Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 7 страница



5. Порицается совершать молитву в одних шароварах, если есть возможность надеть рубаху. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Пусть никто из вас не молится в одной одежде с непокрытыми плечами» (Аль-Бухари).

6. Порицается сначала опускать одежду, а потом накидывать её на плечи вместо того, чтобы надеть её как обычно. Порицается надевать головной убор так, чтобы он закрывал рот молящегося. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк запрещал опускать одежду и прикрывать рот головным убором во время молитвы» (Абу Дауд; аль-Хаким).

Кроме того, человек, опускающий одежду во время молитвы, уподобляется тем, кто проявляет высокомерие.

7. Порицается отвечать на приветствие, делая знак рукой или кивая головой, поскольку это не относится к числу действий, совершаемых во время молитвы.

8. Порицается повязывать голову платком или заматывать чалму так, чтобы макушка оставалась открытой.

9. Порицается намеренно вдыхать запах духов или иных благовоний. Имеются в виду такие случаи, когда человек натирает благовониями то место, которого он будет касаться лицом во время земного поклона, или кладёт рядом с носом нечто приятно пахнущее, чтобы вдыхать запах.

10. Порицается закрывать глаза, если это не является необходимым или не приносит никакой пользы, когда это является проявлением смирения. Порицается также поднимать глаза к небу. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Пророк воскликнул: «Что позволяют себе люди, которые во время молитвы устремляют свои взоры к небу?! ». Голос его при этом был строгим, (а к сказанному) он добавил: «Если они не прекратят поступать так, то непременно лишатся зрения! » (Аль-Бухари).

11. Во время земного поклона порицается направлять пальцы ног или рук не в сторону киблы, поскольку это противоречит сунне.

12. Порицается отказываться от возложения рук на колени во время поясного поклона и от возложения их на бёдра во время сидения, поскольку это противоречит сунне.

13. Порицается класть в рот то, что не растворится и помешает человеку должным образом читать Коран или будет отвлекать его во время молитвы.

14. Без уважительной причины порицается совершать земной поклон, опуская голову на край чалмы или имея на голове другой головной убор, который будет надвинут на лоб, если это помешает ощутить твёрдость земли, поскольку подобные действия указывают на отсутствие должного почтения. Если же уважительная причина имеется, тогда подобные действия порицания не заслуживают. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно, когда мы молились вместе с Пророком некоторые из нас из-за сильной жары расстилали края своей одежды на месте совершения земных поклонов» (Аль-Бухари).

Передают со слов аль-Хасана аль-Басри, что сподвижники Посланника Аллаха часто совершали земные поклоны, пряча руки в рукава одежды, а некоторые из них во время земного поклона опускали голову на чалму или какой-нибудь иной головной убор (Аль-Бухари; 'Абд ар-Раз-зак; Ибн-Абу-Шайба).

15. Порицается молиться на дороге, на бойне, у навозной кучи, на кладбище, в бане, внутри вади, в загонах для таких животных, которые могут причинить человеку вред (например, в загонах для коров и верблюдов), на захваченной земле, на чужой земле без согласия хозяина, а также на крыше Каабы. Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк запрещал совершать молитвы у навозных куч, на бойнях, на кладбищах, посреди дороги, в банях, в загонах для верблюдов, а также на крыше Каабы (этот хадис со слабым иснадом приводят ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Нет ничего дурного в совершении молитвы в том месте бани, которое предназначено для снимаемой одежды или на предназначенном для молитв месте на кладбище, если рядом нет могил, поскольку в противном случае мусульмане уподобятся иудеям и христианам, которые избрали могилы своих Пророков местами для молитв.

16. Порицается молиться, если что-либо отвлекает человека, мешая ему проявлять должное смирение. Имеются в виду такие случаи, когда подаются еда или питьё, возбуждающие аппетит или жажду, или когда человеку необходимо удовлетворить естественные потребности. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха сказал: " Не (следует человеку совершать) молитву ни (в том случае), когда подана еда, ни когда отвращают его (от молитвы позывы к удовлетворению большой или малой нужды)" » (Муслим).

Здесь имеется в виду, что такая молитва будет несовершенной (т. е. неполной).

В том случае, когда молящийся чувствует позывы к удовлетворению естественных потребностей, ему следует прервать молитву, даже если есть основания опасаться, что он уже не сможет вернуться к коллективной молитве. Если же он опасается, что из-за этого будет упущено время обязательной молитвы, тогда прерывать её по возможности не следует. Дело в том, что совершать обязательную молитву раньше или позже установленного для неё времени запретно, отказываться же от порицаемого ради совершения запретного человек не должен.

Если человек оставит свою обувь позади себя в таком месте, где её сохранность не будет обеспечена полностью, это тоже может отвлекать его от молитвы, и поэтому в подобных случаях лучше класть её перед собой.

Отвлекать человека от молитвы может также подсчёт читаемых айатов и произносимых славословий, который ведётся не сердцем, а с помощью загибания пальцев.

17. Порицается, чтобы имам стоял внутри михраба или занимал более высокое место, чем прочие участники коллективной молитвы, поскольку это было бы подражанием людям Писания. Сообщается, что однажды 'Абдуллах бин Мас'уд отказался молиться в михрабе и сказал: «Так делалось в церквях, вы же не уподобляйтесь людям Писания! » (Аль-Баззар).

18. Порицается, чтобы участник коллективной молитвы, который может найти себе место в ряду, стоял в одиночестве позади ряда других молящихся. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Не совершит молитву тот, кто (будет молиться) в одиночестве позади ряда (других молящихся)» (Ибн Хузайма). Здесь имеется в виду, что молитва такого человека не будет совершенной. Сообщается также, что Пророк сказал: «Заполняйте первый ряд, а потом - (каждый) следующий, если же (все ряды заполнить не удастся), пусть останется незаполненным последний ряд» (Абу Дауд). Таким образом, здесь указывается на порицаемость стояния в последнем ряду до заполнения первого, даже если в последнем ряду находится не один человек.

Если человек присоединится к коллективной молитве в то время, когда имам будет совершать поясной поклон, то для того, чтобы успеть совершить этот рака'ат, опоздавшему лучше начать молиться в последнем ряду, чем занять свободное место спереди. Однако ради того, чтобы успеть сделать это, человеку не следует оставаться в одиночестве позади всех. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что однажды Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, пришёл к Пророку в тот момент, когда он совершал поясной поклон (во время молитвы), и (Абу Бакра) тоже склонился в поясном поклоне, но до того, как присоединился к ряду молящихся. Потом он рассказал об этом Пророку, который сказал: «Да увеличит Аллах твоё стремление (к благу), но больше так не делай! » (Аль-Бухари).

Человек может покинуть последний ряд, чтобы заполнить брешь в другом ряду, и люди, которые стоят в последнем ряду, допускают упущение, не делая это.

19. Порицается, чтобы обязанности имама выполнял человек, под руководством которого люди не желают молиться из-за какого-либо присущего ему порицаемого качества или же потому, что кто-нибудь другой среди них более достоин быть имамом. На это указывает хадис Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Не будет услышана молитва троих: беглого раба, пока он не вернётся (к хозяину), женщины, которая отправится спать в то время, когда муж будет ей недоволен, и имама, (руководящего молитвой) тех, кто не желает, (чтобы он делал это)» (Ат-Тирмизи).

Если же люди не желают, чтобы кто-нибудь был для них имамом без уважительных причин, в выполнении обязанностей имама таким человеком ничего предосудительного не будет, поскольку их нежелание, объясняющееся только прихотью, греховно, но за это должны нести ответственность они, а не имам.

20. Порицается, чтобы имам обременял участников коллективной молитвы, затрачивая на чтение Корана и произнесение слов поминания Аллаха больше времени, чем это принято делать согласно сунне. Порицается также проводить молитву настолько быстро, что это не позволит людям должным образом произносить все славословия Аллаху во время поясных и земных поклонов или читать ташаххуд, так как заслуживает порицания всё, что приводит к отступлению от сунны. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть облегчает молитву тот из вас, кто станет проводить её с людьми, ибо, поистине будут среди них больные, слабые и старые. Если же кто-либо будет молиться в одиночестве, пусть (молится), сколько захочет» (Аль-Бухари).

??? ??? ????? ????? ??????? ??? ???? ?????? ??????? ???????? ???? ??? ????? ????? ?????? ?? ???

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно Пророк проводил (коллективную) молитву недолго, но делал это наилучшим образом» (Аль-Бухари).

21. Порицается, чтобы имам побуждал молящихся помогать ему во время чтения Корана. Когда имам испытывает затруднения при чтении и не может продолжать читать, ему следует перейти к поясному поклону, если он уже прочёл достаточно для того, чтобы молитва была действительной. В противном случае он должен перейти к чтению другого айата, не вынуждая молящихся подсказывать ему. Если же он замолчит или станет повторяться, вынудив их сделать это, то совершит нечто достойное порицания, поскольку получится так, что во время молитвы он заставит их совершить лишние действия. Имаму не следует читать то, что он помнит нетвёрдо, чтобы не возникало необходимости подсказывать ему.

22. Порицается читать одно-два слова какой-нибудь суры, а потом прерывать чтение и переходить к другой, или намеренно прерывать чтение какого-нибудь айата и начинать читать следующий, или прекращать чтение короткой суры, читаемой между двумя другими сурами во время совершения одного или двух рака'атов, поскольку это подобно отказу от чтения части Корана или предпочтению одной его части другой. Если же человек поступает так по уважительной причине, тогда его поступок не заслуживает порицания.

В том случае, когда человек переходит к чтению другого айата неумышленно, а потом вспоминает, что не дочитал предыдущий айат, ему следует вернуться к предыдущему айату и дочитать пропущенное. Если же он забудет об этом, считать, что он совершил нечто достойное порицания, не следует.

Порицается всегда читать одну и ту же суру помимо " аль-Фатихи", чтобы невежественные люди не думали, что чтение её обязательно. Исключение составляют такие случаи, когда эта сура читается либо про себя, либо с целью получения благословения благодаря чтению по примеру Пророка. Примером может служить чтение сур " Земной поклон" и " Человек" во время утренней молитвы по пятницам, однако и в таких случаях иногда следует читать не только эти суры.

Порицается без необходимости снова читать одну и ту же суру во время совершения одного или двух рака'атов обязательной молитвы, однако это не распространяется на такие случаи, когда человек не знает по памяти ничего другого. Если же молящийся по забывчивости снова начнёт читать ту же суру, прерывать её чтение не следует. Не возбраняется заново читать ту же суру во время добровольной молитвы, поскольку в этом случае человеку предоставляется большая свобода выбора.

23. Совершая обязательную молитву, порицается читать Коран не по порядку расположения его сур, если только во время совершения первого рака'ата молящийся не завершает чтение Корана. В подобном случае во время второго рака'ата ему следует начать чтение сначала, то есть с чтения айатов суры " Корова" после " аль-Фатихи". Порицаемость беспорядочного чтения объясняется тем, что это является отступлением от такого порядка чтения; которого придерживались все сподвижники. Сообщается, что, когда Ибн Мас'уда спросили о человеке, который читал Коран не по порядку, он сказал: «У него не всё в порядке с сердцем» (Ат-Табарани).

Всё, что было сказано нами выше, касается того, кто свободен в своём выборе, если же человек читает Коран не по порядку по уважительной причине или по забывчивости, не следует считать, что он совершает нечто дурное.

24. Порицается молиться в таких местах, где имеются изображения или изваяния живых существ. На это указывает хадис 'Аиши, сообщившей, что однажды Умм Салама рассказала Посланнику Аллаха о церкви, которую Она видела в Эфиопии и которая именовалась церковью Марии. Когда же она рассказала Посланнику Аллаха о том, что видела там изображения, он сказал: «Когда умирает праведный раб (или: праведный человек) из числа этих людей, они возводят над его могилой храм и расписывают его подобными изображениями. Такие люди являются наихудшими людьми пред Аллахом» (Аль-Бухари).

Сообщается, что 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал одному христианину: «Мы не входим в ваши церкви из-за изображений, которые в них имеются» ('Абд ар-Раззак; аль-Бухари).

Сообщается, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, нередко молился в молельных домах иудеев и христиан, за исключением тех домов, в которых были изваяния (Аль-Бухари).

Наиболее порицается совершать молитву в том случае, когда изображения или изваяния находятся перед молящимся. В меньшей степени порицается молиться, когда изображения или изваяния находятся над ним, справа или слева от него или за ним. Совершение молитвы не является порицаемым, когда к изображениям не проявляют никакого почтения, например, если они имеются на подушках, на которые ложатся люди, или на расстеленном на полу ковре. На это указывает хадис, в котором сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз) я повесила на свою кладовку (сахва) тонкую занавеску, на которой были изображения, когда же Посланник Аллаха вернулся (в Медину) после одного из походов и увидел (эту занавеску), он разорвал её, цвет его лица изменился и он сказал: " О 'Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто (пытается) уподобиться Аллаху в творении! " ».

('Аиша) сказала: «И (после этого) мы разорвали (эту занавеску) и сделали из неё подушку (или: две подушки)» (Аль-Бухари; Муслим).

Порицается молиться перед печью или очагом, где горит пламя или тлеют угли, поскольку это напоминает религиозные обряды огнепоклонников. Если же перед молящимся находится свеча, лампа или фонарь, ничего порицаемого в его молитве нет, так как это не напоминает обряд поклонения. Порицается молиться, обратившись к лицу другого человека. Сообщается, что 'Умар удерживал людей от этого ('Абд ар-Раззак; Ибн Абу Шайба).

25. Независимо от того, является ли имамом человек или совершает индивидуальную молитву, порицается молиться без преграды (сутра) в таком месте, где перед ним может кто-нибудь пройти. На это указывают слова Пророка который сказал: «Когда кто-либо из вас встанет на молитву, пусть молится, обратившись лицом в сторону какой-нибудь преграды и никому не позволяет проходить перед ним» (Ахмад; Абу Дауд; аль-Хаким). Эти слова Пророка следует понимать как побуждение к совершению молитвы перед преградой, а не как веление и вменение этого в обязанность, поскольку в одном из хадисов сообщается, что однажды Пророк совершил молитву в пустыне, не поставив перед собой никакой преграды (Абу Дауд).

В качестве преграды может использоваться небольшая палка, которую молящийся должен воткнуть в землю на расстоянии, достаточном для совершения земного поклона. Если же палки у него нет, он может положить на это место что-нибудь другое. Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк нередко втыкал в землю копьё, в сторону которого обращался во время молитвы (Аль-Бухари).

Нафи' передал, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что Пророк часто опускал на землю перед собой свою верблюдицу и молился, обратившись к ней лицом. (Нафи' сказал): «Я спросил (Ибн 'Умара): " Скажи, а если верблюдица убежит? ". Он ответил: " (В таких случаях Пророк ) брал седло, устанавливал его и молился, обращаясь лицом к его задней части". И точно так же поступал Ибн 'Умар, да будет доволен им Аллах (Аль-Бухари).

Порицается проходить пред молящимся, даже если он ничего не использует в качестве преграды. На это указывает хадис, в котором сообщается, что Абу Джухайм, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха сказал: " Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал, какой (грех) он берёт на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок было бы лучше для него, чем пройти перед ним! " ».

Передатчик (этого хадиса) сказал: «И я не знаю, что именно он сказал: сорок дней, месяцев или лет» (Аль-Бухари).

Предпочтительнее всего молиться рядом со стеной или столбом (колонной). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «После того как муаззин возглашал призыв к молитве, люди из числа сподвижников Пророка спешили занимать места у столбов (мечети), и когда (в мечеть) входил Пророк он видел, как они совершают добровольную молитву в два рака'ата перед вечерней молитвой, заняв эти места» (Аль-Бухари).

26. Во время молитвы порицается наклоняться вправо или влево; имеется в виду такой случай, когда человек стоит на одной ноге, поднимая другую. Если же молящийся поочерёдно опирается то на одну, то на другую ступню, не отрывая их от земли, порицаемым это не является.

Порицается также спешить на молитву бегом. Сообщается, что Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, ) когда мы совершали молитву вместе с Пророком, он услышал (позади себя) шум и крики людей. Закончив молиться, (Пророк ) спросил: В чем дело? ". Они ответили: " Мы спешили на молитву". Тогда он сказал: " (Впредь) не делайте так! Когда идёте на молитву, вам следует вести себя тихо. Совершите (вместе со всеми ту часть) молитвы, на которую вы успели, а пропущенное вами совершите самостоятельно" ».

Соблюдение установленного порядка действий во время молитвы

Человек, который желает приступить к той или иной молитве, должен обратиться лицом к кибле, имея в сердце намерение совершения этой молитвы. Затем ему следует произнести слова " Аллаху акбар"; при этом мужчина должен поднять руки до уровня мочек ушей, а женщина - до уровня плеч.

Если человек не владеет арабским языком, в начале молитвы разрешается использовать другой язык, однако читать Коран следует только по-арабски, иначе чтение будет недействительным. После произнесения " такбират аль-их-рам" мужчина должен стоя сложить руки ниже пупка, возложив правую руку на левую, женщина же складывает руки под грудью, возлагая кисть правой руки на кисть левой.

Сразу же после " такбират аль-ихрам" следует сказать: «Свят Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя /Субхана-кял-лаhумма, ва би-хамди-кя, ва табаракя сму-кя, ва та'аля джадду-кя, ва ля иляhа гайрук/».

После этого молящемуся следует про себя произнести слова " Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана" (А'узу би-Лляhи мин аш-шайтани-р-раджим) и " С именем Аллаха Милостивого, Милосердного" (Би-сми-Лляhи-р-Рахмани-р-Рахим), а затем - прочитать " аль-Фатиху" и ещё что-нибудь из Корана объёмом не менее трёх айатов.

Затем молящийся произносит слова " Аллаху акбар", одновременно склоняясь в поясном поклоне, и возлагает кисти рук на колени, растопыривая пальцы. При этом он должен выпрямить спину так, чтобы голова оказалась на уровне ягодиц, не поднимая и не склоняя голову. В таком положении ему следует по меньшей мере трижды произнести слова " Свят мой Великий Господь /Субхана Раббия-ль-'Азым/".

Затем молящийся должен начать выпрямляться, произнося слова " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами'а-Ллаhу ли-ман хамидаh/", полностью выпрямиться и задержаться в таком положении на короткое время. Начиная склоняться для совершения земного поклона, он должен произнести такбир, опуститься на землю, коснувшись её сначала коленями, потом - руками, а потом - лбом и носом. В этом положении ему следует по меньшей мере трижды произнести слова " Свят мой Высочайший Господь /Субхана Раббия-ль-А'ля/". Если в мечети достаточно свободно, человеку следует немного удалить руки от боков. Во время земного поклона его живот не должен касаться бёдер, а пальцы ног должны быть обращены в сторону киблы. Женщине следует склоняться как можно ниже, не отрывая руки от боков и прижимаясь животом к бёдрам, поскольку это в большей степени способствует сокрытию её тела.

Затем молящийся должен начать выпрямляться, произнося такбир, и в течение короткого времени задержаться в положении сидя между двумя земными поклонами в той же позе, в какой он сидит во время чтения ташаххуда. В это время ему следует обращаться к Аллаху с мольбами о прощении, говоря: «О Аллах, прости меня, помилуй меня, избавь меня, выведи меня на путь истинный и даруй мне средства к существованию /Аллаhумма-гфир ли, вар-хам-ни, ва 'афи-ни, ва h-ди-ни, ва-рзук-ни/».

Затем он должен снова произнести такбир и совершить второй земной поклон, подобный первому, а потом - подниматься на цыпочках, произнося такбир и не опираясь о землю руками, пока полностью не выпрямится стоя. Приступая к совершению второго рака'ата, следует сразу же начинать с чтения " аль-Фатихи", не произнося ни " ду'а ас-сана'", ни " та'аввуз". Наряду с " аль-Фатихой" молящийся должен прочесть из Корана то, что будет для него нетрудно, а потом перейти к совершению поясного и земных поклонов так же, как он делал это во время первого рака'ата.

После совершения двух земных поклонов второго рака'ата молящемуся следует усесться ягодицей на левую ступню и поднять вертикально правую, пальцы которой должны быть обращены в сторону киблы. Правую кисть он должен возложить на правое бедро, а левую - на левое, растопырив пальцы и касаясь коленей их кончиками.

Молящийся читает ташаххуд про себя, сложив пальцы правой руки и совершая движения правым указательным пальцем во время произнесения свидетельства.

Тому, кто совершает обязательную молитву, витр или молитву по примеру сунны Пророка не следует ничего добавлять к словам первого ташаххуда, после которого ему необходимо перейти непосредственно к третьему рака'ату.

Если обязательная молитва состоит из трёх или четырёх рака'атов, то во время третьего и четвёртого рака'ата читается только " аль-Фатиха".

Во время второго сидения (ку'уд) молящийся читает сам ташаххуд так же, как и в первый раз, но затем призывает благословения на Пророка (" ас-саляват аль-ибрахи-мииа" ), после чего обращается к Аллаху с уже приводившимися выше мольбами по примеру Пророка.

Затем молящийся произносит таслим, поворачиваясь направо и налево так, чтобы стоящим сзади была видна белизна его щеки, и произнося слова " Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму 'аляй-кум ва рахмату-Ллаh/". Он должен делать это, чтобы приветствовать находящихся по обе стороны от него людей и ангелов.

Следует отметить, что во время совершения третьего рака'ата витра, равно как и всех прочих рака'атов добровольных молитв, помимо " аль-Фатихи" читается ещё одна короткая сура Корана или же несколько айатов, которые могут служить ей заменой.

Во время первого сидения при совершении молитв, которые совершаются по примеру Пророка, и состоят из четырёх рака'атов, к ташаххуду добавляются " ас-саляват аль-ибрахимийа", когда же человек приступает к третьему рака'ату, ему, как и во время совершения первого рака'ата, следует произнести " ду'а ас-сана'".

Слова поминания Аллаха (азкяр), которые произносятся по примеру

Сунны Пророка после предписанных обязательных молитв

После завершения полуденной, вечерней или ночной предписанной молитвы желательно сразу же приступить к молитве, совершаемой по примеру Пророка (сунна), выждав время, достаточное для того, чтобы сказать: «О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! /Аллаhумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-салям, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам! /» -

????? ??? ?????? ???? ??????? ??????? ?? ?????? ????????

и трижды обратиться к Аллаху с мольбами о прощении. Указанием на это служит хадис, в котором сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Закончив молиться, Посланник Аллаха всегда трижды просил Аллаха о прощении, а потом говорил: «О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! ».

Аль-Ауза'и, одного из передатчиков этого хадиса, спросили: «Как (следует) просить Аллаха о прощении? », (на что) он ответил: «Говори: " Прошу Аллаха о прощении, прошу Аллаха о прощении /Астагфиру-Ллаh, астагфиру-Ллаh/" » (Муслим).

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «После произнесения таслима Пророк всегда оставался сидеть (на своем месте) не больше, чем нужно было для произнесения слов " О Аллах, Ты - Мир и от Тебя - мир, благословен Ты, о Обладатель величия и щедрости! " » (Муслим).

После этого желательно по тридцать три раза сказать " Свят Аллах /Субхана-Ллаh/", " Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Лляh/", и " Аллах велик /Аллаhу акбар/", на сотый раз произнеся слова " Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала, и Он над каждой вещью мощен! /Ля иляhа илля-Ллаhу вахда-hy ля шарикя ля-h. Ля-hу-ль-мульку, ва ля-hу-ль-хамду, ва hува 'аля кулли шай'ин кадир! /".

?? ??? ??? ???? ???? ?? ???? ??? ?? ????? ??? ????? ??? ??? ?? ??? ????

Указанием на это служит хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто в конце каждой молитвы будет по тридцать три раза произносить слова " Свят Аллах", и слова " Хвала Аллаху", и слова " Аллах велик", на сотый раз говоря: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала, и Он над каждой вещью мощен! », простятся его грехи, даже если будут они подобны пене морской» (Муслим).

Помимо этого желательно прочитать айат Трона (айат аль-Курсий), а также суры " Искренность" , " Рассвет" и " Люди" . Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Человеку, который после каждой предписанной молитвы читает аиат Трона, мешает войти в рай лишь (то, что не пришла к нему) смерть» (Ан-Наса'и; Ибн Маджа). В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Скажи: " Он, Аллах, один... " »??? ?????? ???? ???? ???? ... (Ат-Табарани).

Сообщается, что 'Укба бин 'Амир сказал: «Посланник Аллаха велел мне читать суры " Рассвет" и " Люди" после каждой молитвы» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

В различных сводах хадисов приводятся и другие слова поминания, которые желательно произносить после молитв по примеру Пророка.

Вопросы и задания

1. Объясните значение терминов " караха танзихийа" и " караха тахримийа" применительно к действиям молящегося человека.

2. Установите связь между понятиями: порицаемое (макрух), обязательное (ваджиб), дозволенное (халял), запретное (харам), неуклонно исполняемое (фард), желательное (мустахабб).

3. Перечислите действия молящегося, не связанные с молитвами, которые заслуживают порицания.

4. Порицаются ли действия человека, который перед земным поклоном:

- готовит место;

- вытрет пот;

- поправит повязку на больном месте;

- почешется;

- будет обмахиваться краем одежды? Почему?

5. Объясните, почему порицается переплетение пальцев рук человеком, готовящимся к молитве.

6. Попробуйте сформулировать главный критерий, который лежит в основе порицания действия молящегося.

7. Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал: «Тот, кого я любил больше всех, дал мне наставления делать три вещи и запретил мне три других... ». Раскройте закрепленные действия человека во время молитвы и продолжите цитату.

8. Перечислите порицаемые действия молящегося, связанные с его одеянием и головным убором.

9. Объясните, почему порицается отвечать на приветствия другого молящегося, умащивать место поклона благовониями, закрывать глаза (или поднимать их к небу).

10. Кажется естественным при молитве (разговоре с Господом) обратить взор к небесам. Почему это нежелательно (порицается в Исламе)? В других религиях?

11. Перечислите наиболее порицаемые действия молящегося, которые указывают на отсутствие должного почтения к молитвенному ритуалу (Господу).

12. Есть люди, которые из любви к Аллаху молятся истово, стараясь совершить как можно больше поклонов. Как расценивает Ислам эти действия?

13. Иногда люди пытаются сделать молитвенную процедуру более удобной для себя. Всегда ли это порицается?

14. Перечислите места, в которых порицается совершать молитвы. Объясните, почему они несовместимы с проведением молитвы. Какие есть исключения из этого правила?

15. Приведите примеры ситуаций, в которых человек может отвлечься от молитвы? Как можно устранить причины отвлечения от молитвы?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.