|
|||
А.Л.ЧекинМ1М, ч1, с 39
Так же действия с окошечками используются и при решении задач. М1М, ч1, с50
2. На втором этапе учащиеся знакомятся с понятиями«уравнение» и «корень уравнения». На протяжении нескольких уроков дети учатся решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым. Названия компонентов арифметических действий были введены в речевую практику учащихся и использовались для чтения равенств и выражений. По программе Моро данная тема вводится следующим образом:
М2 Мч1 с. 80 При введении используется такой прием. Предлагаем карточку, на которой записано равенство с окошком.
… + 4=12 Дети подбирают число, которое нужно прибавить к 4, чтобы получить 12. Так как число мы меняли, то смысл окошка в данном случае в том, что это переменная величина. Если мы используем другой способ и находим число как неизвестное слагаемое по правилу, то в этом случае число в «окошке» – это неизвестная величина. Поясняем, что вместо окошка для обозначения неизвестного числа используют латинские буквы. Получаем запись: Х+4=12 Сообщаем: Уравнение– это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Решить уравнение – значит найти все такие значения х (если они есть), при которых равенство будет верным. То значение переменной, при котором уравнение обращается в истинное числовое равенство, называется корнем уравнения или решением уравнения. Так же учащимся сообщается, как выполнить проверку при решении уравнения. В начальных классах простейшие уравнения решают 1. способом подбора и 2. на основе зависимости между компонентами и результатом действий. В основе способа подбора лежит трактовка понятия «уравнения», как равенства, содержащего переменную. При одних значениях переменной уравнение может обращаться в истинное числовое равенство, при других – нет. То значение переменной, при которой уравнение обращается в истинное числовое равенство, называют корнем уравнения или решением уравнения. Решение можно рассматривать в двух смыслах: 1) как корень уравнения; 2) как процесс решения. При способе подбора решение уравнения записывают так: Х+4=9 (подбор начинают с единицы) 1+4=5, 5< 9 2+4=6, 6< 9 3+4=7, 7< 9 4+4=8, 8< 9 5+4=9, 9=9 Х=5 Если рассматривать уравнение как истинное равенство, в котором есть неизвестное число, то в этом случае уравнение решают на основе зависимости между компонентами и результатом действий . Например: Х +4=9 Х - это неизвестное слагаемое. Чтобы его найти… Х=9 – 4 Х=5 5+4=9 Проверка: подставляем найденное значение вместо Х. 9=9 В соответствии со стандартом по математике, в начальных классах изучают только простейшие уравнения изучают уравнения в два действия. Например: (3+Х)•5=50 - неизвестен первый множитель (3+Х). Чтобы найти первый множитель, надо произведение разделить на второй множитель. 3+Х=50: 5 3+Х=10 - неизвестно второе слагаемое, значит надо из суммы вычесть первое слагаемое. Х=10-3 Х=7 __________ (3+7)•5=50 50=50 Главное объяснить учащимся, что в этом случае рассуждение надо начинать с последнего действия в левой части уравнения. . М4И ч. 2 с. 86.
По программе И. И. Аргинской и др. учащихся знакомят и с третьим способом решения уравнении, на основе свойств равенств, сначала изучают эти свойства, их 4: «Если к обеим частям верного равенства прибавить (вычесть, умножить, разделить) одно и тоже число, то равенство останется верным». Таким образом, на основе этих правил можно решить уравнения. Например, Х+4=9 Х+4-4= 9-4 - вычтем из обеих частей равенства число 4, получим Х=5 верное равенство 5+4=9 9=9 Этим способом по программе И. И. Аргинской решают не только простейшие, но и осложненные уравнения. 3 этап. Решение задач алгебраическим способом, т. е. с помощью уравнения. По некоторым программам (это превышает стандарт) показывают, как уравнение можно использовать при решении задач. Например, В М4И ч. 2 предлагается задача: «В классе 25 учеников, из них 10 мальчиков, остальные девочки. Сколько девочек? » Строим схему. 25 10 ? → Х Затем учитель на схеме заменяет знак «? » буквой «Х» и по схеме составляют все возможные уравнения 10+Х=25 Х=25 – 10 25 – Х=10 Решая каждое из них, мы получаем одно и тоже значение (15). Следовательно, при решении задач с помощью уравнения достаточно составить одно уравнение и решить его. Т. к. это лишь подготовка к средней школе, то данное умение решать задачи с помощью уравнения полностью не отрабатывается. Далее в М4И ч. 2 идут более сложные задания. Например, М4И №502: Масса трех одинаковых баранов 180 кг. Свинья тяжелее барана на 40 кг. Какова масса свиньи? Решим задачу с помощью уравнения. Даны рассуждения Маши и Миши. Самостоятельно разберите М4И ч. 2 с. 93. При решении задач с помощью уравнений у детей часто возникают сложности. Можно использовать следующие методические приемы, помогающие в их решении: 1)дать готовый образец уравнения и попросить прокомментировать (Как сделано в №502) 2)дополниначатое уравнение; 3)исправь ошибки в рассуждении при составлении уравнения (М4И, с. 154) 4)выбери правильное уравнение из нескольких предложенных.
А. Л. Чекин 1. Подготовительный этап начинается в первом классе. Учащиеся переходят к действиям над числами и выполняют задания, связанные с нахождением неизвестного числа в «окошке», например:
|
|||
|