Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 12 страница



На обязательность совершения земного поклона в вышеупомянутых случаях указывают слова Пророка, который сказал: «Когда человек, прочитавший (айат, в котором упоминается о) земном поклоне, совершает его, шайтан удаляется от него, плача и восклицая: " О, горе! Сыну Адама было велено совершать земной поклон, и он совершил его, за что его ждёт рай, мне же было велено склониться в земном поклоне, но я отказался, за что меня ждёт огонь! " » (Муслим). Здесь указывается на то, что человеку было велено совершать земной поклон, а веление предполагает обязательность выполнения.

Очевидный смысл тех айатов Корана, в которых упоминается о земном поклоне, указывает на обязательность его совершения, поскольку вышеупомянутые айаты подразделяются на три группы. К первой относятся такие айаты, в которых содержится прямое веление совершать земной поклон, чему мы обязаны подчиняться. Ко второй относятся такие айаты, в которых сообщается о том, что неверные (кяфиры) не совершают такие поклоны из высокомерия, нам же следует поступать не так, как поступают они, и совершать их. К третьей относятся такие айаты, в которых сообщается, что земные поклоны совершают люди, покорные воле Аллаха, нам же следует брать с них пример.

Совершение земного поклона в равной степени обязательно как для читающего (тали), так и для слышащего (сами') чтение. Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Земной поклон обязан совершить тот, кто услышит (такой айат)» (Ибн Абу Шайба).

Сообщается, что 'Усман, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, земной поклон обязан совершить тот, кто услышит (такой айат)» ('Абд ар-Раззак). Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда Пророк читал в нашем присутствии такую суру, в которой упоминалось о земном поклоне, он совершал поклон, а мы кланялись вместе с ним, (и иногда получалось так, что) некоторым из нас не удавалось найти (на полу) места, которого можно было бы коснуться лбом» (Аль-Бухари).

Совершать земной поклон обязан лишь тот, кто слышит настоящее чтение Корана, но это не следует делать тому, кто услышит, как один из таких айатов прочитает безумец, или спящий, или птица, обученная человеческой речи, или неразумный ребёнок.

Глухой не обязан совершать такой земной поклон независимо от того, кто читает Коран - другой человек или он сам.

Совершение земного поклона становится обязательным (ваджиб) и в том случае, когда читается даже не весь айат, а только то место, где говорится о земном поклоне и хотя бы одно слово до или после этого места. Если человек читает один из таких айатов по слогам, то совершение земного поклона не вменяется в обязанность ни ему самому, ни тому, кто услышит его чтение, поскольку это является не настоящим чтением, а произнесением отдельных звуков, в силу чего молитва, совершаемая в подобных случаях, равно как и отдельные её элементы, будет недействительной.

Не обязан совершать земной поклон тот, кто запишет такой айат или увидит написанное, но не произнесёт слова, поскольку это не является ни чтением, ни слушанием.

Если один из таких айатов прочтёт или услышит всадник, ему разрешается, не спешиваясь, обозначить совершение земного поклона кивком. Если здоровый человек, который в состоянии совершить земной поклон, прочтёт один из таких айатов, но не совершит его, а через некоторое время заболеет и будет не в состоянии совершить земной поклон, ему разрешается обозначить его кивком, повторять же этот земной поклон после выздоровления он не обязан. Объясняется это тем, что совершать такой земной поклон немедленно необязательно, и даже если совершить его через год, это будет не возмещением, а выполнением обязанности. Выполнение такой обязанности не связано с определённым временем, за исключением тех случаев, когда один из вышеупомянутых айатов читается во время молитвы, поскольку в подобном случае земной поклон становится её частью. Эта часть не возмещается после завершения молитвы, если только молитва не стала недействительной до совершения такого земного поклона. В подобном случае земной поклон возмещается после молитвы ввиду того, что когда молитва становится недействительной, действительным остаётся только чтение Корана, но такое чтение уже не имеет отношения к молитве.

Любой такой земной поклон, который не был совершён во время молитвы, пропадает, атому, кто не совершил его, следует принести покаяние за грех, выразившийся в несовершении обязательного.

Если участник коллективной молитвы услышит чтение одного из таких айатов имамом, но не последует его примеру или совершит земной поклон во время другого рака'ата, ему надо будет совершить земной поклон после молитвы. Если же он совершит земной поклон после имама, но во время того же рака'ата, будет считаться, что он успел совершить его, поскольку он успел совершить рака'ат в целом, а земной поклон является частью рака'ата.

Если молящийся, будь то имам, участник коллективной молитвы или тот, кто совершает индивидуальную молитву, услышит, как один из таких айатов читает тот, кто совершает другую молитву, ему следует совершить земной поклон после завершения своей молитвы. Совершение такого поклона во время молитвы не может считаться выполнением обязанности, и тому, кто поступит так, надо будет повторить этот поклон после молитвы.

Если один из таких айатов прочтёт не имам, а кто-либо из участников коллективной молитвы, будет считаться, что его чтение не относится к молитве, поскольку оно не принимается в расчёт, а прочитавшему этот айат надо будет совершить земной поклон после молитвы.

Если кто-либо дважды прочтёт один из таких айатов в присутствии других людей, ему достаточно будет совершить один земной поклон при том условии, что один и тот же айат будет прочитан в присутствии тех же людей. Достаточно будет совершения одного земного поклона и тогда, когда человек услышит чтение одного и того же айата в присутствии тех же людей. Соответственно, если один из таких айатов прочтут сразу несколько человек, которые услышат друг друга, каждому из них будет достаточно совершить один земной поклон. Однако такой земной поклон следует повторить, например, в случае присоединения к другой группе людей, как и в тех случаях, когда человек читает или слышит разные айаты.

Считается, что человек присоединился к другой группе, если он сделал более двух шагов при том условии, что разные места не считаются единым местом, как в тех случаях, когда речь идёт о мечети или доме, Следовать за имамом можно в любом случае, если молящийся находится с ним в одном и том же месте.

Считается, что совместное чтение возобновляется, если было совершено нечто такое, что прерывает предыдущее действие, например, если человек что-нибудь съест, или выпьет, или заснёт лёжа, или займётся торговыми делами.

Совершение земного поклона заново становится обязательным для того, кто снова услышит, а не прочитает один и тот же айат, и наоборот. Так, например, если человек где-нибудь услышит чтение одного из таких айатов, после чего уйдёт, а потом вернётся туда же и услышит чтение того же айата, он будет обязан снова совершить земной поклон.

Если человек прочитает один из вышеупомянутых айатов и совершит земной поклон, после чего сразу приступит к молитве, не покидая этого места, и. прочтёт тот же айат, он будет обязан снова совершить земной поклон. Если же человек не совершил его до молитвы, ему достаточно будет совершения земного поклона во время молитвы, поскольку такой земной поклон является более обязательным.

Для всадника, который во время совершения молитвы дважды прочтёт один из вышеупомянутых айатов, достаточно совершить один земной поклон.

Если у человека имелось соответствующее намерение, поясной поклон во время молитвы может служить заменой земному. Заменой такому земному поклону может служить также поясной или земной поклон без соответствующего намерения, если такой поклон будет совершён сразу же после чтения одного из вышеупомянутых айатов или же если после такого айата будет прочитано не более трёх других айатов. Сообщается, что 'Абд ар-Рахман бин Йазид сказал: «Мы спросили 'Абдуллаха бин Мас'уда о том, поясной или земной поклон следует совершать после чтения айата, в котором упоминается о земном поклоне, и он сказал: " Можно совершить поясной поклон, если только он отделяет тебя от земного, поскольку он близок к нему" » (Ибн Абу Шайба).

Сообщается, что Ибн Мас'уд сказал: «Тот, кто будет читать суру " Преграды", или " Звезда", или " Сгусток", может совершить поясной поклон, если захочет, так как он служит заменой земному. Если же он захочет, то может совершить земной поклон, а потом продолжить чтение». В другой версии этого сообщения говорится, что он сказал: «Если айат с упоминанием о земном поклоне читается в конце, ты можешь по собственному желанию совершить либо поясной, либо земной поклон, лишь бы это было сделано во время того же рака'ата» (Ат-Тирмизи).

Если земной поклон после чтения одного из вышеупомянутых айатов совершается во время молитвы отдельно, после него нежелательно сразу же вставать и совершать поясной поклон, не прочитав что-нибудь ещё, чтобы не переходить от земного поклона непосредственно к поясному. Сообщается, что 'Абд ар-Рахман бин Абу Ляйля сказал: «(Однажды) 'Умар бин аль-Хаттаб проводил с нами утреннюю молитву в Мекке. Во время второго рака'ата он прочитал суру " Звезда", потом совершил земной поклон, а потом встал и прочитал суру " Землетрясение" » (Ат-Тахави).

Порицается, чтобы имам, проводящий молитву, во время которой Коран следует читать про себя, читал айаты с упоминанием о земных поклонах. Объясняется это тем, что если после этого имам не совершит земной поклон, получится так, что он отказался от совершения обязательного, если же имам совершит его, смысл его действий будет неясен для остальных. Исключением являются такие случаи, когда подобные айаты читаются в конце чтения или незадолго до его завершения, то есть тогда, когда заменой земному поклону может послужить обычный поясной поклон или земной поклон, совершаемый во время молитвы.

Во время молитвы, как и в иных обстоятельствах, порицается отказываться от чтения айата, в котором упоминается о земном поклоне, если читается одна из тех сур, где есть такие айаты, поскольку это подобно отказу от совершения земного поклона или части Священного Корана.

Рекомендуется читать такие айаты про себя в присутствии тех, кто не готов к совершению земного поклона, например, в присутствии того, кто находится в состоянии осквернения, или того, кому трудно совершить земной поклон по уважительной причине.

В том случае, когда человек, прочитавший один из таких айатов или услышавший его, не имеет возможности совершить земной поклон, желательно, чтобы он сказал: «Слушаем и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе предстоит вернуться! ».

????? ?????? ?????? ???? ????? ??????.

/Сами'на ва 'ата'на гуфрана-кя Раббана ва иляй-кя-ль-масыр/. Поступив так, человек выполнит веление в той мере, в какой сможет сделать это, сам же земной поклон ему следует совершить позднее.

Совершение такого земного поклона не вменяется в обязанность тому, кто не услышит чтение айата из-за занятости каким-либо делом. Например, если имам, который находится на минбаре, прочитает один из вышеупомянутых айатов, земной поклон должен будет совершить и он сам, и те, кто его услышит, но не другие люди. Сообщается, что Абу Са'ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха, который находился на минбаре, читал Коран. Дойдя до айата, в котором упоминается о земном поклоне, он спустился вниз и совершил земной поклон, и вместе с ним совершили его все остальные» (Абу Дауд; аль-Хаким; Ибн Хузайма).

Если же имам прочтёт один из таких айатов во время молитвы, после чего совершит земной поклон, все её участники должны последовать его примеру независимо от того, слышали они его или нет.

Совершая такой земной поклон во время предписанной молитвы, следует ограничиться произнесением обычных славословий (тасбихат). Если же человек совершает добровольную молитву или не молится, он может произнести любые слова, которые в подобных случаях произносятся по примеру Пророка например, " Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением посредством Своей силы и мощи /Суджида ваджhи ли-Ллязи халяка-hy, ва саввара-hy, ва шакка сам'а-hy ва басара-hy би-хаули-hи ва куввати-hи/" или " О Аллах, сделай (этот поклон) моим запасом, который будет храниться у Тебя, даруй мне за него большую награду, сними с меня бремя (моих грехов) и прими его от меня, как принимал Ты их от Дауда, мир ему /Аллаhумма-дж'аль-ha ли 'инда-кя зухран, ва а'зым ли би-ha аджран, ва да' 'ан-ни визран, ва такаббаль-ha мин-ни кя-ма такаббальта-ha мин Дауда 'аляй-hи-с-салям/".

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая земной поклон после чтения Корана ночью, Посланник Аллаха обычно говорил: «Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением посредством Своей силы и мощи" » (Ат-Тирмизи).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк говорил также: «Благословен Аллах, лучший из творцов! /Табаракя-Ллаhу, ахсану-ль-халикын! /» (Аль-Ха-ким),

«Ради Всевышнего я совершил земной поклон и уверовал во Всевышнего, о Всевышний прости мои грехи. Слушаемся и повинуемся! Прости, Господь наш, к Тебе предстоит вернуться»*.

* Данная молитвенная форма практикуется у мусульман России (прим. ред. ).

???????? ???????????? ?? ??????? ????????????? ??????????? ??????? ??? ???????? ????????? ?? ????????? ???????????? ???????? ?? ???????? ?????????.

/Саджадту лир-Рахмани ва аманту бир-Рахмани, фаг-фир-ли зунуби я Рахман. Сами'на ва 'ата'на гуфрана-кя Раббана ва иляй-кя-ль-масыр/.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие " суджуд ас-сахв".

2. Приведите примеры из жизни, когда двух земных поклонов достаточно для искупления ошибок и когда нет.

3. В какой части молитвенного ритуала следует совершать " суджуд ас-сахв"?

4. Является ли " суджуд ас-сахв" неуклонно исполняемой обязанностью?

5. Приведите примеры, когда двух земных поклонов не достаточно для искупления вины.

6. Должен ли имам совершить два земных поклона во искупление своей невнимательности? В каких случаях? Приведите пример.

7. Как следует поступить молящемуся, у которого возникли сомнения относительно количества совершенных рака'атов?

8. Что означают слова: «в случае сомнения следует взять за основу меньшее»?

9. Сомнения могут посетить не только участника молитвы, но и имама. Как следует поступить, если мнение имама не совпадает с мнением молящихся?

10. Что обозначает термин " саждат ат-тиллва"? Когда необходимо совершать действия, соответствующие ему?

11. Назовите источники, из которых явствует, что совершение " саждат ат-тилява" носит обязательный характер.

12. На всех ли молящихся распространяется обязанность выполнять земной поклон (саждат ат-тилява)?

13. Надо ли совершать земной поклон в том случае, если:

- читается не весь айат;

- айат читается по слогам;

- айат не читается, но его можно прочесть;

- айат произносится имамом, но молящийся его не слышит;

- читается одно слово из того места в Коране, где говорится о земном поклоне;

- читается айат не имамом?

14. Приведите примеры, когда необходимо совершать земной поклон заново.

15. Один верующий сказал, что он считает, что чем больше он совершает земных поклонов, тем будет он ближе к Господу. Как вы расцениваете его мнение?

16. Существует ли замена земному поклону?

17. Назовите случаи, когда айаты о земном поклоне рекомендуется читать не вслух, а про себя.

18. Как следует поступить молящимся, которые временно (по болезни) не могут совершить земной поклон?

 

 

 

 

 

 

Витр

Витром именуется молитва, совершаемая ночью, после предписанной ночной молитвы ('иша'). Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха совершал витр в различные часы ночи (начиная со времени завершения вечерней молитвы) вплоть до последнего часа ночи » (Аль-Бухари). Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк сказал: «С появлением зари завершается время любых ночных молитв, (в том числе) и витра, совершайте же до зари один нечётный рака'ат» (Ат-Тирмизи).

Подобно предписанной обязательной вечерней молитве, витр состоит из трёх рака'атов. После совершения первых двух рака'атов следует сесть для чтения ташаххуда, помимо которого ничего читать не следует. Приступив к совершению третьего рака'ата, молящемуся не следует обращаться к Аллаху с мольбами и произносить слова восхваления (ду'а ас-сана'), а ограничиться только чтением " аль-Фатихи" и ещё одной суры.

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно Посланник Аллаха совершал витр из трех рака’атов и произносил таслим только по их завершении» (Аль-Хаким).

Сообщается также, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха никогда не произносил таслим после совершения первых двух рака’атов витра» (Ан-Наса'и; аль-Хаким).

Во время совершения каждого из рака'атов витра читается " аль-Фатиха" и ещё одна сура. Сообщается, что Убайй бин Ка'б, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время первого рака ата витра Посланник Аллаха всегда читал суру " Высочайший", во время второго - суру " Неверные", а во время третьего - суру " Искренность", произнося таслим только в конце, а после таслима он трижды произносил слова " Свят Пресвятой Царь! /Субхана-ль-Малики-ль-Куддус! /" »(Ан-Наса'и; ад-Даракутни).

Сообщается, что 'Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Подобно предписанной вечерней молитве, состоящей из трёх рака'атов, витр также состоит из трёх рака'атов» (Ат-Тахави).

Сообщается, что Абу-ль-'Алийа сказал: «Сподвижники Мухаммада, которые научили нас тому, что витр подобен вечерней молитве, (говорили): «Однако, совершая третий рака'ат, мы читаем (ещё одну маленькую суру), и это - ночной витр, а то - дневной» (Ат-Тахави).

Согласно сунне, закончив читать Коран во время третьего рака'ата, молящемуся следует поднять руки до уровня ушей, как и при произнесении " такбират аль-ихрам", после чего он обязан произнести такбир, обозначающий переход к обращению к Аллаху с мольбами. Затем перед совершением поясного поклона ему следует про себя обратиться к Аллаху с мольбой кунут, на что указывает сообщение Убаййа бин Ка'ба, да будет доволен им Аллах, передавшего, что Посланник Аллаха всегда совершал витр в три рака'ата, читая во время первого рака'ата суру " Высочайший", во время второго - суру " Неверные", а во время третьего - суру " Искренность", и перед поясным поклоном он обращался к Аллаху с мольбой кунут» (Ан-Наса'и; Ибн Маджа).

'Алькама передал, что Ибн Мас'уд и другие сподвижники Пророка во время витра всегда обращались к Аллаху с мольбой кунут до поясного поклона (Ибн Абу Шайба).

Аль-Асвад передал, что, совершая последний рака'ат витра, 'Абдуллах бин Мас'уд обычно читал суру " Искренность", после чего поднимал руки и обращался к Аллаху с мольбой кунут перед поясным поклоном (Аль-Бухари).

Сообщается, что после завершения чтения Ибн Мас'уд всегда произносил такбир, который он произносил также после обращений к Аллаху с мольбой кунут, а потом совершал поясной поклон (Ат-Табарани);

Обращение к Аллаху с мольбой кунут является обязательным (ваджиб) элементом витра. Согласно Сунне, обращаясь с такой мольбой, следует говорить: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи и прощении и просим Тебя направить нас на путь истинный, мы веруем в Тебя, уповаем на Тебя, восхваляем Тебя за всё благое, благодарим Тебя и не являемся неблагодарными по отношению к Тебе, покидаем и оставляем того, кто не подчиняется Тебе. О Аллах, лишь Тебе мы поклоняемся, Тебе молимся, пред Тобой падаем ниц, к Тебе стремимся и спешим, на милость Твою надеемся и кары Твоей страшимся, ведь поистине, Твоя суровая кара постигнет неверных! /Аллаhумма, инна, наста'ину-кя, ва настагфиру-кя, ва настаhди-кя, ва ну'мину би-кя, ва натавак-кялю 'аляй-кя, ва нусни 'аляй-кя-ль-хайра кулля-hy, нашкуру-кя ва ля накфуру-кя, ва нахля'у ва натруку ман йафджурук. Аллаhумма, иййа-кя на'буду, ва ля-кя нусалли ва насджуду, ва иляй-кя нас'а ва нахфиду, нарджу рахмата-кя, ва нахша 'азаба-кя, инна 'азаба-кя би-ль-куффари мульхик! ».

?????????? ?????? ????????????? ???????????????? ?????????? ???? ????????????? ???????? ????????? ????????? ????????? ???????????? ????? ?????????? ?????????? ?????????? ???? ??????????. ?????????? ???????? ???????? ?????? ???????? ?????????? ?????????? ??????? ?????????? ????????? ?????????? ????????? ????????? ????? ????????? ????????????? ????????.

Обращаться с мольбой кунут к Аллаху во время коллективного витра следует как имаму, так и всем прочим участникам молитвы. Если кто-нибудь, в том числе и имам, забудет слова мольбы, пусть трижды скажет: «О Аллах, прости меня! /Аллаhумма-гфир ли! /», или: «О Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и упаси нас от мук огня! /Йа Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на 'азаба-н-нар! /»,

???????? ?????? ??? ?????????? ???????? ?? ??? ???????? ???????? ??????? ??????? ???????.

или (трижды): «О Господь мой! /Йа Рабби! /», а потом совершит поясной поклон и завершит молитву, как обычно.

Если молящийся забудет обратиться с мольбой кунут и склонится в поясном поклоне, во время которого или после которого вспомнит о мольбе, ему не следует возвращаться к стоянию, но потом он должен будет совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности.

Если имам не обратится с кунутом, это должен сделать тот, кто молится под его руководством при том условии, что он совершит вместе с имамом поясной поклон. Если же сделать это будет невозможно, он должен следовать за имамом, поскольку это является наиболее предпочтительным.

Если ханафит примет участие в коллективном витре под руководством имама-шафиита, который станет обращаться с кунутом после поясного поклона, ханафиту следует поступить так же, поскольку такие действия являются следствием самостоятельного решения (иджтихад) шафиита.

Если ханафит примет участие в коллективной утренней молитве под руководством имама, который во время этой молитвы станет обращаться к Аллаху с кунутом, ханафиту следует стоять вместе с ним, храня молчание и опустив руки.

Однако Абу Йусуф считал, что в подобных случаях необходимо поступать так же, как поступает имам, поскольку его действия являются результатом иджтихада.

Указанием на то, что совершать витр обязательно, служит сообщение Бурайды, да будет доволен им Аллах, который передал, что (однажды) Посланник Аллаха трижды воскликнул: «Совершать витр должно, а тот, кто не делает этого, не имеет к нам отношения! » (Абу Дауд; аль-Хаким).

Хариджа бин Хузафа аль-'Адави, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах даровал вам молитву, которая для вас лучше, чем (обладание) красными верблюдами, и этой молитвой является витр. И Он установил, что вам следует совершать её между ночной и утренней молитвами» (Аль-Хаким). Этот же хадис передавали восемь других сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Передают со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(Совершение) витра есть долг, выполнение которого является обязанностью каждого мусульманина» (Ахмад; Ибн Хиббан; аль-Хаким; ад-Даракутни).

Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «В отличие от предписанной молитвы, витр, безусловно, обязательным не является, однако начало этому обычаю положил Посланник Аллаха, который сказал: «Поистине, Аллах (это Тот, Кто) не имеет пары /витр/, и Он любит всё непарное, так совершайте же витр, о люди Корана! ». Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис».

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк сказал: " (Пусть) ваша последняя молитва, совершаемая ночью, состоит из нечётного (числа рака'атов) " (Аль-Бухари).

Во время рамадана предпочтительнее совершать витр совместно с другими мусульманами, тогда как в другие месяцы проводить коллективный витр порицается. Объясняется это тем, что во время рамадана Пророк проводил витр со своими сподвижниками, а потом прекратил делать это, как прекратил совершать с ними добровольные молитвы, объяснив им причину этого. Это указывает на то, что во время Рамадана витр, как и молитвы " таравих", предпочтительнее проводить совместно.

Если человек, опоздавший на коллективный витр, успел совершить поясной поклон третьего рака'ата вместе с имамом, считается, что он успел и обратиться к Аллаху с кунутом. В подобном случае ему уже не надо делать это после того, как имам произнесёт таслим, и он встанет для возмещения пропущенного, поскольку тогда опоздавшему останется возместить только первую часть молитвы, включая чтение Корана и обращения с мольбой кунут.

Если человек не смог совершить витр из-за того, что взошло солнце, он должен возместить эту пропущенную молитву. Указанием на это является хадис Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто проспит свои витр или забудет о нем, совершит его, когда вспомнит» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; аль-Хаким).

Лучше всего делать витр последней молитвой, совершаемой ночью, на что указывает приведенный выше хадис Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что Пророк сказал: «(Пусть) ваша последняя совершаемая ночью молитва состоит из нечётного (числа рака'атов)». Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто желает совершить витр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше» (Муслим).

Если человек совершит ещё какую-нибудь молитву после витра, это не сделает витр недействительным. Указанием на это является хадис Талька бин 'Али, сообщившего, что его отец передал, что Посланник Аллаха сказал: «За одну ночь витр дважды не совершается» (Ат-Тирмизи; Ибн Хиббан).

Если имам перейдёт к поясному поклону, прежде чем участник коллективной молитвы закончит обращаться к Аллаху с мольбой кунут, он должен прервать кунут и последовать за имамом. В данном случае речь идёт об искренней мольбе о малом и большом, и поэтому молящемуся, который не успеет завершить обращение с мольбой к тому времени, когда имам станет совершать поясной поклон, следует тоже совершить этот поклон, если есть основания опасаться, что он может его пропустить. Если же он успеет совершить поясной поклон вместе с имамом, пусть сначала завершит обращение с мольбой кунут, а потом перейдёт к поклону. По-иному следует поступать в том случае, когда дело касается ташаххуда. Так, если имам произнесёт таслим или встанет для совершения третьего рака'ата молитвы, прежде чем человек завершит чтение ташаххуда, он должен не следовать за имамом, а завершить чтение ташаххуда в силу его обязательности. Дело в том, что следовать примеру имама без задержек во время совершения предписанных и обязательных молитв обязательно, если этому не мешает необходимость выполнения какой-нибудь другой обязанности. В подобных случаях необходимо сначала выполнить эту другую обязанность, а потом - продолжать следовать за имамом.

Если человек, который занят совершением витра, по невнимательности обратится к Аллаху с кунутом во время первого или второго рака'ата, во время третьего рака'ата повторять мольбу кунут уже не надо, несмотря на то, что с мольбой кунут следует обращаться во время третьего рака'ата.

С таким кунутом к Аллаху следует обращаться только во время совершения витра, за исключением периодов серьёзных бедствий, к числу которых, например, относится чума. В подобных случаях имам обращается к Аллаху с кунутом во время таких молитв, когда Коран читается вслух. Автор " Шарх аль-мунйа" разделяет это мнение и указывает, что обращение к Аллаху с кунутом во время бедствий соответствует шариату и что именно это побуждало обращаться с кунутом тех сподвижников, которые поступали так после смерти Пророка. Этого придерживаются ханафиты, и таково мнение большинства улемов. Хафиз ат-Тахави пишет: «У нас не принято обращаться с кунутом к Аллаху во время предписанной утренней молитвы, если это не связано с каким-либо бедствием, однако в случае смуты или какого-нибудь другого несчастья в обращении с такой мольбой не будет ничего дурного, ибо так поступал и Посланник Аллаха. Что же касается обращения к Аллаху с кунутом во время совершения всех молитв в случае бедствий, то об этом говорит только аш-Шафи'и. Возможно, другие улемы считали отменёнными приводимые в " Сахихе" Муслима хадисы, где сообщалось о кунуте Пророка, с которыми он обращался к Аллаху во время полуденной и вечерней молитв, а также приводимые в " Сахихе" аль-Бухари хадисы, где сообщалось о его кунуте во время вечерней молитвы. Объяснялось это отсутствием указаний на то, что Пророк делал это столь же постоянно или часто, как и во время утренних молитв. Они считали, что в подобных случаях обращаться с кунутом следует имаму, но не тому, кто совершает индивидуальную молитву, и что делать это следует не до поясного поклона, а после него».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.