Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 5 страница



1. Чтение суры " аль-Фатиха", поскольку Пророк сказал: «Не совершил молитву тот, кто не прочитал " аль-Фатиху" » (Аль-Бухари).

?? ???? ??? ?? ???? ?????? ??????

Имамы других мазхабов использовали этот и подобные ему хадисы в качестве доказательства того, что чтение " аль-Фатихи" является предписанным (фард). Ханафиты же считали, что такие хадисы указывают на несовершенство (камаль) молитвы без чтения " аль-Фатихи", а не на её недействительность. Несмотря на то, что приведенный выше хадис является достоверным (сахих), по мнению ханафитов, он только предположительно может служить указанием на недействительность молитвы без чтения " аль-Фатихи", а это значит, что рассматривать его как указание на то, что чтение этой суры относится к числу предписанных элементов (фард) молитвы, нельзя. Вот почему они говорили об обязательности (вуджуб) её чтения, указывая на то, что молящийся, который не читает её, совершает прегрешение, однако это не делает его молитву недействительной.

Указанием на то, что чтение " аль-Фатихи" не относится к числу предписанных элементов молитвы, служит то, что Пророк не велел человеку, который совершил молитву неподобающим образом, прочесть " аль-Фатиху", а сказал ему: «Когда встанешь на молитву, скажи: " Аллах велик", потом прочти, что сможешь, из Корана... »,

??? ??? ??? ?????? ???? ?? ???? ?? ???? ??? ?? ??????

тогда как если бы чтение " аль-Фатихи" являлось необходимым условием действительности молитвы, он непременно велел бы этому человеку прочесть её.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха сказал мне: " Ступай и объяви в городе, что не совершит молитву тот, кто во время молитвы не будет читать Коран, пусть даже это будет " аль-Фатиха" и то, что он к ней добавит" » (Абу Дауд).

2. Чтение Корана во время совершения каждого из двух первых рака'атов предписанной обязательной молитвы ввиду того, что так неуклонно поступал Пророк.

3. Чтение какой-нибудь суры или нескольких айатов, которые по своему объёму могут заменить суру, читаемую после " аль-Фатихи" во время совершения каждого из двух первых рака'атов предписанной молитвы, а также во время совершения любых рака'атов витра и добровольных молитв, поскольку так всегда поступал Пророк. Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал: «При совершении первых двух рака'атов полуденной (зухр) молитвы Пророк обычно читал суру аль-Фатиха и еще по одной суре (во время каждого рака'ата): более длинную во время первого рака'ата и более короткую во время второго, иногда читая айаты так, что его слова были слышны (стоящим поблизости от него). Совершая послеполуденную ('аср) молитву, он также обычно читал " аль-Фатиху" и ещё две суры: более длинную во время первого рака'ата (и более короткую во время второго). И обычно он удлинял чтение во время совершения первого рака'ата утренней (субх) молитвы, сокращая его во время второго» (Аль-Бухари).

Передают со слов 'Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Не совершит молитву тот, кто не прочтет хотя бы аль-Фатиху » (Муслим).

'Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Аллах, передал также, что Посланник Аллаха сказал: «Молитва будет совершена только при условии чтения " аль-Фатихи" и ещё двух айатов» (Ат-Табарани).

Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Чистота является ключом к молитве, началом (тахрим) ее служит такбир, а завершением - таслим. Не совершит молитву тот, кто не прочитает «Хвала... » и ещё одну суру» (Ат-Тирмизи).

????? ?????? ?????? ???????? ??????? ???????? ???????? ??? ???? ??? ?? ???? ?????? ????? ?? ????? ?? ?????

Порицается читать другую суру помимо " Аль-Фатихи" во время совершения вторых двух рака'атов молитвы (т. е. в третьем и четвертом рака'ате), поскольку это противоречит Сунне.

Например, если человек не прочтёт такую суру во время совершения одного из двух первых рака'атов вечерней молитвы или во время совершения двух первых рака'атов ночной молитвы, ему следует прочесть её вслух после " аль-Фатихи" во время совершения двух вторых рака'атов, поскольку чтение про себя и вслух во время совершения одного и того же рака'ата неприемлемо. Тот же, кто не прочитает " аль-Фатиху", не должен повторять её, совершая вторые два рака'ата. В подобных случаях необходимо совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности.

4. Чтение " аль-Фатихи" перед другой сурой или отдельными айатами, поскольку так всегда поступал Пророк.

5. Отказ от повторного чтения " аль-Фатихи" перед другой сурой во избежание откладывания этого (т. е. другой суры) ваджиба молитвы.

6. Соблюдение установленного порядка (тартиб) совершения земных поклонов, иначе говоря, совершение второго земного поклона после первого до перехода к другим действиям, совершаемым во время молитвы.

7. Касание пола лбом и носом во время земного поклона, когда молящийся опускается на колени и кладёт руки на пол, о чём уже говорилось выше.

8. Выпрямление (и'тидаль) после поясного поклона и сидение (джальса) в течение непродолжительного времени между двумя земными поклонами, поскольку так всегда поступал Пророк, который велел сделать это человеку, совершившему молитву неподобающим образом. Сообщается, что Пророк сказал: «... потом выпрямись полностью, потом соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись сидя и поступай так же во время каждой своей молитвы» (Аль-Бухари).

Абу Йусуф считал, что два этих элемента молитвы относятся к числу предписанных (фард).

9. Во время совершения поясных и земных поклонов, стояния после поясного поклона и краткого сидения между двумя земными поклонами необходимо немного задержаться (тума'нина) в каждом из вышеупомянутых положений. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда); Посланник Аллаха вошёл в мечеть, (туда) вошёл один человек, который совершил молитву, а потом обратился с приветствием к Пророку. Ответив (на приветствие, Пророк сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился! ». Тот совершил молитву так же, как и прежде, а потом (опять) подошёл к Пророку и приветствовал его, (а он снова) велел ему: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился! » - (и это повторилось) трижды. Тогда (этот человек) сказал: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я не могу совершить её лучше, научи же меня, (как это нужно делать)! ». (В ответ на это Пророк сказал: «Когда встанешь на молитву, скажи: " Аллах велик", потом прочти, что сможешь, из Корана, потом соверши поясной поклон должным образом, потом выпрямись полностью, потом соверши земной поклон должным образом, потом выпрямись сидя и поступай так же во время каждой своей молитвы» (Аль-Бухари).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк также сказал: «И если ты сделаешь всё это, молитва твоя будет полной, если же сократишь что-либо из этого, то сократишь за счёт своей молитвы» (Абу Дауд; ат-Тирмизи). Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Недействительной будет такая молитва, совершая которую человек не выпрямлял спину после поясных и земных поклонов» (Абу Дауд; Ибн Маджа; ан-Наса'и; ат-Тирмизи).

Следует отметить, что, по мнению Малика, аш-Шафи'и и Ахмада, а также Абу Йусуфа из числа ханафитов, такая задержка является фардом молитвы.

10. Первое сидение (ку'уд авваль) в течение времени, достаточного для чтения ташаххуда, а также сидение после совершения двух земных поклонов в качестве искупления за проявление невнимательности.

11. Чтение ташаххуда во время каждого сидения. Лучше всего читать ташаххуд так, как об этом сообщается в хадисе Ибн Мас'уда, поскольку ат-Тирмизи считал его наиболее достоверным хадисом на эту тему. Сообщается, что 'Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершая молитвы позади Пророка мы обычно говорили (сидя): " Мир [ас-салям] Аллаху, мир Джибрилу и Микаилу, мир такому-то и такому-то", но однажды Посланник Аллаха повернулся к нам и сказал: «Поистине, Аллах это и есть Мир, а поэтому, когда кто-нибудь из вас станет молиться, пусть говорит: " Приветствия, молитвы и (всё) благое Аллаху, мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и всем праведным рабам Аллаха [Ат-тахиййату ли-Лляhи, ва-с-салявату ва-т-таййибат, ас-саляму 'аляй-кя, аййу-hа-н-набий, ва рахмату-Ллаhи ва баракяту-h, ас-саляму 'аляй-на ва 'аля 'ибади-Лляhи-с-са-лихин]", и, поистине, если вы произнесёте (эти слова), они коснутся каждого праведного раба Аллаха на небесах и на земле. (И говорите): " Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его Посланник [Ашhаду алля иляhа илля-Ллаhу ва ашhаду анна Мухаммадан'абду-hy ва расулю-h]" » (Аль-Бухари).

?????????????? ??????? ?? ???????????? ??????????????. ?????????? ???????? ???????? ?????????? ?? ???????? ????? ?? ???????????

?????????? ????????? ?? ????? ?????? ????? ????????????? ???????? ???? ??? ????? ????? ???? ? ?? ???????? ????? ?????????? ???????? ?? ?????????

12. Переход к совершению третьего рака'ата сразу же после завершения чтения ташаххуда. Указанием на обязательность этого является хадис Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха научил меня чтению ташаххуда в середине молитвы и в конце её, а потом сказал: «Далее, если ташаххуд читается в середине молитвы, (молящийся) должен встать после того, как прочтёт его, если же (ташаххуд читается) в конце, то, прочтя его, (человек) может обращаться к Аллаху с мольбами столько, сколько будет угодно Аллаху, после чего следует произнести таслим» (Ахмад; Ибн Хузайма).

Передают со слов Абу 'Убайды бин 'Абдуллаха бин Мас'уда, что его отец сказал: «После завершения первых двух рака’атов молитвы Пророк спешил так, будто сидел на горячих камнях».

Абу 'Убайда сказал: «Я спросил: " Он (поступал) так потому, что (хотел как можно быстрее) встать? " - на что он ответил: " Да, он хотел этого" (Ан-Наса'и).

Если после завершения чтения первого ташаххуда человек не поднимется сразу, а просидит столько времени, сколько потребуется для совершения одного столпа молитвы, потом ему надо будет совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности. Улемы считали, что речь идёт о периоде времени, достаточном, чтобы либо трижды произнести славословия (тасбихат), либо сказать «О Аллах, благослови Мухаммеда и семейство Мухаммада [Аллаhумма, салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин]». В данном случае проявлением невнимательности является задержка с переходом к стоянию, относящемуся к числу столпов молитвы, на время, которого хватило бы для совершения другого её столпа.

13. Обращение к Аллаху с мольбами (ду'а кунут) перед поясным поклоном во время совершения третьего рака'ата витра. Лучше всего делать это, повторяя мольбы Пророка, которые приводятся в сводах хадисов.

14. Шестикратное произнесение такбира во время праздничных молитв. Такбир произносится по три раза во время каждого рака'ата. Каждый такбир является отдельным ваджибом праздничной молитвы, равно как и такбир перед поясным поклоном во время второго рака'ата.

15. Чтение Корана имамом вслух во время утренней молитвы и первых двух рака'атов вечерней и ночной молитв, даже если дело касается возмещения пропущенных молитв. Кроме того, Коран следует читать вслух во время пятничных и праздничных молитв, а также молитв " таравих" и витра во время Рамадана. Человек, совершающий молитву индивидуально, может читать Коран вслух или про себя по собственному выбору, как и тот, кто присоединился к коллективной молитве, начиная со второго рака'ата, а после завершения молитвы встал для возмещения пропущенного. Однако тому, кто совершает индивидуальную молитву, предпочтительнее читать вслух, чтобы в этом отношении его молитва уподобилась коллективной.

16. Чтение Корана про себя имамом и тем, кто молится в одиночестве, во время совершения полуденной и послеполуденной молитв, а также третьего рака'ата вечерней молитвы, двух последних рака'атов ночной молитвы, молитв, совершаемых в случае солнечного или лунного затмения, и моления о ниспослании дождя (истиска').

17. Своевременное совершение каждого предписанного (фард) или обязательного элемента (ваджиб) молитвы. Если же, к примеру, человек закончит читать Коран, потом задумается и отвлечётся от молитвы на время, достаточное для троекратного произнесения славословий (тасбихат), а потом совершит поясной поклон, то впоследствии ему надо будет совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности. Объясняется это тем, что он несвоевременно совершил поясной поклон, относящийся к числу предписанных элементов молитвы. То же самое касается и тех случаев, когда молящийся сидит больше, чем нужно, перед вторым или четвёртым рака’атом.

Если у человека возникли какие-то сомнения, и его раздумья между совершением двух предписанных элементов молитвы или между предписанным и обязательным элементами продолжались столько, что за это время можно было бы трижды произнести славословия (тасбихат), впоследствии ему надо будет совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности. То же самое он должен сделать и в случае задержки с чтением первого ташаххуда, как поступают многие люди, не начинающие читать ташаххуд, пока не умолкнет человек, долго повторяющий вслед за муаззином слова такбира перед сидением.

18. Двукратное произнесение таслима, поскольку так всегда поступал Пророк. Передают со слов Ибн Mac уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк всегда произносил таслим, поворачиваясь сначала направо, а потом - налево и говоря: «Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму 'аляй-кум ва рахмату-Ллаh/» (Ат-Тирмизи).

?????????? ?????????? ?? ???????? ?????

Для выполнения этой обязанности достаточно произнести слово " Ас-саляму", не добавляя к этому " аляй-кум".

После произнесения слова " Ас-саляму" во время первого таслима повторять действия имама уже необязательно. Ввиду этого, если, завершая молитву, имам произнесёт слово " Ас-саляму", после чего появится какой-нибудь человек, который станет молиться за имамом, прежде чем тот скажет " 'аляй-кум", это будет означать, что опоздавший не успел принять участие в молитве, проведенной этим имамом. Это не касается того, кто в чём-либо проявил невнимательность, поскольку такой человек вернётся к молитве (хурмат ас-салят), если после таслима совершит два земных поклона в качестве искупления за свою невнимательность.

Вопросы и задания

1. Сравните понятия " фард", " ваджиб", " нафиля".

2. Назовите обязательные (ваджиб) элементы молитвы.

3. Расскажите, что говорится в хадисах о необходимости чтения «аль-Фатихи» во время молитвы.

4. Сколько сидений (ку'уд) в качестве ваджиба предписано во время молитвы?

5. Представьте, что к вам обратился ребенок семи лет с просьбой научить его молиться. Как бы вы ему объяснили последовательность молитвы?

6. В чем отличия в проведении обычных и праздничных молитв?

7. Какие нарушения молитвенных ритуалов требуют искупления? В чем оно заключается?

8. Дополните по памяти пропущенные обязательные элементы молитвенного ритуала:

- чтение " аль-Фатихи";

- чтение Корана во время совершения двух первых рака'атов;

- соблюдение совершения порядка земных поклонов;

- правильное выполнение земного поклона;

- первое сидение во время чтения ташаххуда и сидение после первых двух земных поклонов, искупающих невнимательность;

- чтение ташаххуда во время каждого сидения;

- переход к третьему рака'ату после совершения чтения ташаххуда;

- обращение к Аллаху с мольбой перед коленопреклонением во время третьего рака'ата витра;

- шестикратное произношение такбира во время праздничных молитв;

- своевременное совершение каждого элемента молитвы;

- двухкратное произношение таслима.

 

 

 

 

 

 

Как уже указывалось в книге об установлениях относительно очищения (тахарат), сунной именуется то, что Пророк совершал неуклонно. Человек, который не выполнит какого-либо из таких действий, не заслуживает порицания; тот, кто выполнит какое-либо из них, получит награду, отказывающийся же от выполнения этого без уважительной причины совершает дурное. Некоторые улемы считали, что человек, который не выполняет эти действия, заслуживает обвинения в заблуждении и порицания.

Человек, который не следует Сунне во время молитвы, заслуживает порицания и совершает дурное, за исключением таких случаев, когда это является следствием невнимательности.

Ниже перечислены действия, относящиеся к категории " сунан ас-салят".

1. Поднятие рук до уровня ушей мужчиной непосредственно перед произнесением " такбират аль-ихрам". Женщинам следует поднимать руки до уровня плеч, что поможет ей более тщательно скрывать себя. Ладони рук должны быть направлены в сторону киблы, а пальцы - находиться в своём обычном состоянии. Другими словами, их не следует ни сжимать, ни растопыривать.

Малик бин аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, передал, что, произнося слова " Аллаху акбар" (в начале молитвы), Посланник Аллаха поднимал руки до уровня ушей (Муслим).

Ва'иль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, передал, что он видел, как, приступив к молитве, Пророк поднял руки до уровня ушей, произнёс слова " Аллаху акбар", а потом закутался в свою одежду (Муслим).

Сообщается, что Са'ид бин Сим'ан сказал: «(Однажды) к нам в мечеть бану зурайк зашёл Абу Хурайра и сказал: " Есть три вещи, которых не совершают люди, тогда как Посланник Аллаха всегда совершал их. Когда (Пророк, ) становился на молитву, он поступал так", и Абу 'Амир сделал жест рукой. (Потом Абу Хурайра) сказал: «Он не растопыривал пальцы и не сжимал их" » (Аль-Хаким).

Следует отметить, что сообщения, согласно которым Пророк всегда поднимал руки до уровня плеч, не противоречат тому, о чём говорилось выше, поскольку, когда большие пальцы оказываются на уровне мочек ушей, край кисти находится на уровне плеча или поблизости от него. На это указывает хадис 'Абд аль-Джаббара бин Ва'иля, который передал, что его отец видел, как, становясь на молитву, Пророк поднимал руки до плеч, и его большие пальцы оказывались на уровне ушей, после чего он произносил такбир. (Этот хадис, в иснаде которого есть пропуск, приводит Абу Дауд).

2. Произнесение имамом вслух (джахр) такбира " Аллаху акбар /Аллах велик/", тасми'а " Сами'а-Ллаhу ли-ман ха-мидаh /Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу/" и саляма " Ас-саляму 'аляй-кум ва рахмату-Ллаh /Мир вам и милость Аллаха/" с целью уведомления о своих действиях тех, кто следует за ним. Слишком нарочитое произношение достойно порицания.

" Такбират аль-ихрам" будет недействительным, если имам произнесёт его слишком громко или нараспев, желая удивить людей, а не помянуть Аллаха. То же самое касается такого случая, когда такбир произносится только ради уведомления людей, поскольку произносить его следует с целью как поминания Аллаха, так и уведомления участников коллективной молитвы о том, что имам приступил к её совершению. Если же имам хотел только уведомить людей, то получается, что он отказался от поминания Аллаха Всевышнего.

Таким образом, лучше всего вознамериться с целью как произнесения " такбират аль-ихрам" (поминание Аллаха) так и уведомления, это касается не только имама, но и того, кто доносит до людей его слова. Обычный участник коллективной молитвы, равно как и тот, кто молится в одиночестве, должен произносить слова так, чтобы они были слышны только ему самому.

3. Произнесение " такбират аль-ихрам" участником коллективной молитвы должно сочетаться с такбиром имама, поскольку Пророк сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали его примеру, а поэтому, если он произнесёт такбир, произносите его и вы... » (Аль-Бухари).

Однако необходимым условием такого сочетания является осведомлённость молящегося о действиях имама. Участник коллективной молитвы не должен произносить такбир раньше имама, если же он сделает это, то приступать к молитве ему не разрешается. Вот почему мне представляется верным мнение Абу Йусуфа и Мухаммеда аш-Шайбани, которые считали, что участнику коллективной молитвы лучше всего произносить такбир после имама.

4. Возложение мужчиной правой руки на левую, которая должна находиться ниже пупка. При этом молящемуся следует обхватить запястье левой руки большим пальцем и мизинцем правой, тогда как остальные пальцы должны находиться на предплечье.

Женщине следует возлагать кисть правой руки на кисть левой, располагая руки под грудью, не обхватывая кисть пальцами, что поможет ей более тщательно скрывать себя.

Сообщается, что Сахль бин Са'д, да будет доволен им Аллах, сказал: «Людям приказывали, чтобы во время молитвы они возлагали правую кисть на левое предплечье» (Аль-Бухари).

Ва'иль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, передал, что он видел, как, приступив к молитве, Пророк поднял руки до уровня ушей, произнёс слова " Аллаху акбар", потом закутался в свою одежду, а потом возложил правую руку на левую (Муслим).

Кабиса бин Халяб передал, что его отец сказал: «Когда нашими молитвами руководил Посланник Аллаха, он всегда брался правой рукой за левую» (Ат-Тирмизи).

Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Согласно Сунне во время молитвы следует возлагать кисть одной руки на кисть другой ниже пупка» (этот хадис приводят Ахмад и Абу Дауд, однако относительно достоверности его иснада среди мухаддисов единодушия не было).

Сообщается, что Ва'иль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я видел, как во время молитвы Пророк возложил правую руку на левую ниже пупка» (Ибн Абу Шайба).

5. Обращение к Аллаху с мольбой (ду'а ас-сана') со словами хвалы после произнесения " такбират аль-ихрам". Имеется в виду, что молящемуся следует сказать: «Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя».

??????????? ????????? ?? ?????????? ?? ????????? ??????? ?? ???????? ??????? ?? ?? ????? ????????

[Субхана-кял-лаhумма, ва би-хамди-кя, ва табаракя-сму-кя, ва та'аля джадду-кя, ва ля иляhа гайру-к].

После слов " ва та'аля джадду-кя" можно сказать также: «... великая благодарность Тебе... /... джалля сана'у-кя... /», однако ввиду отсутствия упоминаний об этом в известных хадисах поступать так необязательно.

Эти слова произносятся в такой форме по выбору не которых сподвижников, в том числе 'Умара, Ибн Мас'уда, Анаса, 'Аиши, 'Усмана, Джабира и Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен ими Аллах. Известно, что 'Умар иногда произносил их вслух, чтобы научить этому людей. Действия 'Умара указывают на то, что это является наиболее предпочтительным, что так в большинстве случаев поступал Пророк, и что этого он придерживался в конце жизни, хотя, если оценивать эти слова в соответствии с критериями мухаддисов, то более достоверными придётся признать иные виды поминания (зикр). Вот почему не возбраняется использование иных форм восхваления и обращений с мольбами, однако предпочтительнее использовать их во время добровольных и ночных молитв (тахаджжуд), когда человеку предоставляется большая Свобода выбора.

Сообщается, что 'Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха учил нас, что, начиная молиться, мы должны говорить: «Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя». 'Умар бин аль-Хаттаб, который также учил нас, говорил: «Эти слова произносил Посланник Аллаха » (этот хадис, в иснаде которого имеется разрыв, приводит ат-Табарани).

'Абда передал, что 'Умар бин аль-Хаттаб, обычно произносивший эти слова вслух, говорил: «Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет бога, кроме Тебя» (Муслим).

Человеку, присоединившемуся к коллективной молитве в то время, когда имамом уже читается вслух Коран, не следует произносить эти слова. Он должен молчать и слушать, так как Аллах Всевышний сказал: «А когда будут читать Коран, слушайте его внимательно и молча, чтобы помиловали вас».

??????? ?????? ????????????? ??????????????? ????? ???????????? ?????????? ??????????? ?????

6. Обращение к Аллаху с мольбами о защите (та'аввуз) после " ду'а ас-сана'". Указанием на это являются слова Аллаха: «И когда будешь читать Коран, обращайся к Аллаху за защитой от проклятого шайтана».

??????? ???????? ????????????? ???????????? ?????? ???? ???????????? ?????????? ????

Тому, кто обращается с такой мольбой, следует сказать: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана».

??????? ??????? ???? ???????????? ??????????

[А'узу би-Лляhи мин-аш-шайтани-р-раджим].

Произносить эти слова необходимо только после " ду'а ас-сана" '.

7. Произнесение слов " С именем Аллаха Милостивого, Милосердного ".

?????? ????? ??????????? ??????????

/Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим/ после обращения к Аллаху с мольбой о защите (та'аввуз). Желательно произносить эти слова как в начале каждого рака’ата, так и после завершения чтения " аль-Фатихи", если за ней читается еще одна сура.

Как имам, так и человек, который молится в одиночестве, должен произносить " ду'а ас-сана'" и " та'аввуз" про себя. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мне приходилось молиться с Посланником Аллаха, Абу Бакром, 'Умаром и 'Усманом, но я не слышал, чтобы кто-нибудь произносил слова " Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим" » (Муслим).

Анас имел в виду произнесение вслух только этих слов, на что указывают его слова, которые приводятся в другой версии этого хадиса: «... но они никогда не произносили слова " Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим" вслух» (Ан-Наса'и).

В третьей версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «Посланник Аллаха произносил слова " Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим" про себя, и так же (поступали) Абу Бакр и 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими» (Ат-Табарани).

Сообщается, что Абу Ва'иль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни 'Али, ни 'Абдуллах бин Мас'уд никогда не говорили вслух ни " Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим", ни " А'узу би-Лляhи мин-аш-шайтани-р-раджим", ни " Амин" » (Ат-Табарани).

8. Произнесение слова " Амин" про себя имамом и теми, кто принимает участие в молитве под его руководством. На необходимость этого указывают слова Пророка, который сказал: «Когда имам произнесёт (слово) " Амин", произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесёт его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи » (Аль-Бухари).

Абу Ва'иль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, передал, что он (не раз) молился вместе с Посланником Аллаха, который говорил " Амин" про себя после слов " не тех, что вызвали гнев (Твой), и не заблудших ",

... ?????? ????????????? ?????????? ???? ????????????? ???

понижая голос» (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тайалиси; Абу Йа'ля; ад-Даракутни; аль-Хаким).

Сообщается также, что Абу Ва'йль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни 'Али, ни 'Абдуллах бин Мас'уд никогда не говорили вслух ни " Би-сми-Лляhи-р-Рах-мани-р-Рахим", ни " А'узу би-Лляhи мин-аш-шайтани-р-раджим", ни " Амин" » (Ат-Табарани).

Сообщается также, что Абу Ва'иль бин Худжр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни 'Умар, ни 'Али никогда не говорили вслух ни " Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим", ни " Амин" » (Ибн Джарир).

9. Во время утренней молитвы имаму следует затрачивать на проведение первого рака'ата больше времени, чем на проведение второго, чтобы дать возможность задержавшимся успеть совершить первый рака'ат вместе с другими, поскольку в это время люди ещё находятся во власти сна.

Некоторые улемы считали, что так желательно поступать во время любой коллективной молитвы, чтобы давать возможность задержавшимся успеть на первый рака'ат. Указанием на это служит хадис Абу Катады, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Совершая (каждый из) двух первых рака'атов полуденной молитвы, Пророк обычно читал " аль-Фатиху" и ещё одну суру после неё, тогда как при совершении двух последних рака'атов он читал только " аль-Фатиху", (и иногда) мы слышали, (как он читает тот или иной) айат. Чтение во время совершения первого рака'ата занимало у него больше времени, чем чтение во время второго, и он обычно поступал так же во время послеполуденной и утренней молитв» (Аль-Бухари).

10. Произнесение такбира с началом совершения поясного поклона. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха становился на молитву, он всегда говорил: " Аллах велик", потом он произносил эти слова перед совершением поясного поклона, а когда выпрямлялся после него, говорил: " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами'а-Ллаhу ли-ман хамидаh/". Когда же он выпрямлялся полностью, то говорил: " Господь наш, хвала Тебе /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд/" » (Аль-Бухари).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.