Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3 ДРУГИЕ СОЗНАНИЯ



Существуетособаяразновидностьскептицизма, сохраняющаясвоюзначимость, дажеесливыпризнаете, чтовашесознание — неединственное, чтореальносуществует, аестьещефизическиймир, которыймывидимиощущаемвокругсебя, включаяинашесобственноетело. Речьидетоскептицизмепоповодуприродыидажесамогосуществованияиныхсознаний, иного, чемнаш, опыта.

Чтомызнаемотом, чтопроисходитвчужомсознании? Ведьнашемунаблюдениюдоступнытолькотеладругихсуществ, неисключаяилюдей. Высмотритенато, чтоониделают, слышитеихречьидругиезвуки, которыеонииздают, видите, какониреагируютнаокружающее — чтоихпривлекает, ачегоониизбегают, чтоониедятит. д. Выможете, крометого, произвестивскрытиеипосмотреть, какфизическиустроенотелотогоилииногосущества, сравнив, еслинужно, егоанатомиюсосвоейсобственной.

Ноничтоизперечисленногонедаетвампрямогодоступакихпереживаниям, чувствамимыслям. Единственныйпо-настоящемудоступныйнамвнутреннийопыт — этонашсобственный, алюбыепредставленияопсихическойжизнидругихсуществоснованынанаблюдениизаихповедениемифизическимстроениемихтел.

Простойпример: высприятелемлакомитесьшоколадныммороженым. Откудавызнаете, чтоононавкустакоежедлянего, какидлявас? Выможетеотведатьегопорцию, но, еслионатакаяженавкус, какиваша, этоозначаетлишь, чтоониодинаковыповкусу для вас: вынеможетепочувствовать, каковомороженоенавкус для него. Инет, по-видимому, никакойвозможностинепосредственносравнитьдваэтихвкусовыхощущения.

Конечно, выможетесказать, чтопосколькувыобаобладаетеоднойитойжечеловеческойприродойиумеетеотличатьсортамороженогоповкусу (например, сзакрытымиглазамиможетеопределить, гдешоколадное, агдеванильноемороженое), то, скореевсего, вашивкусовыеощущенияодинаковы. Нооткудавызнаете, чтоэто так? Единственнаядоступнаявамсвязьмеждусортомивкусоммороженого — этовашсобственныйвкусовойопыт. Таккакиежеувасоснованиядумать, чтоподобнаявзаимосвязьимеетместоиудругихлюдей? Чтопротиворечивоговтом, чтошоколаднавкусдругогочеловекатаковже, какваниль — наваш, инаоборот?

Этотжевопросможнозадатьипоповодудругихформопыта. Откудавызнаете, чтокрасныйцветневоспринимаетсявашимприятелемтакже, каквами — желтый? Разумеется, есливыспроситеего, какогоцветапожарнаямашина, тоонответит: красного, каккровь, анежелтого, какодуванчик. Ноответиттакпотому, что, какивы, используетслово «красный» дляописанияцветапожарноймашиныикрови, каконэтотцветвоспринимаетинезависимооттого, каков бы этотцветнибылнасамомделе. Возможно, длянегоэтототцвет, которыйвыназываетежелтымилисиним, аможет, этотакойцвет, какоговыникогданевиделиидаженеможетесебепредставить.

Чтобыопровергнутьсказанное, вампридетсядопустить, чтовкусовыеицветовыевосприятияединообразноинеизменновзаимосвязанысопределеннымифизическимираздражениямиоргановчувствувсехлюдей. Однакоскептиксказалбы, чтоникакихсвидетельстввпользуподобногодопущенияуваснет; авсилусамогохарактерапоследнегои не может быть, посколькувашемунаблюдениюдоступнаподобнаявзаимосвязьтольковвашемжесобственномслучае.

Столкнувшисьсэтимвозражением, вамприходитсясогласиться, чтовнеместькое-какойрезон. Соотношениемеждуфизическимираздражителямиивосприятиямиможетинебытьвточноститемжесамымуразныхлюдей: вкусовыеицветовыеощущенияудвухлюбителейодногоитогосортамороженогомогутнесколькоотличаться. Вэтомнетничегоудивительного, учитывая, чтовселюдифизическивчем-тоотличаютсядруготдруга. Новыможетесказать, чторазличияввосприятияхнемогутбытьслишкомвелики, иначемысмоглибыэтосразузаметить. Например, поможетбыть, чтобышоколадноемороженоебылонавкусдлявашегоприятелятакимже, какдляваслимон — впротивномслучаевыбыувиделиэтоповыражениюеголица.

Заметимсебе, чтопоследнееутверждениеисходитиздопущенияужедругойобщейдлявсехлюдейвзаимосвязи — взаимосвязимеждувнутреннимопытомиопределенногороданаблюдаемымиреакциями. Ноиздесьостаетсявсилевсетотжевопрос. Ведьсвязьмеждуперекошеннымлицомитем, чтовыназываетекислятинойнавкус, вынаблюдаететольковсвоемсобственномслучае: откудавызнаете, чтотажесамаясвязьсуществуетивдругихлюдях? Аможет, ротвашегоприятеляскривилсяоттогожеощущения, котороеиспытываетевы, когдаедитеовсянку?

Еслимыбудемпоследовательноинастойчивозадаватьсебеподобныевопросы, топерейдемотумеренногоибезобидногоскептицизма («Одинлиитотжевкусушоколадногомороженогодлявасивашегоприятеля? ») кскептицизмугораздоболеерадикальному: аестьливообщехоть какое-то сходствоиподобиемеждувашимииеговосприятиямиипереживаниями? Откудавамизвестно, что, кладячто-товрот, онвообщеиспытываетощущение, котороевыназываете вкусом? Авдругэтонечтотакое, чтовыназвалибызвуком, илинечтодажевовсенепохожеениначтоизтого, чтовыкогда-либоиспытывалиилимоглисебевообразить?

Еслиидальшерассуждатьвтомжедухе, мыпридем, вконечномсчете, ксамомурадикальномускептицизмувовсем, чтокасаетсясознаниядругихлюдей. Счеговывзялидаже, чтовашприятельнаделенсознанием? Откудавызнаете, что вообще существуют какие-то другие сознания, кромевашегособственного?

Единственнымнепосредственнодоступнымвашемунаблюдениюпримеромвзаимосвязимеждусознанием, поведением, анатомиейивнешнимифизическимифакторамиявляетсявашсобственныйопыт. Дажееслибыудругихлюдейиживотныхнебылобыникакихпереживанийивосприятий, вообщеникакойвнутреннейпсихическойжизниионипредставлялибысобойвсеголишьсложныебиологическиемашины, — внешнеонивыгляделибыдлявасточнотакже. Такоткудажевызнаете, чтоонинетаковы? Откудавызнаете, чтовседругиесуществавокругвас — нелишенныесознанияроботы? Ведьвыженикогданезаглядываливнутрьихсознания — даэтопопростуиневозможно, — аихфизическоеповедение, возможно, целикомобусловленочистофизическимипричинами. Можетбыть, увашихблизких, соседей, увашейкошкиилисобаки вообще нет никаких внутренних переживаний. Атакэтоилинетак — выникоимобразоминикогданесможетеустановить.

Вынеможетедажесослатьсянасвидетельстваихповедения, включаяито, чтоонисамиговорятпоэтомуповоду, посколькуэтопредполагалобывнихтакуюжевзаимосвязьвнешнегоповедениясвнутреннимопытом, какувассамих; нокакразэто-товаминеизвестно.

Допускаявозможность, чтониктоизокружающихнеобладаетсознанием, испытываешьжутковатоечувство. Соднойстороны, такаявозможностьвполнелогическимыслима, иникакимисвидетельствамииочевидностямивыееполностьюнеопровергнете. Сдругой — этонечтотакое, ввозможностьчеговыневсостоянии по-настоящему поверить: выинстинктивноубеждены, чтововсехэтихтелахприсутствуетсознание, чтоэтиглазавидят, ауши — слышат. Ноеслиэтоубеждениеинстинктивно, можетлионобытьподлиннымзнанием? Еслиужвыдопускаетевозможностьошибочностисвоейверывсуществованиедругихсознаний, торазвененужныкакие-тоболеевескиеоснования, чтобыэтуверуоправдать?

Уэтоговопросаестьидругаясторона, котораяведетмысльвсовершенноиномнаправлении.

Какправило, вповседневнойжизнивсемыисходимизубеждениявсознательностиокружающих; оченьмногиеубеждены, чтосознаниемодаренытакжемлекопитающиеиптицы. Новотввопросеотом, сознаютлирыбы, насекомые, червиилимедузы, мнениялюдейрасходятся. Ещеболеесомнительно, чтосознательнымивосприятиямиобладаютодноклеточныесуществавродеамебыиинфузории, хотяиэтисозданияявственнореагируютнаразнообразныераздражители. Большинствоизнасубеждены, чтоурастенийнетсознания, иужпрактическиниктоневеритвсознаниекамня, горногоозера, автомобиляилисигареты. Большинствоизнастакже — есливновьприбегнутькпримеруизбиологии — сказалибы, поразмыслив, чтоотдельныеклетки, изкоторыхсостоитнашетело, неиспытываютникакихсознательныхвосприятий.

Нооткудамывсеэтознаем? Счеговывзяли, чтодеревупобольно, когдавыобрубаетеунегосук? Стоготолько, чтоононеможетвыразитьсвоейболи, посколькунеможетдвигаться? (Аможет, ему нравится, когдаснегосрезаютвет-ни? ) Откудавызнаете, может, клеткивашейсердечноймышцыиспытываютбольикрайнееволнение, когдавывскачьизбегаетепокрутойлестнице? Почемувыуверены, чтовашносовойплатокничегонечувствует, когдавыприбегаетекнемупринасморке?

Акакнасчеткомпьютеров? Допустим, чтоихразвитиедостиглоуровня, когдаонимогутуправлятьроботом, которыйвнешненеотличимотсобаки, ведетсебяоченьпохожеиспособенксложнойориентациивокружающейсреде — ноприэтомвнутриостаетсяпростомножествоммикросхемикремниевыхчипов. Моглибымыкаким-нибудьобразомузнать, обладаютилинеттакиемашинысознанием?

Конечно, приведенныепримерыотличаютсядруготдруга. Еслинекаявещьнеспособнадвигаться, онаникакнеможетподтвердитьсвоимповедениемналичиечувствивосприятий. Иеслиэтонеорганизместественногопроисхождения, топосвоемувнутреннемуустройствуонбудетрадикальноотличатьсяотнас. Нокакиеунасоснованияполагать, чтотолькотеобъекты, чьеповедениечем-тонапоминаетнашеичьявидимаяфизическаяструктуравобщихчертахсходнаснашейже, — чтотолькоониспособныхотьна какие-нибудь восприятияипереживания? Весьмавозможно, чтодеревьятожечувствуют, толькоихчувствасовершеннонепохожинанаши, амыневсостояниинипонятьэтичувства, ниубедитьсявихналичии, посколькунамнедоступнавзаимосвязьмеждуихвнутреннимопытом, еговнешнимпроявлениемисоответствующимвоздействиемфизическихусловий. Мымоглибыустановитьподобнуювзаимосвязьлишьвтомслучае, еслибынамодновременнобылидоступныдлянаблюденияивнутреннийопыт, иегообнаружениевовнешнихпроявлениях. Нонепосредственныйдоступквнутреннемуопытувозможендлянастольковнашемсобственномслучае. Потойжесамойпричинемыникоимобразомнеможемубедиться в отсутствии каких-либопереживаний, азначит, икакой-либовзаимосвязиподобногорода, вовсехиныхслучаях. Основанийутверждать, чтодеревоничего нечувствует, уваснебольше, чемзаявлять, чтоучервяка есть внутреннийопыт — ведьвобоихслучаяхзаглянутьвнутрьневозможно.

Итак, вопросзаключаетсявследующем: чтовынасамомделеможетезнатьосознательнойжизнидругихсуществпомимотогофакта, чтосами-товысознаниемобладаете? Неможетлиоказатьсятак, чтосознательнойжизнинасветегораздоменьше, чемвыпредполагаете (вообщеникакой, кромевашей), илиже, наоборот, гораздобольше (онаприсущадажетемобъектам, которыевысчиталиполностьюлишеннымикакого-либосознания)?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.