Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 8 страница



16. В каком месте должен находиться имам во время молитвы и почему? Расскажите о правилах совершения молитвы за имамом.

17. Как следует поступить молящемуся, если он почувствовал нестерпимые позывы к отправлению естественной нужды?

18. Определите порядок расположения молящихся в храме.

19. Некоторые люди предпочитают молиться в одиночестве и занимают в мечети обособленное место. Правильно ли поступают они и почему?

20. Объясните, как вы понимаете высказывание Пророка: «Не будет услышана молитва имама, руководящего молитвой тех, кто не желает, чтоб он это делал».

21. Перечислите порицаемые для имама действия во время молитвы.

22. Может ли имам по своему усмотрению устанавливать порядок прочтения сур Корана? Почему? Считаются ли его действия порицаемыми, если он нарушит этот порядок по забывчивости?

23. Объясните, почему порицается молиться в местах, где есть изображения (или изваяния живых существ).

24. Будет ли порицаемой молитва, проводимая в доме, где много картин, фотографий, скульптур, вышивок? Почему?

25. Почему порицается молиться перед открытым огнем? Перед лицом другого человека?

26. Объясните, почему порицается молиться, не установив некую преграду? Что может служить преградой?

 

27. Почему порицается проходить перед молящимися, даже если они не поставят никакой преграды?

28. Почему нельзя, спеша на молитву, бежать?

29. Расскажите установленный порядок действий во время молитвы.

30. Представьте, что к вам обратился человек с просьбой научить его правильно исполнять правила совершения молитвы. Покажите ему все действия и прокомментируйте их.

31. Скажите по-русски и по-арабски слова поминания Аллаха, которые произносятся по примеру Пророка после обязательных молитв.

 

 

 

 

 

 

Ниже перечислено то, что делает молитву недействительной.

1. Лишние слова (калям).

Недействительной станет молитва того, кто во время её совершения по забывчивости или сознательно будет говорить то, что не имеет отношения к молитве. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Му'авийа бин аль-Хакам ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, ) когда я молился вместе с Посланником Аллаха, кто-то из присутствовавших чихнул, а я сказал: " Да помилует тебя Аллах! ". После этого люди стали бросать на меня (осуждающие) взгляды, и я воскликнул: " Да лишится меня моя мать! Что вы так смотрите на меня? ". Тут они принялись хлопать себя руками по бёдрам, и, увидев, что они стараются заставить меня замолчать, я (рассердился на них, но всё же) умолк. А когда Посланник Аллаха, и да станут отец мои и мать выкупом за него, закончил молиться, (он обратился ко мне), и не видел я ни до, ни после него такого наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал, а только сказал: " Поистине, во время этой молитвы не годится произносить ничего из того, что (обычно) говорят люди! Молитва - это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана! " » (Муслим).

Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни Пророка мы (сначала) разговаривали во время молитв, и человек говорил своему товарищу о том, что ему было нужно. (Так продолжалось) до тех пор, пока не был ниспослан айат, (в котором говорится): «Совершайте молитвы неуклонно, (особенно) среднюю молитву, и стойте пред Аллахом благоговейно»,

?????????? ????? ???????????? ????????????? ???????????? ?????????? ?? ?????????? ?????

после чего нам было велено молчать (Аль-Бухари).

Сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Сначала), когда мы приветствовали Пророка  занятого молитвой, он всегда отвечал нам, но после того, как мы вернулись от негуса и обратились к нему с приветствием (в подобных обстоятельствах), он не ответил нам, (а после завершения молитвы) сказал: " Поистине, во время молитвы (человек занят более важным) делом" » (Аль-Бухари).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться, (Пророк ) сказал: " Поистине, Аллах велит, что пожелает, и теперь Он велел, чтобы вы не разговаривали во время молитвы". После этого он ответил на приветствие и сказал: " Поистине, (словами, которые следует произносить во время) молитвы, являются только слова Корана и поминания Аллаха Всевышнего, (а поэтому), если ты занят молитвой, произноси только эти (слова)" » (Абу Дауд; ан-Наса'и).

Недействительной молитву делают любые лишние слова независимо от их количества, наименьшим же из того, что считается словом, является выражение, состоящее из двух или даже из одной буквы, если она передаёт какой-то смысл, например, слово «'и» (будь внимателен; поберегись).

Лишнее слово делает молитву недействительной при том условии, что его слышит тот, кто его произносит, в противном же случае это словом не считается. Кроме того, буквы этого слова должны быть произнесены правильно, в противном же случае это считается простым набором звуков.

Если молящийся скажет что-нибудь лишнее в состоянии дремоты, его молитва также станет недействительной, поскольку на спящего во время молитвы распространяется действие тех же установлений, что и на бодрствующего. Лишние слова делают молитву недействительной и в таких случаях, когда человек, который их произносит, не знает об этом, или когда его принуждают говорить, или когда он произносит их по ошибке, если он хотел приступить к чтению Корана, но вместо этого произнёс что-либо из обычных слов людей.

Молитва не станет недействительной, если человек произнесет что-либо помимо своей воли, например, в том случае, когда он окажется не в силах подавить кашель, чиханье или отрыжку. Однако в подобных случаях молитва не станет недействительной лишь при условии, что он ничего не добавит к тому, что в силу естественных причин произносят чихающий, кашляющий и т. д.

Молитву делает недействительной прочищение горла, если это делается без уважительной причины или с неправильной целью. В данном случае уважительной причиной считается желание молящегося улучшить звучание голоса или непроизвольное прочищение горла. Что же касается правильных целей, то к числу их относится прочищение горла для того, чтобы дать другим понять, что человек занят молитвой, или указать имаму на допущенную ошибку. Сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно я приходил к Посланнику Аллаха в определенное время. Когда (Пророк ) был занят молитвой, я просил разрешения войти, после чего он откашливался, и я входил. Если же он был свободен, то позволял мне войти, (говоря что-либо)». В другой версии этого хадиса сообщается, что 'Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда (Пророк ) был занят молитвой, он произносил слова " Свят Аллах /Субхана-Ллаh/", и я входил... » (Ан-Наса'и; Ибн Маджа).

К числу слов, делающих молитву недействительной, относятся и такие мольбы, которые сходны с обычными словами людей и которых нет ни в Коране, ни в Сунне, если с подобными мольбами можно обращаться и к рабам Аллаха, например: «О Аллах, даруй мне такую-то одежду или такую-то еду». Если же в Сунне есть примеры обращений с такими мольбами или если о подобных вещах рабов Аллаха не просят, тогда они не делают молитву недействительной. Примером может служить следующая мольба: «О Аллах, избавь меня, прости меня и даруй мне средства к существованию».

Молитву делают недействительной вздохи, когда молящийся говорит " Ах! " или " Ох! " или же произносит иные междометия, причиной которых является боль или воспоминания о каком-нибудь несчастье.

Громкий плач не делает молитву недействительной, если человек плачет, вспоминая о рае или аде, поскольку такой плач подобен мольбе о милости и прощении. Сообщается, что 'Абдуллах бин аш-Шиххир сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха молился с нами плача, из-за чего из его груди доносились звуки, подобные звукам, (которые издает кипящий) котёл» (Абу Дауд; ан-Наса'и; Ибн Хузайма).

Если же плач вызван болью или воспоминаниями о каком-нибудь несчастье, тогда он делает молитву недействительной. Дело в том, что такой плач равносилен жалобе, которая сделала бы молитву недействительной, будь она выражена вслух, но то же самое касается и таких случаев, когда жалоба выражается посредством плача.

Если человек будет испытывать столь сильную боль, что не сможет сдержать слёзы, его молитва не станет недействительной, поскольку то, чему невозможно противиться, является простительным.

Молитву делают недействительной любые слова, которые молящийся произносит, отвечая кому-нибудь, даже если они подобны таким словам, произнесение которых во время молитвы узаконено шариатом. Примером может служить произнесение слов " Субхана-Ллаh! " в том случае, когда молящийся слышит какое-нибудь радостное или удивительное известие, или слова " Ля хауля ва ля куввата илля би-Лляh! /Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха! /", которые он произнесёт, услышав какое-нибудь дурное известие или благопожелание чихнувшему, если молящийся скажет ему: " Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллаh/". Молитва станет недействительной, если человек подскажет что-то кому-либо, кроме имама, поскольку это подобно обучению, во время которого используются такие слова. Здесь имеется в виду такой случай, когда один человек намеренно подсказывает другому. Если же в ходе молитвы молящийся намеревается приступить к чтению Корана, и получается так, что его чтение случайно становится подсказкой другому, молитва не станет недействительной, как и в тех случаях, когда подсказывают имаму. Объясняется это тем, что в случае необходимости человеку должно поправлять свою молитву, а подсказывание имаму способствует достижению этой цели. Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды во время молитвы Посланник Аллаха допустил какую-то ошибку. Закончив молиться, он спросил Убаййа бин Ка'ба: «Молился ли ты вместе с нами? ». Тот ответил: «Да». (Тогда Пророк ) воскликнул: «Так что же помешало тебе подсказать мне?! » (АбуДауд; ат-Табарани).

В разделе об очищении уже указывалось, что молитву и омовение делает недействительными громкий смех, который считается таковым, если его слышит тот, кто находится рядом со смеющимся.

2. Множество лишних движений ('амаль кясир).

Молитва становится недействительной в результате совершения многочисленных действий, не имеющих отношения к молитве или совершаемых не с целью исправления допущенных ошибок. Многочисленными лишние действия считаются в том случае, когда человеку, который смотрит на молящегося со стороны, кажется, что тот не совершает молитву. Если же сторонний наблюдатель не может определить точно, совершает человек молитву или нет, лишние действия считаются немногочисленными, за исключением таких случаев, когда они совершаются не менее трёх раз. Малочисленные лишние действия считаются простительными, поскольку избежать совершения таких действий трудно.

Если женщина, которая во время молитвы держит на руках ребёнка, станет кормить его грудью, это сделает её молитву недействительной, так как она совершит много лишних движений. Если же она будет просто держать его, не совершая многочисленных лишних действий, её молитва недействительной не станет. На это указывает хадис, в котором со слов Абу Катады аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланнику Аллаха нередко случалось молиться, держа на руках Умаму, дочь своей дочери Зайнаб, а Абу-ль-'Ас бин ар-Раби' бин 'Абд Шамс сообщил, что перед совершением земного поклона (Пророк ) опускал (девочку на землю), когда же он поднимался, то (снова) брал её на руки (Аль-Бухари).

Если ребёнок станет сосать грудь молящейся женщины, в результате чего из неё будет выделяться молоко, её молитва станет недействительной ввиду того, что кормление грудью рассматривается как совершение многочисленных лишних действий. В данном случае то обстоятельство, что женщина кормит ребёнка грудью не по своей воле, не учитывается, поскольку для того, чтобы те или иные действия сделали молитву недействительной, их необязательно совершать по собственной воле. Так, например, недействительной станет молитва человека, который не по своей воле сделает три шага из-за того, что кто-нибудь его толкнёт.

Если женщина поцелует молящегося, но он не ощутит вожделения (шахват), его молитва не станет недействительной. Если же молящийся поцелует женщину, молитва станет недействительной независимо от того, пожелает он её или нет, так как тот, кто увидит это со стороны, подумает, что такой человек не молится. Если мужчина поцелует молящуюся женщину, её молитва станет недействительной ввиду того, что в данном случае поцелуй равносилен совокуплению.

Молитва станет недействительной, если молящийся пожмёт кому-либо руку, чтобы поприветствовать человека, поскольку в подобном случае лишние действия молящегося считаются многочисленными. Если же молящийся ответит на приветствие, сделав знак рукой или кивнув головой, его молитва недействительной не станет. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха послал меня с одним поручением, и я догнал его, когда он находился уже в пути. Я поприветствовал его, и он ответил мне жестом, закончив же (молиться), он подозвал меня и сказал: " Ты обратился ко мне с приветствием, когда я был занят молитвой", и в это время лицо его было обращено к востоку».

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Поистине, ответить тебе мне помешало лишь то, что я был занят молитвой» (Муслим).

Недействительной станет молитва того, кто поприветствует кого-либо, даже если молящийся произнесёт слова приветствия по невнимательности. Если же слова приветствия во время молитвы по невнимательности произнесёт сидящий, который захочет завершить молитву, решив, что он уже сделал всё необходимое, его молитва недействительной не станет.

Молитва не становится недействительной в тех случаях, когда человек одной рукой надевает на голову чалму или снимает её и кладёт на землю, поскольку такие действия считаются немногочисленными. То же самое касается любого другого головного убора или женского покрывала.

Недействительной станет молитва того, кто, совершая её, ударит кого-либо рукой или плетью, поскольку подобные действия являются либо следствием конфликта, либо наказанием, что связано с совершением многочисленных действий. Если же молящийся ударит верховое животное, чтобы оно сдвинулось с места, его молитва недействительной не станет, но лишь при том условии, что он не сделает это три раза подряд.

Если молящийся возьмёт камень и бросит его в птицу или животное, его молитва станет недействительной вследствие совершения многочисленных действий. Исключением является такой случай, когда он бросает камень, который он принёс с собой на молитву, ввиду того, что такие действия считаются немногочисленными. Однако и в этом случае его поступок следует считать дурным, поскольку он отвлёкся от молитвы.

Если же молящийся бросит камень в человека, его молитва станет недействительной вследствие того, что подобное действие равносильно конфликту.

Если молящийся один или два раза почешет тело, каждый раз поднимая для этого руку, его молитва не станет недействительной, поскольку такие действия считаются немногочисленными. То же самое относится и к такому случаю, когда молящийся чешет тело многократно; если он совершает такие действия не одно за другим и не во время совершения одного и того же столпа молитвы. В противном случае молитва становится недействительной в силу совершения многочисленных лишних действий.

То же самое касается и такого случая, когда молящийся обмахивается одеждой или веером: человек может обмахнуться один или два раза, но если он будет продолжать обмахиваться непрерывно, его молитва станет недействительной.

Действия сердца не делают молитву недействительной, если они не сочетаются с телодвижениями. Так, молитва не станет недействительной, если во время её совершения человек будет сочинять стихи или составлять хутбу. Однако человек, действующий подобным образом, поступает дурно, так как не проявляет должного смирения. Кроме того, такой человек неподобающим образом ведёт себя по отношению к Аллаху, поскольку, находясь пред Ним, занимается посторонними делами.

На основании того, о чём говорилось выше, следует считать, что молитва человека, который посмотрит в находящуюся перед ним книгу и поймёт, что там написано, недействительной не станет. Если же молящийся будет читать Коран не наизусть, а по книге или по надписям в михрабе, то, по мнению Абу Ханифы, его молитва станет недействительной. Что же касается Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани, то они считали, что поступать так допустимо, но порицается. Все улемы сходились во мнении о недействительности такой молитвы, если человек к тому же совершает многочисленные лишние действия, переворачивая страницы Корана.

Абу Ханифа считал, что чтение Корана по книге является изучением, что не относится к действиям, совершаемым во время молитвы, и поэтому делает её недействительной. Исключением является такой случай, когда человек, который читает Коран по книге, наизусть знает то, что читает. В подобных случаях чтение по книге не делает молитву недействительной.

Молитва становится недействительной, если по книге читается один айат, поскольку Абу Ханифа считал, что молитва будет действительной при условии прочтения уже одного айата.

Совершение шагов во время молитвы не делает её недействительной, если они совершаются медленно и не один за другим, и при том условии, что молящийся не выходит за пределы мечети. В противном случае молитва станет недействительной, даже если молящийся совершает отдельные шаги, поскольку молитва становится недействительной вследствие изменения места её совершения, мечеть же является единым местом. Когда молитва совершается в пустыне, к мечети приравнивается место, занимаемое рядами молящихся. Мечетью считается также комната женщины, где она молится.

Молитва не станет недействительной, если человек, который передвигается во время её совершения, не поворачивается спиной к кибле. Если же он повернётся к ней спиной, его молитва станет недействительной независимо от того, мало он передвигался или много, поскольку недействительной молитву делает обращение спиной к кибле как таковое.

Недействительной молитву делает жевание жвачки, даже если человек не глотает её, когда её много. В данном случае молитва станет недействительной в результате совершения трёх следующих одно за другим движений челюстями, поскольку это определяется как совершение многочисленных действий.

 

3. Еда и питьё (акль ва шараб).

Недействительной делают молитву еда и питьё, даже если речь идёт о малых количествах того или другого, например, о кунжутном семени, капле дождевой воды или воды, оставшейся после совершения омовения.

То же самое относится и к тем случаям, когда человек глотает кусочки пищи, застрявшие у него в зубах, если этих кусочков много и их общий объём будет равен объёму горошины или если он съест немного таких кусочков, но совершит при этом не менее трёх движений челюстями подряд. Если перед молитвой человек положит в рот кусочек сахара и не будет жевать его, но часть сахара растворится, в результате чего он ощутит сладость, его молитва станет недействительной. Если же во время молитвы человек ощутит привкус сладкой пищи, которую он ел до молитвы, это не сделает молитву недействительной.

Если человек, который желает совершить молитву, ощутит, что его рот не полностью очистился от кусочков пищи или остатков питья, желательно прополоскать рот, поскольку известно, что однажды, выпив молока, Пророк прополоскал рот и сказал: «Ведь оно содержит жир» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Полоскайте рот после молока» (Ибн Маджа).

Этот хадис указывает не на обязательность, а на желательность полоскания, поскольку в другом хадисе, передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды Пророк выпил молока и помолился, не прополоскав рот и не совершив омовения (Абу Дауд).

4. Несовершение одного из столпов молитвы.

Недействительной станет молитва того, кто не совершит одного из её столпов, например, поясного или двух земных поклонов. Молитва становится недействительной и в том случае, когда человек не совершает одного из двух земных поклонов того или иного рака'ата и произносит таслим после второго ташахху да, не совершив до этого пропущенного земного поклона.

Молитва станет недействительной, если человек не повторит второй ташаххуд после совершения пропущенного предписанного земного поклона или такого земного поклона, который необходимо совершать при чтении тех айатов Корана, где упоминается о земном поклоне или содержится веление совершить его, о чём он вспомнит после второго ташаххуда. Объясняется это тем, что второй ташаххуд считается совершённым только при условии совершения всех прочих столпов молитвы. Молитва станет недействительной и в том случае, когда молящийся совершает один из её столов в полусне, поскольку бодрствование является необходимым условием действительности совершения молитвы.

5. Малое осквернение (хадас).

Молитву делает недействительной намеренное осквернение до завершения всех её столпов, но она не становится недействительной, если молящийся осквернился непреднамеренно. Здесь имеются в виду непроизвольные выделения из тела человека мочи или кала, испускание газов или кровотечение из носа. Всё это делает недействительным только омовение, тогда как молящийся остаётся в состоянии молитвы, если с ним не случится ничего такого, что сделает недействительной и молитву. В подобных случаях ему следует сразу же удалиться в ближайшее место, где можно совершить омовение, и совершить его, не отвлекаясь ни на что, кроме омовения, а потом снова вернуться к молитве, чтобы довести её до конца.

Указанием на это является хадис 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая передала, что Посланник Аллаха сказал: «Если во время молитвы кого-либо стошнит, или у него пойдет носом кровь, или он отрыгнёт, или у него станет выделяться мази, пусть удалится и совершит омовение, ничего не говоря, а потом снова вернётся к молитве» (Ибн Маджа; ад-Даракутни).

Такие же сообщения передавали Абу Бакр, 'Умар, 'Али, Ибн 'Умар, Сальман аль-Фариси и Ибн 'Аббас.

Что же касается последователей (таби'йн), то на необходимость этого указывали 'Алькама, Таус, Са'ид бин аль-Мусаййаб, Салим бин 'Абдуллах, Са'ид бин Джубайр, аш-Ша'би, ан-Наха'и, 'Ата, Макхуль и другие, чего вполне достаточно, чтобы следовать их примеру.

Ниже перечислены условия, соблюдение которых необходимо, чтобы в подобных случаях состояние молитвы не нарушалось, и её возобновление было действительным:

* Причиной осквернения должны являться выделения из тела человека, поскольку возвращение к молитве после обморока или приступа безумия будет недействительным.

* Осквернение должно быть малым, то есть таким, которое требует малого (вуду), а не полного (гусль) омовения.

* Осквернение должно быть непроизвольным, иначе говоря, ни само осквернение, ни его причина не должны зависеть от выбора раба Аллаха. Если же человека ужалит оса или ему поранят голову, что вызовет кровотечение, то ему не следует возобновлять прерванную молитву, поскольку это может являться следствием каких-либо действий рабов Аллаха, хотя подобное и случается редко.

* После осквернения необходимо сразу же покинуть место молитвы для совершения омовения, если же после этого человек проведёт на своём месте столько времени, сколько ему хватит для совершения одного столпа молитвы, его молитва станет недействительной. В подобных случаях молящемуся следует выпрямиться после поясного или земного поклона, которому предшествовало осквернение, с намерением совершения омовения, а не завершения данного столпа молитвы, а после омовения - повторить поясной или земной поклон, во время которого он почувствовал, что осквернился.

* Человек должен совершать только необходимые движения. Так, например, если он не остановится у ближайшего источника воды, с помощью которой можно совершить омовение, и направится к другому источнику, для чего ему придётся пройти более чем через два ряда молящихся, его молитва станет недействительной.

* Во время молитвы не должно совершаться то, что несовместимо с ней. Так, например, недопустимо произносить лишние слова или обнажать " 'аурат". Это значит, что женщина не может возвратиться к молитве, если её голова при омовении окажется непокрытой во время протирания или если она обнажит руку до локтя, чтобы омыть её, поскольку любое такое действие сделает её молитву недействительной.

Ввиду многочисленности таких условий молящемуся лучше всего начать молиться заново, чтобы не испытывать никаких сомнений из-за расхождений улемов, которые формулировали условия действительности возобновления молитвы. Исключением является такой случай, когда человек стремится не упустить благо участия в коллективной молитве.

6. Обнажение ('аурата).

Молитва становится недействительной в том случае, когда четверть одной из частей тела молящегося, которые необходимо скрывать, остаётся обнажённой в течение времени, достаточного для совершения одного столпа молитвы и того, что делается по примеру сунны Пророка. Иначе говоря, речь идёт о времени, достаточном для троекратного произнесения славословий Аллаху, если только " 'аурат" обнажается непреднамеренно.

Если же молящийся обнажает " 'аурат" преднамеренно, его молитва сразу же становится недействительной, на что уже указывалось в разделе о совершении предписанных элементов молитвы.

7. Вероотступничество (ридда).

Молитву делает недействительной вероотступничество молящегося (да упасёт нас от этого Аллах Всевышний! ), если даже сердце его вознамерится вернуться к неверию не сразу, а спустя некоторое время, или если во время молитвы он придерживается воззрений, свидетельствующих о неверии.

8. Соприкосновение с нечистым (наджасат).

Молитва становится недействительной в случае совершения её на чём-либо нечистом при отсутствии того, что отделяло бы молящегося от нечистого. Это распространяется и на те случаи, когда нечистое находится только под ладонями или коленями молящегося, поскольку соприкосновение какой-нибудь из частей тела с нечистым равносильно наличию нечистого на теле или одежде.

9. Отклонение от направления киблы.

Молитва человека станет недействительной, если он без уважительной причины повернётся грудью не в сторону киблы, поскольку обращение в сторону киблы относится к числу предписанных элементов молитвы.

В том случае, когда действия молящегося могут быть чем-то оправданы, например, если кто-нибудь его толкнёт, молитва будет оставаться действительной в течение времени, достаточного для совершения одного столпа молитвы, иначе говоря, для троекратного произнесения славословий Аллаху.

10. Истечение времени (вакт) молитвы.

Утренняя молитва становится недействительной после восхода солнца, праздничная - сразу же после полудня, а пятничная - с наступлением времени послеполуденной молитвы.

11. Выполнение приказов других людей.

Молитва становится недействительной в случае выполнения молящимся приказа другого человека. Так, если кто-либо велит человеку, доносящему до участников коллективной молитвы слова имама, произносить вслух слова такбиров, и тот сразу же сделает это, чтобы выполнить веление, его молитва станет недействительной. То же самое касается и такого случая, когда кто-нибудь велит молящемуся пройти вперёд, и тот сделает это. Если же он поступит так по собственному усмотрению, чтобы выполнить веление шариата и освободить приходящим место для молитвы, тогда его молитва недействительной не станет.

12. Произнесение такбира в сочетании с изменением намерения (нийят).

Произнесение такбира в сочетании (с намерением перейти к другой молитве делает молитву, совершаемую человеком, недействительной. Так, если человек приступит к совершению полуденной молитвы, но произнесёт такбир с намерением начать послеполуденную молитву, его полуденная молитва станет недействительной. То же самое относится и к такому случаю, когда человек, приступающий к индивидуальной молитве, намеревается совершить коллективную молитву или произносит такбир, намереваясь стать имамом для женщин. В подобных случаях его первая молитва становится недействительной, и считается, что он приступил ко второй.

Если же он произнесёт такбир с намерением совершить именно ту молитву, которую он совершает, молитва станет недействительной, только если он выразит своё намерение вслух.

Исключением является такой случай, когда человек опаздывает на коллективную молитву, если он произнесёт такбир, намереваясь возобновить молитву, но прервёт её. Такой человек одновременно является и возобновившим, и прервавшим молитву ввиду того, что он переходит от молитвы, которая являлась индивидуальной в определённом смысле, к индивидуальной молитве в полном смысле слова.

13. Ошибка (заллят) в чтении Корана.

Слово " заллят" образовано от глагола " залля'', что означает " поскользнуться во время ходьбы". Так же именуется и непреднамеренное совершение запретного, если первоначально человек намеревался совершить нечто дозволенное. В большинстве случаев человек, читающий Коран, не намеревается так или иначе изменять его слова, но бывает, что он делает это по невнимательности, или в силу физической неспособности произносить слова правильно, или случайно, тогда его действия уместно называть " заллят аль-кари'" (ошибка чтеца).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.