Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





{444} Драматическая активность 4 страница



[56] Гофман В. Язык литературы. Л., 1936, с. 330 – 332.

[57] Манн Ю. Примечания. — В кн.: Гоголь Н. В. Собр. соч. в 7‑ ми т., М., 1967, т. 4, с. 461.

[58] Иванов Вяч. «Ревизор» Гоголя и комедия Аристофана. — В сб.: Театральный Октябрь, I, Л. ‑ М., 1926, с. 89 – 90.

[59] Иванов Вяч. Указ. соч., с. 97 – 98.

[60] См. об этом статью В. Проппа «Проблема смеха и комизма». — Уч. зап. Ленингр. гос. ун‑ та, 1971, № 355, с. 162.

[61] «Современник», 1836, т. 2, с. 301.

[62] Войтоловская Э. Л. Комментарий. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Л., 1971, с. 188.

[63] См.: Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971, с. 96.

[64] Сазонов Н. Правда об императоре Николае. — Литературное наследство. М., 1941, т. 41 – 42, с. 244.

[65] Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 3, с. 465.

[66] Владимиров С. Драма, режиссер, спектакль. Л., 1976, с. 176.

[67] Кардин В. После первого десятилетия. — Театр, 1966, № 4, с. 31.

[68] См.: Аннинский Л. Битва на полпути. — Театр, 1972, № 2, с. 43 – 45.

[69] Рудницкий К. По ту сторону вымысла. — Вопросы литературы, 1976, № 10, с. 45.

[70] Демидов А. О творчестве А. Вампилова. — В кн.: Вампилов А. Избранное. М., 1975, с. 482 – 483.

[71] Там же, с. 485 – 486.

[72] Рудницкий К. Указ. соч., с. 31.

[73] Рудницкий К. Указ. соч., с. 37, 75.

[74] Хализев В. Драма как явление искусства. М., 1978, с. 105. (Последующие ссылки на книгу даются в тексте — в скобках после цитаты указывается страница книги. )

[75] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. М., 1949, т. 2, с. 127.

[76] Симуков А. Воспоминания. — В кн.: Вампилов А. Дом окнами в поле. Иркутск, 1982, с. 611, 614.

[77] Гусев В. Обман «приобщения». — Литературная газета, 1984, 21 нояб.

[78] Пудовкин В. Собр. соч. в 3‑ х т. М., 1974, т. 1, с. 250.

[79] Базен А. Что такое кино. М., 1972, с. 15 – 16, 123.

[80] См.: Образцова А. Оливье против Оливье. — Искусство кино, 1985, № 10, с. 146.

[81] Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968, с. 60 (курсив мой. — Б. К. ), 64, 73.

[82] См.: Кракауэр З. Природа фильма. М., 1974, с. 21.

[83] Хайнен К. На сцене и в кино. М., 1969, с. 253.

[84] Рязанов Э. Послесловие к фильму. — Нева, 1985, № 1, с. 165.

[85] Масловский Г. Вечно новый старый спор. — Искусство кино, 1985, № 3, с. 65, 66.

[86] Михалков Н. Кино для меня не профессия, а жизнь. — Известия, 1983, 15 окт.

[87] Урнов Д. Почему о «романсе»? — Литературная газета, 1985, 13 февр.

[88] Сурков Е. Победитель проигрывает. — Литературная газета, 1984, 4 нояб.

[89] Толстых В. Размышления по поводу и без повода. — Искусство кино, 1986, № 9, с. 82 – 83.

[90] Кардин В. Давайте после драки помашем кулаками. — Вопросы литературы, 1986, № 8, с. 66.

[91] Кац Б. И в смехе, и в слезах. — Музыкальная жизнь, 1986, № 17, с. 16.

[92] Русская мысль. 1913, № 7, с. 380.

[93] Курсив мой. — Б. К.

[94] Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма. М., 1976, т. 3, с. 54.

[95] Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма. М., 1978, т. 6. с. 157.

[96] Скафтымов А. П. Комментарии. — В. кн.: Чехов А. П. Собр. соч. М., 1956, т. 9, с. 438, 467.

[97] Скафтымов А. П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972, с. 428 (в дальнейшем ссылки на эту книгу даются в тексте с указанием страницы).

[98] Курсив мой. — Б. К.

[99] Литературное обозрение, 1985, № 1, с. 28.

[100] Вопросы литературы, 1976, № 10, с. 31 (курсив мой. — Б. К. ).

[101] Цит. по: Чехов А. П. Драматические произведения в 2‑ х томах. Л., 1985, т. 1, с. 23 (курсив мой. — Б. К. ).

[102] Чехов А. П. Письма. М., 1975, т. 2, с. 138.

[103] Шах-Азизова Т. Пьесы Чехова и их судьба. — Чехов А. П. Драматические произведения в 2‑ х т. Л., 1985, т. 1, с. 3. (курсив мой. — Б. К. ).

[104] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., М., 1955, т. 3, с. 562.

[105] Гриб В. Эстетические взгляды Лессинга и театр. — В кн.: Лессинг Г. ‑ Э. Гамбургская драматургия. М., 1936, с. XLVIII.

[106] Лессинг Г. ‑ Э. Гамбургская драматургия. М., 1936, с. 31 – 32.

[107] Волконский С. Художественные отклики СПб., 1912, с. 63.

[108] Туровская М. На разломе эпох. — Театр, 1961, № 10, с. 18.

[109] Паперный З. «Чайка» А. П. Чехова. М., 1980, с. 133, 116.

[110] Аничков Е. А. Литературные образы и мнения 1903 года. СПб., 1904, с. 103 – 104.

[111] Там же, с. 123 – 124, 118.

[112] Увидев «Дядю Ваню», директор императорских театров В. А. Теляковский назвал (в своем личном дневнике) такие пьесы «большим злом», но, прибавил он, если это «действительно современная Россия», то «такое состояние должно привести к катастрофе» (см.: Литературное наследство. М., 1960, т. 68, с. 516).

[113] См. Чудаков А. Поэтика Чехова. М., 1971, с. 214, 279, 228.

[114] Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма. М., 1979, т. 7, с. 122.

[115] Уильямс Т. Стеклянный зверинец. — Уильямс Т. «Стеклянный зверинец» и еще девять пьес. М., 1967, с. 73.

[116] Любопытно, что о судьбе «правил» драматического искусства Аничков говорит теми же словами, что и Чехов в своем высказывании о «Чайке».

[117] Гегель Г. ‑ В. ‑ Ф. Эстетика. М., 1971, т. 3, с. 548.

[118] Курьер, 1899, 29 окт.

[119] Ермилов В. А. П. Чехов. М., 1951, с. 396.

[120] Берковский Н. Статьи о литературе. М. ‑ Л., 1962, с. 445.

[121] Товстоногов Г. Зеркало сцены. Л., 1980, т. 2, с. 137 – 138.

[122] Чудаков А. Указ. соч., с. 200.

[123] Там же, с. 199 (курсив мой. — Б. К. ).

[124] Дидро Д. О драматической поэзии. — Собр. соч. М., т. 5, 1936. с. 405 – 406.

[125] О перипетиях в «Трех сестрах» и «Вишневом саде» см.: Костелянец Б. Драма и действие. Л., 1976, с. 127 – 131.

[126] Орлов В. Бриллиантовый дар оптимизма. — Театр, 1969, № 12, с. 71.

[127] См.: Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма Речи. Беседы. М., 1968, ч. 1, с. 118 – 119.

[128] Шнейдерман И. И. Епиходов. — В кн.: И. М. Москвин. Статьи и материалы. М., 1948, с. 130.

[129] Туровская М. На разломе эпох. — Театр, 1961, № 10, с. 19, 18.

[130] Шах-Азизова Т. Пьесы Чехова и их судьба, с. 17.

[131] Гиголов Г. Драматургия М. Горького 1902 – 1906 гг. в современной критике и публицистике. Тбилиси, 1975. с. 73. См. рецензию на эту книгу Б. Бялика, в которой, разумеется, цитируемое выше утверждение Г. Гиголова, попросту называющего Сатина и на других страницах своей работы «противником» Луки, никаких возражений не вызывает («Вопросы литературы». 1976. № 5).

[132] Горький М. Собр. соч. М., 1953, т. 26, с. 425.

[133] Гачев Г. Что есть истина? — Театр, 1966, № 12, с. 85, 88, 89 и др.

[134] Вопросы литературы, 1967, № 6; см. об этом также: Бялик Б. Горький-драматург. М., 1977.

[135] Икс. Записная книжка о Максиме Горьком. — С. ‑ Петербургские ведомости, 1903, 31 мая.

[136] Рок Н. Из Москвы. — Новости и Биржевая газета, 1903, 21 дек.

[137] Треплев [Смирнов А. А. ]. Факт и возможность. — Курьер, 1903, 28 апр.

[138] Анненский Иннокентий. Книги отражений. СПб., 1906, с. 140 – 141.

[139] Штейгер Э. Новая драма. СПб., 1902, с. 168.

[140] Горький М. Собр. соч., М., 1954, т. 28, с. 178.

[141] Анненский Иннокентий. Указ. соч., с. 138.

[142] Михайловский Н. К. Литература и жизнь. — Русское богатство, 1903, № 4. с. 99.

[143] См.: Михайловский Б. Творчество М. Горького и мировая литература. М., 1965, с. 417 – 421.

[144] «“На дне” — трагедия», — писал он К. С. Станиславскому. — Немирович-Данченко Вл. И. Избр. письма. М., 1979, т. 1, с. 307.

[145] См.: Нинов А. Театральный экземпляр «На дне» в яснополянской библиотеке Л. Н. Толстого. — Театр, 1979, № 9.

[146] Михайловский Н. К. Литература и жизнь. — Русское богатство, 1903, № 4, с. 102.

[147] Треплев [Смирнов А. А]. Факт и возможность. — Курьер, 1903, 3 мая.

[148] Бялик Б. Горький-драматург. М., 1962, с. 79; в новом издании данной монографии (1977) все подобного рода утверждения не претерпели особенных изменений.

[149] Аничков Е. Литературные образы и мнения. 1903 г. СПб., 1904, с. 118.

[150] См.: Шоу Б. О драме и театре. М., 1963, с. 68 – 69, 74, 77.

[151] Костелянец Б. Спор о человеке. — Нева, 1968, № 3.

[152] Марков П. О театре. М., 1977, т. 4, с. 487.

[153] См.: Товстоногов Г. Зеркало сцены. Л., 1980, т. 2, с. 257.

[154] Аверинцев С. К истолкованию символики мифа об Эдипе. — В сб.: Античность и современность. М., 1972, с. 90 (курсив мой. — Б. К. ).

[155] См. статью «Эдип» в кн.: Мифы народов мира. М., т. 2, 1988, с. 657 – 658, где миф об Эдипе изложен по трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне»; на иные версии отдельных мотивов мифа даны лишь краткие ссылки.

[156] Аверинцев С. Указ. соч., с. 98 – 99.

[157] Там же, с. 92, 95.

[158] Там же, с. 92, 100 (курсив мой. — Б. К. ).

[159] Аверинцев С. Указ. соч., с. 100.

[160] См.: Бородай Ю. Воображение и теория познания. М., 1966, с. 132, 133.

[161] Там же, с. 134 – 141.

[162] См. об этом: Гайденко П. Тема судьбы и представление о времени в греческом мировоззрении. — Вопросы философии, 1969, № 9.

[163] Давыдов Ю. Царь Эдип, Платон и Аристотель (античная трагедия как эстетический феномен). — Вопросы литературы, 1964, № 1, с. 157.

[164] Давыдов Ю. Указ. соч., с. 175.

[165] Давыдов Ю. Указ. соч., с. 154 (курсив мой. — Б. К. ).

[166] Зелинский Ф. Объяснительные примечания. — В кн.: Софокл. Царь Эдип. СПб., 1896, с. 88.

[167] Ярхо В. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978, с. 204 (курсив мой. — Б. К. ).

[168] Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980, с. 43.

[169] Там же.

[170] Ярхо В. Указ. соч., с. 181 (курсив мой. — Б. К. ).

[171] Там же, с. 182.

[172] Там же, с. 185 (курсив мой. — Б. К. ).

[173] Там же (курсив мой. — Б. К. ).

[174] Ярхо В. Указ. соч., с. 192. 194.

[175] Ярхо В. Указ. соч., с. 195 (курсив мой. — Б. К. ).

[176] Там же, с. 199 – 200 (курсив мой. — Б. К. ).

[177] Ярхо В. Указ. соч., с. 182.

[178] Ярхо В. Указ соч., с. 165 (курсив мой. — Б. К. ).

[179] Пропп В. Эдип в свете фольклора. — В его кн.: Фольклор и действительность. М., 1976, с. 259.

[180] Пропп В. Указ. соч., с. 253.

[181] Там же, с. 285 (курсив мой. — Б. К. ).

[182] Там же, с. 290.

[183] Там же, с 298.

[184] Пропп В. Указ. соч., с. 298.

[185] Маргвелашвили Г. Сюжетное время и время экзистенции. Тбилиси, 1976, с. 35.

[186] См.: Маргвелашвили Г. Указ. соч., с. 58.

[187] Маргвелашвили Г. Указ. соч., с. 49.

[188] Sаrtre J. P. L’ê tre et le né ant, Paris, 1943, p. 323.

[189] Гегель Г. ‑ В. ‑ Ф. Соч., М. ‑ Л., 1938, т. XII, с. 231.

[190] Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987, с. 27.

[191] Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923, с. 260.

[192] См. Маковельский А. Досократики. Казань, 1914 – 1919, ч. 1, с. 37.

[193] См.: Томсон Дж. Первые философы. М., 1979, с. 270 – 273.

[194] Материалисты Древней Греции: собрание текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. М., 1955, с. 41.

[195] Библер В. Ответ на вопросы. — В кн.: Этическая мысль. М., 1988, с. 374 – 375.

[196] Фрейденберг О. Миф и литератора древности. М., 1978, с. 475.

[197] Там же, с. 476.

[198] Аристотель. Поэтика. — Соч. М., 1983, т. 4, с. 651.

[199] См.: Else G. F. Aristoteles Poetics. London, 1957, p. 230 – 231.

[200] См.: Golden L. The clarification theorie of catharsis. — Hermes, Wiesbaden, 1976, Bd. 104, № 4, 5.

[201] См.: Nič ev A. L’é nigme de la catharsis tragique dans Aristotle. Sofia, 1970, p. 102.

[202] Рабинович Е. Г. Безвредная радость. — В сб.: Μ Α Θ Η Σ Ι Σ. (готовится к печати). Приношу глубокую благодарность Е. Г. Рабинович за ценные замечания к этой главе, хотя не всеми я сумел воспользоваться.

[203] Брагинская Н. Трагедия и ритуал у Вячеслава Иванова. — В сб.: Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988, с. 329.

[204] Зелинский Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. Пг., 1919, ч. 1, с. 101.

[205] Лосев А. История античной эстетики. М., 1963, с. 539.

[206] См.: там же, с. 383.

[207] Там же (курсив мой. — Б. К. ).

[208] Баткин Л. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989, с. 10.

[209] См.: там же, с. 217 – 218.

[210] Баткин Л. Указ. соч., с. 236.

[211] Там же, с. 218.

[212] Лосев А. Эсхил. — В кн.: Греческая трагедия. М., 1958, с. 99.

[213] Лосев А. Указ. соч., с. 99.

[214] Аристотель. Соч. М., 1983, т. 4, с. 662.

[215] Гегель Г. ‑ В. ‑ Ф. Эстетика. М., 1973, т. 4, с. 267.

[216] Гегель Г. ‑ В. ‑ Ф. Указ. соч., с. 268.

[217] Интересные наблюдения и суждения об этом см. в кн.: Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972, с. 16 – 23.

[218] Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 3, с. 236.

[219] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954, т. 5, с. 62.

[220] Шлегель А. Чтения о драматической литературе в искусстве. — В сб.: Литературная теория немецкого романтизма. М., 1934, с. 219.

[221] См.: Миллер Т. Некоторые проблемы изучения греческой трагедии. — В сб.: Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении. М., 1963, с. 22, где излагаются соображения, высказанные в книге: Jens W. Die Stichomythie in der frü hen griechischen Tragö odie. Munchen, 1955.

[222] См.: Aischylos und das Handeln im Drama. Leipzig, 1928, S. 160.

[223] Op. cit., S. 153.

[224] Op. cit., S. 151.

[225] Анненский Иннокентий. Посмертная «Ифигения» Еврипида. — В кн.: Еврипид. Драмы. М., 1921, т. 3, с. 23.

[226] Анненский И. Указ. соч., с. 20.

[227] Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1962, т. 3, с. 35 – 50.

[228] Кроме особо оговоренных случаев, перевод Б. Пастернака.

[229] Пастернак Б. Л. Заметки к переводам шекспировских трагедий. — В кн.: Литературная Москва. М., 1956, с. 797.

[230] Цит. по кн.: Чушкин Н. Гамлет — Качалов. М., 1966, с. 134.

[231] Гете И. ‑ В. Собр. соч. М., 1935, т. 7, с. 248 (курсив мой. — Б. К. ).

[232] Морозов М. Избранные статьи и переводы. М., 1954, с. 355.

[233] Выготский Л. Психология искусства. М., 1968, с. 385.

[234] Там же, с. 402, 415.

[235] Иванов Владислав. МХАТ-Второй в работе над «Гамлетом». Гамлет — Михаил Чехов. — В кн.: Шекспировские чтения — 1985. М., 1987, с. 227.

[236] Там же, с. 224 – 226.

[237] Аникст А. Гамлет. М., 1986, с. 31.

[238] Урнов М., Урнов Д. Шекспир. Его герой и его время. М., 1964, с. 148 – 150 (далее ссылки на эту книгу даются в тексте с указанием страницы).

[239] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 2, с. 333.

[240] Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. М., 1950, т. 15, с. 26 – 27.

[241] Гюго В. Вильям Шекспир — Собр. соч. М., 1958, т. 14, с. 300.

[242] См.: Громов П. Герой и время. Л., 1961, с. 309.

[243] Театр и драматургия. Л., 1959, с. 411.

[244] Вишневский Вс. Статьи. Дневники. Письма. М., 1961, с. 39.

[245] Театр и драматургия. Л., 1959, с. 409.

[246] Вишневский Вс. Указ. соч., с 291.

[247] Вишневский Вс. Указ. соч., с. 297 – 298.

[248] См.: Перцов В. Всеволод Вишневский. Александр Довженко. М., 1967, с. 7 – 12.

[249] Анастасьев А. Всеволод Вишневский. М., 1962, с. 82.

[250] Рудницкий К. Портреты драматургов. М., 1961, с. 107 – 108.

[251] Вишневский Вс. Указ. соч., с. 39, 280.

[252] Громов П. Герой и время. Л., 1961, с. 338.

[253] Таиров А. Я. О театре. М., 1970, с. 336.

[254] Фейербах Л. Избр. философские произв. М., 1955, т. 1, с. 455.

[255] Таиров А. Я. Указ. соч., с. 345.

[256] Анастасьев А. Всеволод Вишневский. М., 1962, с. 92.

[257] См.: Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1986, с. 170 (в дальнейшем ссылки на эту книгу даются в тексте в скобках с указанием страницы).

[258] Владимиров С. Живые традиции русской классики. — В сб.: Записки о театре. Л., 1974, с. 40.

[259] Блейман М. О кино — свидетельские показания. М., 1973, с. 561.

[260] Рудницкий К. Михаил Булгаков. — Вопросы театра, 1966, с. 132 (курсив мой. — Б. К. ).

[261] Равич Н. Памятные встречи. — Звезда, 1958, № 7, с. 154 – 155.

[262] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 418; т. 27, с. 341.

[263] Есипова О. Пушкин в пьесе М. Булгакова. — В кн.: Болдинские чтения. Горький, 1985, с. 187.

[264] Курсив мой. — Б. К.

[265] Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988, с. 293.

[266] Шекспир В. Макбет. Акт V, сцена 3 (перевод Ю. Корнеева).

[267] Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1952, т. 8, с. 481 – 482.

[268] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1938, т. 15, с. 239 (курсив мой. — Б. К. ).

[269] См.: Киссель М. Карл Маркс и методология исторического объяснения. — Вестник ЛГУ, № 11. Экономика, философия, право. 1972, вып. 2, с. 79.

[270] См.: Саратовский В. Н. Деятельность как философская категория. — Философские науки, 1978, № 2, с. 50.

[271] Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980, с. III.

[272] См.: Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетика. М., 1963; Урсул А. Информация. М., 1971.

[273] Ньюком Т. М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов. — В сб.: Современная зарубежная социальная психология. М., 1984, с. 22.

[274] См.: Блумер Г. Общество как символическая интеракция. — В сб.: Современная зарубежная психология. М., 1984, с. 173, 174, 177.

[275] Рейхенбах Г. Направление времени. М., 1962, с. 209, 358.

[276] Бергсон А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна). Пг., 1923, с. 237.

[277] Гегель Г. ‑ В. ‑ Ф. Лекции по эстетике. М., 1968, т. 1, с. 227, 228.

[278] Айхенвальд Ю. Отрицание театра. — В сб.: В спорах о театре. М., 1913, с. 20 – 21.

[279] Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968, с. 254.

[280] Курсив мой. — Б. К.

[281] Перевод П. Вейнберга.

[282] Гачев Г. Указ. соч., с. 262.

[283] Бонч-Томашевский М. Смерть или бессмертие? — В сб.: В спорах о театре. М., 1914, с. 131.

[284] См.: Гительман Л. Из истории французской режиссуры. Л., 1976, с. 63 – 64.

[285] См.: Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985, с. 36 – 55.

[286] Карягин А. Драма как эстетическая проблема. М., 1974, с. 65.

[287] Карягин А. Указ. соч., с. 66.

[288] Карягин А. Указ. соч., с. 78 – 79.

[289] Кречетова Р. Вокруг пьесы. — Современная драматургия, 1982, № 3, с. 223 – 224.

[290] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 2, с. 306 – 307.

[291] См.: Крымова Н. Что пережито… — Комсомольская правда, 1974, 19 июня.

[292] Барбой Ю. Структура действия и современный спектакль. Л., 1988, с. 42.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.