Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 9 страница



Ниже перечислены такие случаи, когда ошибка молящегося во время чтения делает молитву недействительной.

* Наиболее грубой ошибкой чтеца, которая делает молитву недействительной, считается произнесение им того или иного слова так, что это приводит к недопустимому искажению смысла сказанного, в силу чего убеждённость в этом является проявлением неверия независимо от того, имело место изменение в чтении или нет. Объясняется это тем, что намеренное совершение этого является проявлением неверия, если же человек читает так по ошибке, получается так, что он произносит слова неверных, а это делает молитву недействительной. Молитва становится недействительной и тогда, когда молящийся по невнимательности произносит обычные слова, которые не имеют отношения к молитве, не говоря уже о таких случаях, когда произнесение чего-либо свидетельствует о неверии.

* Ошибка в употреблении падежа никогда не делает молитву недействительной, в том числе ив тех случаях, когда из-за этого слово приобретает такой смысл, что человек, считающий это правильным, заслуживает обвинения в неверии. Причина заключается в том, что в большинстве своём люди не разбираются в падежах, принуждение же их к правильному употреблению падежей создаст для них трудности, которые шариат велит устранять.

К ошибочному употреблению падежей приравнивается ошибка в произнесении согласной без удвоения, когда оно необходимо, и наоборот. Так, например, если человек, читающий " Ийиа-кя на'буду ва иййа-кя наста'ину" (Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи... )

??????? ???????? ????????? ??????????? ???

прочтёт " Ийа-кя" без удвоения (ташдид), его молитва не станет недействительной.

* Никогда не делают молитву недействительной несвоевременные остановки (вакф) или несвоевременное начало (ибтида') чтения. Молитва не станет недействительной даже в том случае, если человек прочтёт без соответствующих остановок весь Коран.

То же самое относится и к тем случаям, когда человек, который читает Коран, делает паузу, не произнося отдельные слова до конца. Так, например, если кто-нибудь захочет сказать " Аль-хамду ли-Лляhи" ?? ??????????, а скажет только " Аль... " или " Аль-ха... ", после чего сделает остановку, или захочет сказать " Ва-ль-'адийат... ", а скажет только " Ва-ль-'а... ", после чего сделает остановку из-за того, что запнётся или забудет остальное, но потом завершит начатое или перейдёт к чтению другого айата, его молитва не станет недействительной, поскольку делается это вынужденно и имеет широкое распространение.

* Чтение одной буквы вместо другой не делает молитву недействительной, если в результате получается другое имеющееся в Коране слово, но смысл сказанного не изменяется. Примером может служить такой случай, когда вместо " Инна-з-залимина" ????????????? •??? ? , человек читает " Инна-з-залимуна", ставя слово " залимуна" в именительный падеж вместо винительного, Или когда вместо " Ва-ль-арды ва ма таhа-ха" (Клянусь землёй и Тем, Кто её распростёр! )??? ???????? ????? ?????????? читается " даhа-ха" .

* В отличие от Абу Йусуфа, Абу Ханифа и Мухаммад аш-Шайбани считают, что молитва не станет недействительной и тогда, когда в результате подобной ошибки произносится не то слово, которое имеется в Коране, но смысл сказанного от этого не меняется. Речь идёт о таких случаях, когда человек, который читает Коран, произносит " Куну каййамина би-ль-кысты" вместо " Куну каввамина би-ль-кысты... " (Твёрдо стойте за справедливость... )???????????? ?????????? ???????? или " даваран" вместо " дийаран" .

Что касается таких случаев, когда вместо нужного слова по ошибке читается другое слово, которое также имеется в Коране, в результате чего смысл сказанного меняется, то Абу Ханифа и Мухаммад аш-Шайбани считали, что вследствие этого молитва становится недействительной, тогда как Абу Йусуф придерживался противоположного мнения. Примером может служить чтение " ва антум хамидуна" (и успокаиваясь) вместо " ва антум самидуна" (и надменно поднимая головы)???? ?????????? ????????? .

Таким образом, по мнению Абу Йусуфа, молитва не станет недействительной, если в Коране имеется подобное слово, тогда как Абу Ханифа и Мухаммад аш-Шайбани считали необходимым условием соответствие по смыслу. Если же произносится такое слово, подобного которому в Коране нет и смысл которого далёк от смысла нужного слова, то все улемы считают, что это делает молитву недействительной. В пример можно привести такие случаи, когда вместо " таляззу-ль-а'йуну" (услаждает взоры)? ?????????? ???????? с междузубным " з" читается эмфатическое " з" ??? ?????? или вместо " зара'а" (создал)?????? с междузубным " з" читается эмфатическое " з" ???, что делает молитву недействительной.

* По мнению Абу Йусуфа, молитва не становится недействительной в том случае, когда человек, читающий Коран, добавляет лишнее слово при том/условии, что оно также имеется в Коране, даже если это меняет смысл сказанного. Если же такого слова в Коране нет, и вследствие его произнесения смысл сказанного меняется, молитва, по общему мнению, становится недействительной.

* Абу Ханифа и Мухаммад аш-Шайбани считали, что когда слово произносится без одной буквы, молитва становится недействительной, если смысл сказанного меняется. Примерами могут служить такие случаи, когда слово " халякна" (Мы создали) произносится без буквы " ха", или когда слово " джа'аль-на" (Мы сделали) произносится без буквы " джим", или когда фраза " Ва ма халяка-з-закяра ва-ль-унса! " (Клянусь Тем, кто создал мужчину и женщину! )??? ??????????? ????????? ?????? ????? произносится без частицы клятвы " ва". Абу Йусуф же считал, что это не делает молитву недействительной ввиду того, что слово, которое читает человек, имеется в Коране.

По общему мнению всех улемов, молитва не становится недействительной в таких случаях, когда при сокращении слова одна буква опускается, если это соответствует условиям и нормам сокращений в арабском языке. Примером может служить такой случай, когда вместо " Йа Малик! " (О Малик! )?????????? говорят " Йа Мак! " .

Установления, касающиеся шепелявых

* Шепелявым считается тот, кто произносит одну букву вместо другой, например, " син" вместо междузубного " са" ?, или " pa" ? вместо " гайна" ?, или читает " ар-Раhман ар-Раhим" ?????? ????? с мягкой " ха" ? вместо твердой " ха" ?, или читает " аш-шайтан ар-раджим" ??????? ?????? с мягкой " та" ? вместо твердой " та" ?, или читает " аль-'алямин" с маддой вместо 'айн? т. е. " аль-аа-лямин" ????????, или читает " иййа-кя на'буду ва иййа-кя наста'ину" ????? ???? ????? ?????? с " хамзой" вместо 'айн?. На таких людей распространяется действие следующих установлений:

- шепелявый может быть имамом только для таких же шепелявых, как и он сам;

- ему следует прилагать постоянные усилия для исправления своей речи;

- индивидуальная молитва такого человека будет недействительной, если он имеет возможность принять участие в коллективной молитве. Если же шепелявый в состоянии правильно прочесть то, что необходимо читать, эта обязанность с него снимается;

- если шепелявый не в состоянии принимать участие в коллективной молитве, его индивидуальная молитва будет действительной при том условии, что он станет продолжать прилагать усилия для исправления своей речи и учиться. Если человек не в состоянии совершить омовение, или очистить свою одежду, или совершать поясные и земные поклоны, он может молиться, подобно шепелявому, который не в состоянии читать правильно.

Не принимается в расчёт лёгкая степень шепелявости, когда человек произносит те или иные звуки не совсем чисто.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему лишние слова делают молитву недействительной. Все ли слова, не относящиеся к молитве, считаются лишними?

2. Делают ли молитву глухого человека недействительной его слова, не связанные с молитвой? Почему?

3. Приведите пример мольбы, которой нет ни в Коране, ни в Сунне, которая делает молитву недействительной.

4. Во время молитвы у людей иногда вырываются непроизвольные вздохи. Делают ли они молитву недействительной?

5. Можно ли простить молящему слезы (плач)? В каких случаях?

6. Делает ли подсказка имаму молитвенных слов недействительной молитву подсказывающего?

7. В каких случаях лишние действия считаются малочисленными" и как они связаны с молитвенным ритуалом?

8. Какое количество нежелательных действий (движений) может сделать молитву недействительной? Почему?

9. В переполненной молящимися мечети человека нечаянно толкнули, и он сделал три непроизвольных шага в сторону. Будет ли считаться его молитва действительной?

10. Отметьте знаком, в каких случаях молитва станет недействительной и почему:

а) молящийся взял на руки ребенка;

б) женщина дала ребенку грудь;

в) женщина поцеловала молящегося;

г) молящийся поцеловал женщину;

д) молящийся пожал руку другому молящемуся;

е) молящийся ответил на приветствие, сделав жест рукой или кивнув;

ж) молящийся снимает головной убор или поправляет одежду.

11. Как следует поступить молящемуся, у которого чешется тело, чтобы его молитва не стала недействительной?

12. Как расценить поведение молящегося, который не совершает лишних движений, но который находится в плену своих мыслей (сочиняет стихи, думает о постороннем), читает какую-либо книгу или Коран?

13. Делает ли молитву недействительной совершение молящимся шагов в пределах мечети? Пустыни? Комнаты?

14. Допустимо ли совершение молящимся жевательных действий?

15. Прочтите две цитаты и вставьте нужные слова:

1) «Если во время молитвы человек положит в рот сахар и будет жевать его, но часть сахара растворится, в результате чего он ощутит сладость, его молитва станет... »

2) «Если во время молитвы человек проглотит часть сладкой пищи, которую он ел до молитвы, это не сделает молитву... » объясните ваш выбор.

16. Зачем перед молитвой желательно прополоскать рот?

17. Считается ли действительной молитва человека, который по забывчивости пропустил одни из столпов молитвы?

18. Как следует поступить молящемуся, у которого непроизвольно произошли выделения мочи, газов, крови?

19. Перечислите условия, при которых возможно возвращение к молитве, которая стала недействительной в силу осквернения молящегося. Приведите примеры из жизни.

20. Будет ли действительной молитва человека, который совершает ее вопреки своей истинной вере? В силу обстоятельств? Из любопытства? Чтоб угодить родным?

21. Приведите примеры из жизни, когда молитва становится недействительной при выполнении молящимся приказа другого человека.

22. Дайте толкование арабского слова " заллят".

23. Отметьте, при каких случаях ошибка молящегося при чтении Корана делает молитву недействительной:

- если чтец произносит то или иное слово так, что искажается смысл;

- чтец допускает ошибку в падеже;

- чтец допускает ошибку в произношении;

- чтец допускает много остановок или читает весь текст без остановок;

- чтец заменяет одну букву в слове и получается другое слово, изменяющее его смысл;

- чтец добавляет лишнее слово, которое есть в Коране или которого нет в Коране;

- чтец сокращает слово в соответствии с нормами арабского языка.

24. Объясните, почему в Исламе существуют специальные установления относительно шепелявых и каковы они.

25. Может ли шепелявость человека влиять на условия отправления им религиозных обрядов? Каким образом? Приведите примеры.

 

 

 

 

 

 

Суждение о коллективной молитве

Мнения улемов по вопросу о том, к какой категории действий следует относить участие мужчин в коллективной молитве, разошлись. Одни считали участие в такой молитве всеобщей и безусловной обязанностью (фард 'айн), если её выполнению не мешает какая-нибудь уважительная причина. Другие говорили, что участие в коллективной молитве является обязанностью по способности, отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами (фард кифайа), третьи считали участие в коллективной молитве обязательным (ваджиб), четвёртые же относили её к категории " сунна му'аккада".

Мнение об обязательности коллективной молитвы представляется наиболее верным и обоснованным, поскольку известно, что не принимается свидетельство такого человека, который без уважительных причин отказывается от участия в коллективной молитве.

Указанием на обязательность участия в коллективной молитве является хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я велеть кому-нибудь провести молитву с людьми, а потом явиться к тем людям, которые не пришли (на молитву), велеть насобирать дров и сжечь их дома дотла! Если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса, он непременно явился бы на (коллективную) молитву! » (Аль-Бухари; Муслим).

Сообщается, что (однажды) Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пусть тот из вас, кто будет рад встретить Аллаха мусульманином завтра, неуклонно совершает эти молитвы там, где о них будут возглашать. Поистине, Аллах установил для вашего Пророка обычаи (сунан) правильного пути и, поистине, эти молитвы относятся к числу таких обычаев. Если же вы станете молиться в своих домах, как поступает этот (человек), остающийся у себя дома, (это будет означать), что вы отказались от Сунны вашего Пророка, а если вы откажетесь от Сунны вашего Пророка, то непременно собьётесь с пути. Любому человеку, который должным образом совершит омовение, а потом направится в одну из этих мечетей, Аллах обязательно запишет совершение доброго дела за каждый его шаг, и возвысит его на одну ступень, и снимет с него бремя одного греха. Что же касается нас, то не пропускал (коллективной молитвы) никто, кроме лицемеров, известных своим лицемерием, и бывало так, что человека приводили (в мечеть) двое других, чтобы (помочь ему занять место) в ряду (других молящихся)» (Муслим).

На преимущества коллективной молитвы перед индивидуальной указывают слова Посланника Аллаха, который сказал: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» (Аль-Бухари).

Что может служить уважительной причиной отсутствия

на коллективной молитве

Ниже перечислены причины, в силу которых с человека снимается обязанность участия в коллективной молитве.

1. Сообщается, что (однажды) в холодную и дождливую ночь Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, призвал людей на молитву, а потом сказал: «Молитесь на своих местах». Потом он сказал: «В холодные и дождливые ночи Посланник Аллаха приказывал муаззину говорить: " Молитесь на своих местах " » (Аль-Бухари).

Уважительной причиной отсутствия на коллективной молитве может служить и сильная грязь. Сообщается, что 'Абдуллах бин аль-Харис, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды) в дождливый день, когда земля была покрыта грязью, Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, обратился к нам с проповедью, а когда во время призыва муаззин дошёл до слов: " Спешите на молитву! " он велел: «Скажи: " Молитесь на своих местах" ». (Услышав это), люди стали переглядываться так, будто это им не понравилось, а (Ибн 'Аббас) сказал: " Вам, кажется, не понравилось это, однако так поступал и тот, кто лучше меня! ", имея в виду Пророка (И он сказал также): " Действительно, (присутствие на пятничной молитве) обязательно, но я не хотел ставить вас в затруднительное положение! " ».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я не хотел вводить вас в грех, ибо, если бы вы пришли, вам пришлось бы опускаться на колени в грязь» (Аль-Бухари).

2. Опасение перед тем, что если человек примет участие в коллективной молитве, то на него самого или на его имущество кто-нибудь покусится, или он лишится своего имущества, или его караван уйдёт. Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «... тот, кто услышит призыв, и ему не помешает откликнуться на него какая-нибудь уважительная причина». Люди стали спрашивать: «А что может служить уважительной причиной? ». (Пророк ) ответил: «Страх или болезнь, а иначе не будет принята совершённая человеком молитва» (Абу Дауд; Ибн Хиббан).

3. Болезнь или увечье (например, паралич или отсутствие нижней конечности). Обязанность участия в коллективной молитве снимается и с того, кто ухаживает за больным, если его отсутствие причинит больному вред.

4. Оправданием отсутствия на коллективной молитве может служить то, что подаётся еда, если человек голоден, или то, что во время молитвы его будет отвлекать необходимость сдерживать позывы к удовлетворению естественных потребностей, или то, что его будут отвлекать мысли о необходимости присутствия на уроке по фикху.

Передают, что Пророк сказал: «Если кому-либо из вас подадут ужин, и в это время будет объявлено о начале молитвы, начинайте с ужина, и никому не следует торопиться, пока он не закончит есть». Сообщается, что, когда перед Ибн 'Умаром ставили еду во время объявления о начале молитвы, он не являлся на коллективную молитву, пока не заканчивал есть, хотя определённо слышал чтение имама» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Пророк сказал: «Не (следует человеку совершать) молитву ни (в том случае), когда подана еда, ни (в том), когда отвращают его (от молитвы позывы к удовлетворению большой или малой нужды)» (Муслим).

?? ???? ????? ????? ??? ?? ?????? ???????

Передают, что Абу-д-Дарда сказал: «О понимании религии свидетельствует удовлетворение своих потребностей человеком, который поступает так, чтобы явиться на молитву с сердцем, не занятым (тем, что не имеет отношения к молитве)» (Аль-Бухари).

Следует отметить, что человек, который не явился на коллективную молитву по уважительной причине, но намеревался принять в ней участие и поступил бы так, если бы не эта причина, по милости Аллаха получит такую же награду, как и участник коллективной молитвы, поскольку Пророк сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)... » (Аль-Бухари; Муслим).

Участие человека в коллективной молитве

Все улемы считают, что человек успеет принять участие в коллективной молитве и получит за это соответствующую награду, если он успеет совершить вместе с имамом хотя бы наименьшую её часть даже в том случае, когда он присоединяется к другим молящимся в конце второго ташаххуда незадолго до произнесения таслима. Указанием на это служат слова Пророка, который сказал: «Когда услышите, что возглашается икамат, ступайте на молитву. (Направляясь на молитву), храните спокойствие, ведите себя достойно, не спешите и совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успеете, а пропущенное вами совершите самостоятельно» (Аль-Бухари). Использованная в арабском тексте этого хадиса частица " ма" означает, что речь может идти о любой части молитвы, в том числе и о наименьшей.

Тот, кто опоздает (масбук) к началу коллективной молитвы, должен начать совершать её вместе с имамом с любой её части или же столпа. Прежде всего, ему следует стоя произнести такбир, а потом - следовать за имамом. Считается, что человек успел совершить тот или иной рака'ат, если он успел совершить вместе с имамом поясной поклон. На это указывает хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал:

«Если явившись на молитву, вы увидите, что мы склонились в земном поклоне, совершите его и вы, но не считайте, (что успели совершить этот рака'ат), тот же, кто успеет совершить рака'ат, успеет на молитву» (Абу Дауд; аль-Хаким).

Суждение о прекращении индивидуальной молитвы для того,

чтобы успеть на коллективную предписанную молитву

Если человек приступит к добровольной молитве, или молитве, совершаемой по обету (назр), или к возмещению (када') пропущенной молитвы, а через некоторое время имам начнёт коллективную предписанную молитву, молящемуся не следует прерывать начатую им молитву, чтобы то, что он уже совершил, не стало недействительным, поскольку в Коране сказано: «... и не делайте тщетными дела ваши».

... ???? ???????????? ????????????? ????

Сообщается, что 'Абдуллах бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Посланник Аллаха который прошёл рядом с человеком, продолжавшим совершать молитву после того, как было объявлено о начале утренней молитвы, сказал ему что-то, чего мы не услышали. Закончив молиться, мы окружили (этого человека) и стали спрашивать: " Что сказал тебе Посланник Аллаха? " Он ответил: " Он сказал: " Один из вас близок к тому, чтобы совершить утреннюю молитву в четыре рака'ата", однако (Пророк ) не велел этому человеку прекратить молиться» (Муслим).

Содержание этого хадиса не противоречит другим словам Пророка, который сказал: «После объявления о начале молитвы не следует совершать никакую иную молитву, кроме обязательной» (Муслим). Дело в том, что в данном случае имеется в виду, что не следует начинать никакую иную молитву, кроме предписанной.

Если человек начнёт совершать предписанную молитву индивидуально, а спустя некоторое время имам приступит к совершению коллективной молитвы, то молящемуся индивидуально, который ещё не завершил первый рака'ат и не совершил земной поклон, следует прервать свою молитву, произнеся таслим стоя, после чего следовать за имамом, чтобы совершить предписанную молитву наилучшим образом.

Если же он уже совершил земной поклон, завершив первый рака'ат, необходимо совершить ещё один рака'ат, чтобы количество совершённых им рака'атов стало чётным. Потом следует произнести таслим, а потом - следовать за имамом при том условии, что данная предписанная молитва состоит из четырёх рака'атов.

В том случае, когда будет совершаться коллективная утренняя или вечерняя молитва, молящемуся индивидуально следует сразу же прервать свою молитву. Объясняется это тем, что, добавив к первому рака'ату второй во время совершения утренней молитвы, он завершит её. Если же он сделает это во время вечерней молитвы, то совершит большую её часть, а в случае индивидуального совершения большей части предписанной молитвы человек уже не должен прерывать её для участия в коллективной молитве.

Если перед полуденной или пятничной молитвой человек приступит к совершению добровольной молитвы (сунна), после чего будет объявлено о начале коллективной молитвы, или имам поднимется на минбар для чтения хутбы, молящемуся, который уже совершил два рака'ата, следует произнести таслим при том условии, что он не успеет совершить земной поклон третьего рака'ата. Если же он совершил его, тогда ему следует завершить все четыре рака'ата начатой им молитвы, сокращая чтение Корана. В том случае, когда таслим произносится после двух рака'атов, молящемуся следует возместить эту молитву в полном объёме после завершения коллективной предписанной молитвы.

Тому, кто придёт в мечеть и увидит, что люди уже совершают предписанную молитву, следует присоединиться к ним и повторять действия имама, не отвлекаясь на совершение сунны за счёт предписанной молитвы. Исключением является утренняя молитва, если человек уверен, что он успеет совершить добровольную молитву в два рака'ата, а потом присоединиться к коллективной молитве, пусть даже непосредственно перед произнесением таслима имамом. В подобном случае необходимо сначала совершить сунну, а потом - присоединиться к коллективной предписанной молитве. Если же человек понимает, что из-за совершения добровольной молитвы будет пропущена коллективная предписанная молитва, он должен отказаться от сунны и следовать за имамом. Объясняется это тем, что за участие в коллективной молитве награда будет больше, чем за добровольную молитву в два рака'ата, так как коллективная молитва превосходит индивидуальную в 27 раз, а за добровольную молитву награда будет меньше, чем за предписанную молитву, которая совершается индивидуально.

На добровольную утреннюю молитву в два рака'ата распространяется действие отдельного установления ввиду того, что, как уже отмечалось, Пророк совершал её неуклонно, и эта молитва является наиболее достойной из числа добровольных молитв.

Оставление мечети перед началом предписанной молитвы

После возглашения азана или наступления времени предписанной молитвы покидать мечеть, не совершив эту молитву, крайне порицательно, на что указывает хадис, в котором сообщается, что Абу-ш-Ша'са' сказал: «(Однажды), когда мы вместе с Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, сидели в мечети, и муаззин возгласил призыв на молитву, один человек встал и пошёл (к выходу). Абу Хурайра провожал его взглядом, пока он не вышел, а потом сказал: " Что касается этого, то он ослушался Абу-ль-Касима! " » (Муслим).

Это не относится к тем случаям, когда человек покидает мечеть по необходимости, если он является имамом или муаззином другой мечети, или покидает мечеть для того, чтобы присутствовать на уроке, или выходит из мечети во время ожидания начала коллективной молитвы, а потом возвращается и принимает участие в молитве вместе с другими, или выходит из мечети, уже совершив предписанную молитву индивидуально. Последнее касается всех предписанных молитв, кроме полуденной и ночной. Во время этих молитв покидать мечеть после начала произнесения икамата порицается, если же человек выйдет из мечети до этого, ничего нежелательного он не совершит. Дело в том, что человек может следовать (муктади) за имамом, совершая добровольную молитву, так как, в отличие от утренних и послеполуденных молитв, совершение добровольных молитв после полуденных и ночных предписанных молитв порицаемым не является. Что касается вечерней молитвы, то она не совершается вместе с имамом ввиду порицания совершения добровольных молитв из трёх рака'атов в дневное время, а совершение добровольной молитвы в четыре рака'ата будет означать, что человек не следует за имамом. Если человек всё же станет молиться в подобном случае, пусть совершит молитву в четыре рака'ата, поскольку так будет надёжнее, а отказываться от следования примеру имама в некоторых обстоятельствах разрешается шариатом. Примером могут служить действия человека, опоздавшего на коллективную молитву и возмещающего пропущенное после произнесения таслима имамом или действия того, кто совершает коллективную молитву под руководством имама, который находится в пути.

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Тому, кто совершит вечернюю или утреннюю молитву (в одиночестве), а потом дождётся (начала совершения любой из) этих молитв (людьми) вместе с имамом, уже не следует повторять её» (Малик).

Кто более всего достоин быть имамом

Пророк разъяснил, кто более всего достоин быть имамом, сказав: «(Во время молитвы) имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха; если в этом они равны (между собой), то тот из них, кто лучше всех знает Сунну; если в этом они равны между собой, то тот, кто раньше всех совершил переселение (хиджра), если же они равны между собой и в этом, то принявший Ислам раньше всех. Ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для того, кому принадлежит власть над чем-либо, как не следует ему и садиться в его доме на его подушку иначе как с позволения (хозяина)» (Муслим).

??? ????? ?????? ????? ????? ??? ????? ?? ??????? ???? ??????? ?????? ??? ????? ?? ????? ???? ??????? ????? ??? ????? ?? ?????? ???? ??????? ????? ??? ???? ????? ?? ??????? ??? ???? ?? ???? ??? ?????? ??? ?????.

Здесь " больше всех читает" означает " лучше всех знает установления", поскольку сподвижники учились не только читать Коран, но и следовать его установлениям. Таким образом, здесь не имеется в виду тот, кто больше всех читает Коран, не зная его установлений. На это указывает и тот факт, что в случае своего отсутствия или болезни Пророк оставлял вместо себя Абу Бакра, чтобы тот проводил молитвы с людьми, хотя среди сподвижников были и такие, которые читали Коран больше него, но Абу Бакр был самым знающим из них.

Если люди обладают одинаковым знанием, и один из них читает Коран столько же, сколько и другие, тогда предпочтение отдаётся наиболее благочестивому, иначе говоря, тому, кто больше других опасается сомнительного. После того как Ислам получил широкое распространение, люди стали использовать критерий благочестия вместо того, чтобы выбирать имамом того, кто раньше других переселился из Мекки в Медину, если во всём прочем они были равны. Если они равны и в этом, предпочтение отдаётся старшему по возрасту, поскольку в другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «... если переселились они одновременно, пусть имамом для них будет старший по возрасту... ». Пророк также сказал: «... а когда (в пути) настанет время молитвы, пусть один из вас призовет вас к молитве, и пусть старший из вас руководит вашей молитвой» (Аль-Бухари).

Если же они равны и в этом, предпочтение отдаётся тому, кто отличается наилучшим нравом.

Порицается отдавать предпочтение нечестивцу, поскольку такой человек не будет уделять должного внимания вопросам религии. Это значит, что от него можно ожидать нарушения тех или иных необходимых условий молитвы, однако участие в коллективной молитве под руководством нечестивца всё же разрешается, на что указывают слова Пророка: «Молитесь позади каждого благочестивого и нечестивого» (Ад-Даракутни).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.