Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 3 страница



11. Будет ли считаться действительной молитва человека, который смог найти для прикрытия 'аурата лишь кусок оскверненной ткани? Почему?

12. Приведите примеры, когда:

- молящийся может жестами обозначать поясные и земные поклоны;

- совершить молитву сидя;

- молиться, не сходя с коня;

- молиться, не прикрывая тканью 'аурат.

13. Представьте ситуацию, когда мужчина-мусульманин, желая совершить молитву, может найти лишь небольшой кусок ткани (недостаточный, чтобы прикрыть 'аурат). Как следует ему поступить? Если на его месте окажется женщина?

14. Считается ли молитва человека действительной, если:

- с него упал изар от дуновения ветра и обнажается часть его 'аурата;

- при поклоне лопнула (порвалась) на спине одежда;

- под тонкой тканью обозначилась часть 'аурата?

15. Объясните, как вы понимаете слова Всевышнего: «... верующим предписано (совершать) молитву в определенное время»? О каких молитвах идет речь?

16. Как вы думаете, почему в Исламе так важно соблюдать время совершения обязательных молитв?

17. Представьте, что к вам обратился человек, желающий принять Ислам, с просьбой установить время молитв. Помогите ему:

1. утренняя (фаджр) -

2. полуденная (зухр) -

3. послеполуденная ('аср) -

4. вечерняя (магриб) -

5. ночная ('иша') -

18. Как не ошибиться в определении времени молитв мусульманам, живущим в условиях Крайнего Севера, на Экваторе, на Северном полюсе?

19. Как определить время совершения молитв слепому путнику, группе мусульман, оказавшейся в чужой стране в другом часовом поясе), морякам, терпящим бедствие в бушующем океане, работникам метеостанции в условиях полярной ночи?

20. Перечислите временные промежутки, когда совершение определенных молитв (каких) не одобряется, порицается, запрещено?

 

 

 

 

 

 

Арабское слово " азан" означает " извещение, уведомление". Аллах Всевышний сказал: «В день величайшего хаджжа Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отреклись от многобожников».

????????? ????? ???? ????????????? ????? ? •? •???? ?????? ????????? ?????????? •??? ???? ???????? ????? ??????????????? ?

Узаконенность азана

Азан был узаконен после переселения (хиджра) Пророка из Мекки в Медину, о чём сообщается в хадисе 'Абдуллаха бин 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который сказал: «(В первое время после переселения) в Медину мусульмане, собиравшиеся на молитву, (старались) определить, когда им начинать её, так как никто к ней не призывал. Однажды они стали обсуждать этот вопрос, и некоторые сказали: «Заведите себе такой же колокол, как и у христиан». Другие сказали: «Нет, (лучше) трубу наподобие рога иудеев», что же касается 'Умара, то он сказал: «А не поручить ли вам какому-нибудь человеку призывать (других) к молитве? ». И тогда Посланник Аллаха велел: «О Билял, встань и призови (людей) к молитве! » (Аль-Бухари).

Здесь под призывом имеется в виду не общеизвестный азан, а просто уведомление людей о наступлении времени молитвы.

В том виде, в каком он известен ныне, азан был узаконен позднее, после того как 'Абдуллах бин Зайд, да будет доволен им Аллах, увидел азан во сне. Сообщается, что 'Абдуллах бин Зайд сказал: «(Однажды) я увидел (во сне) человека, который был одет в две зелёные одежды и нёс с собой колокол, и спросил его: «О раб Аллаха, продашь ли ты этот колокол? ». Он спросил: «А что ты будешь с ним делать? ».

Я ответил: «Призывать с его помощью на молитву». Тогда он сказал: «Не указать ли тебе на то, что лучше этого? ». Я спросил: «А что это? ». Он сказал: «Говори: " Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик, Аллах велик /Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар/. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах, аш-хаду алля иляха илля-Ллах/. Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха, свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах, ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/. Спешите на молитву! Спешите на молитву! /Хаййа 'аля-с-салят! Хаййа 'аля-с-салят! / Спешите к спасению! Спешите к спасению! /Хаййа 'аля-ль-фалях! Хаййа 'аля-ль-фалях! / Аллах велик, Аллах велик /Аллаху акбар, Аллаху акбар/. Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/".

(Передатчик этого хадиса сказал): «После этого 'Абдул-лах бин Зайд явился к Посланнику Аллаха и рассказал ему о том, что увидел во сне».

'Абдуллах бин Зайд сказал: «(Выслушав меня, ) Посланник Аллаха сказал: «Поистине, ваш товарищ видел сон. Ступай же в мечеть вместе с Билялом и расскажи ему этот сон, а потом пусть Билял провозгласит призыв, ибо у него более высокий голос, чем у тебя». После мы с Билялом пошли в мечеть, где я стал передавать ему (то, что слышал во сне), а он (громко) произносил эти слова. Это услышал 'Умар бин аль-Хаттаб, который пришёл (к Пророку ) и сказал: «О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я видел во сне то же, что и он! » (Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Хузайма).

Суждение (хукм) об азане и икамате

Азан и икамат являются сунной для пятикратных молитв (индивидуальных (мунфарид) и коллективных (джама'ат), своевременно выполняемых ('ада'), и их возмещений (када'), постоянно живущих (мукым) на одном месте и находящихся в пути (мусафир) мужчин. Женщинам делать это порицается (макрух), поскольку в хадисе, передаваемом со слов Ибн 'Умара, сообщается, что Пророк, сказал: «Женщинам не следует возглашать ни азан, ни икамат» (Аль-Байхаки).

Перед молитвой, проводимой по случаю праздника ('ид) солнечного, а также лунного (кусуф) затмения азан не возглашается. Указанием на это служит хадис Джабира бин Самуры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я не раз и не два совершал с Посланником Аллаха молитвы, перед которыми не возглашались ни азан, ни икамат» (Муслим).

Сообщается также, что 'Абдуллах бин 'Амру бин аль-'Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда при жизни Посланника Аллаха произошло солнечное затмение, был возглашен (следующий) призыв: «Общая молитва! /Ас-саляту джами'атан! /» (Аль-Бухари; Муслим). Азан не возглашается перед обязательной молитвой витр, поскольку азан перед ночной молитвой ('иша') является уведомлением о наступлении времени витра, как не возглашается и перед добровольными молитвами (нафиля), поскольку они связаны с обязательными.

В том случае, когда человек молится в своём доме в городе, от азана и икамата можно отказаться. Сообщается, что однажды Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, вместе со своими товарищами совершил у себя дома молитву без азана и икамата, а потом сказал: «Достаточно того икамата, который возглашается в городе» (Ат-Табарани; Мухаммад бин аль-Хасан).

Тогда, когда человек будет возмещать пропущенную молитву, он может произнести слова азана и икамата. Передают со слов 'Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда Посланник Аллаха (вместе со своими сподвижниками) находился в пути, они проспали утреннюю молитву и проснулись только от жара солнца. Встав ото сна, они немного подождали, пока солнце не поднялось, а потом (Пророк ) велел муаззину (провозгласить азан), и тот сделал это, после чего (Пророк ) совершил молитву в два рака'ата (маснуна), (которую он обычно совершал) перед обязательной утренней молитвой. Затем (муаззин) произнёс слова икамата, и (люди вместе с Пророком ) совершили утреннюю молитву (Абу Дауд).

Если человек пропустил несколько молитв, то азан возглашается только перед возмещением первой пропущенной молитвы, а слова икамата произносятся перед каждой из пропущенных молитв. Указанием на это служит хадис Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «(В один из) дней битвы у рва многобожники отвлекли Пророка от совершения четырех молитв. Когда прошла уже часть ночи, Билял по велению Пророка сначала возгласил азан, а потом икамат, и Пророк совершил полуденную молитву. Затем Билял снова возгласил икамат, и Пророк совершил послеполуденную молитву; затем Билял снова возгласил икамат, и Пророк совершил вечернюю молитву, а затем Билял возгласил икамат, и Пророк совершил ночную молитву» (Ахмад; ат-Тирмизи; ан-Наса'и).

Если человек возмещает пропущенные молитвы в мечети, ему следует отказаться от азана, чтобы не мешать другим, за исключением таких случаев, когда он молится в одиночестве и возглашает азан так, что это слышно только ему самому.

Следует отметить, что возмещать пропущенную молитву в мечети порицается (макрух), поскольку откладывание (та'хыр) молитвы является прегрешением, и совершать его открыто не следует.

Как следует произносить азан и икамат

В начале азана четырежды произносятся слова " Аллаху акбар". При первом произнесении такбира буква " р" в слове " акбар" не огласовывается или соединяется со вторым такбиром. В случае соединения буква " р" огласовывается фатхой  ввиду соединения двух согласных, огласовывать же её касрой не следует из уважения к слову " Аллах". Огласование буквы " р" даммой противоречит Сунне «Аллаху акбарал-Лаху акбар».

????? ? ???????? ???? ? ????????

Азан следует произносить красивым голосом, но не петь. Не разрешается изменять фразы азана, добавляя к ним огласовки (харакят) или буквы (харф), будь то начало или конец слов.

Кроме того, во время призыва к утренней молитве после слов " Спешите к спасению" дважды произносятся слова " Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрум мин ан-наум! /".

?????????? ?????? ???? ????????? ?????????? ?????? ???? ?????????

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Согласно сунне после произнесения муаззином (фразы) " Спешите к спасению! Спешите к спасению! " во время призыва к утренней молитве он должен сказать: " Молитва лучше сна! " » (Ибн Хузайма; ад-Даракутни).

Аллаhу акбар Аллаhу акбар

Аллаhу акбар Аллаhу акбар

Ашhаду алля иляhа илля-Ллаh

Ашhаду алля иляhа илля-Ллаh

Ашhаду анна Мухаммадар расулю-Ллаh

Ашhаду анна Мухаммадар расулю-Ллаh

Хаййа'аля-с-саляh!

Хаййа'аля-с-саляh!

Хаййа'аля-ль-фалях!

Хаййа 'аля-ль-фалях!

Аллаhу акбар Аллаhу акбар

Ля иляhа илля-Ллаh

????? ? ???????? ???? ? ????????

????? ? ???????? ???? ? ????????

???????? ???? ??? ????? ?????? ???? ?

???????? ???? ??? ????? ?????? ???? ?

???????? ????? ?????????? ??????? ???? ?

???????? ????? ?????????? ??????? ???? ?

????? ????? ??????????

????? ????? ??????????

????? ????? ??????????

????? ????? ??????????

????? ? ???????? ???? ? ????????

??? ????? ????? ???? ?

Аллах велик, Аллах велик

Аллах велик, Аллах велик

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха,

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха

Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха,

Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха

Спешите на молитву!

Спешите на молитву!

Спешите к спасению!

Спешите к спасению!

Аллах велик, Аллах велик

Нет бога, кроме Аллаха

По форме икамат идентичен азану, если не считать того, что после слов " Спешите к спасению! " во время икамата дважды повторяются слова " Молитва началась /Кад каматис-саляh/".

???? ??????? ?????????? ???? ??????? ?????????

Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что 'Абд ар-Рахман бин Абу Ляйля сказал: «Сподвижники Мухаммада сообщили мне, что, увидев во сне азан, 'Абдуллах бин Зайд явился к Пророку и рассказал ему о своём сне. (Выслушав его, Пророк) сказал: «Научи этому Биляла», после чего тот по два раза произнёс (все фразы) азана и икамата, присев (между азаном и икаматом)» (Ибн Абу Шайба; ат-Тахави; аль-Байхаки).

Многие улемы считали, что все фразы икамата, за исключением слов " Молитва началась", следует произносить по одному разу, и приводили в качестве доказательства хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Билялу было велено повторять слова азана чётное число раз, а слова икамата - нечётное, кроме слов: " Молитва началась" » (Аль-Бухари).

Для того, чтобы объединить этот хадис с другими достоверными хадисами, передаваемыми со слов Биляла и Абу Махзуры, да будет доволен Аллах ими обоими, и указывающими на необходимость произнесения фраз икамата чётное число раз, следует считать, что в данном хадисе речь идёт о том, что нечётное количество раз фразы икамата следует произносить громко, каждый раз произнося их на одном дыхании.

Муаззин должен произносить слова азана и икамата, повернувшись лицом к кибле, о чём говорится в некоторых версиях хадиса, который передаётся со слов 'Абдуллаха бин Зайда.

При произнесении слов " Спешите на молитву! " муаззин, который призывает людей на молитву или объявляет о её начале, должен повернуть голову направо, а при произнесении слов " Спешите к спасению! " - налево, поскольку он обращается к людям, а это значит, что ему следует повернуться к ним лицом. Кроме того, во время призыва на молитву муаззин может заткнуть уши большими пальцами, так как это усиливает голос.

Сообщается, что Абу Джухайфа сказал: «Я видел, как Билял призывал людей на молитву, произнося слова, когда он поворачивался то в одну, то в другую сторону, и не отрывая больших пальцев от ушей» (Ахмад; ад-Даракутни).

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «И я стал следить, как он поворачивается направо и налево, произнося слова " Спешите на молитву! Спешите к спасению! " » (Муслим).

Во время произнесения азана или икамата муаззину порицается говорить что-нибудь ещё, и даже если к нему обратятся с приветствием, он не должен на него отвечать. Дело в том, что азан и икамат, подобно хутбе, относятся к числу важных видов поминания Аллаха, тогда как произнесение любых лишних слов является проявлением неуважения и нарушением установленного порядка.

Порицается призывать людей на молитву сидя на полу или верхом, за исключением таких случаев, когда муаззином является путник, которому необходимо продолжать свой путь. По единодушному мнению улемов, сунне соответствует произнесение азана стоя.

Порицается, чтобы людей на молитву призывал человек, который находится в состоянии большого осквернения (джунуб). В подобном случае призыв на молитву следует повторить. Если же человек находится в состоянии малого осквернения (хадас), то возглашение им азана допускается.

Призывать людей к молитве не должны женщины, пьяные, безумцы или неразумные дети, если же кто-либо из них сделает это, призыв необходимо повторить.

Муаззину, который призывает людей на молитву, следует произносить фразы азана, отделяя их одну от другой, иначе говоря, умолкая на некоторое время после каждой из них, тогда как фразы икамата произносятся одна за другой без пауз.

Также порицается переходить сразу же от азана непосредственно к икамату, за исключением таких случаев, когда дело касается вечерней молитвы. После азана муаззин должен выждать время, которого будет достаточно для прочтения трёх коротких айатов Корана. Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «После призыва на молитву муаззин Пророка умолкал и начинал произносить икамат тогда, когда видел, что пришёл Пророк (Ахмад; аль-Хакйм).

Если говорить о прочих молитвах, то необходимость перерыва между азаном и икаматом объясняется тем, что, в отличие от вечерней, перед всеми остальными обязательными молитвами принято совершать добровольные молитвы.

Не разрешается призывать людей на молитву до наступления установленного для неё времени, поскольку человек, поступающий подобным образом, вводит людей в заблуждение.

Что касается азана Биляла, да будет доволен им Аллах, который он возглашал до первых проблесков зари, то делалось это не по причине наступления времени утренней молитвы, а по иным соображениям, например, для того чтобы разбудить спящих, предупредить постящихся о наступлении сухура и отвлечь молящихся от совершения добровольных ночных молитв. На это указывает хадис Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, передавшего, что Посланник Аллаха сказал: «Призыв к молитве, возглашаемый Билялом, ни в коем случае не должен мешать никому из вас есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана (или: призывает) ночью, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и разбудить спящих» (Аль-Бухари).

Таким образом, азан, который возглашается до зари, не может служить заменой призыву на утреннюю молитву, поскольку в соответствии с шариатом этот призыв произносится после появления зари. Передают со слов Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «(Когда) Билял станет произносить азан ночью, (продолжайте) есть и пить, пока призыв не начнет возглашать Ибн Умм Мактум».

(Передатчик этого хадиса) сказал: «А он был слепым и не начинал призывать к молитве, пока ему не говорили: " Светает, светает! " (Аль-Бухари).

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Азан никогда не возглашали, пока не занималась заря» (Ибн Абу Шайба).

Предпочтительнее (афдаль), чтобы муаззин был из числа местных жителей.

Ответ (иджабат) муаззину

Любому мусульманину, услышавшему слова азана, следует умолкнуть, даже если он читает Коран, и начать повторять все слова муаззина. Кроме того, услышав слова " Спешите на молитву! Спешите к спасению! ", следует сказать: «Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха /Ля хауля ва ля куввата илля би-Лляh/»

??? ?????? ?? ?? ??????? ?????? ???????

а после слов муаззина " Молитва лучше сна! ", которые произносятся во время утреннего азана, следует сказать: «Ты сказал правду, а я повинуюсь /Садакта ва барарту/», или: «Сбывается то, чего желает Аллах /Ма ша'а-Ллаhу кяна ва ма лям яша'лям якун/»

??? ??? ?? ?????????? ?? ??? ???? ??????? ???? ??????

Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Когда услышите призыв (к молитве), повторяйте то, что говорит муаззин» (Аль-Бухари).

Передают со слов 'Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если муаззин скажет: " Аллах велик, Аллах велик", а любой из вас скажет: " Аллах велик, Аллах велик", и если (муаззин) скажет: " Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха", а (любой из вас) скажет: " Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха", и если (муаззин) скажет: " Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха", а (любой из вас) скажет: " Свидетельствую, что Мухаммад - Посланник Аллаха", и если (муаззин) скажет: " Спешите на молитву! ", а (любой из вас) скажет: " Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха", и если (муаззин) скажет: " Спешите к спасению! ", а (любой из вас) скажет: " Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха", и если муаззин скажет: " Аллах велик, Аллах велик", а любой из вас скажет: " Аллах велик, Аллах велик", и если (муаззин) скажет: " Нет бога, кроме Аллаха", а (любой из вас) скажет: " Нет бога, кроме Аллаха", (и если всё это человек) будет говорить от сердца, он войдёт в рай» (Муслим).

Закончив повторять слова азана, мусульманину следует призвать благословение (салават) на Пророка, а потом обратиться к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он привёл его к Василе (ду'а аль-Василя). Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Амра бин аль-'Аса; да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк сказал: «Когда услышите (призыв) муаззина (к молитве), повторяйте то, что он говорит, потом призовите на меня благословение, ибо, поистине, того, кто призовёт на меня благословение один раз, Аллах благословит десять раз, а потом попросите Аллаха, чтобы Он привёл меня к Василе, ибо она является таким положением, занимать которое достоин один из рабов Аллаха, и я надеюсь, что им стану я; тот же, кто попросит привести меня к Василе, получит право на заступничество (шафа'ат)» (Муслим).

Об этой мольбе говорится и в хадисе Джабира бин 'Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения право на моё заступничество получит тот, кто, выслушав слова азана, будет говорить: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к Василе и высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему! /Аллаhумма, Рабба hазиhи-д-да'вати-т-таммати ва-с-саляти-ль-ка'имати, ати Мухаммаданиль-Василята ва-ль-фа-дылята ва-б'ac-hy макаман махмудан-и-ллязи ва'адта-hy! /» (Аль-Бухари).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк также сказал: «... поистине, Ты не нарушаешь обещании! /Иннакя ля тухлифуль ми'ад/» (Аль-Байхаки).

??????????? ????? ?????? ??????????? ??????????? ?? ?????????? ???????????? ???? ?????????? ???????????? ?? ???????????? ??????????

??????? ?????????? ???????? ?? ???????? ?????? ??????????? ??????????

Слова Пророка " Когда услышите (призыв) муаззина (к молитве), повторяйте то, что он говорит... " указывают на то, что отвечать муаззину обязательно, поскольку обязательность является очевидным смыслом веления. Кроме того, в данном случае в контексте нет ничего, что указывало бы на необязательность этого, если не считать слов " потом призовите на меня благословение" и слов " а потом попросите Аллаха, чтобы Он привёл меня к Василе". Такие слова могут указывать на необязательность, поскольку они относятся к числу фраз, побуждающих людей к снисканию награды Аллаха и обычно используемых в тех случаях, когда дело касается желательных вещей. Вот почему некоторые улемы считали, что отвечать муаззину вслух не обязательно, а желательно.

5. Обращение к кибле.

Указанием на обязательность обращения лицом к кибле во время совершения молитв служат слова Аллаха, Который сказал: «Мы видели, как лицо твоё обращается к небу, и Мы непременно обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Повернись же лицом к Запретной мечети, и где бы вы ни были, поворачивайтесь к ней лицами ».

???? ?????? ???????? ???????? ??? ??????????? ? ?? •?????????????? ???????? ?????????? ? ??????? ???????? ?????? ???????????? ??????????? ? ???????? ??? ??????? ????????? ??????????? ????????? ?

Тот, кто находится в Мекке, обязан повернуться к Каабе лицом.

Если человек находится за пределами Мекки, он должен обратиться в сторону Мекки, поскольку обязанности вменяются в соответствии с возможностями.

Кааба является названием места, где было построено здание храма, а если бы его стены были возведены в другом месте, то обращаться к этому храму во время молитвы было бы непозволительно. Нельзя также обращаться во время молитвы к аль-Хатыму, поскольку о том, что аль-Хатым является частью Каабы, нам известно только из одного сообщения, обязательность же обращения лицом к Каабе определяется содержанием соответствующего айата Корана, а то, что установлено в силу указания, имеющегося в Коране, нельзя заменять тем, что содержится в одном сообщении, из предосторожности.

Если вовремя молитвы человек не в состоянии обратиться к кибле, ему следует молиться, повернувшись туда, куда он может повернуться, поскольку обязанности вменяются в соответствии с возможностями, а затруднения следует устранять. То же самое относится и к таким случаям, когда болезнь не позволяет человеку самому обратиться к кибле и рядом с ним нет никого, кто помог бы ему сделать это, или когда человек здоров и может повернуться в нужном направлении, но боится, что если он сделает это, то с другой стороны на него нападёт враг или дикий зверь. В подобных случаях молящийся может не поворачиваться лицом к кибле. Сообщается, что, описывая молитву, которая совершается под воздействием страха, 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если же страх будет сильнее этого, то молитесь стоя или сидя верхом независимо от того, обратились вы лицами к кибле или нет» (Аль-Бухари).

Не обязан обращаться лицом к кибле всадник, совершающий добровольную молитву за пределами города. Указанием на это служит хадис Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал, что Посланник Аллаха часто совершал добровольные молитвы верхом независимо от того, в какую сторону направлялась его верблюдица. В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «(Находясь в пути), Посланник Аллаха обычно совершал добровольные молитвы и обязательные витр верхом на своей верблюдице, в какую бы сторону она ни направлялась, но предписанных обязательных молитв верхом он не совершал» (Муслим).

Узнать о том, в каком направлении находится кибла, можно по михрабам мечетей, если же мечетей поблизости нет, следует спросить об этом у местных жителей из числа тех, свидетельство которых относительно религиозных делах может быть принято; Не принимаются на веру сообщения неверных, нечестивцев (фасик) и детей, за исключением таких случаев, когда есть основания полагать, что они, скорее всего, говорят правду.

Если человек находится в пустыне или в море, ему следует определять направление киблы по звёздам, ведь Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, Кто создал для вас звёзды, чтобы вы находили по ним путь во мраке на суше и на море; Мы подробно разъяснили знамения людям знающим ».

?????? ??????? ?????? ?????? ?????????? ????????????? ????? ??? ????????? ????????? ???????????? ? ???? ????????? ????????? ???????? ??????????? ????

Кроме того, делать это можно с помощью навигационных приборов.

В том случае, когда никаких средств определения направления киблы в наличии не имеется, человек должен попытаться сделать это путём умозаключений и молиться, обратившись в ту сторону, где, по его мнению, должна находиться кибла. Если же по завершении молитвы человек узнает, что он ошибся при определении нужного направления, повторять эту молитву не следует, поскольку он сделал всё, что было в его силах. Сообщается, что Му'аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, находясь в пути вместе с Посланником Аллаха мы совершили молитву, обратившись не в сторону киблы. В это время небо было покрыто тучами, а после завершения молитвы и произнесения таслима показалось солнце. Мы стали говорить: " О Посланник Аллаха, во время молитвы мы обращались не в сторону киблы! " - на что он ответил: " Ваша молитва по праву была вознесена к Всемогущему и Великому Аллаху" » (Ат-Табарани).

Если во время молитвы человек узнает, что он ошибся, определяя направление киблы, ему следует повернуться в нужном направлении, не прекращая молиться. Сообщается, что 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды, когда люди совершали утреннюю молитву в Кубе, к ним явился один человек и сказал: «Сегодня ночью Посланнику Аллаха ниспосылались (айаты) Корана, и ему было велено обращаться лицом к Каабе (во время молитвы), так обратитесь же к ней и вы». До этого лица их были обращены в сторону Шама, (но выслушав его, ) они повернулись к Каабе (Аль-Бухари).

Недействительной станет молитва человека, который сначала постарается самостоятельно определить направление киблы и выберет какую-нибудь из сторон света, а потом откажется от своего выбора и обратится в другую сторону, даже если впоследствии выяснится, что во второй раз его выбор оказался правильным. Объясняется это тем, что ему следовало молиться, повернувшись в ту сторону, которую он выбрал первоначально, однако он отказался от этого, в силу чего его молитва стала недействительной, несмотря на то что он молился, обратившись в сторону киблы, как и положено поступать. Поскольку правильное направление было выбрано позднее, этот человек стал подобен тому, кто молился, обращаясь в сторону Каабы, до того, как ему было велено обращаться к ней, а потом получил такое веление. Таким образом, этот человек должен повторить свою молитву ввиду отказа от совершения того, что он был обязан сделать.

Непозволительно приступать к молитве в том случае, когда человек, которому неясно, в каком направлении находится кибла, не предпринял никаких усилий для выяснения этого. Причина заключается в том, что он был обязан постараться определить направление киблы, но не сделал этого. Такие молитвы следует повторять во всех случаях, за исключением тех, когда впоследствии выясняется, что человек угадал нужное направление, поскольку им было достигнуто то, ради чего выяснение вменяется каждому, кто собирается совершить молитву. Выяснение вменяется в обязанность не само по себе, а ради иной цели, которая, в отличие от предыдущего случая, была достигнута. Дело в том, что изменение направления, которое первоначально было выбрано в результате выяснения, делает молитву недействительной. Это аналогично таким случаям, когда человек совершает молитву в одежде, которую считает нечистой, а потом выясняется, что она была чиста, или когда он молится, считая, что время, установленное для данной молитвы, ещё не настало, или когда он молится, считая, что находится в состоянии малого осквернения, а потом выясняется, что его предположения не соответствуют действительности. Во всех таких случаях молитва становится недействительной.

Допускается совершение молитвы несколькими людьми, которые в результате выяснения пришли к разным выводам о наиболее вероятном направлении киблы и повернулись в разные стороны, если каждый из них совершает индивидуальную молитву. Если же молитва являлась коллективной, молитва того, кто сознательно обратился не в ту сторону, в которую обратился имам, будет недействительной. Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Находясь в пути, мы молились вместе с Посланником Аллаха. Однажды, когда небо закрыли тучи, мы попытались определить направление киблы, но разошлись во мнениях. После этого все мы решили молиться по отдельности и стали проводить перед собой линии, чтобы знать, какие места мы занимаем. Затем мы рассказали об этом Пророку он не повелел нам повторить эту молитву» (этот хадис со слабым иснадом приводит аль-Хаким).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.