Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ханафитский фикх(2) 2 страница



Если посыпать почву, на которую попало что-то нечистое, чистой землёй, в результате чего запах будет ощущаться в меньшей степени, совершать молитву на таком месте разрешается.

Не допускается совершение молитвы на нечистом месте, когда на нём расстилают тонкую ткань, сквозь которую видно то, что под ней находится, или ощущается запах нечистого. Если же ткань является плотной, совершать на ней молитву можно.

Можно молиться на досках, нижняя часть которых осквернена, а верхняя часть является чистой.

3. Необходимость прикрывания того, что именуется 'аурат.

В обычном словоупотреблении слово " 'аурат" означает " слабость, недостаток; то, что необходимо скрывать; то, чего стыдятся". В качестве шариатского термина это слово используется для обозначения тех частей тела, которые обязательно прикрываются во время молитвы.

Указанием на обязательность этого служат слова Всевышнего: «Украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов... ».

????????? ??????? ??????? ??????????? ????? ????? ???????? ...

Здесь под украшением подразумевается одежда, которая используется для прикрывания тела.

Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах примет молитву лишь той (половозрелой) женщины (хайд), на которой будет покрывало» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).

Указанием на то, что прикрывать такие места обязательно, является и единодушное мнение улемов, ибо ни один из имамов против этого не возражал.

Человек, который приступил к молитве, стоит пред своим Господом и ведёт с Ним тайную беседу. Это значит, что он обязан проявлять почтение по отношению к своему Покровителю и соблюдать необходимые правила приличия, прикрывая определенные места. Это необходимо делать ради самой молитвы, а не из страха перед тем, что во время молитвы кто-нибудь увидит эти места. Вот почему все улемы считают, что если обнажённый человек, который имеет возможность прикрыться должным образом, совершит молитву в тёмном месте, его молитва будет недействительной.

Во время молитвы у мужчины должно быть прикрыто всё, что находится ниже пупка и выше колен (пупок не относится к тому, что обозначается термином " 'аурат" ). Указанием на это служит хадис 'Амра бин Шу'айба, который передал слова своего отца, сообщившего, что его дед сказал: «Велите детям своим молиться, начиная с семилетнего возраста, наказывайте их за это, начиная с десяти лет, и укладывайте их спать отдельно. Если же кто-нибудь из вас женит своего раба, или выдаст замуж свою рабыню, или женит своего слугу, то рабыня такого человека уже не должна смотреть на его 'аурат, к чему относится всё, что находится ниже пупка и выше колен» (Ахмад; ад-Даракутни).

Известно, что Пророк запрещал обнажать бёдра. Мухаммад бин 'Абдуллах бин Джахш передал, что однажды Пророк прошёл рядом с Му'аммаром, да будет доволен им Аллах, который сидел во дворе мечети, обхватив руками колени. Часть его бедра была видна из-под одежды, и Пророк сказал ему: «Прикрой своё бедро, о Му'аммар, ибо бедро есть 'аурат» (Ахмад; аль-Хаким; ат-Табарани).

Передают, со слов Джурхуда, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда бедро его было обнажено, Пророк, который проходил мимо, сказал ему: «Прикрой своё бедро, ибо это часть - 'аурат» (Малик; Ахмад; Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Хиббан).

Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Бедро есть 'аурат» (Аль-Бухари; ат-Тирмизи).

В передаваемом со слов Анаса, да будет доволен, им Аллах, рассказе о взятии Хайбара, сообщается, что он сказал: «Когда Посланник Аллаха повел войска на Хайбар, мы совершили утреннюю молитву в предрассветном сумраке поблизости от (этого оазиса), после чего Пророк и Абу Тальха сели верхом, а я сел в седло позади Абу Тальхи. Затем Пророк Аллаха быстро проехал по одной из улочек Хайбара, и при этом мое колено касалось бедра Пророка. А потом изар (Пророка завернулся), обнажив его бедро, и я увидел белизну бедра Пророка Аллаха » (Аль-Бухари).

Это произошло случайно в толпе во время нападения на врага, а не по воле Пророка. В иных обстоятельствах Пророк не имел обыкновения обнажать бедра, если у него была возможность прикрыть их. Указанием на это является другая версия сообщения Анаса: он сказал, что «... и изар спал с бедра Пророка » (Муслим).

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды, когда Посланник Аллаха бёдра (или: голени) которого были обнажены, лежал на боку у меня дома, Абу Бакр попросил разрешения войти, и (Пророк ) позволил ему сделать это, а сам остался в том же положении» (Муслим).

Однако это сообщение не может служить доказательством того, что обнажать бёдра разрешается, поскольку его передатчик не знал точно, что было обнажено - бёдра или голени. Ввиду этого некоторые мухаддисы относили данный хадис к категории " мудтариб" . Кроме того, хадисы такого рода касаются отдельных вопросов и определённых обстоятельств, а это позволяет предполагать, что они носят частный характер. Если же говорить о хадисах, в которых упоминается о прямых велениях прикрывать бёдра как часть 'аурата, то они подобных предположений не допускают, поскольку эти хадисы содержат в себе установления шариата, действие которых распространяется на всех. Это значит, что использовать их как практическое руководство предпочтительнее.

Что касается женщины, то всё её тело, за исключением лица и кистей рук есть 'аурат. Указанием на это служит приведенный выше хадис 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Аллах примет молитву лишь той (половозрелой) женщины, на которой будет покрывало». Сообщается также, что Пророк, сказал: «(Всё тело) женщины есть 'аурат, и когда она появляется (на людях), шайтан привлекает к ней взоры (людей)» (Ат-Тирмизи).

Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Посланник Аллаха совершал утреннюю молитву (фаджр) (в мечети), с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи, когда возвращались к себе домой, и никто не мог узнать их в предрассветных сумерках» (Аль-Бухари).

Шейхи расходились во мнениях относительно ступней женщин, но правильнее всего считать, что к 'аурату они не относятся.

Упомянутые нами части тела рассматриваются как 'аурат не по отношению к молящемуся, а по отношению к другим людям. Так, если во время молитвы человек увидит через вырез на груди ту часть своего тела, которая относится к 'аурату, это не сделает его молитву недействительной.

'Аурат следует прикрывать с боков, а не снизу. Так, например, если молитву станет совершать человек, надевший одну одежду, которая позволит увидеть его 'аурат тому, кто посмотрит на него снизу, его молитва будет действительной. Объясняется это тем, что в случае возникновения затруднений сокрытие 'аурата не является необходимым условием. Если бы требовалось прикрывать 'аурат снизу, то во время молитвы обязательно было бы надевать шаровары или то, что могло бы послужить им заменой, однако об этом никто не говорил.

Прикрыть 'аурат должным образом не удастся, если одежда окажется настолько тонкой, что сквозь неё можно будет определить цвет кожи человека. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Да помилует Аллах женщин из числа первых мухаджиров! Когда Аллах ниспослал айат (в котором сказано): "... и пусть прикрывают своими покрывалами вырезы на груди... " ,

... ?????????????? ???????????? ?????? ??????????? ? ...

они разорвали самые плотные свои плащи и стали использовать их как покрывала» (Аль-Бухари).

Сообщается также, что она сказала: «Покрывалом является то, что скрывает волосы и кожу» ('Абд ар-Раззак).

Сообщается, что однажды, когда к 'Аише, да будет доволен ею Аллах, зашла Хафса бинт 'Абд ар-Рахман, на которой было тонкое покрывало, 'Аиша взяла это покрывало и разорвала его, после чего надела на Хафсу плотное покрывало (Ибн Са'д).

Если одежда пристанет к 'аурату и примет форму прикрытых частей тела или если одежда узка, это не является препятствием для совершения молитвы, поскольку в подобном случае всё, что необходимо прикрывать, окажется прикрытым, однако смотреть на вышеупомянутые части тела запрещается.

Если человеку не удастся найти то, чем он мог бы прикрыть 'аурат, ему следует молиться сидя и обозначать поясные и земные поклоны жестами, поскольку прикрывание 'аурата важнее совершения столпов (аркян) молитвы.

Если человек найдёт какой-нибудь кусок материи, который удержится на его теле, он обязан использовать его при наличии такой возможности.

Если у человека есть надежда найти что-либо, чтобы прикрыться, и он сможет сделать это, пусть даже взяв у кого-нибудь на время, желательно откладывать молитву почти до конца отведённого для неё времени.

Если человек не сможет найти ничего, кроме оскверненной (наджас) одежды, для того, чтобы прикрыть 'аурат, ему следует надеть эту одежду и молиться в ней, поскольку несоблюдение чистоты является меньшим злом, чем отказ от прикрывания 'аурата. Здесь необходимо руководствоваться принципом выбора меньшего из двух зол. Так, например, если раненый станет совершать земные поклоны, из его раны может политься кровь, а поэтому ему следует молиться сидя и обозначать поясные и земные поклоны жестами. Объясняется это тем, что отказ от земных поклонов является меньшим злом, чем совершение молитвы в состоянии осквернения. Так например, во время некоторых добровольных молитв, совершаемых всадником, который сидит на своём верховом животном, разрешается обходиться без земных поклонов.

Если человек сумеет найти то, чем удастся прикрыть только часть 'аурата, он обязан использовать это. В первую очередь следует прикрывать половые органы, затем - ягодицы и лобок, затем - бёдра, и - колени. Что же касается женщины, то после бёдер ей следует прикрыть живот, затем - спину, а затем - колени.

Если человек не найдёт ничего, чем можно было бы прикрыть 'аурат, он может помолиться и без этого. Такую молитву не надо повторять даже при наличии запаса времени, если только причиной, помешавшей человеку найти то, чем можно было бы прикрыться, не послужили действия рабов Аллаха. В подобном случае молитву следует повторить после того, как препятствие такого рода исчезнет, на что уже указывалось в разделе об очищении.

Не разрешается приступать к молитве, если неприкрытой останется четверть или более четверти одной из тех частей тела, которые должны быть прикрыты, поскольку во многих установлениях четверть приравнивается к целому.

Молитва станет недействительной, если во время её совершения откроется четверть одной из таких частей тела, которые необходимо прикрывать, и если она останется открытой в течение времени, необходимого для совершения одного из столпов молитвы вместе с теми её элементами (тасбихат), которые совершаются согласно сунне. Здесь речь идёт о таком случае, когда вышеупомянутые места обнажаются сами по себе, если же это является результатом действий человека, молитва сразу же становится недействительной. Если молящийся немедленно наденет изар, упавший из-за большой тесноты во время коллективной молитвы, его молитва недействительной не станет. Если же он не поспешит сделать это, а останется в подобном положении в течение времени, необходимого для произнесения " тасбихат" или совершения целого столпа молитвы, то его молитва станет недействительной.

Следует принимать во внимание все части 'аурата, и если их общая площадь окажется равной четверти площади одной из частей тела, которые необходимо прикрывать, то молитва будет недействительной.

На теле мужчины следует прикрывать восемь мест:

1) половой член и прилегающие к нему места;

2) яички и то, что их окружает;

3) задний проход и то, что его окружает;

4-5) ягодицы;

6-7) бёдра и колени;

8) всё, что находится ниже пупка вплоть до лобка, а также расположенные на одном уровне с этим местом участки тела на животе, на боках и на спине.

На теле женщины имеется еще десять других мест, относящихся к 'аурату, а именно: голени и щиколотки, груди, руки от плеча до локтей вместе с локтями, руки от локтей до кистей вместе с запястьями, область грудной клетки, голова, волосы, шея и плечи.

4. Наступление установленного времени молитвы (духуль аль-вакт).

Это условие касается только пяти предписанных обязательных молитв.

Приступая к молитве, человек должен быть уверен, что установленное для неё время уже наступило, или считать, что оно, скорее всего уже наступило. В том случае, когда он начинает молиться, считая, что установленное время ещё не наступило, а потом выясняется, что оно всё же наступило, его молитва считается недействительной.

Основой данного условия служат слова Всевышнего: «Поистине, верующим предписано (совершать) молитву (в определённое) время».

•??? ??????????? ??????? ????? ??????????????? ???????? ???????? •? ?????

Это значит, что каждая предписанная обязательная молитва должна совершаться не раньше и не позже установленного для неё времени.

Сообщается, что Пророк сказал: «Пять молитв предписал совершать Всемогущий и Великий Аллах. Того, кто будет должным образом совершать омовение (вуду') перед этими молитвами и станет молиться своевременно, совершая все (положенные) поясные и земные поклоны и проявляя полное смирение (хушу'), Аллах пообещал простить. Тому же, кто не станет делать этого, Аллах ничего не обещал, и поэтому если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, то подвергнет его мучениям» (Малик; Лбу Дауд; ан-Наса'и).

??? ????? ???? ??? ???? ?? ???? ?? ???? ?????? ?????? ??????? ???? ??????

??????? ???????? ??? ?? ??? ???? ??? ?? ???? ??? ??? ?? ???? ???? ?? ??? ???? ????

?? ??? ??? ?? ??? ??? ????.

Время утренней (фаджр; субх) молитвы начинается с появлением так называемой истинной зари (фаджр садик), под которой подразумевается светлая полоса, распространяющаяся с востока вдоль горизонта. Эта полоса появляется через двенадцать минут после ложной зари (фаджр кязиб), под которой подразумеваются направленные к верху белые лучи. На смену этим лучам приходит темнота, что является продолжением ночи. В это время ещё разрешается постящемуся употреблять пищу и питье, на что указывают слова Пророка: «Да не вводит вас в заблуждение ни призыв Биляла, ни эта белизна, пока не покажется заря». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «... ни эта белизна, пока она не начнёт распространяться» (Муслим).

Время утренней молитвы заканчивается с восходом солнца.

К полуденной (зухр) молитве можно приступать тогда, когда солнце, пройдя зенит (заваль), начнёт клониться к закату, совершать же её можно до тех пор, пока тень от любого предмета не сравнится с ним по длине.

Время послеполуденной ('аср) молитвы начинается после истечения времени полуденной и продолжается до захода солнца.

Время вечерней (магриб) молитвы начинается сразу после захода солнца и продолжается до тех пор, пока красная вечерняя заря не погаснет.

Время ночной ('иша') молитвы начинается после того, как вечерняя заря погаснет, и продолжается до появления утренней зари.

Есть много указаний на то, что вышеупомянутые молитвы следует совершать именно в эти промежутки времени. К их числу относится хадис 'Абдуллаха бин 'Амра, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Когда будете совершать утреннюю молитву, (помните, что) время (её продолжается), пока не покажется край солнца; когда будете совершать полуденную молитву, (помните, что) время (её продолжается), пока не настанет послеполуденное время; когда будете совершать послеполуденную молитву, (помните, что) время (её продолжается), пока солнце не пожелтеет; когда будете совершать вечернюю молитву, (помните, что) время (её продолжается), пока не погаснет вечерняя заря, когда же вы будете совершать ночную молитву, (помните, что) время (её продолжается) до полуночи». В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «Время полуденной молитвы продолжается, пока солнце не опускается настолько, что тень человека сравнивается с ним по длине, и не настаёт послеполуденное время; время послеполуденной молитвы продолжается, пока солнце не пожелтеет; время вечерней молитвы продолжается, пока не погаснет вечерняя заря; время ночной молитвы продолжается до полуночи, а время утренней молитвы продолжается от первых проблесков зари до тех пор, пока не взойдёт солнце» (Муслим).

Желтизна солнца в том случае, когда речь идёт о послеполуденной молитве, или наступление полуночи, когда дело касается молитвы ночной, ещё не является указанием на то, что время послеполуденной и (ночной) молитвы истекло. Что же касается завершения периода времени послеполуденной и ночной молитв, на что указывается в приведенном выше хадисе, то, возможно, имелась в виду желательность совершения данных молитв в это время. Указанием на это служит хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который передал, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один рака'ат утренней молитвы до восхода солнца, это значит, что он успел на утреннюю молитву, и если успеет он совершить (хотя бы) один рака'ат послеполуденной молитвы до захода солнца, это значит, что он успел на послеполуденную молитву» (Аль-Бухари).

В хадисе, передаваемом со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Упущением является не сон, упущение допускает тот, кто не молится, пока не настанет время следующей молитвы» (Муслим).

Следует отметить, что Абу Ханифа, да помилует его Аллах, не считает, что время послеполуденной молитвы наступает тогда, когда тень предмета в два раза больше его длины, как не считает, что время ночной молитвы наступает после того, как погаснет вечерняя заря, однако поступать необходимо в соответствии с тем, о чём говорили его ученики.

Наступление времени молитвы является необходимым условием не только её совершения, но и её обязательности. На этом установлении основываются люди, живущие вблизи от Северного и Южного полюсов, где не бывает ночи в привычном смысле слова, а утренняя заря может начаться до того, как погаснет вечерняя. Некоторые правоведы (факихи) считают, что эти люди не должны совершать молитву, время которой не наступило, а поэтому совершение ночной молитвы нельзя вменять им в обязанность. Другие же выносят суждение (фетва) об обязательности совершения молитвы, приводя в качестве довода хадис о пришествии Антихриста (Даджжаль), где сказано: «Мы спросили: «О Посланник Аллаха, а сколько (времени) он будет оставаться на земле? ». (Пророк ) сказал: «Сорок дней, (из которых один) день будет подобен году, (ещё один) - месяцу, (а ещё один) - неделе, что же касается остальных его дней, то будут они подобны вашим дням». Мы спросили: «О Посланник Аллаха, а достаточно ли будет, (если в тот) день, который окажется подобен году, мы совершим молитвы, (обычно совершаемые нами) ежедневно? ». (Пророк ) сказал: «Нет, но определяйте (в этот день время должным образом)» (Муслим).

Таким образом, точки зрения улемов по этому вопросу не совпадали, но правильность мнения об обязательности совершения молитвы в подобных обстоятельствах подтверждается мнением имама аш-Шафи'и.

Мужчинам желательно откладывать совершение утренней молитвы, пока не рассеется тьма, на что указывают слова Пророка: «Совершайте утреннюю молитву с появлением зари, ибо, поистине, награда за это будет больше» (Ат-Тирмизи).

Исключением является пребывание в Муздалифе в день жертвоприношения, когда утреннюю молитву желательно совершать сразу же, как только наступит установленное для неё время, чтобы у людей осталось больше времени для пребывания там (достоверно известно, что Пророк совершил в Муздалифе утреннюю молитву с первыми проблесками зари). Зимой полуденную молитву желательно совершать в начале установленного для неё периода времени. Что же касается откладывания молитвы, то основанием для этого служит хадис Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который передал, что Пророк сказал: «Откладывайте полуденную молитву, пока не станет прохладнее, ибо, поистине, причиной сильной жары является расширение ада» (Аль-Бухари).

Чтобы у человека было достаточно времени для совершения дополнительных молитв, послеполуденную молитву желательно откладывать, но не до того времени, когда вид солнца изменится. Указанием на порицаемость откладывания её до этого времени служит хадис Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха совершал послеполуденную молитву, когда солнце стояло высоко и припекало... » (Аль-Бухари).

Желательно как можно быстрее приступать к совершению вечерней молитвы, на что указывает хадис, в котором сообщается, что Рафи’ бин Хадидж, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно после того, как мы совершали вечернюю молитву вместе с Пророком и любой из нас удалялся, он ещё мог рассмотреть то место, куда упала бы стрела, (пущенная им из лука)» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Саляма, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы всегда совершали вечернюю молитву вместе с Посланником Аллаха, после того, как (солнце) скрывалось за (горизонтом)» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Айюба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Моя община будет благополучной (или: будет придерживаться Ислама), если (её члены) не станут откладывать вечернюю молитву до тех пор, пока небо не будет усеяно звёздами» (Абу Дауд; аль-Хаким).

Желательно откладывать совершение ночной молитвы примерно до истечения трети ночи. Указанием на это служит хадис 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «(Однажды) Посланник Аллаха откладывал ночную молитву до тех пор, пока 'Умар не обратился к нему (со словами): «Молитва! Женщины и дети уже заснули! » - после чего он вышел (к людям) и сказал: «Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы! ».

('Аиша) сказала: «А в то время молились только в Медине, и люди совершали (ночные молитвы в промежуток времени) между наступлением полной темноты и (завершением) первой трети ночи» (Аль-Бухари).

Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк сказал: «Если бы не было это (слишком) тяжело для (членов) моей общины, я обязательно повелел бы им совершать эту молитву именно так! » (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Если бы это не было затруднительно для членов моей общины, я бы непременно велел им откладывать ночную молитву до истечения трети или половины ночи» (Ат-Тирмизи).

Периоды времени, когда совершение молитв порицается (макрух)

К первому периоду относятся:

а) промежуток времени, в течение которого солнце поднимается (тулю'у аш-шамс) от горизонта на высоту копья, иначе говоря, то время, пока солнце не побелеет и его сияние не усилится;

б) короткий промежуток времени, пока солнце, находящееся в зените (заваль), не начнёт клониться к закату;

в) промежуток времени, начинающийся незадолго до заката солнца (гуруб аш-шамс), когда оно изменяет свой цвет с жёлтого на красный, и завершающийся с его закатом.

Совершать обязательную молитву в это время не разрешается, на что указывает хадис 'Укбы бин 'Амира, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха запрещал нам молиться и хоронить наших покойников в трёх случаях: во время восхода солнца, пока оно не поднималось (на высоту копья), в полдень, пока солнце не начинало клониться к закату, и незадолго до захода солнца, пока оно не заходило» (Муслим).

По единодушному мнению улемов, здесь под словом " хоронить" подразумевается не погребение, а совершение заупокойной молитвы (джаназа).

Сказанное означает, что в вышеупомянутые периоды времени проводить заупокойную молитву не следует, возмещение (када') же пропущенной обязательной молитвы будет недействительным, поскольку причина обязательности подобных действий является совершенной, а это значит, что от совершения их в несовершенное время необходимо воздержаться. В такие периоды читающему Коран не следует совершать земные поклоны (суджуд ат-тилява), за исключением тех случаев, когда читается сура " Земной поклон" , а во всех прочих случаях совершение этих земных поклонов лучше откладывать на более позднее время. Кроме того, в такие периоды крайне порицаемым (макрух тахрима) является совершение добровольных молитв (нафиля).

Ко второму виду относится период времени между завершением утренней молитвы и восходом солнца, а также период времени между завершением послеполуденной молитвы и таким моментом, когда солнце становится жёлтым. Совершение добровольных молитв в эти периоды времени также является крайне порицаемым.

Указанием на это служит достоверное сообщение о том, что Пророк запрещал молиться после обязательной утренней молитвы до восхода солнца, а также после обязательной послеполуденной молитвы до его заката.

Совершать молитвы в периоды времени, упомянутые в этом хадисе, и во время трёх периодов, о которых говорилось выше, запрещается по разным причинам, и поэтому улемы считали, что в данном случае речь идёт только о добровольных молитвах.

Кроме того, добровольные молитвы, за исключением молитвы в два рака'ата сунны перед обязательной утренней молитвой, порицается совершать после рассвета. На это указывает сообщение Хафсы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «После рассвета Посланник Аллаха не совершал никаких молитв, за исключением молитвы в два лёгких рака'ата » (Муслим).

Передают со слов Ибн 'Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы) в два земных поклона» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа).

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк сказал: «После рассвета не следует совершать никаких (добровольных) молитв, кроме (молитвы в) два рака'ата (перед обязательной) утренней молитвой» ('Абд ар-Раззак; ад-Даракутни).

Если человек, считающий, что время рассвета ещё не настало, совершит молитву в два рака'ата, а потом выяснится, что заря уже занялась, эти два рака'ата послужат для него заменой молитве, совершаемой перед обязательной утренней молитвой. Дело в том, что для совершения такой добровольной молитвы необходимо только соответствующее намерение, тогда как определённое время для её совершения выбирать не нужно. Если же человек, который совершал эти два рака'ата, испытывал сомнения относительно появления зари, тогда его молитва заменой добровольной утренней молитве служить не может, поскольку относительно ночи сомнений у него не было, а сомнительному не следует отдавать предпочтения перед тем, в чём сомнений нет.

Если солнце взойдёт в такое время, когда человек будет совершать утреннюю молитву, она станет недействительной ввиду наступления неподходящего периода времени. Если же во время совершения человеком послеполуденной молитвы солнце зайдёт за горизонт, молитва недействительной не станет, поскольку он приступил к ней в неподходящий период времени, то есть в то время, когда солнце пожелтело, тогда как период, наступающий после захода солнца, является подходящим.

Теперь что касается хадиса, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас успеет совершить (хотя бы) один рака'ат утренней молитвы до восхода солнца, это значит, что он успел на утреннюю молитву, и если успеет он совершить (хотя бы) один рака'ат послеполуденной молитвы до захода солнца, это значит, что он успел на послеполуденную молитву» (Аль-Бухари).

Ввиду наличия противоречия между содержанием тех хадисов, в которых говорится о запретности совершения молитв в вышеупомянутые периоды времени, и содержанием этого хадиса следует отказаться от применения его указаний на практике и обратиться к суждению по аналогии (кыяс). Неразумно исходить из того, что время, отводимое для совершения послеполуденной молитвы, продолжается до захода солнца, и считать это причиной обязательности совершения послеполуденной молитвы для тех, кто примет Ислам или достигнет возраста половой зрелости в несовершенный период времени, поскольку в подобном случае совершать послеполуденную молитву было бы неверно.

Вопросы и задания

1. Дайте толкование термина " фуруд".

2. Перечислите столпы молитвы.

3. Приведите примеры выполнения столпов молитвы:

1) очищение от осквернения;

2) очищение от грязи;

3) прикрывание 'аурата

4) соблюдение времени молитвы;

5) обращение к кибле;

6) наличие намерения;

7) чтение Корана.

4. Допускается ли совершение молитвы в одежде, неподвижный край которой нечист:

- в обуви с грязной подошвой;

- в двух одеждах, верхняя из которых чиста, а нижняя нет;

- на ковре, положенном на грязное место;

- в одежде из тонкой ткани;

- на земле, посыпанной чистым песком;

- на свежевыструганных досках? Почему?

5. Что означает арабский термин " 'аурат" и что в Исламе обозначается им?

6. Расскажите, чем объясняется необходимость прикрывания 'аурата во время молитвы.

7. Перечислите, что должно быть прикрыто во время молитвы мужчины, женщины, ребенка.

8. Согласны ли вы с утверждением, что необходимость прикрывания 'аурата есть норма этики? По отношению к кому?

9. Объясните, как вы понимаете слова Пророка: «Все тело женщины есть 'аурат»? Как это высказывание соотносится с требованием прикрыть определенные части тела перед совершением молитвы?

10. Как следует поступить человеку, желающему совершить молитву, у которого нечем прикрыть 'аурат?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.