|
|||
6 СВОБОДА ВОЛИПредставьте, чтовысидитевкафеипросматриваетеменюзаведения; дойдядодесерта, выоказываетесьвзатруднении: чтовыбрать — персикилибольшойкусокшоколадноготортаскремом. Тортвыглядиточеньпривлекательно, новызнаете, чтоотнеготолстеют. Ивсежевызаказываетеименноегоисудовольствиемсъедаете. Наследующийдень, глядявзеркалоилинастрелкувесов, выдумаете: «Ненадобыломнеестьэтотторт. Яведьмогвместонегозаказатьперсик». «Яведьмогвместонегозаказатьперсик». Чтоэтозначитиправдалиэто? Персиктожезначилсявтомменю: увасбыла возможность заказатьперсик, анечто-тодругое. Ноэтоневсе, чтовыимеетеввиду, подумавоперсикенадругоеутро. Выподразумеваете, чтомоглибы заказать персиквместоторта. Чтовымоглибы сделатьчто-тоиное, нежелито, чтовысделалинасамомделе. Преждечемвыпринялирешение, вопросбылоткрыт: закажетевыперсикилиторт, итольковашвыборопределил, чтобылозаказано. Такли? Когдавыговорите: «Ямогсъестьперсиквместоторта», имеетеливыввиду, чтовсезависелотолькоотвашеговыбора? Вывыбралишоколадныйтортисъелиименноего, но если бы выбралиперсик, тоисъелибыперсик. Ноэтого, по-видимому, всеещенедостаточно. Выимеетеввидунетолькото, что если бы выбралиперсик, тоисъелибыперсик. Когдавыговорите: «Ямогсъестьперсиквместоторта», выимеетеввидутакжеито, чтовы могли бы выбрать его — безвсяких «если». Нуаэточтозначит? Ничегоздесьнеобъясняетуказаниенидругиеслучаи, когдавы действительно выбиралифрукты. Ничегонельзяобъяснитьисказав, чтоеслибывыподумалиитойситуацииполучшеилиеслибывашприятель, оказавшийсятогдарядомсвами, былмалоежкой, то тогда бы вывыбралиперсик. Темсамымвыговорителишь, чтомогливыбратьперсик, анеторт только тогда, когда все действительно так и обстояло. Выдумаете, чтомоглибывыбратьперсик, дажеесливсеостальноебыловточноститемжесамым, каконобыловмомент, когдавынасамомделевыбралишоколадныйторт. Единственнымотличиембылобы, чтовместотого, чтобыподумать: «А, ладно» ипотянутьсязатортом, высказалибысебе: «Нет, лучшененадо» ивзялибыперсик. Вэтомизаключаетсясмылидеи «могу» или «могбы», которуюмыотносимтолькоклюдям (и, можетбыть, кнекоторымживотным). Когдамыговорим: «Этамашинамоглабыдобратьсядовершинывонтогохолма», мыподразумеваем, чтоданныйавтомобильобладаетдостаточноймощностью, чтобывзобратьсянахолм, если кто-тоеготуданаправит. Мынеимеемввиду, чтомашина, припаркованнаяуподножияхолма, вдругсамапосебетронетсясместаивъедетнахолм, вместотогочтобыоставатьсянаместе. Длятогочтобытакоепроизошло, должносначалапроизойтикое-чтоеще — например, вмашинудолженсестьчеловекизавестимотор. Нокогдаречьидетолюдях, мы, по-видимому, полагаем, чтоонимогутсовершатьсамыеразныепоступки, которыхонивдействительностинесовершают, именно так — безтого, чтобысначалапроисходилочто-тоеще. Чтоэтозначит? Отчастиэтоможетзначитьследующее: вплотьдомомента, когдавыпринимаетерешение, нетничего, чтоокончательноибесповоротноопределялобы, какимбудетваш: выбор. То, чтовывыберетеперсик, остается открытой возможностью дотогосамогомгновения, когдавыдействительновыбираетешоколадныйторт. Заранееэтонепредопределено. Кое-чтоизпроисходящего все-таки предопределенозаранее. Например, заранее, по-видимому, предопределено, чтосолнцевзойдетзавтравизвестныйчас. Инеявляетсяоткрытойвозможностью, чтосолнцезавтраневзойдетипростобудетпродолжатьсяночь. Этоневозможно, посколькумоглослучиться, толькоеслибыземляпересталавращатьсяилисолнцеисчезлобы, ноничеготакоговнашейгалактикенепроисходит. Землябудетпродолжатьвращаться, поканеостановится, ивсилуеевращениямызавтраутромсноваобнаружим, чтонаходимсявнутриСолнечнойсистемыинапротивсолнца, аневнеееиудаляясьотсветила. Ноеслиневозможно, чтоземляостановитсяилисолнцеисчезнет, тоневозможноито, чтосолнцезавтраневоссияетнанебе. Когдавыговорите, чтомоглисъестьперсиквместоторта, отчасти, наверное, выимеетеввиду, чтозаранеенебылопредопределено, чтоименновысделаете, втомжесмысле, вкаком уже предопределено, чтосолнцезавтравзойдет. Дотогокаквысделалисвойвыбор, недействовалиникакиепроцессыилифакторы, которыеоднозначнопредрешали, чтовывыберетешоколадныйторт. Возможно, иэтоневсе, чтовыимеливвиду, нопокрайнеймеречастьтого, чтовыимеливвиду, этосоставляет. Ведьеслибыдействительнозаранеебылопредопределено, чтовывыберететорт, токакможнобылобыговорить, чтовымоглитакжевыбратьиперсик? Можнобылобысказать, чтоничтонемешаловамсъестьперсик, еслибывывыбралиеговместоторта. Новсеэти «если» сутьсовсемнетожесамое, чтосказать: вымогливыбратьперсик. Вынемоглибыеговыбрать, еслибывозможностьсделатьэтонеоставаласьоткрытойдомомента, когдавызакрылиее, выбравторт. Некоторыеполагают, чтовполномсмысленамсовершенноневозможносделатьчто-нибудьиное, чемто, чтомыделаемнасамомделе. Онипризнают, чтото, чтомыделаем, зависитотнашеговыбора, решенияижеланияичтомыделаемразныйвыборвразныхобстоятельствах: ведьмывсе-такинеглобус, которыйвращаетсявокругсвоейосиснеизменнымимонотоннымоднообразием. Ноихутверждениесостоитвтом, чтовлюбомслучаеобстоятельства, предшествующиенашемудействию, определяютегоиделаютнеизбежным. Всясовокупностьопыталичности, еежеланийизнаний, еенаследственнаяконституция, социальныеусловияихарактервыбора, скоторымионасталкивается, — всеэтовместесдругимифакторами, окоторыхмыможемничегонезнать, делаетконкретноедействиевданныхобстоятельствахнеизбежным. Такойвзгляднавещиназываетсядетерминизмом. Сутьегосостоитневтом, чтомыможемпознатьвсезаконывселеннойинаихоснове предсказать все, чтодолжнопроизойти. Преждевсего, мынеможемзнатьвсегокомплексаобстоятельств, влияющихначеловеческийвыбор. Крометого, дажетогда, когдамыкое-чтознаемотакихобстоятельствахипытаемсяделатьпредсказания, этосамопосебеужевносит изменения вналичныеобстоятельства, чтоможетизменитьипредсказанныйрезультат. Ноделодаженевпредсказуемости. Гипотезазаключаетсявтом, чтозаконыприроды существуют (наподобиетех, чтоуправляютдвижениемпланет) иуправляютвсем, чтопроисходитвмире, ичтовсоответствиисэтимизаконамиобстоятельства, предшествующиедействию, определяютегосовершениеиисключаютвседругиевозможности. Еслиэтоверно, тодажевтовремя, когдавыраздумывали, чтовзятьнадесерт, многочисленнымифакторами, воздействующиминавасизвнеиизнутри, ужебылопредопределено, чтовывыберететорт. Вы не могли выбратьперсик, дажееслидумали, чтоможете: процесспринятиярешения — этопростооформлениепредзаданногорезультатаввашемсознании. Еслидетерминизмправиприменимковсемупроисходящемувмире, тоещедовашегорождениябылопредопределено, чтовывыберететорт. Вашвыборбылопределеннепосредственнойситуациеймомента, носама эта ситуациябылаопределенапредшествующейит. д. — поэтойлинииможновосходитьскольугоднодалеко. Дажееслидетерминизминераспространяетсянавсепроисходящее — тоестьесликакие-тоявлениянепредопределенызаранееналичнымипричинами, — товсеравнобылобыоченьважно, чтобывсе, что мы делаем, былобызаранееопределено. Скольбысвободнымивысебяничувствовали, выбираямеждуперсикомитортомилимеждудвумякандидатаминавыборах, вынасамомделесможетевыбратьвданныхобстоятельствахтолькочто-нибудьодно — хотяеслибыобстоятельствасложилисьпо-иномуилиинымиоказалисьвашижелания, выборваштожебылбыиным. Еслибывыпосмотрелисэтойточкизрениянасебяидругихлюдей, то, возможно, изменилсябыивашобщийвзгляднавещи. Например, смоглибывыупрекнутьсебязато, чтоподдалисьискушениюипредпочлиторт? Имелабысмыслфраза: «Насамомделеядолженбылбызаказатьперсик», есливы не могли выбратьперсиквместоторта? Конечно, этафразабылабылишенасмысла, еслибывкафе не было фруктов. Таккакжеонаможетбытьосмысленной, есливкафефрукты были, новынемоглиихвыбрать, посколькузаранеебылопредопределено, чтовывыберететорт? Отсюда, похоже, вытекаютсерьезныеследствия. Малотогочтотеряетсмыслпорицаниесамогосебязавыборторта, ноуваснебудетразумныхоснованийвообщекого-либоосуждатьзасовершениедурныхпоступковилихвалитьзадобрыедела. Еслисовершениеэтихпоступковбылозаранеепредопределено, тоонибылинеизбежны: людинемоглипоступитькак-тоиначевтехобстоятельствах, вкоторыхоказались. Посему: какжемыможемвменятьимответственностьзасодеянное? Вас, наверное, докрайностиразозлилбычеловек, пришедшийквамдомойнавечеринкуиукравшийвашуколлекциюпластинокГленаМиллера. Допустим, однако, выполагаете, чтоегопоступокбылзаранеепредопределенегонатуройиданнойситуацией. Допустимтакже, чтовыубеждены, чтовсе, чтобыонниделал, включаяегопоступкиещевдетстве, повлиявшиенаформированиеегохарактера, былозаранеепредопределеновсейсовокупностьюпрошлыхобстоятельств. Смоглибывыитогдасчитатьеговиновнымвсовершениистольнизкогопоступка? Илижеразумнеебылобырассматриватьповедениеэтогочеловекакакстихийноебедствие — какеслибыколлекциювашихпластиноксожралитермиты? Мнениялюдейипоэтомувопросурасходятся. Одниполагают, чтоеслидетерминизмправ, тоникогоинизачтонельзянихвалить, нипорицать, ведьнелепобылобыхвалитьилиругатьдождьзато, чтоонидет. Другиесчитают, чтовсежеимеетсмыслпоощрятьдобрыеделаиосуждатьдурные, дажееслиониинеизбежны. Вконцеконцов, тотфакт, чтонектобылзаранееобреченнадурноеповедение, ещенеозначает, чтоон не совершил дурногопоступка. Есличеловексовершилкражувашейколлекции, тоэтообличаетвнемнаплевательскоеотношениекближнемуибесчестность, независимооттого, предопределеныонивнемилинет. Крометого, еслимынеосудимтакогочеловекаили, можетдаже, ненакажем, он, наверное, сделаеттожесамоеопять. Сдругойстороны, еслимысчитаем, чтосовершенноеэтимчеловекомбылозаранеепредопределено, тонаказыватьего — этовсеравно, чтонаказыватьсобакузато, чтоонатреплетсвойковрик. Этонеозначалобы, чтомывозлагаемнанегоответственность: мыпростопытаемсяповлиятьнаегоповедениевбудущем. Личноянедумаю, чтоимеетсмыслупрекатьчеловеказапоступок, которыйдлянегоневозможнобылонесовершить. (Хотя, разумеется, издетерминизмаследует, чтоэтомоемнениетожезаранеебылопредопределено. ) Таковыпроблемы, которыемыобязанырешать, еслидетерминизмправ. Возможно, однако, чтооннеправ. Многиеученыесегоднясчитают, чтодетерминизмнеимеетместанафундаментальномуровнеэлементарныхчастицматерииичто, например, вкаждойданнойситуацииуэлектронаимеетсяболееоднойвозможностидлядействия. Еслидетерминизмнеприменимтакжеикчеловеческимпоступкам, тоэто, наверное, оставляетместодлясвободыволииответственности. Что, есличеловеческиепоступки — покрайнеймеречастьизних — непредзаданынаперед? Что, еслинамоментпринятиярешенияостаетсяоткрытойвозможность, чтовывыберетеилиперсик, илишоколадныйторт? Тогда, еслиговоритьопредшествующеммоменте, можносказать, чтовы могли выбратьлюбойизних. Дажеесливывдействительностивыбираететорт, вымоглибывыбратьиперсик. Нодостаточнолидажеиэтого, чтобыговоритьосвободеволи? Когдавыговорите: «Ямогбывыбратьперсиквместоторта», подразумеваетеливытольколишьто, чтоэтотвыборнебылпредрешензаранее? Нет, выимеетеввидунечтобольшее. Выубеждены, чтоэто вы определяете, чтоделаете, делая это. Этонебылопредопределенозаранее, нотакжеине просто случилось. Именно вы сделали это, амоглисделатьинаоборот. Ночтоэтозначит? Смешнойвопрос: всемизвестно, чтозначит сделать что-то. Нопроблемазаключаетсявтом, что, еслидействиенепредопределенозаранее — средипрочихфакторов, — ещеивашимижеланиями, мнениямиихарактером, — онопредставляетсячем-то, чтопростослучается, недопускаяникакогообъяснения. Автакомслучаекакоежеэто ваше действие? Одинизвозможныхответовсостоитвтом, чтоэтотвопроснеимеетответа. Свободноедействие — этопростофундаментальнаяхарактеристикамира, недопускающаядальнейшегоанализа. Эторазныевещи — когдачто-топростослучаетсябезвсякихпричинидействие, совершенное безпричины. Этуразницувсемыпонимаем, дажееслинеможемееобъяснить. Некоторыенаэтомиостанавливаются. Нодругиесподозрениемотносятсяктому, чтомыдолжныобращатьсякэтойнепроясненнойидее, чтобыобъяснить, вкакомсмыслевымогливыбратьперсиквместоторта. Досихпорнамказалось, чтоглавнаяугрозаидееответственностиисходитотдетерминизма. Нотеперьделопредставляетсятак, чтодажееслинашвыборзаранеенепредрешен, товсеравнонепонятно, какимобразоммы можем делатьто, чегореальнонеделаем. Любойиздвухвыбороввозможензаранее, но, покаянерешу, накакомизнихостановиться, яподлежуответственностинебольше, чемеслибывыборбылобусловленпричинами, которыемненеподвластны. Акак я могуобусловитьвыбор, еслион ничем необусловлен? Всеэтонаводитнатревожнуюмысль: возможно, мыненесемответственностизасвоидействия независимо тотого, правдетерминизмилижеонложен. Еслидетерминизмправ, тоответственностьлежитнапредшествующихобстоятельствах. Еслидетерминизмложен, ответственностинетнинакомининачем. Аэтоуженастоящийтупик. Возможнаещеоднаточказрения, совершеннопротивоположнаябольшейчастисказанного. Некоторыеполагают, чтодлятого, чтобынанасзанашипоступкиможнобыловозлагатьответственность, необходимо, чтобыонибыливсежеобусловленными, аненеобусловленными. Идеяздесьта, чтопоступок, чтобыбытьчем-тосовершеннымименновамидолженвызыватьсяопределеннымипричинами, коренящимисяввассамих. Кпримеру, когдавывыбиралишоколадныйторт, этобылоименновашимпоступком, анечем-то, чтопростопроизошлосамособой, посколькутортавамзахотелосьсильнее, чемперсика. То, чтожеланиеотведатьтортавтотмоментоказалосьсильнее, чемжеланиеизбежатьприбавкиввесе, ивыразилосьвпредпочтениивамишоколадноголакомства. Психологическоеобъяснениекаких-тодругихпоступковможетоказатьсяболеесложнымделом, нооновсегданайдется — впротивномслучаеданныйпоступокнебылбывашимпоступком. Наличиетакогообъяснения, по-видимому, означает, чтосделанноевами, вконечномсчете, былозаранеепредопределено. Еслибыононичемнебылоопределено, тобылобыпопростунеобъяснимымсобытием, чем-то, чтопроизошлосовершеннонеожиданно, спонтанно, нонетем, чтосделаноименновами. Согласноэтойпозиции, причинныйдетерминизм, кактаковой, неугрожаетсвободе — ейугрожаетлишьопределенныйтиппричинности. Еслибытортоказалсяввашихрукахпотому, чтокто-тонасильноеговамвсучил, тоэтонебылобысвободнымвыбором. Носвободноедеяниенетребуетполногоотсутствияобусловливающихпричин: оноозначает, чтоэтипричиныдолжныбытьобычногопсихологическоготипа. Личноянемогусогласитьсястакимрешениемпроблемы. Еслибыясчитал, чтовсе, чтояделаю, обусловленостечениемобстоятельствимоимпсихологическимсостоянием, ябыощущалсебятак, словноугодилвкапкан. Аеслибытакогожемненияябылобовсехокружающих, томнепришлосьбывосприниматьихкаксборищемарионеток. Вменятьимответственностьзаихпоступкиимелобынебольшесмысла, чемсчитатьответственнымизачто-токошек, собакили, скажем, лифт. Сдругойстороны, мненеоченьпонятно, какойсмыслвозлагатьнанасответственностьзарешения, еслиониничем необусловлены. Неясно, чтоозначаютслова: «Я определяюсвойвыбор», еслиничтовомнеегонеопределяет. Такчто, возможно, ощущение, будтовымогливыбратьперсиквместокускаторта, — этофилософскаяиллюзия, котораявсегдавасобманывает. Чтобыизбежатьтакоговывода, вампришлосьбыобъяснить: а) чтовыимеетеввиду, когдаговорите, чтомоглибыпоступитькак-тоиначе, чемужепоступили, иб) какимидолжныбытьмиривысами, чтобыэтовысказываниебылоистинным.
|
|||
|