Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 10 страница



???? ??? ?? ?? ?????.

Известно, что сподвижники и последователи принимали участие в коллективных молитвах, которые проводил аль-Хаджжадж и подобные ему люди.

Порицается выбирать имамом невежественного (джахиль) человека, что же касается слепого, то он может быть имамом, если никого иного не найдётся. Указанием на это сложат сообщения о том, что, покидая Медину, Пророк иногда оставлял за старшего Ибн Умм Мактума, который проводил молитвы с людьми, хотя и был слепым.

Порицается выбирать имамом приверженца нововведений (бид'а), даже если его убеждения и не приводят к неверию. Допускается участие в коллективной молитве, которую проводит представитель другого мазхаба, например, совершение молитвы ханафитом под руководством имама-шафиита, если имам не совершает ничего такого, что, по убеждению молящегося, делает молитву недействительной.

Необходимые условия действительности (сыххат)

руководства (имамат) молитвой

1. Исповедание имамом Ислама, так как молитва, совершаемая за неверным (кяфир), является недействительной.

2. Достижение возраста половой зрелости (булюг).

Молитва взрослого человека под руководством несовершеннолетнего будет недействительной, ввиду того, что, в отличие от несовершеннолетнего, взрослому предписано совершать молитвы.

3. Имам должен быть мужчиной, поскольку молитва мужчины под руководством женщины недействительна. Для женщин наличие имама-мужчины не является условием для них, однако участие женщин в коллективных молитвах порицается. На это указывает хадис 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая передала, что Пророк сказал: «Нет блага в коллективных молитвах женщин, за исключением тех молитв, что совершаются в мечетях, и заупокойных молитв по убитым» (Ахмад; ат-Табарани).

Таково единодушное мнение улемов, если же говорить о наших праведных предшественниках, то никакими сведениями о том, что кто-либо из них принимал участие в коллективных молитвах под руководством женщины, мы не располагаем.

4. Отсутствие того, что является уважительной причиной позволительности совершения молитвы в состоянии осквернения. Так, например, человеку, который не в состоянии выполнять все необходимые требования, не разрешается молиться под руководством имама, если тот также не может делать это, но по другой уважительной причине, поскольку это подобно совершению молитвы чистым под руководством того, кто не может очиститься по уважительной причине. Дело в том, что если человек, молящийся под руководством имама, не может совершить омовение по уважительной причине, то сам он условно является чистым, но по отношению к другим таковым его считать нельзя. Если же имам и участник коллективной молитвы не могут совершить омовение в силу одних и тех же причин, то следовать за имамом разрешается, так как оба они находятся в одинаковом положении.

Кроме того, имам не должен быть заикой или шепелявым, о причинах чего уже говорилось выше.

5. Имам должен либо превосходить того, кто молится под его руководством, либо быть равным ему в отношении соблюдения всех необходимых условий и совершения всех столпов молитвы.

Так, например, недействительной будет молитва хорошего чтеца Корана под руководством немого или неграмотного человека, который не в состоянии должным образом прочесть то, что положено читать во время молитвы. Одетый не должен молиться под руководством обнажённого; тому, кто может молиться должным образом, не следует совершать молитву под руководством того, кто совершает её, обозначая необходимые движения кивками, а тот, кто обозначает движения кивками и может сидеть, не должен совершать молитву под руководством имама, который обозначает движения кивками, но может молиться только лёжа.

Недействительной будет предписанная молитва, совершенная под руководством имама, который совершает добровольную молитву. Что же касается сообщения о том, что Му'аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сначала принимал участие в ночной молитве вместе с Пророком, а потом возвращался к своим соплеменникам и проводил с ними эту же молитву, то в этом сообщении нет никаких указаний на то, что это было известно Пророку. Сообщается, что, узнав о том, что Му'аз проводит молитвы со своими соплеменниками слишком долго, Пророк сказал ему: «О Му'аз, не становись искусителем, и либо молись со мной, либо совершай молитвы со своими соплеменниками! » (Ахмад). Эти слова указывают на то, что, когда Му'аз молился с Пророком, он не мог быть имамом для своих соплеменников. Возможно также, что он намеревался совершить с Пророком добровольную молитву, а потом проводил со своими соплеменниками предписанную молитву. Если же говорить о дополнении к вышеупомянутому хадису, где сказано: «Для него эта молитва была добровольной, а для них - предписанной», то оно сделано передатчиком, который высказал предположение, что подобные вещи узаконены шариатом, однако никаких доводов в пользу этого предположения не имеется. Эти слова только выражают чьё-то личное мнение, тогда как в действительности всё могло обстоять по-иному.

Человек может совершать добровольную молитву под руководством имама, совершающего предписанную молитву, а тому, кто совершил омовение, можно молиться под руководством человека, совершившего очищение песком (тайаммум), поскольку это узаконено шариатом в случае невозможности использования воды по уважительной причине.

Человек, который омыл ноги, может молиться под руководством того, кто протёр лубки (повязку) на месте перелома кости или кожаные носки. Объясняется это тем, что состояние чистоты такого человека является полным, в отличие от того, кто по уважительной причине очиститься полностью не в состоянии, в силу чего после истечения времени, отводимого для совершения той или иной предписанной молитвы, его очищение становится недействительным.

Стоящий может молиться под руководством сидящего, поскольку известно, что незадолго до смерти Пророк, будучи больным, руководил молитвой, в которой принимали участие его сподвижники. Во время этой молитвы рядом с ним стоял Абу Бакр, повторявший движения Пророка, а за Абу Бакром следовали все остальные (Аль-Бухари).

Что же касается приводимого в " Сахихе" аль-Бухари сообщения о том, что Пророк сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали за ним, и если он совершит поясной поклон, то поклонитесь и вы, если он поднимет (голову), поднимайте и вы, а если он молится сидя, то молитесь сидя и вы», то действие этого установления было отменено в силу того, что, как указывалось выше, перед смертью больной Пророк молился сидя, а люди, находившиеся за ним, молились стоя, и он не велел им садиться, иных же распоряжений относительно этого он не сделал.

Человеку, который может молиться стоя, разрешается молиться под руководством горбатого имама, даже если увечье того является столь серьёзным, что кажется, будто он совершает поясной поклон, поскольку если стоящему можно молиться под руководством сидящего, то тем более можно делать это под руководством горбатого.

Необходимые условия действительности совершения (иктида') молитвы

под руководством имама

1. Человек должен вознамериться совершить молитву под руководством своего имама одновременно с принятием решения о совершении данной молитвы.

2. Участник коллективной молитвы не должен стоять впереди имама, поскольку, когда Пророк руководил коллективными молитвами мусульман, он всегда находился впереди остальных или на одной линии с ними. Таким образом, участник коллективной молитвы не должен находиться впереди имама, что является необходимым условием действительности его молитвы. Другими словами, в этом нуждается не имам, а тот, кто молится под его руководством, так как, если он будет находиться впереди, его молитва станет недействительной, тогда как молитва имама не станет недействительной из-за недействительности молитвы того, кто следует за ним.

В расчёт следует принимать положение ступней молящегося. Так, если даже кто-нибудь превосходит имама ростом, из-за чего при совершении земного поклона лоб этого человека окажется впереди лба имама, тогда как ступни будут находиться на одной линии с его ступнями или позади них, молитва такого человека будет действительной.

Что же касается ступни, то в расчёт необходимо принимать положение пятки. Так, когда пятки участника коллективной молитвы находятся на одной линии с пятками имама или позади них, его молитва будет действительной, даже если пальцы его ног окажутся впереди пальцев ног имама из-за того, что ступня того, кто молится под его руководством, длиннее.

Если помимо имама в молитве принимает участие только один человек, имаму следует поставить его справа от себя, когда же имам руководит молитвой двоих, он должен стоять впереди них. Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды) я заночевал у (своей тётки) Маймуны, (жены Пророка ), когда у неё находился и он. Совершив омовение, (Пророк ) встал на молитву, а я встал слева от него, но он поставил меня справа... » (Аль-Бухари).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы с сиротой совершили в нашем доме молитву, находясь позади Пророка, а моя мать Умм Суляйм стояла за нами» (Аль-Бухари).

В том случае, когда молящимся не хватает места, имаму разрешается стоять между двумя участниками коллективной молитвы.

Согласно сунне первые ряды должны занимать мужчины, за ними выстраиваются дети, а за детьми - женщины. Подобный порядок построения является предписанным (фард), и нарушать его нельзя. Если во время коллективной молитвы мужчин и женщин, совершаемой под руководством имама, который имел намерение руководить молитвой женщин, какая-нибудь женщина или девочка, достигшая возраста девяти лет, окажется на одной линии с мужчиной или впереди него, и между ними не будет никакой преграды, а мужчина не сделает ей знак отойти назад, его молитва станет недействительной. Если же он сделает такой знак, но она не отойдёт, недействительной станет её, а не его молитва, поскольку в обязанность женщине не вменяется выходить вперёд.

Если в ряду мужчин окажется одна женщина, это сделает недействительной молитву одного мужчины, который будет находиться справа от неё, одного слева и одного позади неё. Если в ряду мужчин окажутся три женщины, недействительной станет молитва одного из стоящих справа от них, одного из стоящих слева и троих стоящих позади них из каждого ряда до самого конца. Если в ряду мужчин окажутся две женщины, недействительной станет молитва одного из стоящих справа от них, одного из стоящих слева и двоих стоящих сзади только в ближайшем к ним в ряду. Если же в ряду мужчин окажутся четыре женщины, это сделает недействительной молитву всех мужчин, которые будут находиться в рядах позади них.

Следует отметить, что намерение мужчины руководить коллективной молитвой с участием женщины является необходимым условием действительности её молитвы под руководством имама, если же такого намерения у мужчины не было, женщина не будет считаться участницей коллективной молитвы. В подобном случае молитва мужчины не станет недействительной, если женщина будет находиться на одной линии с ним, но это является порицаемым, поскольку нежелательно, чтобы мужчина и женщина, которые совершают разные молитвы, находились в одном ряду. Молитва не будет действительной, если мужчина и женщина/которые совершают её, повернутся в разные стороны. Примером может служить такой случай, когда молитва совершается тёмной ночью, и каждый поворачивается в ту сторону, в которой, по его мнению, находится кибла, или же когда молитва совершается внутри Каабы. Кроме того, пребывание женщин в одном ряду с мужчинами делает действительной заупокойную молитву.

3. Предписанная молитва, которую проводит имам, не должна отличаться от предписанной молитвы, совершаемой тем, кто молится под его руководством. Так, например, недействительным будет участие в коллективной молитве того, кто совершает полуденную молитву во время проведения имамом послеполуденной, или же участие в коллективной полуденной молитве, относящейся к данному дню, если человек возмещает полуденную молитву, которую он пропустил в другой день. Иначе говоря, участники коллективной молитвы должны совершать ту же молитву, которую проводит имам. Сообщается, что Пророк сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы молящиеся) следовали за ним, так не расходитесь же с ним! » (Муслим).

???? ??? ?????? ????? ??? ??? ??????? ????

Тот, кто будет совершать молитву по обету, не должен молиться под руководством человека, также совершающего молитву по обету, поскольку такие молитвы становятся для них обязательными по разным причинам. Исключением является такой случай, когда молитва совершается людьми, которые дали один и тот же обет. Человеку, совершающему молитву по обету, не следует молиться и под руководством того, кто совершает добровольную молитву или молитву во исполнение клятвы, поскольку молитва по обету является обязательной в большей степени. Молящемуся по обету не следует также молиться под руководством имама, проводящего предписанную молитву, поскольку в этом случае они будут подобны людям, которые совершают разные предписанные молитвы. Действительной будет молитва во исполнение клятвы, совершаемая под руководством того, кто молится по обету или во исполнение клятвы или совершает добровольную молитву, так как молитва во исполнение клятвы относится к числу добровольных молитв.

4. Не следует молиться под руководством того, кто опоздал (масбук) к её началу, так как будет неясно, когда именно опоздавший приступил к молитве.

5. Имам и все участники коллективной молитвы должны находиться на одном и том же месте. Если молитва проводится в пустыне или в большом дворе, и имама отделяет от прочих молящихся свободное пространство, достаточное для размещения не менее двух рядов людей, совершение молитвы под его руководством действительным не будет.

То же самое относится и к таким случаям, когда в рядах молящихся имеется разрыв и их отделяет от имама дорога, по которой может проехать повозка, или река, по которой может проплыть маленькая лодка, или стена, из-за которой у них будут возникать сомнения относительно действий, совершаемых имамом.

Мечеть считается единым местом, и поэтому, если молящегося отделяет от имама какая-нибудь преграда, например, в том случае, когда имам находится в здании мечети, а молящийся - во дворе, молитва под руководством имама будет действительной.

Если человек совершает молитву за пределами мечети, например, в лавке или в доме, но в ряду молящихся нет разрыва, то место, где находится молящийся, и мечеть считаются единым целым, а молитва под руководством имама будет действительной. Если же в ряду молящихся имеется разрыв, молитва того, кто находится за пределами мечети, действительной не будет.

Если человек находится на одном корабле, а имам на другом, следование за имамом не будет действительным, за исключением таких случаев, когда корабли привязаны друг к другу.

6. Незнание о состоянии имама того, что, по мнению участника коллективной молитвы, сделало бы его молитву недействительной. Примером может служить такой случай, когда имам не совершает омовения после кровотечения. Если участнику коллективной молитвы станет известно об имаме нечто такое, что, по его мнению, сделало молитву имама недействительной, то недействительной становится и молитва этого человека, а это значит, что он должен повторить её. Объясняется это тем, что от действительности или недействительности молитвы имама зависит действительность или недействительность молитвы тех, кто следует за ним, на что указывают слова Пророка: «Имам ручается (за действительность молитвы), а муаззину доверяют (призыв к ней)» (Ахмад; ат-Табарани).

В тех случаях, когда имаму становится известно, что им было не выполнено хотя бы одно из необходимых условий действительности проведённой им молитвы, например, когда имам узнаёт, что молитва была совершена им в состоянии малого (хадас) или большого (джанаба) осквернения, он, по возможности, обязан оповестить об этом всех, кто принимал в ней участие. Если же он знает только некоторых участников этой молитвы, он обязан любыми средствами оповестить их, написав этим людям или поручив кому-либо оповестить их об этом.

Следует отметить, что о недействительности молитвы тех, кто молится под руководством имама, в случае недействительности его молитвы говорили многие сподвижники и последователи, например, 'Умар, 'Али, Ибрахим ан-Наха'и, 'Ата, Ибн Сирин, аш-Ша'би, Муджахид и Таус.

Следование за имамом

Участник коллективной предписанной или обязательной молитвы должен следовать за имамом, не отставая от него. В том случае, когда следованию за ним мешает Необходимость выполнения какого-либо обязательного элемента молитвы, необходимо выполнить эту обязанность, после чего продолжать следовать за имамом, не отказываясь от этого. Совершение обязательного должно приводить не к отказу от следования, а только к задержке. Так, например, если имам приступит к совершению третьего рака'ата прежде чем молящийся под его руководством завершит чтение ташаххуда, такому человеку следует сначала дочитать ташаххуд до конца, и только потом встать, поскольку ташаххуд является ваджибом молитвы. Однако разрешается молиться и в том случае, когда молящийся встаёт, не завершив чтение первого ташаххуда. То же самое относится и ко второму ташаххуду: если имам произнесёт слова таслима до того, как кто-либо из молящихся закончит чтение ташаххуда, такому человеку следует сначала завершить ташаххуд, а потом перейти к таслиму, но молитва не станет недействительной, если он произнесёт таслим, не завершив чтение ташаххуда.

Если же имам произнесёт таслим до того, как участник коллективной молитвы призовёт благословения на Пророка, и обратится к Аллаху с мольбами за себя, то ему необходимо последовать за имамом и произнести таслим, поскольку это соответствует сунне.

Если человек будет молиться под руководством имама, который обратится к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, ему следует молча стоять вместе с имамом. Абу Йусуф же считал, что в подобных случаях молящемуся необходимо следовать за имамом ввиду того, что, обращаясь с мольбами, имам действует на основании принятого им самостоятельного решения, а в подобных случаях молящийся должен следовать его примеру. Следовать за имамом необходимо и тогда, когда он выпрямляется после поясного или земного поклона, прежде чем молящийся трижды произнесёт слова " Субхана Раббия-ль 'Азым! " или " Субхана Раббия-ль-А'ля! ".

Если участник коллективной молитвы начнёт выпрямляться после поясного или земного поклона раньше имама, он должен будет повторить свои действия, дождавшись его, что не будет считаться совершением двух поясных или земных поклонов вместо одного. Если же человек опередит имама в совершении целого столпа молитвы, например, совершит поясной поклон и выпрямится после него, прежде чем это сделает имам, а потом не повторит его вместе с имамом или после него и не произнесёт вместе с ним таслим, тогда его молитва станет недействительной.

На обязательность следования за имамом указывают слова Пророка: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали за ним, и если он произнесёт такбир, произнесите его и вы, если он совершит поясной поклон, поклонитесь и вы, если он поднимет (голову), поднимайте и вы, если он скажет: " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами'а-Ллаhу ли-ман хамидаh/", говорите: " Господь наш, хвала Тебе! /Аллаhумма, Рабба-на, ля-кя-ль-хамд! /", если же он совершит земной поклон, совершите его и вы» (Аль-Бухари).

Необходимо отметить, что опоздавший на коллективную молитву не должен повторять за имамом слова таслима, если к тому времени, как он присоединится к другим молящимся, имам уже совершит все рака'аты или часть их. В подобных случаях после произнесения таслима имамом опоздавшему следует встать и возместить то, что он пропустил, то есть совершить индивидуальную молитву после завершения имамом коллективной молитвы. Приступив к возмещению пропущенного, человеку следует воздать хвалу Аллаху, обратиться к Нему с мольбой о защите от шайтана (та'аввуз) и перейти к чтению Корана (кыра'ат), поскольку он возмещает пропущенное им начало молитвы. Принимая решение подняться для возмещения пропущенного, человек переходит от коллективной предписанной молитвы к индивидуальной, и если во время этой молит вы он по невнимательности допустит какую-нибудь ошибку, для искупления этого ему надо будет совершить два земных поклона.

Следование за имамом во время чтения Корана

Участник коллективной молитвы должен следовать за имамом, поминающим Аллаха во время молитвы во всех случаях, за исключением тех, когда тот будет читать Коран. В это время ему надо слушать и хранить молчание независимо от того, вслух или про себя читается Коран. Ниже приводятся необходимые указания на это:

1. Аллах Всевышний сказал: «А когда будут читать Коран, слушайте его внимательно и молча, чтобы помиловали вас».

??????? ?????? ????????????? ??????????????? ????? ???????????? ?????????? ??????????? ?????

В целом ряде хадисов указывается на то, что в данном айате подразумевается чтение Корана человеком, который во время молитвы находится за имамом.

2. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха обратился к нам с хутбой, в которой разъяснил, каких обычаев мы должны придерживаться, и научил нас, как нам следует молиться. (Среди прочего) он сказал: «Приступая к молитве, выстройтесь в ряды, а потом пусть один из вас руководит вашей молитвой. Когда он произнесёт слова " Аллаху акбар", произнесите их и вы, а когда он прочтёт: "... не тех, что вызвали гнев (Твой), и не заблудших" ,

... ?????? ????????????? ?????????? ???? ????????????? ???

говорите " Амин", и Аллах ответит вам" ».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк также сказал: «... когда же он будет читать, молчите и слушайте» (Муслим).

3. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Имам назначается для того, чтобы (во время молитвы) другие следовали за ним, и если он произнесёт такбир, произнесите его и вы, если же он станет читать (Коран), молчите и слушайте» (Абу Дауд; ан-Наса'и).

4. Передают со слов Джабира бин 'Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Чтение имама служит чтением для того, у кого есть имам»» (Ибн Абу Шайба).

?? ??? ?? ???? ??? ?????? ?? ?????

5. Сообщается, что 'Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха совершил с нами полуденную (или: послеполуденную) молитву, а потом спросил: " Кто из вас читал " Славь имя Господа твоего Высочайшего... " ? ».

??????? ?????? ??????? ????????? ???

Один человек ответил: " Я, но, читая её, я стремился только к благому", после чего Пророк сказал: " Я почувствовал, что кто-то из вас отвлёк меня" (Муслим).

6. На то, что человеку, стоящему за имамом, запрещается читать Коран, указывали многие сподвижники, Так, например, Муса бин 'Укба передал, что Посланник Аллаха Абу Бакр, 'Умар и 'Усман запрещали читать Коран тем, кто находился за имамом ('Абд ар-Раззак).

Сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не следует ничего читать вместе с имамом» (Муслим).

Сообщается, что Джабир бин 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Не совершит молитву тот, кто не прочтёт " аль-Фатиху" после совершения одного рака'ата, если только он не находится за имамом» (Малик; ат-Тирмизи).

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если кто-либо из вас будет молиться за имамом, ему будет достаточно чтения имама, если же человек будет молиться один, пусть читает». Нафи' сказал: «Ибн 'Умар никогда не читал Коран, когда находился за имамом» (Малик).

Сообщается, что один человек спросил Ибн Мас'уда: «Следует ли мне читать Коран, когда я стою за имамом? ». Ибн Мас'уд сказал: «Слушай чтение Корана, ибо во время молитвы надо заниматься только молитвой, и достаточно тебе того, что читать Коран станет имам» (Ат-Тахави; ат-Табарани).

Сообщается, что Ибн Абу Джамра сказал: «(Однажды) я спросил Ибн 'Аббаса: " Следует ли мне читать Коран, когда передо мной находится имам? " - и он ответил: " Нет" » (Ат-Тахави).

Сообщается, что однажды Ибн Мас'уд воскликнул: «О если бы набить землей рот того, кто читает Коран, стоя за имамом! » (Ат-Тахави).

Передают, что нечто подобное говорили и виднейшие последователи, например, Са'ид бин Джубайр, Сувайд бин Гафля, 'Алькама бин Кайс, Ибрахим ан-Наха'и и другие.

Всё, что было приведено нами выше, указывает на то, что чтение Корана участником коллективной молитвы, который стоит за имамом, является крайне порицаемым (макрух тахрима).

Избрание заместителя имама (истихляф)

Если во время молитвы имам осквернится по не зависящей ни от него, ни от других людей причине, но не успеет совершить ни одного из столпов молитвы в состоянии осквернения, ему разрешается выбрать из числа молящихся вместе с ним заместителя, который сможет выполнять его обязанности.

Имам должен выбирать заместителя в таких случаях, когда у молящихся не хватает времени для того, чтобы совершить молитву заново.

Если имам не выберет себе заместителя, это разрешается сделать другим участникам коллективной молитвы. Так, например, в подобном случае кто-нибудь из них может сам занять место имама, прежде чем тот покинет мечеть, поскольку его место освободится.

Имам должен осуществить замену, сделав избранному им заместителю какой-нибудь знак или потянув его за одежду (руку) в сторону михраба.

Имаму разрешается выбрать себе заместителя, если он начнёт запинаться во время чтения. Передают со слов Сах-ля бин Са'да ас-Са'иди, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Посланник Аллаха отправился к людям из племени бану 'амр бин 'ауф, чтобы примирить их друг с другом. Между тем настало время молитвы, и муаззин явился к Абу Бакру с вопросом: «Будешь ли ты проводить молитву с людьми? (Если да, то) я объявлю о её начале». Абу Бакр сказал: «Да» и приступил к молитве, а (через некоторое время, ) когда люди ещё продолжали молиться, вернулся Посланник Аллаха и прошёл к (первому) ряду, где и остановился. При этом люди стали хлопать в ладоши, однако Абу Бакр (никогда) не смотрел по сторонам во время молитвы. Тем не менее, когда хлопать стали сильнее, он всё же повернулся и увидел Посланника Аллаха. который знаком показал ему, чтобы он оставался на своем месте. Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, воздел руки к небу и возблагодарил Аллаха за это веление Посланника Аллаха после чего стал отходить назад, пока не поравнялся со (стоявшими в первом) ряду, а Посланник Аллаха вышел вперёд и провёл молитву (до конца). Завершив её, он спросил: «О Абу Бакр, что помешало тебе остаться, если я сам велел тебе сделать это? ». Абу Бакр ответил: «Не пристало Ибн Абу Кухафе молиться перед Посланником Аллаха! » (Аль-Бухари).

Если имам не в состоянии совершать поясные или земные поклоны, ему следует не выбирать себе заместителя, а завершить молитву сидя, поскольку стоящему разрешается молиться под руководством сидящего, из чего следует, что в замене необходимости нет.

Если имам выберет своим заместителем того, кто опоздал к началу коллективной молитвы, он должен на пальцах показать этому человеку, сколько рака'атов молитвы осталось совершить. В том случае, когда опоздавший, который избран заместителем, не знает, сколько рака'атов осталось совершить, ему следует из предосторожности садиться после каждого рака'ата. После того как опоздавший завершит молитву, начатую имамом, ему следует выдвинуть вперёд кого-либо из тех, кто принимал в ней участие с самого начала, чтобы этот человек произнёс для людей слова таслима. С учётом сказанного предпочтительнее выбирать в качестве заместителя того, кто принимал участие в молитве с самого начала, поскольку такой человек в большей степени способен довести её до конца должным образом.

В том случае, когда имам знаком даёт понять кому-либо, что он выбирает его своим заместителем, но этот человек не выходит вперёд, имам может сделать такой же знак другому. Если имам успеет вернуться к этой молитве, ему следует совершить омовение (вуду) и вернуться обратно, чтобы довести эту молитву до конца, следуя примеру избранного им имама. Если же новый имам закончит молитву, пока первый будет совершать омовение, он может по своему выбору либо завершить молитву на месте совершения омовения, либо вернуться и завершить её на том же месте, где он её начал. Первое предпочтительнее, поскольку ему придётся совершить меньше лишних движений.

В мечети того или иного квартала, где обычно собираются на коллективную молитву местные жители, порицается проводить коллективную молитву после них на том же месте, но это допускается, если речь идёт о мечети, находящейся у большой дороги и посещаемой путниками. Не является порицаемым проведение коллективной молитвы в местной мечети второй группой молящихся, если они встанут справа или слева от михраба, перед которым стоял имам первой группы.

Установления относительно мечетей

Мечети являются домами Аллаха Всевышнего и принадлежат Ему. В знак уважения к мечетям, находясь там, необходимо соблюдать известные правила поведения согласно особым установлениям. Аллах Всевышний сказал: «(Славят Господа) в домах, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его имя. Славят Его в них по утрам и перед закатом* мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята и которые страшатся Дня, когда заколеблются сердца и глаза, (желая, ) * чтобы Аллах воздал им за лучшее из того, что они делали, и добавил им по милости Своей, ведь Аллах дарует, кому пожелает, без счёта! ».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.