Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 4 страница



В случае совершения молитвы на корабле человек обязан обратиться в сторону киблы, если у него есть такая возможность. Нельзя молиться, не изменяя своего положения, если корабль будет поворачиваться в разные стороны. В подобных обстоятельствах молящийся должен обращаться в сторону киблы после каждого поворота корабля, поскольку делать это нетрудно, а обязанности вменяются в соответствии с возможностями.

Если слепой постарается выяснить направление киблы и приступит к индивидуальной молитве, обратившись в избранную им сторону, а потом придёт какой-нибудь человек, который укажет ему правильное направление, этому человеку не следует повторять действия слепого, поскольку ему будет ясно, что его имам допустил ошибку в начале молитвы, в результате чего в основе её оказалось нечто недействительное.

6. Намерение (нийат).

Намерением, которое имеет отношение к молитве, является твёрдое решение приступить к её совершению.

Ниже перечислены обязательные условия действительности такого намерения:

- исповедание Ислама, поскольку намерение неверного, касающееся выполнения той или иной религиозной обязанности, действительным быть не может;

- знание о том, что человек намеревается сделать. Имеется в виду знание о том, какую молитву ему предстоит совершить, которое позволит человеку без раздумий ответить на вопрос об этом;

- после того как человек вознамерится совершить молитву, ему не следует предпринимать никаких действий, не имеющих отношения к молитве, вплоть до произнесения " такбират аль-ихрам" . Имеется в виду то, что не приличествует молитве (например, еда, питьё или разговоры), поскольку всё это делает недействительными как намерение, так и молитву. Что же касается действий человека, который идёт на молитву или совершает омовение, то они считаются имеющими отношение к молитве. Действительной будет молитва человека, который покинул свой дом ради участия в коллективной молитве, если он явится на место её проведения, произнесёт такбир, но не поднимет руки.

Если человек вознамерится совершить молитву после произнесения такбира и начала молитвы, его намерение будет недействительным, поскольку часть чего-либо, которую человек совершать не намеревался, не считается поклонением, молитва же является неделимым видом поклонения. По этой причине для того, чтобы избежать расхождений во мнениях, решение о совершении молитвы предпочтительнее и надёжнее всего принимать одновременно с произнесением " такбират аль-ихрам", как это принято в шафиитском мазхабе.

Для действительности добровольной молитвы достаточно одного лишь намерения совершить её, тогда как определять для себя, какой она будет, например, добровольной утренней молитвой в два рака'ата или молитвой " таравих" , необязательно. Объясняется это тем, что следование сунне достигается благодаря совершению того или иного действия так, как его совершал Пророк, или же выполнению того, на что, как достоверно известно, он указывал. В данном случае примером могут служить слова Пророка: «Аллах непременно построит дом в раю для любого (Его) раба-мусульманина, который станет ежедневно совершать по двенадцать добровольных рака’атов помимо обязательных молитв» (Муслим).

Здесь награда в раю обещана только за совершение молитвы.

Что же касается прочих молитв, то человеку, намеревающемуся совершать их, следует определять для себя, какую молитву он хочет совершить. Так, если речь идёт о витре, он должен вознамериться совершить именно витр. То же самое касается пятничных и праздничных, равно как и всех прочих предписанных (фара'ид) и обязательных (ваджибат) молитв, например, тех, что совершаются по обету (назр), или пропущенных молитв, которые надлежит возместить. Причина заключается в том, что, если речь идёт просто о молитве, под этим может подразумеваться как добровольная, так и любая иная молитва. Кроме того, совершение добровольных молитв узаконено в такие же периоды времени, когда разрешается совершать и другие молитвы. Вот почему добровольные молитвы следует отделять от прочих, виды которых многочисленны и разнообразны. Необходимо чётко определять молитву, которую человек намеревается совершить, поскольку в противном случае может оказаться, что совершается не та молитва. Тому, кто хочет совершить предписанную молитву, следует определить, о какой именно молитве идёт речь, поскольку предписанными именуются все пять ежедневных молитв, которые ежедневно обязан совершать мусульманин. Ввиду этого намерение человека будет недействительным, пока он точно не определит, полуденную, послеполуденную или иную предписанную молитву он намеревается совершить. Если же период времени, установленный для совершения той или иной предписанной молитвы, ещё не истёк, и он вознамерится совершить предписанную молитву, которую следует совершать именно в этот период, этого будет достаточно. Это справедливо и для того случая, когда необходимо возместить пропущенную молитву, поскольку в подобных случаях предписанная молитва, которую положено совершать в данный период времени, всегда совершается первой.

Перед заупокойной молитвой следует вознамериться помолиться Аллаху и обратиться к Нему с мольбами за покойного, поскольку в этом и состоит отличие заупокойной молитвы от всех прочих.

Если человек приступит к молитве с определённым намерением, этого будет достаточно, тогда как намереваться совершать каждое отдельное действие во время молитвы необязательно, поскольку это неизбежно создаст затруднения. Если человек вознамерился совершить предписанную молитву и приступил к ней, а потом понял, что эта молитва является добровольной, и завершил её с намерением совершения добровольной молитвы, она будет записана как предписанная молитва, которую он намеревался совершить, начиная молиться.

Разрешается заменять одно намерение другим после начала молитвы, которую человек намеревался совершить первоначально, в тех случаях, когда это сочетается с соответствующим действием. Так, например, если человек, вознамерившийся совершить добровольную молитву, произнесёт слова " Аллаху акбар", после чего повторит такбир с намерением совершения предписанной молитвы, это будет означать, что он приступил к совершению предписанной молитвы. Если же кто-либо совершит один рака'ат полуденной молитвы, а потом произнесёт " такбират аль-ихрам" и приступит к совершению послеполуденной или добровольной молитвы, его полуденная молитва станет недействительной, действительным же будет начало послеполуденной или добровольной молитвы, которую он вознамерился совершить перед произнесением " такбират аль-ихрам" во второй раз.

Если человек начал совершать обязательную молитву в одиночестве, а потом произнёс " такбират аль-ихрам", так как вознамерился молиться под руководством имама, это будет означать, что он приступил к совершению коллективной молитвы, для чего и произносится такбир, и отказался от молитвы индивидуальной. Объясняется это тем, что коллективная молитва отличается от индивидуальной, поскольку её участник должен следовать за имамом, а награда за такую молитву будет больше.

Не является обязательным условием намерение совершить определённое количество рака'атов. Так, например, если человек вознамерится совершить полуденную молитву в пять рака'атов и сядет для произнесения второго ташаххуда после четвёртого рака'ата, его молитва будет действительной, намерение же совершить пятый рака'ат утратит законную силу. Не является обязательным условием и намерение обратиться лицом к Каабе.

Необходимо точно определять, какую именно пропущенную молитву человек намерен возместить. Если пропущенных молитв много, человек, занятый их возмещением, должен определять для себя, какую молитву он возмещает, например, полуденную молитву за такой-то день, или послеполуденную молитву за такой-то день, или последнюю полуденную молитву, которую он должен был совершить, но не совершил, или последнюю послеполуденную молитву, которую он должен был совершить, но не совершил, и так далее.

Намерение имама должно быть таким же, как и намерение того, кто совершает индивидуальную молитву. Мусульманин не обязан намереваться выполнять обязанности имама, и даже если намерение имама будет состоять в том, чтобы не руководить молитвой того или иного человека, а потом этот человек явится на молитву и станет совершать её под его руководством, молитва имама будет действительной.

Мусульманин может выполнять обязанности имама для женщин только в том случае, если в начале молитвы у него было такое намерение. В свою очередь, любые действия женщин под руководством имама не будут действительными, если у него не было намерения руководить ими. Дело в том что, если женщина встанет рядом с имамом, она может сделать молитву недействительной, чем причинит ему вред, а поэтому мужчине не следует становиться имамом для женщин без соответствующего намерения.

Человек, который молится за имамом, сначала должен вознамериться делать это, одного же намерения совершить предписанную молитву будет недостаточно. В намерения человека должно входить следование имаму, поскольку если молитва имама окажется недействительной, то недействительной станет и молитва того, кто ему следует.

7. Тахрима.

Словом " тахрима" (запрещение) обозначается произнесение такбира в начале молитвы. Этот такбир, то есть слова молящегося " Аллаху акбар", был назван так потому, что после его произнесения человек приступает к молитве и переходит в иное состояние, которое именуется " хурмат ас-салят" . Передают со слов 'Али, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом (тахрим) ее служит такбир, а завершением - таслим » (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи).

????? ?????? ?????? ???????? ??????? ???????? ???????

Началом молитвы может служить только произнесение слов " Аллаху акбар" или идентичных им по смыслу фраз, например, " Аллаху аджаль" или " Аллаху а'зам". Произнесение слов " Аллаху акбар" является обязательным (ваджиб) условием действительности молитвы, поскольку это соответствует Сунне. Если же в начале молитвы человек скажет нечто иное, его молитва будет недействительной. Подобный поступок следует квалифицировать как достойный крайнего порицания (макрух тахрима), поскольку речь идёт об отказе от того, что является обязательным.

Не будет считаться, что человек приступил к молитве, если он произнесёт слово " акбар" ???? с долгим " алифом" после " ба" ?????, если же он сделает это во время молитвы, она станет недействительной, поскольку вследствие этого смысл данного слова претерпит существенные изменения. То же самое касается и такого случая, когда человек удлиняет первый " алиф" в слове " Аллах"???? , поскольку в результате этого к нему добавляется вопросительная частица, как и в том айате, где сказано: «Скажи: " Аллах разрешил вам (это)...? " »... ? ??????? ????? ?????? ???? - и такбир превращается в вопросительное предложение.

Если участник коллективной молитвы приступит к ней одновременно с имамом и вместе с ним начнёт произносить такбир, но завершит его раньше имама, начало его молитвы будет недействительным, поскольку он совершил обязательное действие раньше имама.

Необходимым условием действительности этого такбира является произнесение его стоя. Если человек, который присоединится к коллективной молитве в тот момент, когда имам будет совершать поясной поклон, и произнесёт слово " Аллах" стоя, но завершит произнесение слова " акбар" после того, как сам он склонится в поясном поклоне, начало его молитвы будет недействительным.

8. Стояние (кийам).

Во время предписанных (фара'ид) и обязательных (ваджибат) молитв читать айаты Корана следует стоя. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что 'Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: " Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку " » (Аль-Бухари).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк также сказал: «... если же и это окажется тебе не по силам, то (молись) лежа ничком, ибо Аллах обязывает человека делать лишь то, что ему по силам» (Ан-Наса'и).

Что касается добровольных молитв, то стояние не относится к числу их обязательных элементов, и эти молитвы разрешается совершать сидя без уважительных причин ('узр). На это указывает хадис 'Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я задал Посланнику Аллаха вопрос о молитве, совершаемой человеком сидя, и он сказал: Наиболее предпочтительной является молитва того, кто молится стоя; (человек, ) совершивший молитву сидя, получит половину награды стоявшего, а совершивший молитву лёжа - половину награды сидевшего" » (Аль-Бухари).

?? ??? ?????? ??? ????? ??? ??? ?????? ??? ??? ??? ??????? ??? ??? ????? ??? ??? ??? ??????

Имам ан-Навави сказал: «В данном случае речь идёт о добровольной молитве. Что же касается предписанной обязательной молитвы, то, по единодушному мнению улемов, тому, кто может стоять, сидеть не разрешается, однако если человек не в силах стоять, то награда его не уменьшится, на что указывает передаваемый со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему записывается (совершение) того же, что он обычно делал, находясь у себя дома и будучи здоровым » (Аль-Бухари).

Исключением из числа добровольных молитв, которые разрешается совершать сидя без уважительной причины, является молитва в два рака'ата, совершаемая перед обязательной утренней молитвой, поскольку она относится к категории " сунна му'аккада" . Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что ни одну из добровольных молитв Пророк не совершал столь же неуклонно, как добровольную молитву в два рака'ата перед обязательной утренней молитвой (Муслим). Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк сказал: «Два рака'ата утренней молитвы лучше мира этого и всего, что в нём есть» (Муслим).

????? ????? ??? ?? ?????? ? ?? ????

Сообщается также, что об этих двух рака'атах Пророк сказал так: «Совершайте эту молитву, даже если за вами будут гнаться всадники» (Абу Дауд).

Совершенным (полным) является стояние того, кто встанет на ноги и выпрямится. Стоящим считается и тот, кто немного наклонится вперёд, если его руки не достанут колен. Во время молитвы порицается стоять на одной ноге без уважительной причины.

В том случае, когда человек может стоять, но не может совершать земные поклоны, лучше молиться сидя (джалис). Дело в том, что стояние есть только средство перехода к земному поклону, а не отдельный узаконенный вид поклонения, но если человек не в силах выполнить то, что является основой, необходимость в средстве отпадает. То же самое относится и к человеку, рана которого во время совершения земного поклона начинает кровоточить. Такому человеку следует молиться сидя и обозначать необходимые движения знаками, поскольку совершение земного поклона сделает его омовение недействительным, тогда как обозначение необходимых движений заменяет земные поклоны. Если человек настолько ослабнет, что не сможет стоять в мечети во время совершения коллективной молитвы, он должен молиться стоя у себя дома, поскольку стояние является обязанностью (фард), от которой не следует отказываться ради коллективной молитвы, относящейся к категории " сунна му'аккада" .

Не разрешается отказываться от стояния тому, кто способен молиться стоя, даже если это будет связано с некоторыми затруднениями. Исключение составляют такие случаи, когда стояние может вызвать острую боль, или усугубить болезнь, или привести к тому, что она затянется. Эта обязанность не снимается и с того, кто может стоять, опираясь на что-либо или прислонившись к чему-либо, поскольку при наличии возможности частичного выполнения той или религиозной обязанности человек должен делать то, что в его силах, даже если он в состоянии произнести стоя только " такбират аль-ихрам". В подобных случаях после этого он может сесть.

В том случае, когда состояние человека таково, что он стоя не сможет читать айаты Корана, но сможет делать это, если будет молиться сидя, он должен молиться сидя и читать Коран. Если же он в силах прочесть стоя хотя бы часть необходимого, он должен прочесть стоя то, что в его силах.

Если человек начнёт стоя совершать добровольную молитву, а через некоторое время внезапно почувствует усталость и слабость, ему разрешается либо опереться о палку или стену, либо сесть, поступать же так без уважительной причины порицается, поскольку это было бы нарушением установленных этических норм.

После того как человек стоя начнёт совершать добровольную молитву, ему разрешается сесть без уважительной причины, поскольку он по своему выбору может не только приступать к таким молитвам и стоя, и сидя, но остаётся свободным в своём выборе и в дальнейшем.

Если кто-либо начнёт совершать добровольную молитву сидя, а закончит стоя, такая молитва будет действительной, поскольку достоверно известно, что так поступал и Пророк. Передают со слов матери правоверных 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что до тех пор, пока Посланник Аллаха не достиг преклонного возраста, она никогда не видела, чтобы он молился ночью сидя, и (только после этого) он стал читать Коран сидя. Когда же он хотел совершить поясной поклон, то вставал, прочитывал тридцать или сорок айатов, а потом совершал поклоны.

В другой версии этого хадиса сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, (также) сказала: «Потом он делал то же самое во время совершения второго рака'ата, а когда завершал свою молитву, смотрел (на меня), и если я бодрствовала, разговаривал со мной, а если спала, то Пророк ложился (отдыхать)» (Аль-Бухари).

9. Чтение (кыра'ат).

По единодушному мнению всех улемов, чтение Корана во время молитвы является обязательным, так как Аллах Всевышний сказал: «Читайте же из Корана то, что для вас необременительно».

? ????????????? ??? ???????? ???? ????????????? ?

Во время совершения каждых двух рака'атов предписанных обязательных молитв читать Коран обязательно стоя или же в таком положении, которое может служить заменой стоянию. То же самое относится и к каждому из рака'атов добровольных молитв и витра, поскольку нет необходимости повторять веление, которое заключает в себе айат, где сказано: «Читайте же из Корана то, что для вас необременительно».

Вывод относительно обязательности чтения во время второго рака'ата был сделан на основании имеющегося указания, поскольку шариат не делает различий между каждыми двумя рака'атами молитвы.

Обязательным является чтение во время всех рака'атов добровольной молитвы, поскольку каждые два из числа её рака'атов сами по себе являются отдельной молитвой. Что же касается витра, то эта молитва была причислена к добровольным ввиду того, что в некоторых отношениях витр подобен им.

Человек, который занят чтением Корана, должен, по меньшей мере, правильно произносить слова так, чтобы слышать их, если ничто не будет ему мешать, поскольку речью именуется то, что можно услышать и понять. Если же человек не слышит собственных слов, когда ему ничто не мешает, чтением это не считается.

Во время совершения каждого рака'ата молитвы следует прочесть, по меньшей мере, три коротких айата или же один длинный, который по объёму должен быть не меньше трёх этих айатов. Если же человек прочтёт меньше, то, по общему мнению улемов, считать, что он читал Коран, нельзя. Известно, что Аллах бросил вызов многобожникам, предложив им создать нечто подобное хотя бы самой короткой суре Корана, которая состоит из трёх коротких айатов. Упомянув об этом малом количестве, Аллах указал, что слова Корана отличаются от всех прочих слов.

За исключением таких случаев, когда человек не может делать это, чтение Корана по-арабски является необходимым условием, поскольку читать его велит Аллах, Коран же ниспослан на арабском языке. Что же касается чтения Корана на другом языке, то считать его чтением можно только условно.

Молитва будет действительной, если, совершая её, человек прочтёт по-арабски наименьшее достаточное количество айатов Корана, а остальные айаты и слова поминания Аллаха произнесёт на другом языке.

10. Поясной поклон (руку').

На обязательность совершения поясных поклонов во время молитвы указывают слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: «О те, кто уверовал! Совершайте поясные и земные поклоны, и поклоняйтесь вашему Господу, и творите благое, чтобы вы преуспели».

??????????? ????????? ?????????? ??????????? ????????????? ????????????? ???????? ????????????? ?????????? ?????????? ??????????? ? ????

Что же касается Пророка, то сообщается, что одному человеку, который совершил молитву неподобающим образом, он сказал: «... а потом соверши поясной поклон и не двигайся (некоторое время)» (Аль-Бухари).

Считается, что человек совершил поясной поклон, если он наклонится так, что сможет достать руками до колен, совершенным же является такой поясной поклон, во время совершения которого голова человека оказывается на уровне его ягодиц.

Если у человека есть горб, из-за которого спина его согнута до такой степени, будто он уже склонился в поясном поклоне, то при совершении молящимися этого поклона во время молитвы ему следует склонять голову, обозначая переход от стояния к поясному поклону.

11. Земной поклон (суджуд).

Совершение земного поклона во время молитвы является обязанностью, для выполнения которой молящийся должен коснуться земли лбом и носом, ладонями, коленями и стопами. Указанием на это является хадис Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал, что однажды Пророк сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, (опираясь) на семь костей: на лоб, - и при этом он указал рукой себе на нос - ладони, колени и кончики пальцев ног и не подбирая волосы и одежду» (Аль-Бухари).

Если во время совершения земного поклона человек коснется земли только лбом, но не коснется носом, этот земной поклон будет действительным, но поступать так порицается, поскольку это не соответствует тому, что неизменно делал Пророк. Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершая земной поклон, Посланник Аллаха касался земли носом и лбом и удалял руки от боков, ладони же его находились на уровне плеч» (Ат-Тирмизи).

Совершая земной поклон, нельзя ограничиваться касанием пола только носом, за исключением таких случаев, когда человек не в состоянии коснуться пола лбом по уважительной причине. Прикосновения к полу щекой или подбородком не допускаются, даже если для этого можно найти какие-то оправдания, поскольку в шариате нет никаких указаний на то, что касание пола щекой или подбородком может служить заменой касанию пола лбом. Если в силу каких-либо уважительных причин молящийся не может коснуться пола лбом или носом, ему следует обозначить земной поклон движением головы.

Во время земного поклона крайне порицается (макрух тахрима) отрывать от пола ступни.

Согласно сунне при совершении земного поклона пальцы ног молящегося должны быть направлены в сторону киблы. Сообщается, что, описывая молитву Пророка Абу Хумайд ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершая земной поклон, он опирался ладонями о землю и не касался локтями ни земли, ни тела, а кончики пальцев его ног были направлены в сторону киблы» (Аль-Бухари).

Земной поклон человека, вынужденного коснуться лбом и носом спины другого молящегося из-за тесноты в мечети, будет действительным, однако если эти люди не являются участниками одной и той же молитвы, совершение такого земного поклона не допускается. Поступать так разрешается только в случае тесноты и не разрешается в иных обстоятельствах.

Для того, чтобы земной поклон был действительным, то место, которого молящийся касается лбом, не должно возвышаться над ступнями более чем на половину локтя. В противном случае земной поклон будет действительным только при том условии, если молящийся повторит его, коснувшись лбом такого места, которое будет выше его ступней не настолько, чтобы сделать земной поклон недействительным.

Земной поклон того, кто молится на матрасе, набитом шерстью или хлопком, будет действительным лишь в том случае, если во время его совершения лоб молящегося будет неподвижен, и он ощутит твёрдость пола. Если же его лицо погрузится в этот матрас, и он не ощутит твёрдости пола, земной поклон будет недействительным.

12. Последнее сидение (ку'уд ахыр).

Совершение последнего сидения (ку'уд ахыр) в течение времени, которое необходимо для прочтения ташаххуда вменяется в обязанность для молящегося. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал Ибн Мас'уду, да будет доволен им Аллах: «... и если ты выполнишь (или: сделаешь) это, то совершишь свою молитву» (Абу Дауд).

Из этого следует, что Пророк связывал завершение молитвы с чтением ташаххуда сидя, поскольку шариат не вменяет в обязанность чтение ташаххуда без сидения.

Таковы обязательные предписанные и основополагающие элементы молитвы, связанные между собой в строго определенном порядке, где за стоянием выполняется поясной поклон, затем земной поклон и завершается сидением.

Вопросы и задания

1. Расскажите историю возникновения такого ритуала, как азан.

2. Дайте определение понятиям " азан", " икамат". Передайте их содержание на арабском и русском языках.

3. Кому в Исламе предписано возглашать азан, икамат?

В каких случаях?

4. Найдите в словаре понятие " муаззин", проследите эволюцию этого термина в истории Ислама, определите роль муаззина в наши дни.

5. Должен ли мусульманин произнести слова азана и икамата, если он:

- молится в своем городском доме;

- возмещает пропущенную молитву;

- возмещает несколько пропущенных молитв;

- возмещает пропущенные молитвы в мечети в одиночестве (в присутствии других молящихся)?

6. Объясните, как следует произносить азан человеку, которому впервые предстоит это сделать.

7. Перечислите требования предъявляемые Исламом к муаззину.

8. Что необходимо сделать мусульманину, услышав азан?

9. Как необходимо отвечать муаззину: вслух или про себя? Что об этом говорится в хадисах?

10. Объясните, почему во время произнесения азана необходимо обратиться лицом к кибле? Приведите примеры: в каких случаях молящийся может не поворачиваться лицом к кибле?

11. Как можно узнать человеку, готовящемуся к молитве, о направлении киблы, если он находится в незнакомой местности, в чужой стране, языка которой он не знает, в пустыне, в море, в темном лесу в беззвездную ночь?

12. Объясните значение слова " нийат".

13. Перечислите условия, при которых намерение человека совершить молитву является действительным.

14. Объясните выражение «молитва является неделимым видом поклонения». Приведите примеры.

15. Почему молящемуся необходимо точно определить свое намерение совершить те или иные молитвы?

16. Отличается ли намерение молящегося совершить обязательную и добровольную молитву и почему?

17. Может ли молящийся заменить одно намерение другим после начала молитвы? В каких случаях?

18. Объясните, почему произношение такбира в начале молитвы обозначается словом " тахрима", которое переводится как " запрет".

19. Дайте объяснение необходимости произносить такбир стоя.

20. Что по вашему мнению запрещает тахрима при произношении такбира?

21. Как вы понимаете изречение Пророка: «Два рака’ата утренней молитвы лучше мира и всего, что в нем есть»?

22. Объясните значение кийама при совершении различных молитв.

23. Как выполнить стояние во время молитвы больному человеку с трудом сохраняющему вертикальное положение?

24. Как следует поступить человеку, который стоя начинает совершать молитву, а потом чувствует усталость и слабость?

25. Можно ли начать молитву сидя, а закончить стоя?

26. Объясните, что значит " читать Коран".

27. Может ли человек, не знающий арабского языка, грамотно совершить молитву? Почему?

28. Что означает понятие " руку'" и как это действие совершить правильно?:

29. Как следует поступить человеку, прикованному к постели, который хочет совершить молитву и земной поклон?

30. Покажите, как правильно совершить руку' и суджуд.

31. Перечислите условия правильного совершения земного поклона.

32. Как следует закончить молитву?

 

 

 

 

 

 

Обязательным (ваджибом) именуется такое действие степень обязательности которого ниже степени обязательности предписанного (фарда), но выше степени того, что совершается добровольно (сунна). Несовершение ваджиба молитвы не делает её недействительной, однако если любой из её ваджибов не выполняется преднамеренно то, молитву следует повторить. Если ваджиб молитвы не совершается по невнимательности (сахв), то молитву следует перечитать, в том случае, когда молящийся не совершает земного поклона в качестве искупления за проявление невнимательности (суджуд сахв). Возмещать пропущенные ваджибы необходимо либо во время молитвы, либо после неё. Если же человек не перечитает молитву и упорствует в своём нежелании, делать это, то он поступает как нечестивец и грешник.

Насчитывается 18 ваджибов молитвы, которые перечислены ниже.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.