Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 6 страница



'Абдуллах бин Салих передал, что аль-Ляйс сказал: «После слов " ва ля-кя-ль-хамд" он начинал склоняться (для совершения земного поклона), произнося такбир, потом он произносил такбир, выпрямляясь после земного поклона; потом он произносил его, склонившись в земном поклоне, а потом произносил такбир, выпрямляясь после земного поклона. Так (Пророк поступал, совершая все (рака'аты) молитвы, пока не завершал её. Кроме того, он произносил такбир; когда вставал после первого ташаххуда (Аль-Бухари).

11. Во время совершения поясного поклона молящемуся следует возложить руки на колени, растопырить пальцы, не сгибать ноги в коленях, спина и голова должны составлять одну прямую линию. Он не должен ни поднимать голову, ни опускать её. Порицается сгибать ноги в коленях, как поступают некоторые люди.

Сообщается, что Абу Хумайд ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, описывавший молитву Пророка своим товарищам, сказал: «... совершая поясной поклон, он (сначала) возлагал руки на колени, после чего выпрямлял спину... » (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса сообщается, что он также сказал: «... он не покрывал голову и не смотрел вперёд» (Ат-Тирмизи). В третьей версии этого хадиса сообщается, что он также сказал: «... он возлагал руки на колени так, будто зажимал их... » (Абу Дауд). В четвёртой версии этого хадиса сообщается, что он также сказал: «... он растопыривал пальцы... » (Абу Дауд).

Всё это имеет отношение к мужчинам, что же касается женщины, то ей следует не растопыривать пальцы, а соединять их, как следует не браться руками за колени, а просто возлагать их на колени. Кроме того, ей следует сгибать колени и не удалять от тела предплечья, что поможет ей более тщательно скрывать себя.

12. Во время поясного поклона следует трижды произнести слова " Свят мой Великий Господь! "

????????? ??????? ??????????

/Субхана Раббия-ль-'Азым! /, а во время земного - трижды сказать: " Свят мой Высочайший Господь! " »

????????? ??????? ?????????

/Субхана Раббия-ль-А'ля! /.

Передают со слов Хузайфы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, с которым он молился, во время поясных поклонов произносил слова " Свят мой Великий Господь! ", а во время земных поклонов говорил: " Свят мой Высочайший Господь! " (этот хадис приводит ат-Тирмизи, который считал его достоверным).

Передают, что 'Укба бин 'Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как Посланнику Аллаха была ниспослана (сура, в которой были слова) И славь имя твоего Великого Господа... " ,

????????? ???????? ??????? ??????????? ????

он сказал: «Произносите их, совершая поясные поклоны», когда же была ниспослана (сура, в которой были слова) " Славь имя твоего Высочайшего Господа... " ,

??????? ?????? ??????? ????????? ???

он сказал: «Произносите их, совершая земные поклоны» (Ахмад; Абу Дауд; аль-Хаким; Ибн Хиббан).

Если произнести эти слова не три раза, а больше, будет лучше, но делать это желательно нечётное число раз. Вместе с тем имаму не следует делать это слишком долго, чтобы не отталкивать людей от участия в коллективных молитвах.

13. Произнесение имамом, равно как и тем, кто молится в одиночестве, слов тасми' " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами'а-Ллаhу ли-ман хамидаh/"

?????? ???? ? ?????? ????????

во время выпрямления после поясного поклона, после чего произносятся слова тахмида " Господь наш, хвала Тебе / Рабба-на, ля-кя-ль-хамд/".

???????? ???? ???????????

Что же касается тех, кто принимает участие в коллективной молитве, то им не следует говорить: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу», так как Пророк сказал: «Когда имам скажет: " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу", говорите: " Господь наш, хвала Тебе", ибо, поистине, тому, кто произнесёт эти слова одновременно с ангелами, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «После того как имам скажет: " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу", (молящемуся под его руководством следует) сказать: " Господь наш, хвала Тебе" » (Аль-Бухари).

14. Произнесение такбира перед совершением земного поклона и перед выпрямлением после него. Кроме того, как уже указывалось в приведенном выше хадисе Абу Хурайры, во время земного поклона следует трижды произнести слова " Свет мой Высочайший Господь! ". Сообщается, что Мутарриф бин 'Абдуллах сказал: «(Однажды) мы с 'Имраном бин Хусайном молились под руководством 'Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который произносил такбир перед совершением земного поклона, перед тем, как выпрямиться после него, и перед тем, как встать после совершения двух рака'атов молитвы. Когда же он закончил молиться, 'Имран бин Хусайн взял меня за руку и сказал: " Эта молитва напомнила мне (молитву) Мухаммада " » (Аль-Бухари).

15. Совершая земной поклон, следует сначала встать на колени, потом - опереться о пол ладонями, а потом - коснуться лицом (лбом и носом) того места, которое окажется между ладонями. Указанием на это служат слова Ва'иля бин Худжра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, совершавший земной поклон, сначала опирался о землю ладонями, а потом опускался на колени. Когда же он поднимался (после поклона), то сначала отрывал от земли ладони, а потом - колени» (этот хадис приводят аль-Хаким, Ибн Хузаима, Ибн Хиббан и ат-Тирмизи).

Передают, что 'Алькама и аль-Асвад говорили: «Мы запомнили, что, когда 'Умар молился, он опускался на колени после земного поклона, как опускаются на землю верблюды, и он сначала касался земли коленями, а потом - руками» (Ат-Тахави).

Указанием на то, что во время земного поклона голова молящегося должна находиться меж его ладонями, служит хадис Ва'иля бин Худжра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Во время совершения земного поклона голова (Пророка ) находилась меж его ладонями» (Муслим).

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «... а потом он склонялся в земном поклоне и опускал лицо меж ладоней» (Абу Дауд).

Не возбраняется помещать ладони и так, чтобы они находились на уровне плеч, поскольку в хадисе Абу Хумайда ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказано: «... и (Пророк отвел руки в стороны от боков, ладони же поместил на уровне плеч» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

Молящийся может действовать так, как ему будет легче, иначе говоря, в соответствии с содержанием любого из цитированных выше хадисов.

16. При совершении земного поклона мужчине не следует касаться животом бёдер, а локтями - пола. Кроме того, он должен отводить руки в стороны от боков, если это не побеспокоит тех, кто находится справа и слева от него, когда в мечети тесно.

Передают со слов 'Абдуллаха бин Малика, да будет доволен им Аллах, что, когда Пророк совершал (земной поклон) во время молитвы, он расставлял руки так, что была видна белизна его подмышек (Аль-Бухари).

Аль-Бара', да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха сказал: «Когда будешь совершать земной поклон, клади ладони (на землю) и поднимай локти» (Муслим).

Сообщается, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Если бы ягнёнок захотел пройти меж рук Пророка совершающего земной поклон, он точно смог бы сделать это» (Муслим).

Сообщается также, что Маймуна, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Посланник Аллаха склонялся в земном поклоне, он отводил руки (от боков) настолько, что сзади можно было увидеть белизну его подмышек» (Муслим).

Что же касается женщины, то, совершая земной поклон, она должна касаться животом бёдер и прижимать руки к бокам, поскольку в соответствии с сунной ей следует, как можно тщательней скрывать своё тело. Сообщается, что (однажды) Йазид бин Абу Хубайб, да будет доволен им Аллах, проходивший рядом с двумя женщинами, которые собирались приступить к молитве, сказал им: «Когда будете совершать земной поклон, (старайтесь) прижиматься грудью к земле, поскольку в этом отношении женщина отличается от мужчины» (Абу Дауд).

17. Во время земного поклона пальцы ног должны быть направлены в сторону киблы. Это значит, что их подушечки должны касаться земли, чтобы человек мог опираться о них, когда будет подниматься на ноги после земного поклона.

Описывая совершение земного поклона Посланником Аллаха Абу Хумайд ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершая земной поклон, он опирался ладонями о землю и не касался локтями ни земли, ни тела, а кончики пальцев его ног были направлены в сторону киблы» (Аль-Бухари).

18. Во время краткого сидения (джальса) между двумя земными поклонами, как и во время сидения (ку'уд) для чтения ташаххуда, ладони следует класть на бёдра так, чтобы кончики пальцев были близки к коленям.

19. Обращение к Аллаху с мольбой о прощении между двумя земными поклонами, на то указывает хадис Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Между двумя земными поклонами Пророк обычно говорил: «О Аллах, прости меня, помилуй меня, избавь меня, выведи меня на путь истинный и даруй мне средства к существованию /Аллаhумма-гфир ли, ва-рхам-ни, ва 'афини, ва-hди-ни, ва-рзук-ни/» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

Не считается, что человек совершил второй земной поклон, если после первого он не усаживается как положено, а только немного приподнимает голову над землёй и оказывается в позе, более близкой к земному поклону, чем к сидению, а потом совершает второй земной поклон. Если же поза человека окажется ближе к сидению, его земной поклон будет действительным. Тем не менее, поступать так крайне порицается, поскольку в подобном случае молящийся отказывается от краткого сидения, которое является обязательным элементом молитвы.

20. Вставание на цыпочки для совершения второго рака'ата после второго земного поклона первого рака'ата. Поднимаясь на ноги, человек может опираться руками о землю только по уважительной причине, а во всех остальных случаях подниматься следует с колен. Сообщается; что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время молитвы Пророк всегда поднимался на ноги (после земного поклона или ташаххуда), опираясь на передние части стоп». (Этот хадис со слабым иснадом приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Улемы считают, что поступать следует в соответствии с содержанием данного хадиса»). Такие же сообщения передаются со слов 'Умара, 'Али, Ибн Мас'уда, Ибн 'Аббаса, Ибн 'Умара, Ибн аз-Зубайра и других сподвижников.

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха   запрещал опираться руками (о землю) тому, кто поднимался на ноги во время молитвы» (Абу Дауд).

21. Во время чтения ташаххуда следует сидеть на левой стопе, вертикально подняв правую стопу, пальцы которой должны быть направлены в сторону киблы. Указанием на это является хадис Ва'иля бин Худжра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «(В своё время) я явился в Мекку, сказав себе, что мне непременно нужно увидеть, как совершает молитву Посланник Аллаха Переходя к ташаххуду, он усаживался на левую ступню и возлагал левую руку (на левое бедро), а правую ступню поднимал вертикально» Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис, согласно которому поступает большинство улемов».

Сообщается также, что Ва'иль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мне приходилось молиться позади Посланника Аллаха, который усаживался на левую ступню; переходя к ташаххуду» (Ат-Тахави).

Рифа'а бин Рафи', да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк сказал одному бедуину: «Когда будешь совершать земной поклон, (выжди некоторое время), а когда будешь усаживаться, садись на левую ногу» (Ахмад; Ибн Абу Шайба; Ибн Хиббан).

'Абдуллах бин 'Абдуллах бин 'Умар, да помилует его Аллах Всевышний, передал, что он часто видел, как 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, во время молитвы садился (для произнесения ташаххуда), скрещивая ноги.

('Абдуллах бин 'Абдуллах сказал): «И я, будучи тогда ещё молодым, поступил так же, однако 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, запретил мне (поступать так), сказав: " В соответствии с сунной (при произнесении ташаххуда) во время молитвы необходимо ставить вертикально правую ступню, (опираясь о землю пальцами ног), а левую ногу - сгибать". Я сказал: " Но ты ведь делаешь это! ". Он сказал: " Поистине, ноги уже не держат меня" » (Аль-Бухари).

В другой версии этого хадиса сообщается, что ('Абдуллах бин /Умар) сказал: «Согласно сунне во время молитвы правую ступню, пальцы которой должны быть направлены в сторону киблы, следует держать вертикально, а сидеть следует на левой» (Ан-Наса'и).

Сообщается, что, описывая молитву Пророка 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Произнося приветствия после каждых двух рака'атов, он сидел на левой ступне, а правая была поднята вертикально, и он запрещал сидеть на обеих пятках» (Муслим).

Что касается сообщения Абу Хумайда ас-Са'иди о позе, именуемой " таваррук" , в которой сидел Пророк во время второго ташаххуда, то на это я скажу, что и иснад, и матн данного хадиса относятся к категории " мудтариб" . Однако даже если предположить, что такая поза узаконена шариатом, следует считать, что принимать её можно лишь в силу уважительных причин.

Если же говорить о женщинах, то им следует сидеть на ягодицах в позе " таваррук", поскольку это поможет им более тщательно скрывать своё тело.

22. Совершение движения (указание) указательным пальцем во время произнесения слов свидетельства. Имеется в виду, что после возложения кисти правой руки на бедро около колена молящемуся следует поднять указательный палец при произнесении слов /ашhаду алля иляха/ " Нет бога" и опустить его, произнося слова /иллял-Лаhу/ " кроме Аллаха". Указанием на это служит хадис Ибн 'Умаpa, который передал, что, когда Посланник Аллаха садился для чтения ташаххуда, он возлагал левую руку на левое колено, а правую - на правое, складывал пальцы в форме числа 53 и делал движение указательным пальцем (Муслим).

Здесь подразумевается, что складывать пальцы таким образом необходимо только при совершении вышеупомянутых движений, а не в течение всего времени ташаххуда, поскольку в другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн 'Умар сказал: «Когда (Пророк ) садился во время молитвы, он возлагал кисть правой руки на правое бедро» (Муслим).

Нельзя сначала сжимать пальцы, а потом возлагать кисть на бедро. Подразумевается, что сначала следует возложить кисть на бедро и сжать пальцы с началом произнесения ташаххуда, при этом соединить друг с другом следует средний палец, безымянный палец и мизинец, а кончиком большого пальца - коснуться края средней фаланги среднего пальца.

Совершать такое движение другими пальцами нельзя, даже если указательный палец вообще отсутствует или болит. Нельзя также совершать это движение пальцами обеих рук, на что указывает хадис Абу Хурайры, который передал, что, когда какой-то человек стал двигать обоими указательными пальцами, Посланник Аллаха сказал ему: «Одним, одним! » (Ат-Тирмизи).

23. Чтение " аль-Фатихи" во время совершения третьего и четвёртого рака'атов обязательной молитвы (фард), на что указывает хадис Абу Катады, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершая (каждый из) двух первых рака’атов полуденной молитвы, Пророк обычно читал " аль-Фатиху" и ещё одну суру после неё, тогда как при совершении двух последних рака'атов он читал только " аль-Фатиху", (и иногда) мы слышали, (как он читает тот или иной) айат. Чтение во время совершения первого рака'ата занимало у него больше времени, чем чтение во время второго, и он обычно поступал так же во время послеполуденной и утренней молитв» (Аль-Бухари).

Во время совершения этих рака'атов добавлять к " аль-Фатихе" какую-нибудь другую суру или айат порицается. Если человек всё же сделает это, то совершать два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности он не обязан, поскольку шариат вменяет в обязанность чтение Корана во время молитвы без указаний на то, сколько именно следует читать, а ограничиваться в подобных случаях чтением " аль-Фатихи" принято согласно сунне.

24. Призывание благословения на Пророка после произнесения второго ташаххуда. Призывая на него благословения, следует говорить: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный! ».

??????????? ????? ????? ????????? ?? ????? ??? ????????? ????? ????????? ????? ???????????? ?? ????? ??? ???????????? ??????? ??????? ???????.

??????????? ??????? ????? ????????? ?? ????? ??? ????????? ????? ????????? ????? ???????????? ?? ????? ??? ???????????? ??????? ??????? ???????.

[Аллаhумма, салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин кя-ма салляйта 'аля Ибраhима ва 'аля али Ибраhима, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллаг)умма, барик 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин кя-ма баракта 'аля Ибраhи-ма ва 'аля али Ибраhима, инна-кя Хамидун, Маджид! ]

25. Обращение к Аллаху с мольбами после " ас-саляват аль-ибрахимийа". Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Во время молитвы человек должен сначала прочитать ташаххуд, потом - призвать благословения на Пророка, а потом - обращаться с мольбами за себя» (Ибн Абу Шайба; аль-Хаким).

Во время молитвы не следует обращаться к Аллаху с мольбами, произнося такие слова, которые обычно говорят люди, поскольку Пророк сказал: «Поистине, во время этой молитвы не подобает говорить то, что обычно говорят люди... » (Муслим).

Лучше всего обращаться к Аллаху с такими же мольбами, с какими в подобных случаях обращался к Нему Пророк. Сообщается, что жена Пророка 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Во время молитвы Посланник Аллаха обычно обращался к Аллаху с мольбой, говоря: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к Твоей защите от искушения Антихриста, и я прибегаю к Твоей защите от искушений жизни и смерти! О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от (бремени) греха и долга! /Аллаhумма, инни а'узу би-кя мин 'азаби-ль-кабри, ва а'узу би-кя мин фитнати-ль-масихи-д-даджжали, ва а'узу би-кя мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат! Аллаhумма, инни а'узу би-кя мин аль-ма'сами ва-ль-маграм! /» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, что однажды он попросил Посланника Аллаха: «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Аллаху во время своей молитвы», и он сказал: «Говори: " О Аллах, поистине, я обижал самого себя много раз, а никто, кроме Тебя, не простит грехов! Прости же меня, и даруй мне Свое прощение, и помилуй меня, поистине, Ты - Прощающий, Милосердный! /Аллаhумма, инни залямту нафси зульман кясиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин 'инди-кя ва-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим! /" » (Аль-Бухари).

26. При произнесении первого таслима голову следует повернуть направо, а при произнесении второго - налево. Передают со слов 'Амира бин Са'да, что его отец сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха произносил таслим, поворачиваясь направо и налево, и при этом мне была видна белизна его щеки» (Муслим).

Поворачиваться направо и налево человек должен с намерением приветствовать ангелов и верующих, которые принимают участие в молитве вместе с ним.

Правила поведения (адаб) во время молитвы

Соблюдать правила во время молитвы значит поступать так, как в подобных случаях поступал Пророк даже если это и не носило постоянный характер. Несовершение действий такого рода не считается дурным поступком и не заслуживает порицания, в чём и состоит их отличие от действий, совершаемых по примеру сунны, однако предпочтительнее всё же совершать их.

Ниже перечислено то, что относится к правилам поведения во время молитвы.

1. Во время молитвы следует смотреть на то место, на котором совершается земной поклон, даже если с места своей молитвы человек может увидеть Каабу. Это поможет молящемуся проявлять должное смирение.

2. По возможности следует подавлять кашель из опасений, что он сделает молитву недействительной. Дело в том, что, если человек кашляя произносит два и более звука, его молитва станет недействительной. Считается, что человек кашляет по уважительной причине, когда он делает это, стараясь улучшить звучание своего голоса или предупреждая других людей о том, что он совершает молитву.

3. Следует подавлять отрыжку, поскольку делать это в обществе неприлично и в обычных условиях, но тем более неприлично делать это во время молитвы. Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда один человек отрыгнул в присутствии Посланника Аллаха, он сказал ему: «Избавь нас от своей отрыжки, ибо, поистине, наиболее сытый в мире этом в День воскресения будет оставаться голодным больше времени, чем другие! » (Ат-Тирмизи).

4. По возможности следует подавлять зевоту. Сообщается, что Пророк сказал: «Если в время молитвы кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть подавляет зевоту, пока может, ибо, поистине, шайтан проникает внутрь через рот зевающего» (Муслим).

Если же человек не в состоянии подавить зевоту, ему следует прикрыть рот тыльной стороной кисти, поскольку Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас зевнёт, пусть прикроет рот рукой, ибо, поистине, шайтан проникает внутрь через рот зевающего» (Муслим).

 

Вопросы и задания

1. Объясните, какие действия обозначаются термином " сунан ас-салят".

2. Покажите, что должен сделать мужчина (женщина) перед произнесением " такбират аль-ихрам" во время молитвы.

3. Какие требования предъявляются к произношению имамом " такбират аль-ихрама"? Как вы думаете, почему они так строги?

4. Перечислите требования, которые предъявляются к участнику коллективной молитвы под руководством имама.

5. Покажите, как надо держать руки мужчине (женщине) во время молитвы.

6. Объясните действия, которые именуются понятием " ду'а ас-сана'".

7. Следует ли присоединившемуся к коллективной молитве читать слова Корана за имамом? Почему?

8. Какое обращение следует произносить после " ду'а ас-сана'"? Произнесите его по-арабски.

9. Как следует произносить слова " С именем Аллаха Милостивого, Милосердного"? Подтвердите слова выдержками из хадисов.

10. Объясните, что означает в молитве слово " амин", как оно должно произноситься?

11. Объясните, когда и почему во время молитвы имаму следует затрачивать на первый рака'ат больше времени, чем на второй. Какое действие должно произношение такбира?

12. Покажите, как правильно совершать поясной поклон мужчине (женщине). Прокомментируйте каждое действие.

13. Скажите по-арабски слова, которые следует произносить во время земных и поясных поклонов? Сколько раз их следует произносить и почему?

14. Объясните, почему имам и те, кто молится в одиночестве, произносят слова " да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу", а участник коллективной молитвы нет.

15. Как произносится такбир во время коллективной молитвы?

16. Как должны совершать земные поклоны молящиеся мужчины и женщины?

17. Объясните, почему пальцы ног молящегося во время земного поклона должны быть направлены в сторону киблы?

18. Куда следует поместить руки во время молитвенного сидения?

19. Повторите, что говорил Пророк между двумя земными поклонами.

20. Поясните, как необходимо подниматься после второго земного поклона первого рака'ата.

21. Покажите, как следует сидеть во время чтения ташаххуда.

22. Что означает поза " таваррук" и как должны ее принимать мужчина и женщина?

23. Опишите действия рук (пальцев) во время произношения свидетельства. Почему эти жесты так важны?

24. Когда следует произносить призывание благословления на Пророка и какими словами?

25. Объясните, почему в молитве нельзя произносить обычные мирские слова и фразы.

26. Куда следует повернуть голову во время произношения первого и второго таслима и какой смысл имеет это действие?

27. Объясните, почему верующему необходимо соблюдать правила при совершении молитвы.

28. Насколько строго должны соблюдаться правила проведения во время молитвы и как трактуется отступление от них в Исламе?

29. Куда должны быть обращены глаза молящегося во время совершения молитвы и почему? Измениться ли это правило, если молящийся будет стоять лицом к Каабе? Почему?

30. Позволителен ли кашель человека во время молитвы, и в каких случаях?

31. Какие действия молящегося несовместимы с соблюдением правил совершения молитвы? Как они соотносятся с этическими правилами?

32. Известно, что зевота является непроизвольным рефлексом человека. Как следует поступить молящемуся человеку во время приступа зевоты?

 

 

 

 

 

 

Порицаемыми (макрух) являются такие действия, совершать которые во время молитвы порицается. В данном случае степень порицания (караха) подразделяется на две категории - " караха танзихийа" и " караха тахримийа". Действия, относящиеся к категории " караха танзихийа", ближе к дозволенному (халял), тогда как действия, относящиеся к категории " караха тахримийа", ближе к запретному (харам).

Порицаемые действия, относящиеся к категории " караха тахримийа", противоположны обязательным (ваджиб) действиям, совершать которые необходимо, а порицаемые действия, относящиеся к категории " караха танзихийа", противоположны желательным (мустахабб) и таким действиям, которые совершаются по примеру сунны. Вот почему критерием степени порицания действий, относящихся к категории " караха танзихийа", является степень желательности противоположных им действий из числа тех, что Пророк совершал неуклонно (сунна му'аккада), или просто желательных и соответствующих сунне действий.

Действие, относящееся к категории " караха тахримийа", является следствием намеренного отказа от совершения одного из обязательных элементов (ваджибат) молитвы или же совершения того, что предположительно является крайне нежелательным в силу существования тех или иных указаний, когда нет ничего, что позволило бы чётко отделить нежелательное от запретного. Что же касается действий, относящихся к категории " караха танзихийа", то они являются следствием намеренного отказа от того, что соответствует сунне или является желательным.

Ниже перечислены действия, совершение которых во время молитвы достойно порицания.

1. Действия того, кто-либо поправляет или теребит свою одежду, либо совершает какие-либо телодвижения, не преследуя узаконенных шариатом целей, что не позволяет человеку проявлять должное смирение. Если молящийся может совершить земной поклон только после того, как разровняет землю, покрытую мелкими камешками, сделать это ему разрешается, но не более одного раза. Передают со слов Му'айкыба, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк (увидевший, как один) человек выравнивает перед собой землю во время совершения земных поклонов, сказал: «Если это (необходимо) сделать, то (лишь) один раз» (Аль-Бухари).

Если у человека зачешется тело из-за того, что доставляет ему боль или может причинить вред, или если он вытрет пот, который вызывает болезненные ощущения, не совершив большого количества движений, порицания это не заслуживает. Однако будет достойно порицания, если он один или два раза обмахнётся краем своей одежды.

2. Переплетение пальцев или щёлканье их суставами, даже если человек только ожидает начала молитвы или направляется на молитву, поскольку Пророк сказал: «Если кто-либо из вас должным образом совершит омовение, а потом направится в мечеть, пусть ни в коем случае не переплетает пальцы, ибо он уже находится в состоянии молитвы» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

3. Порицается возлагать руки на бока, поворачивать голову, сидеть ягодицами на земле, подняв, колени, во время ташаххуда или между двумя земными поклонами, а также широко расставлять руки во время земного поклона, поскольку относительно всего этого имеются чёткие указания шариата. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха запрещал молиться, возлагая руки на бока» (Муслим).

Сообщается, что Пророк сказал: «Аллах будет приближаться к рабу, совершающему молитву, до тех пор, пока тот не повернётся. Если же раб отвернётся от Него, Он удалится, так не поворачивайтесь же по (сторонам), когда будете молиться» (Ахмад; Абу Дауд; Ибн Хузайма).

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Держите спины прямо, совершая земной поклон, и пусть никто из вас не расставляет руки подобно тому, как собака расставляет лапы» (Муслим).

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот, кого любил я больше всех, дал мне наставление делать три вещи и запретил мне три других. Он запретил мне клевать, подобно петуху, расставлять руки, подобно собаке, расставляющей лапы, и поворачиваться по сторонам, подобно лисе» (Ахмад; Абу Йа'ля; ат-Табарани).

4. Порицается засучивать рукава и подбирать полы одежды, чтобы она не запылилась, поскольку это является проявлением высокомерия, несовместимого со смирением. Сообщается, что Пророк сказал: «Мне было велено совершать земные поклоны, опираясь на семь костей и не подбирая ни одежды, ни волос» (Муслим).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.