|
|||
Томас НАГЕЛЬ. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. Thomas Nagel «What Does It All Mean? A Very Short Introduction to Philosophy». I. Книги. 1 ВВЕДЕНИЕСтр 1 из 9Следующая ⇒
Томас НАГЕЛЬ Что все это значит? Очень краткое введение в философию Thomas Nagel «What Does It All Mean? A Very Short Introduction to Philosophy» ИНФОРМАЦИЯОБАВТОРЕ 1 ВВЕДЕНИЕ 2 ОТКУДАМЫВООБЩЕЧТО-ЛИБОЗНАЕМ? 3 ДРУГИЕСОЗНАНИЯ 4 ПРОБЛЕМА «СОЗНАНИЕ — ТЕЛО» 5 ЗНАЧЕНИЕСЛОВ 6 СВОБОДАВОЛИ 7 ДОБРОИЗЛО 8 СПРАВЕДЛИВОСТЬ 9 СМЕРТЬ 10 СМЫСЛЖИЗНИ I. Книги 4. What Does It All Mean? A Very Short Introduction to Philosophy. Oxford University Press, 1987 Переведенанагреческий (1989); итальянский (1989); немецкий (1990); голландский (1990); датский (1991); шведский (1991); словацкий (1991); французский (1993); китайский (1993); японский (1993); польский (1993); румынский (1994); словенский (1995); испанский (1996); португальский (1996); корейский (1999) языкиинаиврит (1994). 5. Equality and Partiality. Oxford University Press, 1991 Переведенанаитальянский (1993); французский (1994); немецкий (1994); испанский (1996) языки. 6. Die Grenzen derObjektivitat. (сборникпереводов) Stuttgart, Reclam, 1991. 7. Other Minds: Critical Essays, 1969—1994. Oxford University Press, 1995. Переведенанаиспанский (впечати) язык. 8. The Last Word. Oxford University Press, 1997. Переведенанарумынский (1998); португальский (1999); итальянский (1999); немецкий (1999); испанский (впечати); голландский (впечати); польский (впечати); венгерский (впечати) языки. 1 ВВЕДЕНИЕ Этакнигапредставляетсобойкраткоевведениевфилософию, рассчитанноеналюдей, совершеннонезнакомыхспредметом. Обычнолюдиизучаютфилософиютольковколледже, иядопускаю, чтобольшинствомоихчитателейбудутвстуденческомвозрастеилипостарше. Ноэтоникакнесвязаноссущностьюсамойфилософии, иябылбыоченьрад, еслибымоякнигавызвалаинтерестакжеиусмышленыхстаршеклассников, имеющихсклонностькабстрактнымразмышлениямитеоретическимаргументам — есликто-нибудьизнихеепрочитает. Нашианалитическиеспособностизачастуюдостигаютвысокогоуровняразвитияещедотого, какмыуспеваемосвоитьобширныезнанияобокружающеммире. Иужекчетырнадцатигодаммногиеподросткиначинаютсамостоятельноразмышлятьнадсугубофилософскимипроблемами: чтосуществуетнасамомделе? можемлимычто-нибудьзнать? существуетлидействительнодоброизло? естьлиужизникакой-нибудьсмысл? означаетлисмертьконецвсему? Обэтихпроблемахписалитысячилет, ноисходныйматериалдляфилософствованиясодержитсянепосредственновсамоммиреинашемотношениикнему, авовсеневсочиненияхмыслителейпрошлого. Вотпочемуэтипроблемывновьивновьвозникаютвголовахлюдей, которыеникогдаиничегопронихнечитали. Этакниганапрямуюзнакомитвассдевятьюфилософскимипроблемами, каждаяизкоторыхможетбытьосмысленасамапосебе, безотсылоккисториимысли. Янесобираюсьобсуждатьвеликиефилософскиекнигипрошлогоилижекультурныйконтекст, вкоторыхонибылисозданы. Смысловойцентрфилософиисоставляютопределенныевопросы, вкоторыхрефлективноечеловеческоесознаниевидитзагадкуикоторыеприводятеговзамешательство. Инапрямуюразмышлятьоних — лучшийспособприступитькизучениюфилософии. Вставнаэтотпуть, высможетелучшепонятьиоценитьусилиятех, ктоужепыталсярешитьэтижесамыепроблемы. Философиянепохожанинаестествознание, нинаматематику. Вотличиеотпервого, онанеможетоперетьсянанаблюдениеиэксперимент, нотольконамышление. Вотличиеотвторой, онанерасполагаетформальнымиметодамидоказательства. Философскоеисследование — этоименнопостановкавопросовиихосмысление, формулировкаидейипоискаргументовпоихопровержению, атакжеизучениетого, какнасамомделеработаютнашипонятияиконцепции. Главнаязаботафилософии — критическиисследоватьиосмыслитьсамыеобыкновенныеидеи, которымикаждыйизнас, незадумываясь, пользуетсяизоднявдень. Историкзадаетсявопросомотом, чтослучилосьвтакой-томоментпрошлого, афилософспрашивает: «Ачтотакоевремя? » Математикисследуетотношениямеждучислами, афилософспрашивает: «Чтоестьчисло? » Физикзанятстроениематомаиобъяснениемгравитации, афилософспрашивает: «Откудамызнаем, чтовообщечто-либосуществуетвненашегосознания? » Психологизучаетпроцессовладенияязыкомудетей, афилософспрашивает: «Чтопридаетсловамсмысл? » Кого-товолнуетвопрос: допустимолипроскочитьвкинотеатрбезбилета? Философжеспрашивает: «Чтоделаетнашипоступкиправильнымиилинеправильными? » Мыживем, побольшейчастинезадумываясьнадпонятиямивремени, числа, знания, языка, добраизла, считаявсеэточем-тоочевидным, самособойразумеющимся. Нофилософияисследуетэтипредметысамипосебе, кактаковые. Еецель — хотьнемногопродвинутьсявнашемпониманиимираисамихсебя. Разумеется, этонетакпросто. Чемфундаментальнеетепонятия, которыевыпытаетесьосмыслить, темменьшеввашемраспоряженииисследовательскихинструментов. Нетакужмноговыможетесчестьочевиднымилипринятьнаверу. Такчто, философия — этовчем-товесьмаивесьмастранноезанятиесточкизренияздравогосмысла, темболеечтолишьоченьнемногиееерезультатыостаютсянеоспореннымихотьсколько-нибудьдолгоевремя. Посколькуяубежден, чтофилософиюлучшевсегоизучать, размышляянадконкретными, характернымидлянеевопросами, янестанураспространятьсянасчетееобщейприроды. Мырассмотримследующиедевятьфилософскихпроблем: Знаниеомире, существующемзапределаминашегосознания. Знаниеосознаниидругихлюдей. Отношениемеждусознаниемимозгом. Каквозможенязык? Обладаемлимысвободойволи? Основаниеморали. Какоенеравенствонесправедливо? Сущностьсмерти. Смыслжизни. Этовсеголишьизбранныйкругпроблем — помимонихестьещевеликоемножестводругих. Всесказанноемноювэтойкнигеотражаетмойличныйвзгляднаданныепроблемыинеобязательносовпадаетсмнениембольшинствафилософов. Да, наверное, убольшинствафилософовивообщенетсогласияпоуказаннымвопросам: философывечноспорят, иокаждойфилософскойпроблемесуществуетбольшедвухмнений. Моежеличноемнениетаково: вбольшинствесвоемэтипроблемытакдосихпоринерешены, анекоторыеизних, возможно, небудутрешеныникогда. Нояинеставлюсвоейцельюздесьдаватьответы — дажете, которыесамсчитаюправильными. Моязадача — помочьвамсоставитьсамоеобщее, предварительноепредставлениеобэтихпроблемах, стемчтобывымоглисамостоятельнопоразмышлятьнадними. Преждечемпогрузитьсявизучениемногочисленныхфилософскихучений, весьмаполезносамомупочувствоватьзагадочностьвопросов, накоторыеонипытаютсяответить, самомуполоматьнаднимиголову. Алучшийспособдляэтого — присмотретьсякнекоторымвозможнымрешениямипостаратьсяпонять, вчемонинеудовлетворительны. Япостараюсьоставитьобсуждаемыевопросыоткрытыми, ноеслидажеивыскажусвоюсобственнуюточкузрения, товамнетникакойнеобходимостидоверятьей, есливынесочтетеееубедительной. Насветесуществуетмножествозамечательныхкнигвжанревведениявфилософию, содержащихподборкиизвлеченийизпроизведенийкаквеликихмыслителейпрошлого, такисовременныхфилософов. Этанебольшаякнижканеможетихзаменить, новсежеянадеюсь, чтоонадаетперовоепредставлениеофилософии, делаяэтосмаксимальнойясностьюипростотой. Если, прочитавее, вырешитесьвзятьсязаследующуюкнигупофилософии, тосамиувидите, скольмногоеещеможносказатьобэтихпроблемахвдобавокксказанномумною.
|
|||
|