|
|||
Ханафитский фикх(2) 13 страницаДобровольные молитвы (навафиль) Добровольными именуются дополнительные молитвы, которые принято совершать до или после предписанных или обязательных молитв по примеру сунны Пророка. Такие молитвы подразделяются на две категории. К первой относятся молитвы, именуемые " ас-сунан ар-раватиб", которые совершаются до или после предписанных молитв. Такие молитвы именуются также " ас-сунан аль-му'аккада", то есть молитвы, совершение которых требуется в большей степени, чем совершение прочих добровольных молитв. Эти молитвы близки к обязательным в том отношении, что человек, который упорствует в своём нежелании совершать их без уважительных причин, достоин того, чтобы его считали грешником и заблудшим. Ко второй категории относятся добровольные молитвы, совершение которых не связано с определённым периодом времени. К числу добровольных молитв категории " ас-сунан ар-раватиб" относятся: а) молитва в четыре рака'ата с одним таслимом, совершаемая перед полуденной молитвой; б) молитва в два рака'ата, совершаемая перед утренней молитвой, а также после послеполуденной, вечерней и ночной молитв. Вышеперечисленные молитвы отнесены к данной категории в силу того, что Пророк сказал: «Тому, кто в течение дня и ночи будет (дополнительно) совершать по двенадцать рака'атов, Аллах построит за это дом в раю». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Любому исповедующему Ислам рабу (Аллаха), который по своей воле ежедневно станет молиться Аллаху Всевышнему, совершая двенадцать рака'атов сверх предписанных молитв, Аллах обязательно построит дом в раю» (Муслим). Из всех перечисленных добровольных молитв наиболее близкой к обязательным является молитва в два рака'ата, совершаемая перед предписанной утренней молитвой, на что указывают уже приводившиеся выше слова Пророка: «Два рака'ата (добровольной) утренней молитвы я люблю больше мира этого и всего, что в нём есть», а также другие его слова: «Не оставляйте эту молитву, даже если за вами будут гнаться всадники» (Абу Дауд). Ввиду этого добровольная утренняя молитва отличается от прочих добровольных молитв тем, что её нельзя совершать сидя без уважительных причин. Кроме того, если такая молитва будет пропущена вместе с предписанной утренней молитвой, её необходимо возместить до полудня, поскольку в одном из достоверных хадисов сообщается, что Пророк возместил ее вместе с предписанной утренней молитвой после восхода солнца, когда люди, находившиеся вместе с ним в пути, проспали эту молитву (Муслим). Если же человек пропустит только добровольную утреннюю молитву, то возмещать её отдельно не следует. Следующей по степени близости к обязательным молитвам является молитва в четыре рака'ата, совершаемая перед полуденной молитвой. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк всегда совершал (дополнительную молитву в) четыре рака'ата перед полуденной молитвой (зухр) и (дополнительную молитву в) два рака'ата перед утренней молитвой (фаджр)» (Аль-Бухари). Если человек не совершит такую молитву перед полуденной молитвой, ему следует совершить её после. Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что если Пророк не совершал молитву в четыре рака’ата перед предписанной полуденной молитвой, он совершал такую молитву после неё (Ат-Тирмизи; Ибн Маджа). Все прочие добровольные молитвы равны между собой. Добровольная молитва, состоящая из четырёх рака'атов, совершается с произнесением одного таслима. Во время первого сидения следует ограничиться чтением ташаххуда. Кроме того, в отличие от остальных добровольных молитв, состоящих из четырёх рака'атов, тому, кто совершает эту молитву, не следует произносить " ду'а ас-сана'", когда он поднимается для совершения третьего рака'ата. Что же касается прочих добровольных молитв из четырёх рака'атов, то совершая их наряду с чтением ташаххуда необходимо призвать благословения на Пророка а в начале третьего - произнести " ду'а ас-сана'" и " та аввуз", поскольку каждые два рака'ата всех остальных молитв в определённом смысле являются отдельной молитвой. Молитва, совершаемая по обету, подобна добровольной молитве, поскольку в основе своей она является добровольной молитвой, которая становится обязательной. Разрешается совершать более четырёх рака'атов с произнесением одного таслима, однако, если речь идёт о добровольной молитве, совершаемой днём, поступать так всё же порицается. Можно совершать добровольную ночную молитву с одним таслимом, однако, если речь идёт о добровольной молитве, совершаемой ночью, поступать так тоже порицается, поскольку нигде не сообщается, что Пророк совершал больше рака'атов, произнося один таслим. Здесь следует исходить из того, что всё, имеющее отношение к религии было ниспослано свыше, совершение же того, что не было ниспослано свыше в качестве указания шариата, по общему мнению улемов, не допускается и является отвергаемым. Молитва, совершенная в ночное время предпочтительнее той, что совершается днем, поскольку совершать её человеку труднее, а Аллах Всевышний сказал: «... отдаляются от постелей бока их; они же взывают к Господу своему со страхом и надеждой и расходуют из того, чем Мы их наделили». ??????????? ??????????? ???? ????????????? ????????? ???????? ??????? ????????? ??????? ????????????? ?????????? ???? По мнению Абу Ханифы, как днём, так и ночью лучше всего совершать добровольную молитву из четырёх рака'атов. Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани считают, что добровольную молитву совершаемую ночью лучше совершать по два рака'ата, завершая её одним таслимом, так как Пророк сказал: «(Во время) молитвы совершаемой ночью (сначала выполняется) два рака'ата, (потом ещё) два (и так далее), а если кто-нибудь из вас станет опасаться (наступления) утра, пусть совершит один рака'ат, что сделает (общее количество совершённых им рака'атов этой) молитвы нечётным» (Аль-Бухари). Имам Абу Ханифа приводил в качестве доказательства другой хадис. Сообщается, что однажды 'Аишу, да будет доволен ею Аллах, спросили: «Как Посланник Аллаха молился во время рамадана? ». Она ответила: " Ни во время рамадана, ни в другие месяцы Посланник Аллаха не совершал (по ночам) молитв более чем в одиннадцать рака’атов. (Сначала) он совершал четыре рака’ата, и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, потом ещё четыре (рака’ата), и не спрашивай (меня) о том, сколь прекрасны и продолжительны они были, после чего совершал ещё три" » (Аль-Бухари). Четыре рака'ата совершать труднее, а награда за них будет больше, и поэтому молиться так лучше. Что касается добровольных молитв, не относящихся к категории " ас-сунан ар-раватиб", то к их числу принадлежит молитва в два или четыре рака'ата, которую всегда желательно совершать вошедшему в мечеть (тахийат аль-масджид) прежде, чем он сядет, за исключением таких периодов времени, когда молиться порицается. Указанием на желательность такой молитвы служит хадис Абу Катады ас-Сулами, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть, пусть совершит молитву в два рака’ата, прежде чем сесть» (Аль-Бухари). ??? ??? ????? ?????? ?????? ?????? ??? ?? ???? Если человек входит в мечеть с намерением совершить предписанную молитву или молиться за имамом и сразу приступает к такой молитве, это служит заменой молитве, совершаемой в знак приветствия мечети. Если кто-нибудь будет входить в мечеть неоднократно, молитву в знак приветствия мечети достаточно совершить один раз в день. Если тот, кто вошёл в мечеть, сначала сядет, совершить такую молитву всё же будет желательно, но лучше сначала совершить молитву, а потом садиться. Если человек не сможет совершить такую молитву из-за осквернения или занятости срочным делом, желательно, чтобы он сказал: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик /Субхана-Ллаh; ва-ль-хамду ли-Лляh; ва ля иляhа илля-Ллаh; ва-Ллаhу акбар/». К числу добровольных относится также молитва, совершаемая после омовения (вуду). Имеется в виду молитва в два рака'ата, совершаемая после омовения, прежде чем кожа успеет высохнуть. На желательность такой молитвы указывают слова Пророка, который сказал: «Рай непременно (послужит) наградой любому мусульманину, который станет совершать молитву в два рака'ата после того, как должным образом совершит омовение» (Муслим). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха сказал Билялу: О Билял, скажи мне, какое из дел, совершенных тобой в Исламе, внушает больше всего надежд, ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, (раздававшийся) передо мной в раю? ". (В ответ на это Билял, да будет доволен им Аллах) сказал: " Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал и предписанную мне молитву, не успев оскверниться" » (Аль-Бухари). К числу таких молитв относится добровольная духа молитва. Наименьшая такая молитва может состоять из двух рака'атов, поскольку Пророк дал Абу Хурайре наставление совершать в это время молитву в два рака'ата. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мой самый любимый друг посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать молитву духа и ложиться спать (только) после совершения витра» (Аль-Бухари). Такая молитва может считаться наиболее полной, если она состоит из четырёх рака'атов, на что указывают слова 'Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Посланник Аллаха всегда совершал молитву духа в четыре рака'ата, (иногда) добавляя к этому столько (рака'атов), сколько было угодно Аллаху» (Муслим). Достоверно известно, что в день завоевания Мекки Пророк совершил в присутствии Умм Хани молитву духа в восемь рака'атов (Аль-Бухари). Также сунной будет считаться совершение молитвы из двух рака'атов после прочтения ночью (салят аль-ляйль кыйам аль-ляйм) предписанной ночной ('иша') молитвы. Если человек не сможет проснуться для молитвы среди ночи, совершать такую молитву можно перед сном. Сообщается, что аль-Мугира бин Шу'ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно во время ночных молитв Пророк стоял (во время) молитвы так долго, что его ступни (или: ноги) опухали, а когда его спрашивали (об этом), он говорил: " Разве не (следует) мне быть благодарным рабом? " » (Аль-Бухари). Желательно совершать молитву в четыре рака'ата перед предписанной послеполуденной молитвой, на что указывают слова Пророка: «Да помилует Аллах того, кто станет совершать четыре (рака'ата) перед послеполуденной молитвой! » (Абу Дауд; ат-Тирмизи). Молитвы в четыре рака'ата желательно совершать до и после предписанных ночных молитв, а также после полуденной молитвы, добавляя два рака'ата к " ас-сунна аль-му'аккада". Желательно также совершать молитву в шесть рака'атов с тремя таслимами после вечерней молитвы. К числу добровольных относится также молитва в два рака'ата, совершаемая в мечети по возвращении домой после поездки. Указанием на это служит хадис Ка'ба бин Малика, да будет доволен им Аллах, который передал, что, когда Посланник Аллаха возвращался (в Медину) после какой-нибудь поездки, он прежде всего заходил в мечеть и совершал там молитву в два рака'ата, а потом садился, чтобы беседовать с людьми (Абу Дауд). К числу добровольных относится также молитва испрашивания благословения (истихара), на что указывает хадис Джабира бин 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «Посланник Аллаха учил нас, как следует просить Аллаха о благословении во (всех) делах подобно тому, как он учил нас (той или иной) суре Корана. Он говорил: " Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два рака'ата, а потом скажет: " О Аллах, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием, и я прошу Тебя придать мне сил Твоим могуществом, и я прошу Тебя оказать мне великую милость, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом! О Аллах, если знаешь Ты, что это дело станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то предопредели его мне, облегчи его для меня и ниспошли мне Твоё благословение в этом. Если же Ты знаешь, что это дело окажется злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой и будущей жизни), то отврати его от меня, и отврати меня от него и, суди мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им /Аллаhумма, инни астахыру-кя би-'ильми-кя, ва астакди-ру-кя би-кудрати-кя ва ас'алю-кя мин фадли-кя-ль-'азым, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру ва та'ляму ва ля а'ляму ва Анта 'Алляму-ль-гуййуб! Аллаhумма, ин кунта та'ляму анна hаза-ль-'амра хайрун ли фи дини, ва ма'аши ва 'акы-бати 'амри ('аджили 'амри ва аджили-hи) фа-кдур-hy ли, ва йассирhу ли сумма барик ли фи-h. Ва ин кунта та'ляму анна hаза-ль-'амра шаррун ли фи дини, ва ма'аши ва 'акыбати 'амри ('аджили 'амри ва аджили-hи) фа-сриф-hy 'ан-ни, ва-сриф-ни 'ан-hy ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна, сумма арды-ни би-h/" ». (А затем Пророк ) говорил: «И (человеку следует) сказать, чего он хочет» (Аль-Бухари). ????? ??? ??????? ?????? ???????? ??????? ?????? ?? ???? ??????? ???? ???? ??? ????? ????? ??? ????? ???? ???? ??????? ????? ?? ??? ???? ?? ??? ????? ??? ?? ?? ???? ?????? ?????? ???? -?? ???: ?? ???? ???? ????? -?????? ??? ??? ??? ???? ?? ??? ????? ?? ?? ?? ???? ?????? ?????? ???? -?? ???: ?? ???? ???? ????? -?????? ??? ??????? ???? ????? ?? ????? ??? ???? ?? ???? ?? К числу добровольных относится также молитва, которую желательно совершать в случае возникновения необходимости в чём-либо (салят аль-хаджа). Передают со слов 'Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кому будет необходимо (попросить) о чем-то либо Аллаха, либо кого-нибудь из людей, (сначала) должным образом совершит омовение (вуду), потом совершит молитву в два рака'ата, потом восславит Аллаха Всевышнего, потом призовёт благословения на Пророка, а потом скажет: «Нет бога, кроме Аллаха, Кроткого, Щедрого; Свят Аллах, Господа Великого Престола; хвала Аллаху, Господу миров! Прошу Тебя (даровать мне) то, что непременно приведёт к проявлению Твоей милости, обязательно позволит заслужить Твоё прощение, послужит защитой от всякого греха, даст возможность во всём проявлять благочестие и избавит от всего греховного; не оставляй ни одного моего греха, которого бы Ты не простил, ни одной тревоги, от которой Ты бы меня не избавил, и ни одного желания, угодного Тебе, которое бы Ты не удовлетворил, о Милосерднейший из милосердных! /Ля иляhа илля-Ллаhу-ль-Халиму-ль-Кяри-му; субхана-Ллаhи, Рабби-ль-'Арши-ль-'Азыми; аль-хамду ли-Лляhи, Рабби-ль-'алямин! Ас'алю-кя муджибати рахма-ти-кя, ва 'аза'има магфирати-кя, ва-ль-'исмата мин кулли забин, ва-ль-ганимата мин кулли биррин, ва-с-салямата мин кулли исм; ля тада' ли занбан илля гафарта-hy, ва ля hам-ман илля фарраджта-hy, ва ля хаджатан hия ля-кя ридан илля кадайта-ha, йа архама-р-рахимин! /» (Ат-Тирмизи). ?? ??? ??? ???? ?????? ??????? ????? ???? ?? ????? ??????? ????? ??? ?? ????????? ????? ????? ?????? ?????? ??????? ??????? ?? ?? ???? ???????? ?? ?? ??? ???????? ?? ?? ???? ?? ??? ?? ????? ??? ?????? ??? ???? ??? ?????? ??? ???? ?? ?? ????? ??? ?????? ?? ???? ???????? К числу добровольных относится и молитва в четыре рака'ата (салят ат-тасбих), во время которых триста раз произносятся славословия (тасбихат). Передают со слов Ибн 'Аббаса и Абу Рафи'а, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды Посланник Аллаха сказал аль-'Аббасу бин 'Абд аль-Мутталибу: «О 'Аббас, о дядя, не дать ли тебе (наставление относительно) десяти вещей? Если ты будешь совершать их, Аллах простит (все) твои грехи - первые и последние, старые и недавние, совершённые по ошибке и намеренно, малые и большие, тайные и явные. (Вот эти) десять вещей: совершай молитву в четыре рака'ата, во время каждого из которых сначала читай " Аль-Фатиху" и ещё одну суру, когда же завершишь чтение, пятнадцать раз произноси слова " Свят Аллах! /Субхана-Ллаhи/", " Хвала Аллаху! /Ва-ль-хамду ли-Лляh! /", " Нет бога, кроме Аллаха / Ля иляhа илля-Ллаh/" и " Аллах велик /Ва-ллаhу акбар/". ????? ???? ?????? ??? ??? ??? ??? ???? ????? ???? Потом соверши поясной поклон, во время которого произнеси эти слова десять раз, потом выпрямись и произнеси их ещё десять раз, потом соверши земной поклон, во время которого произнеси их ещё десять раз, потом выпрямись сидя и произнеси их ещё десять раз, потом соверши ещё один земной поклон и произнеси их ещё десять раз, а потом подними голову и произнеси их ещё десять раз. (Таким образом, в общей сложности во время) одного рака'ата ты произнесёшь эти слова семьдесят пять раз. Поступай так во время каждого рака'ата и, если сможешь, совершай такую молитву один раз в день, если не сможешь, совершай её один раз в неделю, если не сможешь, совершай её один раз в месяц, если не сможешь, совершай её один раз в год, а если не сможешь и этого, то соверши её (хотя бы) один раз в жизни» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа). Возмещение (када') пропущенных молитв Совершение предписанной молитвы позже установленного для неё времени без уважительной причины считается тяжким прегрешением (кяба'ир), состоящим из двух грехов. Первый такой грех есть несовершение молитвы, что искупается её возмещением, вторым же является совершение предписанной молитвы позже установленного времени, что искупается только покаянием и обращением к Аллаху с мольбами о прощении. Уважительной причиной задержки совершения молитвы считается страх перед нападением врага, когда человек не может совершить молитву ни сидя, ни отступая, даже если он и не будет обращаться в сторону киблы. Второй такой причиной считаются опасения врача или сиделки за состояние больного в случае совершения им молитвы. Известно, что совершение молитвы есть обязательное действие, выполняемое в то время, которое установлено для этого шариатом, возмещением (када') пропущенной молитвы является обязательное действие, совершаемое после истечения времени этой молитвы, а повторением (и'ада) - такое же действие, которое совершается либо в установленное время, либо по его истечении. Указанием на это служат слова улемов, которые говорили: «Любую молитву, во время совершения которой было допущено нечто крайне порицаемое, обязательно следует повторить либо в установленное для неё время, либо по истечении его, что касается также любого из обязательных элементов молитвы». Возмещать пропущенные молитвы можно до самого конца жизни в любое время, если не считать трёх его периодов, в течение которых совершать молитвы порицается, о чём уже говорилось выше. Вместе с тем, желательно стараться возмещать пропущенное как можно быстрее. Откладывать возмещение, когда накапливается много пропущенных молитв, разрешается по уважительным причинам, уважительной же причиной считается занятость заботами о детях или удовлетворением потребностей семьи. В подобных случаях возмещать пропущенное следует в свободное время. Возмещение пропущенных молитв предпочтительнее совершения молитв добровольных, за исключением добровольных молитв, относящихся к категории " ас-сунан ар-раватиб", и тех молитв, о которых упоминается в хадисах, например, молитвы в два рака'ата после омовения (вуду), молитвы в два рака'ата в знак приветствия мечети или добровольной молитвы (духа). Возмещение предписанной молитвы относится к числу предписанных (фард) действий, возмещение же обязательных (ваджиб) молитв, например, витра, молитвы, совершаемой по обету, или добровольной молитвы, которая стала недействительной в силу тех или иных причин, рассматривается как обязанность. Указанием на узаконенность возмещения служат соответствующие действия Пророка, а также его слова. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого, (а Аллах Всевышний сказал): «... и твори молитву, чтобы помнить обо Мне» (Аль-Бухари). ... ???????? ??????????? ?????????? ???? Сообщается, что однажды Пророк и его сподвижники, находившиеся в пути, проспали утреннюю молитву. Абу Катада, да будет доволен им Аллах, сказал: «Первым, когда солнце уже показалось, проснулся Посланник Аллаха, а потом в страхе поднялись и мы. (Пророк ) велел: Садитесь верхом, после чего мы сели верхом и тронулись в путь. Когда же солнце поднялось над горизонтом, (Пророк ) спешился и веле мне подать мой сосуд для омовения, в котором было немного воды. Потом он совершил более краткое по сравнению с обычным омовение, а потом Билял возгласил азан, и Посланник Аллаха совершил добровольную молитву в два рака ата и предписанную утреннюю молитву, поступив так же, как он поступал ежедневно" (Муслим). Сообщается, что Джабир бин 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В (один из) дней битвы у рва 'Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вернулся (в лагерь мусульман) после захода солнца и принялся ругать неверных курайшитов, (а потом) сказал: " О Посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную молитву, как солнце начало уходить за горизонт! ". Пророк же воскликнул: " Клянусь Аллахом, а я (вообще) не совершил ее! Затем мы направились в сторону Бутхана и (Пророк как и все) мы, совершил омовение, а когда солнце зашло, он (сначала) совершил послеполуденную молитву, а после этого - вечернюю» (Аль-Бухари). Возмещение пропущенной молитвы подобно её совершению; возмещаются же пропущенные молитвы в порядке очерёдности. Передают со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, что в один из дней битвы у рва многобожники отвлекли Посланника Аллаха, -от совершения четырех предписанных молитв, (освободился же он только после того, ) как с начала ночи прошло столько времени, сколько было угодно Аллаху. По велению (Пророка ) Билял возгласил азан и объявил о начале молитвы, после чего (Пророк совершил пропущенную полуденную молитву. Потом (Билял снова) объявил о начале молитвы, и (Пророк совершил (пропущенную) послеполуденную молитву; потом (Билял снова) объявил о начале молитвы, и (Пророк ) совершил (пропущенную) вечернюю молитву, а потом (Билял снова) объявил о начале молитвы, и (Пророк ) совершил (пропущенную) ночную молитву (Ат-Тирмизй). Возмещать пропущенные предписанные молитвы и витр необходимо в порядке очерёдности их совершения, если для этого имеется достаточно времени, а количество пропущенных молитв невелико. Если же времени мало, то обязанность очерёдности их возмещения снимается, откладывать же предписанную молитву ради возмещения пропущенной не следует. Эта обязанность снимается и в том случае, когда человек забывает о пропущенных молитвах, так как это лишает его возможности возместить их, но Аллах возлагает на человека лишь то, что ему по силам. Эта обязанность снимается и тогда, когда пропущенных молитв набирается много, например, если было пропущено шесть предписанных молитв, не считая витра. Объясняется это тем, что в подобных обстоятельствах необходимо будет повторять одни и те же пропущенные молитвы, и соблюдать очерёдность станет затруднительно. Если пропущенных молитв немного, тому, кто вознамерится возместить пропущенную молитву, следует определить, о какой именно молитве идёт речь. Если же количество их велико, и необходимо возместить, например, пропущенные полуденные молитвы, то человеку следует приступить к возмещению с намерением совершения первой или последней пропущенной полуденной молитвы. Не следует возмещать пропущенные молитвы в присутствии других людей ввиду того, что несвоевременное совершение предписанной молитвы является грехом, и об этом никого не надо ставить в известность. Вопросы и задания 1. Что такое витр и как он совершается? 2. Назовите ваджибы витра. 3. Какой молитвой является витр - общей или индивидуальной? Всегда ли это выполняется? 4. Что обозначается термином " навафиль"? Когда совершаются действия, соответствующие ему? 5. Какие молитвы относятся к категории " ас-сунна - ар-рати ба"? 6. Чем добровольная утренняя молитва отличается от других добровольных молитв? 7. Приведите примеры добровольных молитв, которые по сути являются обязательными. 8. Назовите добровольные молитвы, которые не относятся к " ас-сунан аль-раватиб". Когда их совершают? 9. Что означает слово " ду'а"? Когда и как следует совершать соответствующие ему действия? 10. Повторите вашу любимую добровольную молитву. 11. Что значит слово " кад'а" и с какими действиями оно связано? 12. Почему совершение предписанной молитвы позже установленного времени считается двойным грехом? 13. В какое время можно совершать кад'а и когда нет? 14. Согласны ли вы с утверждением, что возмещение молитвы подобно ее совершению? Почему? Поясните ваш ответ. 15. В каком порядке возмещаются пропущенные молитвы?
Отличительными чертами шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается молиться сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что 'Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка о (том, как мне совершать) молитву. Он сказал: «Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку" » (Аль-Бухари). Если совершение молитвы стоя причинит больному вред, ему разрешается молиться сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы молитва не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги. Уважительной причиной для совершения молитвы сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь усилится, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача-мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он молится стоя. Больной, который в состоянии без вреда для себя простоять часть времени, обязан сделать это, даже если ему придётся опираться на палку или если его будет поддерживать кто-либо из тех, кто обязан ему подчиняться (например, жена, сын или слуга). Объясняется это тем, что человек, который может стоять в течение молитвы, обязан поступать так; тот же, кто может простоять только часть положенного времени, обязан сделать то, что в его силах. Если дорога до мечети настолько ослабит больного, который намерен принять участие в коллективной молитве, что он не сможет стоять, ему следует совершить молитву дома. Если больной не в состоянии совершать поясные и земные или только земные поклоны, ему следует сидя обозначать их наклонами тела. Если больной будет молиться стоя и совершать поясные поклоны, а потом садиться и обозначать земные поклоны наклонами тела, это может служить заменой земным поклонам. Однако лучше, если он будет обозначать такими наклонами и поясные, и земные поклоны, потому что ни стояние, ни поясной поклон сами по себе не являются узаконенными шариатом средствами приближения к Аллаху, а выступают только в качестве средств перехода к земному поклону. Поясные и земные поклоны обозначаются наклонами тела. Склонять голову при обозначении земного поклона следует ниже, чем при обозначении поясного. Для обозначения поясного поклона достаточно самого лёгкого наклона тела, приближать же лоб к земле настолько, насколько это было бы возможно для больного, необязательно. Если больной не в состоянии наклоняться, ему разрешается обозначать поясные и земные поклоны наклонами головы. Если врач предпишет больному в течение нескольких дней лежать ничком, и он не сможет сидеть ни по-настоящему, ни условно, ему следует молиться лёжа и направлять ноги в сторону киблы. Однако при этом он должен поднимать колени, поскольку направлять ноги в сторону киблы, полностью вытягивая их, порицается. В таких случаях под голову необходимо класть подушку, чтобы больной мог обозначать поясные и земные поклоны движениями головы, повернувшись лицом к кибле. Больной может молиться также лёжа на боку и обратившись лицом к кибле, но молиться лёжа на спине предпочтительнее ввиду того, что лицо больного, который лёжа на спине, обозначает поясные и земные поклоны движениями головы, в таком положении будет обращено прямо в сторону киблы. Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить молитву и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами или бровями. Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу» (Малик). Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно (молиться сидя), он может (молиться лёжа), обозначая (поясные и земные поклоны) кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха» (Ат-Табарани).
|
|||
|