примере театра Мейерхольд)», — писал С. И. Юткевич М. М. Штрауху (см.: Юткевич С. Разгадка поэзией. М., Бюро пропаганды советского киноискусства, [б. д. ], с. 62).

[134] Эйзенштейн С. Избр. произв. в 6‑ ти т., т. 4. М., «Искусство», 1966, с. 140. При дальнейших ссылках — Избр. произв., с указанием тома и страниц.

[135] Волков Н. Качалов и Мейерхольд на экране. («Белый орел» — «Межрабпомфильм»). — «Правда», 1928, 18 окт.

[136] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2181, л. 67.

[137] С. К. — «Наша газ. », М., 1928, 23 окт. С. Кудрин — псевдоним заведующего отделом театра и кино «Нашей газеты» С. А. Балерина.

[138] Мазинг Б. Качалов и Мейерхольд в кино. («Белый орел»). — «Веч. Красная газ. », Л., 1928, 25 окт.

[139] Среди участников фильма было только два артиста со званием народных: Качалов и Мейерхольд. Вероятно, поэтому рецензент взял слова «народных артистов» в кавычки. — А. Ф.

[140] М. В. «Белый орел». — «Ленингр. правда», 1928, 23 окт. По сообщению С. Д. Дрейдена, в то время работавшего в «Ленинградской правде», автором рецензии был М. Ю. Блейман.

[141] В. Э. Мейерхольд о западном кино (Из беседы). — «Сов. экран», М., 1928, № 52 (25 дек. ), с. 14. Гастрольная поездка театра состоялась в 1930 г. и ограничилась Германией и Францией.

[142] Пригласить Мейерхольда в качестве режиссера этой картины было решено на заседании правления «Межрабпомфильма» 3 октября 1928 года (Центр. парт, архив, ф. 538, оп. 3, д. 104, л. 144).

[143] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 402, л. 6.

[144] Там же, л. 5.

[145] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 403, л. 1 – 27. Далее в этой главе при ссылках на данный автограф указываются номера листов. Сокращенные слова приводятся полностью.

[146] Функция «вожатого фильма», вводимого Мейерхольдом, разъясняется далее в его уже упомянутом докладе. — А. Ф.

[147] Об этом — также далее в докладе. — А. Ф.

[148] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 404, л. 98, 100, 105.

[149] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 403, л. 31 и 29.

[150] Там же, ед. хр. 404, л. 1 – 92.

[151] Там же, л. 102, 106.

[152] Тургенев И. С. Собр. соч. в 12‑ ти т., т. 12. М., Гослитиздат, 1958, с. 339 и 341.

[153] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 404, л. 103.

[154] Там же, л. 99.

[155] Б. Ф. Малкин в первые годы революции возглавлял некоторые советские культурные учреждения; в период работы Мейерхольда над «Евгением Базаровым» был председателем правления «Межрабпомфильма». В. Н. Сарабьянов — автор трудов по историческому материализму, член редакционной коллегии «Правды». Оба входили в состав президиума Художественно-политического совета ГосТИМа. Из записи видно, что Мейерхольд хотел советоваться с ними о создании общественно-политических «аналогий» в сценарии. — А. Ф.

[156] О Н. П. Ульянове см. далее. — А. Ф.

[157] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 404, л. 94.

[158] Б. Д. «Отцы и дети» по Мейерхольду. — «Кино», М., 1930, 7 янв.

[159] Катаев В. Трава забвенья. — «Нов. мир», 1987, № 3, с. 98.

[160] Машинописная копия. — ЦГАЛИ, ф. 2613, оп. 1, ед. хр. 228, л. 2. Режиссеры «Межрабпомфильма» Порфирий Артемьевич Подобед и Михаил Иванович Доллер были ассистентами Мейерхольда по «Евгению Базарову». В Киеве в это время проходили гастроли ГосТИМа.

[161] ЦГАЛИ, ф. 2613, оп. 1, ед. хр. 157, л. 1.

[162] М. Н. Алейников — член правления «Межрабпомфильма» и заведующий производством кинофабрики. — А. Ф.

[163] ЦГАЛИ, ф. 2613, оп. 1, ед. хр. 79, л. 1.

[164] «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — в романе эти слова Базаров произносит в беседе с Аркадием. — А. Ф.

[165] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 404, л. 107.

[166] Луначарский А. В. «Ревизор» Гоголя — Мейерхольда, — Собр. соч. в 8‑ ми т., т. 3. М., «Худож. лит. », 1964, с. 354.

[167] По следам заметок. — «Веч. Москва», 1930, 24 дек.

[168] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 403, л. 56 – 57.

[169] Вероятно, имеются в виду «ухабы». — А. Ф.

[170] Копия. — ЦГАЛИ, ф. 279, оп. 2, ед. хр. 277, л. 1.

[171] См.: Павчинская Л. Заочно обучаю — Пушкин. — «Кино», М., 1932, 30 сент.; Дневник искусств. — «Веч. Москва», 1932, 3 ноября, и др.

[172] Пырьев И. О пройденном и пережитом. — «Искусство кино», 1970, № 8, с. 122.

[173] Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921 – 1926. «Искусство», Ленингр. отд., 1975, с. 204. Далее при цитатах из этого сборника в скобках будет указываться «Советский театр» и страницы.

[174] См. мою книгу «Записки ровесника века» (М., «Сов. писатель», 1976, с. 290 – 292).

[175] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 2181, л. 64 об.

[176] Под словами «оформление пьесы» драматургическое оформление. — А. Ф.

[177] Третьяков С. «Земля дыбом». Текст и речемонтаж. — «Зрелища», М., 1923, № 27 (6 марта), с. 6.

[178] Херсонский Х. «Ночь» Мартинэ — «Земля дыбом». — «Известия ВЦИК», 1923, 8 марта.

[179] «Земля дыбом». На генеральной репетиции. — «Зрелища», М., 1923, № 27 (6 марта), с. 7.

[180] Херсонский Х. «Озеро Люль» в Театре Революции. — «Известия ВЦИК», 1923, 10 ноября.

[181] Стенограмма. — Гос. архив Октябрьской революции и социалистического строительства Ленингр. обл., ф. 4463, оп. 1. ед. хр. 1436.

[182] Гарин Э. С Мейерхольдом. (Воспоминания). М., «Искусство», 1974, с. 79.

[183] А. Ф. «Лес» у Мейерхольда. (Беседа с тов. В. Э. Мейерхольдом). — «Правда», 1923, 19 дек.

[184] Гарин Э. Указ. соч., с. 90.

[185] Гусман В. «Лес» Островского в Театре Мейерхольда. — «Правда», 1924, 5 февр.

[186] В то время Эйзенштейн и Довженко еще не работали в кино, а Пудовкин еще не ставил фильмы. — А. Ф.

[187] Лебедев Н. О мейерхольдовском «Лесе». (Впечатления кинематографиста. ) — «Киногазета», М., 1924, 19 февр.

[188] Загорский М. Вместо отчета. Диспут о «Лесе» в Академии. — «Зрелища», М., 1924, № 75 (26 февр. ), с. 9.

[189] Пудовкин В. Собр. соч. в 3‑ х т., т. 1. М., «Искусство», 1974, с. 188.

[190] Пиотровский А. «Д. Е. ». Театр Мейерхольда. — «Ленингр. правда», 1924, 18 июня.

[191] Исправляю опечатку: в журнальном тексте — 1921. — А. Ф.

[192] Юткевич С. В. Э. Мейерхольд и теория кинорежиссуры. — «Искусство кино», 1975, № 8, с. 77.

[193] Ripellino A. M. Il trucco e l’anima. I maestri della regia nel teatro russo del Novecento. Torino. Giulio Einaudi editore. 1965, p. 294.

[194] Hoover M. Meyerhold. The Art of Conscious Theater. University of Massachusetts Press. Amherst, 1974, p. 107.

[195] Приведено в комментариях к Двухтомнику, ч. 2, с. 533.

[196] Брик О. Кино в Театре Мейерхольда. — «Сов. экран», М., 1926, № 20 (18 мая), с. 6 – 7.

[197] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 641.

[198] Н. Л. Почему и как ставится «Ревизор». (Беседа с В. Э. Мейерхольдом). — «Веч. Москва», 1926, 27 ноября.

[199] «Иисус в споре с книжниками» (итал. ).

[200] Под названием «Трус» у нас демонстрировался американский фильм режиссера Джемса Крюзе «Драчливый трус». — А. Ф.

[201] Мейерхольд Вс. Несколько замечаний к постановке «Ревизора» на сцене Государственного театра имени Вс. Мейерхольда в 1926/27 году. — В кн.: Гоголь и Мейерхольд. М., «Никитинские субботники», 1927, с. 79 – 80.

[202] Бронков М. Зритель-красноармеец о «Ревизоре» у Мейерхольда. — «Коме, правда», М., 1926, 18 дек.

[203] Цит. по стенограмме: ЦГАЛИ, ф. 963, оп. 2, ед. хр. 22, л. 99 – 100.

[204] Цит. по стенограмме: ЦГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 727.

[205] Могу сослаться на собственное восприятие. Раз десять я смотрел спектакль — и не видел этого рефлектора. И только когда я услышал о нем от Мейерхольда, я проверил себя на очередном представлении и убедился в наличии рефлектора.

[206] Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13‑ ти т., т. 2. М., Гослитиздат, 1956, с. 359.

[207] Подробнее об этом см. в кн.: Февральский А. Первая советская пьеса. «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. М., «Сов. писатель», 1971.

[208] Пудовкин В. Собр. соч. в 3‑ х т., т. 1, с. 172.

[209] Артавазд II, царь Армении, считается первым армянским драматургом и основателем армянского театра. — А. Ф.

[210] Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, изд. Армфан’а, 1940, с. 26 – 27.

[211] В Театре РСФСР. — «Известия», М., 1920, 25 ноября.

[212] Первый опыт. — «Ком. труд», М., 1920, 21 ноября.

[213] Спектакль руководимого Н. П. Охлопковым Театра Красной Пресни (Реалистического театра, 1933): «Фрагменты романа М. Горького “Мать”», театральный монтаж Охлопкова, постановка П. В. Цетнеровича. Оба были учениками Мейерхольда. — А. Ф.

[214] Эйзенштейн С. [Театр и кино]. — В кн.: Из истории кино. Материалы и документы Вып. 8. М., «Искусство», 1971, с. 156.

[215] Луначарский А. В. Собр. соч. в 8‑ ми т., т. 3, с. 361.

[216] Пиотровский А. Кинофикация театра. (Несколько обобщений). — «Жизнь искусства», Л., 1927, № 47 (22 ноября), с. 4.

[217] Эти две грибоедовских строки были взяты в качестве эпиграфа к эпизоду «Столовая» (в программе спектакля).

[218] А. К. Проблема театральной новостройки. — «Сов. искусство». М., 1932, 27 мая.

[219] Л. Г. Стеклобетонный небоскреб. Новое здание Театра им. Вс. Мейерхольда. — «Сов. искусство», 1931, 3 окт.

[220] Эмо Н. Искания режиссера и архитектора. Каким будет ГосТИМ? — «Сов. искусство», 1932, 27 июня.

[221] Цит. по стенограмме: ЦГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 46.

[222] Бархин М., Вахтангов С. Незавершенный замысел. — В кн.: Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний. М., ВТО, 1967, с. 578.

[223] Два года спустя в Нью-Йорке вышла автобиография крупного английского актера театра и кино Джорджа Арлисса, отрывок из которой приводит Эйзенштейн: «… я всегда думал, что для кино следует играть преувеличенно, но я увидел, что самоограничение есть то самое главное, чему должен научиться актер при переходе от театра к кино. Искусство самоограничения и намека на экране есть то, что может быть в полноте изучено наблюдением игры неподражаемого Чарли Чаплина» (Избр. произв., т. 2, с. 166). Как видим, эти слова могут служить своего рода подтверждением высказываний Мейерхольда. — А. Ф.

[224] Dottore. «Папиросница от Моссельпрома». — «Жизнь искусства», Л., 1925, № 3 (20 янв. ), с. 3. Dottore (по-итальянски — доктор) — намек на старый псевдоним Мейерхольда «Доктор Дапертутто».

[225] Октябрьские пожелания советской кинематографии [подборка]. — «Кино», М., 1925, 3 ноября.

[226] Юдин Н. Мейерхольд снова против. — «Кино-фронт», М., 1927, № 1 (15 янв. ), с. 13 – 15.

[227] Выступление записано мною и опубликовано под заглавием «Театр и кино» в подборке «В. Э. Мейерхольд об искусстве театра» («Театр», 1957, № 3, с. 114 – 115).

[228] Верховский Н. На докладе Мейерхольда. — «Красная газ. », веч. вып., Л., 1929, 8 янв.

[229] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8‑ ми т., т. 6. М., «Искусство», 1959, с. 277.

[230] «Сов. экран», 1929, № 41 (15 окт. ), с. 3.

[231] Очевидная опечатка: по смыслу должно быть — «к немому кино». — А. Ф.

[232] Фильм Ленингр. фабрики Совкино (1929); режиссеры — Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг; далее Мейерхольд называет их «фэксы». — А. Ф.

[233] «Строгий юноша». Первая кинопьеса Ю. Олеши. — «Сов. искусство», М., 1934, 5 июля.

[234] «Строгий юноша». Новое произведение Ю. Олеши. — «Лит. газ. », М., 1934, 6 июля.

[235] Вишневецкая С. Всеволод Мейерхольд и Всеволод Вишневский. — В кн.: Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний, с. 413.

[236] Александров Г. В. Эпоха и кино. М., Политиздат, 1976, с. 240.

[237] Стенограмма. — ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 130.

[238] О смелости подлинной и мнимой. — «Лит. газ. », 1939, 26 апр.

[239] Мейерхольд Вс. Из записей и выступлений разных лет. — «Театр», 1974, № 2, с. 44.

[240] Франк. Мейерхольд о Германии. — «Зрелища», М., 1923, № 57 (9 окт. ), с. 7. Франк — псевдоним режиссера ТИМа В. Ф. Федорова.

[241] Застой театра на Западе. — «Рабочая газ», М., 1925, 5 сент.

[242] И. В. В Театре Мейерхольда. — «Правда», 1925, 5 сент. И. В. — журналист Иосиф Верховцев.

[243] «Проходящие тени», «Девушка из бара», «Дитя подмостков», «Грязь и звезды» и т. д. — «Афиша ТИМ», М., 1926, № 3 (ноябрь), с. 20 – 22.

[244] Несколько позже, 15 октября 1927 года, Маяковский на диспуте «Пути и политика Совкино», обращаясь к деятелям Совкино, сказал: «… сколько бы вы ни пытались, сколько ни старались, сколько бы дохода от публики, потрафляя вкусам, ни получали, — вы делаете скверное и гнусное дело» (Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13‑ ти т., т. 12, с. 358).

[245] Пеник Л. Почему нам показывают чепуху? — «Голос текстилей», М., 1928, 4 дек. Пеник — псевдоним известного впоследствии поэта-переводчика Л. М. Пеньковского.

[246] Как мы знаем, Абель Ганс играл в постановке Мейерхольда «Пизанелла» (1913). — А. Ф.

[247] В. Э. Мейерхольд о западном кино. — «Сов. экран», М., 1928, № 52 (25 дек. ), с. 14.

[248] ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 657.

[249] Юз. Вс. Э. Мейерхольд о путях театра. (От нашего специального корреспондента). — «Молот», Ростов-на-Дону, 1929, 5 февр.

[250] Мейерхольд о западном кино. Путевые впечатления. — «Сов. искусство», М., 1933, 14 окт.

[251] Трауберг Л. Вспоминая самый первый… — «Сов. экран», 1969, № 13, с. 15.

[252] «Известия», 1926, 21 февр. То же в брошюре «Бестер Китон». М., Кинопечать, 1926, вторая страница обложки.

[253] Ильинский И. Сам о себе. Изд. 2‑ е, исправл. и доп. М., «Искусство», 1973, с. 372 – 373.

[254] Юткевич С. Кино — это правда 24 кадра в секунду. М., «Искусство», 1974. с. 216 – 217.

[255] Херсонский Х. Страницы юности кино. Записки критика, с. 173.

[256] Стенограмма — ЦГАЛИ, ф. 963, оп. 1, ед. хр. 555, л. 35.

[257] Фильм «Бродяга» с участием известного французского шансонье и актера кино Мориса Шевалье. — А. Ф.

[258] Реплики Мейерхольда. — «Театральная жизнь», М., 1960, № 5, с. 20.

[259] Гладков А. Мейерхольд говорит. (Записи 1934 – 1939 годов). — «Нева», Л., 1966, № 2, с. 208.

[260] Стенограмма. — ЦГАЛИ, ф. 998, оп. 1, ед. хр. 697.

[261] Эйзенштейн С. Избр. произв. в 6‑ ти т., т. 1, с. 305 – 306. Далее в этой главе ссылки на работы Эйзенштейна, вошедшие в шеститомник, будут даваться в тексте. Первая цифра обозначает том, следующие — страницы.

[262] О занятиях Эйзенштейна в мейерхольдовской школе см.: Юткевич С. Контрапункт режиссера. М., «Искусство», 1960, с. 220 – 241; Февральский А. С. М. Эйзенштейн в театре. — В сб.: Вопросы театра, М., ВТО, 1967, с. 82 – 88; Февральский А. Театральная молодость. — В кн.: Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., «Искусство», 1974, с. 115 – 120; Юткевич С. Начало пути. — Там же, с. 100 – 115.

[263] Приведено в обзоре Г. Д. Эндзиной «Жил, задумывался, увлекался…» (Переписка С. М. Эйзенштейна). — В кн.: Встречи с прошлым. Вып. 2, М., «Сов. Россия», 1976, с. 316.

[264] Приведено в ст.: Февральский А. С. М. Третьяков в Театре Мейерхольда. — В кн.: Третьяков С. Слышишь, Москва?! М., «Искусство», 1966, с. 199.

[265] Театральное ликвидаторство. — «Афиша ТИМ», 1926. № 3, с. 2 – 7.

[266] Авторство Аксенова подтверждает и Е. И. Габрилович.

[267] См. об этом: Февральский А. Театральная молодость. — Эйзенштейн в воспоминаниях современников, с. 119 – 120.

[268] См.: «Броненосец “Потемкин”», с. 25 – 26.

[269] На Западе. В. Э. Мейерхольд о своей заграничной поездке. — «Нов. веч. газ. », Л., 1925, 7 сент.

[270] Габрилович Е. О том, что прошло. М., «Искусство», 1967, с. 71 – 72.

[271] Маяковский В. Полн. собр. соч. в 13‑ ти т., т. 12, с. 355.

[272] Арнштам Л. Иоганн Бах и «Броненосец “Потемкин”». — В кн.: «Броненосец “Потемкин”», с. 311 – 312.

[273] По-видимому, Эйзенштейн имеет в виду намерение, осуществление и реакцию (см. брошюру: Амплуа актера. Составили < …> В. Э. Мейерхольд, В. М. Бебутов, И. А. Аксенов. М., изд. Гос. высш. режиссерских мастерских, 1922, с. 3).

[274] «То движение, которое вы, желая двинуться в одну сторону, предварительно производите в направлении противоположном (частично или целиком), в практике сценического движения называется движением “отказа”» (4, 81).

[275] Козлов Л. Гипотеза о невысказанном посвящении. — «Вопросы киноискусства». Вып. 12. М., «Наука», 1970, с. 110 и 129 – 130.

[276] Волков Н. Мейерхольд, т. 1. М. ‑ Л., «Academia», 1929. с. 37.

[277] Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Кн. первая и вторая. М., «Сов. писатель», 1961, с. 545.

[278] Херсонский Х. Страницы юности кино, с. 100.

[279] Марков П. Письмо о Мейерхольде. — «Театр и драматургия», М., 1934, № 2, с. 21. Перепеч. в кн.: Марков П. О театре, в 4‑ х т., т. 2. М., «Искусство», 1974, с. 65.

[280] Козинцев Г. Сергей Эйзенштейн. — В кн.: Эйзенштейн в воспоминаниях современников, с. 199.

[281] До этого Мейерхольд выступил в Ленинградском Доме кино 22 мая 1936 г. с докладом о Маяковском. — А. Ф.

[282] Приводится по стенограмме, хранящейся у меня.

[283] Кулешов Л. Если теперь… — «Кино-фот», М., 1922, № 3, (19 – 25 сент. ), с. 5.

[284] То же в кн.: Дзига Вертов. Статьи, дневники, замыслы. М., «Искусство», 1966, с. 47.

[285] Рич. Нас восемьдесят. — «Эрмитаж», М., 1922, № 7 (27 июня), с. 8.

[286] Юткевич С. Кино — это правда 24 кадра в секунду, с. 169 и 170.

[287] Габрилович Е. О том, что прошло, с. 200.

[288] Молдавский Д. С Маяковским в театре и кино. Книга о Сергее Юткевиче. М., ВТО, 1975, с. 49, 95, 206.

[289] Гарин Э. С Мейерхольдом. (Воспоминания), с. 256 – 257.

[290] Там же, с. 266.

[291] Там же, с. 273.

[292] Габрилович Е. О том, что прошло, с. 67.

[293] Пудовкин В. Сокрушенное время и пространство. О неистово молодом мастере. — «Сов. искусство», 1934, 5 февр.

[294] Смолич Ю. Из прошлого. — «Лит. газ», 1964, 12 сент.

[295] Стенограмма хранится у меня. — А. Ф.

[296] Козинцев Г. Пространство трагедии. Дневник режиссера. «Искусство», Ленингр. отд., 1973, с. 100.

[297] За сообщение отрывков из записей Г. М. Козинцева благодарю В. Г. Козинцеву.

[298] Козинцев Г. Глубокий экран. М., «Искусство», 1971, с. 135; то же см. в кн.: Эйзенштейн в воспоминаниях современников, с. 200.

[299] Имеются в виду выдвижные площадки в «Ревизоре».

[300] Козинцев Г. Пространство трагедии, с. 100.

[301] См. об этом: Февральский А. Впередсмотрящий. — В кн.: Дзига Вертов в воспоминаниях современников. М., «Искусство», 1976, с. 135 – 170.

[302] Дзига Вертов Статьи, дневники, замыслы, с. 46.

[303] Там же, с. 56.

[304] Февральский А. Шестая часть мира. — «Правда», М., 1926, 12 окт.

[305] О «способности действовать на зрителя с помощью ассоциаций» Мейерхольд интересно говорил, исходя из творчества Рихарда Вагнера, в докладе «“Учитель Бубус” и проблема спектакля на музыке» (см.: Двухтомник, ч. 2, с. 66 – 67).

[306] См.: Февральский А. Дзига Вертов и правдисты. — «Искусство кино», 1965, № 12, с. 69 – 70. Письмо с подписью Мейерхольда хранится в ЦГАЛИ, в моем фонде (ф. 2437).

[307] Gregor U. Meyerhold und das Kino der Revolutionä re. Wie der Sowjetfilm von Theater lernte. — «Theater heute», Hannover, 1963, № 3. S. 30.

[308] 14 марта 1936 г. Мейерхольд выступил в Ленинграде с докладом «Мейерхольд против мейерхольдовщины». Эта и дальнейшие сноски мои. — А. Ф.

[309] Эти и цитируемые далее слова Пушкина — из заметок «О народной драме и драме “Марфа Посадница”».

[310] Эта выдержка из работы Ганса Симсена «Чарли Чаплин» приведена в кн.: Пулай А. Чарли Чаплин. М., Теакинопечать, 1928, с. 16. (В книге — неправильное написание: Пулайль. )

[311] Под именем Глупышкина в России был известен актер Андре Дид (André Deed), который снимался во Франции под именами Буаро и Грибуй, а в Италии — Кретинетти.

[312] Возможно, что Мейерхольд имел в виду фразу из письма К. И. Чуковского Л. О. Арнштаму: «Если бы он (Мейерхольд. — А. Ф. ) не был режиссером, он был бы великим романистом» (основная часть письма приведена в комментариях к Двухтомнику, ч. 2, с. 536).

[313] Имеется в виду доклад Мейерхольда о Маяковском, прочитанный в Ленинградском Доме кино 22 мая 1936 года.

[314] Эти две фразы — из статьи Гоголя «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность». Первая относится к поэзии Пушкина, вторая — к «Капитанской дочке». Мейерхольд цитирует неточно: должно быть не «тут», а «в ней», не «ступень», и «степень».

[315] Имеется в виду ГВЫРМ.

[316] Здесь слово «конструкция» имеет смысл «система».

[317] Юбербреттль (нем. ) — разновидность эстрады.

[318] П. М. Керженцев в то время был председателем Комитета по делам искусств. Речь идет о статье: Керженцев П. О Третьяковской галерее — «Правда», 1936, 7 июня.

[319] По желанию (лат. ).

[320] До бессмыслицы (лат. ).

[321] Речь идет о статье С. М. Эйзенштейна «За кадром» — Избр. произв., т. 2, с. 283 – 296.

[322] Там же, с. 288.

[323] Возможно, что имеется в виду труд И. М. Сеченова «Физиология нервных центров». Дюшенн, Бенжамен Арман (1806 – 1875) — французский невропатолог, Крукенберг, Герман (1863 – 1935) — немецкий хирург-ортопед; оба занимались проблемами движения. Гьюпель — вероятно, фамилия искажена в стенографической записи.

[324] Акционы — по-видимому, от французского actions — действия.

[325] Фраза не закончена.

[326] Садко (псевдоним В. И. Блюма) и Д. Л. Тальников — театральные критики.

[327] Речь идет о стихотворении «Хорошее отношение к лошадям».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.